История Донецкого цирка «Космос»
Первый в Донецке стационарный цирк был открыт 7 января 1926 года. Это здание было деревянным. Инициатором строительства и первым директором цирка стал Федор Дмитриевич Яшинов.
Артистическая труппа выбрала название “Коларт” (коллектив артистов). Здание сохранилось до 1933 года, а затем сгорело. В последующие годы в городе работали многочисленные передвижные цирки– шапито.
Здание современного Донецкого цирка построено трестом “Донецкгорстрой” по проекту архитекторов из московского института “Гипротеатр” и молодых инженеров из института “Донбассгражданпроект”. Они отказались от традиционных форм цирка с куполом, создали уникальное сооружение самых современных линий на 1850 мест. Здание является усеченным цилиндром диаметром 60 метров и высотой 30 метров.
Цирк «Космос» в Донецке был открыт 26 августа 1969 года, в канун юбилейных торжеств, посвященных 100–летию г. Донецка.
Строительство цирка «Космос» Донецк
На арене Донецкого цирка не раз выступали представители прославленных артистических династий Дуровых, Филатовых, Запашных, Ольховиковых, Волжанских, Кио, Александровых-Серж, Кантемировых, Бегбуди, Ташкенбаевых, Ходжаевых и т.д.
Здесь работали корифеи циркового манежа – Юрий Никулин, Олег Попов, Михаил Румянцев, Ирина Бугримова, Маргарита Назарова, Людмила и Владимир Шевченко, Людмила Котова и Юрий Ермолаев, Валерий Денисов, Александр Корнилов, Степан Исаакян, Виктор Тихонов, Тамерлан Нугзаров, Владимир Довейко, Марина Маяцкая, Нелли Касеева и многие другие .
Директорами цирка были – Н.И.Ткаченко (1969–1970гг.), заслуженный работник культуры Украины, Академик Академии циркового искусства России Г.М.Гликин (1970–1996гг.), с 1996 года – заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии Украинского фонда культуры им. С. Прокофьева, Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики Ю.Н. Кукузенко; главными режиссёрами – заслуженный работник культуры Украины, Академик Академии циркового искусства России Г.М. Гликин (1970–2003гг.), с 2005 года – В.В. Арванов; главными дирижёрами – С.А. Гольберг (1969–1980гг.), В.Г.Волков (1980–1997гг.), В.П. Рябенко (1997–2000гг, 2003–2006гг.), Ю.Н.Волошин (2000–2003гг., 2006– н/в) .
Благодаря инициативе цирка состоялось множество интересных и захватывающих благотворительных акций. Гостями цирка были дети–сироты, инвалиды детства, чернобыльцы, военнослужащие, инвалиды войны и труда, пенсионеры и другие льготные категории населения области.
Один из ведущих постановочных цирков страны, Донецкий цирк за все годы работы внёс большой творческий вклад в развитие циркового искусства. Его “выпускниками” стали следующие цирковые номера, получившие одобрительную оценку прессы и зрителей:
1970 г.
• “Джаз шимпанзе ” (аттракцион) – арт. Ванда и Валентин Ивановы
• Эквилибр на переходных лестницах — рук. Раиса Старостина
• Гимнасты на турниках — рук. Юрий Сотников
1971 г.
• Акробаты на батуте — рук. Геннадий Москалев
1972 г.
• Воздушные гимнасты — рук. Гурам Матриашвили
• Роликобежцы — рук. Николай Петров
• Клоуны коверные — арт. Федор Бутыгин, Иван Фесенко
1973 г.
• Акробаты на качелях — рук. Александр Рыжов
1974 г.
• Эквилибр на батуте — рук. Николай Котляров
1975 г.
• Эквилибр на проволоке — рук. Сергей Котляров
• Акробаты на лестницах — рук. Михаил Фурманов
• Эквилибристы-балансёры — рук. Евгений Круминш
1976 г.
• Акробатический ансамбль “Ромашка” — рук. Олег Беляев
• Дрессура птиц “Птичья олимпиада” — рук. Лилия Беляева
• Акробаты с подкидными досками — рук. Народный артист СССР Владимир Довейко
• Воздушные гимнасты на штейн-трапе — рук. Анатолий Егоров
1977 г.
• Акробатический ансамбль с подкидными досками — рук. Владимир Чернях
1978 г.
• Жокеи-наездники-рук. Сергей Кадников
• Иллюзия — рук. Оксана Черновол
• Смешанная группа животных — рук. Юрий Жуков
1979 г.
• Художественно-акробатическая группа — рук. Рустам Камелетдинов
• Канатоходцы — рук. Юрий Быковский
• Воздушный гимнаст — арт. Евгений Самойленко
1980 г.
• Партерные акробаты — рук. Игорь Гаврелюк
• Гимнасты на батуте — рук. Владимир Полянский
• Гимнастка в кольце – арт. Виктория Чирва
• Цирковой спектакль “Сотворение мира” — рук. Лариса Писаренко
• Гимнаст на ремнях — арт. Александр Стрельцов
• Комические акробаты с батутом — рук. Дмитрий Зверев
1981 г.
• Партерные акробаты — рук. Василий Харитонов
• Эквилибр на переходной лестнице — рук. Геннадий Марков
• Вольтиж на лошади — арт. Валерий Базян
1982 г.
• Акробаты — прыгуны — рук. Николай Максимов
• Акробаты на батуте — рук. Алексей Скрипник
• Темповые акробаты — рук. Игорь Кучеренко
• Дрессура птиц “Журавли” — рук. Михаил Грильс
• Акробатический ансамбль — рук. Михаил Шемшур
1983 г.
• Клоуны ковёрные
1984 г.
• Акробаты с шестом — рук. Ирина Шестуа
1985г.
• Акробатический ансамбль с шестами — рук. Виктор Рзаев
1986 г.
• Эквилибристки на перше — рук. Марина Хаврось
• Акробаты-вольтижеры
• Конное родео — рук. Константин Плиев
1987 г.
• Клоуны коверные — арт. Владимир Иванов, Сергей Стариков
• Танцы на проволоке — арт. Ирина Кузнецова
• Танцы на проволоке “Космическая фантазия” — арт. Ирина Гурова
• Дрессура собачек — арт. Нина Херц
1988 г.
• Клоуны коверные — арт. Сергей Панов, Виктор Новиков
• Воздушные гимнасты на вращающихся аппаратах — рук. Иван Меасепп
• Дуэт на канате — арт. Анна и Адам Виситаевы
• Музыкальная клоунада — рук. Иоланта Игнатова
• Акробаты на шарах — рук. Виктория Бурбо
• Эквилибр на моноциклах — арт. Геннадий Брянцев
1990 г.
• Силовой жонглер “Казак-богатырь” — арт. Валерий Казюрман
• Конный номер “Детский сад” — арт. Елена Львова
1994 г.
• Силовые жонглеры “Кузня” — арт. Игорь Ильченко и Владимир Козлов
• Наездники “Запорожские казаки” — рук. Геннадий Гавриленко
1995 г.
• Комический эквилибр “Пеппи-длинный чулок”- арт. Олеся Ачкасова
1996 г.
• Воздушная гимнастка на корд де парели — арт. Наталья Навольнева
• Высшая школа верховой езды — арт. Леонид Денисов
1997 г.
• Воздушные гимнасты на рамке — арт. Нина и Александр Амподистовы
• Акробаты на роликах “Морские забавы” — рук. Валерий Тимохин
1998 г.
• Пластическая акробатика на пьедестале — арт. Ирина Шаненко
1999 г.
• Комические акробаты-экцентрики (2–й номер) — арт. Игорь Ильченко и Владимир Козлов
• Икарийские игры на мотоциклах — рук. Владимир Кусков
• Клоунский дуэт — арт. Оксана Николаева и Игорь Ишмухамедов
• Эквилибр со свечей на пьедестале — арт. Ольга Паппэ
2000 г.
• Конно-акробатический номер “Ковбойские забавы” (2–й номер) — рук. Ген– надий Гавриленко
• Комические акробаты на моноциклах — рук. Виталий Кучеренко
• Дрессура экзотических животных – арт. Оксана Выгорницкая
2001 г. полная реконструкция с введением новых артистов :
• Гимнасты на кольцах – рук. Александр Уткин
• Гимнасты на турниках – рук. Александр Уткин
2002 г.
• Акробаты на роликах – рук. Александр Амподистов
• Пластическая акробатика с жонглированием – арт. Анна и Юрий Лобунцовы
2003 г.
• Гимнасты на статической трапеции “Sky love” – арт. Н.Пиантек и М.Павлов
• Моно–палка – арт. Кристина и Геннадий Никодимовы
2004 г.
• Акробат–клишник – арт. Денис Навольнев
2005 г.
• Воздушный полёт – рук. Сергей Манчук
2006 г.
• Парная школа верховой езды – арт. Максим Шакуров и Анастасия Сараева
• Летающие акробаты – рук. Сергей Шаталов
• Ирландская сага (дрессированные пони)– исп. Андрей Спектор и Ольга Никоненко
2007 г.
• «Собаки-великаны» (дрессура кавказских овчарок) под руководством Тимохиной Л.Г.
2010 г.
• Гиена и леопарды под руководством Виктора Никулина
• Воздушные гимнасты на полотнах Ляна Манчук и Владислав Павлухин
2011 г.
• Воздушный полет — руководитель Сергей Манчук.
2012г.
• «Акробаты на роликах» — п/р Валерия Тимохина
2013г.
• «Дрессированные кошки и лисы» — п/р Любови Тимохиной.
Режиссер-постановщик С.А. Момот.
2016 г.
• «Ручной эквилибр» — Людмила Ткаченко
2017 г.
• «Воздушная лапендула» – п/р Светланы Шаталовой
• «Акробаты на батуте» – п/р Сергея Шаталова
• «Летающие акробаты» — п/р Сергея Шаталова
Режиссер-постановщик – Светлана Шаталова, трюковая часть – Сергей Шаталов
• «Трансформация» — Анжелика и Виктория Шаталовы
• «Парный хула-хуп» — Анжелика и Виктория Шаталовы
Режиссер-постановщик – Анжелика Шаталова
• «Антипод» — Юлия Воскресенская
2018 г.
• «Воздушная гимнастка в кольце» — Юлия Воскресенская
• Воздушная лапендула (новая постановка) — п/р Светланы Шаталовой
• Воздушная гимнастка в кольце — Ангелина Костикова
• «Гладиаторы» – партерная акробатика — Ирина и Валерий Кругловы
• Эквилибристика на першах — п/р Вадима Шагунина
2019 г.
• «Хлысты» — Владимир Кшнякин
Постановщик — Владимир Кшнякин
Балетмейстер-постановщик — Лина Вэддэтт
2020 г.
• Воздушная гимнастка в кольце «Ведьма» — Ирина Яворская
Идея номера — Ирина Яворская
Режиссер постановщик — Сергей Болдырев
Балетмейстер-постановщик — Лина Вэддэт
Композитор — Сергей Кукузенко
Источник
Цирк «Космос». Фотоэволюция с элементами истории
Еще одна публикация из цикла «Фотоэволюция». Но на сей раз это будет не просто история отдельно взятого здания в картинках. На сей раз снимки перемежаются изрядными текстовыми кусками. Потому что есть повод…
50-летнему юбилею цирка «Космос» посвящается.
История цирка «Космос» восходит к 1965 году, когда на этом объекте произошли первые движения. Вот что писала по этому поводу газета «Социалистический Донбасс»: «В феврале строители треста «Донецкметаллургстрой» приступят к сооружению цирка, о котором давно мечтают жители Донецка. Проект цирка разработан архитекторами Московского института «Гипротеатр» Г. В. Наприенко и С. М. Гельфер. Строительная площадка расположена между улицей Металлургов и новым сквером. Объем здания – 63 тысячи кубических метров, высота купола – 25 метров. Зрительная часть рассчитана на 2.094 места. Главный фасад решен в виде стеклянного витража, перекрытого большим выносным карнизом. Цирк строится из кирпича и сборного железобетона и будет облицован разноцветными керамическими плитками».
Как шло строительства можно посмотреть в статье «Краеведам на заметку: жизнь вторая»
9 июня 1968 г. «Кое-что готово в цирке»
Донецку еще больше года придется ждать окончательного появления цирка. Но кое-что было готово уже и летом 1968-го: «Директор строящегося цирка Н.И. Ткаченко показывает готовые объекты. На втором и третьем этажах завершаются работы в помещениях для артистов. Им будут созданы все необходимые бытовые условия. «А вот это конюшня на 30 лошадей, — объясняет тов. Ткаченко. – Для них также построен отличный душ. Заканчивается сооружение вольера для обезьян. Зайдемте в этот большой зал – здесь будут находиться в клетках хищники. Теперь обратите внимание на соседний зал. Это «общежитие» для десяти слонов».
13 апреля 1969 г. «Вдохновенный труд»
На фото: бесконечный процесс строительства цирка, на сей раз – в рамках Всесоюзного ленинского коммунистического субботника.
29 августа 1969 г. «Мы строили, строили…».
На фото: только что оконченное здание цирка.
26 августа 1969 г. Зажглись цирковые огни
«На торжества по этому случаю прибыли члены бюро Донецкого обкома и горкома партии, исполкомов областного и городского Советов депутатов трудящихся, гости, строители, сделавшие такой чудесный подарок городу в канун его юбилея, тысячи жителей… Под звуки гимнов СССР и УССР была открыта памятная доска с надписью «Здание государственного цирка построено в 1969 г. в честь столетия Донецка». Затем строители вручили представителям трудящихся символический ключ. Почетный гражданин Донецка Михаил Николаевич Агарков перерезает красную ленточку у входа, поток первых зрителей вливается в прекрасное здание из железобетона и стекла».
Ещё несколько фотографий 1969 г.
Фото Евгения Халдея
Спичечная этикетка Балабановской экспериментальной фабрики, выпущенная к 100-летию Донецка
Табличка на здании цирка
2 февраля 1971 г. «До свидания, Карандаш!»
Это была культурная сенсация городского уровня. К нам приехал корифей жанра и исполин. Да что там! «Более 300.000 зрителей просмотрели в цирке «Космос» программу с участием знаменитого Карандаша – народного артиста СССР Михаила Николаевича Румянцева. В минувшее воскресенье состоялось последнее выступление. Тепло попрощались дончане со всемирно известным клоуном и его товарищами. Михаилу Николаевичу были вручены приветственные адреса областного управления культуры и облсовпрофа. Донецкого горкома партии и горисполкома. Старший горновой Донецкого металлургического завода заслуженный металлург УССР В.Я. Зиновьев преподнес ему слиток – частицу стомиллионной тонны стали, выплавленной в стране с участием донецких металлургов, а бригадир проходчиков шахты № 5-бис «Трудовская» почетный шахтер М.П. Назаров – горняцкую каску и лампочку». Вот так – со слитком, в каске и при лампочке – и поехал слегка ошарашенный Карандаш в свою Москву.
16 февраля 1971 г. «Мушкетеры» и другие»
Цирк «Космос» становился местом, где происходит самое интересное. В середине февраля здесь развернулись съемки программы «Алло, мы ищем таланты!», этой всесоюзной кузницы (художественных кадров) и любимицы. Ажиотаж вокруг нее в Донецке был сравним только с психозом вокруг самых важных футбольных матчей. Попасть в цирк смогли только счастливые, избранные или измученные. А там… Соискатели из самых разных городов Союза, в том числе – из Донецка, в том числе – переживавшие пик своей популярности «Веселые мушкетеры», вокально-инструментальный ансамбль имени Бориса Дегтярева. А ради чего все? Вот как объяснил это член жюри, знатный шахтер Иван Стрельченко: « Очень доброе дело. Многих привлекают в кружки художественной самодеятельности. А ведь это так хорошо, когда человек поет. С песней и работать лучше и отдыхать. Очень рад, что совсем не было в программе песен, которыми по недомыслию увлекается кое-кто из молодежи, песен, в которых ни мелодии, ни смысла, а так – одно кривляние».
7 марта 1971 г. «Удивительный Кио»
Не успел покинуть наши края знаменитый Карандаш, как появилась другая культовая фигура – Игорь Эмильевич Кио. Публика понимала, что ее обманывают, но на Кио валила валом. Было интересно: «Восемь девушек появляются из-за киноэкрана, по которому бегут буквы «Кио», «Кио», «Кио». Откуда они там взялись. В клетке, куда только что зашла ассистентка иллюзиониста, оказывается не девушка, а рычащий лев… В обыкновенную телефонную будку входят один за другим десяток помощников Кио, а потом они оказываются в дверях другой будки, стоящей в противоположном конце манежа… В подвешенных под куполом беседках люди появляются и исчезают… Коверные вдруг превращаются в карликов и умоляют Кио вернуть им нормальный вид… По манежу летают десятки голубей, выпущенных из пустого ящика… Льется вода, она исчезает в никуда. Исчезает и сам иллюзионист, находившийся посредине манежа». Спокойствие! Иллюзионист никуда не делся, он появился вновь, на радость донецкой публики. И наверняка получил слиток и каску.
