Меню

Что такое вселенная определение философия

ВСЕЛЕННАЯ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «ВСЕЛЕННАЯ» в других словарях:

вселенная — См … Словарь синонимов

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, совокупность вещества, энергии и пространства, состоящая из громадных холодных и пустых районов, в которых «вкраплены» высокотемпературные звезды и другие объекты, сгруппированные в ГАЛАКТИКИ. В больших масштабах Вселенная… … Научно-технический энциклопедический словарь

Вселенная — Вселенная / Универсум ♦ Univers Для большинства философов Вселенная – это совокупность всего, что существует и происходит. Поэтому вселенных не может быть много, в обратном случае – вселенная была бы суммой этих вселенных. А что тогда… … Философский словарь Спонвиля

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, вся окружающая нас часть материального мира, доступная наблюдению. Раздел физики и астрономии, изучающий Вселенную как целое, называется космологией. Астрономические данные указывают на то, что Вселенная расширяется: галактики, квазары … Современная энциклопедия

ВСЕЛЕННАЯ — весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенная, изучаемая астрономией, часть материального мира, которая доступна… … Большой Энциклопедический словарь

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, вселенной, мн. нет, жен. (книжн.). Система мироздания, совокупность всех существующих в природе миров (астр.). Вся наша солнечная система представляет собой только часть вселенной. || Земля со всем, населяющим ее. «Анчар, как грозный… … Толковый словарь Ушакова

ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕЛЕННАЯ, ой, жен. 1. (в терминологическом значении В прописное). Всё мироздание, весь мир. Тайны Вселенной. 2. Вся земля, все страны. Объехать всю вселенную. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Вселенная — см. Земля (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

Вселенная — церковно славянский перевод греческого слова oikoumenh(подразум. gh) т.е. населенная, обитаемая часть земли. Независимо отэтой этимологии, слово В. принято употреблять для обозначениясовокупности всех вещей. Вл. С … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ВСЕЛЕННАЯ — в широком смысле, весь окружающий нематериальный мир во всех его многообразных формах и проявлениях, безграничный во времени и в пространстве. Согласно марксистско ленинской философии, В. существует объективно, независимо от нашего сознания и… … Геологическая энциклопедия

Источник

Что такое вселенная определение философия

ВСЕЛЕННАЯ

ВСЕЛЕННАЯ (от греч. «ойкумена» – населенная, обитаемая земля) – «все существующее», «всеобъемлющее мировое целое», «тотальность всех вещей»; смысл этих терминов многозначен и определяется концептуальным контекстом. Можно выделить по крайней мере три уровня понятия «Вселенная».

1. Вселенная как философская идея имеет смысл, близкий понятию «универсум», или «мир»: «материальный мир», «сотворенное бытие» и др. Она играет важную роль в европейской философии. Образы Вселенной в философских онтологиях включались в философские основания научных исследований Вселенной.

2. Вселенная в физической космологии, или Вселенная как целое, – объект космологических экстраполяций. В традиционном смысле – всеобъемлющая, неограниченная и принципиально единственная физическая система («Вселенная издана в одном экземпляре» – А.Пуанкаре); материальный мир, рассматриваемый с физико-астрономической точки зрения (А.Л.Зельманов). Разные теории и модели Вселенной рассматриваются с этой точки зрения как неэквивалентные друг другу одного и того же оригинала. Такое понимание Вселенной как целого обосновывалось по-разному: 1) ссылкой на «презумпцию экстраполи-руемости»: космология претендует именно на репрезентацию в системе знания своими концептуальными средствами всеобъемлющего мирового целого, и, пока не доказано обратное, эти претензии должны приниматься в полном объеме; 2) логически – Вселенная определяется как всеобъемлющее мировое целое, и других Вселенных не может существовать по определению и т.д. Классическая, Ньютонова космология создала образ Вселенной, бесконечной в пространстве и времени, причем бесконечность считалась атрибутивным свойством Вселенной. Общепринято, что бесконечная гомогенная Вселенная Ньютона «разрушила» античный космос. Однако научные и философские образы Вселенной продолжают сосуществовать в культуре, взаимообогащая друг друга. Ньютоновская Вселенная разрушила образ античного космоса лишь в том смысле, что отделяла человека от Вселенной и даже противопоставляла их.

