До наших дней сохранилось несколько летописных и народных преданий о том, что солнце было почитаемо славянами.
Солнце — источник жизни на земле. В славянской мифологии оно вместе с месяцем и отдельными планетами персонифицируется, наделяется эпитетами «красное», «ясное», «жаркое» и т. п. Каждые сутки солнце окунается в море или уходит за край земли (под землю), чтобы немного остыть и затем появиться вновь. В определенные дни оно «брачуется» с землей («играет»); его годовому циклу подчинен год славянского земледельца.
В летописях встречаются выражения, косвенно указывающие на старинные верования наших предков в участие солнца в делах человеческих: «сего не потерпя солнце лучи скры» — «погибе солнце и бысть яко месяц, его же глаголют невегласи: снедаем солнце».
Солнце было почитаемо с одной стороны, как небесное светило, находящееся в середине света, всё освещающее, и как Бог, как Царь-Солнце. Царство его славяне представляли где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают и к нам, а чертоги (хоромы, дворец, палата) его находились на высоких, священных горах. Существует предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белу свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.
Бог солнца у славян имеет 4 лица или ипостаси соответствующих временам года. Каждый сезон солнце олицетворяет отдельный бог.
Каждый имеет свой характер и конкретный образ:
зима — Хорс;
весна — Ярило;
лето — Даждьбог;
осень – Сварог.
Древние славяне с уважением относились к заповедям каждого бога солнца и в честь каждого из них был свой день чествования (празднования).
Представление древних славян о Солнце и Земле связаны и неразрывны. Солнце было почитаемо как святой Владыка неба, земли и людей. Верили, что от него зависят звёзды и ветры, урожай и погода; верили, что людям добрым солнце помогает, оступившихся наказывает. Солнце также считали защитником сирот и покровителем семейного покоя и счастья, поэтому каждая семья должна была иметь его образ. И самое интересное, что к Солнцу, как владыке всего, обращались с молитвой не только в беде или болезни, но и постоянно, каждый день.
Самый популярный славянский символ Солнца – это Коловрат. Славяне верили, что этот оберег помогает им, дарит силу и энергию самого Солнца, здоровье тела и крепость духа, защиту от всего плохого, удачу в добрых делах и начинаниях, а также плодородие земель и богатый урожай.
Так как славяне замечали зависимость фазы небесного светила от смены времени года, то за каждый сезон нес ответственность определенный Бог, в общем, их было четыре:
Хорс – его время было с зимнего солнцестояния и до весеннего.
Ярило – отвечал он за период, начиная с весеннего солнцестояния и до летнего.
Даждьбог – входил он во власть, начиная с летнего и до осеннего солнцестояния.
Сварог – почитали его, начиная с осеннего солнцестояния и до зимнего. Сварог – Бог огня и неба.
Хотя по некоторым исследованиям, славянский бог солнца — это сын Сварога. Считается, что верховное божество Сварог порождало двоих сыновей: Солнце и Огонь.
В любой древней религии солнце занимало важной место в жизни человека. Оно символизирует будущее и настоящее, с ним связана жизнь и тепло, оно неиссякаемый источник силы и добра.
Благодаря наблюдению за солнцем люди научились предсказывать будущее, составили календарь, научились прогнозировать погоду и разгул стихий.
Обереги с символами солнца наделены колоссальной защитной энергией и доступны в ношении каждому.
Изображение солнца присутствует в наскальной живописи, нанесено на орудия труда, оружие, одежду, украшения. Изображения имеют разнообразие в начертании, однако сакральный смысл всегда един.
Символ солнца олицетворяет естественность и непрерывность течения времени во всех культурах мира. Помимо общего смысла каждая культура имеет свое сакральное значение солярных знаков.
Розенкрейцеры — древнее тайное общество, вокруг которого сложено немало легенд. Согласно некоторым документам Д.М.О.Р.К. является мировым философским традиционным, посвященческим движением. Русскоязычная юрисдикция ДМОРК официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ.
Развитие своих «экстрасенсорных мышц» — это процесс, который весьма похож на физическую тренировку. Под экстрасенсорикой чаще всего понимается такое восприятие, которое не использует обычные органы чувств и выходит за пределы человеческих возможностей. Есть различные методики и способы развития экстрасенсорных способностей.
Одна из простейших мантр на очищение звучит так: «Синхих Канальхих», которую можно перевести, как: «я чист» Некоторые благодаря этой молитве смогли раскрыть дар ясновидения в себе.
Скандинавские богини и существа имеют огромное количеств черт, присущих только людям. Эти сходства встречаются как во внешности. Главная из богинь — Фригг, супруга Одина. Ей ведомы судьбы всех людей и богов, не исключая и судьбы, уготованной её сыну Бальдру.
