Меню

Дети мои знайте что уже зашло солнце земли суздальской кто

12 фактов из жизни Александра Невского

Великий князь, полководец, дипломат, стратег, государственный деятель – уже 800 лет он является символом России.

Его именем называют соборы и церкви, о нем пишут книги и снимают фильмы, а императрица Екатерина II заложила традицию называть в честь него русских царей. Более 10 лет он был Великим князем Владимирским, а значит, и верховным правителем на Руси. И сделал все, чтобы сохранить православие, что стало фундаментом будущей независимости российского государства. Вспомним самые интересные факты из жизни великого князя Александра Невского.

Александр был вторым сыном переяславского князя (позже Великого князя Киевского и Владимирского) Ярослава Всеволодовича и Ростиславы Мстиславны, торопецкой княжны. Прадедом Александра был Мстислав Храбрый, который приходился внуком самому Владимиру Мономаху.

По мнению некоторых историков, еще в три года Александр принял так называемый «княжеский постриг» – рыцарский обряд перехода княжича из детства в отрочество, совершенный в Преображенском соборе Переславля-Залесского епископом суздальским Симоном. В присутствии двора и горожан его препоясали мечом и посадили на коня. После этого маленький князь стал считаться равным, как и взрослые мужчины, участником военных дел.

У великого князя Александра было четыре сына и дочь: Василий, Димитрий, Андрей, Даниил и Евдокия. Князья Димитрий и Андрей ожесточенно боролись друг с другом за власть и богатство, принеся немало бед своему народу. «Никто из князей Мономахова рода не сделал столько зла Отечеству, как сей недостойный сын Невского, погребенный в Волжском Городце, далеко от священного праха родителя», – написал Карамзин о князе Андрее Городецком. Зато младший Даниил, первый князь Московский, вошел в историю как святой.

За свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Самые известные сегодня победы он одержал еще в молодом возрасте. В 1240 году, в 20 лет, победил шведов в Невской битве, через два года в Ледовом побоище на Чудском озере разбил ливонских рыцарей. По некоторым версиям, прозвище Невский он получил именно после знаменитой битвы, по другим же версиям оно объясняется владением землями возле реки Невы. В некоторых летописях он упоминается под прозвищем Храбрый.

Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные современные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего 20 рыцарей. Это невежественное суждение. Ведь в летописи речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится. Безусловно, их было гораздо больше.

Александр Невский состоял в переписке с Папой Римским Иннокентием IV. Известно, как минимум, о двух посланиях Папы, в которых тот убеждал князя принести на Русь католическую веру и предлагал помощь тевтонских рыцарей-крестоносцев для борьбы с Ордой. Князь отказался от этих предложений и остался верен православию.

Князь четыре раза посещал Орду для переговоров с татарами. Александр владел монгольским языком и не раз беседовал с ханом. Во время четвертого визита Александру удалось отговорить хана Берке брать рекрутов на Руси на войну с иранским ильханом Хулагу. Последняя поездка Великого князя Владимирского затянулась фактически на год. Он серьезно заболел и по дороге домой умер.

Уже чувствуя приближение смерти, по дороге из Орды Александр принял монашеский постриг с именем Алексия и 14 ноября 1263 года скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!»

Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».

Портретов князя Александра до наших времен не дошло – в XIII веке на Руси фактически не существовало светской живописи. Его описывали как высокорослого, русого, с вьющимися волосами, «глас его – акы труба в народе». Устоявшееся представление о внешности Александра возникло после снятого в 1938 году фильма Сергея Эйзенштейна, в котором князя сыграл народный артист СССР Николай Черкасов. И на ордене Александра Невского изображен тоже знаменитый актер – создатель эскиза ордена Игорь Телятников ориентировался на его фотографии.

По мнению многих историков, знаменитую фразу «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!» придумали задолго до Александра Невского, а автором ее великий князь считается с легкой руки того же режиссера Сергея Эйзенштейна и сценариста Петра Павленко. Однако фраза эта была довольно известной и расхожей, и говорить ее князь Александр вполне мог. Похожие по смыслу слова можно встретить и в Евангелие от Матфея («Ибо все, взявшие меч, мечем погибнут»), и в «Откровении Иоанна Богослова» («Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом»). Даже древние римляне говорили: «Qui gladio ferit, gladio perit» («Кто воюет мечом, от меча и погибает»).

Читайте также:  Солнце небо света мало было бы лето

Уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом как к святому покровителю русского воинства. Известно чудо явления святого Александра Невского в канун Куликовской битвы. Во Владимире пономарь собора Рождества Пресвятой Богородицы ночью молился в храме и увидел, что перед гробом благоверного князя сами собою загорелись свечи, затем из алтаря вышли два старца, святые Борис и Глеб. Приблизившись к гробнице святого, они сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику своему благоверному князю Димитрию Иоанновичу». И святой князь Александр тотчас встал и сделался невидим. Наутро пораженный видением монах все рассказал настоятелю монастыря, а вскоре до Владимира дошла весть о славной победе русского оружия на Куликовом поле.

Источник

«Солнце земли Суздальской»

Александр Невский – одна из самых противоречивых фигур в российской истории. С одной стороны, князя принято считать талантливым полководцем и святым защитником православной веры, с другой стороны, ряд историков склоняется к тому, что заслуги Невского сильно преувеличены. Исторические источники не дают точного ответа на поставленный вопрос, однако рисуют перед нами яркий образ князя Александра Ярославовича.

У главного текста, который рассказывает о жизни Александра Невского, так и не появилось устойчивого названия – его называют то «житием», то «словом», то «повестью о житии». Как бы то ни было, речь идёт о «Житии Александра Невского», авторство которого часто приписывают сыну князя и митрополиту Кириллу. По оценкам историков, написано житие было примерно в 80-х годах XIII века.

Князь Александр Невский. Источник: abc-people.com

«И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую», – так описывается в тексте внешность юного Александра. Родился будущий князь в Переславле-Залесском в 1220 году. Могущество его отца, который впоследствии будет княжить в Киеве и во Владимире, обеспечило Александру блестящие перспективы. К тому же ещё в детстве умер брат Алекандра, поэтому последний стал старшим наследником своего отца. С 1236 года он начал действовать самостоятельно: отец, уехавший в Киев, посадил его княжить в Великом Новгороде.

Войско хана Батыя в своём нашествии чуть-чуть не добралось до Великого Новгорода, но такого же подарка нельзя было ждать от шведского правителя Ульфа Фаси. В «житии», кстати, он назван максимально неопределенно – «король страны Римской из Полуночной земли». Его войско численностью примерно в пять тысяч человек подошло к устью реки Ижоры. Там произошла та самая Невская битва – князь Александр, получивший за неё впоследствии своё прозвище, пришел туда со своей конной дружиной и немногочисленными пешими воинами. Многие новгородцы, согласно «житию», не успели присоединиться к походу, потому что князь собирал его в большой спешке.

Невская битва. Источник: polkrf.ru

«Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего», – говорится в «житии». На самом деле сражение было далеко не самым крупным даже для того времени (к примеру, в войске князя Александра погибло всего несколько десятков человек), однако навсегда сохранилось в народной памяти. Известный российский историк Сергей Соловьев объяснял это так: «Зная, какой характер носила эта борьба, с каким намерением приходили шведы, мы поймем то религиозное значение, которое имела Невская победа для Новгорода и остальной Руси». «Победу на Неве рассматривали как торжество православия над католичеством; она послужила первым поводом к тому, чтобы причислить князя Александра, доброго страдальца за Русскую землю, к лику святых», – соглашается с этой мыслью не менее известный историк Сергей Платонов. Впрочем, не все согласны с такой трактовкой столкновения. В частности, литературный критик Виссарион Беклинский пишет: «Словом битва такую мелкую стычку никто не величает. С обеих сторон в той драке приняло участие не более 300 человек. И Александр в той стычке не победил с тем блеском, как нам сказывали».

Ещё больше, чем сражении у Невы, князя Александра прославило Ледовое побоище. Немецкие рыцари из ливонских крепостей начали наступление по другому направлению – приближались к Великому Новгороду со стороны уже покоренной псковской земли. Сражение произошло в 1242 году в неширококй протоке между Псковским и Чудским озерами.

Ледовое побоище. Источник: theoryandpractice.ru

«Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью», – так описывается побоище в «житии». Впрочем, историк Лев Гумилев при этом отмечает, что на самом деле количество рыцарей (русские называли их «божьими дворянами») было небольшим – всего пару десятков, зато их поддерживали пешие наемники. Историк Игорь Данилевский также считает, что значимость Ледового побоища сильно преувеличена. Он подчеркивает, что «описание Невской битвы занимает в Новгородской I летописи в полтора раза больше места, чем описание Ледового побоища».

Читайте также:  Как выкроить юбку солнце без шва

Перед Александром Невским стоял выбор: он мог искать союзников в Европе или в Азии. Его решение в «житии» описывается так: «Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился. Почтив же его достойно, он отпустил Александра». В тексте также говорится и о том, что римских послов князь «отправил восвояси», отказавшись принимать их учение.

Александр Невский умер в 1262 году во время поездки к ордынскому хану. Перед этим он успел принять монашеский постриг под именем Алексея. Митрополит Кирилл возвестил о смерти князя такими словами: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской».
Читайте также:
Первые леди, затмившие своих мужей: как покоряли мир жены президентов
Советские туристы в Европе: «Только партийные, и то по блату. Но ездили»
Император Священной Римской империи инкогнито в России, 1780 год
Попробуй пережить ядерную войну: хватит ли тебе для этого знаний?

Источник

Дети мои знайте что уже зашло солнце земли суздальской кто

Злой московит запись закреплена

Уже зашло солнце земли Суздальской!

Поездка Александра Невского в Орду в 1262–1263 гг. имела огромное значение и для всей Руси, и для него самого. На этот раз, как и предполагал Невский, хан потребовал прислать русских воинов для участия в походе на Иран. Об этом важном обстоятельстве кратко сообщает автор „Жития Александра Невского“. „Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды“.

Князь стремился любой ценой уберечь русских воинов от принудительной мобилизации. Желая задобрить хана богатыми дарами и одновременно показать, что русским и так хватает забот по охране, западных границ „улуса“, Александр осенью 1262 г. отправил свои полки под началом сына Дмитрия в поход на „Западные страны“. Направление этого похода было вполне обычное — в Ливонию, на Дерпт (Юрьев). Русским на этот раз удалось взять город внезапной атакой. Местная знать спаслась, укрывшись в цитадели. С богатой добычей русские вернулись в Новгород. На общерусский характер похода указывает весьма широкий состав его участников. Кроме воинов Александра и его сына Дмитрия, на Дерпт ходил брат Александра Ярослав Тверской, его зять Константин Ростиславич, полоцкий князь Товтивил, а также многочисленное новгородское ополчение. В походе принимали участие и несколько сотен литовских воинов.

Источники не сохранили сведений о том, как прошла встреча Александра с ханом Берке осенью 1262 г., о чем они говорили в золоченой юрте повелителя „всех, кто живет за войлочными стенами“. Единственной живой деталью, имеющей отношение к этому сюжету, может служить словесный портрет Берке, сделанный около 1266 г. одним очевидцем:
„В это время царю Берке было от роду 56 лет. Описание его: жидкая борода; большое лицо желтого цвета; волосы зачесаны за оба уха; в одном ухе золотое кольцо с ценным семиугольным камнем; на нем (Берке) шелковый кафтан; на голове его колпак и золотой пояс с дорогими камнями на зеленой болгарской коже; на обеих ногах башмаки из красной шагреневой кожи. Он не был опоясан мечом, но на кушаке его черные рога витые, усыпанные золотом“.

Можно полагать, что хан Берке не благоволил к Александру. Он помнил, что князь получил высшую власть на Руси по воле Батыя и его сына Сартака. Обоих уже не было на свете, однако Берке — как и любой правитель — предпочитал людей, обязанных своим возвышением лично ему. Однако, как ни зол и упрям был Берке, князь сумел-таки добиться своего. Хан отказался от идеи провести набор русских воинов в свою армию, готовившуюся выступить против Хулагу.И все же „царь Беркай“, как называли Берке русские летописцы, по-видимому, очень недоверчиво относился к Александру. Он задержал князя в своей ставке почти на год. Лишь осенью следующего, 1263 года князю было позволено вернуться на Русь.

На Русь Александр возвращался в самое неблагоприятное для путешествий время — поздней осенью, когда грунтовые дороги тонули в непролазной грязи, а по рекам вот-вот готов был двинуться лед. Князь спешил домой и потому не жалел выбившихся из сил лошадей и людей. Наконец в начале ноября 1263 г. маленький отряд достиг Нижнего Новгорода.

Только здесь, на Руси, Александр в полной мере почувствовал усталость. Успех поездки к хану был достигнут не только благодаря золоту, серебру и собольему меху. Другой, неисчислимой ценой было невероятное напряжение всех душевных и телесных сил. Оно не могло пройти бесследно даже для такого крепкого, ко всему привычного человека, как Александр.

Читайте также:  У солнца много дружных сыновей лучей

В Нижнем Новгороде князь ощутил в себе первые признаки неведомого недуга. Однако он не мог позволить себе отдохнуть, отлежаться в жарко натопленных покоях великокняжеского подворья. Заботы власти гнали его вперед. За время его отсутствия накопилось множество неотложных дел. Привыкнув полагаться на свое богатырское здоровье Александр приказал собираться в путь. Через несколько дней он был уже в Городце — небольшой крепости на левом берегу Волги, верстах в 60 выше Нижнего Новгорода. В Городце болезнь князя усилилась. Он уже не мог двигаться. Вскоре стало ясно: сама смерть стояла у изголовья невского героя.

Днем 14 ноября 1263 г. Александр постригся в монахи, а к вечеру того же дня скончался. Весть о его кончине разнеслась мгновенно. Скорбь была всеобщей и неподдельной. Новгородский летописец сопроводил сообщение о смерти Александра несколькими прочувствованными словами: „Дай, Господи милосердный, видеть ему лицо Твое в будущий век со всеми угодниками, так же отдававшими жизнь свою за Новгород и за всю Русскую землю“. Тело умершего князя понесли во Владимир. За несколько верст от города, в Боголюбове, его встретил народ и все местное духовенство во главе с митрополитом Кириллом. На отпевании Кирилл, обращаясь к собравшимся, сказал: „Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!“.

Жизнь Александра Невского оборвалась рано. Ему даже не исполнилось сорока трех лет. Но эта жизнь с подросткового возраста была наполнена крупными событиями, сложными дипломатическими переговорами, смелыми походами, решительными битвами. Как полководец Александр Невский едва ли имеет себе равных среди других князей средневековой Руси. Но он был человеком своей эпохи, в характере которого причудливо сочетались жестокость к изменникам и ослушникам с отрицанием усобной княжеской борьбы и стремлением облегчить положение покоренного чужеземными завоевателями народа. Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что Александр в отличие от деда, отца, родных братьев, даже собственных детей ни разу не участвовал в кровавых междоусобных схватках. Внутренние конфликты были; чтобы решить их, Александр собирал войска, однако до открытых действий дело не доходило, решала угроза применения силы, а не собственно сила. Вполне очевидно, что это была сознательная политика Александра Невского.

Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда, — оно непременно случалось. Князь-святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви.

Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами. Петр Великий, более 20 лет воевавший со Швецией, посвятил Александру Невскому главный монастырь новой столицы России и в 1724 г. перенес туда его святые мощи. В XIX в. три русских царя носили имя Александр и считали Невского своим небесным покровителем. Образ князя стал своего рода сакральным знаком Российской империи. Ему посвящали храмы, строившиеся там, где поднимался русский флаг и торжествовало русское оружие. В XX столетии две великие войны с Германией вновь вызвали грозную тень Александра Невского.

Почти утратив реальные черты, Александр превратился в своего рода историко-патриотическую икону. Историков, робко пытавшихся напомнить о здравом смысле, никто не желал слушать. Однако любая крайность с неизбежностью порождает другую, противоположную крайность. Создавая кумиров, люди со временем испытывают острую потребность их разрушать. По мере преодоления доверчивого идолопоклонства как формы усвоения исторических знаний все чаще будут появляться желающие „развенчать“ Александра Невского. Что ж, каждый волен по-своему понимать то, о чем умалчивают источники…

И все же не следует забывать, что в истории нашей страны существуют как бы два Александра Невских: умерший поздней осенью 1263 г. в Городце-на-Волге усталый, измученный болезнью человек — и отброшенная им в будущее огромная тень. Человек этот был, конечно, не безгрешным, но при этом и отнюдь не худшим сыном своего жестокого века. Завершая рассказ о нем, нам хотелось бы предложить читателю три положения, в истинности которых едва ли можно усомниться:
— это был полководец, успехи которого стали результатом соединения богатого военного опыта, накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами;
— это был далекий от сентиментальности политический деятель средневекового типа;
— это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни.

По материалам:
Борисов Н.С. Русские полководцы XIII–XVI веков.
Кучкин В. А. Александр Невский — государственный деятель и полководец средневековой Руси.

Источник

Adblock
detector