Юрта как модель Вселенной: типы и внутреннее убранство
Юрта как модель Вселенной: типы и внутреннее убранство
Мудрые и практичные степняки изобрели удобный и уютный передвижной дом — юрту. Эта верная спутница кочевника и сегодня не только интересный образец материальной культуры, но и удобное жилище. Расскажем, из чего состоит юрта внутри и какие есть их виды.
Казахская юрта внутри
Степь широка и необъятна. Порой кажется, что у нее нет ни конца, ни края. Усталый путник найдет единственное надежное пристанище в степи — юрту, где ему позволят не только отдохнуть, но и обеспечат безопасность, накормят и развлекут песнями.
Из чего состоит юрта внутри? Убранство юрты отображало специфическое представление народа о мироздании. Все предметы интерьера юрты имели символическое и магическое значение. Обустройство такого жилища свидетельствовало о достатке семьи, ее месте в племени.
По большей части современные казахи — обладатели таких кочевнических сооружений — стремятся сохранить аутентичность внутреннего убранства.
Рассмотрим, как выглядит юрта внутри, чтобы составить представление о традициях и обычаях казахов:
- Стены юрты укрывали ковры.
- Там, где сходится кереге (специальная решетчатая конструкция из секций) и шанырак (навершие), прокладывали полоску ткани, на которой выбиты казахские геометрические орнаменты. Она называется баскур. Те, кто попадает в середину юрты, сразу обращают внимание на эту пеструю и яркую полоску ткани.
- На пол клали особые ватные одеяла и паласы (текемет и көрпеше). Для удобства гостей предлагали подушки: жесткие (жержастық) для посетителей незнатного происхождения и подушки, набитые перьями (құсжастық, көпшік), — для почетных гостей.
- По краям стояли сундуки, на которых выкладывались горы подушек и одеял.
- Справа от входа размещали сундук или разборной шкаф, который выполнял роль буфета. На нем хранили столовые и чайные принадлежности: самовар, табақ — блюдо для мяса, тазы, сосуд с тонким носиком для воды — кумган, чару. Над ним вешали торсуки, где были живительные напитки степняков — кумыс и айран.
- Слева от входа на стенах размещали одежду, походные сумки, конную сбрую, охотничье оружие. Здесь же были разные предметы личного характера: украшения, женская одежда, полотенца. Кроме того, слева от входа было отведено место для ловчих птиц.
- В центре юрты оборудовали очаг. Здесь на треноге вешали казан, под которым разводили огонь и таким образом готовили пищу. Дым при этом выходил прямо в отверстие шанырак.
- Вдоль стен в юртах, как описывали исследователи ХІХ века, стояли деревянные лежаки — кровати. Изредка встречались даже железные. Справа от очага размещали кровать хозяев, а слева — незамужних дочерей, сестер.
- С шанырака свисали ленты, кисти — шашак бау. Они олицетворяли звезды и созвездия, отгоняли злых духов и привлекали добрых.
Казахская юрта: виды
Белая юрта в зеленом разнотравье степи — особый символ Казахстана. Туристы в поисках особого единения с природой, стремясь узнать больше о культуре казахов, с удовольствием останавливаются на ночлег в таких экзотических домах кочевников.
Вместе с тем юрта в степи — это еще и современное жилище чабанов и геологов. Казахская юрта — особый тип передвижного жилища. Благодаря конструкции она легко собирается и разбирается, ее просто перевозить по степи на верблюдах или конях. В любой момент юрту можно собрать, чтобы укрыться от палящего солнца или согреться в холодный осенний или зимний день.
Такая конструкция, ее модификации и внутреннее убранство — знаки высокого уровня материальной культуры казахов, их представления о мире и человеке.
Юрты — давнее изобретение кочевников. Их прообразы — крытые повозки, шатры на колесах, которые передвигались по степи, сопровождая переходы кочевников, которые искали новые пастбища, или торговые караваны.
В процессе многолетней эксплуатации таких передвижных домов сформировались определенные виды юрт, которые классифицируются по основному принципу — по предназначению.
Есть такие основные типы юрт:
- Жилище. Они строятся по типу кипчакских юрт, которые в отличие от монгольских шатров имели более высокий купол. Он был более устойчивым к снежным заносам, порывам сильного ветра, ураганам и бурям.
- Праздничная или парадная (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй) — большая юрта, состоящая более чем из 10 решетчатых секций. Она отличалась тем, что в ее оборудовании использовали белоснежный войлок, детали конструкции украшали резьбой и ткаными войлочными ширинками с узорами.
- Походная была самой маленькой — на 3–4 секции. Она имела конусообразный вид, который создавали связанные сверху жерди. Внизу их также обязывали веревкой и вкапывали в землю.
Кроме того, есть специальные передвижные сооружения, которые выполняют вспомогательные функции:
- в юртах-складах хранятся необходимые вещи и припасы;
- в походных кухнях готовят пищу.
В казахском фольклоре есть такая загадка:
В ней представлены космогонические представления о мире, который отождествляется с юртой. Поэтому все ее составляющие имели магическое значение.
