Меню

Что такое светлее солнца тронный зал

Что такое светлее солнца тронный зал

РАЗДЕЛ IV СИЛА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ

Стихотворение «Книги в красном переплете» написан примерно в период 1908-1910 гг . В то время М. Цветаева начала готовить к печати свою первую книгу «Вечерний альбом». Произведение вошло в раздел «Детство». Молодой автор чувствовала, что ЕЕ детство уходит в прошлое, впереди ее ждало большое взрослую жизнь. В дальнейший путь она взяла с собой незабываемые впечатления и воспоминания о произведениях искусства (музыки и литературы), которые полюбила с детства.

Книги в красном переплетет

Из рая детского житья

В ы мне привет прощальн ы и шлете,

В потертом, красном переплетет.

Чуть легкий в ы учен урок,

Бегу тот час же к вам, б ы вало,

— Уж поздно! — Мама, десять строк. —

Но, к счастью, мама забивала.

Марины Цветаева. 1910 г.

Сестры Цвєтаєві. 1905 г.

Дрожат на люстрах огоньки.

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьб ы Тома.

Темнеет, в воздухе свежо.

Том в счастье с Б э кки плен вер ы .

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещер ы .

Кладбище. Вещий крик сов ы .

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Прием ы ш чопорной вдов ы ,

Как Диоген1, живущий в бочке.

Светлее солнца тронн ы й зал,

Над стройн ы м мальчиком — корона.

Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальп ы судьб ы .

— О, почему средь красн ы х книг

Опять за лампой не уснуть бы ы ?

В золот ы е Бремена,

Где взор смелей и сердце чище!

В золот ы е имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий2!

Книги в красном переплете

Из рая, где я еще дитя,

Мне шлете свои приветы,

Извечные друзья на жизнь,

В красную переплет вшиты.

Только я выучу свой урок,

Тогда, бывало, к вам бегу я,

— Уже поздно! — Мама, еще строка.

Она же, к счастью, не следит.

В люстре огонек мелькает.

С книгой так хорошо дома!

Под Гріґа, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбу Тома.

Вечерняя сумрак, свежесть, ощущение.

Том вместе с Бекки искренне верит.

Вот Индеец Джо с огнем

В пещере темной зло сновидить.

И кладбище. Вещий гук совы.

(Как страшно!) Мчится через кочки

Приймак чванливой вдовы,

Как Диоген, склонив спину.

Ясный, как солнце, тронный зал,

Над стройным мальчиком — корона.

О Боже! Нищий. Он сказал:

«Я наследник трона!»

Кто из тьмы — тот в ней и исчез.

Британии печальные судьбы.

— Почему же среди красных книг

Заснуть снова не имею воли?

А золота эта сторона,

Где взгляд свободный, в сердце теплые края!

О золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

(Перевод Богдана Сторохи)

1 Диоген — древнегреческий философ, который по преданию жил в бочке.

2 Принц и нищий — герои повести Марка Твена «Принц и нищий» — похожи друг на друга английский принц Эдуард Тюдор и маленький нищий Том Кенти, которые ля волею судьбы поменялись своими ролями; попав в непривычную среду, каждый из них открыл для себя важные истины.

С. Дж. Гай. Интересная книжка. 1880і года

Литература и искусство

В стихотворении М. Цветаевой упоминаются имена великих композиторов XIX века. — Эдварда Ґріґа (Норвегия)» Роберта Шумана (Германия), Цезаря Кюи (Россия). Композиторов объединяет то, что в их произведениях находили воплощение народные образы, сказочные сюжеты, природа родного края. их музыка полна света и радости, в ней нет тревоги И напряжения. Марине Цвєтаєвій очень нравилась мелодия Е. Ґріґа -«Утреннее настроение». Вы можете ее прослушать с помощью Интернета.

Работа с текстом

1. С какими чувствами героиня стихотворения вспоминает о своем детстве?

2. В каких цветах автор изображает прошлые годы? Что, по вашему мнению, могут означать эти цвета?

3. Какими вам показались отношения матери и дочери, домашняя атмосфера в стихотворении?

Читайте также:  По следу солнца группа тереха минус

4. Назовите литературные произведения, их авторов и персонажей, которые упоминаются в стихотворении М. Цветаевой.

5. Назовите имена и фамилии композиторов, упомянутых в произведении. Почему именно они, по вашему мнению, были близкими сердцу героини стихотворения?

6. Какие эпизоды из книги «Приключения Тома Сойера» вы узнали в стихотворении М. Цветаевой?

7. Определите в тексте слова, предложения, средства пунктуации, которые указывают на сильные эмоции, переживания героини.

Найдите в украинском переводе эпитеты и метафоры. Сравните их с текстом оригинала.

1. Почему автор назвала книжки друзьями героини стихотворения?

2. Имеет ли значение цвет переплета (именно красная, а не черная, не зеленая или другого цвета)?

В стихах, как и в прозаических произведениях, есть свои герои и героини. Как правило, они не имеют имен. Автор стихов ведет душевную беседу с читателем, используя слово «Я», но это не означает, что он (или она) пишет только о себе. В поэтическом произведении раскрываются чувства, настроения, мысли, которые близки и другим людям. Хотя автор и использует «Я», но имеет в виду не только себя лично, но и то, что может быть важным как для его времени, так и для многих поколений, в том числе для нас с вами.

В стихотворении М. Цветаевой «Книги в красном переплете» героиня немного похожа на саму писательницу. Бона искренняя, откровенная, любит музыку и художественную литературу, а еще — скучает по своей матерь ю, родным домом, где ей было тепло и уютно. Однако героиня произведения является воплощением не только лица самого автора, но и черт многих людей, которые любят читать, слушать музыку «фантазировать» мечтать (то есть и нас с вами).

В стихах тоже есть сюжет, но он отличается от сюжета прозаических произведений. В стихах изображаются события не столько внешней, сколько внутренней жизни — течение настроений, чувств, мыслей, образов. Юная героиня вместе с любимыми персонажами переживает их испытания и чувства. Волнение юной героини передают незавершенные предложения, оклики, вопросы, вставные конструкции, обозначены скобками. Наиболее напряженным моментом стиха (своеобраВНОй психологической кульминацией) есть вопрос, который остается без ответа: «Почему же среди красных книг / Заснуть вновь не имею воли?» (рус. «О, почему средь краен ы х книг / Опять за лампой не уснуть бы ы ?»). В этих строках звучит целая гамма чувств — и любовь к чтению, и тоска по детству и родным домом, и глубокая печаль от невозможности возврата в прошлое.

Однако героиня стихотворения навсегда сохраняет в своей душе «золотые* воспоминания и имена любимых литературных персонажей — Тома Сойера» Гека Финна, принца и нищенку. В финале (развязке или конечности) стихотворения не случайно названные персонажи Марка Твена, писателя, который научил детей смеяться, радоваться жизни, быть собой. Это свидетельствует о том, что вечные ценности литературы героиня стиха берет в дальнейшую жизнь.

Источник

Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение.

Выразительные средства лексики.

В лексике основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.

К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

ЭПИТЕТ— это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.

Например: грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

— существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета.

Например: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

— наречиями, выступающими в роли обстоятельств.

Например: На севере диком стоит одиноко. (М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

Читайте также:  Черные линии не спектре излучения солнца

Например: волны несутся, гремя и сверкая;

— местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души.

Ведь были схватки боевые,

Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

— причастиями и причастными оборотами.

Например: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление. борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, называется постоянным эпитетом.

В фольклоре девица всегда красна, молодец — добрый, батюшка — родный, детушки — малые, молодчик — удалый, тело — белое, руки — белые, слезы — горючие, голос — громкий, поклон — низкий, стол — дубовый, вино — зеленое, водочка — сладка, орел — сизый, цветок — алый, камень — горючий, пески — сыпучие, ночь — темная, лес — стоячий, горы — крутые, леса — дремучие, туча — грозная, ветры — буйные, поле — чистое, солнце — красное, лук — тугой, кабак — царев, сабля — острая, волк — серый и пр.

Роль эпитетов в тексте

Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.

Помимо этого, эпитеты могут:

— усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.

Меж скал блуждая, желтый луч

В пещеру дикую прокрался

И гладкий череп озарил.

— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

— создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский);

— передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: .

Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев);

И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим,

И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский);

Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)

Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

СРАВНЕНИЕ — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

Сравнения выражаются различными способами:

формой творительного падежа существительных.