Специалисты цыганского психологического гипноза знают, что любой человек замирает, сковывается, широко раскрывает По своей сути техника цыганского гипноза является самой распространенной разновидностью «обработки» выбранной жертвы.
До начала практики стоит изучить мантры для процветания и богатства, выбрать текст. Для упрощения запоминания слов надо найти перевод, аудиозапись исполненной мастером молитвы. У мантры процветания, богатства есть мгновенный и накопительный эффект.
Азелта Санктум. Портал об эзотерических секретах
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
архитектура (21)
библиотека (26)
Справочники, энциклопедии (7)
Братья меньшие (12)
Всё для дневника (46)
клипарты (3)
плееры (1)
подсказки (24)
схемы для дневника (11)
фотошоп,фотография (5)
генераторы (3)
дети (70)
здоровье малыша (1)
игры (5)
мультфильмы (7)
развитие ребёнка (41)
стихи для детей (10)
эти дети (5)
живопись,художники. (49)
здоровье,красота (182)
аптека (4)
лекарственные растения (31)
лечебные чаи,отвары (25)
литература (3)
ЛФК (13)
народные средства,советы (59)
питание (18)
причины болезней,душевное здоровье (14)
интересно (49)
интерьер (11)
информеры,календари (5)
Ирландия (3)
история (17)
казахстан (18)
мой город Костанай (8)
Китай (10)
клипарт (3)
комнатные растения (4)
комнатные цветы (17)
кулинария (312)
вторые блюда (44)
запеканки (10)
выпечка (76)
десерт (38)
заготовки (37)
закуски (26)
Кухни разных стран (10)
напитки (24)
оформление блюд (3)
первые блюда (8)
салаты (14)
соусы,приправы (11)
мода (19)
Моё (3)
музыка,песни (18)
ностальгия (2)
православие,вера (12)
праздники (44)
День Победы (18)
новый год (23)
приветствие (2)
притчи,мудрые мысли (9)
психология отношений (21)
путешествия по инету (37)
виртуальные туры (4)
природа (23)
Страны,обычаи,люди (2)
разное (1)
Рамки Эмэль (53)
кулинарные (2)
новогодние (22)
рамки для записей (28)
рамки зимние (4)
резьба по дереву (3)
рукоделие (258)
азбука вязания,уроки,узоры (24)
вышивка (19)
Вязание детям (13)
вязание для взрослых (20)
вязаные одеяла,пледы,салфетки (9)
вязаные поделки (32)
вязаные следки,носки (11)
декор (3)
ирландское кружево (13)
куклы,игрушки,обереги,поделки (19)
мыло (1)
солёное тесто (2)
точечная роспись (5)
холодный фарфор (5)
шитьё (9)
шитьё из лоскутков (33)
Русь,славяне (88)
сад,огород (124)
выращивание рассады (5)
защита растений (15)
ландшафтный дизайн (8)
своими руками (18)
советы огородников (37)
удобрения (6)
цветы (22)
сайты,ссылки (8)
советы (63)
стихи (27)
тайны,загадки, (89)
танцы (9)
театр (3)
тесты (2)
фильмы,актёры (22)
киносайты (1)
флеш (15)
флешмоб (2)
фоны,глиттеры (12)
шрифты,надписи (3)
юмор (18)
япония (8)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Солнце в русском фольклоре
Воскресенье, 29 Марта 2015 г. 15:49 + в цитатник
Monotype Corsiva»>
В древних славяно-русских сказаниях о богах Небо значится как светлый праотец и полновластный владыка Вселенной, а Земля — ее праматерь. От их великой связи во все стороны света белого расходятся причины всех других явлений бытия и небытия. Бог Неба обнимает и прикрывает собой всё существующее в поднебесном мире. Светила небесные — Солнце, Месяц и бесчисленные россыпи звезд — считаются его детьми, созданными им от своей плоти и крови.
Обожествляя животворное светило дня, люди отвели ему и особое жилище, куда оно удалялось на отдых после дневных трудов:
«И жилище это было, не на западе, открывающем Солнцу объятия перед наступлением ночи, которая считалась темной стихией и была связана с Чернобогом, а на востоке — в волшебном царстве Белобога, олицетворявшем собой стихию света-дня. Именно там, на востоке, согласно народному сказанию, стоял дивный дворец Солнца, весь построенный из чистого золота, каменьями-самоцветами разукрашенный. А вокруг дворца рос густой красивый сад: все яблони с золотыми яблоками. Распевали в том саду жар-птицы песни прекрасные. Посреди дворца высился алмазный, покрытый пурпуром, престол, на котором и отдыхало Красно Солнышко, скрывавшееся от темневшей земли. Но каждое утро садилось оно в свою лучезарную колесницу и выезжало, Светоносное, на белых, огнедышащих конях на свой небесный, проложенный тысячелетиями путь, неся миру благотворный свет и светлую радость. На Иванов день, когда оно, достигнув высшей точки стояния, поворачивало с лета на зиму, выезд Солнца совершался с особой торжественностью: в колесницу впрягались не белые кони, а серебряный, золотой да бриллиантовый».
