Меню

Чувашский узор солнце вышивка

Чувашская вышивка

За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Петр Хусанкай

Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Материалом для вышивания являлся белый холст (конопляный, льняной).

Для чуваш изготовление холста являлось основным занятием после сельскохозяйственных работ, которое давало возможность одевать семью: ведь фабричных тканей в те далекие годы купить было невозможно, а часто и не на что. Процесс этот очень трудоемкий, сложный и ложился на хрупкие плечи женщин (правда, хрупкими их отнюдь не назовешь). Весной в полях сеяли лен. Через пару недель появлялись первые ростки. Цветение льна удивительно красивое зрелище: поле, словно покрыто голубым ковром.

Как только созревают коробочки с семенами, лен выдергивают с корнем, связывают в снопы и ставят их на просушку. Затем головки льна обмолачивают, полученное сырье топят в воде, наложив сверху камнем. Лен размачивали в дождевой воде и на росе. Недели через две лен вытаскивали из речки, сушили, мяли мялкой (доской), колотили трепалом, отделяли волокно от кострики, получали кудель. Кудель чесали щетками из жесткой щетины или железным гребнем, пока волокно льна или конопли не становилось мягким и шелковистым. После сортировки кудель скатывали в пучки. С наступлением длинных зимних вечеров для прядения льна девушки собирались на посиделки, а женщины в основном пряли дома. На посиделки приходили и парни, вместе пели песни, играли в различные игры.

Следующий этап — ткачество, которым тоже занимались женщины. В течение зимы пряли волокно из льна, конопли и шерсти. В марте нити льна и конопли золили в печи, держали в зольной щелочи в кадушках, наливали туда сыворотку из-под творога, клали сырые яйца. После этого мотки ниток полоскали, просушивали, располагая на воробы (ярăм йывăççи), перематывали на сновальни (сурекке), на мотовило (хутăр йывăççи) в виде палки длиною 80-100см, на концах которой устраивали короткие перекладинки или вставляли рогульки из сучка. Полученные мотки (хутăр) связывали особыми узлами и хранили до ткачества.

Качество ткани зависело от качества ниток. Девочки учились сначала прясть шерстяные нитки для грубого сукна (тăлă). Они шли на изготовление портянок, повседневных кафтанов, чапанов (аçам). Позже мастерицы начинали прясть тонкие нити, из которых ткали тонкие сукна. Шли они на пошив праздничных кафтанов (сăхман) и шуб. Из льна и конопли ткали холст разного качества: тонкий, ровный, сурпанный, портяночный и т. д.

На станке ткали холст разных сортов, но он еще не годился для пошива одежды. Его надо было отбелить. Процесс это очень интересный: моя мама рассказывала мне, про то, как она в детстве с подругами отбеливала полотно на весеннем снегу на холмах. Для этого сначала сотканный холст кипятили с золой, как и нитки, выдерживали в горячей печи, а затем расстилали на весеннем снегу для отбеливания под солнечными лучами. Отбеленный холст еще раз прополаскивали, сушили, а затем скатывали в рулон и расколачивали его колотушками на дуплянке. В конце весны по деревне раздавался громкий дробный звук. Это девушки с шутками и смехом колотили холст. Этот звук радовал всё селение — закончилась тяжелая и длительная работа. После этого холсты укладывались в çỷпçе и шупашки (короба, сундуки)). По мере необходимости куски полотна отрезали от рулонов для пошива одежды. У моей матери сохранился такой рулон холста: при замужестве она передала его мне.

Читайте также:  Флаг двух цветов с солнцем

Ткацкий станок — эти фотографии я сделала в с.Янтиково на чувашском национальном празднике Акатуй, посвященный окончанию весенне-полевых работ.

Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое, в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников. Например, к свадьбе девушка готовила покрывало невесты, платок жениха, свадебную подушку, головные повязки (масмак), набедренные украшения и множество полотенец. У богатых невест в приданом насчитывалось не менее ста рубах, большинство которых было украшено вышивкой. По качеству и количеству приданого определяли, насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владеет ли она мастерством рукоделия. Одним из главных критериев мастерства было аккуратное выполнение швов с изнаночной стороны изделия: нельзя было оставлять узелков и концов ниток.

Вышивали шерстяными, льняными, шелковыми нитками. Толщина ниток для вышивания зависела от холста. Вышивальщицы сами красили пряжу: применяли разнообразные красители — плоды, цветы, листья, корни растений, кору деревьев, золу, сажу, глину и даже птичий помет. Основными цветами в старинных вышивках были мареновый (красный цвет разных оттенков), красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый и желтый.

Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.

Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.

Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.

В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери, люди.

Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также можно увидеть знаки, символизирующие их.

Наша мама умница — научила вышивать меня и невестку. Она, в свою очередь, училась у известной чувашской вышивальщицы, народного мастера России Евгении Жачевой. Материал для статьи я взяла из книги «Чувашская вышивка» под ее авторством. Книга будет полезной не только тем, кто хочет научиться азам чувашской вышивки, но и тем, кто интересуется историей чувашского народа. В ней очень много иллюстраций образцов старинного чувашского орнамента.

Читайте также:  Зонт от солнца япония

На всех фотографиях наши работы — матери, невесткины, мои.

Также при написании статьи использовала материал о чувашской вышивке с сайта учителя начальных классов Степановой Галины Владимировны

Источник

Три солнца и тайный язык вышивки

О секретах чувашской вышивки, о свадебных обрядах и о том, что означает символ из трех солнц, на круглом столе рассказали представители народа.

О секретах чувашской вышивки, о свадебных обрядах и о том, что означает символ из трех солнц, на круглом столе «Чаепитие по-чувашски» в рамках проекта «Росбалта» «Лица Петербурга» рассказали представители народа.

Чуваши — потомки древних суваро-булгар, пятый по численности народ России. Они живут на территории Среднего Поволжья и Приуралья, на местах, где раньше находилось самое первое в Восточной Европе средневековое государство Волжская Булгария. Большинство жителей Чувашии исповедуют православное христианство, но есть среди них приверженцы традиционных верований и мусульмане.

Республика издавна славится своими талантливыми вышивальщицами. Они украшают орнаментом одежду, предметы быта и обрядовые принадлежности. Представитель народа Ольга Синицына рассказывает, что раньше девочек учили этому мастерству с 4-5 лет. К 10-12 годам, став мастерицами, они начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры и уже готовили себе приданое.

Чувашский орнамент разнообразен: он может быть геометрическим, представлять изображения растений и животных. Он пронизан историей, мировоззрением и миропониманием народа. По рисунку вышивки можно многое узнать о жизни мастерицы, о том, богат ли ее дом, сколько у нее детей, счастлива ли она в браке.

«Например, в Чувашии покрывало невесты — перкинджеп — зашифровывало какое-то послание жениху. Девушку накрывали этим покрывалом и отводили в дальний угол избы, где она с двумя подругами исполняла плач невесты. Считалось, что чем больше невеста выстрадает в этой песне, тем лучше и счастливее будет ее жизнь после замужества. Что касается платка жениха, он интересен тем, что его тоже вышивала невеста и, естественно, он таил в себе ее помыслы, пожелания, представления о семейном счастье. Платок девушка дарила жениху в знак согласия выйти за него замуж. В течение всей свадьбы он носил его на плечах», — отметила Синицына.

Она также рассказала, что девичий головной убор вышивался бисером, монетами, ракушками и бусами. Особенность его в том, что мастерица подбирала монеты не только по размеру, но и по звучанию. Таким образом, когда девушка шла, слышалась красивая мелодия.

Особый интерес вызвала у собравшихся чувашская легенда о трех солнцах.

Оказывается, давным-давно землю согревали три солнца. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Вокруг росли удивительные растения, которые давали все, что нужно для жизни. Несмотря на это, некоторые люди возмущались, что на земле очень жарко. Они решили позвать охотника, чтобы он убил два светила, оставив только одно.

Охотник выполнил свою задачу. Но последнее солнце очень испугалось, что убьют и его. Тогда оно убежало далеко на небо, где его не могла достичь стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно! Поняли они, что совершили ошибку, и обратились к мудрецам за советом.

Читайте также:  Закат солнца по компасу

Мудрец сказал: «Надо добрыми делами вернуть единственное светило, нарисовать на одежде три солнца, заманить его песнями и плясками». С тех пор чуваши везде рисуют три солнца: на одежде, на предметах быта. Эти символы фигурируют и на национальной символике.

«На нашем национальном флаге мы можем видеть три звезды, обозначающие три солнца, которые символизируют, что мы были, есть и будем. На чувашском это звучит как «пулна, пур, пулатпар», — говорит Андрей Фомиряков. — Под солнцами -дерево. Этот символ был взят из рунической письменности (древние предки чувашей использовали руническую систему письма, остатки которого сохранились в виде тамги, клейм и элементов вышивки). «Древо жизни» олицетворяет собой единство народов, проживающих в Чувашии».

Что касается национальной кухни, в пище чувашей преобладают продукты растительного происхождения. Основными хлебными растениями издавна являлись рожь, ячмень, полба, овес, просо, гречиха. Из гречневой и просяной муки пекут также блины и лепешки.

«Самым вкусным, лакомым и, конечно, праздничным кушаньем является хуплу — круглый большой пирог из пресного сдобного теста. Начинка хуплу достаточно сложная. Первый слой состоит из каши или мелко накрошенного картофеля, второй — из мелко рубленного мяса, третий — из тонкого слоя жирного мяса или сала. Хуплу для гостей готовят из теста, замешанного на молоке с добавлением яиц», — отметила Екатерина Кондратьева.

У чувашей есть несколько отличительных черт. Как говорит Екатерина Кондратьева, согласно народным представлениям, человек обязан ухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», а также вырастить детей хорошими людьми.

В чувашских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи. Малышей растили как собственных сыновей и дочерей.

«Согласно чувашским представлениям, добрый, искренний, настоящий человек тот, кто обладает хорошим «камал», что означает внутреннюю духовную сущность, а также лучшие черты его характера», — поделилась своими рассуждениями о ментальности народа Екатерина Кондратьева.

Сакральное число чувашей — семь. Как признались сами представители народа, для чувашского язычества было характерно многоярусное представление о мире. Он состоял из трех частей — верхний, «наш» и нижний — и семи слоев. Три слоя располагались в верхнем мире, один — в «нашем», и еще три — в нижних. «Древо жизни» соединяет все семь слоев. Люди поклонялись этому символу и верили, что могут общаться со своими предками.

Крайне важным считалось привить детям любовь к труду. Чувашский ребенок уже с 5—6 лет начинал помогать своей семье.

«Предки чувашей считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Даже понятие «свободное время» в чувашском языке переводится не как «ирĕклĕ вăхăт» (ирĕк — свобода), а как «пуш вăхăт» — пустое время», — добавила Дарья Рогозная.

В завершение встречи Андрей Фомиряков рассказал о выдающихся деятелях Чувашии. Об Андрияне Николаеве — первом космонавте, работавшем на орбите без скафандра, Дмитрие Фомирякове – одном из самых титулованных каратистов в России, Петре Егорове — одном из создателей ограды петербургского Летнего сада, о Надежде Павловой — невероятно красивой чувашской балерине.

Сара Газданова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Источник

Adblock
detector