ШЛЮЗОВОЙ ОТСЕК
герметич. отсек космич. корабля или орбит. станции, служащий для выхода космонавтов из КК в открытый космос без разгерметизации кабины. Ш. о. имеет 2 герметич. люка, один из к-рых сообщается с кабиной КК, а другой — с окружающим космич. пространством. После перехода космонавта в скафандре из кабины в Ш. о. находящаяся в нём атмосфера выпускается наружу, и космонавт через внеш. люк выходит из КК. После возвращения космонавта в КК и закрытия внеш. люка давление повышается, и космонавт через внутр. люк переходит в кабину. Впервые Ш. о. был применён на сов. КК «Восход-2» при выходе А. Леонова в открытый космос (1965). При полёте КК «Союз» в качестве Ш. о. использовался орбит. отсек КК. при полёте орбит. станций — переходный отсек.
Большой энциклопедический политехнический словарь . 2004 .
Смотреть что такое «ШЛЮЗОВОЙ ОТСЕК» в других словарях:
Шлюзовой отсек — герметичный отсек (камера) для выхода человека из космического аппарата, подводной лодки, отсека корабля или барокамеры и возвращения обратно без разгерметизации объекта. Имеет входной и выходной люки. Для выхода из объекта давление в шлюховом… … Морской словарь
ШЛЮЗОВОЙ ОТСЕК — специальный герметичный отсек (камера) для выхода человека из космического корабля, орбитальной станции, подводной лодки или барокамеры и возвращения обратно без разгерметизации объекта; имеет входной и выходной герметичные люки, один из которых… … Большая политехническая энциклопедия
ШЛЮЗОВОЙ ОТСЕК — герметич. камера для выхода из объекта и возвращения обратно без его разгерметизации. Перед выходом из объекта и входом в него давление в Ш.о. выравнивается с давлением … Энциклопедия РВСН
шлюзовой отсек космического аппарата — 142 шлюзовой отсек космического аппарата: Отсек космического аппарата, предназначенный для обеспечения сообщений герметичного отсека без его разгерметизации с космическим пространством или негерметичным отсеком. Источник: ГОСТ Р 53802 2010:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
шлюзовой — см. шлюз; а/я, о/е. Шлюзово/й щит. Ш ая камера. Шлюзово/й отсек … Словарь многих выражений
Внекорабельная деятельность космонавтов (таблица) — Основная статья: Выход в открытый космос Содержание 1 Введение 2 Выходы с 1 го по 50 й (1965 1984 годы) … Википедия
Квест (модуль МКС) — У этого термина существуют и другие значения, см. Квест (значения). Шлюзовой отсек «Квест» Совместный Шлюзовой отсек «КВЕСТ» (анг … Википедия
ГОСТ Р 53802-2010: Системы и комплексы космические. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53802 2010: Системы и комплексы космические. Термины и определения оригинал документа: 5 авиационный космический комплекс; АКК: Космический комплекс, в котором средством выведения и стартовым комплексом орбитальных технических … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
STS-104 — Эмблема Полётные данные корабля Название корабля … Википедия
Последовательность сборки МКС — В статье описывается последовательность сборки основных компонентов «Международной Космической Станции» … Википедия
Источник
Что такое шлюз космос
ШЛЮЗ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ
В современной космонавтике выход в открытый космос производиться из специальной камеры, закрывающейся на два люка.
В истории звёздоплавания бывали случаи, когда системы замков и шарниров давали сбои. В реальном межзвёздном полёте связь, в том числе радиосвязь будет затруднена. Поэтому экипажу придётся самостоятельно принимать сложные решения в экстремальной ситуации.
В частности заклинившие люки, например от перепада давления и температуры, будет невозможно восстановить.
Однако выход в открытый космос практически неизбежен, и совершенно необходим для нормальной, безопасной эксплуатации космической техники.
Поэтому необходима принципиально новая система шлюзования, исключающая неоправданно сложную систему замков шарниров и резиновых прокладок.
Новый шлюз должен состоять из трёх стенок расположенных друг к другу под углом 120 о и закреплённые на одной подвижной оси.
Космонавт располагается между двух стенок и закрепляется фалом. После этого производится поворот системы на 180 о и космонавт оказывается в открытом космическом пространстве. Затем он покидает шлюзовую камеру и по специальным трапам из скоб перемещается на внешний корпус корабля или станции, используя систему фалов, скоб и зеркальце.