В неклассической, релятивистской космологии была впервые построена теория Вселенной. Ее свойства оказались совершенно отличными от ньютоновских. Согласно теории расширяющейся Вселенной, развитой Фридманом, Вселенная как целое может быть и конечной, и бесконечной в пространстве, а во времени она во всяком случае конечна, т.е. имела начало. А.А.Фридман считал, что мир, или Вселенная как объект космологии, «бесконечно уже и меньше мира-вселенной философа». Напротив, подавляющее большинство космологов на основе принципа единообразия отождествляло модели расширяющейся Вселенной с нашей Метагалактикой. Начальный момент расширения Метагалактики рассматривался как абсолютное «начало всего», с креационистской точки зрения – как «сотворение мира». Некоторые космологи-релятивисты, считая принцип единообразия недостаточно обоснованным упрощением, рассматривали Вселенную как всеобъемлющую физическую систему большего масштаба, чем Метагалактика, а Метагалактику – лишь как ограниченную часть Вселенной.

Релятивистская космология коренным образом изменила образ Вселенной в научной картине мира. В мировоззренческом плане она вернулась к образу античного космоса в том смысле, что снова связала человека и (эволюционирующую) Вселенную. Дальнейшим шагом в этом направлении явился антропный принцип в космологии.

Современный подход к интерпретации Вселенной как целого основывается, во-первых, на разграничении философской идеи мира и Вселенной как объекта космологии; во-вторых, это понятие релятивизируется, т.е. его объем соотносится с определенной ступенью познания, космологической теорией или моделью – в чисто лингвистическом (безотносительно к их объектному статусу) или же в объектном смысле. Вселенная интерпретировалась, напр., как «наибольшее множество событий, к которому могут быть применены наши физические законы, экстраполированные тем или иным образом» или «могли бы считаться физически связанными с нами» (Г.Бонди).

Развитием этого подхода явилась концепция, согласно которой Вселенная в космологии – это «все существующее» не в каком-то абсолютном смысле, а лишь с точки зрения данной космологической теории, т.е. физическая система наибольшего масштаба и порядка, существование которой вытекает из определенной системы физического знания. Это относительная и преходящая граница познанного мегамира, определяемая возможностями экстраполяции системы физического знания. Под Вселенной как целым не во всех случаях подразумевается один и тот же «оригинал». Напротив, разные теории могут иметь в качестве своего объекта неодинаковые оригиналы, т.е. физические системы разного порядка и масштаба структурной иерархии. Но все претензии на репрезентацию всеобъемлющего мирового целого в абсолютном смысле остаются бездоказательными. При интерпретации Вселенной в космологии следует проводить различие между потенциально и актуально существующим. То, что сегодня считается несуществующим, завтра может вступить в сферу научного исследования, окажется существующим (с точки зрения физики) и будет включено в наше понимание Вселенной. Так, если теория расширяющейся Вселенной описывала по сути нашу Метагалактику, то наиболее популярная в современной космологии теория инфляционной («раздувающейся») Вселенной вводит понятие о множестве «других вселенных» (или, в терминах эмпирического языка, внеметагалак-тических объектов) с качественно различными свойствами. Инфляционная теория признает, т.о., мегаскопическое нарушение принципа единообразия Вселенной и вводит дополнительный ему по смыслу принцип бесконечного многообразия Вселенной. Тотальность этих вселенных И.С.Шкловский предложил назвать «Метавселенной». Инфляционная космология в специфической форме возрождает, т.о., идею бесконечности Вселенной (Метавселенной) как ее бесконечного многообразия. Объекты, подобные Метагалактике, в инфляционной космологии часто называют «минивселенными». Минивселенные возникают путем спонтанных флуктуаций физического вакуума. Из этой точки зрения вытекает, что начальный момент расширения нашей Вселенной, Метагалактики не обязательно должен считаться абсолютным началом всего. Это лишь начальный момент эволюции и самоорганизации одной из космических систем. В некоторых вариантах квантовой космологии понятие Вселенной тесно увязывается с существованием наблюдателя («принцип соучастия»). «Порождая на некотором ограниченном этапе своего существования наблюдателей-участников, не приобретает ли, в свою очередь, Вселенная посредством их наблюдений ту осязаемость, которую мы называем реальностью? Не есть ли это механизм существования?» (А.Дж.Уилер). Смысл понятия Вселенной и в этом случае определяется теорией, основанной на различении потенциального и актуального существования Вселенной как целого в свете квантового принципа.

