Чувашский узор солнце аппликация
Самое ценное и удивительное, что сохранили чуваши до наших дней, самое великое — это язык, песни и вышивка. У чувашей сто тысяч слов, сто тысяч песен и сто тысяч вышивок», — говорил великий чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев.
Изучая чувашскую вышивку мы знакомимся с культурой чувашского народа, языком чувашской вышивки, мастерами вышивального искусства.
Педагоги подготовительной к школе группы №8 на занятии по аппликации познакомили детей с новым элементом вышивки, солнце. Символ Солнца – это источник жизни, пожелание добра, счастья дому, человеку, и расположен он всегда в центре узора, а так же является ведущим орнаментом в чувашской вышивке. Дети узнали много нового о цветовой символичности и гармоничности чувашского орнамента, в котором заложены красота души и мудрость нашего народа.
Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. До наших дней сохранился принцип изображения солнца в виде двух крестиков, положенных друг на друга. По преданиям в древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать. Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца, что когда-то светили Земле. Вышивки эти мы назовем «хевел терри»-солнечными»- решили мудрецы и вернули Солнце назад. Таким образом, чувашские узоры солнца стали гордостью и богатством чувашского народа.
Источник
Конспект занятия по аппликации в стиле чувашского узора в средней группе
Г. Драгунова
Конспект занятия по аппликации в стиле чувашского узора в средней группе
Образовательные задачи: учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.
Развивающие задачи: развивать умение детей располагать фигуры по всему листу, а также умение составлять несложный узор из геометрических фигур на квадрате; развивать эстетический вкус.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности произведений чувашского прикладного искусства.
Активизировать словарь детей словами: лучики, солнышко, узор.
Методы и приемы:
1. Сюрпризный момент – кукла Илемби пригласила детей в гости.
2. Обследование узора на платье куклы.
— На что похож узор?
— Узор похож на солнышко?
— Что есть у солнышка?
4. Игра «Солнечные лучики» (дети на полу выкладывают из атласных ленточек лучики к макету солнышка).
5. Изготовление салфеток для подружек куклы.
6. Демонстрация образца способа действия.
7. Раскладывание деталей узора на заготовленном квадрате.
8. Физкультминутка «Солнышко-ведрышко».
9. Поощрение детей.
10. Указание, напоминание.
11. Рассматривание на мультимедийной установке узоров-символов
12. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
1. Рисование солнышка
2. Разучивание подвижной игры «Солнышко и дождик»
3. Разучивание физкультминутки «Солнышко-ведрышко»
Материал и оборудование
1. Кукла в национальном костюме
2. Изобразительная модель оригинала узора (символ солнца)
3. Салфетка с изображением узора.
4. Карточки с рисунками узоров и их смыслового значения.
5. Обруч, обтянутый тканью.
6. Цветные ленточки.
7. Атрибуты к подвижной игре (солнышко и тучка)
8.Раздаточный материал: картон красного цвета 15*15 см, элементы узора желтого и зелёного цвета по 2шт, клей, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь! (Дети здороваются). А теперь подойдите ко мне, посмотрите, кто нас ждёт? Это кукла. Ее зовут Илемби. Подойдем поближе и посмотрим, какая она нарядная. Ребята, у куклы красивое платье, а на нём вышиты необычные узоры.
Дети рассматривают куклу, узоры на платье.
Воспитатель: На что похож этот узор? (ответы детей). Молодцы! А мне кажется, что этот узор напоминает солнышко. У солнышка есть лучики и у этого узора тоже есть лучики. Лучики смотрят в разные стороны, чтобы всех согреть. Похож этот узор на солнышко?
Воспитатель: Ребятки, Илемби нам что-то говорит. А-а-а, поняла. Она напомнила мне одну интересную игру. Сейчас мы с вами в нее поиграем, а кукла посидит рядом и посмотрит.
Воспитатель: У меня есть круг. Сейчас из него мы сделаем солнышко. Посмотрите, какой большой круг (кладет на пол). Круг есть, а чего не хватает?
Воспитатель: Правильно, не хватает у солнышка лучиков. Лучики мы сделаем из ленточек. Эти ленточки есть у нашей куклы. Посмотрите, вот они какие (достает цветные ленточки, которые лежат на подносе, показывает детям).Лучики будем выкладывать так: сначала выложим жёлтый лучик, затем зелёный, потом опять жёлтый и так пока не разложим все лучики; лучики у нас прямые (показывает, как выкладывать ленточки на полу). Подойдите ко мне, я вам раздам ленточки (раздает ленточки детям).
Проводится игра «Солнечные лучики»
(дети на полу выкладывают из цветных ленточек лучики).
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось! Молодцы! Сейчас, ребята, помогите мне всё убрать (дети помогают убирать атрибуты). У нашей куклы есть красивый платочек! (Достает салфетку, которая располагается на фартуке куклы). Посмотрите.
Дети рассматривают салфетку.
Воспитатель: На этой салфетке — солнышко. И у него есть лучики. Лучики цветные, на салфетке они располагаются друг за другом. У нашей куклы есть подружки, вот только у них нет таких красивых платочков. Поможем кукле сделать платочки?
Воспитатель: Садитесь за столы, ребята. Положите перед собой платочек, а теперь разложите на нём лучики так, как на моём платочке
Выставляет мольберт, на котором располагает образец.
Воспитатель: Лучики смотрят во все стороны и вверх, и вниз, и вправо, и влево. Ребята, лучики разного цвета или одинакового? (Ответы детей). Правильно, лучики разного цвета.И у нас на платочках мы будем раскладывать цвета по-порядку: жёлтый, зелёный, жёлтый, зелёный.
Дети раскладывают детали узора на своих заготовках.
Воспитатель: Разложили? Молодцы! А теперь поиграем. Встаньте около своих стульчиков.
Проводится физкультминутка «Солнышко-ведрышко».
Ребята, давайте позовём солнышко!
Солнышко, вёдрышко, (призывно машут руками)
Выгляни в окошечко! (одна рука над головой, другая под подбородком – изображают окно)
Твои детки плачут, (делают вид, что плачут)
По камушкам скачут. (подпрыгивают)
Воспитатель: Поиграли, а теперь садитесь за столы, приклеим наши лучики. Сначала берём верхний жёлтый лучик, переворачиваем его, намазываем клеем тонким. Намазываем клеем весь лучик; аккуратно, ровно кладём лучик на его место, прижимаем салфеткой. Затем берём зелёный лучик, потом жёлтый, а теперь опять зелёный. Приклеили? Молодцы!
Воспитатель: Возьмите свои платочки, выходите из-за столов. Посмотрите, сколько красивых платочков вы сделали. Отдайте их кукле Илемби, чтобы она подарила их своим подружкам. Как радуется кукла. На платочках у нас солнышко и на платье – солнышко.
Дети кладут свои работы на стульчик, где находится кукла.
Воспитатель: Посмотрите все на этот большой экран.
Показ иллюстраций узоров-образов на мультимедийной установке
Воспитатель: Что вы видите на экране? Правильно, это дерево, а вот так можно показать дерево на платочке. Это узор. Это дом, а таким может быть дом на платочке. Это тоже узор.Скажите хором: узор.
Дети (хором): Узор.
Воспитатель: Молодцы! Узоры могут быть разными. В следующий раз мы с вами сделаем другие узоры на платочках. Ребята, к нам в окошко заглянуло солнышко. Вот оно (достает атрибуты к игре).
Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель: Понравилось вам сегодня делать платочки? Красивые они у вас получились? В следующий раз сделаем другие узоры на платочках? Попрощайтесь с куклой, с гостями.
Дети прощаются, уходят.
Дидактическая игра по математике «Калейдоскоп» Дидактическая игра «Калейдоскоп» Цель: Развивать умение расчленять узор на геометрические фигуры разной формы, цвета и величины по образцу.
Дидактическая игра «Составь узор» Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Дидактические задачи: Закреплять умение узнавать элементы.
Источник
Конспект ОД в о второй младшей группе по художественно – эстетическому развитию «Украсим салфетку чувашским узором.»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)
Образовательные задачи: учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.
Развивающие задачи: развивать умение детей располагать фигуры по всему листу, а также умение составлять несложный узор из геометрических фигур на квадрате; развивать эстетический вкус.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности произведений чувашского прикладного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2_ml_gr.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 166
«Цветик-семицветик» города Чебоксары Чувашской Республики
в группе раннего возраста по художественно – эстетическому развитию
«Украсим салфетку чувашским узором.»
Иванова Алина Валерьевна
( специалист 1 квалификационной
Образовательные задачи : учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.
Развивающие задачи : развивать умение детей располагать фигуры по всему листу, а также умение составлять несложный узор из геометрических фигур на квадрате; развивать эстетический вкус.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности произведений чувашского прикладного искусства
Дети входят в группу.
Воспитатель: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Посмотрите на гостей, Поздоровайтесь скорей.
(Дети здороваются с гостями)
Всем им тоже улыбнитесь
И на стульчики садитесь.
В: Ребята,какой сегодня замечательный день. Ой, вы слышите кто-то стучится в дверь.Кто же это может быть. Пойду посмотрю.
В: Ребята к нам в гости пришла кукла, ее зовут Илемпи. Посмотрите, а что она принесла собой?
В:Давайте посмотрим что там внутри.
Д: Красивая салфетка( платочек)
В: Ребята, если внимательно посмотрим на салфетку увидим чувашский узор. А на чувашских узорах изображены разные символы.Как вы думаете какой символ изображен на нашей салфетке, ребята?( ответы детей)А мне кажется, что этот узор напоминает солнышко. У солнышка есть лучики и у этого узора тоже есть лучики. Похож этот узор на солнышко?
В: Скажите, пожалуйста, ребята, какие цвета использовали мастера?
Д: Красный, желтый,зеленый.
В: Замечательно! Хотите немного отдахнуть.
Солнце вышло из-за тучи
Мы протянем к солнцу ручки (потягиваем руки вверх)
Руки в сторону потом.
Мы пошире разведем(руки в стороны)
Мы закончили разминку
Отдохнули ножки, спинки.
В. У нашей куклы есть подружки, вот только у них нет таких красивых платочков. Поможем кукле сделать платочки?
В: Садитесь за столы, ребята. Положите перед собой платочек, а теперь разложите на нём лучики так, как на моём платочке
Выставляет мольберт, на котором располагает образец.
В: Лучики смотрят во все стороны и вверх, и вниз, и вправо, и влево. Ребята, лучики разного цвета или одинакового? (Ответы детей). Правильно, лучики разного цвета. И у нас на платочках мы будем раскладывать цвета по-порядку: жёлтый, зелёный, жёлтый, зелёный.
Дети раскладывают детали узора на своих заготовках.
В: Разложили? Молодцы! А теперь приклеим наши лучики. Сначала берём верхний жёлтый лучик, переворачиваем его, намазываем клеем весь лучик; аккуратно, ровно кладём лучик на его место, прижимаем салфеткой. Затем берём зелёный лучик, потом жёлтый, а теперь опять зелёный. Приклеили? Молодцы!
В:Какие красивые салфетки у вас получились. Вы настоящие мастера и умельцы. Посмотрите кукла Илемпи очень обрадовалась и она может их подарить своим подружкам. Она очень благодарна вам ребята за помощь.
Воспитатель: Ребятки, Илемби нам что-то говорит. Она хочет с нами поиграть одну интересную игру. Сейчас мы с вами в нее поиграем.
В: У меня есть круг. Сейчас из него мы сделаем солнышко. Посмотрите, какой большой круг (кладет на пол). Круг есть, а чего не хватает?
В: Правильно, не хватает у солнышка лучиков. Лучики мы сделаем из ленточек. Эти
ленточки принесла нам Илемпи. Посмотрите, вот они какие (достает цветные ленточки, которые лежат на подносе, показывает детям). Лучики будем выкладывать так: сначала выложим жёлтый лучик, затем зелёный, потом опять жёлтый и так пока не разложим все лучики; лучики у нас прямые (показывает, как выкладывать ленточки на полу). Подойдите ко мне, я вам раздам ленточки ( раздает ленточки детям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка.
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Божья коровка».
Тема «Поможем бабушке построить забор»Цель: формирование интереса детей к объектам природы, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы. Удовлетворение детской потребности .
Тема: «В гостях у цирковой лошадки»Цель: Обогащать знания детей о цирке и цирковых профессиях.Задач:Образовательные:Познакомить детей с иркутским цирком, расширить знания о работниках цирк.
Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (рисование нетрадиционным способом — пальчиками) Цель: развитие у детей творческих способностей, средствами нетради.
Конспект НОД в младшей группе по художественно-эстетической деятельности.«Украсим салфетку узором».Воспитатель 1 категории Новикова С.ПЗадачи.-Закреплять с детьми умение рисовать гор.
Источник