Меню

Демилитаризация космоса что это

LawWebs

Разделы

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена ст. IV Договора о космосе; государства обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.

Проблема демилитаризации космоса – это глобальная проблема современности. На предотвращение милитаризации космического пространства был направлен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972) и Дополнительный протокол к нему (1974), договоры СНВ—1 и СНВ—2. Согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны (1972), каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования (ст. V). В настоящее время США де-факто обошли этот договор путем развития новых космических технологий. Теперь они считают, что договор устарел и де-юре. Однако Россия придерживается противоположной точки зрения: она будет добиваться сохранения и соблюдения договора 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны – краеугольного камня стратегической стабильности.

Вместе с тем Договор о космосе не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. Использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ – радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и в силу этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено ст. V Договора о космосе. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.

Оказание помощи космонавтам в случае аварии

возлагается на все государства. В Конвенции о спасании космонавтов закреплено следующее:

♦ если в случае аварии космический корабль приземляется на территории какого-либо государства, то оно принимает незамедлительные меры к оказанию помощи; информирует власти государства, запустившего космический объект, Генерального секретаря ООН (ст. 2);

♦ если космический корабль вынужден приводниться в открытом море или приземлиться на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, ему оказывают помощь государства, которые в состоянии это сделать; они также информируют запустившее космический корабль государство и Генерального секретаря ООН (ст. 3);

♦ государство, на территории которого окажется космический корабль, незамедлительно возвращает его и экипаж государству, которому этот корабль принадлежит (ст. 4);

♦ все расходы, связанные с оказанием помощи космическому кораблю и его экипажу, покрываются властями, осуществившими запуск корабля (ст. 5).

Международное сотрудничество в мирном исследовании и использовании космического пространства

(Договор о космосе, ст. I, III, IX) может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, а также в рамках международных организаций. Это сотрудничество предполагает: соблюдение норм и принципов Устава ООН; обязанность учитывать интересы других государств (Договор о космосе, ст. IX); запрещение создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств (ст. IX); оказание возможной помощи космонавтам в случае аварии (ст. V); информирование всех стран о характере, ходе, месте и результатах деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и др.

Источник

Демилитаризация космоса — главная задача человечества

Россия, а с ней и всё «прогрессивное человечество», отмечает 60-летие первого полета человека в космос

По мнению экспертов, сейчас ситуация в отрасли характеризуется высочайшей степенью конкуренции. Россию теснят США и Китай. По некоторым параметрам мы уже отстаём.

Читайте также:  Космос 101 отпугиватель кротов

Однако гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин полон оптимизма. «Мы стоим на пороге очень важных изменений в нашей отрасли — переход на новую ракетно-космическую технику, начало лунных исследований сначала автоматами, а потом экипажами наших космонавтов», — заявил в юбилейном видеоролике чиновник.

Глава «Роскосмоса» в некотором смысле успокоил общественность, отметив, что не всегда успех зависит от обстоятельств. Он напомнил, что незадолго до полета Гагарина «в стране бушевала война», в результате которой был потерян колоссальный ресурс. Тем не менее, за счет «людей, их воли, профессионализма и нацеленности на достижение реальной цели» страна смогла «первой вырваться в космос».

Эксперты согласны с тем, что Россия остаётся в авангарде освоения космического пространства. Тот факт, что эксплуатация МКС во многом завязана на российские технологии и производственные мощности, не требует доказательств. Об этом знают все. Гораздо меньше известно о других достижениях. К примеру, после 45-летнего перерыва Россия возрождает лунную программу. Предстоящей осенью состоится запуск автоматической станции «Луна-25». Аппарат сядет на Южных околополярных широтах и приступит к поискам водяного льда, ключевого ресурса для строительства обитаемой базы.

По мнению экспертов, в полной мере реализовать лунную программу удастся через международную кооперацию — задачи слишком сложны и затратны. Как отметил один из экспертов, нужно перестать думать по-старому как отдельно русские, отдельно американцы и отдельно китайцы, а начинать думать, как человечество.

Оптимисты верят, что страны способны отбросить в сторону все политические разногласия и работать вместе. Это показал проект МКС. Однако американцев, судя по всему, не устраивает равноправное партнёрство. Они рассчитывают диктовать свои условия и определять правила игры. В ход идут, к примеру, санкции против России (которая, кстати, даже в такой ситуации сохраняет конкурентоспособность).

Кроме того, США переносят гонку вооружений в космос, выводя оружие на орбиту. Именно поэтому Москва выступает за начало переговоров по разработке международного инструмента, запрещающего размещать в космосе любые виды вооружений.

По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, Россия исходит из того, что только гарантированное предотвращение гонки вооружений в космосе позволит обеспечить возможность его использования в созидательных целях, на благо всего человечества.

В качестве основы для механизма, запрещающего размещение вооружений в космосе, Лавров предложил использовать российско-китайский проект договора, внесенный на Конференции по разоружению в Женеве в 2014 году.

По словам главы МИД, стабилизировать ситуацию на период, пока такой многосторонний документ будет разрабатываться, призвана «выдвинутая Россией и ставшая международной инициатива по принятию странами политического обязательства о неразмещении первыми оружия в космосе». Как напомнил Лавров, полноформатными участниками инициативы стали уже три десятка государств.

Россия неоднократно выступала за заключение юридически обязательного соглашения всех космических держав о всеобъемлющем запрете на милитаризацию космоса. В частности, в октябре прошлого года об этом говорил замруководителя Совбеза России Дмитрий Медведев в своей статье «75 лет ООН: старые проблемы, новые вызовы и глобальные решения».

В мае прошлого года посол России в США Анатолий Антонов заявил, что Соединенные Штаты целенаправленно при поддержке союзников, НАТО пытаются сделать космос сферой боевых действий и возможных столкновений между нашими странами.

В интервью телеканалу «Звезда» дипломат отметил, что Россия делает все возможное, чтобы этого не допустить. По его словам, Москва серьезно обеспокоена американскими планами и постоянно выступает на всевозможных площадках, в том числе на конференции по разоружению на генеральной ассамблее ООН, за резолюцию о предотвращении гонки вооружения в космическом пространстве.

Старший научный сотрудник Центра международной безопасности и стратегии Университета Цинхуа, эксперт China Forum Чжоу Бо понимает мотивы американцев (поскольку, как выражается эксперт, соперничество – часть человеческой натуры), но называет безумием попытку разместить на орбите оружие.

Вместе с тем, китайский эксперт подчеркивает, что большинство космических технологий по своей сути имеют двойное назначение, то есть могут использоваться в военных и мирных целях. Даже спутник, проходящий слишком близко к другому спутнику, может представлять угрозу.

Иными словами, проблема в том, что оружием на орбите может оказаться буквально всё — начиная от самого мирного по своему назначению космического аппарата и заканчивая отвёрткой. Это вопрос интерпретации. Вместе с тем, по мнению китайца разница в интерпретации не должна стать непреодолимым барьером, если все государства признают: в космической гонке вооружений победителей не будет.

Читайте также:  Основные этапы развития космоса даты

Уроки холодной войны могут оказаться полезными. В тот период осознаваемое взаимное уничтожение помогало не допустить глобальной ядерной войны. Но концепция сформировалась только после того, как Вашингтон и Москва поняли, что не смогут воспользоваться преимуществом друг над другом в гонке вооружений, а стратегическое равновесие, даже основанное на страхе, лучше любой войны.

Точно так же для решения проблемы милитаризации космоса, вероятно, нужно признать взаимную уязвимость ведущих космических держав, что в конечном счёте приведёт к выработке договора о неразмещении оружия в космическом пространстве, заключает Чжоу Бо.

В общем, несмотря на все достижения научно-технического прогресса в иных областях, освоение космоса остаётся важнейшей задачей и главным вызовом современной цивилизации. И здесь у России огромный научный, технический и организационный задел, который необходимо использовать рационально, не оставляя конкурентам шансов, но и не встревая в губительную гонку космических вооружений.

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

Источник

Почему демилитаризация космоса зависит от Сейшел

Россия продвигает свои инициативы в партнерстве с малыми странами

Об авторе: Бахтияр Раисович Тузмухамедов – профессор международного права.

Графика pixabay.com

Новость, наверняка удивившая не только непосвященных и скептиков: Россия и Сейшельские Острова в день 60-летия полета космонавта-первопроходца Юрия Гагарина подписали Совместное заявление о неразмещении первыми оружия в космосе. Что это еще за партнерство несопоставимых геополитических и технологических величин?

Начнем с того, что еще в 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН (ГА ООН) был принят текст Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, сокращенно именуемый Договором по космосу. Договор, вступивший в силу в 1967 году, запрещает выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Однако запрет не распространяется на иные виды оружия.

За неполные четыре месяца текущего года двусторонние декларации, подобные упомянутой российско-сейшельской, наша страна уже подписала с Республикой Конго (не путать с Демократической Республикой Конго), Сьерра-Леоне и Туркменистаном. Всего же к инициативе, на дипломатическом жаргоне неблагозвучно именуемой НПОК, присоединились 30 государств, среди которых нет космических грандов, хотя у иных имеются космические программы, собственные ракетные технологии и даже космонавты-астронавты с опытом полетов на орбиту Земли.

Впервые с этой инициативой Россия выступила в 2004 году на заседании Первого комитета ГА ООН, в ведении которого находятся вопросы разоружения и международной безопасности, приняв на себя одностороннее политическое обязательство не размещать первой оружие в космосе. Со временем к инициативе удалось привлечь не только отдельных сочувствующих, но и создать позитивный настрой в международных объединениях – ОДКБ, ШОС и др., а в 2014 году вынести на суд ГА ООН проект резолюции, который был принят с неплохим первоначальным результатом: 126 голосов за, 4 – против при 46 воздержавшихся.

Параллельно на Конференции по разоружению – автономном от ООН, но тесно связанном с нею переговорно-дипломатическом органе в составе 65 государств – продвигался совместный российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Его первоначальная версия, внесенная в 2008 году, была доработана с учетом высказанных партнерами замечаний и вновь представлена на конференции в 2014 году.

Читайте также:  Арты связанные с космосом

ГА ООН и Конференция по разоружению – не финансовые объединения, в которых вес голоса зависит от экономической состоятельности и вклада в бюджет. В них действует правило «одна делегация – один голос», то есть господствует формальное суверенное равенство и даже отсутствует исключение в виде принципа единогласия постоянных членов СБ ООН, в просторечье именуемого правом вето. Так что идет борьба за привлечение и даже перетягивание на свою сторону обладателей ценных голосов, и это тем более важно при наличии соперничающих предложений по сходной тематике. Скажем, на 75-й сессии резолюция в поддержку НПОК получила 132 голоса при 32 против (включая США) и 21 воздержавшемся, а спонсированный западными государствами проект под названием «Уменьшение космических угроз путем принятия норм, правил и принципов ответственного поведения» поддержали 164 делегации, против голосовали 12 (включая Россию), и воздержались 6. Значит, есть над чем работать – если, конечно, смысл и содержание работы сводить к продвижению собственных идей при одновременном развенчании идей конкурентов.

Повестка дня ГА ООН помимо двух упомянутых включает также общую тему предотвращения гонки вооружений в космосе, а также меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности. При всех различиях у них есть общие черты, а концепции, заложенные в принимаемые резолюции о мерах доверия, так и вовсе дополняют и подкрепляют НПОК. Идеальный сценарий – гармонизировать эти направления, чтобы на их основе вновь дополнить и обогатить российско-китайский проект договора и расширить круг его инициаторов. Помимо прочего предметный переговорный процесс по договору мог бы расшевелить Конференцию по разоружению, уже несколько лет как увязшую в бесплодных процедурных дебатах.

Но идеальный сценарий пишется для идеальных условий. Пока же приходится привлекать сочувствующих и перековывать их в единомышленников, одновременно обкатывая инициативы в зале заседаний и кулуарах ГА ООН.

Кстати, об использовании платформы ООН для продвижения и обкатки идей в сфере международного мира и безопасности. В 1962 году, вскоре после разрешения Карибского кризиса, Бразилия внесла в ООН проект резолюции о создании в Латинской Америке зоны, свободной от ядерного оружия. Бразилию поддержали Боливия, Чили и Эквадор, а позднее Мексика, и годом позже ГА ООН на основе уже доработанного проекта приняла резолюцию 91 голосом из 111 государств, в то время входивших в ООН, при этом против не проголосовало ни одно из четырех на то время государств, обладавших ядерным оружием. Заручившись такой солидной поддержкой и внимательно проанализировав замечания, инициаторы провели домашнюю работу и вернулись на мировой форум с обновленной инициативой. В итоге в 1967 году был принят Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке, известный также как Договор Тлателолко – по названию исторического района города Мехико, где он был подписан. И вновь инициаторы обратились в ГА ООН, теперь уже за поддержкой принятого договора и с целью привлечь к его реализации и упрочению ядерные державы.

В чем-то сходные дипломатические приемы были использованы и при заключении более поздних договоров, включая Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии 2006 года.

Не резон отмахиваться от малых с обывательской точки зрения государств, чей голос в ООН равнозначен голосам гигантов, как и от самой организации, где не только оттачиваются инициативы, но и вода камень точит.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Adblock
detector