15 февраля 1972 г. «По улицам слона водили»
Кто только не ходил по улицам Донецка, но чтоб такое… «Уже несколько дней донецкие любители цирка знакомятся с новой программой – аттракционом «Слоны и танцовщицы». Но мало кому известно, как транспортировались животные-великаны к месту своей работы. На железнодорожном вокзале семейству слонов было предложено из специально оборудованных вагонов перейти в автомашины-рефрижераторы. Пятеро, в том числе и малолетний слоненок Майя, дисциплинированно заняли свои места, но две старые слонихи – Джильда и Камила, наотрез отказались от «поданной кареты». По-видимому им захотелось осмотреть город, в котором предстояло гастролировать. Заместитель директора цирка «Космос» Е. Нелипа, которому была поручена операция по доставке слонов, посчитался с желанием ветеранов циркового манежа, только велел потеплее одеть слоних (с этой целью были припасены попоны и капоры). 13-километровый путь от вокзала до цирка Джильда и Камилла одолели за 2.5 часа. Они шагали неторопливо, с достоинством, грациозно держась хоботами за кузова автомашин. Детвора выстроилась вдоль Киевского проспекта и улицы Университетской, чтобы приветствовать необычных гостей». Вы только представьте себе: выходите вы на Университетскую, а тут… Африка!
9 сентября 1973 г. «Единственный в мире»
Донецк разводил руками – такого он точно еще не видал: «В эти дни в донецком цирке «Космос» выступает единственный в мире ансамбль «Цирк на льду». Серебристо поблескивает в лучах прожекторов арена цирка, стремительно скользят по ней – так и хочется сказать – фигуристы, потому что все участники ансамбля превосходно владеют мастерством фигурного катания. Чарующе красивы сочетания танцев с акробатическими этюдами… Программа насыщена юмором. Остроумно поставлены выход эквилибристов на мотоциклах, выход музыкантов, комедийные номера «Музыкальный эксцентрик», «Первые шаги на льду», «Клоун и скрипка» и др. Веселье в цирке достигает вершины, когда на арену выезжают косолапые «артисты» — бурые медведи: они катаются на коньках, вертятся волчком на льду, танцуют, бросают мяч, купают в корыте плюшевого медведя и играют в хоккей».
фото Якова Друяна
23 октября 1974 г. «Красочно и необычно»
Цирк «Космос» продолжал удивлять город. Первые годы его существования были просто каким-то беспрестанным фейерверком. И вот: «Вода на цирковой арене! Такого еще не бывало. Правда, зрители ждут ее целое отделение. А потом оказывается, что она может и не появиться: «испортился водопроводный кран». Чтобы исправить положение, клоуны после антракта начали из-за кулис кто как мог выносить и заливать арену. Один принес ее в ладонях, другой – в спринцовке, третий – в большом тазу, а четвертый, где-то подключив шланг, начал из него поливать манеж. И вдруг вода стала быстро заполнять арену. Ее бурлящие потоки вырывались из-под манежа, из-за кулис и даже сверху, оттуда, где обычно располагается оркестр. Момент заполнения водой огромного бассейна диаметром 13 метров – непередаваемое зрелище. За какие-то 3-4 минуты уровень воды поднимается на десятки сантиметров выше барьера».
И 1975 г. – фото Евгения Ковтуненко
1980 г. – фото из фотоальбома «Донецк-1980»
1981 г. – фото из набора открыток о Донецке. Фотограф – Леонид Эдуардович Фрейманис
1989 г. «Человек-невидимка»
В донецком цирке состоялась программа грузинской иллюзионистки Людмилы Ратиани «Человек-невидимка». Уникальные трюки со следами босых ног на полу, перелистывающиеся страницы фолианта – такого еще в истории цирка не было!
фото Леонида Елина
А вот так должен был выглядеть цирк после реконструкции
Источник