Меню

Что ярче солнце или сварка

Что ярче солнце или сварка

Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

– «На Солнце в телескоп можно посмотреть дважды – левым и правым глазом». ©

Задачи, которые ставит заказчик перед профессиональным фотографом, порой поражают воображение. Рекламная фотосъёмка для промышленных и строительных компаний, справедливо считающаяся отдельным направлением фотодела, тоже весьма разнообразна в плане применения художественных и технических приёмов, способов и методов реализации задуманного.

С яркими источниками света фотограф может столкнуться на многих производствах – от плавильного цеха до супертехнологичного завода оптических кабелей связи. Снимать надо уметь, факт. Вам могут попасться лазеры видимого диапазона, различные лампы: накаливания, люминесцентные, газоразрядные. Источники различаются цветовой температурой, но основная сложность фотосъёмки заключается в чрезмерно высокой яркости. Опыт уже наработан предшественниками, только учитывай. Но фотосъёмка производства промышленных предприятий – это не женский портрет, не фоторепортаж и не предметная съёмка для каталога, о многих тонкостях не написано ни в одной книге.

Суть проблемы при съёмке ярких источников света (мы рассмотрим съёмочную задачу на примере фотосъёмки сварки) заключается в техническом ограничении современной фототехники. Обозначить её можно приведённой ниже диаграммой:

Примем за 100% весь диапазон яркости сцены. В идеальном варианте при фотосъёмке сварки мы получили бы проработанные детали как в тенях слабоосвещённого цеха, так и в зоне дугового разряда. Но о таком фотографам приходится только мечтать, и масса даже гораздо более частых сюжетов оказывается для фотоаппаратуры проблемными. Динамический диапазон матрицы цифровой камеры весьма узок, и заметно уступает человеческому зрению.
Сварка же, как дуговой разряд между электродами, предельно ярка. В среднем, яркость дуги электросварки, которую нам предстоит фотографировать, превышает предельно допустимую для человеческого глаза в 10 000 раз! Разумеется, в эффективно передаваемый динамический диапазон любой из существующих фотокамер наша сцена просто не впишется:


Современные фотографические методики заметно продвинулись в решении проблемы. Технология расширения динамического диапазона HDR позволяет обходными путями увеличить эффективно передаваемый ДД, но для съёмки динамичных сцен решительно не подходит. Методами HDR итоговое изображение формируется из нескольких отдельных кадров, которые просто не снять в достаточно сжатый временной промежуток – сварщик подвинется, искры улетят. Так что мы, как любые нормальные герои, пойдём в обход. Но для начала – несколько весьма важных мелочей.

Совершенно необходимо обратить внимание фотографов на аспекты безопасности при съёмке ярких источников света, в том числе и сварки.

Отметим, что сварка сварке рознь. На современных производствах вам может встретиться газовая сварка, когда металл плавится за счёт сгорания в горелке горючих газов. Это, в общем, наименее проблемный для фотосъёмки вариант, объективная яркость горячей зоны относительно невелика, фотограф и камера не ослепнут, и даже есть шанс передать весь диапазон яркостей сцены без особых ухищрений. Намного более сложная фотографическая задача – съёмка электрической сварки, когда плавление металлов производится посредством электрической дуги. Яркость для фотокамеры непомерно велика, и даже просто долго смотреть на сварку нельзя – в лучшем случае «нахватаетесь зайчиков», а при менее удачном стечении обстоятельств безнадёжно повредите сетчатку. Вариант для фотографа, чьи глаза по сути являются самым важным рабочим инструментом, не лучший. Кроме видимого света, в спектре присутствует и гораздо более опасное УФ-излучение.

Старайтесь никогда не задерживать взгляд на огнях электросварки. Сам сварщик в обязательном порядке защищён маской; для понимания фотографам можно представить её нейтральным светофильтром очень большой плотности. Фотографировать в маске не получится – через её стекло просто ничего не видно. Есть нехитрый приём, который поможет спасти глаза фотографа – не задерживайте взгляд на самой дуге, находите рабочую зону как бы боковым зрением, смотрите всегда чуть в сторону, даже если смотрите через видоискатель. Полезен также «бегающий взгляд», когда вы быстро переключаете внимание с места на место. На практике же всё проще – концентрируйтесь не на ярком источнике, а на соседних, менее опасных зонах.

