Меню

Чувашский узор солнце аппликация

Чувашский узор солнце аппликация

Самое ценное и удивительное, что сохранили чуваши до наших дней, самое великое — это язык, песни и вышивка. У чувашей сто тысяч слов, сто тысяч песен и сто тысяч вышивок», — говорил великий чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев.

Изучая чувашскую вышивку мы знакомимся с культурой чувашского народа, языком чувашской вышивки, мастерами вышивального искусства.

Педагоги подготовительной к школе группы №8 на занятии по аппликации познакомили детей с новым элементом вышивки, солнце. Символ Солнца – это источник жизни, пожелание добра, счастья дому, человеку, и расположен он всегда в центре узора, а так же является ведущим орнаментом в чувашской вышивке. Дети узнали много нового о цветовой символичности и гармоничности чувашского орнамента, в котором заложены красота души и мудрость нашего народа.

Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. До наших дней сохранился принцип изображения солнца в виде двух крестиков, положенных друг на друга. По преданиям в древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать. Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца, что когда-то светили Земле. Вышивки эти мы назовем «хевел терри»-солнечными»- решили мудрецы и вернули Солнце назад. Таким образом, чувашские узоры солнца стали гордостью и богатством чувашского народа.

Источник

Конспект занятия по аппликации в стиле чувашского узора в средней группе

Г. Драгунова
Конспект занятия по аппликации в стиле чувашского узора в средней группе

Образовательные задачи: учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.

Развивающие задачи: развивать умение детей располагать фигуры по всему листу, а также умение составлять несложный узор из геометрических фигур на квадрате; развивать эстетический вкус.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности произведений чувашского прикладного искусства.

Активизировать словарь детей словами: лучики, солнышко, узор.

Методы и приемы:

1. Сюрпризный момент – кукла Илемби пригласила детей в гости.

2. Обследование узора на платье куклы.

— На что похож узор?

Узор похож на солнышко?

— Что есть у солнышка?

4. Игра «Солнечные лучики» (дети на полу выкладывают из атласных ленточек лучики к макету солнышка).

5. Изготовление салфеток для подружек куклы.

6. Демонстрация образца способа действия.

7. Раскладывание деталей узора на заготовленном квадрате.

8. Физкультминутка «Солнышко-ведрышко».

9. Поощрение детей.

10. Указание, напоминание.

11. Рассматривание на мультимедийной установке узоров-символов

12. Подвижная игра «Солнышко и дождик»

1. Рисование солнышка

2. Разучивание подвижной игры «Солнышко и дождик»

3. Разучивание физкультминутки «Солнышко-ведрышко»

Материал и оборудование

1. Кукла в национальном костюме

2. Изобразительная модель оригинала узора (символ солнца)

3. Салфетка с изображением узора.

4. Карточки с рисунками узоров и их смыслового значения.

5. Обруч, обтянутый тканью.

6. Цветные ленточки.

7. Атрибуты к подвижной игре (солнышко и тучка)

8.Раздаточный материал: картон красного цвета 15*15 см, элементы узора желтого и зелёного цвета по 2шт, клей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь! (Дети здороваются). А теперь подойдите ко мне, посмотрите, кто нас ждёт? Это кукла. Ее зовут Илемби. Подойдем поближе и посмотрим, какая она нарядная. Ребята, у куклы красивое платье, а на нём вышиты необычные узоры.

Читайте также:  Где редко бывает солнце

Дети рассматривают куклу, узоры на платье.

Воспитатель: На что похож этот узор? (ответы детей). Молодцы! А мне кажется, что этот узор напоминает солнышко. У солнышка есть лучики и у этого узора тоже есть лучики. Лучики смотрят в разные стороны, чтобы всех согреть. Похож этот узор на солнышко?

Воспитатель: Ребятки, Илемби нам что-то говорит. А-а-а, поняла. Она напомнила мне одну интересную игру. Сейчас мы с вами в нее поиграем, а кукла посидит рядом и посмотрит.

Воспитатель: У меня есть круг. Сейчас из него мы сделаем солнышко. Посмотрите, какой большой круг (кладет на пол). Круг есть, а чего не хватает?

Воспитатель: Правильно, не хватает у солнышка лучиков. Лучики мы сделаем из ленточек. Эти ленточки есть у нашей куклы. Посмотрите, вот они какие (достает цветные ленточки, которые лежат на подносе, показывает детям).Лучики будем выкладывать так: сначала выложим жёлтый лучик, затем зелёный, потом опять жёлтый и так пока не разложим все лучики; лучики у нас прямые (показывает, как выкладывать ленточки на полу). Подойдите ко мне, я вам раздам ленточки (раздает ленточки детям).

