статья «Знакомим детей с космосом и космонавтами»
статья по окружающему миру (старшая группа)
В дошкольном возрасте формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность. В статье раскрывается постепенный подход к изучаемой информации в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомим детей с космосом и космонавтами. | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ И КОСМОНАВТАМИ.
Так увлекательно — познавать мир вокруг! Детей привлекает то, что связано со звездами, луной, планетами и космосом.
Грузить ребенка сложными терминами не стоит — для начала лучше объяснить суть. Если он поймет главное и заинтересуется, то остальное будет постепенно изучать сам по ходу взросления.
Первое, что нужно донести, — что, собственно, кроется под красивым загадочным словом «космос». В современности под космосом понимают пространство, окружающее нашу планету, — бесконечное, в котором движутся звезды, кружатся планеты, летают кометы. Космос как бы противопоставляется Земле.
Первый человек, побывавший в космосе, то есть за пределами Земли, — Юрий Гагарин. Он совершил полет в космос 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1». Продлилась экспедиция 108 минут. Первый космонавт вернулся живым и здоровым, доказав тем самым, что такие полеты для человека возможны. С тех пор 12 апреля в России отмечают День космонавтики.
Солнечная система включает в себя все космические объекты, которые вращаются вокруг Солнца: планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеориты и космическую пыль.
Солнце , вокруг которого движутся планеты, — на самом деле просто одна из звезд, не больше и не ярче других. Для нас она отличается от остальных звезд тем, что расположена близко к Земле. Расстояние кажется огромным — более 149 миллионов километров, — но оно сравнительно мало: остальные звезды от нас еще дальше.
Помимо Солнца и планет, есть еще интересные и яркие объекты, входящие в состав Солнечной системы, — кометы . Они состоят главным образом из пыли и льда.
«Хвост» у кометы образуется из -за того что, когда она приближается к Солнцу, исходящие от него тепло и излучение вызывают так называемый солнечный ветер, который сдувает с кометы пыль и газ. Приблизившись к Солнцу, кометы плавятся.
Астероиды — малые планеты. Они фактически представляют собой каменные глыбы, которые лишены воздуха и вращаются вокруг звезды. Считается, что астероиды — что-то вроде остаточного материала после формирования Солнечной системы.
Метеориты — это камни, упавшие на Землю из космического пространства. Отличаются от астероидов главным образом размерами: метеориты гораздо меньше. И встречаются по всей Солнечной системе, в отличие от сосредоточенных в определенных местах астероидов. В основном метеориты являются обломками астероидов.
Вселенная — это часть мира, которая находится в поле зрения науки и доступна для исследований. Это пространство, которое заполняют планеты, звезды, галактики, черные дыры и так далее.
Галактикой понимают скопления звезд. Кроме звезд, галактики содержат облака пыли и газа, а также туманности. Галактики появились вскоре после звезд, а те, в свою очередь, — примерно через 150 миллионов лет после Большого взрыва.
Звезда, по сути, — это огромный газовый шар, который светит потому, что выделяет крайне много энергии. Энергия — результат ядерных реакций, которые постоянно происходят внутри каждой звезды. В пространстве вращаются космические пылевые облака — туманности .
Луна является единственным естественным спутником Земли. Луна — единственный внеземной астрономический объект, которого смогли достичь люди. Надо сказать, жить на Луне было бы, мягко говоря, не слишком комфортно: атмосферы там практически нет, поэтому происходят резкие перепады температур: от -173 до +170 градусов по Цельсию. Небо на Луне всегда чёрное и звездное.
С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы.
Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позлее стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.
Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.
Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек — ведь они выносливы, неприхотливы и очень смышлены.
Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.
После длительной подготовки 19 августа 1960 г. произвел старт космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз.
В 1961 г., 12 апреля, на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт — Юрий Алексеевич Гагарин. Этот отважный молодой человек самым первым из всех живущих на нашей планете людей увидел Землю из космоса.
16 июня 1963 года — в космос отправилась первая женщина — Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6», который длился трое суток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.Презентация подготовлена ко Дню космонавтики.
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась. Апр.
Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов..Давайте расскажем .
Рассказывайте своим детям о космосе, космонавтах, учите названия планет, рассматривайте звездное небо. Пусть ребенок растет любопытным, а вдруг он тоже станет потом ученым или космонавтом и вы будете .
Консультация для родителей. Детя о космосе и космонавтах.
Буклет для родителей «Детям о космосе и космонавтах".
Источник
Конспект занятия «Знакомство с космосом, солнечной системой, космонавтами»
Зайцева Эмма Геннадьевна
Конспект занятия «Знакомство с космосом, солнечной системой, космонавтами»
Знакомство с Космосом, солнечной системой, космонавтами»
1. Расширять знания о космосе, солнечной системе, планете Земля
Продолжать закреплять знание о первом космонавте Ю. Гагарине.
2.Проговаривание сложных слов: луноход, космонавт, астронавт, атмосфера, космические аппараты и другие.
3. Развивать память, воображение, внимание, расширение и активизация словаря существительными, прилагательными и глаголами по теме.
4. Воспитывать интерес к космосу, нашей планете Земля, любовь к ней и желание беречь её.
Материал: иллюстрации с портретом Ю. Гагарина, космическими кораблями и аппаратами, межпланетными станциями, космоса (звезды, галактики, кометы, солнечной системой, с собаками — космонавтами Белкой и Стрелкой и так далее.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, марок, чтение рассказов о космосе, энциклопедий, дидактические и сюжетно – ролевые игры «Космос»,проведение конкурса рисунков, аппликаций, макетов космического корабля.
Ход занятия.
1. Двадцатый век, к галактикам взлетая,
Несет нам всем торжественную весть:
Есть космонавт – профессия такая.
Уже такая должность в мире есть. (Б. Божилов)
А с чего – же все начиналось? (Рассказ воспитателя о космосе.) Загадочный мир звёзд и планет с давних времен притягивал внимание людей. Звёздное небо видел каждый, огромное количество звёзд, которое на первый взгляд, невозможно сосчитать. Чего только нет на небе – туманности, звёзды, планеты, галактики (показ иллюстраций). Звезды кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары. Ещё в далёкие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что звёзды располагаются в определенном порядке и их можно объединить в созвездия, которым они дали название (показ иллюстрации). Самое известное созвездие – Большая медведица, которая похожа на ковш рядом с большой медведицей находится малая медведица. На самом её конце сверкает Полярная звезда. Полоса звёзд, кольцом охватывающая небо – Млечный путь. Это скопление миллионов звёзд, которые составляют нашу галактику. Галактика — это большое скопление звёзд, они бывают разной формы. (показ иллюстраций).
2. Знакомство с солнечной системой.
1. Как вы думаете, что такое солнце?
3. Солнце – это ближайшая к нам звезда. Если бы мы оказались на другой звезде, то увидели бы наше Солнце в виде маленькой звездочки. На самом деле Солнце – это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. От Земли до солнца 150 миллионов километров, свет от Солнца идёт к нам со скоростью 300 тысяч километров в секунду 8 минут. На Солнце жизни нет,но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным. Люди начали изучать Солнце более двух тысяч лет назад. Наблюдать Солнце в телескоп небезопасно – можно ослепнуть от яркого света. Поэтому астрономы используют в телескопах специальные фильтры. Температура в недрах Солнца достигает 15 миллионов градусов, а поверхность нагрета до 60000 градусов.
Что такое звёзды?
Если спросят вас –
Что притом всегда
Каждая звезда! (Р. Алдонина)
Солнце не одиноко, у него есть семья – это планеты. Семья солнца называется Солнечной системой. В ней 9 планет. Планеты – это небесные тела, которые намного меньше звезд. Они не излучают свет, а пользуются теплом и светом Солнца. В семье Солнца, т. е. в Солнечной системе царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она кружит вокруг Солнца (рассматривание иллюстраций).
1. Кто знает название этих планет?
2. Как называется наша планета?
3. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. Следующая – Венера. А за Венерой идет расположилась наша планета – Земля. За ней – Марс, за ним Юпитер, потом Сатурн, Уран, Нептун и последняя планета Плутон. Плутон находится очень далеко от Солнца, и к нему не доходят тепло и свет, поэтому там очень холодно и кругом один лед.
4. Сколько планет в нашей Солнечной системе?
5. Как называется наша планета?
6. Какая она по счету от Солнца?
7. Давайте повторим еще раз название планет.
3. Рассматривание иллюстраций и беседа о Земле.
1. Вот как выглядит наша планета из космоса (показ иллюстрации)
2. Как называется наша планета?
3. А кто знает, как называется воздух, который окружает нашу планету? (атмосфера)
4. Земля единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Воздух, которым мы дышим, и который окружает нашу планету, называется – атмосфера (показ иллюстрации) Если бы не было атмосферы, то на Земле не было бы и жизни. В ней много кислорода, которым мы дышим, а еще она защищает нас от жгучих солнечных лучей, рассевает их и не дает сжечь все живое на Земле. Но для жизни пригодна лишь небольшая часть атмосферы, которая находиться над землей. Чем выше, тем слой атмосферы разреженнее, т. е. там уменьшается количество кислорода.Большую часть планеты покрывает вода: океаны и моря. Суша, это материки, состоит из камней, песка, земли. Но пригодный для жизни слой земли тоже небольшой. Под ним находится магма и ядро нашей планеты. (показ иллюстраций). Нашу Землю надо беречь.
5) Почему ее надо беречь и от чего?
6) Как называется спутник Земли?
Спутник Земли луна, она ярко сияет на ночном небе, в бинокль можно наблюдать на луне тёмные пятна. Это кратеры, которые образовались на луне от падения на её поверхность комет и метеоритов. на луне нет ни воды, ни воздуха. днём температура достигает + 120 градусов, ночью – мороз – 170 градусов. луна светит потому, что её освещает Солнце. С земли мы видим её то круглой — то в виде серпа, иногда её совсем не видно. Потому что мы видим только ту часть луны, на которую падают солнечные лучи. А невидимую часть закрывает от Солнца наша Земля. Луна вращается вокруг нашей планеты, иногда оказывается между Землёй и Солнцем. Тогда Луну бывает не видно, потому, что её закрывает Земля от Солнца, а иногда наоборот луна закрывает Солнце от Земли и получается солнечное затмение (показ иллюстрации). Учёные отправили на луну космические аппараты, которые доставили на неё луноходы (показ иллюстрации, которые управлялись с Земли по радио. Они фотографировали поверхность Луны, брали образцы грунта, изучали их. Но человеку хотелось большего – самому ступить на поверхность Луны. И вот американские космонавты 1969 году достигли луны и ступили на её поверхность. Всего на луне побывало 12 астронавтов в составе 6 экипажей.
4. Скоро наступит день «Космонавтики». Этим днем считается 12 апреля. В этот день много лет назад в космос полетел первый в мире космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Перед этим на космическом корабле в космос полетели две собаки – Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись назад. И тогда в космос полетел человек (показ иллюстраций)
1)Кто знает, как его звали? (Юрий Гагарин, рассматривание иллюстраций).
В иллюминатор он увидел солнце, которое светило в сотни раз ярче, чем на земле. Удивительным по яркости был узор звезд, рассыпавшихся на темном небосводе. Гагарин увидел нашу Землю, на освещенной стороне хорошо просматривались крупные реки, горы, большие озера, моря. На темной стороне было видно большое скопление огоньков – это были города. Юрий Гагарин облетел Землю всего один раз и пробыл в Космосе чуть больше часа. Сейчас космонавты проводят в космосе много дней. Они живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования (показ иллюстраций).
2) Если человек работает в космосе, то, как можно назвать эту профессию?
5. Подведение итогов.
Конспект занятия по ознакомлению с планетами земной группы «Земля — планета Солнечной системы» «Земля планета Солнечной системы» (4 класс, О. Т. Поглазова) Цель урока: выяснить, как устроена Солнечная система, формировать знания о.
Конспект НОД по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с космосом» Цель: Развитие познавательной активности детей. Задачи: 1. Расширить и закреплять знания об истории развития космонавтики. 2. Систематизировать.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Планеты солнечной.
Конспект занятия для детей средней группы с использованием ИКТ «Путешествие по Солнечной системе» ЗАДАЧИ: 1. Дать детям представление о строении Солнечной системы. 2. Формировать интерес к изучению космоса. 3. Закреплять навыки прямого и.
Конспект занятия по ознакомлению детей с космосом во второй младшей группе «Спасатели звезд» Конспект занятия НОД во второй младшей группе «Спасатели звезд». Халева Екатерина Александровна Цель: — познакомить детей с космосом,.
Знакомство с нервной системой человека. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология Тема: «Знакомство с нервной системой человека.» Подготовила: воспитатель.
Ресурсный центр «Управление системой работы по взаимодействию с семьей» «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
Конспект занятия «Строение Солнечной системы» Тема: Строение солнечной системы. Интеграция образовательных областей:познание, коммуникация. Цель: систематизировать знания о строении.
Занятие в старшей группе «Знакомство с космосом» Тема:Знакомство с космосом. Конспект занятия для детей старшего возраста «Очень здоровенная, эта вся вселенная» Занятие разработала:.
Конспект интерактивного занятия для детей средней группы «Знакомство с космосом» Конспект интерактивного занятия для детей средней группы Тема занятия: Космос Цель: Ознакомление детей с Космосом. Задачи: 1. Воспитательные:.
Источник