Юрта внутри — это воплощение творческого потенциала, тяги к прекрасному, мистических представлений казахов о мире. Все в ней функционально и предназначено для переходов. Это уютное и комфортное жилище, в котором всегда рады гостям.
Источник
Юрта — дом — Космос
Юрта — дом — Космос
Что такое юрта? Белоснежный купол в зелени предгорного джайляу, сказочное узорочье ковров и текеметов, идеальная сборно-разборная конструкция жилища кочевника, легенда или реальность? Возможно, все это вместе и еще много других чудес и таинств заключает в себе этот уникальный, веками отшлифованный феномен традиционного переносного дома казаха. Дома, что навьюченный на верблюда, сопровождал твоего предка или современного чабана с зимовки на весеннее пастбище, послушно шел за тобой, твоими детьми, женами и табунами с летнего джайляу на осеннее куздеу. Неповторимое своеобразие этого типа жилища, архитектуры, созданной из войлока и гибкого ивового прута стало сегодня для каждого из нас емким символом Родины, древней культуры народа.
То, что мы знаем сегодня о казахской юрте, позволяет с глубочайшим изумлением понять, как точно в тайнах ее продуманного строения и в орнаментальном изяществе декора, в самом принципе реализации жизни в юрте отразились не только все потребности быта и хозяйства кочевника, но и был полностью зашифрован его взгляд на мир. Юрта несет в себе продуманный и адаптированный к собственной природе принцип общения с гладью степи и высотой гор, нежностью альпийских лугов и даже бескрайней голубизной небес. Побудьте в юрте пару часов за пиалой горячего ароматного чая, проведет в юрте ночь, когда, заглянув через приоткрытый шанрак, вашего лица коснется прохладный свет далеких звезд и вы, обязательно проникнетесь необычайно своеобразным ощущением жизни в ней.
Сможете понять, как идеально приспособленная к конкретному ландшафту и человеческой жизни юрта всеми своими эмоциональными и чувственными ощущениями также неразрывно связана с универсумом, Космосом. Вы почувствуете странное, непостижимое чувство уютной защищенности дома и в то же время ощущение его бесконечной открытости во Вселенную, волнующей связи с бесконечной протяженностью мироздания. Такой необычный способ жизни был, вероятно, продиктован нашим предкам не только спецификой их кочевого хозяйства, но и возник из особенностей национального сознания. Отразившаяся в принципе дома — юрты потребность ощущать себя частицей целого, жить в унисон ритмам Вселенной была и кардинальным принципом традиционного сознания казахов.
Казахская юрта — кииз уй — продукт традиционной культуры, ориентированной на экологический баланс, культуры, стремящейся в своем развитии не подчинять и изменять природу, а познавать ее законы и следовать им в каждый момент своей повседневной жизни. Воспринимавший природу как дом, кочевник творил свой дом как организм, имитирующий и продолжающий природу, Космос. Будучи на «ты» с природой, он был на «ты» и с собственным домом. Он сделал его легким при сборке и разборке, с помощью одного верблюда и двух лошадей всю ее конструкцию и убранство интерьера легко перевозились. В оптимальном удобстве ее строения сполна отразился динамизм кочевой жизни. Она сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров, не промокает в потоках проливных осенних ливней.
Часть разума природы, человек создавал свой дом — юрту из плоти природы и по подобию мироздания. Созданная целиком и полностью из природных материалов, казахская юрта стала своего рода продолжением и развитием возможностей природы для защиты и удобства жизни человека. В ней по-новому звучат и служат естественные свойства: гибкость тальника — ивовых прутьев, незаменимого материала для деревянного каркаса — кереге, плотность тугого, непроницаемого для дождевых струй и палящего степного солнца войлока, специально изготавливаемого для покрытия юрты только из шерсти осенней стрижки особой породы овец.
Принцип построения и обустраивания места жизни как подобие мирозданию — основной принцип традиционной казахской юрты. Не храм, просто повседневное жилище казаха своей многозначной, многочисленной символикой уподоблялось Вселенной, и лишь тогда оно давало своему хозяину полноценное чувство дома.
Слияние, смыкание с природой, через нее и вместе с ней — с Космосом, возникая на уровне материала и конструкции юрты, продолжается и усиливается в ее интерьере. Практически все виды традиционных ремесел казахов, возникших испокон века и прошедших с нацией по всем перипетиям истории, задействованы в обстановке и декоре внутреннего убранства юрты. Здесь, соревнуются друг с другом красочное многоцветье и орнаментальное узорочье, фактурное и пластическое богатство резьбы по дереву, вышивка, войлочные ковры, чиевые циновки, изделия из кожи и металла, создавая неповторимую полифонию цвета и линий. И все это вместе создает великолепный праздник для глаза и пищу для пытливого ума, стремящегося разгадать, куда же ведут и что обозначают знаки-символы орнаментальных письмен.