Проводится игра «Солнечные лучики»

(дети на полу выкладывают из цветных ленточек лучики).

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось! Молодцы! Сейчас, ребята, помогите мне всё убрать (дети помогают убирать атрибуты). У нашей куклы есть красивый платочек! (Достает салфетку, которая располагается на фартуке куклы). Посмотрите.

Дети рассматривают салфетку.

Воспитатель: На этой салфетке — солнышко. И у него есть лучики. Лучики цветные, на салфетке они располагаются друг за другом. У нашей куклы есть подружки, вот только у них нет таких красивых платочков. Поможем кукле сделать платочки?

Воспитатель: Садитесь за столы, ребята. Положите перед собой платочек, а теперь разложите на нём лучики так, как на моём платочке

Выставляет мольберт, на котором располагает образец.

Воспитатель: Лучики смотрят во все стороны и вверх, и вниз, и вправо, и влево. Ребята, лучики разного цвета или одинакового? (Ответы детей). Правильно, лучики разного цвета.И у нас на платочках мы будем раскладывать цвета по-порядку: жёлтый, зелёный, жёлтый, зелёный.

Дети раскладывают детали узора на своих заготовках.

Воспитатель: Разложили? Молодцы! А теперь поиграем. Встаньте около своих стульчиков.

Проводится физкультминутка «Солнышко-ведрышко».

Ребята, давайте позовём солнышко!

Солнышко, вёдрышко, (призывно машут руками)

Выгляни в окошечко! (одна рука над головой, другая под подбородком – изображают окно)

Твои детки плачут, (делают вид, что плачут)

По камушкам скачут. (подпрыгивают)

Воспитатель: Поиграли, а теперь садитесь за столы, приклеим наши лучики. Сначала берём верхний жёлтый лучик, переворачиваем его, намазываем клеем тонким. Намазываем клеем весь лучик; аккуратно, ровно кладём лучик на его место, прижимаем салфеткой. Затем берём зелёный лучик, потом жёлтый, а теперь опять зелёный. Приклеили? Молодцы!

Воспитатель: Возьмите свои платочки, выходите из-за столов. Посмотрите, сколько красивых платочков вы сделали. Отдайте их кукле Илемби, чтобы она подарила их своим подружкам. Как радуется кукла. На платочках у нас солнышко и на платье – солнышко.

Читайте также:  Юбка солнце для девочки 7 лет расход

Дети кладут свои работы на стульчик, где находится кукла.

Воспитатель: Посмотрите все на этот большой экран.

Показ иллюстраций узоров-образов на мультимедийной установке

Воспитатель: Что вы видите на экране? Правильно, это дерево, а вот так можно показать дерево на платочке. Это узор. Это дом, а таким может быть дом на платочке. Это тоже узор.Скажите хором: узор.

Дети (хором): Узор.

Воспитатель: Молодцы! Узоры могут быть разными. В следующий раз мы с вами сделаем другие узоры на платочках. Ребята, к нам в окошко заглянуло солнышко. Вот оно (достает атрибуты к игре).

Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».

Воспитатель: Понравилось вам сегодня делать платочки? Красивые они у вас получились? В следующий раз сделаем другие узоры на платочках? Попрощайтесь с куклой, с гостями.

Дети прощаются, уходят.

Дидактическая игра по математике «Калейдоскоп» Дидактическая игра «Калейдоскоп» Цель: Развивать умение расчленять узор на геометрические фигуры разной формы, цвета и величины по образцу.

Дидактическая игра «Составь узор» Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Дидактические задачи: Закреплять умение узнавать элементы.

Источник

Конспект ОД в о второй младшей группе по художественно – эстетическому развитию «Украсим салфетку чувашским узором.»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Образовательные задачи: учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.

Развивающие задачи: развивать умение детей располагать фигуры по всему листу, а также умение составлять несложный узор из геометрических фигур на квадрате; развивать эстетический вкус.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности произведений чувашского прикладного искусства

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_2_ml_gr.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 166

«Цветик-семицветик» города Чебоксары Чувашской Республики

в группе раннего возраста по художественно – эстетическому развитию

«Украсим салфетку чувашским узором.»

Иванова Алина Валерьевна

( специалист 1 квалификационной

Образовательные задачи : учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.

