Да здравствует поэзия как солнце
Анализ стихотворения «Вакхическая песня»
«Вакхическая песня» посвящена солнцу и свету. Само название означает песню, исполняемую на пиру, заздравную песню. «Вакхическая песня» Пушкина — здравица солнцу и свету.
Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира — это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина символ братства, соединяющего людей. Образ пира постоянно присутствует в политической лирике Пушкина: идея борьбы, единомыслия, политического союза связывается для поэта с дружеством, товариществом, братством. Надо иметь в виду, что пир — совместное вкушение хлеба и вина — древний символ неразрывной связи. То, что «Вакхическая песня» исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с общественной лирикой Пушкина. Ср. «Веселый пир»:
Я люблю вечерний пир,
Где Веселье председатель,
А Свобода, мой кумир,
За столом законодатель.
Обратите внимание на то, что свобода и веселье пишутся Пушкиным с большой буквы, а пир — это соединение Свободы и Веселья.
«Вакхическая песня» создает перед нашими глазами образ перехода от ночи к свету. Это песня, которая исполняется в момент, когда над горизонтом появляется край солнца. Тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Оно разделено на три части; смысловым центром частей служат здравицы.
Анализ стихотворения удобнее всего связать с работой над композицией, рассмотрев все три части и показав развитие пушкинской мысли.
Первая часть
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Центр части — здравица в честь любви:
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Стихи, посвященные любви, звучат торжественно. Этому способствует употребление славянизмов — «веселие» вместо «веселье», «глас» вместо «голос».
Необходимо обратить внимание на форму «Да здравствует!» В современном русском языке она звучит торжественно, но не воспринимается как архаическая, церковнославянская. В пушкинскую эпоху она употреблялась только в высокоторжественной речи и сохраняла церковнославянскую окраску. Побудительная частица «да» — это архаический синоним русскому «пусть» (ср. в «Борисе Годунове»: «Да ведают потомки православных»). Троекратное повторение в стихотворении Пушкина «Да здравствует» усиливает торжественное звучание текста.
Следует обратить внимание на звуковой строй этого отрывка: обилие гласных (а среди согласных большое число плавных «м», «н», «л») и полугласного j создает мажорное звучание. Заметим, что первая строчка — единственная, заканчивающаяся вопросом. Эта строчка говорит о наступившей минуте молчания и содержит слово с семантикой тишины и, может быть, печали: «смолкнул». Все остальное стихотворение противопоставлено первой строчке и наполнено ликующей, радостной лексикой. Все предложения, кроме первого, заканчиваются восклицаниями — призывами к веселью. Вместе с восклицательными интонациями следует отметить и обилие повелительных форм глаголов. В индикативе дан глагол только в первом стихе — «смолкнул». Все остальные глаголы — «наливайте», «бросайте», «подымем», «раздайтесь» — императивны. Как мы уже отмечали, форма «да здравствует» также императивна. Все это вместе придает первому отрывку стихотворения радостное и волевое звучание.
Источник
Александр Пушкин — Вакхическая песня: Стих
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Анализ стихотворения «Вакхическая песня» Пушкина
С 1824 г. А. С. Пушкин находился в «деревенской» ссылке в родовом отцовском имении. Он тяжело переживал время вынужденного затворничества, которое скрашивалось только рассказами Арины Родионовны и редкими посещениями близких друзей. Но тоска не могла полностью захватить душу поэта. Пушкин надеялся на свое скорое освобождение и долгожданную встречу со всеми товарищами. Оптимизм поэта ярко проявляется в произведении «Вакхическая песня» (1825 г.).
Широко известна любовь Пушкина к шумным застольям. Многие обвиняют великого поэта в неумеренном употреблении алкогольных напитков. Но такой взгляд опирается на современные представления о пьяной компании. В эпоху Пушкина пили преимущественно легкие вина или шампанское. За столом не прекращались высокоинтеллектуальные разговоры о высших человеческих идеалах и литературе. Допьяна напивались редко. По свидетельствам современников, Пушкин вообще очень строго придерживался меры.
Поэтому своеобразный гимн поэта богу виноделия никак нельзя поставить ему в упрек. В дружеском застолье Пушкин ценил не выпивку, а возможность тесного и открытого общения. Великого поэта скорее можно обвинить в чрезмерном увлечении женским полом («да здравствуют нежные девы»), чем в пьянстве. К тому же автор страдал от долгого одиночества. Вполне естественно, что самыми яркими для него воспоминаниями были шумные дружеские компании.
Призыв Пушкина бросить в стаканы «заветные кольца» (с нанесенными условными знаками, которые указывали на принадлежность к какому-либо обществу) символизирует единство дружеского круга. В то время малознакомые или с неприязнью относящиеся друг к другу люди никогда бы не сели за один стол.
Тост Пушкина («Да здравствуют музы, да здравствует разум!») лишний раз подчеркивает, что собравшиеся совсем не собираются спать в салате или лежать под столом, как принято сейчас. Все товарищи Пушкина были высокообразованными людьми, для которых лучшим домашним развлечением была дружеская беседа на различные темы. Они с презрением относились к тем, кто позволял себе во время застолья потерять разум. Пушкин, развивая свою мысль, не случайно говорит о «ложной мудрости» и «бессмертном уме», завершая свой тост словами «Да здравствует солнце, да скроется тьма!».
В целом стихотворение «Вакхическая песня» — шутливая выходка скучающего в деревенской глуши Пушкина.
Источник
Вакхическая песня (Пушкин)
← Из письма к Вяземскому (Сатирик. ) | Вакхическая песня (Что смолкнул веселия глас. ) автор Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) | Н. Н. (Примите «Невский Альманах». ) → |
См. Стихотворения 1825 . • Датируется январем — сентябрем 1825 г. Напечатано Пушкиным впервые в «Стихотворениях А. Пушкина» изд. 1826 г., стр. 79. в отделе «Разные стихотворения». См. также комментарий Д. Благого. |
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Примечания [ править ]
Тема пира. Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира — это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина символ братства, соединяющего людей. Образ пира постоянно присутствует в политической лирике Пушкина: идея борьбы, единомыслия, политического союза связывается для поэта с дружеством, товариществом, братством. Надо иметь в виду, что пир — совместное вкушение хлеба и вина — древний символ неразрывной связи. То, что «Вакхическая песня» исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с общественной лирикой Пушкина. «Вакхическая песня» создает перед нашими глазами образ перехода от ночи к свету. Это песня, которая исполняется в момент, когда над горизонтом появляется край солнца. Тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Оно разделено на три части; смысловым центром частей служат здравицы. Необходимо обратить внимание на форму «Да здравствует!» В современном русском языке она звучит торжественно, но не воспринимается как архаическая, церковнославянская. В пушкинскую эпоху она употреблялась только в высокоторжественной речи и сохраняла церковнославянскую окраску. Побудительная частица «да» — это архаический синоним русскому «пусть» (ср. в «Борисе Годунове»: «Да ведают потомки православных»). Троекратное повторение в стихотворении Пушкина «Да здравствует» усиливает торжественное звучание текста.
Источник
«Вакхическая песня» А. Пушкин
Дата создания: сентябрь 1825 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Вакхическая песня»
Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому богу Вакху, который покровительствует виноделию, поэт посвятил огромное количество своих произведений. Однако посиделки за бокалом хорошего вина для Пушкина являются не только приятным времяпровождением. Это – особый ритуал, который призван сплотить дружбу, дать пищу для разума и помочь обрести вдохновение.
В 1825 году, находясь в родовом поместье Михайловское, Пушкин пишет стихотворение «Вакхическая песня», которое наполнено оптимизмом и надеждой на светлое будущее. Стоит отметить, что поэт переживает не самые простые времена. Он фактически сослан в глухомань, и находится под негласным присмотром собственного отца. Поэтому о гостях и пирах попросту не может быть и речь. Но именно теплой дружеской компании в этот момент и не хватает 26-летнему поэту, который с ностальгией восклицает: «Раздайтесь, вакхальны припевы!».
Автор понимает, что его пребывание в Михайловском не будет вечным, и настанет тот день, когда он сможет увидеться с друзьями-лицеистами. Некоторые из них все же тайком навещают Пушкина, и в такие дни поэт чувствует себя самым счастливым человеком. Тем не менее, он мечтает о настоящем празднике и, обращаясь к своим друзьям, призывает их полнее наливать стаканы. «Подымем стаканы, содвинем их разом!», – мечтает Пушкин, вспоминая о своей беззаботной и безмятежной юности. Поэт верит в то, что лучшие годы жизни не остались в прошлом, и впереди его ждет множество удивительных открытий.
Несмотря на довольно легкое и праздничное отношение к жизни, в душе Пушкин все же является философом. Поэтому сам по себе процесс пития его не увлекает. Расхожая фраза о том, что истину стоит искать в вине, не является для поэта пустым звуком. Ведь самые дерзкие идеи и самые лучшие стихи рождаются у Пушкина именно во время застолий, и его жизненный девиз сформулирован в строчке: «Да здравствуют музы, да здравствует разум!».
Для кого-то пир с друзьями является развлечением. Поэт же видит в подобном времяпровождении высший смысл. Ведь именно во время таких встреч «ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума». И подобных праздников души и сердца Пушкину, который вынужден вести уединенный образ жизни человека, отвергнутого обществом, в этот момент особенно недостает. Конечно же, в таких встречах важны все составляющие – и «густое вино», в которое, согласно традиции, друзья бросали кольца, полученные от прекрасных дам, и разговоры на темы любви и дружбы, и поэтические импровизации. Поэтому Пушкин выражает надежду, что очень скоро все вернется на круги своя, и подобные пиры вновь станут неотъемлемой частью его жизни. Пока же он вынужден довольствоваться воспоминаниями и наиболее счастливых годах, когда он мог часто встречаться с друзьями, читать им стихи и поднимать тосты за «юных жен, любивших нас».
Однако не только о пирах мечтает поэт. Последняя строчка в стихотворении недвусмысленно указывает на то, что Пушкин хочет изменить этот мир. «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», – озвучивает поэт свое желание, вкладывая в эту фразу довольно глубокий смысл. Автор мечтает о том, чтобы Россия избавилась от самодержавия, хотя не рискует открыто говорить об этом. Поэт еще не знает, что многие его друзья участвуют в заговоре и скоро прославятся на весь мир, как декабристы. Но он чувствует, что страна находится на пороге серьезных перемен, и приветствует их, считая, что разрушение прежних устоев общества неизбежно.
Источник
Солнце русской поэзии
СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
6 июня 221 год назад в Москве родился главный поэт России и вообще «наше все».
Величайший мыслитель, поэт и писатель, лирик А. С. Пушкин считается родоначальником новой русской литературы
Сегодня весь мир с особым чувством цитирует и вспоминает произведения Александра Сергеевича Пушкина.
После себя он оставил богатейшее литературное наследие, воздвигнув себе памятник нерукотворный. Социологи провели опрос : какого автора вы чаще всего перечитываете после окончания школы ? И большинство респондентов ответили, что Пушкина.
Его слово с нами всегда, оно учит думать и чувствовать. «Солнце русской поэзии» согревает нашу жизнь и культуру. Один раз в году — в день рождения гения — оно светит особенно ярко.
Пушкинский праздник отмечается ежегодно 6 июня и имеет статус всероссийского. Государственный статус день рождения Пушкина получил в 1997 году согласно Указу президента РФ «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России». Также 6 июня отмечается День русского языка — российский и международный государственный праздник. По всей стране в этот день проходят культурные мероприятия, посвященные творчеству великого поэта. Пушкинский день отмечают не только в России, но и за рубежом.
Нужно ли доказывать, что Пушкин – гениальный поэт и оказал огромные услуги русской литературе? Довольно сказать, что Пушкин научил публику и литературу не бояться правды житейской, какая бы она ни была, и отучил от ложных и ходульных сантиментов, составлявшихся по классическим и романтическим рецептам, но очень далеких от обыкновенных человеческих чувств. Пушкин заставил бросить риторику для простой человеческой речи, украшенную, подмалеванную, попросту измышленную жизнь – для правдивой, изученной и воспроизведенной художником действительности. Он приучил к художественной правде и показал, как ее находить в неподкрашенной, непосредственной действительности и как богата сюжетами для творчества эта обыденная, человеческая жизнь. Он – родоначальник здорового, не отрицающего эстетизма реального направления, учитель и вдохновитель наших лучших поэтов, литераторов и художников.
Кажется, нет такого поэта
XX века, кто хотя бы раз не побеседовал бы с Пушкиным.
Анна Ахматова
Пушкин
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть.
7 марта 1943
Ташкент
Игорь Северянин
Пушкин
Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном, в любые времена!
Но понимает ли моя страна —
Все эти старцы, юноши и дети, —
Как затруднительно сказать в сонете
О том, кем вся душа моя полна?
Его хвалить! — пугаюсь повторений.
Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облачко поймать?
Убив его, кому все наши вздохи?
Дантес убил мысль русскую эпохи,
И это следовало бы понять.
Евгений Евтушенко
Пушкин
О, баловень балов
и баловень боли!
Тулупчик с бабы —
как шубу соболью.
Он — вне приказаний.
Он — звон и азарт!
Он перегусарит
всех гусар!
Он — вне присяганий.
Он — цокот цикад.
Он перецыганит
всех цыган!
И грузные гроздья
волос африканских
велят ему — в грозы,
велят — пререкаться.
От пышного пунша,
салатов, салазок
до пуль и до пушек
на той, на Сенатской,
от пышущих пашен
и снова до пунша,
поет или пляшет —
он Пушкин!
Он Пушкин!
. Воздвигли — аж тошно! —
цитадели цитат.
А он — всё тот же!
Он — цокот цикад.
И выбьет все пробки
шумящий, шаманский
гуляки пророка
характер шаманский!
Причудливо, точно
сквозь время он пущен,
и в будущем тоже
он тот же.
Он — Пушкин!
Марина Цветаева
Стихи к Пушкину
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного? — он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?
Критик — ноя, нытик — вторя:
«Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры?» Чувство — моря
Позабыли — о гранит
Бьющегося? Тот, солeный
Пушкин — в роли лексикона?
Две ноги свои — погреться —
Вытянувший, и на стол
Вспрыгнувший при Самодержце
Африканский самовол —
Наших прадедов умора-
Пушкин — в роли гувернера?
Черного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурeн российский классик,
Небо Африки — своим
Звавший, невское — проклятым!
— Пушкин — в роли русопята?
Ох, брадатые авгуры!
Задал, задал бы вам бал
Тот, кто царскую цензуру
Только с дурой рифмовал,
А «Европы Вестник» — с.
Пушкин — в роли гробокопа?
К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесем:
Всех румяней и смуглее
До сих пор на свете всем,
Всех живучей и живее!
Пушкин — в роли мавзолея?
То-то к пушкинским избушкам
Лепитесь, что сами — хлам!
Как из душа! Как из пушки —
Пушкиным — по соловьям
Слова, соколам полета!
— Пушкин — в роли пулемета!
Уши лопнули от вопля:
«Перед Пушкиным во фрунт!»
А куда девали пекло
Губ, куда девали — бунт
Пушкинский? уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкиньянца!
Томики поставив в шкафчик —
Посмешаете ж его,
Беженство свое смешавши
С белым бешенством его!
Белокровье мозга, морга
Синь — с оскалом негра, горло
Кажущим.
Поскакал бы. Всадник Медный,
Он со всех копыт — назад.
Трусоват был Ваня бедный,
Ну, а он — не трусоват.
Сей, глядевший во все страны —
В роли собственной Татьяны?
Что вы делаете, карлы,
Этот — голубей олив —
Самый вольный, самый крайний
Лоб — навеки заклеймив
Низостию двуединой
Золота и середины?
«Пушкин — тога, Пушкин — схима,
Пушкин-мера, Пушкин — грань. »
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное — как брань
Площадную — попугаи.
— Пушкин? Очень испугали!
1927
Двести двадцать.
Безымянная Ольга.
Всего лишь двести двадцать
Разных лет.
Нам — долгожительству
Такому удивляться,
Твое богатство сохранять
На сотни лет.
Чем стал велик?
Своим народным словом.
Чем покорил
не только россиян?
Простым, понятным,
мудрым, новым,
Тем языком,
который без изъян.
Создал его
Когда-то Ломоносов,
А ты в стихах
Внедрил его в народ.
Он стал
Без заковырок и торосов,
Могучий, русский,
Что в веках живет.
Не только русский
Стал великим словом,
Стал русских стиль —
Как глубины канон;
Для многих
Русский дом стал лучшим кровом,
А имя —
Код добра среди имен.
Бессчётно много
Нового случилось
За эти двести двадцать
Разных лет.
И в нашей жизни
Что-то получилось,
Не вышло что-то —
Это не секрет,
Но стали мы
Богаче и умнее,
И каждый,
Хоть в душе, но все ж поэт;
Мы стали
Духом праведным сильнее,
Преодолев немало
Тяжких бед.
Тебе — поклон
За данное потомкам.
Ты стал учителем
Для каждого из нас.
Мы шли
По историческим обломкам,
Чтоб наступил для нас
Наш звездный час.
Ты — наше всё,
Мы — всё с тобою вместе,
Полны с тобой
Величия и мы.
Твое значенье
Придает нам чести,
Обогащает
Души и умы.
Пусть новые наступят
Двести двадцать.
Потомки наши
Будут чтить, любя.
Как мы,
Всё также будут удивляться
Тому,
Что мир
Беднее без тебя.
В пуховый июнь
Марина Юрченко Виноградова
Памяти Пушкина
Поменялся царь и сменился век.
Столько судеб кануло в Лету.
А в июнь всегда тополиный снег
будто саван, сшитый поэту.
Если б рядом были друзья в тот миг –
Пущин, Кюхля и Соболевский,
то коварный выстрел бы не настиг
и сражаться было бы не с кем.
Сколько б мог ещё написать стихов,
становясь мудрее и старше,
но ценою жизни он был готов
отрицать виновность Наташи.
Как жилось-спалось-то потом врагу?
Уберечь не смогли поэта,
но живучую не избыть строку,
где сиянье живого света.
Шлёт из вечности нежность: «Я вас любил…»
и грустит: «Дай Вам Бог любимой…».
Пусть совсем немного на свете жил,
льётся голос неистребимый.
С головы до ног обняла латунь –
не страшна любая стихия,
и опять в пуховый его июнь
наизусть читаю стихи я.
Хитроумный сгинул граф Бенкендорф
и Романовых род угаснул,
новый век умножил несчастных вдов
и погубленных понапрасну,
но с поэзией сладить не может быт,
эту глыбу качнуть — посмейте!
А убийца поэта почти забыт,
а убитый ушёл в бессмертье.
2018
Источник