3. Вселенная в астрономии (наблюдаемая, или астрономическая Вселенная) – область мира, охваченная наблюдениями, а сейчас отчасти и космическими экспериментами, т.е. «все существующее» с точки зрения имеющихся в астрономии наблюдательных средств и методов исследования. Астрономическая Вселенная представляет собой иерархию космических систем возрастающего масштаба и порядка сложности, которые последовательно открывались и исследовались наукой. Это – Солнечная система, наша звездная система, Галактика (существование которой было доказано В.Гершелем в 18 в.), Метагалактика, открытая Э.Хабблом в 1920-х гг. В настоящее время наблюдению доступны объекты Вселенной, удаленные от нас на расстоянии ок. 9–12 млрд световых лет.

Читайте также:  Самое могущественное существо во вселенной star wars

На протяжении всей истории астрономии вплоть до 2-й пол. 20 в. в астрономической Вселенной были известны одни и те же типы небесных тел: планеты, звезды, газопылевое вещество. Современная астрономия открыла принципиально новые, ранее не известные типы небесных тел, в т.ч. сверхплотные объекты в ядрах галактик (возможно, представляющие собой черные дыры). Многие состояния небесных тел в астрономической Вселенной оказались резко нестационарными, неустойчивыми, т.е. находящимися в точках бифуркации. Предполагается, что подавляющая часть (до 90–95%) вещества астрономической Вселенной сосредоточена в невидимых, пока ненаблюдаемых формах («скрытая масса»).

1. Фридман А.А. Избр. труды. М., 1965;

2. Бесконечность и Вселенная. М., 1970;

3. Вселенная, астрономия, философия. М, 1988;

4. Астрономия и современная картина мира. М., 1996;

5. Bondy H. Cosmology. Cambr., 1952;

Источник

ВСЕЛЕННАЯ

Смотреть что такое ВСЕЛЕННАЯ в других словарях:

ВСЕЛЕННАЯ

церковно-славянский перевод греческого слова οίκουμένη (подразум. γή), ς. е. населенная, обитаемая часть земли. Независимо от этой этимологии, слово В. смотреть

ВСЕЛЕННАЯ

весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по тем формам, которые принимает материя в процессе своего развития. смотреть

ВСЕЛЕННАЯ

вселенная ж. 1) а) Вся система мироздания, включающая космическое пространство и существующие в нем небесные тела (планеты, звезды и т.п.). б) Скопление звезд, совокупность галактик (обычно доступных современным методам астрономических исследований). 2) перен. Внутренний мир человека. 3) Весь земной шар, земля со всем существующим на ней. 4) Все население земного шара.

ВСЕЛЕННАЯ

вселенная ж. скл. как прил.universe

ВСЕЛЕННАЯ

вселенная См. мир. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. вселенная мир, мiр, космос, мироздание, макрокосм, свет; универсум, подлунная, мегагалактика, макрокосмос, метагалактика, поднебесная, подсолнечная, радиовселенная Словарь русских синонимов. Вселенная мир, космос; мироздание (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. вселенная прил. 1. • мир • свет • планета • земля • земной шар • подлунный мир • подлунная • подсолнечная • поднебесная 2. • мир • мироздание • космос • макрокосм Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. вселенная сущ., кол-во синонимов: 16 • космос (11) • макрокосм (5) • макрокосмос (5) • мегагалактика (1) • метагалактика (1) • мир (71) • мироздание (5) • подвселенная (1) • подлунная (16) • поднебесная (16) • подсолнечная (15) • радиовселенная (1) • свет (64) • трилока (1) • универс (2) • универсум (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: космос, макрокосм, макрокосмос, мегагалактика, метагалактика, мир, мироздание, подлунная, поднебесная, подсолнечная, радиовселенная, свет, трилока, универсум. смотреть

ВСЕЛЕННАЯ

ВСЕЛЕННАЯ, весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по тем формам, к-рые принимает материя в процессе своего разви. смотреть

ВСЕЛЕННАЯ

Вселенная — церковно-славянский перевод греческого слова οίκουμένη (подразум. γή), ς. е. населенная, обитаемая часть земли. Независимо от этой этимологии, слово В. принято употреблять для обозначения совокупности всех вещей. Вл. С.

