«Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращенной вселенной»»
Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу от классических традиций значило бы отрезать ее от национального корня — она обескровится и зачахнет.
Нерасторжимая связь времен особенно наглядно воплощается в вершинных произведениях художественной литературы, которые мы называем классическими: в их познавательном значении, неугасающем нравственном воздействии их героев на многие поколения людей, а еще — в том, что эти произведения продолжают служить неиссякаемым родником прекрасного. Большое искусство не знает прошлого, оно живет настоящим и будущим. Надо не только читать классиков, надо еще и научиться их перечитывать. Потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия. Человек на каждой последующей ступени своего бытия способен все глубже воспринимать духовные ценности. Выдающееся произведение, когда-то прочитанное и заново воспринимаемое, вводит нас в атмосферу неизъяснимого очарования, вызванного, между прочим, еще и возможностью реально ощущать свое собственное, эстетическое, по слову Герцена, «возрастание». Пожалуй, уместно напомнить здесь прекрасную запись молодого Герцена: «У меня страсть перечитывать поэмы великих маэстро: Гёте, Шекспира, Пушкина, Вальтера Скотта. Казалось бы, зачем читать одно и то же, когда в это время можно «украсить» свой ум произведениями гг. А., В., С? Да в том-то и дело, что это не одно и то же; в промежутки какой-то дух меняет очень много в вечно живых произведениях маэстро. Как Гамлет, Фауст прежде были шире меня, так и теперь шире, несмотря на то, что я убежден в своем расширении. Нет, я не оставлю привычки перечитывать, по этому я наглазное измеряю свое возрастание, улучшение, падение, направление… Человечество своим образом перечитывает целые тысячелетия Гомера, и это для него оселок, на котором оно пробует силу возраста».
Всякий поворот истории дает возможность людям как бы по-новому взглянуть на самих себя и заново открыть для себя бессмертные страницы произведений искусства. Каждая эпоха по-своему прочитывает их. Гончаров заметил, что Чацкий неизбежен при смене одного века другим, что каждое дело, требующее обновления, рождает тень Чацкого.
Великие художники отзывчивы на зовы всех времен, их справедливо называют вечными спутниками человечества. Классическое наследие тем и замечательно, что оно выражает самосознание не только своей эпохи. Движется время, а с ним вместе по той же орбите движется и классика, в которой происходит как бы постоянный процесс обновления. У нее есть что сказать каждому поколению, она многозначна. Конечно, сегодня мы по-другому воспринимаем наследие Гоголя и Достоевского, чем их современники, и глубже понимаем его. И происходит это не потому, что мы умнее, проницательнее. Общественный опыт поколений образует ту историческую вышку, с которой человек нашей апохи осознает духовную культуру прошлого. С этой пышки многое видится нам дальше и яснее. Классика неисчерпаема. Ее глубина бесконечна, как бесконечен космос. Шекспир и Пушкин, Гёте и Толстой обогащают читателя, но и читатель в свою очередь непрерывно обогащает творения великих художников своим новым историческим опытом. Вот почему наше знание классики никогда не может считаться окончательным, абсолютным. Каждое последующее поколение открывает в старых произведениях новые, не увиденные прежде грани. Это означает все более емкое постижение смысла и художественной природы бессмертных произведений прошлого.
Освоение классического наследия отвечает современным потребностям общества, ибо оно само, это наследие, становится активным участником современной жизни. Чрезвычайно важно социальное содержание произведений русской классики. Она всегда была оплодотворена передовыми идеями времени и выражала дух освободительной борьбы народа, его ненависть к деспотизму и неукротимое стремление к свободе. Немецкий писатель Генрих Манн прекрасно сказал, что русская классическая литература была революцией «еще до того, как произошла революция».
Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов, неизменно сплетавшихся с самыми главными социальными проблемами современности. Великий поэт гордился тем, что в свой «жестокий век» он «восславил… свободу» и пробуждал «чувства добрые». Поразительно здесь неожиданное соседство столь, казалось, различных по историческому смыслу слов, как «свобода»’ и «добрые». Первое из них в романтической поэзии почти всегда ассоциировалось с кипением страстей, с титанической и жестокой борьбой, с отвагой, удалью, кинжалом, мщением. А здесь оно стоит рядом со словами «чувства добрые». Замечательна эта убежденность Пушкина в том, что когда-нибудь в будущем пробуждение добрых чувств в людях будет осмыслено как нечто равноценное прославлению свободы. Но ведь вся русская классика — это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему!
Усовершенствовать свою душу, свой нравственный мир призывал людей Толстой. Как страшнейшую трагедию представлял себе Лермонтов угасание в Печорине лучших качеств его характера — любви к людям, нежности к миру, стремления обнять человечество.
Ненависть к разным проявлениям несправедливости была для великих русских писателей высшим мерилом нравственных достоинств человека. Своим неукротимым нравственным пафосом, равно как и художественным совершенством, русская литература давно завоевала признание всего мира. «Где в продолжение сорока лет,— вспоминал Ромен Роллан,— искали мы нашу духовную пищу и наш насущный хлеб, когда нашего чернозема уже не хватало, чтобы удовлетворить наш голод? Кто как не русские писатели были нашими руководителями?»
В сегодняшней нашей борьбе за нового человека — с нами великие художники прошлого. Борьба против несправедливости, различных проявлений зла есть не что иное, как борьба во имя победы добра, человечности. Это знает и такой «злой» жанр литературы, как сатира. Не было ли нежнейшим сердце Гоголя, мечтавшего об иной, более совершенной действительности! Не добра ли хотел России Щедрин, столь беспощадный к своему времени? Добрые люди во имя добра становились непримиримыми к разнообразным проявлениям зла и тому, что его порождало. Прекрасные идеалы требуют и прекрасных чувств.
Источник
Кто назвал литературу сокращенной вселенной. Сочинение на тему Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращенной вселенной. Что такое «Сокращённая вселенная»
Отечественная классическая литература поражает неиссякаемым нравственным потенциалом. Острота критического начала здесь всегда венчается могучим внутренним противодействием пороку, застою. Эта особенность мироощущения определила линию преемственности в русской прозе и драматургии. Л. А. Смирнова
Войдем в портретную галерею, только не совсем необычную. На е стенах не видно полотен художников. Это галерея портретов воображаемых, тех, что однажды ожили под пером писателя, а потом надолго, если не навсегда, послились в нашей памяти, рядом с живыми, реальными людьми. Галерея велика и богата. Есть тут залы Диккенса и Бальзака, есть Гоголя, Толстого, Чехова, Горького, …Шолохова, Хемингуэя, Алексея Толстого…Б. Галанов.
Сама по себе «деревенская тема»- всегдашняя тема нашей литературы. Но она приобрела новое и очень существенное значение. Для ряда прозаиков, составляющих, по-моему, одно из ведущих направлений в сегодняшней литературе, она имеет принципиальный характер, является, так сказать, не только темой, но и идеей В Кожинов
На самом деле настоящий художник слова именно созидает, творит реальность своего романа или поэмы- так же, как творит свое произведение ваятель, музыкант, артист. Творчество в слове предполагает напряженную деятельность не только умственных и эмоциональных, но даже и физических, телесных сил художника слова В. Кожинов.
Мастерство писателя или поэта-это бесконечное, неисчислимое многообразие способов создания художественного мира. Но все дело в том, что эти способы должны органически рождаться непосредственно в самом процессе творчества В. Кожинов.
Мы сравнительно недавно стали ясно понимать, что писатель не может подняться до уровня большой литературы без глубокого освоения истории В Кожинов
Когда мы берем в руки томики стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова, когда перечитываем произведения Гоголя, Тургенева, Чехова, Толстого и многих других русских писателей прошлого столетия, нас охватывает чувство глубокого волнения и гордости. Все это большие, настоящие книги о людях, делах и событиях давно прошедших дней, книги, созданные великими писателями нашей страны. Н. С. Шер.
Передовые писатели и художники, композиторы и актеры, изобретатели, ученые все свои силы и знания, все свое дарование отдавали на служение отеству, боролись за свободу, честь и процветание России. Н. С. Шер
Русская литература особенно поучительна, особенно ценна широтою своей- нет вопроса, которые она не ставила бы и не пыталась разрешить, это по преимуществу литература вопросов М. Горький
Наша литература… исторически ценна для нас, ибо дает нам богатейший материал для суждений о путях человеческой мысли М Горький
Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости» Н. Г. Чернышевский
Дружина ученых и писателей, какого б рода они ни были, всегда впереди …во всех приступах образованности. А. С. Пушкин.
Литература – это… сокращенная вселенная. (Салтыков-Щедрин)
В самом деле нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением! (Салтыков-Щедрин)
«Если можно справедливо предположить, что общество среди нормального человечества живет, может переработать его натуру, то точно такое же благодетельное влияние имеет на природу ребенка и что есть, подчинен строгому выбору». (Салтыков-Щедрин)
«Ничто не объясняет лучше читателю известные явления, как представление его о, живом образе. Имея бы только образ, не искаженный идеально, но верный действительности, объяснительная работа родится сама собой в уме читателя». Салтыков-Щедрин
Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей Ф.М.Достоевский
«Взглянуть в свой внутренний мир, задуматься ещё раз – о цели и смысле бытия». М.Горький
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья
Плоды сердечной пустоты. (Пушкин)
Сомненьем мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять. (Фет)
В ком чувство долго не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям
В ком дарованье, меткость, сила. (Н.А.Некрасов) (можно к сочинению об Андрее Болконском)
«Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу» В. А. Сухомлинский
И эта детскость в нем на веки
Быть людям щедрыми велит,
Чтоб где – то в каждом человеке
Жил добрый доктор Айболит.
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу от классических традиций значило бы отрезать ее от национального корня — она обескровится и зачахнет.
Нерасторжимая связь времен особенно наглядно воплощается в вершинных произведениях художественной литературы, которые мы называем классическими: в их познавательном значении, неугасающем нравственном воздействии их героев на многие поколения людей, а еще — в том, что эти произведения продолжают служить неиссякаемым родником прекрасного. Большое искусство не знает прошлого, оно живет настоящим и будущим. Надо не только читать классиков, надо еще и научиться их перечитывать. Потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия. Человек на каждой последующей ступени своего бытия способен все глубже воспринимать духовные ценности. Выдающееся произведение, когда-то прочитанное и заново воспринимаемое, вводит нас в атмосферу неизъяснимого очарования, вызванного, между прочим, еще и возможностью реально ощущать свое собственное, эстетическое, по слову Герцена, «возрастание». Пожалуй, уместно напомнить здесь прекрасную запись молодого Герцена: «У меня страсть перечитывать поэмы великих маэстро: Гёте, Шекспира, Пушкина, Вальтера Скотта. Казалось бы, зачем читать одно и то же, когда в это время можно «украсить» свой ум произведениями гг. А., В., С? Да в том-то и дело, что это не одно и то же; в промежутки какой-то дух меняет очень много в вечно живых произведениях маэстро. Как Гамлет, Фауст прежде были шире меня, так и теперь шире, несмотря на то, что я убежден в своем расширении. Нет, я не оставлю привычки перечитывать, по этому я наглазное измеряю свое возрастание, улучшение, падение, направление… Человечество своим образом перечитывает целые тысячелетия Гомера, и это для него оселок, на котором оно пробует силу возраста».
Всякий поворот истории дает возможность людям как бы по-новому взглянуть на самих себя и заново открыть для себя бессмертные страницы произведений искусства. Каждая эпоха по-своему прочитывает их. Гончаров заметил, что Чацкий неизбежен при смене одного века другим, что каждое дело, требующее обновления, рождает тень Чацкого.
Великие художники отзывчивы на зовы всех времен, их справедливо называют вечными спутниками человечества. Классическое наследие тем и замечательно, что оно выражает самосознание не только своей эпохи. Движется время, а с ним вместе по той же орбите движется и классика, в которой происходит как бы постоянный процесс обновления. У нее есть что сказать каждому поколению, она многозначна. Конечно, сегодня мы по-другому воспринимаем наследие Гоголя и Достоевского, чем их современники, и глубже понимаем его. И происходит это не потому, что мы умнее, проницательнее. Общественный опыт поколений образует ту историческую вышку, с которой человек нашей апохи осознает духовную культуру прошлого. С этой пышки многое видится нам дальше и яснее. Классика неисчерпаема. Ее глубина бесконечна, как бесконечен космос. Шекспир и Пушкин, Гёте и Толстой обогащают читателя, но и читатель в свою очередь непрерывно обогащает творения великих художников своим новым историческим опытом. Вот почему наше знание классики никогда не может считаться окончательным, абсолютным. Каждое последующее поколение открывает в старых произведениях новые, не увиденные прежде грани. Это означает все более емкое постижение смысла и художественной природы бессмертных произведений прошлого.
Освоение классического наследия отвечает современным потребностям общества, ибо оно само, это наследие, становится активным участником современной жизни. Чрезвычайно важно социальное содержание произведений русской классики. Она всегда была оплодотворена передовыми идеями времени и выражала дух освободительной борьбы народа, его ненависть к деспотизму и неукротимое стремление к свободе. Немецкий писатель Генрих Манн прекрасно сказал, что русская классическая литература была революцией «еще до того, как произошла революция».
Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов, неизменно сплетавшихся с самыми главными социальными проблемами современности. Великий поэт гордился тем, что в свой «жестокий век» он «восславил… свободу» и пробуждал «чувства добрые». Поразительно здесь неожиданное соседство столь, казалось, различных по историческому смыслу слов, как «свобода»’ и «добрые». Первое из них в романтической поэзии почти всегда ассоциировалось с кипением страстей, с титанической и жестокой борьбой, с отвагой, удалью, кинжалом, мщением. А здесь оно стоит рядом со словами «чувства добрые». Замечательна эта убежденность Пушкина в том, что когда-нибудь в будущем пробуждение добрых чувств в людях будет осмыслено как нечто равноценное прославлению свободы. Но ведь вся русская классика — это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему!
Усовершенствовать свою душу, свой нравственный мир призывал людей Толстой. Как страшнейшую трагедию представлял себе Лермонтов угасание в Печорине лучших качеств его характера — любви к людям, нежности к миру, стремления обнять человечество.
Ненависть к разным проявлениям несправедливости была для великих русских писателей высшим мерилом нравственных достоинств человека. Своим неукротимым нравственным пафосом, равно как и художественным совершенством, русская литература давно завоевала признание всего мира. «Где в продолжение сорока лет,- вспоминал Ромен Роллан,- искали мы нашу духовную пищу и наш насущный хлеб, когда нашего чернозема уже не хватало, чтобы удовлетворить наш голод? Кто как не русские писатели были нашими руководителями?»
В сегодняшней нашей борьбе за нового человека — с нами великие художники прошлого. Борьба против несправедливости, различных проявлений зла есть не что иное, как борьба во имя победы добра, человечности. Это знает и такой «злой» жанр литературы, как сатира. Не было ли нежнейшим сердце Гоголя, мечтавшего об иной, более совершенной действительности! Не добра ли хотел России Щедрин, столь беспощадный к своему времени? Добрые люди во имя добра становились непримиримыми к разнообразным проявлениям зла и тому, что его порождало. Прекрасные идеалы требуют и прекрасных чувств.
«Детство» Максима Горького – автобиографическая повесть. В ней описываются быт и жестокие нравы мещанской среды, в которой вынужден расти мальчик-полусирота. В своем детстве Алеша сталкивается со многими людьми, и хорошими, и плохими. Но есть среди них человек, которому принадлежит особая роль. Это бабушка Акулина Ивановна. Бабушка всегда остается в центре его внимания, являясь посредником между мальчиком и большим миром, от нее Алеша получает самые ценные жизненные уроки. Бабушка – «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…». В ее облике Алешу особенно притягивают г
Одним из основных вопросов творчества А.С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема «маленького человека». Известно, что именно Пушкин серьезно разработал эту проблему, которую впоследствии «подхватил» и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский. Поэма Пушкина «Медный всадник» выявляет вечный конфликт – противоречие между интересами личности и государства. Пушкин считал, что этот конфликт неизбежен, по крайней мере, в России. Невозможно управлять государством и учитывать интересы каждого «маленького человека». Тем более что Россия – страна полуазиатская,
За результатами 2002-2003 навчального року я і ще десять учнів нашої школи були премійовані поїздкою до столиці України — Києва. За цей час ми відвідали Києво-Печерську Лавру, музей Тараса Шевченка, гуляли Хрещатиком та Андріївським узвозом. Дехто з нас уперше милувався Дніпром-Славутою. Київ привітав нас усміхненими обличчями мешканців, грандіозними будівлями і затишними зеленими вуличками. За два дні екскурсій і прогулянок ми встигли полюбити нашу столицю. Сподіваємося, що це тільки початок знайомства з Києвом. Дякуємо нашій міській раді за прекрасний дарунок! Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа. Изолировать современную литературу от классических традиций значило бы отрезать ее от национального корня — она обескровится и зачахнет. Нерасторжимая связь времен особенно наглядно воплощается в вершинных произведениях художественной литературы, которые мы называем классическими: в их познавательном значении, неугасающем нравственном воздействии их героев на многие поколения людей, а еще — в том, что эти произведения продолжают служить неиссякаемым родником прекрасного. Большое искусство не знает прошлого, оно живет настоящим и будущим. Надо не только читать классиков, надо еще и научиться их перечитывать. Потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия. Человек на каждой последующей ступени своего бытия способен все глубже воспринимать духовные ценности. Выдающееся произведение, когда-то прочитанное и заново воспринимаемое, вводит нас в атмосферу неизъяснимого очарования, вызванного, между прочим, еще и возможностью реально ощущать свое собственное, эстетическое, по слову Герцена, «возрастание». Пожалуй, уместно напомнить здесь прекрасную запись молодого Герцена: «У меня страсть перечитывать поэмы великих маэстро: Гёте, Шекспира, Пушкина, Вальтера Скотта. Казалось бы, зачем читать одно и то же, когда в это время можно «украсить» свой ум произведениями гг. А., В., С? Да в том-то и дело, что это не одно и то же; в промежутки какой-то дух меняет очень много в вечно живых произведениях маэстро. Как Гамлет, Фауст прежде были шире меня, так и теперь шире, несмотря на то, что я убежден в своем расширении. Нет, я не оставлю привычки перечитывать, по этому я наглазное измеряю свое возрастание, улучшение, падение, направление… Человечество своим образом перечитывает целые тысячелетия Гомера, и это для него оселок, на котором оно пробует силу возраста». Всякий поворот истории дает возможность людям как бы по-новому взглянуть на самих себя и заново открыть для себя бессмертные страницы произведений искусства. Каждая эпоха по-своему прочитывает их. Гончаров заметил, что Чацкий неизбежен при смене одного века другим, что каждое дело, требующее обновления, рождает тень Чацкого. Великие художники отзывчивы на зовы всех времен, их справедливо называют вечными спутниками человечества. Классическое наследие тем и замечательно, что оно выражает самосознание не только своей эпохи. Движется время, а с ним вместе по той же орбите движется и классика, в которой происходит как бы постоянный процесс обновления. У нее есть что сказать каждому поколению, она многозначна. Конечно, сегодня мы по-другому воспринимаем наследие Гоголя и Достоевского, чем их современники, и глубже понимаем его. И происходит это не потому, что мы умнее, проницательнее. Общественный опыт поколений образует ту историческую вышку, с которой человек нашей апохи осознает духовную культуру прошлого. С этой пышки многое видится нам дальше и яснее. Классика неисчерпаема. Ее глубина бесконечна, как бесконечен космос. Шекспир и Пушкин, Гёте и Толстой обогащают читателя, но и читатель в свою очередь непрерывно обогащает творения великих художников своим новым историческим опытом. Вот почему наше знание классики никогда не может считаться окончательным, абсолютным. Каждое последующее поколение открывает в старых произведениях новые, не увиденные прежде грани. Это означает все более емкое постижение смысла и художественной природы бессмертных произведений прошлого. Освоение классического наследия отвечает современным потребностям общества, ибо оно само, это наследие, становится активным участником современной жизни. Чрезвычайно важно социальное содержание произведений русской классики. Что такое «Сокращённая вселенная»? «Сокращённой вселенной» назвал художественную литературу М. Е. Салтыков-Щедрин. Кто является зачинателем русского романтизма? Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова — послания и элегии. Кто назвал басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа» и почему? Басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь. С этим суждением можно согласиться, потому что И. А. Крылов писал в простоватой манере, персонажами его басен были животные, что сближает их с народными сказками, но главное — простые и точные истины, ради которых сочинялись его басни, были близки нехитрой, но глубокой народной мудрости и представляли собой как бы развёрнутые в небольшой рассказ меткие русские пословицы. Например, басня «Стрекоза и муравей» прекрасно иллюстрирует пословицу: «Готовь сани летом, а телегу — зимой», а басня «Обоз» — пословицу: «Не лезь поперёк батьки в пекло» и «Яйца курицу не учат». Кем был К. Ф. Рылеев? Кондратий Фёдорович Рылеев был декабристом, душой Северного общества. Он был одним из пяти повешенных в 1826 году руководителей восстания. Расскажите кратко о стихотворениях Е. А. Баратынского Стихотворения Е. А. Баратынского — это элегии, послания, поэмы. Они посвящены проблеме увядания творческих способностей и гибели благородных порывов в среде, которая убивает их бесконечным воспроизведением одного и того же. Расскажите кратко о стихотворениях Ф. И. Тютчева Философская масштабность в стихотворениях Ф. И. Тютчева проявляется путём нахождения аналогий и общих закономерностей в существовании природы и жизни человека — внешней и внутренней, физиологической и душевной. Сочувствие страданиям родины можно найти в таких его стихотворениях как «Над этой тёмною толпою. «, «Цицерон». Постижение родной природы происходит в стихах «Летний вечер», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной. «. Размышления о любви и сострадании являются темой следующих стихотворений: «Она сидела на полу. «, «Ещё томлюсь тоской желаний. «. Расскажите кратко о стихотворениях Я. П. Полонского Стихотворения Якова Петровича Полонского посвящены душевной жизни бедного человека, его воспоминаниям и мечтаниям о любви и лучшей жизни. Мне известны такие его стихотворения, ставшие песнями, как «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит. «), «Затворница» («В одной знакомой улице. «). В 6-м классе мы читали его стихотворение «По горам две хмурых тучи. «, «Посмотри, какая мгла. «. Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Майкова Описание событий в романах и других произведениях Аполлона Николаевича Майкова проникнуто идиллической красотой природы. Его язык пластичен и насыщен цветовыми образами. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Ласточки» («Мой сад с каждым днём увядает. «), в 6-м классе — «Рассвет» («Вот — полосой зеленоватой. «), «Осень» («Кроет уж лист золотой. «) и «Пейзаж» («Люблю дорожкою лесною. «). Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Плещеева В произведениях Алексея Николаевича Плещеева нашло своё выражение стремление передовых дворян и разночинцев участвовать в жизни простого народа, защитить его от жестокого угнетения со стороны власть имущих. В 5-м классе мы читали его стихотворение «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи. «). Расскажите кратко о стихотворениях Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов — безусловно ярчайший представитель гражданской поэзии. Он пишет о крестьянах, об их тяжёлой беспросветной жизни, часто изнутри самой этой жизни и её же языком. Его простые лаконичные стихи и поэмы пользовались большой популярностью в народной среде. В предыдущих классах изучались отрывки из поэмы «Мороз — Красный нос», стихотворения «Железная дорога», «Крестьянские дети», будет изучаться поэма «Кому на Руси жить хорошо». Вспомните прочитанные вами произведения XIX века и попытайтесь определить, к какому литературному направлению (романтизму или реализму) они относятся. Ответ обоснуйте. Из романтических произведений XIX века я бы назвал стихи и баллады В. А. Жуковского, поэмы А. С. Пушкина, созданные в период южной ссылки, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова и большинство его стихотворений, повести А. А. Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского. Хотя это очень разные произведения — а романтизм индивидуально проявляется в творчестве каждого писателя, — тем не менее принадлежность их к романтическому направлению можно объяснить рядом общих принципов изображения действительности. Прежде всего, это неудовлетворенность окружающим миром, бездуховным началом. Вера в прекрасное, чистое, непорочное, вечное, но недосягаемое объединяет творчество романтиков. Произведения Жуковского принадлежат к одному из наиболее ярких течений романтизма — созерцательно-психологическому, который пропагандирует культ высокой, духовной любви, искренней и верной дружбы. Природа для романтика — вечно живое, воплощающее в себе божественное начало. Он ищет в ней внутреннюю гармонию, возможность совершенствования своего эмоционального мира. Роман (бессмертное произведение)тический герой не боится смерти, а видит в ней сладостный переход от реального, земного мира в мир вечных идей, недостижимой мечты, истины и абсолюта. Для такого романтизма характерен пафос светлой печали. Последователи байронического романтизма, влияние которого испытали в свое время Пушкин и Лермонтов, проявляли глубокий пессимизм в оценке окружающей действительности. Они изображали сильную, разочарованную личность, озлобленного бунтаря-одиночку, бросившего вызов Богу, морали, власти. Как правило, это добровольный изгнанник, единственной отрадой для которого остается любовь, но и она отнимается у него несправедливостью жизни, что толкает героя либо на самоубийство, дуэль, либо на преступление. Гражданские романтики (К. Ф. Рылеев, поэты-декабристы) были готовы путем борьбы преобразовывать существующий строй. Они обращались к русской истории и русскому фольклору, черпали там сюжеты и героические характеры. Для них стал близким жанр думы. Д. В. Веневитинов, поэты-любомудры, Ф. И. Тютчев принадлежали к философскому романтизму. Они специально уходили от изображения социальных конфликтов к проблемам сугубо философским, нравственным и через их осмысление рассматривали темы любви, дружбы, поэта и поэзии. Такие произведения XIX века, как романы А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Дубровский», комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», «Записки охотника» и романы И. С. Тургенева, рассказы А. П. Чехова, произведения Л. Н. Толстого относятся к реализму. В них глубоко исследуется сама жизнь, реальная действительность. Герои действуют в конкретных социально-исторических условиях, их поведение, характеры, взгляды, образ жизни зависят от этих условий. Порой эти два направления сочетаются в творчестве одного и того же писателя, например в творчестве Пушкина или Лермонтова. Подумайте, чем отличается реализм первой половины XIX века, который и в Европе и в России считается периодом становления реализма, от эпохи его зрелости (вторая половина столетия). Действительно, в первой половине XIX века происходит становление реализма, даже в рамках творчества одного и того же писателя сосуществуют во многом романтический и реалистический подходы к освоению действительности (Пушкин, Лермонтов, Гоголь), герои часто сочетают в своем изображении реалистическое и романтическое начала («Тамань» в романе «Герой нашего времени»). Классицистическое и реалистическое мы находим в содержании и композиции «Горя от ума» А. С. Грибоедова. Во второй половине века в русской и западноевропейской литературе реализм уже утверждается как преобладающий метод. В это время он получает критическое направление, отвергая отрицательные явления в социальной жизни, утверждая новые нормы отношений между людьми (Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин) или возвращаясь к вечным нравственным ценностям (Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов). Проследите, как меняется герой в произведениях классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. Какие черты характера становятся ведущими? В произведениях классицизма высоко оценивались такие качества героев, как верность долгу, умение подавлять свои личные чувства и интересы во имя долга, патриотизм, служение государству. Для героев сентиментальных произведений (в этом заключена полемика между классицизмом и другими направлениями в литературе) характерен культ чувства, любви, страсти. Они чувствительны, повышенно эмоциональны, склонны к подробным любовным объяснениям. Роман (бессмертное произведение)тический герой необычен и действует в необычных, исключительных обстоятельствах, предпочитает уход в экзотическую обстановку, порой склонен к мистике. Для его настроений характерна тоска, грусть, острые переживания утрат. Как вам, счастливцам, то понять,Что понял я тоской?(В. А. Жуковский) Особенно остро ощущает чувство вины и раскаяния. Реалистический герой разносторонен, тесно связан с социально-историческими условиями, в которых он находится. Он типичен и развивается в типических обстоятельствах. Герой в русском реализме направляет свою деятельность на преобразования жизни. Вы интересуетесь физикой? Большинство вряд ли ответит «да». Но знаете ли вы, что физика окружает нас везде и ежеминутно? Изучать ее можно интересно, а читать научные книги с удовольствием. Этот список научно-популярных книг поможет тем, кто хочет узнать больше о мире, в котором мы живем, открыть новые горизонты, заглянуть в прошлое и представить мир будущего. Что ж, вперед, за знаниями! Так и Митио Каку уверен в том, что наше пространство многомерно. Эта теория, если ее изучить в совершенстве, может привести к теории всего. «Гиперпространство» изменит ваше представление о космологии, астрофизике и квантовой механике. Если вы думаете, что и так ничего не понимаете в этих науках, не волнуйтесь, автор максимально просто и на интересных примерах описывает теорию гиперпространства. На примерах научных опытов и исследований Митио Каку делает предположения, на что способен человеческий мозг. Он сравнивает изучения мозга с изучением Вселенной. Задумайтесь на секунду, в нашем мозгу есть миллиарды нейронов, как и в Галактиках миллиарды звезд, а исследованы они на одном уровне. Пи все этом «Физика невозможного» не просто фантастический роман, это научная работа, где терпеливо обосновываются выводы о возможностях завтрашнего дня. Но дипломированный философ и врач Дипак Чопра наоборот: чем больше исследует человеческое тело и мир вокруг, тем больше находит доказательств в существовании Бога. Но автор не навязывает читателю своего мнения. Можно сказать, что он хладнокровно, опираясь только на факты, доказывает свою теорию. Наука на ровне с религией ищут доказательства существования Всевышнего. Если вы тоже озадачены вопросом существования Бога и хотите иметь доказательства в этом, думаю, эта книга окажется для вас более чем интересной. В этой работе Дэвид Дойч пытается выяснить, есть ли предел для прогресса. Постепенно он приходит к выводу, что у прогресса есть отправная точка, из-за которой он и начинается. Это и есть начало бесконечности. Но из этого пути можно сбиться, если не откинуть ошибочные идеи и суждения. Автор показывает, когда прогресс может остановиться, но поиск разумных объяснений, безусловно, способствует его развитию. Но это не все, о чем размышляет автор в своей работе. Нравственность, искусственный интеллект, ДНК, бесконечности и теорема Кантора, мультивселенная, эстетика, культура, творчество и многое другое — вот о чем можно прочитать в этой книге. На телеканале Discovery было показано несколько проектов с его участием. Стивен Хокинг поддерживает необходимость развития космонавтики и поиска внеземной жизни, поскольку, по его утверждению, на Земле человечеству угрожают очень большие риски. В книге автор пытается найти ответ, который тревожит человечество тысячелетиями: откуда взялась Вселенная, случайно ли ее возникновение, придет ли ее конец; что такое пространство и время, возможно ли существования высшего разума? Многие теории о возникновении и существовании мира собраны воедино, систематизированы и проанализированы, и сделано это настолько доступно, что уже самому можно определить, где есть зерно истины, а где — лишь полова. Снова на доступном языке о том, что и сказать вслух страшно. В этой книге автор пытается объяснить современные научные теории и заглянуть в будущее. И еще много интересного и невероятного, написанного простым языком, с юмором и интересными примерами. Стоит ли бояться этих катастроф, и сможем ли мы что-то сделать для своего спасения? Остроумно, весело, на ярких примерах автор показывает нам возможные сценарии конца нашего света, ну, и подтягивает знания по физике, конечно же! В одной статье сложно уместить все научно-популярные издания о Вселенной. Но вы можете дополнить этот список! ИсточникМитио Каку
Гиперпространство
Будущее разума
То, что кажется нам невозможным сегодня, не обязательно будет невозможным завтра. Телекинез, телепортация, управления мыслью — лишь часть того, что сможет делать человек будущего. Но самое интересное то, что мы уже стоим на пороге этого будущего.Физика невозможного
Дипак Чопра
Почему Вселенная не может существовать без Бога
Дэвид Дойч
Структура реальности. Наука параллельных вселенных
Начало бесконечности: Объяснения, которые меняют мир
Стивен Хокинг
Краткая история времени
Понятно, просто, без сложных терминов и вычислений, тем не менее, все, о чем говориться в книге, доступно самым разным читателям.Мир в ореховой скорлупке
Стивен Хокинг считает вполне реальным то, что всего через несколько десятилетий человек сможет сам выбирать, в каком мире ему удобнее будет жить — реальном или виртуальном. Люди смогут объединяться в виртуальные группы в сети Интернет подобно современным соцсетям.Филип Плейт
Плохая астрономия
Смерть с небес
Брайан Грин
Элегантная Вселенная
Роджер Пенроуз
Циклы времени