Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка»
Цель: выявление эмоциональной комфортности учащегося.
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению или нарисовать.
Отличное настроение (солнце)
Не очень хорошее настроение (дождик)
Плохое настроение (тучка)
Инструкция: Выбери, пожалуйста, как ты себя чувствуешь когда ты дома, с друзьями, в классе. Нарисуй рядом то погодное явление, которое соответствует этому состоянию: (Приложение 12)
Отличное настроение (солнце)
Не очень хорошее настроение (дождик)
Плохое настроение (тучка)
Имя учащегося ________________________________________________
В классе мне |
С друзьями мне |
Дома мне |
Методика «Какой у нас коллектив»
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Инструкция:
Прочитай внимательно утверждения. Выбери то утверждение, которое совпадает с твоим мнением (ты именно так и думаешь).
Анализ результатов: (Приложение 13)
Составить таблицу 2 «Отношение к коллективу, оценка уровня взаимоотношений» (пример)
Имя учащегося / утверждения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Саша Т. | + | |||||
Аня В. | + | |||||
Володя М. | + | |||||
Петя С. | + | |||||
Кол-во | 2 | 2 |
1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Приложение 6
Индивидуальная характеристика
Заполняется на основе результатов диагностики и беседы с учителем
(карта — схема).
I. Общие сведения о ребёнке.
Анкетные данные.
- фамилия, имя;
- дата рождения;
- школа, класс;
- специализация школы.
Сведения о состоянии здоровья.
- часто ли болеет (часто, средне, редко);
- хронические заболевания (какие);
- особенности функционирования нервной системы:
— быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
— быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;
— преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.
Успеваемость.
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия (систематические)
- занятия общественно – полезным трудом (каким);
- занятия художественной самодеятельностью (какой);
- занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);
- занятия спортом (каким);
- занятия организационной работой (какой)
II.Проявление личностных качеств в поведении ребёнка.
Направленность интересов:
- на учебную деятельность;
- на трудовую деятельность;
- на художественно – эстетическую деятельность;
- на достижения в спорте, туризме;
- на отношение между людьми.
Отношение к делу.
- Общественная активность
- активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем;
- принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени;
- не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет;
- редко принимает участие в общественных делах.
- Трудолюбие.
- любую работу ученик всегда выполняет охотно и старается сделать её хорошо;
- как правило, охотно берётся за любую работу, стараясь выполнить её хорошо, случаи противоположного характера редки;
- редко охотно берётся за работу;
- чаще старается уклониться от любой работы;
- всегда уклоняется от выполнения любого дела.
- Ответственность.
- всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело;
- в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученное дело;
- часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное дело;
- очень редко выполняет порученное дело;
- никогда не доводит до конца порученное дело.
- Инициатива.
- выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;
- довольно часто выступает зачинателем нового дела;
- редко сам начинает новое дело;
- почти никогда сам не начинает новое дело;
- никогда не выступает зачинателем какого – либо дела.
- Организованность.
- всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану;
- в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;
- умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться;
- чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени;
- не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
- Любознательность.
- постоянно активно узнаёт что – то новое в разных областях науки и культуры;
- в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний в разных областях науки и культуры;
- редко стремится узнать что – то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний;
- как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;
- равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
- Аккуратность.
- всегда содержит свои вещи в идеальном порядке; всегда одет опрятно, подтянут за партой и у доски; бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок;
- содержит в надлежащем порядке собственные и одолжённые ему вещи (книги, конспекты); помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.д)скорее по обязанности;
- не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя; иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым; равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество;
- часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книжек вещей, не бережёт общественное имущество, даже портит его;
- совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив; при случае не задумываясь, портит школьное имущество.
Отношение к людям.
- Коллективизм.
- всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку;
- склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его собственным планам и делам;
- нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если его не затрагивает его лично;
- как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе не помогает;
- считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».
- Честность, правдивость.
- всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам; говорит правду и тогда, когда это ему не выгодно;
- почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам;
- часто говорит правду ради собственной выгоды;
- почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно;
- склонен всегда говорить неправду.
- Справедливость.
- активно борется с тем, что считает несправедливым;
- не всегда борется с тем, что считает несправедливым;
- редко выступает против того, что считает несправедливым;
- не добивается справедливости;
- совершенно равнодушен к проявлению справедливости.
- Бескорыстие.
- в своих поступках всегда руководствуется соображением пользы дела или других людей, а не собственной выгодой;
- почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или выгоды других людей;
- редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды;
- в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды;
- в поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
- Общительность.
- всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими;
- как правило, с удовольствием общается с людьми;
- стремится общаться с ограниченным кругом людей;
- предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;
- замкнут, необщителен.
- Чувство товарищества.
- всегда помогает товарищу в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни;
- как правило, помогает товарищам;
- помогает товарищам, когда его просят;
- очень редко помогает товарищам, если его просят, может отказать в помощи;
- никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
- Отзывчивость.
- всегда сочувствует другим, часто делится с ними своими заботами;
- искренне сочувствует другим, если не слишком поглощён собственными думами;
- поглощён собственными чувства на столько, что это мешает ему разделить чувства других людей;
- почти не умеет сочувствовать другим;
- совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят одалживать у него.
- Вежливость и тактичность.
- все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;
- почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;
- часто бывает невежлив и нетактичен;
- часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры;
- всегда резок и невыдержан как в общении с родственниками, так и со старшими; в ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе.
- Скромность.
- никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг;
- иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах;
- сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях, достоинствах;
- часто хвастается ещё не сделанным или тем, в чём он принимает очень малое участие, к чему имеет малое отношение;
- хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
- Уверенность в себе.
- никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать;
- все задания, поручения выполняет без помощи других; обращается за помощью только в случае действительной необходимости;
- порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;
- часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться;
- постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
- Самокритичность.
- всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков;
- в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам;
- порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать;
- к критическим замечаниям , советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки;
- отвергает любую критику; отказывается признать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
- Умение рассчитывать свои силы.
- всегда трезво рассчитывает свои силы, выбирая задачи и дела «по плечу» — не слишком лёгкие, и не слишком трудные;
- как правило, верно, соизмеряет свои силы трудности задания;
- иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела;
- в большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудность дела;
- почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
- Стремление к успеху первенству.
- всегда и во всём стремится быть первым (в учёбе и т.д.) настойчиво добивается;
- стремится быть в числе первых во всех областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой – либо одной области;
- стремится в чём – то одном, особенно его интересующим, добиться признания, успеха;
- очень редко стремится к успеху, в какой – либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка»;
- никогда не стремится в чём – либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
- Самоконтроль.
- всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки;
- не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки;
- большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение»;
- почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя;
- постоянно поступает необдуманно, в расчёте на «везение».
Волевые качества личности.
Источник