ВСЕЛЕННАЯ

ВСЕЛЕННАЯ содержание понятия всего существующего; все то, что существует. Философский энциклопедический словарь.2010. ВСЕЛЕ́ННАЯ весь мир, беско. смотреть

ВСЕЛЕННАЯ

весь мир, бесконечный во времени и в пространстве и безгранично разнообразный по тем формам, к-рые принимает материя в процессе своего развития. Исходным пунктом, принципиальной основой изучения В. является признание ее материальности, объективности, независимости от человеч. сознания. В широком смысле В. является предметом изучения всего естествознания, каждая отрасль к-рого изучает одну из сторон В. В более узком смысле наукой о В. является астрономия, изучающая пространственно-временн?е распределение материи во В., строение и развитие небесных тел и их систем. Вопрос о В. в целом составляет предмет космологии. Развитие представлений о строении В. прошло неск. этапов, к-рые характеризуются как расширением и углублением знаний о В., так и изменением содержания самого понятия «В.». В древнейшую эпоху исследование ограничивалось ближайшими окрестностями населенных местностей. Именно с этим ранним этапом связана этимология слова «В.», к-рое представляет собой церк.-слав. перевод греч. слова «. «, т.е. населенная, обитаемая часть Земли. Следующий этап связан с установлением шарообразности Земли и отдаленности небесных светил (Пифагор, 6 в. до н.э., Аристотель, 4 в. до н.э., Эратосфен, 3 в. до н.э.). Опираясь на признание шарообразности Земли, Филолай (5 в. до н.э.) и Аристарх Самосский (3 в. до н.э) высказали предположение о движении Земли. Но эта мысль настолько противоречила традиции, что не встретила поддержки и была вскоре забыта. На долгое время утвердилась геоцентрич. система мира Птолемея (2 в. до н.э.), поддержанная авторитетом христианской церкви. Книга Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) произвела переворот в науке и заложила основы для науч. подхода к изучению В. Развив мысль Коперника о том, что Земля – рядовое небесное тело, Дж. Бруно пришел к выводу о бесконечности звездной В. С 17 в. началось интенсивное изучение Солнечной системы и обоснование гелиоцентрич. идей Коперника (Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон, Кант, Лаплас и др.). В 19 в. началось детальное исследование звездной системы Млечного пути, нашей Галактики; 20 в. ознаменовался доказательством существования др. галактик и переходом к изучению Метагалактики, т.е. известной нам совокупности галактик. Такое стремит. расширение границ астрономич. В. сопровождалось углублением знаний о ее осн. закономерностях. Если до 20 в. в основе астрономич. представлений лежали законы всемирного тяготения Ньютона и геометрия Эвклида, то совр. наука использует для своих построений общую теорию относительности (см. Относительности теория) и неэвклидову геометрию. Новый этап в исследовании В. открыла сов. наука, осуществив запуск первых искусств. спутников Земли и создание первой искусств. планеты. В. является сложным структурным единством космич. систем разных порядков. Простейшую из известных нам космич. систем составляет планета с ее спутниками. Физич. характеристики и число спутников различных планет весьма разнообразны. Напр., объем Юпитера превышает объем Земли в 1295 раз; Земля имеет один спутник – Луну, а вокруг Юпитера движутся 12 спутников. Планеты с их спутниками включаются в систему более высокого порядка, центром к-рой является звезда. Примером подобной системы служит Солнце с девятью большими планетами (Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) и с большим количеством астероидов, комет и метеорного вещества. Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптич. орбитам, находящимся почти в одной плоскости. Диаметр Солнечной системы – 10 млрд. км. Солнце – раскаленный газовый шар – является источником энергии и определяет гравитационное поле (см. Поле физическое), в к-ром движутся планеты и др. тела Солнечной системы. Вся система движется по отношению к ближайшим звездам со скоростью 20 км/сек и вместе с ними участвует во вращении вокруг центра Галактики со скоростью ок. 230 км/сек. Солнечная система не представляет какого-то исключит. явления в природе. Данные астрономии позволяют утверждать, что имеются и др. планетные системы. Более высокими структурными единицами В. являются огромные скопления звезд, пылевых и газовых туманностей, примером чего служит наша Галактика. Рассматриваемая как единое целое, Галактика характеризуется как несколько сжатый сфероид с экваториальным диаметром порядка 26000 парсек (1 парсек = 3,26 световых лет = 3,08 x 1013 км) и периодом собств. вращения порядка 200–240 млн. лет. Относительно ближайших галактик она движется со скоростью 250 км/сек. Галактика имеет два спутника – Малое и Большое Магеллановы облака, каждое из к-рых представляет собой небольшую галактику. Число звезд, входящих в Галактику, достигает порядка 1011, осн. масса их концентрируется в плоскости Млечного пути. Галактика неоднородна. Составляющие ее образования группируются в различные взаимопроникающие подсистемы. Особенностью галактик является отсутствие центр. тела, подобного Солнцу. Гравитац. поле определяется всей совокупностью галактич. образований и поэтому движение звезд носит гораздо более сложный характер, чем движение планет вокруг Солнца. Число галактик, к-рые в наст. время доступны наблюдению, достигает 1 млрд. В изученной части пространства галактики расположены относительно равномерно, образуя иногда скопления, архипелаги галактик. Существует предположение, что все эти галактики входят в систему более высокого порядка – Метагалактику. Рассматривая всю совокупность науч. данных об известной нам части В., можно сделать неск. наиболее общих выводов о свойствах В. в целом. Достоверность этих выводов базируется на теоретич. обобщении всех достижений совр. науки. В. бесконечна в пространстве; она не имеет ни начала, ни конца ни в каком направлении. Этот материалистич. тезис неоднократно подвергался нападкам. В 19 в. для этого использовались т.н. гравитац. и фотометрич. парадоксы (см. Космологические парадоксы). С возникновением релятивистской космологии в бурж. науке распространилась ошибочная концепция конечной, но не ограниченной В., противопоставляемая представлению о бесконечности В. (см. А. Эйнштейн, Вопросы космологии и общая теория относительности, в сб. «Принцип относительности», 1935). Логичность формально математич. стороны этой концепции маскирует произвольность исходных предпосылок, вводимых в теорию в качестве т.н. «упрощающих» предположений (однородность и изотропность пространства). Умозрит. характер этой концепции показан в ряде работ сов. и зарубежных ученых (Г. М. Идлис, Космическая материя, 1957; П. Лаберенн, Происхождение миров, 1957). В. бесконечна во времени; она существовала и будет существовать вечно, не имея ни начала, ни конца во времени. Идеалисты пытались и пытаются опровергнуть это утверждение. В 19 в. опровержения шли по линии неправильного истолкования второго начала термодинамики (т.н. теории «тепловой смерти» В.). Ныне аргументация базируется на признании допплеровской природы красного смещения. Экстраполируя в прошлое наблюдаемые сейчас лучевые скорости галактик, идеалистически настроенные ученые приходят к выводу о «творении» В. и, следовательно, о существовании творч. начала. Именно поэтому эта теория стала почти офиц. точкой зрения католич. церкви. Ошибочность подобных рассуждений заключается в том, что расширение известной нам части В. произвольно распространяется на всю В. Действительно, любой объект во В., любая упорядоченная звездная система имеют свой возраст, но в приложении ко В. в целом понятие «возраста» теряет свой смысл. В. бесконечно разнообразна по формам существования и движения материи. Материя не возникает и не уничтожается, а только переходит из одной формы в другую. Поэтому совершенно произвольной и идеалистич. является теория о постоянном творении материи из «ничего» (F. Hoyle, A new model for the expanding universe, в журн. «Monthly Notices of the Royal Astron. Soc», L., 1948, v. 108; H. Bondi, Cosmology, 1952). Бесконечное разнообразие материальных форм в бесконечной В. приводит к выводу о том, что органич. жизнь, как одна из форм существования материи, не является достоянием только нашей планеты, а возникает повсюду, где складываются соответствующие условия. Таковы осн. свойства В., имеющие не только физич., но и большое философ. значение. В своих наиболее общих выводах наука о строении В. теснейшим образом связана с философией. Отсюда и ожесточенная идеологич. борьба, ведущаяся по вопросам структуры и развития В. Отрицание бесконечности В. в пространстве и времени со стороны ряда ученых вызывается не только влиянием идеалистич. духовной атмосферы, в к-рой они находятся, но и безуспешными попытками построить непротиворечивую модель бесконечной В., опирающуюся на всю совокупность известных нам наблюдательных данных. Признание в той или иной форме конечности В. есть по существу отказ от решения важнейшей научной проблемы, переход с позиций науки на позиции религии. В противоположность этому философия диалектич. материализма, доказывая бесконечность В. в пространстве и времени, стимулирует дальнейшее развитие науки, указывая принципиальные пути для развития теории. Вопрос о конечности или бесконечности В. – это вопрос не только естествознания. Само по себе накопление эмпирич. материала и его математич. обработка только в рамках той или иной отд. науки еще не могут дать исчерпывающего и логически неуязвимого ответа на поставленный вопрос. Наиболее адекватным средством для решения поставленной задачи является филос. анализ, опирающийся на достижения всего естествознания и прочную основу диалектико-материалистич. метода. На первый план здесь выдвигается диалектич. разработка понятия бесконечности, трудности оперирования к-рым ощущает не только космология, но и др. науки. Т.о., проблема общих свойств В., ее пространств.-временных характеристик вызывает большие трудности. Но все тысячелетнее развитие науки убеждает в том, что решение этой проблемы может быть только на путях признания бесконечности В. в пространстве и времени. В общем плане такое решение дано диалектическим материализмом. Однако создание рационального, непротиворечивого представления о В. в целом с учетом всех наблюдаемых процессов – дело будущего. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955 его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Блажко С. Н., Курс общей астрономии, М., 1947; ?олак И. Ф., Курс общей астрономии, 7 изд., М., 1955; Паренаго П. П., Курс звездной астрономии, 3 изд., М., 1954; Эйгенсон М. С, Большая Вселенная, М.–Л., 1936; Фесенков В. Г., Современные представления о Вселенной, М.–Л., 1949; Агекян Т. . Звездная Вселенная, М., 1955; Lyttlеton R. . The modern universe, L., [1956]; Hоуle F., Frontiers of astronomy, Melb., [1956]; Thomas O., Astronomie. Tatsachen und Probleme, 7 Aufl., Salzburg–Stuttgart, [1956]. А. Бовин. Москва. . смотреть

Читайте также:  Шопенгауэр сознание загвоздка вселенной

ВСЕЛЕННАЯ

Велико поле колыбанское, много на нем скота астраханского, один пастух, как ягодка (небо, звезды, месяц).На море, на коробанском, много скота тараканск. смотреть

ВСЕЛЕННАЯ

— в широком смысле, весь окружающий нематериальный мир во всех его многообразных формах и проявлениях, безграничный во времени и в пространстве. Согласно марксистско-ленинской философии, В. существует объективно, независимо от нашего сознания и составляет предмет изучения всех естественных наук. В более узком смысле слова, под В. понимается мир небесных тел с законами их движения и развития и их распределение во времени и пространстве. Материя во В. распределена крайне неравномерно, большая ее часть сосредоточена в отдельных более или менее плотных космических телах, галактиках, звездах и туманностях. Промежутки между отдельными объектами чрезвычайно велики, их часто измеряют в световых годах, т. е. расстояниях, которые свет проходит за один год (от Солнца до ближайшей к нам звезды он идет более 4 лет). Одним из основных типовых небесных тел являются звезды — гигантские уплотнения раскаленного газа. Вещество в звездах находится в состоянии плазмы — электропроводящей намагниченной среды. В недрах звезд температура может доходить до десятков млн. градусов. Единственной звездой, которую мы можем изучать наиболее подробно, является Солнце. Остальные звезды удалены от нас на такие расстояния, что мы можем наблюдать лишь интегральный свет, приходящий со всей их поверхности. Мир звезд крайне разнообразен. Звезды значительно отличаются друг от друга по размерам и менее значительно по массе. Температуры на поверхности у звезд также сильно изменяются (от 700° до десятков тыс. градусов в абс. шкале). Многие звезды периодически изменяют свой блеск: в зависимости от природы и характера изменения переменных звезд выделяется несколько их классов.Кроме них есть еще т. н. вспыхивающие звезды, у которых время от времени быстро усиливается блеск в результате грандиозного взрыва.

Очень интересными космическими объектами являются новые и сверхновые звезды. Последние вспыхивают один раз в своей жизни в результате грандиозного взрыва, при котором внешние слои звезды приобретают такую скорость, что отрываются от звезды и рассеиваются в мировом пространстве. Источники энергии сверхновых звезд пока еще окончательно не выяснены. Звезды часто образуют кратные системы (двойные, тройные и т. д.), а также звездные ассоциации. Находящиеся в них звезды, по-видимому, связаны общим происхождением. Некоторые звезды имеют темных спутников — планеты или планетоподобные массивные тела и образуют вместе с ними системы, аналогичные нашей солнечной системе, которая, т. о., не является исключением. При совокупности целого ряда благоприятных условий на планетах др. планетных систем может возникать жизнь. Следовательно, жизнь во В. по-видимому не является уникальной особенностью, присущей лишь Земле. Вся совокупность наблюдаемых нами звезд обращается вокруг общего центра масс, образуя вместе гигантскую звездную систему — Галактику (Млечный Путь), радиус которой порядка 4·10 22 см. Общее число звезд, насчитываемых в Галактике равно примерно 10 11 . Помимо звезд в Галактике существует много пылевых и газовых туманностей — облаков межзвездного газа и космической пыли; в среднем плотность межзвездного вещества равна 10 -24 г/см 3 . В Галактике и сейчас еще идет процесс звездообразования. В ней встречаются звезды, находящиеся на совершенно разл. этапах развития. Возраст звезд колеблется от 10 6 и менее лет до 10 9 лет. Кроме нашей Галактики сейчас обнаружено много др. звездных систем, подобных нашей, но крайне разнообразных по своим формам, размерам и физ. особенностям. Во многих из них удалось обнаружить новые звезды, переменные типа Цефеид и шаровые скопления, подобные нашим звездам(?). Все известные нам галактики образуют гигантскую космическую систему — Метагалактику.

Читайте также:  Дзи спираль вселенной описание

Несмотря на многообразие космических объектов, населяющих Метагалактику, и на непрерывно увеличивающийся с ростом науки радиус доступной изучению В., мы находим в ней много общего. Все звезды и галактики состоят из одних и тех же элементов, известных и на Земле. Самым распространенным элементом во В. является водород, за ним следуют гелий, кислород, углерод и азот. Повсеместно во В. происходит обмен вещества и лучистой энергии. Для понимания строения В. большое значение имеет наблюдаемый эффект красного смещения галактик. При удалении галактики от нас, согласно эффекту Допплера, линии ее спектра смещаются от своего нормального положения в сторону красного конца спектра. Установлено наблюдениями, что чем дальше удален от нас космический объект, тем с большей скоростью он от нас удаляется. Нам кажется, что объекты видимой части В. как бы разбегаются от нас во все стороны. То же будет справедливо и по отношению к любой из Галактик. Создается впечатление, что В. как бы растягивается в пространстве, расстояния между галактиками равномерно растут. Материалистическая трактовка факта красного смещения состоит в том, что заведомо расширяется только наша Метагалактика, которая может являться отдельной более или менее изолированной системой в бесконечной В. Отрасль астрономии, занимающаяся изучением свойств Метагалактики, поисками способов обнаружения ее границ и вопросами гипотетического строения еще более крупных космических систем называется космологией. Изучение происхождения и развития космических объектов на основе особенностей их строения и движения является объектами др. науки — космогонии. А. Д. Стоянова.

Геологический словарь: в 2-х томах. — М.: Недра . Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др. . 1978 .

ВСЕЛЕННАЯ

В некоторых местах Ветхого Завета это слово является переводом еврейского слова «тевель», т. е. населенная земля, напр., в Пс. 89:2; 1 Цар. 2-8; Ис. 14:7 (вся земля). В Новом Завете вселенная обозначается тремя разными словами, по-греч.: «ойкумена», «айон» и «космос», которые в некоторых переводах не различаются друг от друга, напр, по-немецки все эти 3 слова переведены словом «вельт» В русск. же переводе разница довольно ясна, как это вытекает из следующего: Первое слово «ойкумене» (населенная страна), соответствующее еврейскому «тевель», употребляется частью в широком значении, обозначая всю населенную людьми землю, напр., Мат. 24:14 — проповедь Евангелия по всей вселенной; Лук. 4:5 — все царства вселенной; Рим 10:18 — пределы вселенной; срав. Отк. 3-10; 12:9; 16:14; частью в более узком смысле, напр., Лук 2:1, где «вся вселенная» (греч.) означает все римское царство. Второе слово «айон» означает продолжительность жизни человека, период времени или век и употребляются для обозначения человечества, каковым оно в известное время представляется, или периода времени в зависимости от того отпечатка, который наложили на него люди. Это слово употребляется особенно в тех местах, где говорится о современном мире, настоящем лукавом веке (Гал. 1:4), в противоположность будущему веку (Лук. 20:34 и дал.; Евр. 6:5). Так, напр., Писание говорит о заботе века сего (Мат. 13:22); о сынах века сего (Лук. 16:8), о мудрости века сего (1 Кор. 2-6 и дал.) и т.д. Диавол называется богом века сего (2 Кор. 4:4; срав Рим. 12:2; 1 Тим. 6:17; 2 Тим. 4:10). В Еф. 2:2 «айон» в соединении с третьим словом «космос» переведены словами: «обычай мира сего». Во всех приведенных местах слово «век» обозначает нечто отрицательное, противоположное будущему. Срав. также Еф. 1:21; Мат. 12:32, где этот век и будущий упоминаются без указания на их положительное или отрицательное значение. В некоторых местах говорится о нескольких веках, предшествующих последнему, как, напр., в Евр. 9-26, где сказано, что Христос явился однажды к концу веков, т. е. веков В. Завета, и в 1 Кор. 10:11, где говорится, что христиане того времени достигли последних веков. Слово «айон» здесь употребляется почти в том же значении, что и в тех местах, где имеется в виду совокупность всего созданного в пределах времени или века. Так, напр., Бог называется Царем времен или веков (1 Тим. 1:17), ибо Он создал их Своим словом (Евр. 11:3) через Сына (1:2). Третье слово «космос», собственно, украшение, как, напр., в 1 Пет. 3:3; или совокупность действующих сил, как, напр., язык — «космос неправды», no-русс, прикраса неправды (Иак. 3: 6) — обозначает вселенную (мир), в смысле того самого целого, приведенного в порядок, которое в Быт. 1:1 называется небом и землею; напр., «Бог сотворил мир (космос) и все, что в нем» (Деян. 17:24; начало мира (космоса) Мат. 24:21; основание мира (космоса Иоан. 17:24); создание мира (Рим. 1:20; Еф. 1:41). Это слово употребляется также в более узком смысле: напр., «все царства мира» (Мат. 4:8), свет мира сего» (Иоан. 11:9), т.е. свет солнца; срав. Мат. 26: 13; 2 Пет. 3:6; и затем, вообще, людей или человечество: поле есть мир (Мат. 13:38); Агнец Божий берет на Себя грех мира (Иоан. 1:29); Бог возлюбил мир (Иоан. 3:16); Христос пришел в мир (Иоан. 9:39; Евр. 10:5). Это слово также употребляется по отношению к языческому миру, в противоположность евреям: «богатство миру» и «примирение миру» (Рим. 11:12,15); а во 2 Кор. 5:19, — без этого ограничения. В этом смысле говорится о свете мира (Мат. 5:14; Иоан. 8:12), Спасителе мира (Иоан. 4:42; 1 Иоан. 4:14); «поступать в мире» (1 Иоан. 4:17) и т.д. Иногда слово «космос» обозначает общество, народ, большое количество людей, как, напр., там, где сказано: «весь мир идет за Ним» (Иоан. 12:19; Срав. 14:19,22; 18:20). От вышеупомянутого значения слова космос, как человечества вообще, следует отличать те места, где оно поставлено для обозначения этого мира, или человечества, и мирских вещей, как враждующих против Бога. В таком значении, но также и в предыдущих, это слово встречается в Писании, преимущественно у Иоанна, не менее 100 раз. Сюда принадлежат те места, где говорится, что весь мир лежит во зле (1 Иоан. 5:19); о князе мира (Иоан. 12:31), о духе мира (1 Кор. 2:12), о мудрости мира (1:20), о веке мира сего (Еф. 2:2); быть от мира сего, быть не от сего мира (Иоан. 8:23), говорить по мирски (1 Иоан. 5:4). В этом смысле Иисус сказал: «Я не о мире молю» (Иоан. 17:9), ибо Он не мог молиться о его сохранении, но об его обращении (ст. 21,23); как и на кресте. Он молился за Своих убийц Лук. 23:34). В первом значении сказано, что Христос пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (Иоан. 3:17; 12:47); в последнем же, что Он пришел в мир на суд (Иоан. 9:39; Срав. 12:31,48). В первом смысле сказано, что Бог возлюбил мир (Иоан. 3:16), в последнем Иоанн говорит: не любите мира (1 Иоан. 2:15; Срав Иак 4:4). С этой же точки зрения сказано, что мир погибнет (1 Иоан 3:17), и будет осужден (1 Кор. 11:32) и что царство этого мира будет царством Господа нашего и Его Помазанника (Отк 11:15). смотреть

ВСЕЛЕННАЯ

ЮЙ ЧЖОУ «Пространство и время», «Вселенная».Категория кит. философии и культуры, выражающая единство пространства и времени как атрибутов Вселенной, а. смотреть

Источник