Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина
Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной. Краткий анализ “Я покинул родимый дом” по плану будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я покинул родимый дом.
История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.
Тема – стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.
Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережёт голубую Русь”, так любимую Есениным.
Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.
Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
Метафоры – “березняк над прудом теплит… “кто листьев целует дождь”грусть”,м , “седина у отца пролилась в бороде”.
Олицетворения – “долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”.
Эпитеты – “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.
Сравнение – “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.
История создания
Стихотворение написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там всё, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь” . Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за её судьбу, скучает по родным местам. Стихотворение было опубликовано в разгар славы поэта, ведь ещё три-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.
Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает её: “В три звезды березняк над прудом” , “Золотою лягушкой луна” . Такое описание отчётливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с её удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся о сыне и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть” , “…седина у отца пролилась в бороде” .
Композиция
В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё “петь и звенеть пурге” . Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клён головой на меня похож” . Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.
“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. В нём отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.
Средства выразительности
Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом.
Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть” , “седина у отца пролилась в бороде” . Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге” , “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге” , сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…” , “Словно яблонный цвет, седина” . Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь” , “старый клён” , “на тихой воде” .
Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож” . Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком.
Источник
«Я покинул родимый дом» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – идея, образы, тема
Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной. Вам предлагается краткий анализ “Я покинул родимый дом” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я покинул родимый дом.
История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нем отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.
Тема – стих отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.
Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережет голубую Русь”, так любимую Есениным.
Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.
Стихотворный размер – произведение состоит из четырех строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
Метафоры – “березняк над прудом теплит… грусть”, “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “седина у отца пролилась в бороде”.
Олицетворения – “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”.
Эпитеты – “голубую Русь”, “Золотою лягушкой”, “на тихой воде”.
Сравнение – “Словно яблонный цвет, седина”.
История создания
Стихотворение было написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там все, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь”. Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за ее судьбу, скучает по родным местам. Стих был опубликован в разгар славы поэта, ведь еще ри-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.
Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает ее: “В три звезды березняк над прудом”, “Золотою лягушкой луна”. Такое описание отчетливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с ее удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся по сыну и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть”, “…седина у отца пролилась в бороде”.
Родина для поэта – это и березняк, и отражающаяся в воде желтая луна, и яблонный цвет, и клен, который “стережет голубую Русь”.
Композиция
В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с этим с ним: “тот старый клен головой на меня похож”. Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. Стих состоит из четырех строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нем – клен), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрестная, рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.
Средства выразительности
Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описываемую поэтом.
Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть”, “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “седина у отца пролилась в бороде”. Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”, сравнение: “Словно яблонный цвет, седина”. Разнообразны эпитеты, примененные автором: “голубую Русь”, “Золотою лягушкой”, “на тихой воде”.
Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клен головой на меня похож”. Такой прием не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним мужчиной.
Источник
Стихотворение и анализ «Я покинул родимый дом…»
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь.
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.
Краткое содержание
В 1912 году Сергей Александрович Есенин простился с деревенской жизнью и переехал в Москву. Окунувшись в водоворот столичной суеты, и испытав первый успех на литературном поприще, молодой поэт не сразу осознал, что ему, возможно, никогда не выпадет случай посетить родные места. Постепенно чувство ностальгии усилилось настолько, что вылилось в целый ряд произведений, посвященных малой родине. Одним из них стало стихотворение «Я покинул родимый дом…», появившееся на свет в 1918 году.
В. Палачёв. Осень в деревне. 2010
Уже в первых строчках чувствуется глубокая печаль поэта от разлуки с дорогими местами и родными людьми. Образы матери и отца занимают центральное место двух первых четверостиший. Трогательное отношение к матери Есенин сохранил до конца своей жизни, она была для него не только хранительницей домашнего очага, но и ангелом-хранителем его души. Некоторое напряжение в отношениях с отцом также нивелировалось долгой разлукой. Теперь, вдали от дома, все разногласия и недомолвки представлялись поэту мелкими и несущественными.
Понимая, что еще не скоро предстоит долгожданная встреча, поэт лелеет надежду на то, что село сохранит свой первозданный облик, и его не затронут те изменения, которые происходили в это время в стране. Эту надежду он воплощает в образе старого клена, стерегущего «голубую Русь». Несмотря на изменение своего статуса, в душе поэт остается все тем же деревенским юношей, хранителем и приверженцем старых традиций и прежнего образа жизни. Сравнение себя с кленом напоминает, что, несмотря на произошедшие в его жизни перемены, его душа и сердце не затронуты ими и всегда будут принадлежать дорогим его памяти местам.
