День Ярилы-Солнца
В Лето 7521 от С.М.З.Х., месяца Хейлетъ (Месяц Получения Даров Природы), 2 дня, День Ярилы-Солнца.
Ярило — Солнце — Светлейший Небесный Бог-Покровитель Земной Жизни. Ярила — покровитель всех Светлых, Чистых. Добрых. Сердечных Помыслов и Мыслей людей.
Ярила — хранитель Благих и Чистых Сердец и нашего дневного Светила, которое дарует всем живущим на Мидгардъ-Земле согревающее тепло, любовь и полноценную жизнь. Образ Ярилы-Солнца часто изображается в быту в виде разнообразных свастичных символов и коней.
На Руси говорили: «Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».
Некоторые считают, что это не только бог солнца, но и славянский Эрос, бог любви и страсти. Другие считают, что это бог животворной силы природы: когда все растущее приходится в яр, то есть покрывается зеленью, начинает плодоносить, тогда и животные ярятся — стремятся произвести потомство. К этому дню приурочивали ярмарки, игрища. Праздник сопровождался кулачными боями, песнями, плясками. Вечером у костров народ веселился, песни пел, молодежь хороводы водила, травы душистые, чаи лечебные заваривали.
Известия о древних празднествах так недостоверны и изменены местными условиями, что трудно добраться до их истока, — к числу таковых принадлежит и Ярилин день. В какое время он появился у нас? Какие оказывались ему почести? На эти вопросы не возможно ответить определенно. Из древних источников (М.Забылин) известно только, что праздник сопровождался бурным весельем в Костромской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской губерниях, быть может, и во многих других местах. Составляли его увеселение кулачные забавы, игры и ярмарочные сборища.
Ярило веселый, разгульный бог страсти-удали. Взглянет Ярило на встречного — тот без пива пьян, без хмелю хмелен; встретится взором Яр-Хмель с девицей-красавицею, — мигом ту в жар бросит: так бы на шею кому и кинулась. А вокруг него, по всему его пути, по дороге Ярилиной, цветы зацветают, что ни шаг, что ни пядь — все духовитей, все ярче, цветистее.
В Воронеже долгое время, до 1763 года, существовало народное игрище, Ярило. Оно совершалось перед заговеньем на Петров пост. Накануне игрища готовились закуски и праздничные одежды, и потом, с рассветом, толпы двигались за город на большую площадь, расположенную вне Московской заставы. Девушки наряжались одна другой лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветная запаска с широкими рукавами, белая рубашка и несколько разноцветных лент, вплетенных в косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случая, чтобы показать свои щегольские одежды. Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столах лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составляло смесь ярмарки с шумным праздничным гуляньем.
Песни, пляски и музыка сопровождали общее веселье. Среди этих забав наряжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокий бумажный с петушиным султаном колпак, который украшался фантастическими изображениями; лицо его чернили или румянили, в руки давали побрякушки и колотушку. Дети с барабанным боем возвещали Ярилово шествие.
Толпа гуляющих стекалась к этому зрелищу. Ряженый важно расхаживал на площади и плясал; к нему присоединялись другие плясуны, которые угощали его пряниками, маковинами, пирогами — одним словом, всем тем, что приносили для своего угощения. Когда веселье было в полном разгаре, составляли произвольные игры; от них переходили к молодецким забавам — кулачным боям.
Стародавний, освященный веками обычай, многие и многие годы спустя после исчезновения из памяти народной первобытного брака-умыкания, заставлял матерей еще не так давно посылать девушек «невеститься» на ярилины игрища. На последних допускалось самое свободное обращение молодежи обоего пола между собою. При этом, впрочем, все сопровождается полной благопристойностью. Собравшимися затевается игра «в горелки». Высмотревшие себе невест становятся попарно с приглянувшимися им девицами в длинный ряд; один из них, которому выпадет жребий «гореть», выступает вперед всех и выкликает: «Горю, горю, пень!» — «Чего ты горишь?» — спрашивает его какая-нибудь девица-красавица. — «Красной девицы хочу!» — «Какой?» — «Тебя, молодой!» После этого одна пара бросается в разные стороны, стараясь снова схватиться руками, а «горевший» пытается поймать девушку прежде, чем она успеет сбежаться со стоящим с нею раньше парнем. Если «горящий» поймает девушку, то становится с ней в пару, а оставшийся одиноким «горит» вместо него; а не удается поймать, — он продолжает гоняться за другими парами. Во время ярилиного разгула дозволялись обнимания, целования, совершавшиеся под ветвистыми деревьями, которые скрывали парочки.
Есть местности, где Ярилин праздник начинается тем, что девушки — целым хороводом — выбирают из себя одну, наряжают ее в цветы и сажают на белого коня. Все участницы игрища одеты в праздничные наряды, с венками из полевых цветов на головах. На Белой Руси поют при этом песню о боге-Яриле и его радстном-веселом хождении по свету белому:
А гдзеж ен нагою —
Там жито капою,
А гдзеж ен ни зырне —
Там колос зацвище.
На Ярилиной неделе, по суеверному представлению народа, особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху, на зазнобу да на разгару. «На море на Кияне», — гласит один подобный заговор, — «стояла гробница, в той гробнице лежала девица, чадо Божия (имярек)! Встань-пробудись, в цветное платье нарядись, бери кремень и огниво, зажигай свое сердце ретиво по чаду Божием ((имярек) и дайся по нем в тоску и печаль!»
Почти повсеместно сохранился древний обычай — ходить в это время к покойникам на могилки. Здесь все угощаются, оставляя, чем угоститься и лежащим в земле сырой. Местами угощают не одних покойников, но и домовых: уходя из дому, оставляют стол накрытым и уставленным различными кушаньями и напитками. Великое счастье ожидает, того хозяина, который вернувшись домой, найдет все съеденным и выпитым.
«Ярило яровые ярит!», «На Ярилу торг, на торгу — толк. Толк-то есть, да истолкан весь!» — приговаривает деревня относительно этого времени. «Ярило Купалу кличет!» — продолжает сыпать прибаутками краснослов-народ: — «От Ярилы до Аграфен-купальниц рукой подать!», «На Ярилу пьет баба, на Купалу опохмеляется!»
С праздником всех
Источник
День Бога Ярилы-Солнца
День Ярилы-Солнца – это праздник посвященный славянскому Богу Яриле. Как правило данный праздник выпадает на 2 Хейлетъ ( 4-5 июля ) наполняя сердца людей весельем и радостью.
Наши светлые предки говорили:
«Ярило — добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях — венок, во левой руке ржи пучок, в правой — палица. Взмахнет Ярило рожью — нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет — громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется».
По некоторым источникам считается, что Бог Ярило был не только богом солнца, но и богом любви, страсти и плодородия. В старину к этому дню приурочивали ярмарки и игрища, которые подразумевали под собой кулачные бои, песни и пляски. А вечером, когда уже сядет солнышко, молодежь разводила большие костры и празднование продолжалось.
К сожалению, с течением времени многое становиться уже трудно объяснить, а именно то, что послужило истоком данного празднования и к чему конкретно он был приурочен. Причем информация об этом празднике везде колеблется в зависимости от местности проживания тех или иных Родов Славяно-Ариев. По официальным данным о праздновании Дня Ярилы-Солнца упоминается в Нижегородской, Тверской, Костромской, Тамбовской, Воронежской и Рязанской губерниях.
Долгое время, вплоть до 1763 года от Р.Х. в Воронеже бытовало народное игрище под названием ЯРИЛО. Это игрище свершалось перед заговеньем на Петров пост. Как правило перед началом празднования заготавливались всевозможные угощения и праздничные наряды, а в день празднования, с первыми лучами солнца, люди отправлялись за город на большую площадь, которая была расположена за пределами Московской заставы.
До наших дней дошел лишь устный пересказ тех событий:
«Девушки наряжались одна другой лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветная запаска с широкими рукавами, белая рубашка и несколько разноцветных лент, вплетенных в косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случая, чтобы показать свои щегольские одежды. Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столах лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составляло смесь ярмарки с шумным праздничным гуляньем. Песни, пляски и музыка сопровождали общее веселье. Среди этих забав наряжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокий бумажный с петушиным султаном колпак, который украшался фантастическими изображениями; лицо его чернили или румянили, в руки давали побрякушки и колотушку. Дети с барабанным боем возвещали Ярилово шествие. Толпа гуляющих стекалась к этому зрелищу. Ряженый важно расхаживал на площади и плясал; к нему присоединялись другие плясуны, которые угощали его пряниками, маковинами, пирогами — одним словом, всем тем, что приносили для своего угощения. Когда веселье было в полном разгаре, составляли произвольные игры; от них переходили к молодецким забавам — кулачным боям».
«Ярило яровые ярит!», «На Ярилу торг, на торгу — толк. Толк-то есть, да истолкан весь!» — приговаривает деревня относительно этого времени. «Ярило Купалу кличет!» — продолжает сыпать прибаутками краснослов-народ: — «От Ярилы до Аграфен-купальниц рукой подать!», «На Ярилу пьет баба, на Купалу опохмеляется!».
Вопреки современным представлениям о народных гуляниях древних Славян и Ариев, настоящие ведические праздники наших предков проходили без пьянства и похабщины, а в светлой радости и веселье, поскольку эти праздники были посвящены Родным Богам, а не всяким мракобесам и лжегероям фальшивой истории.
Так что, дорогие наши читатели – ЗНАЙТЕ СВОЕ ПРОШЛОЕ! В НЁМ МУДРОСТЬ ПРЕДКОВ И СИЛА ВАША ВЕЛИКАЯ!
Источник
Бог Солнца Ярило и его день. Приметы, обряды, обычаи
Упоминаний о Яриле не встречается ни в летописи Нестора, ни в других древних памятниках. Однако следы празднования в честь этого бога дошли до наших времен отголосками в виде лингвистических следов и обрядовых песен.
Бог Солнца у древних славян
Солнце играло важную роль в символической картине мира древних славян. Бог Солнца представал в славянской мифологии в разных ипостасях, в зависимости от времени года. Весной, после равноденствия, в свои права вступал Ярило.
Предания описывают это божество как статного юношу. У Ярилы светлые волнистые локоны, а глаза голубые, как весеннее небо. На своем белом коне Ярило разъезжает босиком и с обнаженным торсом. Он весь – воплощение молодости, силы, красоты и страсти.
В его характере – неистовость, стремительность и ярость. Эти качества проявляются во всей весенней природе: в яркости и свежести красок, в том, как быстро сходит снег, превращаясь в бурные талые потоки, как набухают почки и пробивается первая зелень.
«Википедия» приводит различные попытки объяснения имени Ярилы: через связь с санскритским корнем ar («движение вверх»)и по аналогии с рядом славянских лексем, имеющих в своем составе древний корень «яр». Эта морфемная единица подразумевает стремительность, силу, молодость, и вошедший в имя божества, нашел свое отражение во многих языковых единицах и дошел до наших дней.
Молодая овца – ярка. Для обозначения ослепительного света используется слово «яркий». Яровые посевы первыми всходят весной. Такие славянские имена, как Ярополк, Ярослав, Ярина тоже напоминают о связи с корнем «яр». Не случайно считается, что первый визит Ярилы на землю проходит в дни весеннего равноденствия, когда солнце начинает отвоевывать себе время.
Ярило – покровительствует плодородию, ведь с его именем связана легенда о зарождении жизни на Матушке Сырой Земле. Солнечный Ярило освободил Землю от мрака, напитав ее светом. И расцвела Мать-Земля от весеннего солнышка, родив много живого. Куклу Ярило, как покровителя плодородия, мастерили с большим фаллосом.
Так как Ярило – это одна из ипостасей Бога Солнца, то в его арсенале имеются стрелы, символизирующие солнечные лучи. Эти стрелы Ярило посылает на Землю, чтобы побороть холод и безжизненность зимних дней. Одновременно стрелы ассоциируются с оружием, поражающим сердца любовным чувством. Также атрибут Ярилы – золотой щит округлой формы, символизирующий солнце.
Ярилу суждено постоянно умирать и возрождаться вновь с весенними лучами. Об этом свидетельствуют два других символа. В правой руке он держит человеческий череп, ассоциирующийся со смертью и зимой. В левой – пучок золотых колосьев.
Предлагаем посмотреть видео о славянском боге Ярило:
Описание вешнего праздника
Праздник имел разные названия:
- «Ярилки»;
- «Ярилины гулянья»;
- «Ярилино заговенье»;
- «Ярилов день».
Один из вариантов уточняется по времени проведения – «Ярило вешний». Это празднование связано с представлениями предков от «отмыкании земли» весной, когда почва полностью освобождается от снега.
Даже после принятия христианства народные гуляния с чествованием Ярилы не прекратились и продолжались вплоть до XX века. Такие празднества сопровождались шумным весельем, обильными хмельными возлияниями, весёлыми песнями и плясками.
Сразу после празднования Ярилы Вешнего приступали к полевым работам. Это нашло отражение в пословицах:
- «Ярилу первой сошкой встречают».
- «На Ярилу и ленивая соха в поле выезжает».
Традиции и обряды на Руси
На Ярилу вешнего главным обрядом было вызывание плодородных сил земли. Для этого выбирали юношу, наряжали его, как подобает Яриле, увешивали бубенцами, а на голову водружали венок. Иногда вместо венка на юношу клали каравай хлеба, который после всех обрядовых манипуляций делили между участниками сценария. Воплощенного в молодом человеке Ярилу обводили троекратно вокруг поля.
Другая версия обряда предполагает участие не парня, а девушки. Возможно, таким образом селяне пытались подчеркнуть красоту божества. Итак, в поселении находили самую прекрасную девушку, нарекая ее Ярилихой, невестой божества. Ее облачали в светлые одежды, голову украшали венком из цветов и сажали на белого коня. В руки Ярилихе давали колосья и символическое изображение человеческой головы. В таком виде девушку провожали по полям.
В традициях некоторых местностей деву привязывали к дереву и водили хороводы, исполняя ритуальные песнопения.
У некоторых славянских народов существовала традиция на Ярилин день закалывать молодого барана. Эта миссия возлагалась на неженатого юношу. Исполнитель обряда должен был совершить доверенное таким образом, чтобы ни одной капли крови не пролилось на землю. Зато бараньей кровью оставляли отметины на лице и голове у детей.
Обрядовое чествование Ярилы и его невесты Ярилихи выражалось в изготовлении кукол, их изображающих. На празднике виновников торжества развлекали игрищами и угощали подношеньями, а к вечеру закапывали в землю, в знак начала посевной.
Традицией Ярилова дня была ярмарка. Уже в самом слове содержится отсыл к богу Яриле. Этнографами собраны описания множества других традиций: водить хороводы, петь по ночам ритуальные песни о даровании урожая и сохранении стад.
С Яриловым днем связано ожидание первого выпаса. Наши предки заметили, что до этого времени выгонять скотину из хлева не было смысла. Так как первая зелень еще не появилась. Зато пастухи уже начинали готовиться к рабочему сезону – с Ярилы вешнего они переставали стричься.
В Олонецкой губернии мужчины совершали ритуальные действия на дворе. Хозяин брал топор или нож, который кололи скотину и троекратно обходил хлев, чертя топором на земле линию, окружающую место содержания скота. Все это сопровождалось чтением заговора, а в конце процедуры приносилась жертва Яриле в виде тетерева. Считалось, что такое мероприятие убережет животных от нападения волков во время выпаса.
Приметы
- Если на Ярилу вешнего тепло, то лето не за горами.
- В этот день провозглашался запрет на вязание и вообще на шерстяные изделия. Считалось, что нарушившему правило грозит наказание – волки всех овец перегрызут.
- Увидеть утром на Ярилу вешнего росу – к хорошему урожаю проса.
- Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
- Если ночь на Ярилу вешнего теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
- Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
- Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.
Когда празднуется?
Ярило чествовали несколько раз в году.
- Первоначально – в день весеннего равноденствия. Это астрономическое явление имеет фиксированную дату, отклонения крайне редки. В 2019 году весеннее равноденствие выпало на 20 марта.
- Начало посевной отмечали праздником «Ярило вешний» 23 апреля.
- В начале июня праздновали «Ярилу сильного». С этого дня весенняя удаль божества шла на спад.
- И во время летнего солнцеворота, на Ивана-Купалу, с Ярилой прощались. Считалось, что к этому времени он отдал всю свою ярь земле и превратился в последнюю ипостась Бога Солнца – старика Свентовита.
Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян, поэтому воздавать почести Яриле старались при каждом подходящем случае. А сам праздник в честь Ярилы вешнего ждали целый год, так как от него зависел будущий урожай.
Источник