Боготворя Солнце, народ русский величает его самыми ласковыми и значимыми именами. В выработанном тысячелетиями мировоззрении людей Солнце является добрым, праведным и многомилостивым, заботящимся обо всем живом мире. Ниспосылая тепло и свет, осыпая мир щедрыми дарами своего непостижимого для смертных могущества, оплодотворяя не только землю, но и недра земные, оно является в то же время и грозным судьею-карателем всякой темной силы-нечисти и всех ее слуг, нечестивых приспешников кривды. В его великой и непобедимой власти осчастливить мир своими благодеяниями, но в то же время — и обездолить засухой, неурожаем, моровыми поветриями, от которых не отчитаться никакими причитаниями, которые не заклясть никакими заговорами, но которые можно победить искренней мольбой, обращенной из глубины сердца народного, все к нему же — к пресветлому, всемогущему, всеправедному Солнцу Красному. Нет для Солнца ни богатых, ни бедных — проходят пред светлыми очами его лишь праведные и нечестивые. Всем одинаково раздает оно и дар и кару свою. И не было в те века для человека сильнее клятвенного обещания, чем упоминание имени этого светила. «Красна Солнышка не взвидать!», — клялся русский человек Солнцем, давая кому-либо обещание. «Ото всех уйдешь кривыми путями-дорогами, только не от очей солнечных», «никто не найдет кривду, а Солнышко Красное выведет и ее на чистую воду», «человек целый век правды ищет, да не находит, а стоит выйти на небо Солнышку — и правда перед ним» — говорил русский народ. Являясь олицетворением правды-истины, Солнце предстает в народной душе обличителем кривды: «у того совесть не чиста, кто не взглянет прямо в глаза Солнышку», «вор на Солнце не взглянет, а взглянет — так и глаза вытекут», «на Солнышко, что на смерть, во все глаза недобрый человек не взглянет».
А вот записанный древними простодушный, но поучительный, рассказ о каре Божьей за непочтительное отношение к Солнцу, который гласит:
«Это было давно, когда на Земле еще не было Солнца, и люди жили в потемках. И тогда Бог выпустил из-за пазухи Солнце. Все дались диву — смотрят и ума не приложат, откуда такое светло по небу льется. А пуще всех — бабы! Повынесли они решета, давай набирать света, чтоб внести его в хаты, да там посветить — хаты без окон строились. Поднимут решето к Солнцу, оно будто и наберется света полным полно, через край льется, а как только в хату придут — так ничего-то и нет. А Божье Солнышко все выше и выше над Землей поднимается, уж припекать стало. Вздурили бабы, сильно притомились за работой, хоть света и не добыли, а тут еще сверху жжет. И вышло тогда такое окаянство: начали они на Солнце браниться. Бог прогневался и превратил нечестивых в камень».
В древности люди относились к Солнцу настолько уважительно, что представляли его живым, одушевленным: как и человек, оно ходит, только по небу; как и человек, оно веселится и радуется — «играет», плачет и слезится — дождь сквозь солнце, отуманивается грусть-тоскою, закрываясь тучами; а «зимой, в морозную пору, станет ему невмоготу студено, наденет оно «рукавицы» да «наушники» — знай себе, идет путем-дорогою, с «пасолнцами» — ложными солнцами* — по бокам».
(Ложные солнца — явление солнечного отражения на небе. Они бывают двух видов: со светлым сиянием наверху — «столбы», или же на светлой раздвоившейся дуге — «уши».)
И при каких только случаях не вспоминается русскому человеку Красно Солнышко! «Солнце в мешок не поймаешь!» — махнет рукой мужик-простота, когда ему будут давать совет приняться за невыполнимое дело. «Солнышко — золото, да не про нас!» — подсмеиваются над своей бедностью люди. При упреке в отсутствии щедрости, оговариваются: «Не Солнышко, всех не обогреешь!» или же «И Солнце зимой не греет!» Остерегаясь суда, краснослов ответит: «Дальше Солнца не сошлют!» Ну, а когда подсмеиваются над чьей-либо излишней осторожностью, в ответ срывается: «И сокол выше Солнца не летает!» Крылатой народной молвою к «светилу светил небесных» было приурочено не мало пословиц, поговорок и различных присловий. Вот лишь некоторые из них: «Не пугай, зима, весна придет!», «Не страши, непогода, Солнышко выйдет, ведрышко!», «Взойдет Красно Солнце — прощай, Светел Месяц!», «Что мне золото — светило бы Солнышко!», «Без милого не прожить, без Солнышка не пробыть!».