Стенки шлюза должны быть прозрачными, что необходимо для правильного психологического настроя перед выходом.
Так же внутренние стенки шлюза должны быть покрыты специальной мягкой, не обязательно прочной, оболочкой.
Между оболочкой и внутренними стенками шлюза можно подавать воздух или какой-либо другой газ для комфортного выталкивания звездоплавателя в космос.
Данная схема обеспечит надёжное шлюзование космонавта, проста в эксплуатации и легко ремонтируема. Она устойчива к внешним и внутренним перепадам температур и давления, а так же не подвержена деформации.
Альнитак . Екатеринбург. 14.10.2009
Источник
Шлюз «Волга» – для первого выхода в открытый космос
Проблема состояла в том, что аппаратура КК «Восход» не предусматривала возможность длительной работы в условиях вакуума, а вывести на орбиту шлюз вместе с пилотируемой капсулой не позволяли габариты ракеты-носителя и применявшегося обтекателя. В то же время хорошим подспорьем было короткое время (15-20 мин) предполагаемого выхода в открытый космос.
Прорабатывались различные схемы телескопического шлюза, но специалистами Завода № 918, переименованного в 1964 году в предприятие «Звезда» (ныне АО «НПП «Звезда»), была предложена схема шлюзовой камеры (далее ШК) с мягкой надувной оболочкой, расправляющейся только на орбите за счёт подачи в камеры газа непосредственно перед её применением и последующим отстрелом после возвращения космонавта в герметичный отсек корабля. Такое решение позволяло запустить КК с установленной на него ШК без существенных доработок как корабля «Восход», так и обтекателя ракеты-носителя.
Параллельно с разработкой шлюзовой камеры на заводе «Звезда» шла разработка и скафандра «Беркут» для выхода в открытый космос. Совместная работа конструкторов из разных отделов, занимающихся шлюзовой камерой и скафандром, позволила обеспечить высокую сочетаемость изделий и отработать приемлемую схему шлюзования, несмотря на отсутствие опыта выходов в открытый космос.
Конструкция ШК «Волга»
Из книги «Космические скафандры России»:
Впервые ШК «Волга» была использована в автоматическом полёте КК «Восхода» (Космос-57) 22.02.1965 г., а спустя буквально месяц при выходе А. А. Леонова в открытый космос, который состоялся 18 марта 1965 года. Остальные образцы изготовленных изделий (ещё 5 штук) применялись во время испытаний на «Звезде», в том числе в ЛИИ в воздушной лаборатории на базе Ту-104.
Три сохранившихся не летавших образца можно увидеть в музеях АО «НПП «Звезда» (фотографии именно этого шлюза представлены в статье), а также в музеях РКК «Энергии» и московском музее космонавтики. Ещё два образца были переданы в зарубежные частные коллекции.
А что у них?
Американская фирма Lockheed Nissiles end Space Co также разрабатывала телескопический воздушный люк для космических кораблей. Его вес составлял около 16 кг, изготовлен он был из эластичного материала с нитяной обмоткой и прокладкой из газонепроницаемой резины на основе бутил-каучука.
Источник
Как происходит шлюзование при выходе в открытый космос и почему это длительный процесс
В этой статье я затрону тему шлюзования при выходе в открытый космос.
Если в речном/морском/ремонтном шлюзе меняется уровень воды, то в космическом – уровень давления.
По всем канонам космонавтики, допускается два способа выхода в открытый космос:
1-при полной разгерметизации ПК
Этот вариант был особенно актуален на заре космонавтики и чаще всего применялся американскими астронавтами, в т.ч. во время миссии на Луну. В советской лунной программе тоже предусматривалась полная разгерметизация лунного корабля и командного модуля, причем трижды.
Это к вопросу, почему советская лунная программа была намного рискованней, чем американская.
Данный тип выхода в открытый космос оправдан только в кораблях с небольшим внутренним объемом, рассчитанным на 1-2 «пассажиров».
2-покидания корабля через шлюз.
В этом случае, разгерметизации подлежит только предназначенный для этого отсек (шлюз), в то время, как остальная часть космического корабля/станции продолжает свою жизнедеятельность в штатном режиме.
В настоящее время, используется только второй способ.
Процесс шлюзования – длительный процесс
Если детально рассмотреть процесс шлюзования, то он окажется не таким простым, как закрыть/открыть люк и сбросить давление.
