Меню

Что является характерными чертами античного космоса

Особенности античной философии

1.Прежде всего, античная философия космологична. Космос выступает ее абсолютом. Пифагор впервые назвал вселенную словом «Космос». Космос по-гречески это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу, упорядочностью гармонией и красотой.

2. Философия античности смело можно назвать космоцентричной, т.к. Космос по представлению греков является прекрасно устроенным, гармоничным и совершенным целым. Космологизм в греческой философии предполагает и антропоцентризм, так как характерной чертой античной философии является вера в безграничные возможности и творческие способности человека, осознание ценности и красоты человеческой личности. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты — с человеческим телом.

Антропоцентризмантичной культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что, идеализируя богов, греки представляли их в человеческом образе и наделяли высшей телесной красотой, считая тело человека наиболее совершенной формой. Следует подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели только соответствие с человеческим телом. Античный грек стремился походить на титанического человека, героя, что возвышало человека и приобщало его к высокой духовной культуре.

Отсюда и идеал совершенного, гармоничного человека, соединяющего в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, что достигалось единством развития физического, умственного и духовного. Но необходимо отметить, что однако человек в качестве отдельной проблемы не попадает в центр интересов) философии, так как человек рассматривается лишь как органическая часть Космоса. Для соотношения человека и Космоса вырабатываются категории микрокосм и макрокосм, подчеркивающие, что человек не только часть космоса, но как бы его уменьшенная модель. Отсюда вытекает третья особенность античной философии.

3. Основными проблемами философии является онтологические проблемы (онтос-сущее, бытие), т.е. проблемы бытия, в то время как проблемы антропологические, (те. проблемы человеческого существования), проблемы гносеологические, (т.е. проблемы познания) только намечаются и не выходят на передний план. Общество так же не является центральной проблемой, а рассматривается как часть общего мирового порядка, поэтому греческие философы строили умозрительные, наиболее гармоничные, т.е. соответствующие этому порядку модели общественного устройства.

4. Четвертая особенность — это поиск первоосновы мира, поэтому одной из важных проблем является категория субстанции, выражающая первооснову бытия. В начале субстанция понималась как телесная вещественная первооснова (Милетская школа). Затем представление о субстанции видоизменилось в сторону большой абстрактности — атомистическая теория Демокрита, где атомы Демокрита рассматриваются уже как чувственно не воспринимаемые структурные единицы бытия.

5. Пятая особенность состоит в том, что античная культура — это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал Космос, воспринимая его таким как он есть, но восприняв его, греки должны были доказать, просчитать и вычислить все, что в начале утверждалось умозрительно и принималось на веру. Отсюда и наличие канона, т.е. совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. Греческий скульптор Поликлетсоздал труд «Канон». А так же особо высокая ценность роли математики в познании. Во многих философских системах математические знаки считались тем языком, которым написана Вселенная, и который должен прочитать философов. Таким образом, греки приближали математику к формам бытия.

6.Греческая философия не может быть понята без эстетики, т.е. теории красоты и гармонии. Уже в самом общем подходе к миру, природе и Космосу античный грек утверждал эстетические категории — это красота, мера, гармония. Прекрасное считалось атрибутом мирового устройства Красота и порядок взаимосвязаны. Они пришли на смену хаосу и противоположны ему. Космос же наделенный гармонией, может быть уподоблен и музыкальной гармонии.

Читайте также:  Что больше космос или млечный путь

7. Следующая особенность — античный пантеизм, в котором Космос мыслился как абсолютное божество, в котором только античным богам доступны законы природы. С другой стороны, Космос- это дом в котором живет человек, а античные боги предельно антроморфны и вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию людей-героев.

8. Восьмая особенность — политеизм (многобожие). По представлению античности все создано богами, но сами боги — это обобщение материальных стихий. В античности не боги создают мир, а мир создает богов. Поскольку, земля (Гея) породила все, в том числе людей и богов. Но во многих философских системах появляются уже элементы атеистических воззрений.

Контрольные вопросы

  1. В чем отличие философии от мифологии?
  2. Назовите известные Вам древнегреческие школы и направления.
  3. Что нового в математику внесли древние греки (по сравнению с математикой древнего Египта)?
  4. Какая философская проблема была поставлена представителя­ ми Милетской школы?
  5. Что Вы можете сказать о диалектике Гераклита?

6. Что такое бытие в философии Парменида?

