Железная рука комдива Котова
Неубиваемые герои из эпопеи Никиты Михалкова возвращаются на экраны в очередной главе фильма “Утомленные солнцем. Цитадель”
Вспомним: персонажи Михалкова и Меньшикова, богатыри — не мы, воскресли 15 лет спустя (в 1994-м авторы не оставляли им шансов на жизнь) в некрофилической батальной мозаике “Предстояние”, посвященной началу Великой Отечественной войны. Стиль трагической монументальной фрески воспротивился режиссеру отчасти потому, что разорванные во времени и пространстве сюжетные нити он планировал связать в третьей серии. И само воскрешение героев в оборванном на полуслове фильме, и перелицовка дамы их сердец из хрупкой Дапкунайте в крепенькую Толстоганову вызывало недоумение.
Все разъяснилось-собралось воедино в “Цитадели”. Энергичное линейное повествование о восьми днях 1943 года решено в разудалом жанре “небывальщины”.
Сюжет. Арсентьев по приказу Сталина разыскивает Котова где-то в условных сталинградских степях (потому что без таких, как Котов, войну не выиграть), дабы поручить ему возглавить войско из 15 тысяч тыловиков, вооруженных палками. И взять во что бы то ни стало условную тевтонскую цитадель — упроченный древним камнем оплот фашистов. Помогут советским былинным героям: комар (залетевший сюда явно из “Сказки о царе Салтане”), паучок (он привяжется к прицелу вражеского пулемета и призовет смерть на голову интеллигентного пулеметчика, слушающего Вагнера) и белая мышка-норушка (та, что хвостиком махнет, керосин прольет, и вражеская крепость взорвется на глазах у изумленного геройского воинства). А еще есть сквозной герой — не мохнатый шмель, бабочка, легкокрылый мотылек, вьющийся вокруг обреченной головы Мити Арсентьева. Палача и спасителя Котова. Орудия и жертвы режима.
Это кино про то, что на себя надейся, а в отношениях с Господом не плошай. Чудо — всегда с тобой. Оно рождается в начале фильма в образе комара. Пищит над ухом бойца. Хлоп! И отвел смерть от бойца в окопе, “да спокойно в свой удел через море полетел”. Новорожденный младенец в материнской “замазке” грузовик с ранеными спасет. И Надя папу встретит. И мина тебя полюбит. Только верь. А не веришь — взрыватель на место не встанет. Погибшие — не оживут.
Фильм решен с храбрым оперным замахом (трехактное строение со спасительной кодой). Опереточным удвоением (две старушки на семейной даче Котовых, два новорожденных, две волшебных мины, две атаки на неприступную каменную крепость). Театрален многослойно загримированный Сталин-Суханов, поднимающий веки лишь для того, чтобы “зарезать” взглядом собеседника. В окопных и фронтовых сценах сплав драмы и несокрушимого юмора шибает с экрана энергией былой михалковской режиссерской силы. Но в середине фильма герои возвращаются в комдивское имение. Тут начинается другое кино, путаное, вязкое. Несмотря на всю мелодраматическую истерику, богатая интимная биография Маруси-Толстогановой, вынужденно меняющей мужей, малопривлекательна. В дачном доме, даром что кругом война, жизнь будто замерла в сонном царстве. Только воздушной атмосферы, звенящей невысказанной драмой взаимоотношений, как в оскароносных “Утомленных солнцем”, — нет. Поймав журавля в небе в “Неоконченной пьесе для механического пианино”, режиссер пытается повторить свой фирменный жест… Но в кадре возникает журавль резиновый. Сжатый в руке комдива он пищит из последних сил. На поверку выходит надрыв под аккомпанемент пыльного рояля. Заявленный колдовской флер — чеховская взвесь иронии отчаяния — выветривается, разбивается о лодку коммунального быта.
Сам белозубый Котов — продолжение портретной киногалереи доподлинных “…спасителей, могучих избавителей”. Не болтунов-либералов, не прозападных интеллектуалов. Царственных отцов отечества (Александр III в “Сибирском цирюльнике”). Вершителей справедливости (старшина судей в “12”). Непобедимых командиров, готовых на подвиг — хоть с палкой, хоть со скипетром, хоть со стальным когтем Фредди Крюгера. Если говорить о мифологической основе фильма — то народный миф здесь и олицетворяет прежде всего Котов (собирательный образ репрессированных военачальников от Тухачевского до Уборевича). Герой эпоса на белом коне, мученик и титан. “Вы большой человек, — говорит ему страдающий плоскостопием “епиходов” Кирик, очередной муж Маруси (Владимир Ильин), — если бы не мы, маленькие люди, не было бы вас, больших”. Большого Котова Бог управил ответствовать и направлять. Миловать и наказывать.