Прежде всего, космонавты проводят проверку работоспособности скафандра (далее СК), одевают костюм водяного охлаждения (далее КВО) (о котором я написал отдельную статью) , входят в скафандр и подключают связь, медицину, костюм КВО к его системе жизнеобеспечения, которая на первом этапе работает от борта космической станции.
Только после полной проверки всех систем и герметичности СК, закрывается переборка между шлюзом и станцией и происходит небольшой сброс давления (до эквивалента высоте 2,5-3км) в шлюзе и соответственно в СК.
Затем, космонавты включают инжектор СК и осуществляют продувку скафандра чистым кислородом, что бы из внутренних полостей СК полностью удалить молекулы азота.
После пятиминутной продувки кислородом, начинается получасовая десатурация – выведение азота уже из организма для профилактики высотно-компрессионной болезни.
После завершения десатурации, начинается окончательный и плавный сброс давления в шлюзовой камере и скафандре. На отметке давления 300-310мм.рт. скафандр и шлюзовая камера расходятся своими путями: давление в шлюзовой камере продолжает плавно опускаться до абсолютного вакуума, а в скафандре продолжает автоматически поддерживаться на уровне 300-310мм.рт. По мере падения давления в шлюзовой камере, в СК увеличивается избыточное давление по отношению к внешней среде и в рабочем режиме составляет 0,4 кгс/см2.
Все это время, питание скафандра продолжается от борта станции, а переход на автономное питание происходит уже в условиях вакуума.
Как видите, космонавты тратят достаточно много времени еще до того, как отстыкуют колодку питания СК и включится таймер отсчета автономной работы скафандра. Именно это время принято считать длительностью внекорабельной деятельности (далее ВКД).
Все, что делается «с еще», или «уже» подстыкованной колодкой питания, в «зачет» автономной работы входит.
Обратное шлюзование, тоже занимает более 40-60 минут. Первым делом, происходит стыковка колодки и скафандр переходит на питание от борта станции.
Далее идет тридцатиминутный процесс сушки сублиматора, и только после этого, в шлюзовой камере плавно начинает нагнетаться давление.
По мере повышения давления до 300-310мм.рт.ст., в скафандре постепенно падает избыточное давление и на отметке порядка 300мм.рт. давление в СК и шлюзе полностью выравнивается, а затем, продолжает повышаться до показателей в обитаемой части орбитальной станции.
Таким образом, услышав в новостях о том, что космонавты осуществили восьмичасовой выход в открытый космос, нужно учитывать, что к этому времени следует добавить еще час-полтора, которые космонавт провел в скафандре до того, как отстыковал колодку питания от бортовой системы, и еще 40-60 минут до того, как была открыта дверца скафандра.
Не смотря на то, что в находящемся под давлением скафандре образуется относительно много свободного места, позволяющего космонавту двигать руками и ногами, имеется устройство для питья воды, все это время космонавт находиться в условиях ограниченной подвижности, что требует не только физических, но и психологических сил. Подтверждением высокой физической и психо-эмоциональной нагрузки, служит потеря веса до нескольких килограмм, которые космонавт теряет во время ВКД.
Источник
Готов первый коммерческий шлюз МКС – видео его работы
Доставит воздушный шлюз на МКС ракета SpaceX Falcon 9. Это первый в своем роде коммерческий воздушный шлюз, предназначенный для доставки полезных нагрузок и других материалов с борта герметичной космической станции во внешний вакуум.
Его разработкой и строительством занималась компания Nanoracks. До сих пор она не строила ничего столь масштабного, специализируясь на о оборудовании для работы в космосе. Компания также разработала собственные средства развертывания спутников, которые используются для вывода крошечных космических кораблей на орбиту.
То есть данный коммерческий воздушный шлюз, получивший название Bishop, стал самым амбициозным проектом Nanoracks.
Металлическая конструкция, имеющая форму колпака, присоединяется к шлюзу МКС, создавая небольшой округлый выступ на внешней стороне орбитальной станции. Зажимы и механизмы по краям порта обеспечивают герметизацию. Затем космонавты смогут передавать через шлюз различные вещи.
Когда предмет оказывается внутри «Бишопа», космонавты закрывают люк порта и откачивают воздух из шлюза. Затем роботизированная рука на внешней стороне космической станции производит захват «Бишопа», отсоединяет его от порта и протягивает, например, космонавтам, находящимся снаружи станции, после чего шлюз устанавливается на прежнее место. Это только один из способов использования нового шлюза.
Источник