Меню

Диафрагма лучи от солнца

Дифракционные звёзды

Дифракционные звёзды – интересный оптический эффект, возникающий при попадании в кадр ярких источников света, таких как солнце, уличные фонари, блики на стеклянных и металлических предметах и т.д. Вы, вероятно, замечали, что на снимках подобные объекты часто бывают окружены радиально расходящимися лучами.

Появление лучей обусловлено дифракцией светового потока на краях диафрагмы фотографического объектива. Несмотря на то, что производители объективов стремятся придать отверстию ирисовой диафрагмы форму максимально близкую к кругу, чтобы обеспечить приятное глазу боке, это удаётся им только отчасти, и реальная форма отверстия всё равно тяготеет к более-менее правильному многоугольнику, число сторон которого соответствует числу лепестков диафрагмы. Вследствие дифракции световые волны, проходящие рядом с краем диафрагмы, отклоняются от прямолинейного пути, формируя два дифракционных луча, направленных в противоположные друг от друга стороны, и при этом перпендикулярные краю соответствующего лепестка диафрагмы. Поскольку дифракционные лучи возникают одновременно на всех лепестках диафрагмы, их совокупность формирует характерную дифракционную звезду.

Число и форма лучей

Если диафрагма объектива имеет нечётное число лепестков, то число дифракционных лучей будет вдвое превышать это число, т.к. на каждом лепестке образуются по два луча. Если же число лепестков чётное, то дифракционные лучи, принадлежащие лепесткам, расположенным на противоположных сторонах диафрагмы, будут сливаться друг с другом, и видимое количество лучей окажется равным числу лепестков.

В целом, чем больше лучей, тем красивее дифракционные звёзды. Следовательно, диафрагма с нечётным числом лепестков имеет преимущество перед диафрагмой, число лепестков которой является чётным, а большое количество лепестков предпочтительнее малого.

Так, например, объективы Nikon, как правило, оснащены диафрагмой с семью лепестками, реже – с девятью. Соответственно, дифракционные звёзды на снимках, сделанных при помощи аппаратов Nikon, имеют либо по четырнадцать, либо по восемнадцать лучей.

Объективы Canon также всё чаще снабжаются 7- или 9-лепестковой диафрагмой. Однако диафрагма большинства старых объективов Canon обычно имеет шесть или восемь лепестков, а значит и число дифракционных лучей будет в данном случае равно шести или восьми.

Если лепестки диафрагмы прямые, то дифракционные звёзды получаются очень чёткими с хорошо различимыми острыми лучами. К сожалению, у большинства современных объективов лепестки диафрагмы имеют несколько скруглённую форму. Это делается с благой целью улучшения формы боке, однако форма дифракционных звёзд при этом заметно страдает: чем сильнее изогнуты края лепестков диафрагмы, тем более широкими и размытыми становятся дифракционные лучи. Идеально круглая диафрагма лучей не даёт.

Как получить дифракционные звёзды на фотографии?

Очевидно, что в первую очередь вам понадобится яркий источник света. Чем ярче источник и чем меньше его угловые размеры, тем лучше.

Объектив желательно взять широкоугольный, а в случае зум-объектива установить фокусное расстояние поменьше. Получить качественные звёзды при помощи телеобъектива достаточно сложно. Суть в том, что короткофокусные объективы зрительно уменьшают источники света, как бы концентрируя их свет и делая дифракционные звёзды более отчётливыми.

Диафрагму следует прикрыть. Чем меньше размер относительного отверстия, тем сильнее дифракция и тем длиннее дифракционные лучи. Обычно уместны значения от f/8 до f/16, но чаще всего я использую f/11. Диафрагму со скруглёнными лепестками приходится закрывать сильнее, чем с прямыми. Не забывайте, впрочем, что излишнее диафрагмирование может привести к общему снижению резкости изображения.

Присутствие в кадре чрезвычайно ярких объектов часто приводит к некорректной работе экспонометра, так что смотрите на гистограмму и не стесняйтесь пользоваться экспокоррекцией. Сам источник света, а также дифракционные лучи вокруг него можно передерживать со спокойной совестью – главное, чтобы лучи были различимы и не сливались в одно белесое пятно. Это тот редкий случай, когда умеренного клиппинга бояться не стоит.