В “Цитадели”, которая смотрится, конечно же, лучше, чем “Предстояние”, — с большей очевидностью проступают черты стиля “позднего Михалкова”. Когда вроде все есть. И жанр придуман. Впрочем, сказка не очень срастается с дотошностью выписывания реалий, а метафоричность временами навязчива. И юмор каскадный есть. И переживания нешуточные. И кастинг даже на эпизодические роли точечный. Чего стоит эпизод с пьяным вдупель генералом (Романом Мадяновым), посылающим штрафников на гибельный штурм под прицелом заградотрядов. Или эпизод родов под артобстрелом бабы, изнасилованной немцем (Анна Михалкова), целомудренно рожающей в кадре маленького Иосифа прекрасного, разумеется, Виссарионовича. Игра актеров временами — совершенный блеск. Но с гигантским плюсом. Всего через край. Крика. Слез. Если говорить о претензиях к “Цитадели”, они в стилистическом разнобое — менее очевидном, чем в “Предстоянии”, но мешающем эмоциональному сочувствию героям.
В финале уже не удивляет очередное воскрешение комдива Котова, движущегося с однополчанами и любимой дочкой Надей на танке “на Берлин”… Его добрая улыбка над звездой героя, изуродованная в гэбистских застенках рука с выкидывающимся железным лезвием — юродивому немцу сулит милосердное прощенье, идейному ворогу — смерть лютую.
Премьера фильма состоялась не в Кремле, всего лишь в пяти залах “Октября”. Ее не предваряли орудийные залпы пиар-кампании. В Москву в это время тащились километровые колонны автобусов с надписью “Дети”, везущие солдатиков на репетицию парада. По Тверской шли танки, поблескивая в накрапывающем дожде. И казалось, впереди в Кремль едет сам комдив, олицетворяющий, так сказать, тягу к настоящей “железной руке”.
Источник
Котов Сергей Петрович — персонаж фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Реальный прототип комдива Котова
Сергей Петрович Котов — главный герой драмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», которая вышла на экраны в 1995 году. Она стала одной из самых успешных работ режиссера, за которую он получил Гран-при Каннского фестиваля, премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В этой статье мы расскажем о главном герое этой картины, а также о его прототипе.
Сюжет картины
Сергей Петрович Котов, которого в своем фильме играет сам Михалков, появляется перед зрителями в образе истинного коммуниста, командира дивизии, награжденного за участие в Гражданской войне и Октябрьской революции. Он любимец генералиссимуса Сталина.
Действие картины начинается летом 1936 года, еще накануне политических репрессий в стране. Сергей Петрович Котов живет на своей даче в Подмосковье с супругой Марусей, которую играет Ингеборга Дапкунайте, и дочерью Надей в исполнении дочери режиссера. К тому же в доме всегда много родственников Маруси, представителей классической советской интеллигенции, практически полностью сохранивших в своей жизни дореволюционный уклад.
Также главные роли играют Владимир Ильин, Нина Архипова, Евгений Миронов, Инна Ульянова, Светлана Крючкова, Авангард Леонтьев.
История Мити
Семейную идиллию в фильме «Утомленные солнцем» 1994 года нарушает приезд Мити Арсентьева (персонаж Олега Меньшикова). Это воспитанник и любимый ученик покойного отца Маруси, ставший музыкантом, но внезапно пропавший восемь лет назад. Оказывается, что Митя много лет назад был влюблен в Марусю, на что она отвечала ему взаимностью. Через несколько месяцев после его таинственного исчезновения она встречает Котова, который добивается ее руки, несмотря на значительную разницу в возрасте и происхождении.
Вскоре он рассказывает Наде, что именно по приказу ее отца Сергея Петровича Котова много лет назад был вынужден покинуть Марусю и уехать за границу. Он подчинился, чтобы не создавать проблем семье своей любимой.
Между комдивом Котовым и Митей вскоре состоялся словесный поединок-диалог. Сергей Петрович напоминает оппоненту, что тот не рассказал, как был завербован советской разведкой еще в 1922 году, с тех пор является агентом НКВД. Произошло это задолго до их знакомства. Легендарный комдив из фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» Сергей Котов заявляет, что большинство заданий, которые Мите приходилось выполнять, были откровенно грязными. Это казни и похищения лидеров белогвардейского движения, в которое его внедрили.
К тому же Котов дает ему понять, что понимает истинную цель его визита. Митя приехал сейчас, чтобы арестовать комдива. Тот соглашается, отмечая, что надеется на полное признание вины офицером, подтверждение им своей шпионской деятельности и подготовку покушения на Сталина.
Поездка за город
На тот момент Котов абсолютно уверен, что его дружба со Сталиным должна спасти его от уголовного преследования. Арсентьев убежден в обратном, поэтому они стараются не испортить последние часы перед арестом. Его они решили замаскировать под поездку за город. В мини-путешествие они отправляются с коллегами Мити, которых называют «филармонистами», хотя в действительности это агенты НКВД.
Главным протагонистом в этой ленте оказывается Надя, которая приходит в восторг от всего, что происходит в этот день. Это мужество и геройство ее отца, новое знакомство с дядей Митей, который великолепно играет на фортепиано, знает множество удивительных вещей. К тому же вечером ей обещают «дать порулить».
Развязка
Когда девочку высаживают из автомобиля, Котова под руководством Мити жестоко избивают в той же машине. Затем агенты НКВД жестоко расправляются с водителем грузовика, который становится случайным свидетелем. После этого комдив понимает, что уже никогда не вернется на свою подмосковную дачу.
Из эпилога зритель узнает, что Котова признали виновным в шпионаже и расстреляли уже в августе 1936 года. Через несколько дней после случившегося была арестована его жена Мария, через четыре года она умерла в лагере. Вместе с ней в заключении оказалась и Надя, которая прошла ГУЛАГ и дожила до «хрущевской оттепели», когда ее вместе с родителями полностью реабилитировали.
В последних сценах фильма Митя вскрывает себе вены, лежа в ванне с видом на Кремль.
«Утомленные солнцем 2»
Еще раз сыграл Сергея Котова Никита Михалков в картине «Утомленные солнцем 2». В 2010 и 2011 годах она вышла в двух частях с подзаголовками «Предстояние» и «Цитадель».
Выясняется, что комдив, осужденный по «политической» статье все-таки сумел избежать расстрела. Его обвинение было переквалифицировано на статью «Хищение». После бомбежки немцами лагеря, в котором содержался главный герой, он попадает в штрафной батальон.
Выросшая дочь Надежда к этому времени служит в медсанчасти. Митя Арсентьев выжил после попытки самоубийства, женился на Марусе.
Берия и Сталин узнают про Котова, чудом избежавшего смерти, поручают НКВД найти его.
Реальный прототип
Главный герой картины «Утомленные солнцем» — полностью выдуманный герой. Об этом неоднократно заявлял сам Михалков. Тем удивительнее было обнаружить, что реальный прототип комдива Котова все же существовал.
Это бывший руководитель Липецкой высшей летно-тактической школы. Он также был командиром дивизии, в 1937 году арестован по политическим обвинениям. Только, в отличие от киноперсонажа, избежать смерти не смог.
При этом стоит отметить, что у реального и вымышленного Котова совпадает только фамилия. Зовут настоящего комдива Николай Яковлевич. При этом в их биографии многое совпадает. Жен зовут Мария, у обоих командиров есть дочери.
Оба были участниками Гражданской войны, воевали под командованием Тухачевского. В частности, помогали подавлять антикоммунистическое восстание в Тамбовской области.
Экранный Котов, избежав расстрела, участвовал в Великой Отечественной войне. Такая же участь ждала сына Николая Яковлевича Котова, который был арестован с матерью и сестрой как член семьи «врага народа».
Отличие от экранного образа
Несмотря на некоторое сходство, реальный Котов сильно отличается от персонажа, сыгранного Никитой Михалковым. Николай Яковлевич родился в 1893 году в Павлограде на территории современной Днепропетровской области на Украине. Рос в семье помещиков-дворян.
Отучившись в гимназии, поступил в Новороссийский университет в Одессе, затем перевелся в юнкерское пехотное училище, окончил его незадолго до начала Первой Мировой войны. На фронте построил успешную карьеру, быстро став подполковником.
В Красную армию Николай Котов вступил в 1918 году. Через два года стал членом коммунистической партии, хотя до этого входил в число эсеров. Воевал на Южном фронте, внеся свой вклад в разгром Белого движения в Крыму. Некоторое время он занимал пост председателя революционного комитета Павлоградского уезда, руководил военным гарнизоном в Одессе, был военным комиссаром в Харькове, начальником обороны побережья Днепра и Черного моря. Под его командованием в бой отправлялись бригада, стрелковый полк и даже целая дивизия.
После Гражданской войны
В СССР Николай Котов оканчивает высшие курсы, адъюнктуру, становится начальником штаба военной академии имени Фрунзе. После этого неожиданно оказывается в Липецке, главой летно-тактической школы. Это можно расценить как существенное понижение в должности.
По всей видимости, комдив уже тогда оказался в опале, которая через несколько лет закончилась арестом и расстрелом.
Вызов в Москву
Биография Николая Котова заканчивается трагически. Летом 1936 года его вызывают в Москву, намекнув, что рассматривается его перевод в Ленинградский военный округ и назначение на более престижную должность. В дороге его арестовывают.
Сегодня, благодаря усилиям его потомков, стали известны обстоятельства этого дела. Котова обвинили в шпионаже в пользу Германии, в участии в фашистском заговоре, целью которого было восстановление капитализма и свержение социалистического строя. Николая Яковлевича подозревали во вредительской и подрывной деятельности, которую он якобы вел в Красной армии.
Из материалов допросов следует, что Котов не скрывал своего критического отношения о положении дел в советских войсках. Свои показания он заканчивает выводом, что авиация не готова к войне.
Комдив был расстрелян в самом начале 1938 года. Суд длился только один день. Следом практически сразу арестовали жену Марию, дочь Ирину и сына Владимира. Все они были приговорены к длительным срокам.
Ирина и Мария были освобождены в 1946 году, после чего смогли вернуться в Липецк. Владимир в 1942-м был переведен в штрафной батальон, после получения ранения судимость с него была снята.
Источник