Меню

Что такое вселенная пятый класс

Что такое Вселенная?
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Ппо программе А.А.Плешаковой, Н.И. Сониной.

Материал включае — конспект урока и презентацию.

Скачать:

Вложение Размер
urok_1.doc 39 КБ
chto_takoe_vselennaya..ppt 1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Тема: Вселенная

Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.
Цель урока : разъяснить ученикам понятие Вселенная и различные гипотезы ее строения.
Задачи:
1. Образовательные:
• разъяснить ученикам, что такое Вселенная;
• рассказать ученикам как представляли себе Вселенную древние Индийцы, египтяне, греки, жители Месопотамии, вавилоняне;
• разъяснить ученикам взгляды Пифагора на форму Земли;
• объяснить ученикам суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею;
2. Развивающие:
• развивать у учащихся умение самостоятельно работать с учебником;
• развивать у учащихся умение сравнивать и делать выводы;
• развивать у учащихся умение составлять сообщения и рефераты по дополнительным материалам и литературе;
3. Воспитательные:
• физическое воспитание: сменять один вид деятельности другим, следить за осанкой;
• эстетическое воспитание: воспитывать умение выступать перед аудиторией и высказывать свое мнение.
Оборудование: презентация, рисунки Вселенной, Земли и Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной.

Ход урока:
1. Организационный момент (3 мин.):
• отмечаю отсутствующих;
• настраиваю класс на рабочий лад;
• проверяю готовность к уроку; учебник, тетрадь, набор — тетрадь и альбом-задачник.
2. Изучение новой темы

Многие годы люди любовались прекрасным звездным небом, восхищались красотой Луны и Солнца. Но людей всегда интересовал вопрос: КАК ЖЕ УСТРОЕНА ВСЕЛЕННАЯ?

— Что представляет собой Вселенная?

— Что следует относить к небесным телам?

Учащиеся самостоятельно читают текст учебника стр.4

Все, что мы знаем о Вселенной сейчас, было накоплено за многие годы.

В древности представления о Вселенной были совсем иными, нежели сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.
• Заполнение таблицы с использованием учебника, вместе с учителем:
Таблица в тетрадь — Мнения о строении Вселенной.

1. Древние Индийцы.

Земля плоская, опирается на спины 4 слонов, слоны стоят на черепахе, а черепаха на змее.

2. Народы берегов Тигра и Евфрата.

Земля – это гора, которую окружает море. Над горой в виде опрокинутой чаши – небо.

3. Жители Месопотамии.

Земля в виде диска, лежащего на 12 колоннах.

В центре Вселенной город Вавилон.

Впервые предположил, что Земля имеет форму шара.

Центр – неподвижная Земля, вокруг 8 небесных сфер, на них неподвижные небесные тела: Луна, планеты, Солнце, звезды. 9 сфера – двигатель Вселенной.

7. Аристарх Самосский.

Центр Вселенной не Земля, а Солнце.

Вокруг неподвижной Земли движутся подвижные Луна, планеты, Солнце, но также есть и сфера неподвижных звезд.

3. Закрепление:
• Вопросы к классу:
Что такое Вселенная?
Как представляли себе Вселенную древние индийцы?
Как устроена Вселенная по Аристотелю?
Как устроена Вселенная по Аристарху Самосскому?
Как устроена Вселенная по Птолемею?
4. Обобщение (2 мин.):
Итак, сегодня мы с вами узнали, что такое Вселенная и как ее представляли себе люди в древности. Вам понравился сегодняшний наш урок?

На, следующем уроке, мы узнаем, что знали люди в средние века, запишите, пожалуйста, домашнее задание.
5. Домашнее задание (3мин):

  1. Прочитать стр. 4-5.
  2. Рабочая тетрадь – стр.12-13, задания 1,2,3, 4.
  3. Выполнить задание «Подумайте!», стр. 8.
  4. Нарисовать рисунок Представление Вселенной — Григорьев И., Поляков С. – индивидуальное.
  5. Подготовить сообщения из дополнительных источников об Аристотеле, Птолемее, свободно владеть материалом сообщения и уметь рассказать его перед классом. – творческое.