Источник света должен быть строго в фокусе объектива. Если в кадре солнце, то объектив следует сфокусировать на бесконечность (например, по линии горизонта).

Дифракционные лучи, исходящие от солнца будут более выраженными, если частично заслонить солнечный диск элементами пейзажа – холмами, скалами или ветвями деревьев, – что, однако, требует соответствующей компоновки кадра.

Читайте также:  Солярий химмаш планета солнца

И, наконец, не забывайте о технике безопасности: когда снимаете солнце, старайтесь поменьше смотреть на него через видоискатель.

Звёздные фильтры

Существуют т.н. «звёздные» светофильтры, позволяющие получать дифракционные звёзды вне зависимости от размера относительного отверстия и его формы. Звёздный фильтр представляет собой обыкновенный прозрачный фильтр с нанесённой на стекло сеткой из множества пересекающихся тонких линий, которые и формируют дифракционные лучи. На мой взгляд, дифракционные звёзды, полученные при помощи фильтров, выглядят слишком искусственно по сравнению с «натуральными» звёздами, порождёнными дифракцией на краях диафрагмы. Здесь всё зависит от ваших личных предпочтений и от того эффекта, которого вы пытаетесь достичь.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Источник

Лучшая диафрагма для пейзажной фотографии

Те, кто начинает свой путь в пейзажной фотографии могут задаваться вопросом, какую диафрагму лучше всего использовать для этого жанра. Для стандартного пейзажной фотографии оптимальным значением является в пределах от F/7,1 до F/13.

Этот диапазон не просто случайно назван. На самом деле он тщательно просчитан и известен как сладкое пятно объектива.

Как найти золотую середину

Если вы новичок в фотографии и мало что знаете о диафрагме, то вам стоит знать, что на разных объективах диафрагма ведёт себя по-разному.

Обратите внимание, что при написании слова резкость имеется ввиду не глубина резко изображаемого пространства, а то, насколько чётким будет изображение от центра к краям кадра.

Большинство объективов могут создавать наиболее чёткие изображения при диафрагме F/8-F/11, но всё же это не строгое правило. Некоторая оптика показывает наилучшую детализацию на F/5.6. Также есть правило, которое говорит, что получить наилучшую резкость можно при закрытии диафрагмы на 2-3 стопа от максимально открытого значения. Мнения противоречивы и для каждого объектива наилучшее значение диафрагмы для получения самого резкого изображения будет своим, поэтому вы можете найти его только опытным путём, но это точно не открытая и не полностью закрытая диафрагма.

Но всё же мы разбираем вопрос о лучшей, а не самой резкой диафрагме для пейзажной съёмки. Лучшая диафрагма зависит от конкретной сцены.

Когда использовать открытую диафрагму

Открытая диафрагма обычно используется для размытия фона изображения. Так, например, помещая цветок близко к линзе, вы можете выделить его от общей массы травы, размыв всё задний план открытием диафрагмы до максимального значения. Если вы находитесь очень близко к цветку, и он не помещается весь в глубину резко изображаемого пространства, то диафрагму можно прикрыть. Это расширит зону резкости, но также и уменьшит степень размытия фона.

Также открытая диафрагма используется во время ночной съемки. В сумраке очень мало света, так что вам, возможно, потребуется увеличить ISO и использовать более низкую скорость затвора. Сильное увеличение светочувствительности приведёт к появлению чрезмерного количества шума, а длинная выдержка может сделать кадр смазанным. Открытие диафрагмы позволит исправить эти недостатки.

Когда использовать закрытую диафрагму

Несмотря на то, что закрытие диафрагмы увеличит глубину резко изображаемого пространства, если перестараться и закрыть диафрагму слишком сильно, общая резкость картинки может заметно снизиться.

Маленькая диафрагма часто используются, когда между близким и дальним объектом есть большое расстояние, и вы хотите, чтобы всё это пространство было в фокусе.