На самом деле, с яркими источниками света мы встречаемся в жизни постоянно. Наиболее показательный пример – Солнце. Яркость светила в летний полдень такова, что вполне способна повредить зрение при долгом пристальном взгляде, но проблемы для нас не существует – мы всегда смотрим мимо, даже не задумываясь об опасности. Оказывается, это совсем несложно, верно?

Для фототехники сварка, как и любой яркий источник света – тоже не подарок. Для понимания опасности достаточно вспомнить принцип работы камеры, в которой оптическая система объектива проецирует изображение на матрицу или плёнку. Вы когда-нибудь в детстве баловались выжиганием по дереву? Прошедший через собирательную, т.н. плюсовую линзу (обычную увеличительную лупу) солнечный свет без труда обугливает древесину, и даже воспламеняет её. Примерно та же интенсивность достигается на рабочей поверхности матрицы вашей камеры!

Разумеется, всё зависит и от экспозиции – за 1/1000 секунды и нагрев будет на три порядка меньше, чем при секундной выдержке. Но датчики автофокуса и экспозамера в «зоне риска» находятся постоянно, а не только в момент экспозиции. Если же камера не зеркальная, а компактная (т.н. мыльница), то и сама светочувствительная матрица экспонируется всё время, пока фотограф не нажал спусковую кнопку. Шанс скоропостижно скончаться для компакта, соответственно, гораздо выше, чем у зеркалки.

Дополняют букет радостей искры, опасные для слоя просветления передней линзы объектива. Попавшая на линзу искра легко оставит мелкую, но неприятную точку, которая если и не окажет заметного влияния на качество фотографий, то настроение фотографу испортит надолго. Решением будет защитной фильтр, который можно просто поменять на новый. Следует иметь в виду, что фильтр при фотосъёмке ярких источников света должен быть идеально чистым – с заляпанным жирными пальцами защитным или УФ-фильтром «зайчики», как и общее снижение контрастности сцены, практически гарантированы.

Удачное сочетание источников света с различной цветовой температурой порой придаёт снимку дополнительную выразительность. Фотосъёмка производства контейнеров компании «Звезда-Энергетика», Санкт-Петербург.

Собственно, пора открывать карты и делиться секретами. При видимой сложности задачи есть довольно эффективное решение – «прикрыть» зону вольтовой дуги каким-нибудь предметом в кадре. И вовсе не обязательно помещать перед фотографом стальной щит, безнадёжно разрушающий любую композицию – вовсе нет. Если мы фотографируем сварку конструкции из металлических уголков, попробуйте снять сцену с внешней стороны. Когда сварочный шов находится внутри, снимайте уголок снаружи. Фотография от этого ничуть не пострадает, поверьте. Самая яркая зона уже не станет видна – слепить глаза фотографу отражённый от окружающих предметов и дыма свет будет по-прежнему, но задача для камеры упрощается в сотни и тысячи раз!

Зона разряда прикрыта элементами конструкции. Искры и дым видны, но яркость сварки не слепит камеру — на фото в достаточной степени прорисован фон.

Есть ещё одна сложность при фотосъёмке сварки – адекватная сюжету и задаче цветовая температура. Огни сварки отличаются крайне высокой цветовой температурой, порядка 10000-12000 К. В то же время, цветовая температура источников света в помещении гораздо ниже – у лампы накаливания, например, лишь 2500-3000 К. Фотограф стоит перед выбором – либо выставить баланс белого по самому яркому источнику (разумеется, им окажется зона вольтовой дуги) и сделать безнадёжно жёлтым всё вокруг, либо настроиться по ЦТ света в помещении, и провалить саму сварку в глубокий синий. Но у проблемы есть и оборотная, уже приятная сторона. На цветовом контрасте легко можно умышленно сыграть, придав фотографии дополнительную художественность и выразительность. Тем более, что выборочно «прибрать» любой цвет в графическом редакторе можно за считанные секунды.

По этой же причине фотографировать сварку, как и любой яркий источник света с непредсказуемой цветовой температурой следует в RAW-формате, чтобы относительно безболезненно поправить баланс белого уже задним числом. Использование RAW предпочтительнее также потому, что можно корректировать и экспозицию, правда, в гораздо более узком диапазоне. Но даже полторы-две ступени могут «спасти» фотографа при ошибках экспозамера – а они в такой съёмке будут обязательно.

Газовая резка металлов для фотосъёмки не столь сложна – яркость рабочей зоны соизмерима с освещённостью цеха.

Блики – ещё один бич фотографа при съёмке ярких световых источников. Обидные «зайчики» образуются от переотражения света внутри системы линз, из которых состоит объектив. Отражение может быть зеркальным, диффузным, иметь видимую дифракцию или обходиться без её проявлений. Конечно, существуют более подверженные этой болезни объективы и относительно устойчивые к бликообразованию. Но когда яркость источника сравнима с яркостью Солнца в летний полдень, ни в одном из объективов нельзя быть уверенным на 100%. Конечно, блик может сойти и за художественный замысел, и даже придать фотографии дополнительное очарование, но чаще «заяц» откровенно мешает. Тем более, что оперативно контролировать место его появления и интенсивность довольно непросто даже для опытного фотографа.

Для эффективного контроля над бликами изучите «повадки» своих объективов. Блики могут отличаться на разных значениях диафрагмы, фокусных расстояниях, расположения яркого источника света в границах кадра. Основная же проблема — непомерная яркость сварки. Рабочая зона вольтовой дуги ничем не прикрыта.

Газовая резка металлов — процесс для фотографа интересный. Есть смысл уделить внимание крупным планам.

Фотографируя яркие источники света вблизи, не забывайте о технике безопасности. Искры могут причинить неприятности как технике, так и самому фотографу. Учитывайте направление и дальность полёта искр, используйте защитные фильтры.

Еще один пример, иллюстрирующий необходимость «прикрыть» зону вольтовой дуги. Разряд — самый яркий участок, закрыт элементами конструкции. Как результат — на фотографии достаточно хорошо видны как огни сварки, так и окружающие предметы.

Искры, возникающие при резке металла болгаркой, в слабоосвещённом цехе тоже можно назвать ярким источником света. Основные рекомендации при фотосъёмке — те же. Избегайте общих планов (вместо яркого снопа получите засвеченное пятно), сосредоточьтесь на руках, иструменте и искровом шлейфе.

В целом, перечисленными выше тонкостями дело не органичивается. Не исключено, что вы в процессе фотосъёмки сварки обнаружите дополнительные «подводные камни», которые я благополучно миновал. Но именно при решении сложных, нетривиальных задач и нарабатывается драгоценный опыт. Пробуйте, экспериментируйте, советуйтесь с коллегами. И результаты обязательно обрадуют фотографа и его заказчиков.

Источник

Что делать если болят глаза от сварки

При ежедневной сварке по 6-8 часов глаза устают просто от нагрузки, поскольку приходится концентрироваться на процессе ведения шва. Но сильно болеть глаза могут и после непродолжительной электросварки, когда сварщик «нахватался зайчиков». В профессиональной среде еще бытует выражение «наелся зайчатины». Под этим подразумевается попадание вспышки от электрической дуги на роговицу глаза. На мгновение все белеет, будто перед глазами пробежал белый заяц. Хотя звучит смешно, но это серьезно. Рассмотрим, причины и симптомы поражения глаз сварщика, способы первой помощи и последующего лечения.

Причиной болей в глазах после сварки является не сам яркий свет сварочной дуги, а излучаемые ультрафиолетовые лучи. Воспаление роговицы называется электроофтальмией. Роговица расположена первой в структуре глаза, поэтому принимает большую часть вредного излучения на себя.

  • Мало сенсоров в маске. Бюджетные маски имеют два датчика, срабатывающие на вспышку дуги. Если эти сенсоры случайно закрыть рукой или самим изделием, кристаллы не сработают.
  • Некачественная маска хамелеон. Дешевые маски могут работать плохо: во время ведения шва затемнение может пропадать, маска «моргает». Это связано как с плохим питанием батарей, так и дешевым светофильтром.
  • Работа в одиночку. При использовании обычной маски и сборке металлоконструкций без помощника, сварщику нередко приходится держать одной рукой деталь, а второй горелку. Нередко прихватки ставятся без маски, чтобы точно видеть место возбуждения дуги. Не успел вовремя закрыть глаза — поймал «зайчик».
  • Близкая работа двух сварщиков. Когда два сварщика варят рядом, то неизбежны попадания УФ излучения от соседней дуги в глаза.

Обычно боли в глазах после сварки наступают не сразу. Последствия поражения УФ лучами проявляются ночью. Человек ощущает:

  • рези;
  • чувство, будто глаза пересыпаны песком;
  • жжение;
  • заметны редкие белые ниточки конъюнктивита;
  • на фоне белого глазного яблока четко видны красные воспаленные кровяные сосуды.

Все это — легкое воспаление, которое не требует обращения к врачу и лечится в домашних условиях.

Серьезные поражения роговицы разделяют на три степени, от чего зависят способы оказания первой помощи и методы лечения.

Степень ожога Проявления
Средняя тяжесть К вышеперечисленным симптомам добавляется чувствительность к свету.
Может опухнуть веко. Просматриваются многочисленные ниточки конъюктивита.
Тяжелые Начинается эрозия роговицы, ухудшается зрение.
Крайне тяжелые Веки настолько опухли, что их невозможно открыть, роговица стала блеклой,
бесцветной. Наблюдается некроз тканей глаза. Возможно наступление слепоты.

При ожогах средней и крайней степени тяжести назначается медикаментозное лечение врачом, которое направлено на три цели:

  • Остановить воспалительный процесс. Используются глазные капли-антибиотики. Они не дают воспаляться соседним тканям по цепной реакции.
  • Обезболить. Препараты выпускаются в виде капель. Закапываются для снятия ощущения песка, резей.
  • Снять отек и удалить микробы. Форма выпуска — капли. Применяются трижды в день. Значительно ускоряют процесс заживления;

Направление лечения Группа препаратов
Устранение воспалительного процесса Антибиотики, противомикробные, НПВС
Обезболивание Офтальмологические анестетики
Снятие отека, удаление микробов Глазные капли с сосудосуживающим действием

Еще до обращения к врачу можно оказать первую помощь пострадавшему или самому себе. Глаза осматривают на наличие инородных тел. Это могут быть окалины или шлак, отлетающие во время сварки. Их легко не заметить на фоне общей боли. При наличии инородного тела его извлекают стерильным бинтом. Проводить тампон следует от уголка глаза к переносице.

Если глаза поражены ультрафиолетом от сварки, необходимо дать им покой. Пострадавшему нужно лечь и приложить к закрытым векам холодный компресс. Это может быть бинт, смоченный в чистую воду. Для обезболивания можно применять гели. При сильном жжении можно заложить за веко мазь против конъюнктивита. В их состав входят антибактериальные офтальмологические средства с широким спектром действия. После этого глаза осматривает доктор и назначает лечение в соответствии со степенью тяжести ожога.

Народные средства применимы при легких ожогах, когда глаза режут в конце дня, перед сном или ночью. Опытные сварщики знают, что в таком случае нужно разрезать сырой, предварительно вымытый картофель, и положить срезами половинки себе на закрытые веки. Сок картофеля смягчит рези и остудит воспаленные глаза, забрав температуру.

Второе народное средство — тампоны, пропитанные отваром ромашки. Траву можно купить в пакете в аптеке и заварить. Когда она остынет, смочить бинты и приложить к закрытым глазам. Ромашка — природный антисептик.

Когда болят глаза после сварки — это очень неприятно, но теперь вы знаете что делать в такой ситуации. Еще лучше — не допустить попадания ультрафиолетовых лучей на роговицу. Для этого придерживайтесь простых рекомендаций по технике безопасности:

  • Всегда варите в защитной маске. Если нужно придержать крупную конструкцию, чтобы прихватить ее, попросите кого-то помочь, не делайте все в одиночку.
  • Когда несколько сварщиков работаю недалеко друг от друга, договоритесь использовать фразу «глаза» каждый раз, когда кто-то из вас начинает варить. Это послужит предупреждением второму и он успеет отвернуться.
  • Устанавливайте между сварочными постами защитные экраны. Если нет специальных ширм, натяните трос и подцепите на него негорючий тканевой материал. При отсутствии троса разместите между рабочими местами сварщиков лист шифера, металла, асбеста.

Немаловажен в плане защиты глаз выбор самой сварочной маски. Хотя СИЗ с постоянно темным светофильтром стоят дешевле, зрение потом не купишь ни за какие деньги. Используйте с самого начала своей карьеры сварщиком маски-хамелеон.

Но само наличие сварочной маски с самозатемняющимся смотровым окном не гарантирует отсутствие «зайчиков». Важно правильно выбрать СИЗ, обеспечив полноценную защиту глазам. Для этого обращайте внимание на следующие характеристики.

В дешевых масках количество датчиков, реагирующих на электрическую дугу, два. В более дорогих производители размещают три, четыре или пять сенсоров. Например, такой функционал есть у маски БАРСВЕЛД МС 307 ПРЕМИУМ с АСФ-777. Что это дает? Когда сварка ведется в стесненных условиях, датчики могут случайно перекрываться пролегающими перед сварщиком трубами и другими препятствиями. Если нет прямого попадания света дуги на сенсор, кристаллы не срабатывают. При наличии 4-х датчиков, даже если один или два закрыты, дугу «ловят» остальные и маска исправно срабатывает.

Некоторые маски хамелеон способны затемнять светофильтр только до 11 DIN. При работе в помещении на токах до 200 А этого достаточно. А вот на улице при солнце и сварке на токах 300-400 А глаза быстро устанут от яркой картинки. Для таких условий выбирайте хамелеон с характеристикой затемнения 13 DIN, как у маски сварщика Speedglas 9100V или у маски ESAB A20.

Когда работа связана с периодическим чередование сварки и шлифовки, используйте маску с затемнением 3-4 DIN в просветленном состоянии. Это позволит зачистить шов не снимая сварочный шлем. Одновременно режим шлифовки обеспечит защиту от УФ лучей с соседнего сварочного поста. Такая функция есть у маски сварщика OPTREL e684.

Порой сварщики вынуждены снять маску и варить без нее, когда не видят зону стыковки. Это бывает в подвалах, под машиной, где большой шлем не позволяет повернуть голову для удобного контроля за наложением шва. Без маски сварщики просто жмурятся, но через приоткрытые веки или не успев моргнуть, «хватают зайчиков». Если часто приходится варить в таких неудобных местах, используйте маски с увеличенным смотровым окном 100х60 или 100х90 мм, как например у OPTREL Vegaview 2.5 или БАРСВЕЛД МС 307 ПРЕМИУМ с АСФ-777.

При выборе маски немаловажен производитель. Недорогие китайские модели могут обладать внушительным набором характеристик, но они — всего лишь маркетинговый ход. Чтобы параметры хамелеона соответствовали действительности, купите маски проверенных брендов: ESAB, БАРСВЕЛД, Optrel, Fubag.

Кристаллы корректно работают при подаче необходимой энергии на процессор. В маске для этого предусматриваются батарейки. Когда они садятся, начинаются моргания. Используйте хамелеоны с питанием от АКБ и солнечной батареи. Тогда аккумуляторы будут подзаряжаться прямо во время сварки. Найдите подходящую для себя маску с солнечной панелью в каталоге сварочные маски.

Маски постепенно будут изнашиваться, светофильтры царапаться и биться. Подобрать самозатемняющуюся кассету с нужной степенью затемнения всегда можно здесь, что избавит от необходимости приобретать новую маску.

Источник

Читайте также:  Планеты вращаемые вокруг солнца

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector