Анализ произведения Дети солнца Горького
Жанровая направленность произведения представляет собой драматическую пьесу в стиле реализма, основной тематикой которого являются взаимоотношения интеллигенции и народа в период революционных потрясений.
Композиционная структура пьесы состоит из четырех действий.
Главным героем пьесы является Протасов Павел Федорович, представленный в образе ученого, увлекающегося химическими опытами и экспериментами, не обращающего внимания на собственную жену Елену Николаевну, которая развлекается посредством приглашения в дом различных гостей и наблюдения из взаимоотношений со своим мужем.
Яркими второстепенными персонажами пьесы являются Назар Авдеевич, представленный в образе купца, пытающегося получить доход с использованием знаний Протасова и его земельного участка, а также Лиза, являющаяся сестрой Протасова, единственным человеком, предпринимающим попытки налаживания взаимоотношений между интеллигенцией и обычным народом.
Отличительной особенностью пьесы является помимо портретных описаний героев, пейзажных зарисовок их речевая характеристика, представленная монологами и диалогами персонажей, изобилующих просторечиями, витиеватыми выражениями. Кроме того, своеобразие произведения заключается в применении афоризмов, многочисленных метафор, ярких обращений, слов-лейтмотивов, оригинальной пунктуации, которая проявляется в виде необычной расстановки тире и большого количества многоточий для разделения фраз на отдельные части, подчеркивая тем самым неуловимую весомость и тяжеловесность речевых выражений.
Использование афоризмов играет двоякую роль в пьесе, поскольку они являются одновременно характеристикой героев произведения в виде расстановки основных противостоящих групп персонажей, а также выражением народной мудрости в виде поговорок, пословиц.
Проблематика произведения заключается в изображении темы человека, которая подчеркивается в пьесе применением различных метких метафор и сравнений.
Смысловая нагрузка пьесы состоит в изображении трагедии и драмы человека, не сумевшего принять общественные изменения.
2 вариант
В 1903 году Максим Горький с Леонидом Андреевичем Николаевичем думали о создании пьесы «Астроном», в котором говорится о человеке, который в обществе нищих простолюдин решил жить «жизнью вселенной». Пьеса должна была закончиться тем, что этого так называемого астронома лишают жизни. Но февраля тысяча девятьсот пятого года Максим был освобожден и переработал произведение.
Творчество этого писателя невозможно переоценить. Несмотря на то, что жанр рассказа – пьеса, произведение близко к чеховской драматургии, доказательством чего служат: сложные философские миросозерцания, мысли, многолинейные, разносторонние композиции, многогранные, широкие изображения героев произведения.
Сюжет композиции разворачивается вокруг жизни Протасовых в начале двадцатого века, когда происходило не мало общественных перевоплощений, время рассвета социальности. Центральный персонаж пьесы – Павел учёный-химик, не знающий ничего помимо экспериментов, и, считающий, что все, что нужно человечеству – это наука. Жена его привыкла к такому отношению. Приглашая людей в гости, она смотрит на то, как складываются их общение с её мужем. На протяжении всего произведения рассказывается о трагедиях и бедствиях, окружающих семью Протасова Павела. По окончанию произведения четко показывается то, что, какая бы ситуация не была, главное – оставаться человеком честным и добродушным. «Дети солнца» — это не осуждение людей высшего класса, тем более не сатира, скорее предупреждение о приближающейся катастрофе. «Детьми солнца» называют себя и сестра Павела – Лиза, чьей страх перед будущим настолько велик, что она предупреждает семью о грядущих страшных переменах, и сам Павел – химик, считающий, что будущее человечества категорически зависит от науки.
Главными персонажами в произведении являются: Павел Протасов – ученый-химик, живущий своими экспериментами, Елена – его жена, которая постоянно вызывает в гости людей и смотрит на их взаимодействия с ее мужем, как бы «издеваясь», и, ставя опыты, как ее муж, только на людях. Наиболее яркими героями второго плана являются: Назар Авдеевич – купец, получающий доход за счет знаний Павела и его земельного участка и Лиза – сестра Протасова, единственная, пытающаяся наладить отношения интеллигенции и простого народа. Этих персонажей на злых и добрый разделить невозможно, что является очередной причиной чеховской драматургии.
Композиция и ее структура в произведении представлены из четырех действий. Особенностью, которая отличает произведение от других, кроме интересного описания героев, их черты характера, является речь, монолог и диалог, представляющие собой простую речь и выражения. На протяжении всей пьесы автор обращался к теме «человечества». В пьесе также поднимается проблема человека, его реакции в разных ситуациях, изображение личности, которая не смогла принять общественных перевоплощений.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Дети солнца
Популярные сегодня темы
Петербург — один из крупных городов России, оказавший значительное влияние на русскую историю, общественную жизнь. Он оказывал влияние и на деятелей литературы — в своих произведениях к образу Петербурга обращались многие писатели и поэты.
Что такое красота? Где ее можно найти вокруг? Могут ли люди быть красивыми? Правда в том, что красота — это состояние духа, оно изливается из нас самих, и то самое проявление, которое мы наблюдаем на нашем лице
Российская Федерация – многонациональная и многоконфессиональная страна. На её огромной территории проживает множество народов и народностей, чья религиозная принадлежность также разнообразна.
После салона Анны Павловны Шерер Толстой знакомит читателей с семьей Ростовых, показывая их как образец московского патриархального дворянства. Именины двух Наталий у Ростовых
Данная сказка давно уже вошла в анналы истории, как яркий представитель народного фольклора. Каждый человек найдет в сказке свой смысл, на то она и сказка
Источник
КАК ДУМАЮТ И ГОВОРЯТ “ДЕТИ СОЛНЦА” (по пьесе М. Горького “Дети солнца”)
Сравнивая работу писателя над романом
и пьесой, Горький отмечал, что, “сочиняя ро-
ман, писатель пользуется двумя приемами:
диалогом и описанием. Драматург пользует-
ся только диалогом. Он, так сказать, работа-
ет голым словом…”.
И в самом деле, в любом художественном
произведении (кроме драматургического) мож-
но встретить портретное описание героев и
их характеров, пейзажные зарисовки и раз-
личные рассуждения автора на ту или иную
тему.
В драматургическом произведении нет
ничего, кроме реплик
Related posts:
Речевая характеристика героев пьесы М. Горького “Дети солнца”Сценическое, театральное искусство строится на человеке и на слове, причем в комедии и драме слово имеет гораздо более веское и внушительное значение, чем в романе, в повести. М. Горький Высказывание Горького, приведенное в эпиграфе, свидетельствует о его отношении к языку драматических произведений. Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель […].
Речевая характеристика героев в одном из произведений русской драматургии XX века. (М. Горький. “Дети солнца”.)Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, Горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом…”. Действительно, в любом художественном произведении (кроме драматургического) можно встретить портретное описание героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения автора на ту или иную тему. […].
Темы сочинений по пьесе М. Горького “На дне”1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”. 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”. 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”.) 4. Человек и правда в пьесе М. Горького “На дне”. 5. Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философская драма. 6. Проблематика добра и правды […].
Тема любви в пьесе Горького “На дне”Пьеса “На дне” – произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них – проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей. Раскрывая последнюю проблему, автор не может не обратиться к теме любви, которая даже и в таких нечеловеческих условиях, как жизнь в ночлежке, […].
Почему сестры не могут вернуться в Москву, хоть и говорят об этом все время? Что им мешает? (по пьесе А. П. Чехова “Три сестры”)Одной из главных проблем пьесы А. П. Чехова “Три сестры” является проблема неосуществленных мечтаний. Лейтмотивом произведения является желание сестер Прозоровых вернуться на свою родину – в Москву. Об этом они говорят на протяжении всей пьесы, строят планы и активно обсуждают их. Однако эти мечты так и остаются мечтами. Почему? Для нужно понять, что значит Москва […].
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького “На дне”. (3)Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни. Горький в своей пьесе не дает подробного описания […].
Новаторство горького-драматурга в пьесе “На дне”Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о “праведной земле” кульминация, а начало развязки – убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится […].
Споры о человеке и образ Луки в пьесе Горького “На дне”Пьеса М. Горького “На дне” – новаторское литературное произведение. Только появившись, она произвела очень сильный эффект. С тех пор она не раз вызывала споры – и будет вызывать, потому что слишком широк спектр затронутых автором проблем, на разных этапах исторического развития приобретающих новую актуальность, слишком неоднозначна и противоречива авторская позиция, слишком резко и неприкрыто бытописание. […].
ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для истории России. Автор вводит в русскую литературу нового героя – люмпена, босяка, но рассказы- вает о нем по-новому. Тема людей “дна” не нова для русской литературы: Гоголь, Досто- евский, Гиляровский обращались к этой теме. Сам Горький отмечал, что пьеса явилась ито- […].
Роль женских образов в пьесе Горького “На дне”В пьесе пять женских персонажей. Анна – жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса – жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом “девица”. В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня – Настя […].
Судьба человеческая в пьесе Максима Горького “На дне”М. Горький на протяжении всего своего творчества интересовался человеком, личностью, загадочностью его духовного мира. Человеческие размышления и чувства, чаяния и мечтания, сила и слабость – все это является отражением на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее герои – люди начала XX века, поры краха прежнего мира и начала новой жизни. Но они выделяются тем, […].
Сочинение Человек – это звучит гордо по пьесе Горького На днеГорький написал пьесу “На дне” в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму. Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества. Он первый ввел неизвестного героя – люмпена и босяка […].
Лука и Сатин в пьесе Горького “На дне”Вопрос о лжи и честности далеко не однозначен. Именно поэтому все мыслители человечества на протяжении многих веков бьются над ним. Эти два совершенно противоположных понятия, так же как и добро со злом, всегда находятся рядом, и не могут существовать по отдельности. Многие литературные деятели в своих произведениях ставили перед обществом и самим собой эти вопросы. […].
Поиски правды в пьесе М. Горького “На дне”Пьеса М. Горького “На дне” (1902). Эта драма стала результатом жизненного опыта и философских исканий писателя. “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский”, – отмечал автор в интервью в 1903 […].
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького “На дне?”Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее – в столкновении жизненных […].
Правда о человеке в пьесе “На дне” М. ГорькогоВ пьесе показаны “униженные и оскорбленные”, выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди – жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни […].
“ЧЕЛОВЕК!- ЭТО ЗВУЧИТ… ГОРДО!” (по пьесе М. Горького “На дне”)Драма “На дне” – этапное произведение в творчестве Горького. И написано оно было в переломное для страны время. В 90-х годах в России разразился жестокий экономичес- кий кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян уходи- ли из деревень в поисках заработка. А фаб- рики и заводы закрывались. Тысячи людей оказались без крова и средств […].
Образ Луки в пьесе М. Горького “На дне”Лука – пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Это человек с богатым жизненным опытом, о чем говориться в словах: “Мяли много, вот и мягок”. Лука считает всех людей жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися лишь в соболезновании и утешении. Лука – сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые […].
Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького “На дне”Пьеса “На дне”, написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность “На дне” сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о “босяках”. “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей””, – писал он. Обитатели ночлежки […].
СИЛА ДУХА – СТРЕМЛЕНИЕ К СВЕТУ (по пьесе М. Горького “На дне”)Открыть человеку глубины его души – этого добивается в той или иной степени каждый писатель. Одна из основных, может быть, и главных целей искусства есть рас- крытие этой тайны. Особенно это свойствен- но русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Про- блему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы – Пуш- […].
Сочинение на тему: “Статус человека”(По пьесе”На дне” М. Горького)Пьесу М. Горького “На дне” считают жемчужиной театральной сцены и всей мировой драматургии. После ее постановки в Художественном театре в 1902 году она не сходила со сцены русского и зарубежного театра. В чем же заключается такая долгая сценическая жизнь пьесы? В ней драматургу удалось соединить правду жизни и стремление людей к новым горизонтам. Перед зрителями […].
СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей. Л. Леонов I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди “с солнцем в крови” герои ранних произведений писателя. II. Человека Горький ищет везде, […].
“Бывшие люди” в пьесе М. Горького “На дне”Творческий замысел пьесы “На дне” относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать “цикл драм” из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: “Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это […].
Изображение “дна” в пьесе Горького “На дне”Действие драмы “На дне” происходит на рубеже XIX-XX веков. Это время экономического кризиса для России, многие остаются без работы, теряют свой статус, положение в обществе, а некоторые опускаются на “дно” жизни. Горький неслучайно так живописует место, где ютятся его герои. Перед нами грязный подвал, похожий на пещеру: закопченный потолок, тяжелые каменные своды с обвалившейся штукатуркой. […].
По пьесе М. Горького “На дне”Горький своей пьесой “На дне” выступил как “создатель нового типа социальной драмы”. Пьеса “На дне” – обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая их, лишая чести и достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Чтобы лучше понять атмосферу, царящую в ночлежке, проанализируем начальные сцены пьесы. Пьеса начинается так, будто читатель случайно открывает дверь в […].
Автор и герои в пьесе М. Горького “На дне”Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не лишен даже некоторой романтической окраски. Читателя привлекают его удаль, широта души, человечность, поиски справедливости. Ощущается его несомненное превосходство над сытым и самодовольным мещанством. По мере роста политической и художественной зрелости Горького в его творчестве на […].
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького “На дне”. (6)Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX – начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека […].
“Три правды” в пьесе А. М. Горького “На дне”В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий всеобщее смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого – в борьбе против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои силы, против рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых спорят в пьесе Лука и Сатин, – персонажи, сразу же выделяющиеся из общей […].
Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького “На дне”Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Пьеса “На дне” – вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между “возвышающей” истиной и “утешительной, примиряющей” ложью, причем на таком уровне, что […].
Помогите написать сочинение в чем смысл названия кладовая солнца и, что поняли дети?(Только 1 сочинение)В своих книгах М. М. Пришвин ставит и решает серьезные вопросы – о смысле жизни, о том, как надо жить, чтобы оставить значимый след на земле, как любить всех и быть внимательнее к каждому. В сказке-были “Кладовая солнца” писатель с помощью фантастических историй и персонажей стремился утвердить простые жизненные заповеди: необходимо проявлять внимание к природе […].
Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького “На дне”В ряду первых рассказов М. Горький показал ужасающие картины русской действительности, пороки капиталистического строя, бесчеловечные условия буржуазной России, “свинцовые мерзости жизни”. А пьеса “На дне” явилась наиболее сильным произведением о “бывших людях”, ибо такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала. В сыром подвале, “похожем […].
Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне”Пьеса М. Горького “На дне” написана сто лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его восприятие то, что сложные, философски неоднозначные идеи […].
Споры о человеке в пьесе М. Горького “На дне”Пьеса М. Горького “На дне” создана почти сто лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития вновь приобретают актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его восприятие то, что сложные, философски неоднозначные […].
“Три правды” в пьесе Горького “На дне”В интервью о пьесе “На дне” в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?” Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях […].
Тренировочный текст по пьесе Горького “На дне”Г Отовясь к сочинению по драме Горького “На дне”, можно предложить ученикам тренировочный текст, задача которого – не только представить в обобщенном виде полученные на уроках сведения (что зачастую бывает довольно трудно для самих учащихся), но и дать возможность повторить основные правила орфографии и пунктуации, а также правила оформления цитат. Текст распечатывается для каждого ученика […].
“Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни”. (Л. Н. Толстой). По пьесе М. Горького “На дне”1. Творчество Горького. 2. Обитатели “дна”. 3. Вопросы о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни всегда был очень важен для духовного развития людей. Понимание смысла жизни свойственно далеко не каждому. Только немногие люди могут в суете повседневности найти и понять главные составляющие жизни. Свое сочинение я бы хотел посвятить творчеству М. Горького. Этого мастера художественного […].
Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”)Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы. Без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных тем произведения является раздумье о Человеке. На самом деле кажется необычным, что каждый из обитателей ночлежки […].
Сочинение по пьесе Горького “Мещане”Интерес Горького к театру проявился еще в средине 90-х годов, о чем свидетельствует его режиссерская и актерская деятельность в Мануйловке. К написанию пьес он обратился по совету А. П. Чехова и настоятельной просьбе основателей Московского художественного театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Горький высоко ценил этот, только что родившийся, но уже прославленный театр. […].
“Отцы” и “дети” в пьесе А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся”Пьеса Островского “Свои люди – сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания. Самсон Силыч большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он […].
Сочинение для ГИА 2014 года из Открытого банка заданий 5.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н. С. Валгиной: “При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность”. Человеческая речь немыслима без эмоций. В устной речи мы выражаем их короткими или долгими паузами, повышением или понижением интонации. А как выразить эмоции в письменной речи? Конечно же, при помощи знаков препинания. Так, важную и […].
Источник