Что ярче солнце или сварка
Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф
– «На Солнце в телескоп можно посмотреть дважды – левым и правым глазом». ©
Задачи, которые ставит заказчик перед профессиональным фотографом, порой поражают воображение. Рекламная фотосъёмка для промышленных и строительных компаний, справедливо считающаяся отдельным направлением фотодела, тоже весьма разнообразна в плане применения художественных и технических приёмов, способов и методов реализации задуманного.
С яркими источниками света фотограф может столкнуться на многих производствах – от плавильного цеха до супертехнологичного завода оптических кабелей связи. Снимать надо уметь, факт. Вам могут попасться лазеры видимого диапазона, различные лампы: накаливания, люминесцентные, газоразрядные. Источники различаются цветовой температурой, но основная сложность фотосъёмки заключается в чрезмерно высокой яркости. Опыт уже наработан предшественниками, только учитывай. Но фотосъёмка производства промышленных предприятий – это не женский портрет, не фоторепортаж и не предметная съёмка для каталога, о многих тонкостях не написано ни в одной книге.
Суть проблемы при съёмке ярких источников света (мы рассмотрим съёмочную задачу на примере фотосъёмки сварки) заключается в техническом ограничении современной фототехники. Обозначить её можно приведённой ниже диаграммой:
Примем за 100% весь диапазон яркости сцены. В идеальном варианте при фотосъёмке сварки мы получили бы проработанные детали как в тенях слабоосвещённого цеха, так и в зоне дугового разряда. Но о таком фотографам приходится только мечтать, и масса даже гораздо более частых сюжетов оказывается для фотоаппаратуры проблемными. Динамический диапазон матрицы цифровой камеры весьма узок, и заметно уступает человеческому зрению.
Сварка же, как дуговой разряд между электродами, предельно ярка. В среднем, яркость дуги электросварки, которую нам предстоит фотографировать, превышает предельно допустимую для человеческого глаза в 10 000 раз! Разумеется, в эффективно передаваемый динамический диапазон любой из существующих фотокамер наша сцена просто не впишется:
Современные фотографические методики заметно продвинулись в решении проблемы. Технология расширения динамического диапазона HDR позволяет обходными путями увеличить эффективно передаваемый ДД, но для съёмки динамичных сцен решительно не подходит. Методами HDR итоговое изображение формируется из нескольких отдельных кадров, которые просто не снять в достаточно сжатый временной промежуток – сварщик подвинется, искры улетят. Так что мы, как любые нормальные герои, пойдём в обход. Но для начала – несколько весьма важных мелочей.
Совершенно необходимо обратить внимание фотографов на аспекты безопасности при съёмке ярких источников света, в том числе и сварки.
Удачное сочетание источников света с различной цветовой температурой порой придаёт снимку дополнительную выразительность. Фотосъёмка производства контейнеров компании «Звезда-Энергетика», Санкт-Петербург. Собственно, пора открывать карты и делиться секретами. При видимой сложности задачи есть довольно эффективное решение – «прикрыть» зону вольтовой дуги каким-нибудь предметом в кадре. И вовсе не обязательно помещать перед фотографом стальной щит, безнадёжно разрушающий любую композицию – вовсе нет. Если мы фотографируем сварку конструкции из металлических уголков, попробуйте снять сцену с внешней стороны. Когда сварочный шов находится внутри, снимайте уголок снаружи. Фотография от этого ничуть не пострадает, поверьте. Самая яркая зона уже не станет видна – слепить глаза фотографу отражённый от окружающих предметов и дыма свет будет по-прежнему, но задача для камеры упрощается в сотни и тысячи раз! Зона разряда прикрыта элементами конструкции. Искры и дым видны, но яркость сварки не слепит камеру — на фото в достаточной степени прорисован фон. Есть ещё одна сложность при фотосъёмке сварки – адекватная сюжету и задаче цветовая температура. Огни сварки отличаются крайне высокой цветовой температурой, порядка 10000-12000 К. В то же время, цветовая температура источников света в помещении гораздо ниже – у лампы накаливания, например, лишь 2500-3000 К. Фотограф стоит перед выбором – либо выставить баланс белого по самому яркому источнику (разумеется, им окажется зона вольтовой дуги) и сделать безнадёжно жёлтым всё вокруг, либо настроиться по ЦТ света в помещении, и провалить саму сварку в глубокий синий. Но у проблемы есть и оборотная, уже приятная сторона. На цветовом контрасте легко можно умышленно сыграть, придав фотографии дополнительную художественность и выразительность. Тем более, что выборочно «прибрать» любой цвет в графическом редакторе можно за считанные секунды. По этой же причине фотографировать сварку, как и любой яркий источник света с непредсказуемой цветовой температурой следует в RAW-формате, чтобы относительно безболезненно поправить баланс белого уже задним числом. Использование RAW предпочтительнее также потому, что можно корректировать и экспозицию, правда, в гораздо более узком диапазоне. Но даже полторы-две ступени могут «спасти» фотографа при ошибках экспозамера – а они в такой съёмке будут обязательно. Газовая резка металлов для фотосъёмки не столь сложна – яркость рабочей зоны соизмерима с освещённостью цеха. Блики – ещё один бич фотографа при съёмке ярких световых источников. Обидные «зайчики» образуются от переотражения света внутри системы линз, из которых состоит объектив. Отражение может быть зеркальным, диффузным, иметь видимую дифракцию или обходиться без её проявлений. Конечно, существуют более подверженные этой болезни объективы и относительно устойчивые к бликообразованию. Но когда яркость источника сравнима с яркостью Солнца в летний полдень, ни в одном из объективов нельзя быть уверенным на 100%. Конечно, блик может сойти и за художественный замысел, и даже придать фотографии дополнительное очарование, но чаще «заяц» откровенно мешает. Тем более, что оперативно контролировать место его появления и интенсивность довольно непросто даже для опытного фотографа. Для эффективного контроля над бликами изучите «повадки» своих объективов. Блики могут отличаться на разных значениях диафрагмы, фокусных расстояниях, расположения яркого источника света в границах кадра. Основная же проблема — непомерная яркость сварки. Рабочая зона вольтовой дуги ничем не прикрыта. Газовая резка металлов — процесс для фотографа интересный. Есть смысл уделить внимание крупным планам. Фотографируя яркие источники света вблизи, не забывайте о технике безопасности. Искры могут причинить неприятности как технике, так и самому фотографу. Учитывайте направление и дальность полёта искр, используйте защитные фильтры. Еще один пример, иллюстрирующий необходимость «прикрыть» зону вольтовой дуги. Разряд — самый яркий участок, закрыт элементами конструкции. Как результат — на фотографии достаточно хорошо видны как огни сварки, так и окружающие предметы. Искры, возникающие при резке металла болгаркой, в слабоосвещённом цехе тоже можно назвать ярким источником света. Основные рекомендации при фотосъёмке — те же. Избегайте общих планов (вместо яркого снопа получите засвеченное пятно), сосредоточьтесь на руках, иструменте и искровом шлейфе. В целом, перечисленными выше тонкостями дело не органичивается. Не исключено, что вы в процессе фотосъёмки сварки обнаружите дополнительные «подводные камни», которые я благополучно миновал. Но именно при решении сложных, нетривиальных задач и нарабатывается драгоценный опыт. Пробуйте, экспериментируйте, советуйтесь с коллегами. И результаты обязательно обрадуют фотографа и его заказчиков. Источник Что делать если болят глаза от сварки
Причиной болей в глазах после сварки является не сам яркий свет сварочной дуги, а излучаемые ультрафиолетовые лучи. Воспаление роговицы называется электроофтальмией. Роговица расположена первой в структуре глаза, поэтому принимает большую часть вредного излучения на себя.
Обычно боли в глазах после сварки наступают не сразу. Последствия поражения УФ лучами проявляются ночью. Человек ощущает:
Все это — легкое воспаление, которое не требует обращения к врачу и лечится в домашних условиях. Серьезные поражения роговицы разделяют на три степени, от чего зависят способы оказания первой помощи и методы лечения.
При ожогах средней и крайней степени тяжести назначается медикаментозное лечение врачом, которое направлено на три цели:
Еще до обращения к врачу можно оказать первую помощь пострадавшему или самому себе. Глаза осматривают на наличие инородных тел. Это могут быть окалины или шлак, отлетающие во время сварки. Их легко не заметить на фоне общей боли. При наличии инородного тела его извлекают стерильным бинтом. Проводить тампон следует от уголка глаза к переносице. Если глаза поражены ультрафиолетом от сварки, необходимо дать им покой. Пострадавшему нужно лечь и приложить к закрытым векам холодный компресс. Это может быть бинт, смоченный в чистую воду. Для обезболивания можно применять гели. При сильном жжении можно заложить за веко мазь против конъюнктивита. В их состав входят антибактериальные офтальмологические средства с широким спектром действия. После этого глаза осматривает доктор и назначает лечение в соответствии со степенью тяжести ожога. Народные средства применимы при легких ожогах, когда глаза режут в конце дня, перед сном или ночью. Опытные сварщики знают, что в таком случае нужно разрезать сырой, предварительно вымытый картофель, и положить срезами половинки себе на закрытые веки. Сок картофеля смягчит рези и остудит воспаленные глаза, забрав температуру. Второе народное средство — тампоны, пропитанные отваром ромашки. Траву можно купить в пакете в аптеке и заварить. Когда она остынет, смочить бинты и приложить к закрытым глазам. Ромашка — природный антисептик. Когда болят глаза после сварки — это очень неприятно, но теперь вы знаете что делать в такой ситуации. Еще лучше — не допустить попадания ультрафиолетовых лучей на роговицу. Для этого придерживайтесь простых рекомендаций по технике безопасности:
Немаловажен в плане защиты глаз выбор самой сварочной маски. Хотя СИЗ с постоянно темным светофильтром стоят дешевле, зрение потом не купишь ни за какие деньги. Используйте с самого начала своей карьеры сварщиком маски-хамелеон. Но само наличие сварочной маски с самозатемняющимся смотровым окном не гарантирует отсутствие «зайчиков». Важно правильно выбрать СИЗ, обеспечив полноценную защиту глазам. Для этого обращайте внимание на следующие характеристики. В дешевых масках количество датчиков, реагирующих на электрическую дугу, два. В более дорогих производители размещают три, четыре или пять сенсоров. Например, такой функционал есть у маски БАРСВЕЛД МС 307 ПРЕМИУМ с АСФ-777. Что это дает? Когда сварка ведется в стесненных условиях, датчики могут случайно перекрываться пролегающими перед сварщиком трубами и другими препятствиями. Если нет прямого попадания света дуги на сенсор, кристаллы не срабатывают. При наличии 4-х датчиков, даже если один или два закрыты, дугу «ловят» остальные и маска исправно срабатывает. Некоторые маски хамелеон способны затемнять светофильтр только до 11 DIN. При работе в помещении на токах до 200 А этого достаточно. А вот на улице при солнце и сварке на токах 300-400 А глаза быстро устанут от яркой картинки. Для таких условий выбирайте хамелеон с характеристикой затемнения 13 DIN, как у маски сварщика Speedglas 9100V или у маски ESAB A20. Когда работа связана с периодическим чередование сварки и шлифовки, используйте маску с затемнением 3-4 DIN в просветленном состоянии. Это позволит зачистить шов не снимая сварочный шлем. Одновременно режим шлифовки обеспечит защиту от УФ лучей с соседнего сварочного поста. Такая функция есть у маски сварщика OPTREL e684. Порой сварщики вынуждены снять маску и варить без нее, когда не видят зону стыковки. Это бывает в подвалах, под машиной, где большой шлем не позволяет повернуть голову для удобного контроля за наложением шва. Без маски сварщики просто жмурятся, но через приоткрытые веки или не успев моргнуть, «хватают зайчиков». Если часто приходится варить в таких неудобных местах, используйте маски с увеличенным смотровым окном 100х60 или 100х90 мм, как например у OPTREL Vegaview 2.5 или БАРСВЕЛД МС 307 ПРЕМИУМ с АСФ-777. При выборе маски немаловажен производитель. Недорогие китайские модели могут обладать внушительным набором характеристик, но они — всего лишь маркетинговый ход. Чтобы параметры хамелеона соответствовали действительности, купите маски проверенных брендов: ESAB, БАРСВЕЛД, Optrel, Fubag. Кристаллы корректно работают при подаче необходимой энергии на процессор. В маске для этого предусматриваются батарейки. Когда они садятся, начинаются моргания. Используйте хамелеоны с питанием от АКБ и солнечной батареи. Тогда аккумуляторы будут подзаряжаться прямо во время сварки. Найдите подходящую для себя маску с солнечной панелью в каталоге сварочные маски. Маски постепенно будут изнашиваться, светофильтры царапаться и биться. Подобрать самозатемняющуюся кассету с нужной степенью затемнения всегда можно здесь, что избавит от необходимости приобретать новую маску. Источник ➤ Adblockdetector |