Анализ
История создания
После переезда в Москву Есенин очень быстро завоевывает авторитет в среде столичных литераторов, он с головой уходит в работу, и его популярность растет с выходом каждого нового произведения. Сочинительство, работа в газете, участие в литературных кружках, новые знакомства – все это не оставляет поэту ни минуты свободного времени. К тому же, свершившаяся октябрьская революция открывает для его творчества новые, безграничные перспективы.
Круговорот столичной жизни лишил поэта возможности навещать пожилых родителей, оставшихся в деревне. Беспокойство о них и тоску по родному краю Есенину приходится выражать лишь в своих стихотворениях. Одно из них, «Я покинул родимый дом…» появилось в 1918 году.
Только через пять долгих лет поэту вновь удалось побывать на родине. Изменения, коснувшиеся деревни, глубоко поразили его. Послереволюционные преобразования наложили отпечаток не только на село, но и на людей. Есенин с горечью констатировал, что колесо революции безжалостно прокатилось по всему, что было ему дорого, на его глазах исчезал тот патриархальный уклад русской деревни, который всегда восхищал поэта. Этот визит произвел на него столь тягостное впечатление, что возвращаться сюда в очередной раз у него отпало всякое желание.
Персонажи и образы
Роль центральных персонажей в стихотворении отводится родителям поэта. Уже позднее, в начале двадцатых годов, Есенин сочинит много стихотворений, посвященных матери, здесь же, он упоминает о ней следующими словами: «в три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть». С мамой у поэта всегда были теплые, доверительные отношения, и он знал, как она тоскует и беспокоится о нем, пока он строит свою карьеру в далекой, большой Москве. Уважение к постаревшему отцу Есенин демонстрирует словами: «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде». Несмотря на некоторые разногласия, отец продолжает оставаться для поэта самым близким и родным человеком.
Во второй части стихотворения возникает образ старого клена, которого Есенин сравнивает с собой: «старый клен головой на меня похож». Этот образ символизирует надежду, что клену удастся сберечь «голубую Русь», поскольку сам поэт не может осуществить это ввиду своего отсутствия. Таким образом, клен выступает в роли наместника, которому доверено святое дело – защита родной земли.
Под голубой Русью скрывается множество других образов: это и бескрайние поля, и озера с реками, и пурга, и дождь, и образ луны, которую автор сравнивает с лягушкой, распластавшейся на воде. Все вместе они составляют единый образ русской природы, которую поэт наделяет человеческими качествами. Звуки пурги напоминают женское пение, а одноногий клен – стража, который представляется живым существом, нежели просто деревом.
Композиция
В стихотворении наблюдается последовательное изложение, поэтому композицию можно назвать линейной. Состоит оно из четырех строф, каждая из которых представляет собой четверостишие (катрен). В первой части Есенин отождествляет образы родителей с родиной. Вторая часть посвящена клену, которому доверено стеречь «голубую Русь». Проводя параллель между собой и старым деревом, автор надеется, что он не будет забыт на родине, и клен своей золотой кроной будет напоминать о нем людям.
Произведение представляет собой классический образец лирического стихотворения: автор в свойственной ему манере делится своими чувствами с читателем. Наличие оригинальных символов, ярких и экспрессивных определений и образов позволяет отнести его к литературному направлению имажинизм.
Размер и средства художественной выразительности
При построении текста использован анапест с трехсложной стопой, в которой ударение падает на последний слог. Автор использует перекрестную рифму (АВАВ).
Богатство средств художественной выразительности делают стихотворение необыкновенно ярким и запоминающимся. Показательны в этом смысле метафоры: «седина у отца пролилась в бороде», «березняк над прудом теплит…грусть», «золотою лягушкой луна распласталась».
Благодаря олицетворениям оживают образы есенинского стихотворения: «стережет голубую Русь старый клен на одной ноге», «долго петь и звенеть пурге». Эпитет «голубая Русь» становится символом, который подчеркивает чистоту голубого неба над родиной поэта. Образ стареющего отца четко передает сравнение «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде».
Проблематика и основная идея произведения
На первое место в стихотворении выступает тема Родины, которая оставалась близка поэту на протяжении всего его творчества. Отечество для него – это все, что его окружает в данный момент и то, что живет в его памяти. Прощание с домом вызывает у него ностальгию по той голубой Руси, которую он оставил в деревне.
Социальная тема отражает те преобразования, которые коснулись деревенского уклада с приходом революции. Произошедшие перемены отразились как на образе жизни сельчан, так и на самой голубой Руси, которую так боготворил Есенин. Он осознает, что прежней она уже никогда не станет, и ее образ останется лишь в его воспоминаниях.
Наконец, тема семьи, кровной близости, любви к родителям также проходит через стихотворение Есенина. Отец и мать для него – символы самой родины. Для поэта эти две святыни были неразделимы и оставались вдохновляющими источниками для создания новых произведений.
Источник