Волной в непогоду

Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак)

Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов)

На солнце золотом сверкает дождь летучий. (В. Набоков)

Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев)

Узорным чистым полотенцем

Свисает радуга с берез.

формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее. (А. Ахматова)

Девичьи глаза ярче роз. (А. С. Пушкин)

Но глаза синее дня. (С. Есенин)

Кусты рябин туманней глубины. (С. Есенин)

Вольнее младость. (А. С. Пушкин)

Правда дороже золота. (Пословица)

Светлее солнца тронный зал. ( М. Цветаева)

— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто идр.

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель.

Глядит апрель на птичий перелет

Глазами синими, как лед.

Здесь каждая деревня так люба,

Как будто в ней красоты всей вселенной.

И стоят за дубровыми сетками,

Словно нечисть лесная, пеньки.

Уж близок полдень.

Как пахарь, битва отдыхает.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…

За рекою в непокое
Вишня расцвела,
Будто снегом за рекою
Стежку залила.
Будто легкие метели
Мчались во весь дух,
Будто лебеди летели,
Обронили пух.

— при помощи слов подобный, похожий, это.

На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза … (А. Ахматова);

— при помощи сравнительных придаточных предложений.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Читайте также:  Почему волосы выцветают от солнца

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Источник

📕Книги в красном переплете

Прощанию с раем детства и ностальгии по убежавшей юности посвящено стихотворение «Книги в красном переплёте», которое 18-летняя Марина Цветаева написала в 1910 году. Книги в строках образ и частичка прошлого, это не стихи о любви только к печатным буквам – это взгляд уже взрослого человека в прошлое.

Прощание с юностью

Детство и юность Цветаева ассоциирует с мамой, сестрами, домашней теплотой и книгами, в которых юной душе открываются новые невиданные миры. С помощью шелестящих страниц поэтесса ещё вчера погружалась в глубины пещер с индейцем Джо, переживала судьбу Тома и вместе шагала по хоромам царских палат с Принцем и Нищим.

Теперь всё это в прошлом. Умерла мама и с её смертью дом опустел, а миры таинственных книг заменило собственное творчество, где уже поэтесса погружает читателей в свою вселенную, полную загадок и девичьих тайн. Этим стихотворением она прощается с прошлым и делает шаг в новую жизнь, началом которой стал выпуск первого сборника стихов «Вечерний альбом».

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете.

Шаг в новую жизнь

Написанные строки – это обращение к литературе, символизирующей для 18-летней девушки быстро прожитое детство и отрочество. С этого момента Цветаева сама ответственна за свою жизнь… больше никто не поправит ей на ночь подушку, никто не будет заставлять учить урок, да и огоньки на хрустальной люстре потускнели и уже не греют сердце, как несколько лет назад.

О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!

Это обращение к прошлому, которое уже никогда не повторится.

В стихотворении нет беспредельной грусти, ведь Марина уже понимает, что таковы законы природы, просто ей хочется вернуться в детство хотя бы в мечтах. Это облегчает боль от потери матери и от понимания того, что теперь она в жизни сама за себя – дальше можно рассчитывать только на свои силы.

Возможно, в эти минуты Цветаева воспринимает себя как Нищего, а в прошлом видит Принца, которого окружала ласка и забота. Марина успела вобрать в себя лучшее из прочитанных книг, это помогло ей обрести себя настоящую, но грусть от ушедших лет пока давит на девичью грудь.

В будущем Марина Ивановна не раз будут обращаться в своём творчестве к прошедшим годам, но это стихотворение считается первым в списке ностальгических работ поэтессы. Строки легко читаются за счёт простоты слога и рифмы, а также быстро запоминаются.

Книги в переплёте разного, не только красного, цвета долго будут путеводной звездой для ностальгии Марины. Больше никогда печатные страницы не доставят столько радости и искреннего интереса, как в детстве. Вместе с книгами ушла юность, но почему-то именно их красный переплёт больше всего запал в душу молодой поэтессы.

Текст и аудиозапись

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном пререплете.

Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно!- Мама, десять строк. —
Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет, в воздухе свежо.
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры.

Кладбище. Вещий крик совы.
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона.
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы.
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

В завершении анализа предлагаю аудиозапись стихотворения в исполнении явно талантливой школьницы.

Источник

Adblock
detector