Развивающие задачи : развивать умение детей располагать фигуры по всему листу, а также умение составлять несложный узор из геометрических фигур на квадрате; развивать эстетический вкус.

Воспитательные задачи : воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности произведений чувашского прикладного искусства

Дети входят в группу.

Воспитатель: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Посмотрите на гостей, Поздоровайтесь скорей.

(Дети здороваются с гостями)

Всем им тоже улыбнитесь

И на стульчики садитесь.

В: Ребята,какой сегодня замечательный день. Ой, вы слышите кто-то стучится в дверь.Кто же это может быть. Пойду посмотрю.

В: Ребята к нам в гости пришла кукла, ее зовут Илемпи. Посмотрите, а что она принесла собой?

В:Давайте посмотрим что там внутри.

Д: Красивая салфетка( платочек)

В: Ребята, если внимательно посмотрим на салфетку увидим чувашский узор. А на чувашских узорах изображены разные символы.Как вы думаете какой символ изображен на нашей салфетке, ребята?( ответы детей)А мне кажется, что этот узор напоминает солнышко. У солнышка есть лучики и у этого узора тоже есть лучики. Похож этот узор на солнышко?

В: Скажите, пожалуйста, ребята, какие цвета использовали мастера?

Д: Красный, желтый,зеленый.

В: Замечательно! Хотите немного отдахнуть.

Солнце вышло из-за тучи

Мы протянем к солнцу ручки (потягиваем руки вверх)

Руки в сторону потом.

Мы пошире разведем(руки в стороны)

Мы закончили разминку

Отдохнули ножки, спинки.

В. У нашей куклы есть подружки, вот только у них нет таких красивых платочков. Поможем кукле сделать платочки?

В: Садитесь за столы, ребята. Положите перед собой платочек, а теперь разложите на нём лучики так, как на моём платочке

Выставляет мольберт, на котором располагает образец.

В: Лучики смотрят во все стороны и вверх, и вниз, и вправо, и влево. Ребята, лучики разного цвета или одинакового? (Ответы детей). Правильно, лучики разного цвета. И у нас на платочках мы будем раскладывать цвета по-порядку: жёлтый, зелёный, жёлтый, зелёный.

Дети раскладывают детали узора на своих заготовках.

В: Разложили? Молодцы! А теперь приклеим наши лучики. Сначала берём верхний жёлтый лучик, переворачиваем его, намазываем клеем весь лучик; аккуратно, ровно кладём лучик на его место, прижимаем салфеткой. Затем берём зелёный лучик, потом жёлтый, а теперь опять зелёный. Приклеили? Молодцы!

В:Какие красивые салфетки у вас получились. Вы настоящие мастера и умельцы. Посмотрите кукла Илемпи очень обрадовалась и она может их подарить своим подружкам. Она очень благодарна вам ребята за помощь.

Воспитатель: Ребятки, Илемби нам что-то говорит. Она хочет с нами поиграть одну интересную игру. Сейчас мы с вами в нее поиграем.

В: У меня есть круг. Сейчас из него мы сделаем солнышко. Посмотрите, какой большой круг (кладет на пол). Круг есть, а чего не хватает?

В: Правильно, не хватает у солнышка лучиков. Лучики мы сделаем из ленточек. Эти

ленточки принесла нам Илемпи. Посмотрите, вот они какие (достает цветные ленточки, которые лежат на подносе, показывает детям). Лучики будем выкладывать так: сначала выложим жёлтый лучик, затем зелёный, потом опять жёлтый и так пока не разложим все лучики; лучики у нас прямые (показывает, как выкладывать ленточки на полу). Подойдите ко мне, я вам раздам ленточки ( раздает ленточки детям).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка.

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Божья коровка».

Тема «Поможем бабушке построить забор»Цель: формирование интереса детей к объектам природы, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы. Удовлетворение детской потребности .

Тема: «В гостях у цирковой лошадки»Цель: Обогащать знания детей о цирке и цирковых профессиях.Задач:Образовательные:Познакомить детей с иркутским цирком, расширить знания о работниках цирк.

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (рисование нетрадиционным способом — пальчиками) Цель: развитие у детей творческих способностей, средствами нетради.

Конспект НОД в младшей группе по художественно-эстетической деятельности.«Украсим салфетку узором».Воспитатель 1 категории Новикова С.ПЗадачи.-Закреплять с детьми умение рисовать гор.

Источник

Adblock
detector