Источник

Презентация по географии на тему «Вселенная»( 5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: ВСЕЛЕННАЯ Вопросы темы: Звезды на небе Солнечная система Земля – наш дом

Посмотрите на звездное небо. Невооруженным глазом можно увидеть примерно 6 тысяч звезд, в бинокль или телескоп – гораздо больше. Многие звезды образуют на небе фигуры, скопления, которые мы называем –созвездия.

Созвездия Созвездия — группы звезд, выделенные условно. Названия созвездий представляют фигуры животных (Голубь, Лев, Скорпион, Рак), героев мифологии (Единорог, Кентавр) или какие-либо предметы (Весы, Микроскоп, Телескоп). В настоящее время на небесной сфере выделено 88 созвездий.

А какие вам известны мифы и легенды о созвездиях?

Небесные тела Небесные тела Небесные тела

Звезды — раскаленные газообразные тела шарообразной формы. Яркость звезды зависит от ее температуры и расстояния до нее. Самые горячие звезды белого цвета или бледно-голубого, более холодные – желтого или оранжевого цветов, самые холодные — красные

Наше Солнце — ближайшая к нам звезда. Это гигантский пылающий шар с температурой внутри до 15 млн. градусов. Солнце – это центр нашей Солнечной системы.

Строение Солнечной системы Юпитер Сатурн Нептун Уран

Планеты земной группы Меркурий Венера Земля Марс

Планеты земной группы отличаются меньшими размерами и меньшей массой, однако они более плотные, так как состоят из твердого вещества. Эти планеты медленнее вращаются, имеют более разреженные атмосферы и малое число спутников или же спутников не имеют совсем.

Планеты — гиганты Юпитер Сатурн Уран Нептун

Планеты-гиганты во много раз больше любой из планет земной группы. Они состоят преимущественно из газов и не имеют твердых поверхностей. Все эти планеты окружены атмосферами, состоящими в основном из водорода, обладают большим количеством спутников и имеют кольца.

Сравнительные размеры Солнца, планет и их спутников

Кроме планет в Солнечной системе находятся также астероиды – небольшие неправильной формы небесные тела, диаметром от одного до нескольких десятков километров. кометы – небесные тела размером от одного до десяти километров, движутся по вытянутым орбитам, оставляя за собой длинный светящийся «хвост». метеоры – космические «частички» проносятся по черному небу яркой светящейся черточкой: кажется, что падает звезда.

Вопросы для закрепления: Какие вы знаете небесные тела? Что вы знаете о звездах? Что такое созвездие? Перечислите планеты Солнечной системы. Какое небесное тело называют «хвостатой странницей»? Чем метеор отличается от метеорита?

Мы рассмотрели с вами один из разделов курса До новых встреч! ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс

Номер материала: ДБ-475091

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьники в Бийске пересдадут ЕГЭ по информатике из-за проблем с ПО

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки рекомендовало своим организациям вакцинировать сотрудников

Время чтения: 1 минута

Более 50% россиян со школьниками в семье считают цифровое портфолио небезопасным

Время чтения: 3 минуты

Стартовало клиническое исследование «Спутника V» для подростков

Время чтения: 2 минуты

Петербургская школьница набрала 300 баллов на ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Братьев и сестер будут зачислять в одну школу независимо от прописки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок в 5 классе по теме «Изучение Вселенной»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

О бучающие – познакомить с представлениями о Вселенной ученых, сформировать понятие «галактика».

Развивающие – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные – воспитывать умение работать в парах (мини-группах), слушать и слышать друг друга.

Предметные – сформировать понятие «галактика»; продолжить формирование представлений об изучении Вселенной; познакомиться с моделью Вселенной Николая Коперника, идеями Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Метапредметные – познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, определять основную и второстепенную информацию.

— регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, оценивают достигнутый результат.

— коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные – формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: комбинированный.

9. Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.

10. Формы работы: Индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная.

11. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, слайдовая презентация.

Скачать:

Вложение Размер
izuchenie_vselennoy.doc 81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Обшиярская ООШ»

Урок географии в 5 классе

к учебнику И.И.Баринова,

Автор: учитель географии

МОУ «Обшиярская ООШ»

Тема урока. Изучение Вселенной .

Тип урока. Комбинированный.

  1. Сформировать понятия «Вселенная», «галактика».
  2. Познакомить с представлениями людей о Вселенной и форме планеты Земля в древности, с выдающимися древнегреческими учеными.
  3. Познакомить с моделью Вселенной Николая Коперника, идеями Джордано Бруно и Галилео Галилея.

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Оборудование ЭОР . ПК, проектор

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Представьте себе, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что Вы почувствовали? (свежий воздух).

Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне …

Улыбнитесь Вселенной… Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Спасибо!

Эпиграф к уроку:

Далекие туманности клубя,

Всей красотою необыкновенной

Вселенная глядела на него,

И он глядел в лицо Вселенной.

Он лишь хотел всем только рассказать,

Что Солнце – это яркая звезда,

Вокруг которой движется Земля.

И на века осталась в памяти людей

Его непобедимая натура,

Что стоя в центре раскаленного костра

Он не отрекся от своих воззрений.

А теперь посмотрите на доску и запишите в тетрадь данные слова (слова уже написаны на доске).

Подумайте, все ли слова на своем месте или я допустила ошибку?

Объясните свой выбор.

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся высказывают свое мнение) Правильно, мы продолжим изучение Вселенной и познакомимся с тем как изменялись представления о Вселенной с развитием науки.

Тема нашего урока «Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней»

Откройте ваши учебники §8 и 9 и посмотрите на иллюстрации к § и ответьте на вопрос:

Какова цель и задачи сегодняшнего урока?» (познакомиться с этапами накопления знаний о Вселенной, ролью учёных в открытии новых знаний о Вселенной, познакомиться с жизнью и деятельностью этих учёных)

— Смогли бы Вы, ребята, отдать свою жизнь науке, за науку, за просвещение?

— А такие учёные, как Н. Коперник, Д. Бруно и Г. Галилей смогли.

2. Изучение нового («открытие новых знаний»). Организация и самообразование учащихся для дальнейшего усвоения знаний.

Прочитайте первые пункт § 8 (с.41). и запишите в тетрадь определение «Вселенная»

Вселенная- это космическое пространство и все, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль.

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали вопрос: как устроена Вселенная? Современное представление о Вселенной складывалось постепенно.

Давайте вспомним, как древние представляли Землю? (ответы детей).

Очень большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной внесли древнегреческие ученые.

3.Первичное усвоение новых знаний. ( Вступительное слово учителя)

Много веков господствовало учение о Вселенной Клавдия Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и считалось истинным и неоспоримым. Но рост городов, развитие торговли и ремесла позволили европейцам узнать много новых стран и народов. Расцвет мореплавания в XIV –XVI веках привел к открытию новых земель, а первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана стало одним из доказательств шарообразности Земли

Клавдий Птолемей и его система мира

Все это дало новые знания и новые представления о Вселенной, с которыми мы сегодня познакомимся.

Задания для групп. ( Группы учащихся получают задание и заполняют таблицу , знакомятся с ним, определяют время выполнения задания, распределяют роли и приступают к выполнению задания)

Внимательно изучите текст на стр. 50 о Николае Копернике и подготовьте небольшое сообщение о нём. Внимательно изучите пункт и попробуйте изобразить (схематично) модель Вселенной, предложенную Н. Коперником. Расскажите о ней.

Внимательно изучите текст на стр. 50 о Джордано Бруно и подготовьте сообщение о нем.

Внимательно изучите пункт 2 (стр. 47) и подготовьте сообщение о модели Вселенной предложенной Д. Бруно. Внимательно слушайте сообщение о модели Вселенной Н.Коперника и определите: чем отличались модели Вселенных двух ученых?

Внимательно изучите текст на стр. 50 о Галилео Галилее и подготовьте сообщение о нем. Внимательно изучите пункт 3 (стр. 47-48) и определите, какой вклад в изучение Вселенной внес Галилео Галилей .

Предположил, что Земля имеет форму шара

Предложил систему мира, с центром Земля, вокруг которой вращаются небесные сферы, на кот. Неподвижно закреплены небесные тела:планеты, Луна, Солнце, звезды

Солнце- центр Вселенной, все движется вокруг него

В центре Вселенной земля неподвижная, шарообразная, вокруг которой движутся Луна, Солнце и 5 планет.

Земля вращается вокруг Солнца, Центром мира является Солнце, вокруг него и своей оси движутся все планеты

Вселенная бесконечна, Солнце- центр солнечной системы, Солнце -звезда

Солнце вращается вокруг собственной оси, открыл спутник Юпитера

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону согнули

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Знакомство с произведением М.В. Ломоносова

«Случились вместе 2 астронома в пиру»

Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).

Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли.

— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?

Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.

— В чем противоположность взглядов ученых? Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.

— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?

Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот .

Современное представление о Вселенной

Для того чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение учёных. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования.

4.10.1957 г. на орбиту Земли был запущен первый советский космический аппарат. Дата запуска этого спутника является началом космической эры человечества. В России четвёртое октября отмечается как памятный день Космических войск.

Однако на этом достижении Советский Союз не остановился . 19 августа 1960 года советские собаки-космонавты (Белка и Стрелка) совершили орбитальный космический полёт и вернулись на Землю целыми и невредимыми.

Полёт Белки и Стрелки внёс существенный вклад в изучении и освоении космического пространства. То, что эти легендарные собаки совершили полёт в Космос и вернулись невредимыми, позволило сделать вывод о возможности человека совершить орбитальный полёт вокруг Земли.

Так , 12 апреля тысяча 1961 года советский лётчик-космонавт Юрий Гагарин , стал первым человеком в мировой истории, который совершил полёт в космическое пространство. Около ста восьми минут Юрий Гагарин провёл на околоземной орбите. В течении этого времени было изучено, как человек ведёт себя в космосе и как чувствует себя в условиях невесомости.

Стоит отметить, что первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость.

Проанализировав все полученные данные разных учёных, современная наука предполагает следующую модель Вселенной.

Вселенная не имеет границ. Никто не знает где находится её центр. Наша планета Земля входит в состав Солнечной Системы, которая является частью Галактики. К сведению. Солнечная Система – это система планет, которая включает в себя центральную звезду – Солнце, а также все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг Солнца. А Галактика – это система звёзд во Вселенной.

Современное представление о Вселенной:

Земля является планетой Солнечной системы.

Солнечная система является частью галактики (Млечный путь)

Наша и другие галактики образуют сверхгалактики.

Все сверхгалактики являются частью Вселенной.

  1. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Что такое Вселенная?

Что такое галактика?

Какой древнегреческий ученый предположил, что Земля имеет форму шара?

Чем система мира Коперника, отличалась от системы мира по Птолемею?

Кто утверждал, что центром мира является Солнце? (Н. Коперник)

Он увидел неровности на Луне и темные пятна на Солнце. (Г. Галилей)

Он считал, что Вселенная бесконечна. (Д. Бруно)

Он говорил, что Солнце- это центр лишь солнечной системы. (Д. Бруно)

Он открыл у Юпитера спутники. (Г. Галилей)

Как называется гигантское скопление звезд? (галактика)

Как называется наша галактика? (Млечный путь)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Наш урок подходит концу. Сегодня мы с вами узнали, что такое Вселенная и как представляли Вселенную древние ученые .

Вселенная полна загадок и тайн. Как магнит она притягивает к себе все человечество, которое невольно обращает взор на завораживающее своей красотой ночное звездное небо.

Я думаю, что каждый человек мечтает, чтобы на этом бескрайнем небосводе сияла и его звезда. И сегодня у вас есть такая возможность.

Перед вами лежат 4 разные звездочки (1-красная,2-голубая , 3-желтая, 4 белая)

Красная- я испытываю проблемы

Голубая- мне комфортно

Желтая- я уверен в своих знаниях

Белая — это же так просто!

Выберите свою звездочку и приклейте ее на наше звездное небо.

Сегодня, мы, ребята, познакомились с историей изучения Вселенной. С наиболее яркими открытиями человеческой мысли.

-А что ещё Вы открыли для себя? Что Вас поразило, удивило на уроке? Запомнилось?

Чему Вы научились?

-Достигли ли мы цели нашего урока?

Параграф 8,9 читать

Творческое задание: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока.

Источник

Читайте также:  Состояние вселенной до момента большого взрыва называют

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *