Конспект НОД «Чувашский орнамент» для детей подготовительной к школе группе
Уляхина Екатерина
Конспект НОД «Чувашский орнамент» для детей подготовительной к школе группе
Реализация самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности (лепка из соленого теста)
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Основой вид деятельности: интегрированная (познавательная и декоративно-орнаментальная).
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, декоративно-орнаментальная.
Форма проведения: игра-путешествие, творческое задание.
Цель: приобщение детей к культуре чувашского народа.
Продолжать знакомить детей с предметами декоративного творчества чувашского народа; познакомить детей с понятием «оберег».
Заинтересовать детей возможностью научиться лепить из соленого теста разнообразные предметы декоративного творчества, соблюдая симметрию, последовательность и цветовую гамму.
Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.
Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, желание сохранять их.
Словарная работа: национальность, верховые чуваши (вирьял, срединные чуваши (анат енчи, низовые чуваши (анатри, орнамент, оберег, астральный орнамент, сурпан, масмак, кпе.
рассказывание детям о традициях чувашского народа, о национальных костюмах, чувашском орнаменте;
рассматривание иллюстраций из книги «Чувашское народное искусство»;
чтение народных чувашских сказок и легенд «О солнцах на сурпанах», «Масмак», «Легенда о борьбе солнца со злой колдуньей Вупр» и др.
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ, объяснения, вопросы, наглядный (рассматривание демонстрационного материала, практические (лепка из соленого цветного тесте, пальчиковая гимнастика, рефлексия.
Материалы и оборудование:
(демонстрационный) кукла Нарспи, макет карты Чувашской Республики, макеты бумажных кукол в костюмах разной национальности, чувашская национальная одежда, салфетки, полотенца, карточки с элементами геометрического, растительного, животного и астрального орнаментов, карточки с символами для оберега, пример оберега, презентация «Элементы чувашского орнамента»;
(раздаточный) соленое цветное тесто, клеенки для лепки, картон квадратной формы на каждого ребенка, стеки, палочки.
Доброе утро, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам.
Пришла, я сегодня к вам в гости не одна, а вместе с куклой Нарспи. Вы слышали такое имя? (ответы детей) Правильно, ребята, это чувашское имя девочки. С давних времен в Чувашии данным именем нарекались девочки, рожденные в феврале.
Я приглашаю всех встать в круг и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки куклу Нарспи.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу куклу и произносят добрые пожелания).
Ребята, вы любите путешествовать (ответы детей). Вы очень понравились Нарспи и она приглашает вас в путешествие по старинной Чувашии.
(Подходят к первому столу, на котором карта Чувашской Республики)
Посмотрите, эта карта нашей Чувашской Республики. Здесь живет много людей разных национальностей.
Вам знакомо это слово? Что такое национальность (ответы детей).
Скажите, ребята, а вы знаете люди каких национальностей, живут в нашей республике (русские, чуваши, мордва, татары, марийцы и другие).
Ребята, как можно определить людей другой национальности, по каким признакам? (ответы детей. Подвести детей к тому, что в современном мире людей другой национальности можно отличить по физиологическим особенностям, а в старину одним из отличительных признаков был национальный костюм. Воспитатель выставляет фигурки людей в разных национальных костюмах, перечисляя национальности)
С давних времен, даже чуваши разделялись на три этнографических группы: верховые чуваши (вирьял, срединных (анат енчи) и низовых (анатри). Всё многообразие национальностей и этнографических групп чуваш отличала национальная одежда.
Посмотрите, а одежда Нарспи похожа на чувашский костюм? (ответы детей)
Ребята, Нарспи зовет нас посетить музей народного костюма.
(подходят ко второму столу, рассматривают одежду)
Ребята, посмотрите на эти вещи, что вы видите? (ответы детей)
Это орнамент – узор, состоящий из повторяющихся элементов, мотивов. В чувашских узорах можно встретить 4 группы орнамента: геометрический, растительный, животный и астральный. Как вы думаете, какие элементы входят в геометрический орнамент (ответы детей, в растительный (ответы детей, животный (ответы детей, астральный (ответы детей?
По ходу ответов детей, воспитатель выкладывает на стол карточки с изображением того или иного вида орнамента.
(подходят в третьему столу, на котором стоит ноутбук)
Сегодня, ребята, мы с вами рассмотрим геометрический орнамент. Давайте еще раз вспомним, из каких элементов он состоит (ответы детей).
Правильно, геометрический орнамент состоит из точек, линий, полос, зигзагов, квадратов, треугольников, крестиков.
Ребята, кто мне скажет какие цвета преобладают в чувашском орнаменте (ответы детей).
Ребята, вы знаете, что элементы чувашского орнамента имеют свое название и значение (ответы детей, если они затрудняются ответить, педагог называет их).
Воспитатель показывает на экране слайд с изображением чувашскихсимволов и спрашивает:
Ребята, посмотрите на картину, кто знает, что здесь изображено?
(ответы детей)
Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (ответы детей)
Да, вы правы, обереги носят для того, чтобы уберечься от неприятностей, болезней и бед, приносит счастье и удачу. А еще это просто украшение, которое также носили в старину чуваши, чтобы избежать бед. Обратите внимание, на нем чаще всего было изображено, только один элемент чувашского орнамента
Люди никогда не делали обереги самим себе, а дарили близким людям или несли на ярмарку. На ярмарке каждый старался рассказать как можно больше о своей поделке, чтобы оберег захотели купить, рассказывали, из чего он сделан, и что на нем изображено, чем он может быть полезен человеку.
Вот посмотрите, какой оберег я сделала для вас, я вложила в него всю свою душу и хочу его подарить вам.
Ребята, а вы хотели бы сделать оберег? (ответы детей)
Тогда мы вместе с Нарспи, приглашаем вас в творческую мастерскую.
(Дети подходят к четвертому столу, на котором стоят чашки с цветным соленым тестом и прочим необходимым материалом)
Сейчас я вам расскажу, как его можно выполнить, но сначала, давайте поиграем в игру.
Пальцы будем разминать (сжимают и разжимают кулачки)
Мечтаем мастерами стать (делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками)
Чтоб орнамент составлять (последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках одновременно)
Нашу Чувашию прославлять! (хлопок, кулачек (чередуются)
А сейчас, я вас превращу в чувашских мастеров, для этого девочкам наденем на голову ленточку (масмак, а мальчикам пояс. Так как мы с вами будем делать оберег, и он не может быть сделан для себя, нужно каждому из вас определиться, кому и что он хочет подарить в качестве оберега (предложить детям заранее приготовленные карточки с изображением элементов чувашского орнамента).
У каждого из вас есть вот такая заготовка (квадратный картон). Вам нужно будет выполнить основу из соленого теста. Когда полностью покроете квадрат, нужно будет прорисовать символ на соленом тесте, для этого тупым концом палочки нарисовать понравившийся вам чувашский элемент, линии нужно проводить четко, что бы был виден картон (показать на образце). Тесто, которое прилипнет к палочке, нужно убрать.
Затем взять кусочек соленого теста, скатать из него жгутик, отрывая по кусочку накладывать поверх контура рисунка. По окончании лепки в верхнем углу сделать палочкой отверстие, продеть шнурок и завязать узел.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с народной музыкой. Воспитатель следит за правильным использованием изобразительного материала (соленого теста, осанкой детей). По мере необходимости оказывает помощь.
Анализ работы, рефлексия
Я вижу, что у всех народных мастеров готов оберег, можно созывать гостей на ярмарку-выставку. А чтобы ваш товар захотели купить, необходимо его разрекламировать, то есть рассказать, из чего он сделан, что на нем изображено, и какую пользу он принесет обладателю, который захочет его приобрести.
А вам, дорогие гости, раздам вот такой жетончик, если вам понравилась работа, вы можете отдать его хозяину, и в конце ярмарки, мы узнаем, чья работа набрала больше всего жетончиков.
(воспитатель созывает гостей на ярмарку)
Источник
Знакомство с чувашским национальным орнаментом — Солнце
творческая работа учащихся (средняя группа) на тему
Знакомство с чувашским национальным орнаментом детей средней группы ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №134 «Жемчужинка»
города Чебоксары Чувашской Республики
«Знакомство с чувашским национальным орнаментом – Солнце»
воспитатель I категории
Михайлова Евгения Алексеевна
Чебоксары, 2017 г.
Практическое занятие на тему «СОЛНЦЕ»
Цель: Раскрыть перед детьми характерные черты чувашских узоров. Учить самостоятельно подбирать элементы орнамента, испробовать разные приёмы и способы орнаментации для создания оригинального варианта аппликационного решения. Закрепить занятие о цветах: красный, зелёный, жёлтый. Развивать мелкую моторику рук. Развивать пространственные отношения: вверху, внизу.
1. Цветная бумага.
2. Ножницы для аппликации.
3. Силуэт солнца на красном фоне цветной бумаге.
4. Клеящий карандаш.
5. Подносы для каждого ребёнка.
Рассказывая об особенностях чувашских узоров и возможностях использования их образов в детском творчестве. Ребята с большим интересом рассматривали иллюстраций с изображениями головных повязок «масмак», моделей оригиналов узоров. А затем выполняли аппликацию на тему: «Солнце».
Изучение чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях начинается с 4х лет. Осваивая язык, ребёнок начинает приобщаться к культуре народа, его духовным ценностям, в нём зарождается чувство любви к родному краю, уважение к национальным традициям, обычаям чувашского народа. Такие задачи решаются не только в работе по развитию детской речи, но и в художественно-творческой деятельности. Например, в аппликации мы рассмотрели чувашские узоры (какое большое разнообразие изображения солнца!). Малыши научились вырезать из квадрата, сложенного вчетверо, символ чувашского узора — солнца. Дети проявили интерес и желание выполнить работу на отлично.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
— познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что республика Башкортостан находится на .
Тема: «Знакомство с чувашским национальным костюмом».Цель: «Продолжать знакомить детей с костюмами народов России.Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с националь.
Конспект НОД для детей младшей группы.
Вышивки чувашской красотою Восхищается страна не зря. А с какой любовью, теплотою Свет и радость нам несет она!» Народ Чувашии обладает богатой и уникальн.
Вышивки чувашской красотою Восхищается страна не зря. А с какой любовью, теплотою Свет и радость нам несет она!» Народ Чувашии обладает богатой и уникальн.
. Этот материал познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к своему родному краю, к своей родине.
Цель: Создание необходимых условий для развития нравственно-патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста, а также для формирования знаний о их малой родине, о месте, где они живут.За.
Источник
конспект занятия в старшей группе по теме «О солнцах на сурбанах»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Занятие по ознакомлению детей с чувашскими легендами, обучение детей старшей группы рисованию чувашского элемента «Солнце», включая его в декоративно-орнаментальный узор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_o_surbanah.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «О солнцах на сурбанах»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
-продолжать вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека;
-помочь детям вспомнить легенду «О сурбанах» и рассказывать ее в определенной последовательности;
-учить рисовать чувашский узор «солнце» в новом варианте;
-развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов чувашских узоров солнца;
-развивать чувашскую речь, обогащать словарь детей.
— учить с естественной интонацией внятно и отчетливо произносить слова.
-воспитывать умение восхищаться красотой чувашских узоров, эмоционально реагировать на прекрасное.
-чтение с детьми легенды « О солнцах на сурбанах »;
— беседы с детьми о чувашских узорах солнца, о сурбанах;
-тонирование альбомных листов гуашевыми красками (сурбанов).
Словарная работа : обогащать словарь существительными, прилагательными; закрепить чувашские слова: хевел, сурбан, мудрецы-шурсухалы; вести новое слово: легенда;
Демонстрационный материал : кукла в национальном костюме; письмо (приглашение) с текстом от куклы в национальном кастюме Пинерпи; изобразительные модели оригиналов с узорами солнца; презентация «На что похож узор?», образец рисунка солнца на сурбанах; текст легенды; иллюстрации; указка;
Раздаточный материал : полоски бумаги красного цвета на каждого ребенка; гуашевые краски желтого цвета; кисточки; емкость для воды; тряпочки; подставки для кисточек.
Методические приемы: игровая мотивация, беседа, напоминание, рассказывание легенды взрослым совместно с детьми, рассматривание иллюстраций, вопросы, наводящие вопросы, разъяснение слов (мудрецы-шурсухалы, легенда), показ, объяснение, чтение стихотворения, показ презентации «На что похож узор?», рассматривание чувашского узора солнца, обобщение педагога, выполнение работы детьми, рассматривание детских работ, рассказы детей о своих выполненных работах, поощрение, оценка, выставка детских работ.
1.Игровая мотивация (получения письма-приглашения).
2.Рассматривание иллюстраций по легенде.
3. Совместное рассказывание легенды о солнцах на сурбанах.
4.Чтение стихотворения Юхма Миши о узорах.
5.Показ презентации «На что похож узор?»
6. Рассматривание модели чувашского узора солнца.
7. Рисование детьми « Узоров солнца на сурбанах ».
8. Рассказы детей по своей выполненной работе.
9.Выставка детских работ.
Ход непосредственной образовательной деятельности
(Дети заходят в проветренную группу. Воспитатель обращает внимание детей на гостя — куклу Пинерпи. Приветливо поздорововшись, кукла передает письмо-приглашение воспитателю. Воспитатель читает письмо-приглашение. Письмо написала девочка из соседней Республики Татарстан города Казани по имени Гульнара. Она приглашает Пинерпи в гости. Пинерпи хочет подарить подарок Гульнаре, просит детей на сурбанах нарисовать узоры солнца. Воспитатель предлагает детям подойти к стенду, где вывешены иллюстрации о легенде).
-Воспитатель: Р ебята, посмотрите внимательно на эти иллюстрации и скажите, что они нам напоминают? (ответы детей).
-Воспитатель: Конечно, это легенда о солнцах. А кто придумал эту легенду? А почему легендой называется? (ответы детей) в конце воспитатель обобщает ответы детей.
— Воспитатель: Давайте вспомним эту легенду, о чем же там говорится? (Совместно с детьми вспоминают легенду. Воспитатель помогает детям вспомнить легенду с наводящими вопросами. В ходе рассказывания делает акцент на пояснение слов: мудрецы — шурсухалы).
« Было когда-то в мире не одно, а три солнца. И находились они близко к земле. Поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле, не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья, которые давали людям все, что надо было для жизни, для здоровья, для веселья. Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: « Жарко! Невозможно дышать! Не хотим жить так! », « Хотим, чтобы было не три, а одно солнце! », « Убить надо одно солнце! » — кричали они. Мудрые старцы – шурсухалы предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда, но их не послушали. Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. « Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого! » — отказался выполнить их приказ охотник. « Если сейчас же не выполнишь наш приказ, то убьем тебя самого! » — прикринули на него люди, которые хотели убить солнце. Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела на солнце. Попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. « Убить еще одно! » — приказали эти люди охотнику. Тот убил и другое солнце. Оставшееся светило испугалось людей и убежало высоко – высоко, куда не могла долететь убийственная стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к мудрым старцам – шурсухалам, стали просить у них мудрых советов. Те сказали: « Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и вернулось ». « Да, да, — соглашались с ними люди, — мы на все готовы, чтобы возвратить солнце ». « Хорошо! – сказали мудрецы. – Надо всем начать рисовать три солнца. Всюду. На земле, на стенах домов, на ставнях окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам… И на каждом сурбане вышивались три солнца. Так родились сурбаны. »
— Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо запомнили легенду. И до сегодняшнего дня эти узоры сохранились. По сегодняшний день люди украшают узором трех солнц свои дома, вышивают на тканях, рисуют на бумаге, разукрашивают различные ручные изделия мастера Чувашии, украшают узорами одежду людей. Чувашские узоры солнца стали гордостью и богатством чувашского народа.
-Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения чувашского поэта Юхма Миши
Рисунок каждый и узор
Повествовали на сурбане
О том, что в жизни было ране
И не забыто до сих пор
(После чтения стихотворения дети встают)
— Воспитатель: А теперь давайте поиграем игру «На что похож узор?» Воспитатель показывает презентацию,
дети называют узор солнца на русском и на чувашском языке.
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть (физкультминутка).
Ларар, тарар, тарар, сикер
Ишер, чупар, утар,сикер.
Халхуна таратар, самсуна катартар.
-Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю нарисовать для нашей гости Пинерпи на сурбанах узоры солнца (показывает красные полоски бумаги – сурбаны, заранее подготовлено рабочее место для детей, на видном месте вывешены чувашские узоры солнца, чтобы ребенок мог вспомнить элементы узоров. После окончания работы, по желанию детей, воспитатель просит рассказать о своей работе, что нарисовал ребенок, какие узоры использовал, что они означают. Поощряет детей за их работу и рассказ).
— Воспитатель : Молодцы, ребята! У всех у вас красивые работы получились. Пинерпи очень рада за ваши подарки — сурбаны, и за ваши рассказы и отвезет их своей подруге Гульнаре в город Казань. Эти работы мы отдадим Пинерпи, но в начале организуем выставку ваших работ в уголке творчества, чтобы все увидели красоту сурбанов с чувашским узором. Вы согласны со мной? (ответы детей, дети убирают свои рабочие места).
Источник