7. Выразите суть апорий Зенона.

8. Что, на Ваш взгляд, позволяет понять в «устройстве» мира принцип атомизма?

9. Кто такие софисты? Что характерно для их взглядов?

10. Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в древнегреческой философии?

11. В чем суть теории идей Платона?

12. Чем определяется сущность вещи с точки зрения Аристотеля?

13. Кто такие киники? Каковы их взгляды?

  1. Кто такие стоики? В чем суть их этического учения?
  2. Каким Вам представляется место античной мысли в мировой философской культуре?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Поиски первоначала у философов античности.

2. Апории Зенона и проблема познания движения.

3. В чем заключается метод Сократа?

4. Значение древнегреческой философии для развития мировой культуры.

5. Характеристика основных философских школ древней Греции.

6. Значение философских идей Фалеса для развития науки.

7. Чувственные образы мифологии и категории философии.

8. Космоцентризм античной философии.

9. Пифагор и пифагорейцы.

10. Суть диалектического метода Гераклита.

11. Особенности мышления софистов.

12. Софисты и Сократ.

13. Значение философских работ Аристотеля для последующего развития философии.

14. Решение проблемы бытия философии древней Греции /Пифагор, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Антология мировой философии: В 4-х т. / Под ред. В.В. Соколова и др. — М., 1969. т. 1.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. — М., 1976. С. 24-96.

3. Гриненко Г.В. История философии. – М., Юрайт, 2003.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

5. Кессиди Ф.Г. Сократ. – М., 1988.

6. Лукреций. О природе вещей. — М., 1946. Кн. 1., Кн. II., Кн. III., Кн. IV.

7. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию.-М., 1977.

8. Лосев А.Ф. История античной философии. — М., 1989. С. 78-109.

9. Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. — Л., 1970.

10. Пивоев В.М. История философия. – СПб., 2002.

11. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

12. Фирсов А.В. История философии. – Р н/Д: «Феникс»,2004.

Читайте также:  Полог для кровати космос

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Источник

Античный космос

Главная типологическая особенность античной культуры.

Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий.

Главной типологической особенностью античной культуры является ее космологический характер. «Вся античная культура связана с интуицией вечно и закономерно движущегося, живого и одушевленного космоса»[110]. Слово «космос» имеет два главных значения: «порядок» и «украше­ние». Соответственно им и в мифологической интуиции, которой космологи­ческая идея обязана своим возникновением, и в рассуждениях о космосе античных философов присутствуют два аспекта. Первый из них характеризует космос как порождение мирового Разума, второй связан с представлением о нем как о прекрасном произведении искусства. Причем обе эти характе­ристики космоса – рациональная и эстетическая – рассматриваются в единстве и взаимной обусловленности. Характеризуя значение термина «космос», позднеантичный автор Плутарх называет его «известнейшим из имен». Начиная с Пифагора, которому предание приписывает то, что он был первым, кто «назвал Вселенную космосом по порядку, который ему присущ» (ФРГФ, с. 147), все греческие философы придавали ему предельно широкое и универсальное значение.

В доклассический период космос рассматривался как эманация (проистечение) мифа. В поэме Гесиода «Теогония», в которой было впервые проведено разграничение хаоса и космоса, мировой порядок представлен по аналогии с господствовавшими в общинно-родовом строе кровно родственными отношениями. Все боги и герои, представлявшие космос, характеризовались, прежде всего, исходя из их родственных отношений друг с другом. В это же время зарождается и представление о нем как о «живом организме», как о телесном объекте и живом мыслящем разумном сущест­ве, обладающем бессмертием, могуществом и совершенной красотой. Соответс­твенно этим качествам космосу придавался статус божества.

Первые попытки каким-то образом определить происхождение и структуру космической организации были предприняты еще в архаическую эпоху в древнейших космогонических системах. Одна из них, наиболее известная и популярная, связана с именем мифического поэта и прорицателя Орфея и его учеников Мусея и Лина. Характеризуя их представления о происхожде­нии космоса, Аристотель в своем трактате «Метафизика» (IV. 1091 b 6) пишет о том, что они считали, что мир был порожден не его правителем Зевсом, с которым связано представление о благом и прекрасном (гармонически ор­ганизованным) начале, а в результате взаимодействия первобытных стихий­ных существ (начал): Ночи, Неба, Хаоса, Океана, и в этом они сходятся с фи­лософами (имеются в виду представители натурфилософии), которые также утверждают вторичность космоса (организованного мира) по отношению к первичному мировому хаосу. Одновременно с таким истолкованием идеи космоса этот термин употреблялся Орфеем для обозначения распорядка стихов у Гомера.

С началом классической эпохи эти архаические представления о космосе конкретизируются. Уже в период ранней классики космос, его происхождение и структура становятся предметом размышления. Оформление, моделирование космоса становится главной проблемой древнейшей греческой натурфилосо­фии, среди которых были выдающиеся мыслители. Первый из них, милетец Фалес, утверждал, что исходным элементом космической структуры является вода. Анаксимандр утверждал, что космос образуется из бесконечного множества разнообразных элементов, из взаимосвязи которых образуется бесконечное количество миров-космосов. Великий создатель античной диалектики Герак­лит характеризует космос как вечно возгорающийся и вечно угасающий огонь, возникающий и гибнущий в соответствии с присущим ему законом (ло­госом). Анаксимен в качестве такого первоначала называет воздух. Его уче­ник Анаксагор считал, что в основе космической организации лежит миро­вой ум. Его сочинение начиналось словами: «Все, что имеется, было совокуп­но, затем пришел Ум и установил в нем распорядок». За это утверждение самого Анаксагора прозвали Умом[111]. Такое понимание истока космического миропорядка потенциально содер­жало в себе возможность разграничения предметной и умопостигаемой (идеальной) модели космоса и было первым шагом к истолкованию этого тер­мина в качестве философской категории.

Читайте также:  Освоение космоса во время правления хрущева

Наиболее значительный вклад в философское осмысление идеи космоса был сделан Пифагором. Развивая мысль о том, что космос является порождением мирового Ума, великий мыслитель стремился придать ему математически обоснованный характер и утверждал, что его конкретным выражением явля­ется число, «благодаря которому произошло все». С помощью различных числовых отношений он пытается объяснить не только различие между ве­щами, но и людьми. По свидетельству Аристотеля, с этой целью он попытал­ся создать и числовое определение добродетели. По мнению Пифагора, основу космической организации составляет гармония, которая может быть выражена в системе арифметической и соответствующей ей музыкальной пропорции. Пифагор «учил, что счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства числа»[112]. Свое завершение натурфилософская концепция космоса нашла в учении великого античного философа Демокрита, который рассматривал природный космос как совокупность порядка, состоявшую из атомов, и распространял это понятие на государство, объявляя присущий ему порядок космосом, а человека называл «микрокосмосом»[113].

Несмотря на все эти новации, связанные с попыткой выработать философс­кое определение космоса, создателям натурфилософии не удалось ре­шить эту задачу. В этот период термин «космос» все еще рассматривается преимущественно в своем «бытовом» нефилософском значении, как определя­ющий правильный порядок и устройство вещей, человеческого поведе­ния, языка и, наконец, всего мира.

Философское определение космоса было дано в период высокой классики Платоном. В его знаменитом диалоге «Тимей», все известные еще со времен ранней классики элементы космической организации (эйдос, логос, число) были представлены в качестве диалектических обоснованных категорий, характеризующих космос как единое целое.

Категория единого была предметом постоянного интереса и у предс­тавителей ранней натурфилософии (Анаксагора, Гераклита, Эмпедокла, пифаго­рейцев), однако подлинный переворот в этих представлениях произо­шел позднее, в период средней классики, и был связан с деятельностью Сократа (учителя Платона), который перестал, как это делали натурфилосо­фы, «рассматривать вещи сами по себе», и начал их расчленять и обоб­щать, т.е. сделал их предметом логического анализа.

Платон попытался объединить в своих рассуждениях о космосе результаты интуитивных проз­рений ранних натурфилософов и новую логико-философскую методологию Сократа. В результате ему удалось создать в своем диалоге универсаль­ную (идеальную) модель античного космоса. «Отсюда, — пишет А.Ф.Лосев, — в античной философии возникла диалектика такого единого, которая охватывала всю действительность и тем самым оказалась выше ее»[114]. Учение Платона о «едином» стало в эпоху завершения классического пери­ода тем идейным основанием, которое придало античной культурной традиции целостность. Благодаря разработанной великим мыслителем диалектике все, известные еще со времен ранней классики, смыслообразующие элементы античной культуры приобрели значение философских категорий.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector