Дать логическую характеристику понятиям созвездие
Краткий курс логики: Искусство правильного мышления
Логика – один из обязательных предметов в высших учебных заведениях. В последнее время она также изучается в некоторых средних учебных заведениях. Практика показывает: тем, кто познакомился с логикой в школьные годы, намного легче осваивать эту науку в вузе. Книга состоит из четырёх основных глав, теста, ста занимательных задач. Первые три главы посвящены логическим формам: понятию, суждению и умозаключению, четвёртая – рассказывает о важнейших законах логики и распространённых нарушениях этих законов, которые делают наше мышление запутанным, речь – неясной, а значит, мешают полноценно общаться и понимать друг друга. Каждую тему завершают вопросы и задания для самопроверки и закрепления материала. Примеры, содержащиеся в книге, показывают практическую значимость логики для современного человека.
Тест состоит из ста заданий закрытого типа (при нескольких вариантах ответа на каждый вопрос, только один является правильным). Для выполнения теста обязательны теоретические знания по логике.
Сто занимательных логических задач, представленных в книге, различаются по типу построения и уровню сложности. Объединяет их то, что для правильного решения задач требуется нестандартный подход и творческая работа мысли. Задачи направлены на развитие мышления, памяти, внимания и воображения; они могут развлечь в часы досуга. Для решения задач не обязательны теоретические знания по логике, достаточно жизненного опыта и смекалки, т. е. интуитивной логики, которой в большей или меньшей степени обладают все люди, независимо от пола, возраста и уровня образования. Ко всем задачам приведены ответы и комментарии.
Книгу завершает список литературы, рекомендуемый для дальнейшего, более широкого изучения предмета.
Надеемся, что книга вам понравится, а изучение логики станет интересным и увлекательным.
В словаре приведены определения наиболее важных логических терминов, его можно рассматривать как конспект курса логики, построенный по алфавитно-терминологическому принципу.
Логика – наука о формах и законах правильного мышления.
Эта наука появилась приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Её создателем считается знаменитый древнегреческий философ и учёный Аристотель. Логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет своё практическое значение. Многие науки и искусства Древнего мира навсегда ушли в прошлое и представляют для нас только «музейное» значение, интересны исключительно как памятники старины, но некоторые из них пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими пользоваться. К их числу относится геометрия Евклида (в школе мы изучаем именно её) и логика Аристотеля. В XIX в. появилась и стала быстро развиваться символическая (математическая, современная) логика, которая является разделом высшей математики. Однако наша книга посвящена исключительно аристотелевской логике.
Так зачем нам нужна логика, какую роль она играет в нашей жизни? Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше понимать собеседника, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждениях.
Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (думать) можно о чём угодно, например, об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе… Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причём если содержание нашего мышления чрезвычайно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие, совсем немного.
Приведём простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания: «Все караси – это рыбы», «Все треугольники – это геометрические фигуры», «Все стулья – это предметы мебели». Несмотря на различное содержание, у этих высказываний есть нечто общее, что-то их объединяющее. Что? Их объединяет форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме – каждое из трёх высказываний строится по форме: «Все A – это B», где A и B – какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание: «Все A – это B», – лишено всякого содержания. Это высказывание представляет собой чистую форму, которую можно наполнить любым содержанием, например: «Все сосны – это деревья», «Все города – это населённые пункты», «Все школы – это учебные заведения», «Все тигры – это хищники».
Другой пример: возьмём три различных по содержанию высказывания: «Если наступает осень, то опадают листья», «Если завтра пройдёт дождь, то на улице будут лужи», «Если вещество – металл, то оно электропроводно». Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: «Если A, то B». Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: «Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку», «Если взлётная полоса покрыта льдом, то самолёты не могут взлетать», «Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы».
Логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления; её интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она часто называется формальной логикой. Аристотелевскую (формальную) логику также часто называют традиционной.
Если по содержанию высказывание: «Все комары – это насекомые», – является нормальным, а высказывание: «Все Чебурашки – это инопланетяне», – абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны, так как она занимается формами мышления, а форма у этих высказываний одна и та же: «Все A – это B».
Форма мышления – это способ выражения мыслей, или схема их построения.
Существует всего три формы мышления:
1. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта. Примеры понятий: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость.
2. Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает. Примеры суждений: «Все планеты являются небесными телами», «Некоторые школьники – это двоечники», «Все треугольники не являются квадратами».
3. Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).
В логике принято располагать посылки и вывод друг под другом и отделять посылки от вывода чертой.
Источник
Логическая характеристика понятий
Дать полную логическую характеристику понятиям значит необходимо, во-первых, определить вид понятия по количеству,а во-вторых и по качеству.
Понятия по объему, то есть по количеству делятся на:
Единичные понятия. (Тот, случай, когда предмет существует в одном экземпляре. Другого предмета такого нет.). Пример:Сатурн; город Москва.
Общие понятия. (Существуют несколько предметов данного вида). Пример: студент; планета; город.
Пустые понятия, иногда их называют нулевые понятия. ( то, что реально нет, чего не существует на самом деле). Пример: вечный двигатель; золотая кровь.
Непустые понятия. (Те понятия, которые отображают реально существующий процесс, предмет, объект). Пример: Лекция, военнослужащий, семья.
Понятия по содержанию, то есть по качеству делятся на:
- либо утвердительные, либо отрицательные
Утвердительные понятия иногда называют еще положительными понятиями. Утвердительные понятия отражают у предмета наличие признака. Пример: университет; человек.
Отрицательные понятия. В отрицательных понятиях отсутствуют какие-либо признаки. Обычно такие понятия с прибавлением частицы «не», «а», приставки «без». Пример: Безрукая; небритый.
Конкретные понятия. Понятия, отражающие предмет, процесс в общем(в целом). Пример: День, школа, мама.
Абстрактные понятия. Понятия, отражающие отдельное свойство предмета, какой-либо отдельный его признак. Признак может мыслиться сам по себе. Пример: человечность, красочность. Пример конкретных понятий: дружба, любовь.
- либо соотносительные, либо безотносительные
Соотносительные понятия. Понятия, описывающие предметы мыслимые с другими предметами. Пример: Бабушка (бабушкой быть самой себе нельзя, нужен другой объект), слуга, должник.
Безотносительные понятия. Понятия, мыслимые сами по себе. Пример: собака (собака не является собакой кому-то, она сама по себе), ребенок, лист.
Примеры. Дать полную логическую характеристику понятиям поэма, бескорыстие, государство, спорт, справедливость, дерево, содружество.
- Поэма (общее, конкретное, положительное, безотносительное);
- Бескорыстие (общее, абстрактное, отрицательное, безотносительное);
- Спорт (общее, конкретное, положительное, безотносительное)
- Неуверенность (общее, абстрактное, отрицательное, безотносительное).
51,196 просмотров всего, 10 просмотров сегодня
Источник
Контрольная работа по «Логике»
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:44, контрольная работа
Краткое описание
Содержание понятия – это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Содержание понятия «монарх» — «единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву».
Объем понятия – это обхватываемые им предметы. Объем понятия «монарх» — все монархи.
Файлы: 1 файл
логика.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Контрольная работа
ПО КУРСУ «ЛОГИКА»
СТУДЕНТ ГРУППЫ Ю-134
ЧЕЛЯБИНСК
Установите объем и содержание понятия: Монарх.
Содержание понятия – это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Содержание понятия «монарх» — «единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву».
Объем понятия – это обхватываемые им предметы. Объем понятия «монарх» — все монархи.
Определите вид данных понятий по объему:
Млечный Путь; самая удаленная звезда во Вселенной; черная дыра.
Млечный путь относится к общему виду, т.е. понятие объему которого принадлежит более одного элемента – млечный путь состоит из множества звезд.
Понятие самая удаленная звезда во Вселенной относится к единичному виду, т.е. понятие объему которого принадлежит один единственный элемент – самой удаленной звездой во Вселенной может быть только одна звезда.
Черная дыра относится к пустому виду, т.е. объему которого не принадлежит ни одного элемента, наличие черных дыр не доказано и соответственно ни одного элемента мы не можем отнести к данному понятию.
Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Созвездие Большой медведицы.
- по объему понятие является единичным, т.е. объему данного понятия принадлежит один единственный элемент. В созвездии Большой медведицы таким элементом является совокупность определенных звезд, совокупность других звезд не будет образовывать созвездие Большой медведицы.
- по характеру элементов объема – собирательные, т.е. группа однородных предметов мыслится как целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному предмету, входящему в его объем оно относится только ко всей совокупности элементов. Если рассматривать звезду (входящую в созвездие Большой медведицы) отдельно, то её нельзя назвать созвездием Большой медведицы, только совокупность звезд составляет созвездие Большой медведицы.
- по характеру объекта мыслимого в понятии – конкретное, т.е. в понятии мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее.
- по содержанию – положительные, т.е. содержание понятия составляют свойства присущие предмету.
- по учету отношения мыслимых в понятии предметов к другим предметам – безотносительные, т.е. созвездие большой медведицы существует раздельно и мыслится вне связи с другими предметами.
Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом – в разделительном смысле: Семья.
Собирательное: Семьей нельзя назвать только одного человека.
Разделительное: Каждый человек член семьи.
Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?
- Данные понятия являются сравнимыми, т.к. содержание понятие имеет общие существенные признаки, вкусные и невкусные – это вкусовые качества чего-либо.
- Данные понятия не являются совместимыми т.к. в объемах заданных понятий нет общих элементов.
Понятия вкусное и невкусное являются понятиями несовместимости, и относятся к разновидности несовместимости – противоречию. В данных понятиях выполняются три условия соподчинения
- ни одно А не являются В (ни одно вкусное не является невкусным)
- ни одно В не является А (ни одно невкусное не является вкусным)
- А и В подчинены С (вкусным и невкусны может быть например пирог)
и при этом А и В как соподчиненные понятия исчерпывают весь объем понятия С.
Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера: Дерево (А), тополь(В), вечнозеленое дерево (С), сосна (D), растение (Е), фиалка (F).
Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:
Перекрещивание – объем понятий частично совпадают .
А – юрист. В – депутат. С – адвокат.
А –В; С – В – перекрещивание. (некоторые юристы депутаты, некоторые депутаты — юристы), (некоторые адвокаты депутаты, некоторые депутаты — адвокаты).
А – С – подчинение – объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его (все адвокаты юристы, некоторые юристы – адвокаты).
А – В – перекрещивание.
А-С; В-С – подчинение.
Ограничьте и обобщите понятие: Закон РФ.
Обобщение понятия – переход от заданного понятия к понятию с более широким объемом. (Закон)
Ограничение понятия – переход от заданного понятия к понятию с меньшим объемом. (Закон субъекта Р.Ф.)
Обобщение: Закон РФ
Закон
Ограничение: Закон
Установите, является ли определение корректным, а если нет, укажите, какие правила нарушены: Утвердительное суждение – это суждение, в котором что-либо утверждается.
Данное определение не является корректным, т.к. нельзя раскрывать определяемое через самого себя, ошибка – Тафталогия.
Попробуйте дать определение данным понятиям: Сигнал, автобус.
Сигнал – звуковой или зрительный, условный знак для передачи на расстоянии каких ни будь сведений, распоряжений.
Автобус – многоместный автомобиль общего пользования, служащий для сообщений по определенному маршруту.
Соблюдены ли правила деления в примере, а если – нет, то какие правила нарушены?
Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.
В данном примере нарушены следующие правила деления:
- Соразмерности. В данном примере неполное деление – сумма объемов членов деления меньше, чем объем делимого понятия. Пропущены завоевательные войны.
- Одного основания. В процессе деления взяты два признака, по которым производится деление.
- Исключения членов деления. Члены деления находятся в отношении частичного совпадения т.к. выбраны два основания.
Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление): Год делится на четыре сезона.
В данном примере имеет место расчленение предмета на части – т.е. мереологическое деление.
Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»: Часы.
Логическое деление – это выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами новых понятий.
Часы бывают электронные, механические и т.д. Делимое понятие – «часы», члены деления – «электронные», «механические» и др., основание деления – тип механизма.
Определите тип суждения по характеру предиката: Москва больше Рязани.
Данное суждение является суждением с отношением. Суждение с отношением выражает отношение равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения.
Найдите субъект, предикат и связку в суждении: Пятна азональной пустыни имеются в таежной полосе Забайкалья.
Субъект суждения – понятие об объекте суждения. В данном примере субъектом суждения является понятие «пятна азональной пустыни».
Предикат суждения – понятие о свойствах, состояниях, и других характеристиках объекта суждения. В данном примере предикат суждения – «таежная полоса Забайкалья» (признак «быть в таежной полосе Забайкалья»).
Связка – функциональный элемент суждения, который ставит субъект и предикат в определенные отношения друг к другу. В данном примере связка суждения – «имеются».
Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырех типов A, E, I, O. Определите распределенность терминов. Студенты иногда опаздывают на занятия.
По качеству данное суждение является утвердительным, т.к. в этом суждении утверждается (а не отрицается), что студенты иногда опаздывают на занятия.
По количеству – частное суждение. Частные – суждения, в которых что – либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. В данном примере присутствует квантор частности – «иногда».
Частноутвердительная форма – I: «Некоторые S есть Р» — «некоторые студенты опаздывают на занятия».
Данное суждение является не распределенным, т.к. он взят только в части объема («некоторые студенты», «иногда опаздывают»).
Определите тип суждения (A, E, I, O). Сформируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом. Киты – млекопитающие.
Данное суждение является общеутвердительным – А: «все S есть Р» — «все киты – млекопитающие».
«Ни один кит не является млекопитающим» — это общеотрицательное суждение (Е).
«Некоторые киты млекопитающие» — частноутвердительное суждение (I).
«Некоторые киты не млекопитающие» — частноотрицательное суждение (О).
Данные суждения являются несовместимыми – т.е. из истинности суждения А следует ложность другого. Если суждение А считать истинным, то из этого вытекает, что суждения О, Е и I ложные (противоречащие суждения).
Сформируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату): все книги интересны.
«Все книги интересны» — это общеутвердительное суждение (А). Отрицанием данного суждение будет «Некоторые книги не интересны» (О). Рассматривая эти суждения с помощью логического квадрата видно, что они находятся в отношении противоречия, т.е. они не могут быть одновременно истинными и одновременно ложными. Отношения между противоречащими регулируются законом исключенного третьего: из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, третьего не дано. Согласно этому правилу, если считать истинным суждение «некоторые книги неинтересны», то суждение «все книги интересны» ложное.
Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату. Всякий закон является нормативно – правовым актом.
Обращение – «некоторые нормативно – правовые акты — законы» — преобразование простого суждения путем перестановки местами его субъекта и предиката.
Превращение – «ни один закон не является не-нормативно-правовым актом» — преобразование суждения путем введения двойного отрицания – первый раз перед связкой, а второй перед предикатом.
Противопоставление субъекту – «некоторые нормативно – правовые акты не могут быть законами» — преобразование суждения путем последовательного обращения, а затем превращения, при этом предикатом полученного суждения, становится понятие, противопоставляемое субъекту исходного суждения.
Противопоставление предикату – «не один не-нормативно – правовой акт не может быть законом» — преобразование суждения путем последовательного превращения, а затем обращения, при этом субъектом полученного суждения становится понятие, противоположное предикату исходного суждения.
Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением. Все рабовладельческие государства являются диктатурой рабовладельцев. Государство Древнего Рима было рабовладельческим. Значит, Государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев.
Все рабовладельческие государства – диктатура рабовладельцев.
Государство Древнего Рима – рабовладельческое государство.
Значит, Государство Древнего Рима – диктатура рабовладельцев.
В данном примере соблюдены все правила простого категорического силлогизма:
- Из двух отрицательных суждений нельзя сделать определенного вывода, в данном примере оба суждения положительные.
- Если одна посылка отрицательна, то и заключение будет отрицательным, в нашем примере – все положительные.
- Из двух частных суждений нельзя сделать определенного вывода, в данном примере общие суждения.
- Если одна посылка частная, то и заключение будет частным.
- В силлогизме должно быть только три термина. В данном примере три термина – меньший термин S «Государство Древнего Рима», больший термин Р «диктатура рабовладельцев», средний термин М «рабовладельческое государство». Значит данное правило в примере выполнено.
- Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок, в данном примере распределен.
- Крайний термин распределен в заключении тогда и только тогда, когда он распределен в посылках.
Источник