Читайте также:  Солнце меняло свое направление

В то время как всё изображение будет находиться в фокусе при диафрагме F/22, оно не будет таким же резким, как при это более широким отверстии. Открытие диафрагмы поможет получить снимок лучшего качества, но не даст нужной глубины резкости. Что делать?

В таких случаях используется метод объединения нескольких снимков с разной точкой фокусировки. Это похоже на создание HDR, но только с разной фокусировкой на переднем, среднем и дальнем плане. Объединить снимки можно в Photoshop, открыв их как слои одного документа, выделив все и выбрав меню Изображение – Автоматическое наложение слоёв – Стековые изображения.

Также закрытая диафрагма позволяет получить блики с эффектом лучей. Используя отверстие где-то между F/16 и F/22 вы получите красивые лучи от фонарей и ярких отражений.

Какова лучшая диафрагма для пейзажной фотографии?

Всё зависит от вашей задумки и условий съёмки. Для пейзажной фотографии можно использовать любое значение диафрагмы. Крайние значения весьма специфичны и подойдут для особых сюжетов, когда нужно размыть фон или создать эффект лучей, а вот средние значения позволят получить максимальную глубину резко изображаемого пространства и наиболее резкое фото с отличной детализацией.

Об авторе: Christian Hoiberg – пейзажный фотограф, который помогает другим создавать красивые и впечатляющие изображения, делясь своим опытом и давая ценные советы. Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору. Вы можете узнать больше о работах Christian Hoiberg на его сайте и в Instagram.

Следите за новыми статьями: Facebook, Вконтакте и Telegram

Источник

Как фотографировать солнечные лучи и блики: 14 советов от канадского фотографа

Солнечные блики могут добавить вашим фотографиям красоты и драматизма. Однако нужно помнить, что стёкла объектива содержат специальный состав, который уменьшает искомые блики. Поэтому, если вы хотите, чтобы на фотографиях получились красивые солнечные блики, то вам нужно освоить 14 советов, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

1. Попробуйте различные настройки диафрагмы

Вы когда-нибудь замечали, что на одних значениях числа диафрагмы блики могут выглядеть мягкими и рассеянными, а на других жёсткими и чёткими? Это поведение бликов связано с настройками диафрагмы.

Если вы снимаете с широко раскрытой диафрагмой, например, f/5.6, то вы получите мягкие блики. Но стоит вам начать прикрывать диафрагму, то блики станут более резкими. Например, на диафрагме f/22 лучи чётко прорисуются по всей поверхности кадра.

Изменяя одно лишь число диафрагму можно предсказуемо управлять бликами в кадре.

2. Используйте режим приоритета диафрагмы

Управлять диафрагмой проще всего используя режим управления диафрагмой. На камерах Canon такой режим обозначается буквой Av, а на камерах Nikon буквой A.

В этом режиме вы будете полностью контролировать степень открытия диафрагмы, а камера сама подберёт подходящие значения выдержки и ISO. Также вы сможете быстро открывать или прикрывать диафрагму, чтобы получать искомый результат.

3. Скрывайте солнце за предметами

Если использовать какой-либо предмет для частичного перекрытия прохождения солнечных лучей, то блики проявятся лучше. Это создаст приятный художественный эффект на вашей фотографии.

4. Сделайте больше кадров, чем обычно

Как проявит себя солнечный луч в той или иной сцене сказать сложно. Поэтому делайте много кадров каждый раз чуть-чуть изменяя композицию или ракурс. Если вы частично скрываете солнце за объектом съёмки (о чём шла реч в предыдущем пункте), то даже незначительное отклонение может существенно. изменить рисунок лучей и бликов.

Можно попасться и на экстремумы, когда блики будут практически незаметны или, наоборот, солнечные лучи закроют весь кадр. Но большим числом попыток практически всегда можно добиться хорошей фотографии.

5. Попробуйте использовать фильтры

При съёмке солнечных лучей и бликов могут пригодиться фильтры. Поиск фильтра сводится к выбору одного из двух вариантов:

  • Поляризационный фильтр. Используя этот фильтр вы можете увеличивать насыщенность вашего снимка и одновременно уменьшать блики. Таким образом, он может быть полезен, если солнце заливает большую площадь вашего кадра;
  • Градуированный фильтр нейтральной плотности. Этот фильтр имеет затемнение вверху, которое уменьшается к низу. Такой фильтр поможет детализировать небо без ущерба для остальной композиции.
Читайте также:  Звезда по имени солнце звери

6. Снимайте в разное время суток

Первый час после восхода и последний час перед закатом создают удивительный золотистый свет. Этим нужно пользоваться и я советую в обязательном порядке снимать только в золотой час. Посмотрите на фотографии ниже и вы всё сами поймёте.

7. Разрежьте солнце камерой

Если перед вами нет красивого объекта, которым можно перекрыть часть солнца, то вы всегда можете применить композиционное кадрирование и разрезать солнце камерой. То есть вы просто создаёте такую композицию, при которой солнце будет в кадре лишь частично, например, наполовину или в пределах одной трети.

8. Используйте штатив и дистанционный спуск затвора

Выше я говорил о том, что для удлинения и детализации солнечных лучей и бликов нужно максимально закрывать диафрагму. Опытный фотограф знает, что такое поведение автоматически приведёт к необходимости увеличивать выдержку.

Долгая выдержка означает, что вы не сможете снимать с рук, потому что дрожание камеры вызовет смаз. Когда ваша камера будет установлена на штатив, то вы приобретёте возможность использовать любое значение выдержки.

9. Держите солнце за спиной вашей модели

Если вы оставите солнце за спиной модели, но позволите ему немного выглянуть из-за неё, то получите интересные блики и прямолинейно расходящиеся лучи.

Чем выше солнце, тем сильнее вам нужно пригнуться, чтобы получить солнечные блики в районе головы или шеи модели. С низким солнцем таких проблем не возникает. Поэтому фотографируйте в золотой час и всё будет прекрасно получаться.

10. Используйте отражатель

Отражатели предназначены для игры со светом при неблагоприятных условиях. Обычно они представляют собой листы белого, серебряного или золотого цвета и служат для отражения солнечного света. Отражатели могут быть установлены на стойку, положены на землю или держаться в руках помощника.

В случае, если лицо вашей модели находится в глубокой тени, то используйте отражатель в обязательном порядке. Так вы сможете немного осветлить его.

11. Закрывайте солнце рукой, чтобы лучше фокусироваться

Когда вы снимаете солнечные лучи или блики, то камере очень трудно сфокусироваться. В таком случае прикрывайте камеру рукой, чтобы солнце не мешало работать автофокусу. Установите композицию, нажмите кнопку спуска затвора до середины и, когда наведёте фокус, уберите руку и сделайте снимок.

Возможно, что вам понадобится выполнить эти действия несколько раз, пока вы не добьётесь искомого результата.

12. Попробуйте полностью убрать солнце из кадра

Если вам нужна мягкая фотография, на которой присутствует золотая заливка и чётко прорисованные лучи, то советую полностью убрать солнце из кадра.

13. Используйте точечный замер

Точечный экспозамер очень хорошо справляется со съёмкой против солнца и ярким светом, поэтому если ваша камера поддерживает этот режим экспонирования, то вы должны использовать его. Кстати, все фотографии в этой статье были выполнены с использованием точечного замера.

Если точечного замера в вашей камере нет, то вы должны использовать частичный замер. Обратите внимание, что какой бы режим экспозамера вы не установили, фокус должен осуществляться по одной центральной точке. Дело в том, что именно эта точка и будет служить местом для оценки экспозиции камерой.

14. Желаю удачи!

Это пожелание выведено в отдельный совет не просто так. Удача в деле поиска и фиксирования на снимке солнечных лучей и бликов вам однозначно понадобится.

Вы будете получать тысячи недоэкспонированных и переэкспонированных снимков, вы долго не будете понимать куда целиться и как снимать, но если удача вам улыбнётся, то вы получите десятки классных снимков.

Эти 14 советов дала канадский фотограф Дэна Хейнс. Спасибо Дэне за крутые подсказки по работе с солнечными лучами и бликами!

Источник

Adblock
detector