Растительные узоры текеметов (постилочных войлочных ковров), абстрактные, космогонические орнаменты баскуров (тканых, узорных лент), опоясывающих по внутреннему периметру юрту, украшенная замысловатой резьбой и инкрустацией мебель отражают представления казаха-кочевника об устройстве и красоте мира, в котором он живет. Здесь оживают отголоски языческих культов солнца и неба, небесных светил, представления о цикличной смене времен, узнаваемый в обобщенных символах орнамента, возникает растительный и животный мир степи.
Одним из основных по своему, как философскому, так и конструктивному значению символов юрты становится круг. Разнообразие диапазона употреблений круга в юрте начинается с его внешней куполообразной формы. Затем бесчисленные круги конструкции, подчеркнутые кругом баскура, множатся в розетках сырмаков и текеметов, в золотых спиралях вышитых ковров, круглятся в узорах посуды, кроватей, шкафчиков и сундуков. И достигая в итоге главного круга юрты-шанрака — открытого отверстия в куполе юрты, вместе с ним возносятся ввысь к синему небу главного божества казахов — Тенгри.
Шанрак — круговое навершие купола юрты — во все времена был емким символом, включающим представления о жизни человека и мироздании, о преемственности поколений, единстве времен и гармонии жизни. Передававшийся из поколения в поколение, шанрак олицетворял продолжение рода, покровительство ушедших, но дорогих предков, благосклонность небесных светил.
Что же это такое в итоге, заповеданная нам мудростью поколений предков, казахская юрта?
Когда — то она была признана исследователями «самым совершенным типом из переносных жилищ» (1, с. 29) и поражала воображение путешественников и купцов, иноземных послов средневековых государств и историков. Многие из них, включая В. Рубрука и М. Протектора, А. Вамбери и Н. Бичурина, оставили причудливые описания войлочных кибиток и шатров, изумлявших их своим удобством и великолепием убранства.
Сегодня можно сказать, что ее феномен отразил и философию кочевника, и его жизненный уклад. Юрту можно понимать и как вечное напоминание о бесконечности и величии Вселенной, и вечный призыв к пониманию и смирению перед глубинными тайнами природы. Можно воспринимать обжитым и надежным домом, полным фантастично красочного уюта. Можно видеть в ней непостижимое удобство сборно-разборной конструкции, послушно воле хозяина, встающей в считанные минуты в любом ландшафте, будь-то ущелье гор или долина, зеленые волны холмов или гладь бесконечной степи.
В любом качестве своих проявлений, в любой из своих вариаций, будь-то ак уй — белая парадная, или отау уй — небольшая юрта новобрачных, походная юрта — жол уй, или посеревшая от дождя повседневная юрта чабана, юрта всегда останется для нас драгоценным и дорогим символом. Останется единым проявлением уникальной мудрости наших предков, создавших феномен юрты — дома — Космоса.
Литература
1. Руденко О. Очерк быта казахов бассейна рек Уила и Сагыза. Л., 1927.
Источник
Презентация «Юрта — модель мира»
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Юрта – модель мира
Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Под синеющим узором небосклона
Юрты юртятся в степи…
Юрта – модель мира
Юрта (в большинстве тюркских языков yurt, yurta; бурят. гэр;) — переносное жилище у кочевников. Она ставится на открытом солнцу пространстве. Это связано с круговоротом солнца. Отсчёт времени суток, месяца, года буряты вели по солнцу, а именно по углу падения солнечного света через верхнее отверстие юрты – дымник
Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Ее легко перевозить на верблюдах, лошадях, её покрытие не пропускает дождь, ветер и холод
Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком
Стены юрты решетчатые, сделаны из ивовых ветвей и соединены вместе при помощи кожаных ремешков
От стен вверх идут жерди – это потолок. Один конец упирается в стену, а второй —
в круглый обод (дымоход), он тоже деревянный
На передней стороне перед двумя решетками вставляли двери. Двери делали из войлока, только рама, исполняющая роль косяков, делалась из дерева. Войлочная дверь подвязывалась к потолочным палкам. Сверху ее покрывали войлоком в три ряда
Очаг (гал гуламта) — это семантический центр юрты, вокруг него протекает вся жизнь семьи. Человек уже в глубокой древности осознал, что он единственный из всех живых существ владеет огнем и это выделяет его из всего окружающего мира. С тех пор огонь стал для него объектом поклонения
На северо-западной стороне — почетное место – там алтарь домашний– божница, там помещались фигуры Будды и других святейших, расставляли чашечки с водой или зерном. Каждое утро совершали кропление молоком, чаем, а вечером зажигали зула (жирник), сан табиха (благовонье)
Западная, правая сторона юрты считалась «мужской». Она же считалась почётной, здесь принимали гостей, мужчин. Там хранились конская сбруя, охотничий инвентарь. Вдоль стены, стояли деревянные кровати
Противоположная от «мужской» стороны была «женская», потому что на левой стороне размещались предметы, относящиеся к кухне. Здесь же , восточнее от алтаря, находились сундуки, в которых хранились семейные ценности
Юрта – это модель Вселенной.
Она органично вписывается в окружающую среду,
Источник