Чувашский орнамент: особенности, символы и значения
Чувашская вышивка с древних времён являлась не простым украшением для одежды и предметов интерьера, а особым языком, состоящим из различных узоров. Большое значение имеют не только знаки, но и цветовая гамма рисунка. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и чёрного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Чёрный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Различные оттенки красного, от бордового до розового, отображают чувства, в том числе любовь и отвагу.
Иногда в узоре присутствуют жёлтые и зелёные нити. Они связаны с солнечным светом и растительными мотивами. Наиболее древним считается красный узор на фоне белого сукна и разноцветный узор на красной ткани. Каждый рисунок был трехуровневым и заключал в себе ближний, дальний и глубокий слой. Его читали снизу вверх.
Символика чувашских орнаментов
Каждый рисунок нитью в народном костюме несёт в себе зашифрованное послание. Чтобы понять его, нужно уметь трактовать отдельные знаки и понимать их значение. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».
Обожествляя явления природы, предки чувашей отражали свои представления о миропорядке в различных орнаментах. Людей окружали бытовые и культовые предметы, украшенные образами великой богини, солнца, древа жизни и вселенной. Национальное своеобразие чувашского орнамента заключалось в использовании геометрического узора, который наделялся свойствами оберега. Специальные декоративные швы и рисунки были предназначены для защиты от злых духов. Затем традиционные узоры — ромбы, круги и розетки утратили своё первоначальное назначение и стали использоваться только для украшения.
Особенности вышивки
Чуваши издревле занимались вышивкой, техника постоянно совершенствовалась, а опыт рукодельниц передавался от поколения к поколению. В своей работе мастерицы по созданию чувашского орнамента используют около 30 видов швов, которые выполняются на белом и окрашенном сукне или на домотканом холсте. Для особых случаев, чаще всего в украшении головных уборов, использовались серебряные и золотые нити. Мотивы вышивки похожи на узоры других народов Поволжья, но чуваши выделяются филигранностью исполнения, сочетанием «плотных» и «редких» швов.
Вышивка в народной чувашской одежде
В национальном костюме украшения для пояса — масмак, сара, яркач зашивались плотным набором нитей, а воротник, нагрудник, рукава и подол – в технике косых стежков и росписи. Благодаря плавным переходам от сочных цветовых акцентов к белому суконному фону достигается особая декоративность народной одежды. Особенно отличается праздничный костюм, который меньше всего изменился с древних времён и сохранил большую часть символических узоров. Повседневные элементы гардероба сильно изменились под воздействием местных условий, практически не сохранив традиционных вышитых элементов. Но ритуальная одежда и предметы быта: свадебные рубашки и пояса, покрывала невесты, подушки в большинстве своём остались такими же, как в древности. Они выполняются на белом холсте и вышиваются чаще всего красными или бордовыми нитями.
Чувашский орнамент в современном мире
Узор старинной вышивки на музейных экземплярах свадебного костюма глубоко исследуется специалистами по восточной этнографии. Ими обнаружены элементы реликтового рунического письма тюркских племён в отдельных чувашских узорах и орнаментах, что подтверждает древнейшее происхождение этого вида рукоделия. Но с развитием фабричного производства и после появления техники вышивки крестиком филигранное и трудоёмкое народное искусство стало вытесняться и заменяться менее сложными видами швов, а орнаменты упростились. Но даже после такой замены чувашские рукодельницы продолжают создавать высокохудожественные вышивки и украшать ими костюмы и бытовые предметы.
Источник
Три солнца и тайный язык вышивки
О секретах чувашской вышивки, о свадебных обрядах и о том, что означает символ из трех солнц, на круглом столе рассказали представители народа.
О секретах чувашской вышивки, о свадебных обрядах и о том, что означает символ из трех солнц, на круглом столе «Чаепитие по-чувашски» в рамках проекта «Росбалта» «Лица Петербурга» рассказали представители народа.
Чуваши — потомки древних суваро-булгар, пятый по численности народ России. Они живут на территории Среднего Поволжья и Приуралья, на местах, где раньше находилось самое первое в Восточной Европе средневековое государство Волжская Булгария. Большинство жителей Чувашии исповедуют православное христианство, но есть среди них приверженцы традиционных верований и мусульмане.
Республика издавна славится своими талантливыми вышивальщицами. Они украшают орнаментом одежду, предметы быта и обрядовые принадлежности. Представитель народа Ольга Синицына рассказывает, что раньше девочек учили этому мастерству с 4-5 лет. К 10-12 годам, став мастерицами, они начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры и уже готовили себе приданое.
Чувашский орнамент разнообразен: он может быть геометрическим, представлять изображения растений и животных. Он пронизан историей, мировоззрением и миропониманием народа. По рисунку вышивки можно многое узнать о жизни мастерицы, о том, богат ли ее дом, сколько у нее детей, счастлива ли она в браке.
«Например, в Чувашии покрывало невесты — перкинджеп — зашифровывало какое-то послание жениху. Девушку накрывали этим покрывалом и отводили в дальний угол избы, где она с двумя подругами исполняла плач невесты. Считалось, что чем больше невеста выстрадает в этой песне, тем лучше и счастливее будет ее жизнь после замужества. Что касается платка жениха, он интересен тем, что его тоже вышивала невеста и, естественно, он таил в себе ее помыслы, пожелания, представления о семейном счастье. Платок девушка дарила жениху в знак согласия выйти за него замуж. В течение всей свадьбы он носил его на плечах», — отметила Синицына.
Она также рассказала, что девичий головной убор вышивался бисером, монетами, ракушками и бусами. Особенность его в том, что мастерица подбирала монеты не только по размеру, но и по звучанию. Таким образом, когда девушка шла, слышалась красивая мелодия.
Особый интерес вызвала у собравшихся чувашская легенда о трех солнцах.
Оказывается, давным-давно землю согревали три солнца. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Вокруг росли удивительные растения, которые давали все, что нужно для жизни. Несмотря на это, некоторые люди возмущались, что на земле очень жарко. Они решили позвать охотника, чтобы он убил два светила, оставив только одно.
Охотник выполнил свою задачу. Но последнее солнце очень испугалось, что убьют и его. Тогда оно убежало далеко на небо, где его не могла достичь стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно! Поняли они, что совершили ошибку, и обратились к мудрецам за советом.
Мудрец сказал: «Надо добрыми делами вернуть единственное светило, нарисовать на одежде три солнца, заманить его песнями и плясками». С тех пор чуваши везде рисуют три солнца: на одежде, на предметах быта. Эти символы фигурируют и на национальной символике.
«На нашем национальном флаге мы можем видеть три звезды, обозначающие три солнца, которые символизируют, что мы были, есть и будем. На чувашском это звучит как «пулна, пур, пулатпар», — говорит Андрей Фомиряков. — Под солнцами -дерево. Этот символ был взят из рунической письменности (древние предки чувашей использовали руническую систему письма, остатки которого сохранились в виде тамги, клейм и элементов вышивки). «Древо жизни» олицетворяет собой единство народов, проживающих в Чувашии».
Что касается национальной кухни, в пище чувашей преобладают продукты растительного происхождения. Основными хлебными растениями издавна являлись рожь, ячмень, полба, овес, просо, гречиха. Из гречневой и просяной муки пекут также блины и лепешки.
«Самым вкусным, лакомым и, конечно, праздничным кушаньем является хуплу — круглый большой пирог из пресного сдобного теста. Начинка хуплу достаточно сложная. Первый слой состоит из каши или мелко накрошенного картофеля, второй — из мелко рубленного мяса, третий — из тонкого слоя жирного мяса или сала. Хуплу для гостей готовят из теста, замешанного на молоке с добавлением яиц», — отметила Екатерина Кондратьева.
У чувашей есть несколько отличительных черт. Как говорит Екатерина Кондратьева, согласно народным представлениям, человек обязан ухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», а также вырастить детей хорошими людьми.
В чувашских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи. Малышей растили как собственных сыновей и дочерей.
«Согласно чувашским представлениям, добрый, искренний, настоящий человек тот, кто обладает хорошим «камал», что означает внутреннюю духовную сущность, а также лучшие черты его характера», — поделилась своими рассуждениями о ментальности народа Екатерина Кондратьева.
Сакральное число чувашей — семь. Как признались сами представители народа, для чувашского язычества было характерно многоярусное представление о мире. Он состоял из трех частей — верхний, «наш» и нижний — и семи слоев. Три слоя располагались в верхнем мире, один — в «нашем», и еще три — в нижних. «Древо жизни» соединяет все семь слоев. Люди поклонялись этому символу и верили, что могут общаться со своими предками.
Крайне важным считалось привить детям любовь к труду. Чувашский ребенок уже с 5—6 лет начинал помогать своей семье.
«Предки чувашей считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Даже понятие «свободное время» в чувашском языке переводится не как «ирĕклĕ вăхăт» (ирĕк — свобода), а как «пуш вăхăт» — пустое время», — добавила Дарья Рогозная.
В завершение встречи Андрей Фомиряков рассказал о выдающихся деятелях Чувашии. Об Андрияне Николаеве — первом космонавте, работавшем на орбите без скафандра, Дмитрие Фомирякове – одном из самых титулованных каратистов в России, Петре Егорове — одном из создателей ограды петербургского Летнего сада, о Надежде Павловой — невероятно красивой чувашской балерине.
Сара Газданова
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.
Источник
Исследовательская работа «Орнамент в костюме чувашского народа»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава I . История национального чувашского костюма………………..3
Элементы чувашского национального костюма…..……………….3
Современный национальный костюм.………………………………4
Глава II . История чувашского орнамента.…………………………….5
2.1. Использование орнамента в народном творчестве……………….5
2.2. Значение цвета и символов…………………………………………5
Много в нашей стране национальных сёл. Одно из таких – Казанла. В селе коренным населением считаются чуваши. Сохраняются: язык, культура, традиции чувашского народа. Дети с интересом изучают народные танцы, песни, историю села. Выступают с номерами национальных народных песен в художественной самодеятельности на различных конкурсах, концертах, смотрах. И конечно к выступлениям шьют национальные костюмы. Чувашский костюм очень красивый, сложный, необычный! По нему можно изучать историю народа.
Возникла проблема – какие цвета правильно выбрать для костюма, какой орнамент. Гипотеза: символы орнамента, цвет несут какой-то смысл. Какие орнаменты сочетаются? Вопросов много.
Национальный костюм берёт истоки в далёком прошлом, поэтому при его изготовлении необходимо учесть богатые народные традиции. В этом и есть актуальность данного исследования.
Целью исследования стало изучение символов орнамента чувашского костюм, приобщение к истокам культуры чувашского народа, привитие уважения, бережного отношения к традициям своего народа, воспитание уважения к национальной культуре.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю национального костюма.
2. Провести исследование символов национального чувашского орнамента.
3. Привлечь внимание ровесников к тематике исследования.
Методами исследования стали:
Сбор информации (изучение литературы, материалов интернета, беседа с руководителем кружка национальной культуры «Ученей», работниками музеев).
Метод наблюдения (работа с чувашскими костюмами)
Обобщение полученных данных.
Глава I. История национального чувашского костюма
Элементы чувашского национального костюма.
Чувашский костюм яркий, праздничный. Он нёс в себе глубокий смысл. Его можно читать, как открытую книгу. По женской одежде можно было определить замужем её владелица или нет, узнать материальный достаток семьи, к какой территориальной группе она принадлежит.
Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха кĕпе. Они орнаменти- ровались вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Контур узоров выполнялся чёрными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зелёный, жёлтый и тёмно-синий. Главными узорами были нагрудные розетки кĕскĕ или ромбовидные фигуры сунтăх (пуштĕр, кÿнчĕк, кĕсле) из красных домотканых или ситцевых лент. В конце XIX века в низовой группе анатри распространились рубахи из цветных домотканых холстов улача в синюю или красную клетку. Их украшали нашивками из ситца по груди и плечам, а по подолу — 1—2 оборками из цветной фабричной ткани или цветного домотканого холста. Поверх рубахи повязывали фартук чĕрçитти — орнаментированный, из белого холста или цветной, из красной, синей, зелёной пестряди. Верховые чуваши носили белый фартук саппун с нагрудником, украшенный узорами на подоле. Подпоясывались 1—2 поясами пиçиххи и закрывали тыльную часть фигуры подвесками разного вида: старинными украшениями из трубок и чёрной бахромы хÿре, вышитыми принадлежностями сарă, по бокам — парными подвесками яркăч. До XX века у чувашей бытовал особый вид распашной обрядовой одежды типа традиционного халата — белый прямоспинный шупăр. Он отличался длинными узкими рукавами и богатой орнаментацией с сочетанием вышивки и аппликации в верхней части, вдоль бортов и по подолу. Обязательной принадлежностью женской и мужской одежды были белые штаны йĕм с широким шагом, длиной до щиколоток или выше. Праздничные и обрядовые головные уборы разнообразны и декоративны. Девушки носили округлые шапочки тухъя, украшенные бисерным шитьем и серебряными монетами. Замужние женщины обязательно покрывали голову сурпаном — белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, которые спускались на плечо и вдоль спины. В обычные дни поверх сурпана повязывали аналогичную по форме, но более узкую головную повязку пуç тутри (или сурпан тутри), а на праздники — нарядный головной убор хушпу, который отличался богатым монетным декором и наличием вертикальной наспинной части. По форме можно выделить 5-6 локальных видов хушпу: цилиндрических, полусферических, округлых с небольшой вершиной, наподобие высокого или низкого усеченного конуса, а также облегающего обруча.
Единый ансамбль с нарядными головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов и раковин каури. Они имели знаковое, функциональное и эстетическое значение, различаясь на женские и девичьи, а по расположению на фигуре — на головные, шейные, наплечные, нагрудные, поясные. (Приложение 1)
1.2. Современный национальный костюм.
Сельские мастера изготавливают праздничные костюмы для проведения национальных свадеб в селах и городах. В таких «обновленных» нарядах подчас используются подлинные головные уборы хушпу и украшения. Они по-прежнему сохраняют своё значение в качестве важнейшего смыслового, эстетического и сакрального центра чувашского костюма.
Чувашская народная одежда и украшения — богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времени, племен, народов, культур разных географических регионов Азии и Европы. Костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.
Глава II История чувашского орнамента.
2.1. Использование орнамента в народном творчестве.
Основу народного творчества чувашей составляли резьба по дереву, камню и кости, керамика, плетение, вязание, узорное ткачество, изготовление изделий из шерсти и войлока, ювелирное искусство, шитьё бисером и монетами и конечно вышивка. В орнаментах вышивки нашли себе место изображения, напоминающие пиктограммы и рунические знаки – элементы пред письма и древнейшие письмена, которые позволяют предполагать незапамятную древность их возникновения». В результате изучения научных трудов об истории чувашской вышивки была получена информация о том, что в чувашской вышивке особенностью является сочетание геометрических узоров с растительным и животными мотивами, что «чувашский орнамент состоит из узоров в форме крестиков, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов и полос. Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – символически означают солнце, как источник жизни; люди – крестики (знаки жизни); горы – треугольники; животные — прямые линии разной направленности; земледелие и – две параллельные линии, соединенные наклонными; вода изображается волнистой линией».
Оказывается, наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица, так как она считалась символом счастья. Поэтому в узорах очень часто встречается изображение птиц. Известный ученый А.А. Трофимов говорил о связи чувашских узоров со знаками рун иранской ветви письма, связанного с распространением зороастризма.
Изучением особенностей чувашской вышивки вплотную занимается современная вышивальщица Жачева Е. В своей книге народная мастерица сообщает, что «со временем смысловое значение орнамента утратилось, и для вышивальщиц главной стала декоративная сторона». (Приложение 3)
2.2. Значение цвета и символов.
В результате исследования было выяснено что: основные цвета вышивки — все оттенки красного — от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого. Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки. Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись. Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья.
Белый цвет — белый фон холста — цвет чистоты, здоровья. Зеленый цвет — цвет природы, жизни. Синий цвет — цвет волшебства.
Особый интерес вызвали символы чувашской вышивки и их расшифровки, вот некоторые их них:
Источник