Меню

Что такое солнце конспект занятия для дошкольников

Конспект НОД по экологии «Солнце» в подготовительной к школе группе

Оксана Васильева
Конспект НОД по экологии «Солнце» в подготовительной к школе группе

1. Продолжить работу по приобщению детей к информации, накопленной человечеством на пути познания мира Солнце).

2. Уметь правильно давать ответы и предположения при разборе проблемных ситуаций во время беседы о Солнце.

3. Познакомить детей с удивительными фактами о Солнце

4.Обогатить словарь путем введения определенных слов в практику общения: звезда, затмение, вспышки.

5. Дать справку мифах и легендах о Солнце.

Методы и приемы:

а) вопросы проблемного характера;

б) уточнения педагога в виде небольших рассказов;

в) рассказ педагога.

2.Практический: провести опыт на тему «Солнечное затмение».

Научить показывать фигуры теневого театра

Поделка – солнце крупой

а) использовать изображения солнца, солнечного затмения, древних богов Солнца.

в) 2 шара и настольная лампа для проведения опыта.

А что Ты знаешь о Солнышке?

Какого оно цвета?

Какую пользу приносит растениям и животным?

Как далеко оно от нас?

Давай попробуем вместе отгадать солнечные тайны.

Спроси своих друзей, какого цвета Солнце.Ответы будут примерно такими: желтого, оранжевого. В действительности же оно белое!

Вот смотрим на Солнышко — и, кажется, что нет ничего более яркого в целой во Вселенной. И ошибаемся мы! Примерно 15% звезд в галактике ярче, чем наше Солнце.

Большинство из нас говорят, что Солнце неподвижно стоит на месте, а планеты вращаются вокруг него. Это правда, но не совсем. Солнце вращается вокруг центра галактики.

Солнце, а точнее его ультрафиолетовое излучение — антисептик. Оно убивает микроорганизмы, которые вызывают различные инфекции.

Наверняка, такое явление, как затмение, тебе известно. А знаешь ты, что в течение года их может быть не менее двух. Они едва заметны, но 1 раз в 200-300 лет мы можем наблюдать полное затмение Солнца.

Материал : два шара разного размера, фонарик. Пусть больший шар будет нашей планетой. Положи этот шар на стол. На расстоянии 20 см от «Земли» расположи меньший шар. Он будет изображать Луну. Теперь нужно показать солнечный свет. Пусть фонарик играет роль Солнца. Посвети фонариком на «Землю» с расстояния в 60 см. «Луна» должна находиться между фонариком и «Землёй». Результат. На поверхности большого шара появится тёмное пятно. Оно будет светлее по краям и наиболее тёмным в центральной части. Если смотреть со стороны «Земли», то часть фонарика будет закрыта меньшим шаром.

Объяснение. В моменты затмения Луна препятствует прохождению солнечных лучей. Она отбрасывает на Землю двойную тень. Тёмная средняя часть называется полной тенью, более светлые края пятна – полутенью.

Продолжение рассказа: Солнце – самый главный объект всей космической системы. Оно не является планетой, как наша Земля. Солнце – огромная звезда невероятно больших размеров. Чтобы достигнуть таких же размеров, понадобится увеличить нашу планету в миллион раз!

Вся космическая система, в которой и находится наша Земля, называется Солнечной. Такое название она получила в честь этой великой звезды, ведь Солнце занимает 98% общей материи, и только 2% приходится на долю других планет, космической пыли, астероидов, комет и газа.

А интересовались ли вы, дети, какое название имела эта гигантская звезда раньше? Древние греки называли Солнце – «Гелиос», а в Древнем Риме эту звезду величали «Соль». Солнце известно всем народам мира, и с этим именем большой звезды знакомы даже маленькие дети.

Солнце имеет слишком высокую температуру тепла, поэтому осуществить высадку астронавтов на его поверхности, невозможно. Однако и на этой звезде есть более холодные области, которые называются «солнечные пятна». Их температура несколько ниже, чем на других раскаленных участках Солнца, но и эти пятна достаточно горячие для человека.

Чтобы наблюдать за солнечными пятнами с нашей Земли, астрономы применяют специальные аппараты — телескопы, обладающие защитным фильтром, что позволяет уберечь глаза от слишком яркого солнечного света.

Так как Солнце является самой большой звездой во всей Солнечной системе, оно по праву является и самым важным космическим объектом для всех других планет, и наша жизнь полностью зависит от этой грандиозной и невероятно теплой звезды, дарующей жизнь всем живым существам на нашей планете.

Аппликация на тему «Солнце» в нетрадиционной технике исполнения (используя манную крупу и жатую бумагу).

Из чего состоит Солнце?

От чего появляется Солнечное затмение?

Солнце – это самая большая звезда во Вселенной?

Что означают пятна на Солнце?

Чтобы вы лучше понимали, как появляются тени на объектах, я раздаю вам примеры фигур теневого театра. Дома вам нужно научиться их показывать.

«Будем в космосе летать».

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

Источник

НОД к проекту «Солнце»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Нашла неожиданный ход в ознакомлении детей с влиянием Солнца на всё живое и неживое на Земле. Конспект может быть первой частью знакомства и далее использоваться как переход к ознакомлению с Солнечной системойю

Читайте также:  Без солнца все живое

Скачать:

Вложение Размер
знакомство с влиянием Солнца на Землю 14.36 КБ

Предварительный просмотр:

НОД к проекту «Солнце» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование целостной картины мира

Задачи: расширять представление детей о влиянии Солнца на всё живое на Земле

Развивать желание узнавать новое об известном, учить делать заключения

Воспитывать чувство гордости от того, что мы живём на такой удивительной планете

Материалы и оборудование: свеча, фонарик, лампа электрическая; лист ватмана, гуашь разведённая красного и желтого цветов (оранжевая получится путём смешивания), иллюстрации, глобус. Для проигрывания презентации «Солнышкино платье» — ноутбук или компьютер.

На столе у педагога стоит горящая свеча и включенный фонарик.

Вопросы к детям – Может ли свеча осветить весь мир?

— может ли фонарик осветить весь мир?

Может быть, настольная лампа сможет осветить всю нашу комнату? (включает) (нет)

А что может осветить всю комнату и почему?

(люстра, висит на потолке, выше всех).

А что может осветить весь мир? (солнце).

(оно висит в небе выше всей Земли)

Воспитатель пальцами зажимает фитиль свечи, и она гаснет.

— Можно ли погасить Солнце? (нет)

Воспитатель нажимает на кнопку выключения фонарика.

— Можно ли выключить Солнце? (нет)

— А что человек может сделать с Солнцем (ничего)

— Согласна, Солнце не зависит от воли, действий человека. А на человека Солнце оказывает большое влияние. Если Солнце долгое время закрывают тучи, человек чувствует себя неуютно, ему скучно, грустно. Особенно, если идут дожди. Человек даже может заболеть он недостатка солнечного света.

Но может быть и наоборот. Когда солнечного света в избытке, оно оказывает вредное воздействие на человека. Например, в пустыне без воды человек может высохнуть, как растение.

Солнце оказывает влияние не только на жизнь и самочувствие человека, но и на всю природу – живую и неживую.

— Вы можете рассказать об этом, привести примеры?

— Без Солнца не растут растения. Без Солнца не будет Лета, Зимы, Весны и Осени. Солнце в пустыне сильно нагревает песок и там не растут растения. Солнце нагревает воду в море и можно купаться летом. Есть на Земле животные, которые прячутся от Солнца в глубоких пещерах или глубоко в море, и они почти слепые. А другие животные, любят полежать на солнышке, погреться.

— Вы сказали, что можно полежать на солнышке. Погреться. А можно ли погреться у свечки? (только руки).

— Может ли свет фонарика согреть нас? (пробуем).

