Меню

Действия при ссоре кладовая солнца настя

Ссора Насти и Митраши. (по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ссора Насти и Митраши. (по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»).

Скачать:

Вложение Размер
teh._karta_kladovaya_solntsa.docx 32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ссора Насти и Митраши. (по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца»).

  • Образовательные: осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину;
  • Развивающие : роль описания природы, её одухотворённость, участие в судьбе героев;
  • Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения во время спора, умение просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, уметь выслушать другого
  • Предметные: на основе прочитанного текста научиться анализировать , раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора.
  • Личностные : излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .

Метапредметные: воспитывать любовь к природе, развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям Тип урока: Урок открытия новых знаний. Методы : беседа, самостоятельная работа. Оборудование: презентация, видеофрагмент, корзина для дидактической игры.

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Установление контакта с детьми.

Создание эмоционального настроя учащихся.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНОЕ ЛУКОШКО»

Я сегодня принесла на урок лукошко. Почему?

Угадайте, какие предметы лежат в « Волшебном лукошке»?

Почему я принесла в лукошке картошку, хлеб, компас?

Подготовка класса к работе.

В лукошке лежат вещи, которые взяли с собой Настя и Митраша, отправляясь за клюквой

Мы познакомились с удивительным произведением о детях, сказкой – былью «Кладовая солнца» М.М. Пришвина и сегодня

мы продолжим работать с этим произведением .

Личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

познавательные (логические) : решение проблемы творческого характера.

формирование потребности в самовыражении

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли, готовность к обсуждению разных точек зрения.

1 Актуализация знаний.

Действительно, егодня на уроке мы будем говорить о «Кладовой солнца» М. Пришвина. И чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете данное произведение, я предлагаю небольшой блиц-опрос.

1.В каком году написана сказка – быль «Кладовая солнца»?

2. Имена героев произведения ?

3. Название болота, возле которого жили дети?

4. Название самого топкого и опасного места в болоте?

5. Что случилось с родителями Насти и Митраши?

6.О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

7.Какое хозяйство досталось детям после родителей?

8. Почему автор называет это хозяйство «богатством»?.

Итак, мы познакомились с замечательным произведением, героями которого являются дети, Настя и Митраша. Несмотря на все заботы и трудности, которые выпали на их долю, они жили дружно, пока не собрались в лес…

2 Настя и Митраша.

3. Блудово болото.

5. Мать умерла то болезни, а отец погиб на Отечественной войне.

6. О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

7. Изба пятистенная , корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен.

8. Во время ВОвойны сохранилось крестьянское хозяйство.

Регулятивные : самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные : формирование познавательного интереса учащихся к чтению;

Познавательные: изложение содержания прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; умение

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

Сейчас мы с вами посмотрим маленький видеофрагмент и сформулируем тему и цели нашего урока.

Познавательные : активизация мышления при просмотре видеофрагмента.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3 . Постановка учебной задачи.

О чем этот фрагмент? О чем спорят Настя с Митрашей у Лежачего камня?

Почему поссорились Настя с Митрашей?

О чем мы будем говорить на уроке?

Мы сегодня проведем урок –расследование: почему поссорились Настя с Митрашей?

Кто из них прав? Как избежать ссоры?

Активно участвуют в целеполагании. Отвечая на вопросы учителя, они высказывают разные предположения. Формулируют тему урока. и цели: Ссора главных героев. Цель: осмыслить причину ссоры и ее последствия.

Познавательные : овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Личностные : излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Тема нашего урока: У каждого своя тропа. Ссора Насти и Митраши. Кто из них прав?

Цель нашего урока:

осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину.

Чтобы разобраться в причине конфликта, мы проведем небольшое расследование, сопоставим характеры героев, их поступки и причины таких поступков. Для этого мы должны ответить на ряд вопросов.

Отвечают на вопросы.

Познавательные : планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Личностные : излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать.

Регулятивные: формулирование и аргументирование своих мыслей;

привлечение нового и изученного материала;

Коммуникативные :создание устных монологических высказываний разного типа; умение вести диалог.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Анализ произведения с применением приема: «Таксономия Блума».

Отвечая на вопросы, мы будем собирать лепестки ромашки. Когда соберем все лепестки, сделаем выводы.

Опишите внешность Насти и ее внутренние качества. Митраши.

Если я правильно поняла, автор с симпатией относится к героям?

Какие слова передают это отношение? Приведите примеры из текста.

Автор описывает детей с большой любовью и нежностью. Настя -«золотая курочка на высоких ножках», Митраша- «мужичок в мешочке».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Почему всегда дружные Настя и Митраша поссорились, когда отправились за клюквой? (Каждый хотел идти по своей тропе, каждый считал, что прав, никто не хотел уступать).

Почему 4 глава, в которой рассказывается о ссоре Насти и Митраши, начинается с описания сосны и ели?

Почему Настя, идя «по общей тропе» забыла о брате? Почему даже лесные обитатели перестают ее замечать?

Почему Митраше, попавшему в беду, удалось спастись.?

Почему собака пришла ему на помощь?

Как вы думаете, что бы было, если бы дети не ссорились, а пошли вместе?

Хотели бы вы изменить сюжет произведения? Где именно?

Как вы считаете, кто из них прав? На чьей стороне автор?

Как бы поступили вы, оказавшись в такой ситуации? Что бы взяли с собой, отправляясь в лес?

Отвечают на вопросы.

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать,

вставала далеко до солнца…

хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь,

чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается,

стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку.

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос.

Каждый из них считал, что прав.

В начале главы мы встречаем описание ели и сосны, «их корни с малолетства сплелись», и они постоянно борются за самоутверждение, но их нельзя разделять, потому что они умрут друг без друга.

Через описание сосны и ели автор хочет предупредить героев, что может с ними произойти, если они разойдутся в пути. Деревья, как будто хотят

предупредить их об опасности.

С самого начала девочку занимала только мысль о том. Как бы собрать побольше клюквы. Она проявила такое плохое качество, как жадность.

Ничего не видя, кроме своей клюквы, она ползает, передвигает корзинку, вся грязная, даже лось перестает узнавать в ней человека. Она уподобилась лесному обитателю, ищущему пропитание.

Он вспомнил все, что знал о болоте и о том, как надо вести себя в случае беды. Мальчик не впадает в панику, собирает все свое мужество и начинает думать о том, как выбраться из болота.

Травка признала в нем настоящего охотника, своего хозяина Антипыча.

(Варианты ответов: Мирташа, потому что шел, ориентируясь по компасу. Настя, потому что она нашла эту палестинку. Автор ни на чьей стороне, потому что и Настя, и Митраша повели себя в данной ситуации неправильно. Следуя за Настей, автор не раз с огорчением вздыхает, что нужно было бы вспомнить ей о брате. И о Митрашиных действиях он говорит с неодобрением из-за того , что он, не зная тропы точно, пошел один. Автор как бы предупреждает детей, потому что ссора могла привести к трагедии).

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из учебной литературы; формирование умения выявлять особенности текста; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; формирование умения работать самостоятельно.

Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

6. Самостоятельное применение знаний.

Итак, мы с вами проанализировали сказку-быль «Кладовая солнца» и давайте сделаем вывод : Чему учит нас история Насти и Митраши?

У читель предлагает составить синквейн: девочки про Настю, мальчики –про Митрашу.:

История Насти и Митраши учит тому, что главными в человеческих отношениях являются взаимопонимание, любовь, умение уступить, прийти друг другу на помощь.

Составляют синквейн, читают, анализируют.

Познавательные: использование символических средств для решения задач;

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к событиям.

III. Итог урока. (стадия рефлексии)

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Выставляет оценки.

Дает дифференцированное дом.задание.

Анализируют активность на уроке и свои достижения. Подводят итоги урока, выбирают домашнее задание

Познавательные: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их.

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в.

Тема урока «Заветы М.Пришвина». Место данного урока в системе уроков — итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы.

Разработка построена по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Предлагаемая форма работы поможет расширить круг знаний учащихся, привить любовь к родной литературе и к культуре в .

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием .

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.

Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра.

Источник

из за чего поссорились настя и митраша. Рассказ Кладовая солнца

В поисках клюквы Настя и Митраша дошли до Звонкой борины. Стояло утро, в Звонкой борине были слышны пение птиц, голоса зверей. Спустившись в большое болото за клюквой, Настя и Митраша услышали, как вдали, на Сухой речке, воет волк Серый помещик. Митраша, сверившись по компасу, предложил идти на север. Дети пошли на север, хотя поначалу Настя хотела идти по большой тропе, пришли к Лежачему камню. Во время отдыха первый луч солнца обогрел детей, рядом слышалось пение птиц. Настя и Митраша продолжили путь. У камня широкая тропа расходилась: плотная тропа шла направо, слабая тропа — налево. Сверившись с компасом, Митраша предложил идти на север по слабой тропе. Настя не согласилась, попробовала уговорить Митрашу идти по плотной тропе. Митраша настаивал на необходимости идти по стрелке компаса к палестинке. Настя утверждала, что, идя по стрелке, они угодят в Слепую елань. Митраша не стал спорить и пошёл по тропе на север, оказавшись в Слепой елани. Настя рассердилась, и, не напомнив Митраше о корзине для клюквы и пище, пошла по общей тропе к палестинке.

Настя и Митраша, герои сказки-были Пришвина «Кладовая солнца», поссорились из-за того, что хотели идти разными тропинками.

Они были сиротами и жили в селе возле Блудова болота, у них была изба и хозяйство. В тот день они пошли на болото за клюквой. Они помнили из расказов отца, что недалеко от Слепой елани есть «палестинка» — место, где растет много клюквы.

Митраша с сестрой шли по компасу на север, к полянке с клюквой. Когда они вышли к «Лежачему камню», то увидели, что оттуда идет две тропинки: одна «набитая», по которой ходили люди, а вторая — еле заметная, но она вела на север. Митраша хотел идти по второй тропе, потому что она вела куда нужно, а Настя была за то, чтобы идти по той тропе, по которой ходило больше людей, ведь так безопаснее. Блудово болото было опасным местом: в Слепой елани можно было запросто утонуть (Митраша потом туда провалился и выбрался только с помощью собаки Травки), а где-то в тех местах обитал страшный волк по прощзвищу Серый помещик. Митраше хотелось скорее добраться до места, а Настя хотела избежать ненужного риска.

В конце концов ребята поссорились и разошлись в разные стороны. Митраша пошел по слабо набитой тропе на север, а Настя – по более безопасной

Источник

Читайте также:  Рыболовные рубашки от солнца
Adblock
detector