Меню

Диалог что такое космос

Учебный диалог на уроке окружающего мира по теме «Зачем лететь в космос?», 2-й класс

Класс: 2

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление о некоторых возможностях использования космоса землянами;
  • развивать интеллект и творческие способности;
  • воспитывать активную личность.

Оборудование урока: проектор, компьютер, экран, фрагмент фильма “Космос, Вселенная”, листы для рисунков, маркеры.

Ход урока:

Начало загадки для малыша –
В воротах за поворотом
Калитку он трогает и, не дыша,
В щелочку смотрит: а что там?
Растешь ты – загадка в простор голубой
К небесным взмывает высотам.
На Солнце сверкает, мерцает звездой…
И ты повторяешь: а что там?
Точь-в-точь, как тебе, но еще в старину
Хотелось узнать звездочетам –
Смотрели на Солнце они, на Луну
И тихо шептали: а что там?

Демонстрация фильма “Космос, Вселенная”.

1. Актуализация знаний.

— Кто такие звездочеты?
— Почему звездочеты смотрели на звездное небо и задавали вопрос: а что там?
— Сегодня 12 апреля. Эта дата вам о чем-то говорит?
— Именно в этот день первый космонавт Юрий Гагарин полетел на ракете в космос.

Демонстрация 1 слайда “Первый космонавт планеты”.

— А зачем лететь в космос? Ведь в космосе темно, холодно и на каждом шагу подстерегают опасности. Лучше, сидя на диванчике, посмотреть телевизор.

2. Сообщение темы и цели урока и постановка проблемы.

— Это и есть тема нашего урока. Мы вместе постараемся найти ответ на вопрос: зачем лететь в космос?

3. Поиск решения проблемы.

а) — Кстати, о телевизоре. Вы любите смотреть телепередачи? Какие?

— Но если сидеть на диване и ничего не делать, то и телевизор показывать не будет. Оказывается, чтобы мы могли видеть телепередачи, необходимо вмешательство из космоса. Как?

— Сигнал с телевизионной станции идет на космический спутник, который находится над ней. Этот спутник передает множество сигналов в места рядом со станцией и на многие километры дальше.

— А почему с телестанции надо посылать сигнал на спутник? Почему сразу нельзя послать сигнал в это место или в это? (Работа со слайдом).

— Дело в том, что сигналы могут проходить только по прямой линии, где нет никаких препятствий. А если на пути гора или высотный дом, то сигнал не пройдет. Вот тут-то и не обойтись без космоса. Сигнал оттуда быстро, по прямой, доходит до любого места.

— Ребята, а какой предмет помогает вам поддерживать в течение дня связь с родителями?
— Что помогает установить связь и слышать голос мамы по сотовому телефону?
— Благодаря спутниковой связи мы по телефону можем говорить с жителем любого города нашей страны.

Демонстрация 3 слайда “Рекламный проспект компании “Билайн”.

б) – Ребята, кто слышал сегодня прогноз погоды?

— Кто сообщил прогноз погоды?
— Откуда диктор радио узнал о том, какая погода будет сегодня?
— А синоптики, откуда узнали?
— Что им помогает предсказывать погоду?
— Вопрос был один? А мнений было сколько? Почему так получилось? Какая возникает проблема? (Найти ответ на вопрос: кто или что предсказывает погоду.)

— Какие есть мысли? Что помогает предсказать погоду? (Наблюдения за погодой, народные приметы.)

— А если прогноз погоды составлять только по наблюдениям или по приметам, получится он точным? (Используется пример наблюдения за поведением животных перед природными катаклизмами, также народная примета: если холодная зима, то жди жаркого лета.)

— Составить самый точный прогноз погоды помогает опять спутник, который работает в космосе. Настало время на спутник взглянуть и познакомиться с ним поближе.

— Только называется он метеорологический. Ученые научили этот спутник следить за погодой и четко докладывать свои наблюдения. Спутник летает высоко, за сутки успевает облететь нашу планету несколько раз – и никакой ураган, буря, шторм на море, гроза не могут укрыться от зоркого глаза спутника. Если идет холодный воздух, спутник предупреждает:“Ожидается похолодание!”

— Есть еще и другие спутники. Например, спутники-наблюдатели (наблюдают за “порядком” на нашей планете – пожары, катастрофы), спутники-разведчики.
— Проводя наблюдения на земле, тоже можно составить прогноз погоды. Зачем используют силу космоса? (Для составления долгосрочных прогнозов.)

в) – Ребята, вы были в зоопарке?

— А в космосе есть животные?
— Давайте пофантазируем и попробуем нарисовать космическое животное.
— А работать будем в группах, чтобы дело быстрее спорилось.

(Ребята рисуют космическое животное. Затем работы демонстрируются.)

— Мы не можем утверждать, что такие животные есть или нет. Но чтобы раскрыть эту загадку, что надо сделать? (Полететь в космос.)

— Какие тайны еще можно разгадать, полетев в космос?

Читайте также:  Покажите мне космос земли

— Космонавты перед полетом в космос получают задание от ученых фотографировать Луну или какую-нибудь планету, понаблюдать за Солнцем – сердится оно или спокойно, уточнить адрес звезды, которая плохо видна с Земли, проводят эксперименты с растениями.

— Казалось, ученым столько известно о космосе! Но это только маленькая часть. Поэтому они дают новые задания космонавтам, для выполнения которых они летят в космос.

г) – Все, о чем мы сейчас говорили очень важно. Но самого главного пока некоснулись. Что больше всего волнует нас, жителей планеты Земля? Для чего мы летаем в космос? (Хотим узнать, есть ли жизнь на других планетах? Существуют ли инопланетяне?)

— Как вы думаете? Почему?
— Нам, землянам, очень хочется, чтобы мы во Вселенной были не одни.

В этом году в январе месяце американские ученые увидели на фотографии с Марса фигуру женщины и очень обрадовались. Но это был всего лишь мираж, оптический обман.

Пока научных подтверждений об инопланетянах, к сожалению, нет.

4. Итоги урока.

— Какую проблему мы решали на уроке?
— Так зачем же лететь в космос?

Демонстрация 10 слайда

— Что нового узнали на уроке?
— Сегодня мы говорили только о некоторых причинах, зачем лететь в космос.

На самом деле их много, но об этом мы будем говорить, когда подрастем.

5. Домашнее задание.

Сочинить маленькое стихотворение на тему “Зачем лететь в космос?”

…К неведомым звездам настанет черед
Умчаться с Земли звездолетам,
Но, к цели пробившись, закончив полет,
Вновь взгляд устремят космонавты вперед
И спросят упрямо: а что там?

Источник

Беседа о космосе
классный час по теме

Беседа о космосе

Скачать:

Вложение Размер
kosmos.docx 44.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая беседа ко Дню космонавтики «Путешествие к Голубой Звезде»

Цель : расширять и углублять знания детей о космосе.

— познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным;

— расширить кругозор детей и развить их воображение;

— воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

Предварительная работа: беседы о звездах, планетах, космосе и космонавтах, просмотр мультфильмов о космосе.

Наша родная планета Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, рыбы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?

Сейчас помечтаем и мы… (Звучит музыка).

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе тёмное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы — команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял своё место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох.(3 раза) Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать : вдох – выдох,3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем своё тело, оно лёгкое, невесомое. Вдох-выдох, 2раза.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда.

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох (2р),так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно мы сели!

Выйдем из корабля… Перед нами океан где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, оранжевые, розовые, с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется нам совсем голубой.

Откройте глаза. Посмотрите на экран. Кто это нас встречает? (слайд2)

Да это же инопланетянин Ваня из известного нам мультфильма. Он очень рад встрече, хочет с вами познакомиться и рассказать вам о космосе.

Сейчас каждый назовет своё имя. И расскажет Ване о себе что-нибудь хорошее.

2.1 Люди давно мечтали полететь к звездам, побывать в космосе, но это очень далеко, опасно, страшно, и в то же время очень интересно. Сначала сочиняли об этом сказки.

Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах. ).

Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство.

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения — это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К.И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К.Э. Циолковский (слайд3). Он так говорил по этому поводу: «Земля — наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость.
Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.
Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15–20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.
Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский – гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам

Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. (слайды 4-5)

Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. (слайд6)

4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик – диаметром 58 см, весом – 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Дорогу в космос для человека проложили собаки. (слайды 7-8)

Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых “космонавтов” набирали в подворотнях . Всего отловили 32 собачек.

Первая собака, отправленная в космос была Лайка. 3 ноября 1957 года на Лайку надели специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары.

19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.

Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет? (слайд9)

Взрослый выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы.

Солнечное утро 12 апреля 1961 г. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О небе он мечтал с детства. Но кто из мальчишек тогда не хотел летать на самолетах? И Юрий стал летчиком-истребителем. А когда в 1959 г. узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестким: из 3000 добровольцев взяли только 20. Учитывалось все: крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники. Началась подготовка. В барокамере создавали условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. На бешено вращающейся центрифуге моделировали «космические» перегрузки, испытывая организм на прочность. Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей Павлович Королёв пригляделся к Гагарину и решил: «Вот этот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и случилось. ( видеоролик о Гагарине)

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало — начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. (слайд 10-11)

Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты — Марс и Венеру. Послушайте, как о дне первого полета в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.

Ах, этот день — двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской. Землей-планетой был усыновлен. Житель Земли, геройский этот малый,

В космической посудине своей

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней.

  1. А сейчас пришелец Ванюша предлагает посмотреть фильм о космосе и звездном небе

Вопросы после просмотра:

Что такое созвезие? (рисунок из звёзд)

Как называется наука, которая занимается изучением небесных тел? (астрономия)

Кто такие космонавты? Как они попадают на космические станции?

Как называется их одежда?

(Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории.

Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.)

3.Зачем люди летают в космос? (слайд 12)

Нашу жизнь уже невозможно представить без спутникового телевидения, спутникового Интернета, мобильную связь тоже обеспечивают искусственные спутники, обслуживают они и метеорологию, и геодезию, и военную разведку. Космические зонды и роботы, отправленные к другим планетам, принесли немало новых данных об их строении, условиях на их поверхности и прочих характеристиках – это позволило пролить свет на возникновение и историю Солнечной системы, в какой-то степени спрогнозировать её будущее (в том числе и будущее Земли). Телескопам, установленным на орбите, земная атмосфера не мешает смотреть в глубины космоса – в отличие от их «собратьев», расположенных в обсерваториях на Земле…

  1. Подведение итогов занятия

Ребята, наше занятие заканчивается. Попрощаемся с Ванюшей.

Сели поудобнее, закрыли глазки, занимаем места на нашем межпланетном космическом корабле Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох.(3 раза) Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать : вдох – выдох,3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем своё тело, оно лёгкое, невесомое. Вдох-выдох, 2раза.

Мы летим в космосе.

И вот она уже близко наш дом Земля. Давайте сделаем посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох (2р),так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно мы сели! Открываем глазки.

Источник

Adblock
detector