С Солнцем связан не один десяток примет, подмеченных зорким глазом русского человека, например, «когда Солнышко закатилось, новой ковриги не починай: нищета одолеет», «не давай денег, да не заводи ни с кем спора, как зайдет Солнце». Не мало о Красном Солнышке могут сказать и простонародные русские загадки: «Что за красно яблочко по синей тарелочке катится?», «Что всегда ходит, а с места не сходит?», «Что скорее всех по земле идет?», «Что без огня горит?», «Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдет?», «Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не дос-танет: ни царь, ни царица, ни красная девица?», «Сито вито, кругловито, золотом покрыто, кто ни взглянет, всяк заплачет?», «Хозяин спит — овцы на выгоне, хозяин выглянет — овец не видно, хозяин спрячется — овцы опять обозначатся, кто это?». А вот загадки о солнечных лучах: «Барыня во дворе, рукава — в избе», «Белая кошка лезет в окошко», «Из ворот в ворота лежит щука золота», «Из окна в окно — золото бревно», «Секу-секу, не высеку, рублю-рублю, не вырублю, мету-мету, не вымету».
У многих народов с Солнцем связано представление о двух его сестрах: Утренней Заре (старшей) и Вечерней Заре (младшей). У древних славян существовала одна солнцева сестра — богиня Дева-Заря, будившая поутру Красно Солнышко, встречавшая его перед отправлением в путь-дорогу и провожавшая его домой к золотому дворцу в волшебное царство. «Заря-зоряница, солнцева сестрица, красная девица!» — величает ее в своих заговорах народная Русь, наделяя чудо-творной силою: разгонять тьму, убивать нечисть, оплодотворять семена злаков. На зорьке спрыскивали ключевой водой больных для излечения от тяжких недугов. По цвету зари примечали о погоде и гадали о судьбе: слишком яркий, багряный, кровавый цвет не предвещал добра. В народном воображении заря являлась олицетворением счастья-радости: «И над нашей крышею займется заря!» Перед глазами древнего русича Небо, величественное и недосягаемое, представлялось не только непостижимой тайной Вселенной, но и книгой божественных знаний — Звездной Книгой Вед или, в простонародье, «грамоткой», написанной по синему бархату. А об умении людей читать эту «грамотку» говорит следующее сказание: «На деревенской Руси, среди старожилов, всегда были свои самобытные звездочеты, не только знающие звезды, «блудячую» [планету], да «хвостатую» [комету] — появляющуюся к войне, к голоду, к моровому по-ветрию либо к какому-нибудь другому народному бедствию, но и различающие почти всякое светило в звездном царстве, раскинувшемся по звездному небу». Сказание, которое еще раз подтверждает не только житейскую мудрость и самобытную ученость наших далеких предков, но и существование на Руси связанных с Космическим Законом сакральных знаний, хранителями которых были звездочеты или древние астрономы-астрологи, коих в народе нарекали волхвами.
Приметы, связанные с Солнцем Зима: Кольцо вокруг солнца — к ненастью. Круг вокруг солнца — к продолжительным метелям с морозами. Солнце в кругу — к снегу, а в «рукавицах» — к стуже. У солнца «уши» выросли — к холодам. Солнце выходит столбом — к бурану. Чистый закат солнца в морозную погоду — морозы будут и дальше. На Татьяну (25 января) солнышко — к раннему прилету птиц. Если на Василия теплого (28 февраля) солнце в кругах, жди большого урожая.
Весна: Птицы гнезда вьют на солнечной стороне — к холодному лету. На Василия-капельника (13 марта) солнце в кругах — к урожаю. На Благовещение (7 апреля) солнце сияет — к урожаю пшеницы. Утро Епифана (25 мая) в красном кафтане (солнечное) — к жаркому лету, с пожарами.
Лето: Во время восхода солнца стоит духота — к ненастью. Красное утро на Устина (14 июня) — красный налив ржи. На Кирилу (22 июня) отдает солнышко земле всю силу. С Петра-поворота (25 июня ) солнце на зиму, а лето на жару. На Анну-холодницу (7 августа) солнечная погода — к холодной зиме. С Успения (28 августа) молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.
Осень: На Фадея (3 сентября) солнечно — еще 4 недели хорошая погода стоять будет. На Семена (14 сентября) солнечно — осень ведреная, бабье лето теплое. На Харитины (18 октября) солнце скатывается вниз: отстал от ночи день — запнулся валенком за пень. источник эмэль