Свет настольной лампы тоже может согреть руки и, даже обжечь, если дотронуться до неё пальцем.

Воспитатель предупреждает детей о технике безопасности (не дотрагиваться руками до лампочки накаливания) и проносит лампу близко к рукам детей.

— А что ещё может согреть человека, когда ему холодно?

(костёр, тёплая одежда, печка с горящими дровами, батареи в комнате, горячая ванна)

— А что может согреть весь мир? (солнце).

И опять мы можем сказать о влиянии тепла, которое даёт Солнце на самочувствие человека. Если его через чур много – всему живому плохо, если тепла недостаточно – тоже плохо всему живому.

Влияние тепла Солнца на всю Землю очень хорошо видно на модели Земли – глобусе.

Земля вращается вокруг Солнца с определённым наклоном в своей оси. И получается, что какая-то часть Земли больше освещается Солнцем (середина Земли экватор). А верхняя и нижняя части Земли находятся как бы в тени. И от недостатка тепла Солнца, там расположены наши холодные полюса – Северный и Южный. Это видно по раскраске глобуса. Белый цвет внизу Земли – континент Антарктида.

Что же это за удивительное создание Солнце?

Солнце – это звезда, состоящая из газов. Так же как из горящего костра вырываются языки пламени, которые не имеют формы, у Солнца есть языки пламени, которые могут то удлиняться, то укорачиваться. Температура Солнца так велика, что оно раскалено до бела, и испускает и световые, и тепловые лучи. Солнце по размеру очень большое. Дотронуться или долететь до Солнца невозможно. Только на Земле мы можем ощущать на себе силу солнечного тепла и света.

Без Солнца не существовало бы жизни на Земле. Наша планета могла бы быть замёрзшим тёмным шариком, путешествующим в космическом пространстве. Солнце даёт свет, тепло и энергию, которая перемешивает атмосферу и порождает ветер и дождь. С помощью этой энергии растут растения и питаются люди и животные.

Люди любят солнышко. Недаром все ваши рисунки начинаются с рисования солнышка. С солнышком сравнивают самого дорогого человека на Земле — маму. Мама – солнышко моё!

Мама, как солнце – на свете одна! При солнце – тепло, при матери – добро.

А какие вы добрые, ласковые слова, можете сказать о Солнце? (дети называют солнышко ласково).

Предлагаю вам сейчас нарисовать солнышко на нашем плакате голубого цвета (как небо). Рисование (прикладывание) ладошками, обмакнутыми в смесь краски жёлтого, красного и оранжевого цветов от желтого круга.

Рисование проводится под музыку песни Е. Гомоновой «Солнышкино платье».

Источник

Конспект познавательно-исследовательский деятельности «СОЛНЦЕ» (старшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Скачать:

Вложение Размер
solntse.docx 21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательский деятельности «СОЛНЦЕ»

Цель: Дать понятие о Солнце как источнике света и тепла.

Задачи: — закрепить представление детей о солнце

— познакомить детей с искусственными и природными источниками тепла и света, показать значение разного освещения в жизни растений;

— опытным путем установить: — что солнечные лучи согревают; — что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени;

— развивать способность детей вести наблюдение за неживой природой (солнцем); умение пускать «солнечные зайчики);

— развивать любознательность, экологическое мышление, культуру речи.

Беседа: «Солнце – большая звезда»

Опыты: 1. «Влияние солнечного света и тепла на рост и развитие растений»;

2. «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».

Материал: горшочные растения, настольная лампа, два блюдца с водой, зеркальце на каждого ребенка.

— Встало утром солнышко,

И гулять отправилось,

И на нашей улице

Все ему понравилось.

И попало солнышко

Прямо к нам в окошко.

— Ребята, а вы здоровались сегодня с солнышком, улыбались ему? Давайте посмотрим в окошко, какое сегодня солнышко? (Яркое, теплое, лучистое…)

— А почему, ребята, солнышко старается всех согреть? (Потому, что оно доброе, ласковое)

— Правильно! Поздоровайтесь и вы с солнышком – улыбнитесь ему, и тогда солнышко подружится с нами.

