Меню

Что за вселенная стекло

Встреча в больнице: Как «Стекло» связывает фильмы «Неуязвимый» и «Сплит»

Алексей Хромов рассказывает, что нужно знать, чтобы посмотреть новый фильм М. Найта Шьямалана.

17 января на российские экраны выходит картина «Стекло» режиссёра М. Найта Шьямалана. Это кроссовер двух его же популярных проектов «Неуязвимый» и «Сплит». Казалось бы, эти фильмы совершенно непохожи друг на друга и даже сняты в разных жанрах: «Неуязвимый» сродни ярким историям из комиксов, где герой и злодей противопоставлены даже в цветовой гамме, а «Сплит» — почти камерный хоррор-триллер о маньяке-каннибале. Объединяет их лишь небольшое появление героя Уиллиса в финале второго фильма. Это может создать ощущение, что Шьямалан в какой-то момент просто поддался на всеобщую тенденцию создания кроссоверов и киновселенных и просто вписал популярного персонажа в совершенно отдельную историю. На самом же деле эти две картины изначально задуманы частями одного целого, и у них немало общего. Что было раньше «Неуязвимый» рассказывает о бывшем игроке в американский футбол Дэвиде Данне (Брюс Уиллис). Он тихо живёт с женой и сыном и работает охранником на стадионе. Однажды он встречает состоятельного коллекционера комиксов Элайджу Прайса (Сэмюэл Л. Джексон), страдающего редкой болезнью, истончающей его кости. За это он получил прозвище «Мистер Стекло».

Элайджа делится с Дэвидом своей теорией: раз его тело настолько слабо, что он даже не может нормально ходить, то в мире должен существовать полностью противоположный ему человек, практически неуязвимый. Он изучает списки выживших в различных катастрофах, и узнает, что только Дэвид не получил в них ни одной царапины. Также Дэвид никогда не болел и не может навредить себе. Своей единственной слабостью он считает воду, поскольку чуть не утонул в детстве. Опытным путём они выясняют, что герой действительно проявляет почти сверхчеловеческие силы, когда ему грозит опасность. Кроме того, Дэвид обнаруживает в себе способность, прикоснувшись к человеку, узнать, опасен ли он. Таким образом он проверяет людей на стадионе и точно вычисляет преступника с пистолетом. Потом он находит и убивает маньяка, который держит людей прикованными в доме. В финале же Дэвид пожимает руку Элайдже и узнаёт, что все катастрофы, в которых погибло множество людей, организовал сам Мистер Стекло с одной только целью — найти неуязвимого супергероя. Он сдаёт Элайжду полиции и того помещают в психиатрическую лечебницу.

«Сплит» начинается с того, что трёх школьниц, в том числе Кейси Кук (Аня Тейлор-Джой) прямо на парковке усыпляет и похищает маньяк Кевин Крамб (Джеймс МакЭвой). Они приходят в себя и обнаруживают, что заперты в подвале. Вскоре становится ясно, что Кевин страдает расщеплением личности. В его голове «живёт» 23 разных человека с разными именами: от малолетнего Хедвига до женщины Патриши. Обычно они поочерёдно сменяют друг друга, но в какой-то момент «управление» захватил склонный к насилию Деннис. И теперь он ждёт высвобождение 24-й личности по прозвищу «Зверь», пожирающей людей и обладающей почти сверхъестественными способностями. Девушки пытаются сбежать из плена, но безуспешно. В это же время, «нормальные» личности Кевина пытаются связаться с психиатром, но Деннис каждый раз расстраивает их планы. Кейси удаётся на время справиться с ним лишь назвав его настоящее имя. В финале Зверь всё-таки высвобождается, преображая Кевина внешне и проявляя сверхчеловеческую силу и ловкость. Он убивает двух других девочек, но оставляет Кейси в живых, увидев на её теле шрамы — в детстве она, как и сам Кевин, подверглась насилию со стороны близкого родственника.

Единство противоположностей и деконструкция жанров Казалось бы, картины между собой не связаны, лишь в сцене после титров в «Сплите» появляется герой Уиллиса. Но по словам самого М. Найта Шьямалана, идея ввести преступника с множественным расстройством личности была у него ещё во время работы над «Неуязвимым». Он и должен был стать тем самым маньяком, похищающим людей, которого вычисляет Дэвид на вокзале. Отказаться от идеи режиссёра вынудила элементарная нехватка времени. Чтобы полноценно раскрыть третьего героя, нужна была целая сюжетная линия, а в «Неуязвимом» ему посвящено лишь несколько минут. Поэтому он решил выделить его историю в отдельный фильм. Позже поклонники придумали новую версию появления Кевина Крамба в «Неуязвимом». Когда Дэвид пытается «почувствовать» людей на стадионе мимо него проходят мать с ребёнком. При прикосновении к ней он чувствует «вспышку». Известно, что Кевин подвергся насилию со стороны матери. Возможно, это и почувствовал Дэвид.

Кроме того, общим для двух фильмов можно назвать и противопоставление героев. Хоть это и традиционный приём для кинематографа, у Шьямалана он получается ярче остальных. В «Неуязвимом» Элайджа слаб и постоянно калечится, Дэвид чудесным образом избегает любых травм. Злодей одинок, но богат; у героя семья и средний достаток. К финалу они даже начинают одеваться в разной цветовой гамме: Мистер Стекло носит фиолетовый костюм, Неуязвимый облачается в зелёное. В «Сплите» Кевин хоть и «многолик», но всё же его внешность не меняется: он крепкий мужчина с бритой головой. Ему противопоставлена хрупкая школьница. Маньяк на протяжении фильма проявляет буквально весь возможный спектр эмоций, Кейси всё держит в себе и даже в моменты опасности порой кажется отстранённой. Финалы фильмов же полностью противоположны друг другу: Дэвид узнаёт, что его друг на самом деле по другую сторону баррикад, а Кейси видит, что у них с мучителем есть что-то общее. То есть близкие персонажи разделяются, а противоположные сближаются. К тому же, оба фильма построены как деконструкция жанра. «Неуязвимый» разбирал идеи типичных кинокомиксов: Дэвид не может сам выбрать, быть ему супергероем или нет, а Элайджа поясняет всё происходящее историями из графических романов. «Сплит» показывал непрочность хорроров: очевидно более слабый герой противостоит почти всесильному злодею, у которого есть классическое уязвимое место — его имя (отсылка к сказкам о Румпельштильцхене). И в целом, спасение для Кейси приходит само: девушка осталась бы в живых, даже если бы ничего не делала. Логично, что «Стекло», продолжая эти темы, строится на деконструкции жанра кроссоверов.

Читайте также:  Тайны вселенной морган фримен

Здесь собраны все главные типажи: непобедимый герой, суперзлодей и гений, руководящий всем «из-за кулис». И в этом плане кроссовер выходит вовремя: супергеройские вселенные одна за другой соревнуются в масштабности общих проектов, а миллионы поклонников замерли в ожидании четвёртых «Мстителей». Самое время показать, как построен этот жанр, и какие у него есть недостатки. В итоге, вселенная фильмов Шьямалана — скорее переосмысление и деконструкция жанров, чем очередная франшиза. Она позволяет взглянуть на традиционные сюжеты через призму реального мира. И именно поэтому мир «Стекла» гораздо ближе обычным зрителям.

Источник

«Неуязвимый», «Сплит», «Стекло» — что общего у трех фильмов Шьямалана

Даже те, кто не смотрел фильм «Сплит», знают, что это история про маньяка, в котором живет несколько (23!) личности. Однако так ли хороша эта история сама по себе?

И вот тут начинаются проблемы. Хотя бы потому, что все фильмы, которые снимает М. Найт Шьямалан, связаны между собой. Особенно это сказалось на трех лентах – «Неуязвимом», «Сплите» и «Стекле».

Ответ простой – это трилогия, только почему-то мало кто знает об этом. Да, фильмы можно смотреть по отдельности, но вряд ли вы поймете некоторые эпизоды «Сплита» (например, финал с героем Брюса Уиллиса) или начало «Стекла», если не посмотрите их по порядку.

Самый популярный из них – «Неуязвимый», история про сверхчеловека, которого ничего не берет, и он всегда выходит сухим из воды. Но есть и его противоположность. Об их секрете рассказывается в фильме.

Сейчас немного неочевидной кажется мысль, что фильм смотрели все, хотя он вышел в 2000 году, т.е. уже 20 (!) лет назад. Да и кто его будет смотреть сейчас, если не посмотрел тогда? Кому нужен еще один недо-боевик, чей срок годности истекает за сезон?

«Сплит» вышел в 2017-м, и, кажется, все, кто мог, успели забыть про «Неуязвимого», но в финале фильма зачем-то появляется герой Брюса Уиллиса.

По идее режиссера, он напоминает о старой истории, но на самом деле вызывает только раздражение – фильм закончился, к чему тут новый персонаж? Тем более, нужно лишний раз гуглить, кто такой этот мистер Стекло.

А нужно это было для того, чтобы напомнить о нем, ведь в 2019 году вышло продолжение этой истории, где режиссер объединил двух персонажей из предыдущих фильмов.

В «Стекле» впервые все необычные герои Шьямалана встречаются в сумасшедшем доме, куда их собирает вместе Дэвид Данн (герой Брюса Уиллиса из «Неуязвимого»). Там врачу придется разобраться, действительно ли они сверхлюди, или эти изменения в наших силах, и на них способна психика любого человека.

Честно говоря, в «Сплите» смотреть особо было не на что, кроме способностей Джеймса МакЭвоя перевоплощаться в странную женщину, мальчика 9 лет (его танец – один из самых ярких эпизодов фильма) и мужчину-модельера.

Остальное… показалось слишком обычным, скучным. Этот Зверь, которым пугали всю первую часть фильма, выглядел совсем не страшным. Такое было уже, кажется, в миллионе фильмов до Шьямалана. Возможно, именно поэтому «Стекло» получило самую низкую зрительскую оценку – ничего особенно нового там не появилось.

А, возможно, не сработал подход – рассказывать историю в нескольких фильмах с огромным промежутком во времени. Одни зрители уже выросли, вторые – еще растут. Кому-то надоело, а кто-то уже забыл о ней.

Источник

Стекло (2019) — концовка, ее смысл и объяснение

Концовка «Стекла» содержит три больших твиста и три смерти, а также бесповоротно меняет будущее вселенной «Неуязвимого». Мы подробно разберем все, что произошло в конце фильма, что это означает и к чему может привести.

Являясь продолжением «Неуязвимого» и «Сплита», «Стекло» соединяет истории Дэвида Данна (Брюс Уиллис), Элайджи Прайса по прозвищу «Стекло» (Сэмюэл Л. Джексон) и Кевина Уэнделла Крампа по прозвищу «Орда» (Джеймс МакЭвой). Спустя 20 лет после того, как он пережил крушение поезда, в результате которого погибли все остальные пассажиры, Дэвид стал охотником на преступников. Он может читать мысли, прикасаясь к людям, а также обладает сверхсилой, которая позволяет ему исполнять функции Смотрящего.

В начале фильма «Стекло» Данн охотится на Орду, который продолжает похищать девочек-подростков для того, чтобы приносить их в жертву 24-й личности по имени «Зверь». В разгар битвы между Данном и Ордой их обоих ловит полиция. Героев помещают в психиатрическое учреждение, в котором уже 20 лет содержится Элайджа Прайс, которому постоянно дают транквилизаторы.

Доктор Элли Стейпл (Сара Полсон) пытается вылечить всех трех героев, убив их веру в собственные супергеройские способности. Однако в конечном итоге ей так и не удается скрыть от них правду. Мистер Гласс придумывает хитрый способ раскрыть миру правду и привлекает к реализации своего плана Зверя. Также он провоцирует Дэвида на оказание им сопротивления, что приводит к финальной битве у стен больницы. Вслед за этим происходит несколько сюжетных поворотов — их даже больше, чем в предыдущих фильмах М. Найта Шьямалана. А теперь давайте разберем все это более подробно.

Орду создал Мистер Гласс

Железнодорожные катастрофы имеют большое значение в вселенной «Стекла». Отправной точкой «Неуязвимого» стало крушение поезда Eastrail 177, которое подстроил Элайджа Прайс в попытке найти избранного, которым оказался единственный выживший — Дэвид Данн. Затем в «Сплите» постепенно выясняется, что отец Кевина Уэнделла Крамба погиб в железнодорожной катастрофе. Из-за этого мальчик остался на попечении жестокой матери, что в конце концов привело к множественной диссоциации его личности.

Первый из больших твистов «Стекла» состоит в том, что это был один и тот же поезд: Кларенс Уэнделл Крамб сидел всего несколькими рядами позади Дэвида Данна. Это означает, что Мистер Гласс случайно создал не только Смотрящего, но и Орду. Гласс считает себя великим создателем героев и злодеев. По его мнению, убийство Кларенса было счастливой случайностью, а не несчастным случаем. Конечно, Орда воспринимает это несколько иначе. Долгое время он терзался ненавистью к самому себе, которая в итоге направилась на Элайджу.

Читайте также:  Флешмоб вселенная за тебя

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…

Намеки на этот твист присутствовали как в «Сплите», так и в «Стекле» (появилась даже соответствующая теория фанатов). В «Сплите» была показано, что отеце Кевина умер, когда тот был ребенком, что хронологически могло совпасть с катастрофой «Неуязвимого» 2000 года. Впервые Орда превращается в Зверя, после того как возлагает цветы на железнодорожной станции «30-я улица» в Филадельфии — там же где-то когда-то чудом выжил Дэвид. «Стекло» дает еще больше подсказок, например, подтверждается, что Кевину 27 лет, т.е. в 2000 году ему было шесть лет. Элайджа находит важный секрет в своем файле в больнице. Также до правды докапывается и Джозеф Данн.

Все три супергероя умирают рядом с близкими людьми

Финальная битва между Смотрящим и Зверем заканчивается гибелью всех участников сражения. Каждый герой умирает в лучших традициях комиксов — рядом со всеми тремя в момент смерти находится близкий человек, который помогает им принять неизбежное.

Зверь нападает на Мистера Стекло, когда узнает о его роли в смерти Кларенса Веделл Крамба. Элайджа падает на землю, ломая еще больше своих хрупких костей и медленно истекая кровью в обществе своей матери (Шарлин Вудард). Мистер Стекло был человеком с огромным интеллектом, но с серьезными физическими недостатками. Таким образом, он считал себя великим вдохновителем супергероев. Его болезнь — несовершенный остеогенез — с детства причиняет Элайдже страдания. Весьма интересно, что хотя Гласс — злодей этой истории, его гибель на самом деле является частью его собственного плана. И гибель Мистера Гласса — это катарсис, а не крах. Это в полной мере становится понятно в самом конце фильма (об этом ниже).

После этого Кевина застрелил снайпер. Оригинальная личность Сплита открылась Кейси Кук (Аня Тейлор-Джой), чье сострадание к Орде оказало на монстра умиротворяющий эффект. Забота Кейси о ее похитителе может показаться проявлением Стокгольмского синдрома, однако такое поведение девушки на самом деле основано на том, что она видит в Кевине родственную душу, ведь у него также было трагическое детство. Кейси подверглась насилию со стороны ее дяди, а Кевин неоднократно подвергался жестокости со стороны своей матери. Однако проявление мягкости приводит к смерти Орды. Если бы телом героя в момент выстрела снайпера владел Зверь, его кожа бы блокировала пулю.

Наконец, Дэвида Данна утопил в луже один из спецназовцев. Его битва со Зверем в попытке остановить предполагаемый теракт Элайджи закончилась в резервуаре с водой возле больницы. Джозеф Данн (Спенсер Трит Кларк) пытался остановить спецназовца, но было уже слишком поздно. Смерть Данна, безусловно, оказалось наиболее трагичной.

Хотя Дэвид был героем, его смерть вышла почти позорной — в отличие от Данна, жизни Стекла и Орды завершились на их собственных условиях. Мир не принял этих сверхсильных существ, в результате чего они погибли. Им было суждено прожить тяжелые жизни и найти смысл лишь в собственной смерти. Но даже это не было гарантировано. Когда финальная битва заканчивается, единственными, кто верит в супергеройскую сущность Стекла, Орды и Данна остаются только их близкие люди.

Что такое организация «Клевер»?

Однако героев «Стекла» убивает не просто абстрактное общество. У снайпера, который стреляет в Кевина, имеется татуировка на запястье, которая изображает черный клевер. Такую же татуировку имеет спецназовец, который топит Дэвида, а также Элли Стейпл. Второй важнейший твист «Стекла» состоит в том, что есть тайная организация с эмблемой в виде клевера, которая занимается сдерживанием супергероев.

Финал «Стекла» раскрывает не слишком много подробностей об организации «Клевер», однако многое можно понять из разговоров героев фильма. Понятно, что «Клевер» считает суперспособности угрозой для развития человечества. По словам Стейпл, существование супергероев является несправедливостью, поэтому необходимо не только сдерживать этих людей, но и держать их существование в секрете от широкой общественности. «Клевер» так или иначе существует уже в течение 10 000 лет, т.е. со времени зарождения современного человечества. В наше время эта организация функционирует как высокоорганизованное секретное сообщество. Члены «Клевера» проводят собрания в ресторанах, чтобы обсудить свои планы. В 2019 году они отправляют Элли Стейпл в тур по стране, чтобы успокоить людей и ликвидировать любые утечки информации о супергероях.

Этому твисту в «Стекле» уделяется не так уж много экранного времени. Стейпл и ее спецназ загнали Дэвида и Орду в угол почти в два счета.

Если вы думаете, что организация «Клевер» занимается «отстрелом» супергероев, то ошибаетесь. Их цель состоит в сдерживании и умиротворении супергероев, а достигнуть этого можно и не прибегая к грубой силе.

Одна из центральных идей «Стекла», которая звучит и в «Сплите» — это связь суперспособностей с психическими заболеваниями. В «Сплите» сверхсилы провозглашались обратной стороной психического заболевания, порожденного травмами. Но в «Стекле» эта идея ставится под сомнение. В Розовой комнате Стейпл рассказывает, что все «чудеса», которые мы видели до этого можно объяснить совершенно рациональными способами. Например, чтение мыслей Дэвидом — это лишь талантливый фокус, а Зверь — это просто человек, который выдержал попадание медленно летящих пуль и согнул ветхие металлические прутья. На протяжении всего второго акта «Стекла» эта теория находит все больше подтверждений. Однако в финале она разбивается на мелкие кусочки.

Читайте также:  Что такое космическая модель вселенной

Беседа в Розовой комнате и есть настоящая атака организации «Клевер». Они называют способности Дэвида, Кевина и Элайджи проявлениями мании величия, чтобы убедить их и всех окружающих, что эти трое не более чем обычные люди. «Клеверу» известно, что поверить в такие способности кого бы то ни было действительно нелегко. Дэвиду потребовался целый фильм, чтобы убедиться в своей Неуязвимости. Изначально только две из 23 личностей Кевина верили в Зверя.

«Клевер» прибегает к насилию только тогда, когда «пациенты» отвергают эту успокоительную теорию. В конце «Стекла» все три супергероя осознают свои силы и получают поддержку от близких людей, которые верят в их исключительность. В этот момент организация «Клевер» оказывается перед угрозой поражения, поэтому она вынуждена принять радикальные меры. Эта небольшая деталь очень важна для всех трех фильмов.

Однако несмотря на все ухищрения организация «Клевер» в конце фильма терпит сокрушительное поражение. И это заключительный твист «Стекла».

План Мистера Стекла

Главный твист «Стекла» приблизительно совпадает с твистом «Неуязвимого»: за всем этим стоял Мистер Стекло. Его план вовсе не состоял в террористической атаке на новый небоскреб Филадельфии. Вместо этого вся его борьба была самоубийственной миссией — реалити шоу для камер наблюдения и заключительным шагом в его миссии по приведению супергероев в реальный мир.

Пробудившись после многих лет приема лекарств, Элайджа начал приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам и использовать их в своих интересах. Он подменил свои лекарства на аспирин, переделал устройство для лоботомии, подружился с Ордой и разработал план побега. Затем, воспользовавшись сотнями видеокамер, установленных в больнице, он продемонстрировал реальные суперспособности, транслируя их в прямом эфире. После смерти эти видео попали к миссис Прайс, Кейси и Джозефу, которые решили показать их всему миру.

Это красивое завершение арки Мистера Стекла. В фильме «Неуязвимый» он совершил три террористических акта, пытаясь найти супергероя и привлечь к нему внимание всего мира. Результатом этих усилий стало появление Дэвида Данна (и Орды), однако Стекло был заключен в тюрьму, прежде чем смог донести существование Неуязвимого до общественности. В фильме «Стекло» ему это, наконец, удалось, правда, ценой своей смерти. Этот финальный твист разворачивается на протяжении всего фильма. Например, часть событий мы видим через камеры видеонаблюдения.

Единственный минус во всем этом — это то, что Стекло, конечно же, не знал об организации «Клевер» для которой весь его план был крайне враждебным актом. Элли узнает обо всем, когда слышит разговор двух подростков, которые обсуждают гениального Вдохновителя. Эта становится для нее личным оскорблением. Неожиданным последствием реализации плана мистера Стекла может стать крах анти-супергеройских «Иллюминатов».

Из того, что Мистер Стекло в заключительном фильме показан в позитивном свете, можно легко сделать вывод, что Шьямалан оправдывает или даже поддерживает злодея. Однако это не тот случай, когда фильм пытается сдвинуть границы добра и зла. И это наиболее ярко проявляется в последних минутах Элайджи.

«Стекло» — это история происхождения супергероев

Один из самых сложных моментов «Стекла» — последние слова Элайджи. Его мать спрашивает его, почему все пошло не так, как в комиксах с лимитированным тиражом. На это Стекло отвечает, что это не лимитированное издание, а история происхождения. Такое утверждение может показаться несколько странным. Но Мистер Стекло прав: пока Элайджа делает последние вздохи, Кевина убивает снайпер, а Дэвида топят, остальная часть человечества узнает о суперспособностях и о том, на что люди способны на самом деле. Это история происхождения мира, которому известно о супергероях. Как говорит миссис Прайс, «это начало вселенной».

Вера играет большую роль в фильмах М. Найта Шьямалана. Все его персонажи так или иначе вовлечены в конфликты — религиозные, философские и т.д. В «Стекле» и во всей трилогии «Неуязвимого» эти конфликты проявляются в разных ситуациях — например, в том, как Дэвид Данн борется со своими вновь обретенными способностями, которые Элайджа считает неоспоримыми. В «Сплите» Зверь и Кейси учатся уверенности, которая нужна девушке, чтобы противостоять ее дяде. В последнем фильме об уничтожении способностей Элли Стейпл снова ввергает Дэвида в сомнения, чтобы правда никогда не вышла на свет. Все это находит финальное разрешение в формуле «Весь мир должен переосмыслить то, во что он верит».

Что дальше?

Несмотря на убийство трех главных героев, у «Стекла» получился довольно открытый финал. Его финальные кадры отражают смену парадигмы для всего мира, и это открывает множество возможностей. Реальный мир теперь знает о существовании супергероев, и это приведет к том, что все больше людей узнают о своих суперспособностях и не побоятся их раскрыть. С другой стороны организация «Клевер», безусловно, повержена. Их старания закончились неудачей, и теперь правду уже не получится утаивать.

Но не будем обольщаться. «Клевер» работает уже на протяжении тысячелетий и наверняка сталкивался с чем-то подобным и раньше. Попытки обуздать супергероев с помощью правительства, общественного мнения или других скрытых инструментов обязательно будут продолжены.

Тем не менее, мы вряд ли увидим дальнейшее развитие этого противостояния. «Стекло» всегда позиционировалось как конец трилогии, и Шьямалан неоднократно заявлял, что в будущем намерен рассказывать только новые, оригинальные истории — так что мы вряд ли увидим «Стекло 2» или «Сплит 3». Поскольку финал «Стекла» полностью раскрыл идею веры и приход супергероев в массы, дальнейшая эксплуатация вселенной «Неуязвимого» маловероятна.

Источник

Adblock
detector