266. Фамилия мыслителя эпохи Просвещения, давшего обоснование концепции »естественной религии» — . .
Вольтер
267. По определению французских просветителей, «истинная религия разумна и .
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 19 ; Нарушение авторских прав
Источник
Тест: Ответы на тесты по философии
Тема: Ответы на тесты по философии
Тип: Тест | Размер: 84.29K | Скачано: 655 | Добавлен 07.10.08 в 11:09 | Рейтинг: +97 | Еще Тесты
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Термин, происходящий от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость — это Философия
Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира — это Философия
Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека — это Мировоззрение
Мыслитель первым объяснивший слово «философ» — это Пифагор
Смысл философии, согласно Пифагору, — в поиске — гармонии
Главная задача философа — умение доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным считали — софисты
Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа — доказывать то, что он считает выгодным и правильным: софисты
Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках — это софизм
Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал: Платон
Автор высказывания «. смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» – это Эпикур
Первый элементарный вид отражения действительности — это ощущение
Наиболее глубинное отражение действительности происходит посредством сознания
Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей — это материализм
Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю — это идеализм
Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека: объективный
Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека: субъективный
Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности — это иррационализм
Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает: иррационализм
Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений — это солипсизм
Существую только «Я» и мои ощущения, утверждает: солипсизм
Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности- это субъективизм
Философское направление, представители которого признавали бога, как мировой разум сотворивший природу и придавший ее движение, но не вмешивающийся в ее бытие — это деизм
Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но вмешивающемся в ее бытие характерно для: деизма
Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало — материальное или духовное — это монизм
Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает монизм
Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал — материального и духовного — это дуализм
Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает дуализм
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия — это плюралистическая
Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает: плюрализм
Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем — это агностицизм
Мир принципиально не познаваем, утверждает: агностицизм
Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания — это скептицизм
Достоверное знание о мире не возможно, утверждает : скептицизм
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей — это рационализм
Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает : рационализм
Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ — это антропоморфизм
Наделение человеческими качествами окружающей природы: антропоморфизм
Собрание древнеиндийских источников (кон. II — нач. I тыс. до н. э.), сборники гимнов в честь богов -это веды
Религиозное течение древней Индии, с которым связывают начало формирования философского мышления -это брахманизм
Начало формирования философского мышления в Древней Индии положил брахманизм
Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего- Брахман
Космическое духовное начало, безличный абсолют с индийской философии: Брахман
Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало — это атман
Индивидуальное духовное начало в индийской философии- это атман
Одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы – это реинкарнация
Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии- это реинкарнация
Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения — это карма
Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это карма
Состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии- это сансара
Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии. нирвана
Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения — это гедонизм
Наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения утверждает: гедонизм
Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии: Чирваки
Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений- это нирвана
Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме: нирвана
Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный — Будда
Практика углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний — медитация
Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало — Ян
Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало — Инь
Центральное понятие философии Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие – Жень, Дэ
Понятие философии Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим — Сяо
Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы — Даосизм
Категория китайской философии, обозначающая путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего — Дао
Время возникновения философии 7 в. до н. э.
Хронологические рамки античной философии: примерно,с 600 г. до н. э.по 3 в. н. эры
Классический период древнегреческой философии 5-4 в.в. до н. э.
Первая философская школа Древней Греции: Милетская
Город, в котором возникла первая философская школа Древней Греции — Милет
Представители милетской школы в античной философии: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
Проблема, выдвинутая представителями милетской школы античной философии: первоначала
Первоначалом сущего считал воду: Фалес
Философ, утверждавший в качестве первоначала воду: Фалес
Первоначалом сущего считал воздух: Анаксимен
Философ, утверждавший в качестве первоначала воздух – Анаксимен
Первоначалом сущего считал огонь: Гераклид
Философ, утверждавший в качестве первоначала огонь: Гераклид
Крупный социальный философ эпохи Возрождени: Макиавелли
Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны — образца общественного устройства – «Утопия»
Автор утопического произведения эпохи Возрождения «Город Солнца»: Т.Мор
Религиозная позиция Кузанского: пантеизм
Характеристика Вселенной в философии Бруно: бесконечная
Эпоха Нового времени в философии начинается с XVI в.
Представители философии Нового времени: Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Р. Декарт, Дж. Локк
Учение Николая Коперника — гелиоцентризм
Систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира дал Н. Коперник
Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает математика
Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени — химия
Философское направление, определяющее источником знания научно организованный опыт или эксперимент- эмпиризм
Родоначальник эмпиризма: Ф. Бекон
Причины возникновения вида заблуждений »призраки рода», по Бекону: несоврешенство органов чувств
Причины возникновения вида заблуждений »призраки пещеры», по Бекону: воспитание
Причины возникновения вида заблуждений »призраки рынка», по Бекону: социальная жизнь человека
Причины возникновения вида заблуждений »призраки театра», по Бекону: вера в авторитеты
Метод истинного познания, по Бекону — индукция
Наука, обусловившая особенности рационализма XVII в. — механика
Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт: рационализм
Онтология Б. Спинозы: субстанция
Дуалистическая философия характерна для Декарта
Окружающий человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы — модусы
Способ познания, у Спинозы, предоставляющий адекватное знание: рациональная интуиция
Простая неделимая субстанция, согласно Лейбницу – монада
Теория познания, разработанная Дж. Локком- сенсуализм
Критик материалистического сенсуализма в XVII веке: Дж. Беркли
Существовать, значит быть воспринимаемым, считал : Дж. Беркли
Центральная философская проблема Д. Юма: изучение человеческого познания
Социально-политические мыслители XVII века: Гоббс, Локк
Философ, рассматривавший общественные явления с позиции механистического материализма: Ламетри, Гельвеций, Дидро
Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Дж. Локку:жизнь, собода, собственность
Верховная власть, по определению Дж. Локка: законодательная
Последователи социально-политических концепций Т. Гоббса и Дж. Локка: Монтескьё, Руссо
Время расцвета просветительской мысли во Франции: XVIIIв.
Представители философии Французского Просвещения: Вольтер, Монтескьё, Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций, Руссо, Кондорсе
Эпоха, наследниками духовных ценностей которой явились французские просветители — Возрождения
Фамилия мыслителя эпохи Просвещения, давшего обоснование концепции »естественной религии» — Вольтер
По определению французских просветителей, «истинная религия разумна и моральна
Концепция природы, развитая в трудах П. Гольбаха: материалистическая
«Фатальность — это вечный, незыблемый, необходимый, установленный в природе порядок», — считал : Гольбах
Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского Просвещения:механика
Мыслители XVIII в., положившие в основу своих трудов рассмотрение природы психических процессов и умственных способностей человека: Руссо
«Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал Руссо
Причина неравенства в человеческом обществе, по Руссо: собственность
Форма государства, в котором возможна реализация свободы и равенства, по Руссо- республика
Мыслитель, в работах которого завершается формирование антропо-социальной философии французских просветителей — Кондорсе
Формирование антропо-социальной философии французских просветителей завершает: Кондорсе
Время развития Немецкого Просвещения: вторая половинаXVIIIв.
Представители Немецкого Просвещения:Лессинг, Гердер, Лейбниц
Временные рамки Немецкой классической философии: последняя третьXVIII– первая третьXIXв.
Представители Немецкой классической философии: Кант, Фихте, Шеллинг, Кегель
Немецкая классическая философия — преемница идей: Просвещения
Философское направление, характерное для Немецкой классической философии: идеализм, рационализм
Направление Немецкой классической философии, признающее разум основой познания и поведения людей — рационализм
Мыслитель XIX века, трактовавший религию по отношению к сущности человека как процесс отчуждения – Л. Фейербах
Религия есть отчуждение человеческого духа, считал: Л. Фейербах
Наука «о пределах человеческого разума», по И. Канту — метафизика
Фамилия автора произведения «Критика чистого разума» — Кант
Понятия, о которых научное знание невозможно в принципе, по Канту: ноумены
Понятие, используемое Кантом, в переводе с греческого «парные суждения, каждое из которых исключает другое» — антиномия
Период деятельности И. Канта характеризующийся работой «Всеобщая естественная история и теория неба» — Докритический
Период деятельности И. Канта характеризующийся работой «Критика чистого разума» — Критический
Умопостигаемое, противоположность феномену, вещь в себе по Канту — ноумен
Явление, данное в опыте, чувственном познании — феномен
Фамилия автора утверждения: «Вещь предстающая в наших ощущениях не совпадает с вещью вне наших ощущений»- Кант
Фамилия автора утверждения: «Поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» — Кант
Категорический императив И. Канта : «Поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать,чтобы она стала всеобщим законом»
Постулаты практического разума И. Канта: И.Г. Фихте
Последователь И. Канта в XVIII в.: И.Канта
Немецкие философы, разрабатывавшие диалектический метод: Гегель, Фихте
Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей — диалектика
И. Фихте разрабатывал проблемы: диалектического метода, научного познания, личности, гносеологии
Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности — натурфилософия
Основа философии, «единственно истинный и вечный органон», по Шеллингу: искусство
Философ, творчество которого считается вершиной немецкого идеализма пер. пол. XIX в. — Гегель
Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю — Дух
Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю — Дух
Автор произведения «Феноменология духа», предоставляющего схему логического развития познания: Гегель
Проявление или воплощение мирового духа, в понимании Гегеля — природа
Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю — противоречие
Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю — развитие
Цель мировой истории, являющаяся «единственной целью духа»: самосознание Абсолютного Духа
Мыслитель Немецкой классической философии, объявивший себя материалистом и атеистом: Л. Фейербах
Философия Фейербаха: антропологический материализм
Время возникновения марксистской философии: 20-40-е годыXIXв.
Последователи марксистской философии:Г. Плеханов, П. Лафарг
Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию – немецкая классическая философия, Гегель
Основной труд К. Маркса – «Капитал»
Основной труд Ф. Энгельса – «Диалектика природы»
Автор произведения «Диалектика природы»: Ф. Энгельс
Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии: труд
Диалектический материализм — учение Маркса
Класс социума способный переустроить общество, по Марксу — пролетариат
Способ существования материи, в марксистской философии — движение
Всеобщее свойство материи, в марксистской философии – несотворимость, неуничтожимость
Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса — отражение
Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксистской философии — познание
Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки – абсолютная истина.
Частичное, неполное знание об объекте- относительная истина.
Критерий истины, в марксистской философии – общественная практика
Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное- производство
Определяющее отношения между людьми, в марксистской философии: общественное
Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии -философия.
Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику — позитивизм
Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наукв системе культуры, в духовной жизни общества — позитивизм
Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания — неопозитивизм
Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем — неопозитивизма
Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в неопозитивизме
Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме — верификация
Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки – «Венский кружок»
Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания — постпозитивизм
Объяснение науки и роста научного знания является главной проблемой постпозитивизма
Основатель критического рационализма – К.Р. Поййнр
Критический рационализм как направление оформилось в трудах К. Поййер
Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме- фальсификация
Философское направление, оформившееся в школу «философия жизни» в конце XIX в.: иррационализм
Представители «философии жизни»: С. Кьерксгор, А. Шопенгауэр. Ф. Ницше
Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: А. Шопенгауэр
Мыслитель, считавший «волю к власти» стимулом и основой общественной жизни: Ф. Ницше
Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей — Ф. Ницше
Метод, разработанный З. Фрейдом — психоанализ
Психоаналитический метод создал : З. Фрейд
Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека: психоанализ
Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда: Ф. Ницше
Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека: Ницше, Фрейд
Философия существования — экзистенциализм
Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире — экзистенциализм
Представители экзистенциализма: Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс
Создатель феноменологического метода – Э. Гуссерль
Основатель феноменологии — Э. Гуссерль
Представитель оптимистического направления в экзистенциализме: Сартр
Основная проблема в философии экзистенциализма – смысл бытия человека в мире
Проблемы отчуждения и свободы являются основными для экзистенциализма
Мыслитель, учение которого стало основой развития неотомизма:Фома Аквинский
Направление в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода — структурализм
Направление в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений — структурализм
Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра : структурализм
Ученый, с исследованиями которого связано зарождение структурализма – Ф. де Соссюр
Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка: Л. Витганштейн
Характерные черты постмодернизма: негативизм
Негативизм характерен для : постмодернизма
Направление философии XX века, основной чертой которого является негативизм — постмодернизм
Философия, в которой тема Родины определяет ее специфику:историософия
Период становления русской философии XI—XII вв.
Начальный период становления русской философии, постановка философских проблем XI—XII вв.
Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в XVIII в.
Первый древнерусский философ – Илларион Киевский
Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения- Вл. Мономах
Автор доктрины «Москва — третий Рим»: Финофей
Мыслитель, стоявший у истоков русской философии XVIII в. – Сковорода. Ломоносов
Основоположник «вольного философствования» XVIII в. – Г.С. Сковорода
Философия Ломоносова, составившая основу физической химии — корпускулярная
Русский мыслитель XVIII в., развивавший атомно-молекулярные представления о строении вещества — Ломоносов
Основная ценность человека, по Новикову – нравственная ценность
Русский мыслитель XVIII в., обосновавший единство человека и природы: Радищев
Основная проблема в философии Радищева — проблема сущности: человека
Течение, опиравшееся на идеи европейского Просвещения в вопросе развития России — западничество
Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса —
Сторонники развития России по западноевропейскому пути — западники
Течение, утверждавшее самобытный характер развития России — славянофилы
Течение русской философской мысли, обосновывающее особый, отличного от западноевропейского, путь исторического развития России — славянофильства
Течение русской философской мысли,усматривавшеесамобытность России в православии как единственно истинном христианстве — славянофильства
Западники: П.Я. Чаадаев, Т. Грановский, А.И. Герцен
Первичный фактор, обуславливающий историческую деятельность народа в славянофильстве:вера, соборность, общинность
Течение русской философской мысли 30-40 г. XIX в., в которомвера выступает первичным фактором, обуславливающим историческую деятельность народа —
Структурная единица организации русской народной жизни, по мнению славянофилов-
Направление философской мысли, являющееся продолжением славянофильства —
Направление русской философской мысли, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе —
Фамилия лидера философского кружка западников —
Представители разночинной интеллигенции в 60-е г. XIX в. :
Цивилизация, способная стать «полным четырехосновным культурно-историческим типом», по Данилевскому — цивилизация.
Течение социально-философской мысли, направленное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни —
Течение социально-философской мысли, проявляющееся в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого —
Учение в русской философии конца XIX — начала XX века о неразрывном единстве человека, Земли и космоса —
Течение русской философской мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого —
Теория Соловьева о воссоединении мира с Богом теория
ОНТОЛОГИЯ, МАТЕРИЯ, ДИАЛЕКТИКА, ПОЗНАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Категория философии, фиксирующая и выражающая проблему существования в ее общем виде —
Понятие противоположное категории бытие —
Чувственно воспринимаемый, умопостигаемый и всеобщий атрибут материи, субстанции, природы —
Характеристика бытия, представление о постепенных изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях —
Направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному —
Тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижения уровня организации —
Понятие, обозначающее застой в обществе, экономике, производстве —
Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания —
Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей —
Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования —
Понятие, характеризующее множество элементов, образующих определенную целостность, единство —
Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях —
Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением —
Составная часть сложного целого —
Минимальный, неразложимый далее компонент системы —
Свойство обязательно присущее материи-
Пространство, время, движение есть атрибуты
Философская категория, выражающая существенную определенность объекта, обнаруживающуюся в совокупности его свойств —
Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения —
Категория диалектики парная категории «форма» —
Категория диалектики, обозначающая определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени, форма существования всеобщего в действительности —
Теория самоорганизации сложных систем —
Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей —
Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании — в противоположность ноумену, постигаемому разумом —
Философское понятие, означающее умопостигаемое в противоположность феномену явление —
Всеобщее свойство материи, в воспроизведении признаков и свойств объекта-
Совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта-
Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного-
Понятие, обозначающее находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему-
Гносеология — это учение о:
Философская дисциплина, исследующая проблемы познания-
Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания-
Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире-
Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области-
Предположительное суждение о закономерной связи явлений-
Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности-
Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах» :
Метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое :
Метод познания, при котором наличие сходства признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках :
Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков :
Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах-
Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины :
Важнейшая характеристика истины:
Основной критерий истины в познании —
Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре — это социальная
Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации — это социальная
Раздел философии, изучающий наиболее общие мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества — философия.
Система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества :
Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития —
Сторона социального познания, раскрывающая особенности познания общественных явлений :
Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений :
Функция социальной философии, формирующая у человека общий взгляд на социальный мир, на существование и развитие общества функция.
Функция социальной философии, позволяющая проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории:
Функция социальной философии, заключающаяся в применении положений социальной философии при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни —
Функция социальной философии, положения которой способствуют предвидению тенденций развития общества :
Понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе —
Форма социального действия первобытных людей связанная с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы —
Повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе —
Вера в существование душ и духов —
Время возникновения социальной философии как теоретически оформленной системы философских воззрений на существование и развитие общества:
Фамилия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология» —
Философское направление, основоположником которого является О. Конт —
Философское направление, утверждающее, что подлинное знание — совокупный результат специальных наук-
Общественный процесс, обратный социальному равновесию, гармонии и стабильности, по Спенсеру —
Направление социальной философии, развивавшееся параллельно с позитивизмом —
Общественное бытие в ходе социальной практики, различных видов деятельности отражает общественное-
«Главная причина всякой деятельности», по Л. Уорду :
Фамилия автора теории элит, согласно которой основа общественных процессов — творческая сила и борьба элит за власть-
Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности —
Направление философской мысли кон. XIX — нач. XX в., основанное на философии Канта —
Философское движение второй половины XIX в., объединяющее ряд направлений, общим для которых был интерес к идеям Канта :
Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего идею о бессознательном стремлении человека к власти —
Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей —
Период истории философии, характеризующийся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого-
Период истории философии, когда природа и человек рассматривались как творенья Божьи —
Эпоха, центральной идеей которой являлось покорение природы человеком-
Эпоха, центральной идеей которой явилось покорение природы человеком :
Естественная основа материального производства и жизни общества:
Главная причина антропосоциогенеза, по Фрейду:
Непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части
Создатель теории, по которой рост народонаселения — главное зло, приводящее к бедствиям и нищете —
Часть природы, вовлеченная в сферу жизни общества, производственный процесс — среда
Русский ученый, изучавший влияние биосферы на общество и природу:
Концепцию зависимости развития общества от освоения водных ресурсов и путей сообщения создал:
Фамилия немецкого биолога, впервые употребившего термин экология —
Наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой:
Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды — социальная
Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды — социальная
Позиция, утверждающая существование отдельных личностей, а не общества —
Форма правления, характеризуемая Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти» —
Общественно-политическое учение, отрицающие необходимость государственной власти и политической организации общества —
Взаимосвязь между элементами общества —
Исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность его частей —
Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью освоения и преобразования —
Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей —
Процесс, под которым понимают происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с его повседневной деятельностью —
Начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его частях, носящий количественный характер —
Процесс развития, связанный с усложнением системной организации —
Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни —
Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни:
Сфера общественнойжизни, осуществляющая производство,распределение и потребление разного рода предметов и услуг — сфера.
Процесс взаимодействия людей, их совместного воздействия на природу, с целью удовлетворения потребностей —
Процесс создания материальных благ, услуг —
Основной мотив деятельности предпринимателей в развитии производства —
Основополагающий стимул развития производства —
Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса производства —
Фамилия мыслителя, наиболее глубоко раскрывшего роль способа производства в развитии общества —
Применяемые в производстве орудия труда, техника, технологии, транспорт — производственные
Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг — производственные
Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования —
Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования:
Сфера деятельности, определяющая формы, задачи, содержание деятельности государства-
Регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения —
Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия —
Политическое господство, система государственных органов-
Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей —
Центральный институт власти в обществе, концентрированное осуществление властью политики —
Государство, в котором территориальные единицы вправе самостоятельно принимать законы-
Государство, в котором законодательные функции всецело принадлежат центру —
Форма правления, предполагающая сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию —
Форма правления, признающая суверенное право на власть народа, избранных им представительных органов —
Политический режим, контролирующий все стороны жизни общества — политическую, экономическую и духовную —
Государственный строй, основанный на однопартийной системе и навязанной государством идеологии —
Политический режим, предпосылками которого выступают гражданское общество и правовое государство —
Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством, но независимое от него —
Форма демократии, основанная на концепции прав человека —
Форма демократии, исходящая из идеи всеобщего равенства —
Форма демократии, основанная на концепции прав человека:
Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства:
Демократия, предполагающая опору не на индивида или массы, а на народ как целое :
Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов:
Политическое сознание, формирующееся на основе житейского опыта — сознание.
Уровень политического сознания, формирующийся на основе житейского опыта — уровень.
Политическое сознание, основанное на определенной политической концепции, отражающее политические интересы определенных социальных групп — сознание.
Социальный институт, регулирующий и контролирующий поведение индивидов —
Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством —
Особая форма общественного сознания, отражающая право, правоотношения, правовую деятельность людей-
Производство, осуществляемое специализированными группами людей, занятых квалифицированным умственным трудом —
Систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий и т.д. —
Вид духовного производства, осуществляющий систематизированное познание действительности-
Ключевая функция науки-
Уровень познания, фиксирующий внешние общие признаки вещей и явлений — уровень.
Уровень познания, объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений- уровень.
Мыслитель, создавший концепцию роста научного знания :
Принцип обоснованный Поппером, по которому научные теории принципиально можно опровергнуть —
Фамилия создателя принципа фальсификации в философии науки —
Вид духовного производства, представляющий собой творения специалистов в области эстетического освоения мира —
Художественное творчество в целом, разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира —
Основная функция искусства:
Искусство сер. XX в., являющееся средством осуществления политических целей —
Система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов —
Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм —
Форма мировоззрения, выражающая признание Абсолютного начала, Бога —
Мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование сверхъестественного —
Мировоззрение, характеризующееся признанием Абсолютного начала, т. е. Бога :
Мыслитель, определивший религию как коллективный невроз навязчивости:
Мировые религии :
Христианство возникло
Год крещения Руси г.
Церковно-административная территориальная единица в православных церквях во главе с епископом —
Глава центра управления церковью —
В 1721 г. Петр I заменил единоличное управление патриарха на-
Основатель Ислама —
Свод мусульманского права —
Священная книга мусульман —
Памятник древнеиндийской философской и религиозной литературы —
Характер философии Конфуция:
Отрицание религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека —
Эпоха, в которой существование человека рассматривалось не само по себе, а в системе отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос:
Античный философ, сформулировавший принцип «мера всех вещей — человек «:
Античный философ, первым обосновавший принцип этического рационализма:
Человек — часть природы, и, как всякая природа, состоит из атомов, — считал
Наиболее видный представитель антропологического дуализма души и тела:
Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного:
Эпоха, в которой человек рассматривался как часть мирового порядка, установленного Богом :
Концепция происхождения мира, объявляющая первопричиной Бога —
Необратимое историческое развитие живой природы, определяемое изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов —
Фамилия ученого, обосновавшего три фактора эволюции: изменчивость, наследственность, естественный отбор —
Ученый, обосновавший основные факторы эволюции органического мира:
Взаимосвязанный процесс становления человека и общества —
Ученый, разработавший мутационную теорию эволюции:
Наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах —
Генетическая конституция организма, совокупность всех его генов —
Совокупность свойств и признаков организма, сформировавшегося в процессе индивидуального развития —
Деятельность, лежащая в основе исторического бытия и развития человека, по Ф. Энгельсу — деятельность.
Представитель трудовой теории антропогенеза:
Фамилия ученого, утвердившего бессознательное как важнейший фактор человеческого изменения и существования-
Определение единичного представителя человеческого рода-
Совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других-
Определение человека как совокупности характерных социальных качеств —
Человек как субъект отношений и сознательной деятельности —
Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих осуществлять жизнедеятельность адекватным образом —
Философское учение о ценностях и их природе-
Учение о ценностях:
Эпоха, выдвинувшая на первый план ценности гуманизма:
Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью —
Эпоха, в которой ценности приобретают религиозный характер:
Эпоха, в которой развитие науки и новых общественных отношений определяют подход к ценностям:
Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности-
Положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности —
Характер ценностей —
Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа :
Фамилия философа, первым применившего понятие «философия истории»-
Философ Просвещения, рассматривающий прогресс в качестве основополагающей тенденции истории, которая обеспечивает движение человечества к истине и счастью :
Основополагающая тенденция человеческой истории, по Кондорсе-
Условия достижения будущего счастливого состояния человеческого рода, по Кондорсе :
Один из основоположников культурологического понимания хода истории :
Мыслитель, отрицавший целостность и единство всемирной истории, наличия в ней «постоянного и всеобщего» :
Мыслитель, различавший по религиозному признаку 21 цивилизацию во всемирной истории :
Фамилия мыслителя, обосновавшего понятие «осевой эпохи» для объяснения исторического единства-
Концепция, объясняющая прогресс историческим развитием основных форм собственности- концепция.
Концепция, ограничивающая прогресс рамками локальных цивилизаций, отрицающая прогресс всемирной истории в целом-
Доминирующая сфера общества в концепции постиндустриализма —
Фундаментальный социальный фактор, лежащий в основе развития постиндустриального общества —
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы