Меню

Декоративно прикладное искусство знак солнца

Солярные символы славян и ариев

Славяне использовали солярные символы во многих областях своей культуры и быта: это и посуда (как дерево, так и керамика), и одежда (вышитые узоры), и архитектура (резные изображения), и предметы домашнего обихода (прялки, полотенца). Считалось, что они приносят удачу и счастье, а также оберегают человека и его дом.

Определение

Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло. Также эти символы олицетворяли всю Вселенную, галактику. Они обозначали и вечные процессы, животворящие, природные. И не напрасно, солярные символы славян часто использовались в качестве оберегов.

Терминология

Существует их великое множество. Древние славяне называли их яргическими (все-таки слово «солярный» пришло из латинского языка). Также можно услышать и другое название – свастика, свастичные знаки. Так древние славяне тоже не говорили. Корень слова «свастика» обозначает «связанный с благом», если переводить с индоевропейского.

Вообще свастика может символизировать движение. Если она движется по часовой стрелке, то олицетворяет путь к жизни, к благополучию, а также мужское начало. А если она движется против часовой стрелки, то олицетворяет смерть, замедление всех процессов.

Солярные символы славян и ариев можно было встретить абсолютно везде, на любой территории.

Изображение

Чаще всего славянские солярные символы напоминают по форме либо круг, либо крест (вращающийся – свастика). Крест символизирует четыре стороны света, а круг – солнечный диск.

Основные солярные символы солнца схожи между собой, но имеют разные названия. Например, Коловрат – свастика, движущаяся по часовой стрелке. Символизирует бога Ярило. Его цвет играет большую роль: красный – возрождение, синий – обновление, черный – изменения. А вот Инглия – свастика, движущаяся против часовой стрелки.

Свастика и другие солярные знаки могут иметь разное число лучей: два, три, четыре, пять, шесть, восемь и больше. В этом также заложен свой, глубокий смысл. Может быть, предки оставили нам их, чтобы мы разгадали какую-то загадку?

Предназначение и смысл

Солярные символы также служили для древних славян средством передачи информации. Например, между матерью и ребенком, предками и потомками.

Почему для славян такое большое значение имели именно «солнечные» знаки? Просто боги Солнца являлись самыми важными в мире Прави (Высшем мире). Ведь солнце – это источник жизни на земле, источник света и тепла.

Источник

Проект «Использование солярных знаков в народном прикладном творчестве»

На уроках математики проходили тему многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности. Построение правильных многоугольников. Построив в очередной раз правильный восьмиугольник, четырехугольник, шестиугольник у нас возник вопрос: «Где это применяется в жизни?» Цель проекта: Познакомится с символикой народного прикладного творчества, и изготовить оберег, используя солярные знаки для оформления.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_ispolzovanie_solyarnyh_znakov_v_narodnom_prikladnom_tvorchestve.zip 678.63 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Использование солярных знаков в народном прикладном творчестве

(Творческий проект).

Подготовили: ученицы 9 б класса:

Учитель математики Юдина Н.А.

  1. Цель и задачи проекта
  2. Обоснование выбора темы проекта
  1. Краткие исторические сведения
  2. Виды солярных знаков и их значение
  3. Использование солярных знаков
  4. Выбор вариантов практической части проекта
  5. Технологическая часть изготовления
  1. Вывод и самооценка
  2. Используемая литература

Познакомится с символикой народного прикладного творчества, и изготовить оберег, используя солярные знаки для оформления.

  1. Подобрать и исторический материал по выбранной теме;
  2. Изучить значение солярных знаков;
  3. Подобрать орнамент и материал для изготовления изделия;
  4. Изготовить и оформить проект.

Обоснование выбора темы проекта

На уроках математики проходили тему многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности. Построение правильных многоугольников. Построив в очередной раз правильный восьмиугольник, четырехугольник, шестиугольник у нас возник вопрос: «Где это применяется в жизни?»

Учитель математики показала нам на слайдах различные орнаменты, которые применяются для украшения деревянных домов, домашней утвари, вышивки. Действительно, в различных орнаментах мы увидели разнообразные геометрические фигуры, знаки. Эти символы имеют свое название — солярные знаки.

Это нас и заинтересовало. Дома, прочитав литературу, мы узнали, что эти знаки используют для создания оберегов. Вот и решили мы изготовить свой оберег. Вот так родился наш проект.

Краткие исторические сведения

Так сложилось, что, изучая культуру Древней Руси и древних славян, досконально изучают православие, образчики первых веков христианской Руси, однако о язычестве принято говорить в книгах одной строкой: «до крещения Руси, славяне были идолопоклонниками», однако такая формулировка не только не точна, но и не верна – это все равно, что говорить о христианах как об «иконопоклонниках». На самом же деле, Язычество Славян – предмет для изучения намного более глубокий, интересный и загадочный, чем христианство. Это доказали уже многие авторы, например, Борис Алексеевич Рыбаков в его эпохальных книгах, открывших многим людям, ныне занимающимся язычеством, глаза («Язычество Древних Славян», «Язычество Древней Руси» и многие другие), многим менее известные более поздние авторы: Антон Платов, Александр Асов, Валерий Демин, Сергей Парамонов (Лесной). Первым же с научной точки зрения, изучал древнюю веру никто иной, как русский гений Михаил Ломоносов. Исследованиями занимаются и члены родноверческих (языческих) общин, стремительно набирающих силу в нашей стране, самые известные из них – волхвы Велеслав (община «Родолюбие»), Дмитрий Гаврилов (Иггельд), Велимир («Коляда Вятичей»). Все эти авторы говорят о язычестве как о многосторонней, глубокой и древней вере наших славных предков – и никто не обвиняет древних славян в «темном идолопоклонничестве».

В этой же работе речь пойдет о языческом символе, неотъемлемой части традиционной (языческой) культуры. Будут рассмотрены основные группы символов, их религиозно-магическая трактовка и история их происхождения, и прочие небезинтересные факты.

Роль символа в язычестве

Огромное значение в Вере Исконной, как любят называть язычество современные последователи древних волхвов, имеет символ, именно он, зачастую, несет в себе основную смысловую нагрузку в магическом и жреческом искусстве. Ведь символ – это не просто значок или украшение на посохе волхва, обрядовой посуде, кумире или иной вещи, а совокупность сакральных смыслов, магических эффектов, многотысячелетних трудов древних гениев, формировавших сей знак. Проще говоря, символ в язычестве славян несет в себе прежде всего магическую нагрузку, а уже только в самую последнюю очередь – эстетическую.

Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега, многие способны стереть грань между мирами, позволяющие, например, шаману, совершить путешествие в темный мир (Навь) или светлый (Правь), некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы…

Солярная символика в домовой резьбе

Этнографические данные позволяют расширить круг предметов, на которые наносился этот узор в древности. Известно, что орнаментация народной одежды и тканей изобилует солярными символами. «Розетки, крестообразные фигуры, круги, иногда со вписанной в них розеткой в шестиугольнике, ромбы и части их явились основой геометрического восточнославянского узора, одинаково выполняемого от Белого моря до Карпат разнообразными техническими приемами» . В орнаменте восточнославянской женской рубахи преобладают мотивы ромба, розетки, восьмиконечной звезды . Солярные мотивы обычны в орнаментации полотенец, с языческих времен являвшихся ритуальной принадлежностью, в вышитых поясах и т. д. Иногда отдельные элементы орнамента называются «солнышки» .
Солнечный культ нашел отражение и в резьбе на различных частях крестьянских домов.
В современной домовой резьбе русского Севера, Среднего и Верхнего Поволжья, Сибири солярная розетка или полурозетка — необходимый элемент орнаментации, вокруг которого зачастую сосредоточиваются все остальные. Традиционная связь этих солярных эмблем со строго определенными частями зданий указывает на их первоначальный характер. Основная часть резных украшений (на юге — росписей хат) сосредоточивается на внешних стенах домов, особенно на фронтальной. По месту солярные знаки совпадают с крестами, которые с магической целью чертились мелом или выжигались на различных частях здания в определенные праздничные дни. Они украшают крыльцо, двери, углы дома, обрамляют окна («и в мое оконце засветит солнце» — пословица) ставятся на калитках, воротах двора или усадьбы («и на моих воротах солнце засвитае») , на фронтонах, иногда солнечные знаки заменяют коньки на крышах изб и т. д. (рис. 3).
Внутри избы солярные знаки вырезались на сволоках (матицах) — толстом брусе, который служит опорой для потолка. Со сволоком были связаны различные обычаи и поверья. Например, если приснится, что падает сволок, в доме кто-нибудь умрет. В «Слове О полку Игореве» князь Святослав видит «мутен сон», что в его тереме доски без кнеса, т. е. без сволока .
Солнечные символы покрывают и обиходные деревянные изделия (рис. 4). Древность этого обычая доказывается находкой частей деревянной спинки из Новгорода (конец XI в.) с изображениями солнца (рис. 5)
На основании этнографических материалов отчасти можно судить о том, на какие предметы наносился этот узор в древней Руси, причем его связь с определенными предметами указывает на первоначальную охранительную роль этих знаков, которые и теперь иногда называются «солнце», «звезды» и т. д.
На посуде они оберегали пищу. На мебели (скамьи, кровати, столы) солнечные знаки должны были охранять ее владельцев при пользовании ею; на сундуках, ларях для зерна, муки и т. д. они берегли крестьянское добро от порчи. На светцах эти символы были связаны с их непосредственным назначением источника света, подобно тому как на античных светильниках часто встречаются изображения солнца и луны. Они покрывают сани, которые часто выступают в народной обрядности при праздниках солнца.
Особенно богата орнаментация орудий и принадлежностей для прядения и ткачества. Это прялки, донца, ткацкие станки и их детали и пр. Здесь нашел отражение миф об уподоблении солнца колесу прялки, причем солнечные лучи являются нитями, наматываемыми на веретено. Народная загадка уподобляет солнечный луч веретену: «Из окна в окно готово веретено». В славянских сказках сохранилось воспоминание о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых нитях, спускающихся, с неба. С бронзового века распространены пряслица с солярной орнаментацией. Подобные пряслица найдены в нижних слоях Псковского городища.
В заключение несколько слов о территориальном распространении и хронологии памятников со следами космических культов древних славян.
Говоря о хронологии, необходимо учитывать пережиточность религиозных верований, сохраняющихся сотни лет, постепенность их исчезновения. Поэтому возможна лишь очень приближенная хронология. Основным, что должно интересовать исследователя, является вопрос — отражают ли «небесные» символы, широко распространенные в древнерусской орнаментации, в каждом данном случае современные им представления, сохраняют ли они свою семантику и магические функции или утратили их.

Основная масса предметов с «небесными» символами (главным образом подвесок к ожерельям) бытует в границах X—XIII вв. Она найдена в составе деревенских курганных инвентарей в землях, наиболее замкнутых в культурном отношении племен — вятичей, радимичей, а также кривичей, новгородских словен, где и после проникновения христианства язычество в деревне оставалось слабо затронутым. Эти подвески бывают одиночными и занимают центральное положение в ожерелье, но могут чередоваться с другими или повторяться. Эта множественность не может указывать на утрату ими апотропейного значения, так как увеличение числа одинаковых амулетов в представлении язычника только усиливало их эффективность.

С упрочением христианства происходил постепенный длительный процесс отмирания языческих культов небесных светил, забвение семантики их идеограмм, утрата ими функций магических оберегов. Некоторые знаки переосмысливаются, получая новое содержание (крест, луна с крестом). Остальные приобретают чисто декоративный характер, сочетаясь с другими орнаментальными мотивами позднейшего происхождения. Уже в искусстве древней Руси один и тот же мотив мог восприниматься современниками как солнечный символ и просто как узор (например, пластинка от церковной алтарной преграды, найденная в Гродно, украшенная фигурой розетки).
Постепенно первоначальный смысл древних символов был забыт, хотя они и дошли в народном искусстве до наших дней, передаваясь по традиции от поколения к поколению.

Виды солярных знаков и их значение

Громовой знак – знак Перуна, заключенный в круг шестиконечный крест. Распространен этот знак был очень широко его знали и скандинавы и кельты и славяне. Громовой знак мы можем увидеть в орнаменте русских прялок и на избах вплоть до нашего времени. Резали его на низ не просто так. На избах его вырезали на кокошнике (доска, свисающая с торца конька) в качестве магического громоотвода. Также громовой знак – знак мужества, воинской доблести. Был магическим знаком русской дружины. Этот знак можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Знак этот также вышивают на мужской рубахе.

Восьмилучевой Коловрат – знак Сварога, бога-творца, бога мудрости. Именно Сварог создал Землю, людей (через Даждьбога), даровал людям многие знания, в том числе – металл и плуг. Знак Сварога есть знак мудрости и высшей справедливости, знак Прави. Также коло Сварога – символ вселенной. Устройство вселенского колеса Сварога очень сложно. Центр его находится на Стожаре-Стлязи — небесной оси. Оно проворачивается вокруг Стожара за одни сутки и делает оборот за год. Самое же медленное вращение Колеса приводит к смене зодиакальных эпох. Такой оборот Колеса длится 27 тысяч лет. Это время называют сутками Сварога.

Крест. Тоже солярный символ. люди считают его «чисто христианским» знаком, однако это далеко не так. Например, католические миссионеры, проповедовавшие в Китае, видели кресты, изображенные на статуях Будды, учение которого возникло примерно на шесть веков раньше христианства, а испанские канкистодоры были свидетелями почитания креста североамериканскими индейцами-язычниками как слияния Небесного огня и огня Земного.

Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите. Крест – символ жизни, неба и вечности. Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Также кресты разделяют на прямой, то есть имеющий горизонталюную и вертикальную черты и косой, имеющий две диагональные черты, причем прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой – более мягкое творческое начало.

Прямой крест также может служить примитивной моделью Мирового Древа, где вертикальная черта – Мировое Древо, а горизонтальная – мир Яви. Соответственно, крест со сдвинутой вверх горизонтальной чертой будет обозначать расположение мира Прави на Древе, вниз – мира Нави. Естественно, эти кресты будут иметь соответственное магическое значение.

Кельтский крест или Колокрыж. Посмотрите на шести- и восьмилучевые коловраты, представленные в этой работе. Кроме количества лучей у этих знаков ничего не меняется. Несмотря на то, что крест этот назыается кельтским, известен он практически всем индоевропейцам, в том числе, и Славянам. История кельтского креста насчитывает как минимум 8-9 тысячелетий. Кельты же особенно почитали этот крест. Еще кельтский крест называли «крестом воина», «крестом Вотана» (Одина).

Двенадцатиконечный крест представляет собой крест с перекладиной на каждом луче Назначение этого креста – защита от внешних воздействий. Также многие исследователи говорят об этом знаке как о волшебном знаке Рода. Его также называют Шлемом Ужаса, представляя его как совокупность четырех рун Альгиз Старшего Футарка. Руна Альгиз – руна пассивной защиты, то есть значение этого символа неизменно. Этот символ был распространен как в глубокой древности, есть этому археологические доказательства – много амулетов со шлемом ужаса было найдено на территориях скифов, мордвы, индоевропейских народов, так и в средневековье им украшали стены домов и деревянные изделия а текже нередко использовался в церковной утвари

Поговорим сначала о символике плодородия . Она представлена очень характерным узором – ромбом (или квадратом), разделенным внутри еще на четыре ромба. Это – поле. Маленькие ромбики — если хотите, лунки для семян. Если в маленьких ромбиках изображаются точки, это значит, что поле засеяно – это символ плодородия. Если маленькие ромбики пусты, значит поле не засеяно. Символы эти имеют соответственное магическое значение. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками. В целом, ромб (квадрат) с точкой посередине – это то, что может родить, то, что является источником благополучия и изобилия.

Источник

Читайте также:  Хороший защитный крем от солнца для детей
Adblock
detector