(Под музыку появляется Солнышко)

Солнышко:- Кто не видел Солнышко?

Солнце знают все.

В гости к вам пожаловало

Я – во всей красе.

Вот и стало светлее,

Вот и стало теплее!

Рады тебя видеть,

Как ты к нам попало?

Солнышко: — Да я по небу гуляло,

И нечаянно упало.

Вот не знаю – когда возвращаться?

Может мне у вас остаться?

— Ребята, нужно солнышку помочь. Подскажите, в какое время суток светит нам солнышко? (Солнышко светит днем)

— А ночью? (Ночью солнышко не светит)

Солнышко: — А сейчас какое время суток, ребята? Что мне сейчас делать? (Сейчас день)

— Правильно, ребята, сейчас день, поэтому солнышко может остаться с нами. А ночью, когда оно уходит за горизонт, что остается на небе? Что светит ночью? (Ночью светит луна)

Солнышко: — Да, это моя младшая сестра, но она светит не так ярко как я. Поэтому на небе главное я – Солнце!

— А вы знаете, дети, что же такое солнце? (ответы детей)

— Солнце – это большая звезда. Ночью, когда светит луна – мы видим маленькие звездочки, они холодные и находятся очень далеко от нашей земли. А Солнце – это большая, яркая и очень горячая звезда. Солнце находится ближе к нам, поэтому его лучи согревают нашу планету и освещают его.

Солнышко: — Да, я главное! Целый день мне приходится светить и греть, а это очень трудное занятие. Пора мне отдохнуть. Все! Ухожу!

— Нет, нет! Что ты! Тебе нельзя уходить надолго. Видно зазналось наше Солнышко.

Солнышко: — Подумаешь! Что без меня может случиться?

— Ребята, как вы думаете, что может случиться без солнышка? (Без солнышка станет темно и холодно)

— Помните как в сказке: Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

— А еще без солнышка погибнут животные и растения. И нам без солнышка будет очень плохо!

Солнышко: — Не может этого быть!

— Давайте это проверим, ребята? И тебе солнышко, будет интересно узнать, что же происходит в твое отсутствие.

Опыт № 1: «Влияние солнечного света и тепла на растения»

— Без солнца ни человек, ни животные, ни растения жить не могут. Всему живому необходим свет и тепло. Посмотрите, ребята, на растения зеленого уголка. Видите: т е, что стоят ближе к солнечному свету пышнее, зеленее, ярче. Почему, как вы думаете? (ответы детей).

— Конечно, они получают больше солнечного света и тепла. Так ли это?

Представьте, что наша настольная лампа – это маленькое солнышко, а ваши ладошки – это растения.

(закрываются шторы, в комнате делается затемнение)

Наступила ночь, растения уснули. Я включаю лампу, растения просыпаются — то солнышко, а вы подставьте под ее свет свои ладошки. Что вы чувствуете? (Ладошкам очень жарко, а в комнате светло.)

— А теперь я отодвину лампу подальше, что вы почувствовали? ( Ладошкам не так жарко.)

— А в комнате так же светло! У нас все еще день, но не так жарко. А теперь я совсем выключу лампу – это солнышко уснуло, наступила ночь. Что вы сейчас чувствуете, ребята? (Ладошки не чувствуют тепло. В комнате стало темно)

— Вот видите, ребята, чем дальше солнышко от нас, тем меньше тепла получаем мы, животные и растения. Поэтому мы должны менять растения местами, чтобы всем хватило солнечного света и тепла. Но есть растения, которые не любят, когда очень жарко, их называют тенелюбивые, их не ставят под прямые лучи солнца. А что еще нужно растениям, чтобы они не погибли. (Их нужно поливать теплой водой)

— Правильно, а солнышко и здесь нам поможет, оно нагреет воду. Чем ближе солнце, тем теплее на улице. Мы можем сказать, что расстояние от солнца влияет ни температуру воздуха.

Солнышко: Так вот что происходит, когда я ухожу.

— Да солнышко, и чем дальше ты от нас уходишь, тем холоднее становится на улице. Без тебя никак нельзя.

— Ребята, а когда солнышко греет жарче, зимой или летом? (Летом солнце греет жарче)

— Без солнца может наступить день, лето? Будут петь птицы, и расти цветы? (ответы детей).

— Все оживает с появлением солнышка. От его солнечного света и энергии, от его тепла пробуждается природа, все оживает. Все живое на земле получает энергию солнца, жизненную силу. Когда вам хочется играть и веселиться: днем или ночью? (Днем хочется играть, а ночью мы спим)

— Правильно, это солнце днем дает нам энергию для игры. А ночью мы отдыхаем. Давайте покажем солнышку, сколько сейчас у нас энергии.

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки развести пошире,

Раз, два, три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку,

Солнышко: Молодцы, ребята. Вы, наверное, еще и согрелись?

— Ребята, вспомните, как чувствовали себя ваши ладошки под включенной лампой?

(Ладошкам было жарко)

— Да, и ваши ладошки до сих пор, наверное, хранят тепло? И все предметы согретые солнышком могут долго сохранять его тепло. Потрогайте предметы, которые долго лежали на окне, что вы чувствуете? Какие они? Почему? (Они теплые, их нагрело солнышко)

— Правильно, некоторые предметы нагретые солнцем сохраняют его тепло, даже когда солнце исчезает.

Солнышко: Я очень старалось, пока не заленилось.

— Даже ребята знают: Лениться – не годиться! Пока ты ленилось, на улице пошел дождь, и ребята не смогут теперь идти гулять. Что же делать ребята? (ответы детей).

— Да, солнце высушит асфальт и дорожки, и мы сможем идти гулять. Хотите узнать, как это происходит?

— Давайте, ребята, мы сделаем свои маленькие лужицы. Нальем воды в два блюдца. Одно поставим на солнце, а другое в тень. Терпеливо подождем некоторое время, а потом проверим, в каком блюдце воды осталось меньше. Почему, как вы думаете? (ответы детей).

— Дело в том, что вода нагрелась на солнце, превратилась в пар и улетела, т.е. испарилась. Потрогайте воду в каждом блюдце. Заметили разницу? Почему так произошло? (В одном блюдце вода теплее, чем в другом, её нагрело солнышко)

— Правильно, в том блюдце, где воды меньше она теплее, так как сильно нагрелась на солнце. Воздух тоже нагревается на солнце сильнее, чем в тени. Поэтому вода в тени испаряется медленнее, потому, что медленно нагревается. Так же происходит и на улице: воздух нагревается на солнце, вода в лужах испаряется.

— Итак, где быстрее высохнут лужи в тени или на солнце? (на солнце лужи высохнут быстрее).

Солнышко: — А я и дорожки высушу, и с вами гулять пойду.

Простите меня, я не буду больше лениться,

Буду для вас я трудиться.

Пора мне с вами прощаться,

— До свидания, Солнышко! Заглядывай к нам почаще, а на прощание дети хотят подарить тебе свои рисунки: они нарисовали твой портрет – ласковое, теплое солнышко.

(Дети дарят свои рисунки, Солнышко уходит)

— А вы, ребята, поняли, как плохо жить без солнышка? Что ж дождь прошел, на улице тепло и сухо, можно идти гулять. Мы будем учиться пускать солнечные зайчики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема «Мебель». Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л.

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе.

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени.

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе .

Цель: Создать условия для закрепления первоначальных представлений о веснеЗадачи:Образовательные : Совершенствовать умение детей выделять один предмет (треугольник) из группы предметов; закрепить знан.

Формировать знания детей о снеге и о его свойствах.

Источник

Adblock
detector