Меню

Диего ривера фреска человек управляющий вселенной

Диего ривера фреска человек управляющий вселенной

Советский! запись закреплена

«Человек, управляющий Вселенной».

В 1930-м году в самом сердце Манхэттена началось строительство Рокфеллер центра. Нельсон Рокфеллер хотел, чтобы небоскреб поражал воображение людей не только снаружи, но и внутри. По задумке миллиардера первый этаж монументального здания должна была украсить большая фреска. Чтобы каждый, кто ее увидит, останавливался и задумывался о вечном. В 1932 году для создания фрески был нанят Диего Ривера, известный мексиканский художник. Нельсон сам выбрал тему: «Человек на распутье, с надеждой смотрящий на выбор нового и лучшего мира».

Центральным сюжетом фрески стал мир капитализма как мир эксплуатации человека человеком. А лучшее будущее — мир социализма как мир победивших трудящихся. Работа над фреской была в самом разгаре, как 24 апреля 1933 года в газете New York World-Telegram вышла статья, обвиняющая Ривера в антикапиталистической пропаганде и изображении коммунистических сцен. «Если они хотят коммунизм, я нарисую коммунизм», — сказал Ривера и через несколько дней рабочих на фреске возглавил не кто иной как Владимир Ленин, который соединял руки рабочих во время демонстрации на Красной площади в Москве.

Рокфеллер был вне себя от ярости и потребовал убрать Ленина. В качестве компромисса Нельсон предложил заменить Ленина на Линкольна. Ривера отказался и был уволен без выплаты гонорара. В 1934 году фреска была уничтожена по решению правления Рокфеллеровского центра.

Диего Ривера успел сделал фотографии своей работы и впоследствии воссоздать фреску, добавив туда помимо Ленина портреты Троцкого, Энгельса и Маркса.

Источник

Человек, управляющий Вселенной (фреска)

«Человек, управляющий Вселенной» — настенная фреска (мурал), созданная мексиканским художником-коммунистом Диего Ривера.

На картине автором было изображено противопоставление мира капитализма и мира социализма (коммунизма).

[править] История

Первоначальный вариант фрески, имевший название «Человек на распутье», был создан художником Д. Ривера в 1932—1933 годах по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке [1] . Полное название фрески было: «Человек на распутье, смотрящий с надеждой и высоким видением на выбор нового и лучшего будущего» [2] .

На просьбу Нельсона Рокфеллера заменить изображение Ленина на другое лицо Диего Ривера ответил отказом и был уволен Н. Рокфеллером 10 мая 1933 года [3] , остановил работу над фреской и возвратился в Мексику. После этого в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра фреска была уничтожена. Нельсон Рокфеллер не выплатил художнику гонорар за работу.

Фреска была позже воссоздана художником в меньшем масштабе на стене оперного театра Паласио-де-Белла-Арт [2] во Дворце изящных искусств (Мехико) в декабре 1933 года [3] и получила название «Человек, управляющий Вселенной». В отличие от первоначального варианта, было добавлено изображение Л. Троцкого [4] .

Источник

«Огненный крестоносец кисти» Диего Ривера: Грандиозный скандал вокруг фрески, не утихающий более 80 лет

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В 1933 году прошлого века монументальная фреска, созданная знаменитым мексиканским художником-муралистом Диего Ривера для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке, стала причиной грандиозного скандала. А резонансная статья в газете New York World-Telegram об этом настенном произведении художника, с вызывающим заголовком «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет» — в те годы была равносильна взрыву атомной бомбы. Дискуссии вокруг этого события не угасают уже на протяжении более восьмидесяти лет.

Читайте также:  Как бог создал вселенную по библии

Диего Ривера (1886-1957) — мексиканский живописец, монументалист, политический деятель левого толка, муж знаменитой художницы Фриды Кало, стоял у истоков нового направления в мексиканском монументальном искусстве: мураль.

С трех лет маленький Диего разрисовывал не только все альбомы, но и стены комнат. А с десяти лет основательно начал заниматься живописью, поражая учителей серьезным отношением к творчеству и незаурядным талантом. Затем была учеба в художественной академии в Мехико, и учеба Европе, где прожил около пятнадцати лет, переезжая из страны в страну.

Революция, начавшаяся в 1910 году в Мексике, к 1917 году заняла крепкие позиции. В стране была принята конституция, и часть земли была роздана крестьянам.
Ривера в начале 20-х, вернувшись в Мексику, был полностью увлечен новым строем в своей стране, в которой начались разительные перемены: прогрессивная конституция давала право народу на образование, открывались школы, библиотеки.

В те годы в Мексике возникает искусство нового направления — мексиканский мурализм, которое было понятное и близкое простому народу. В это направление и был вовлечен Диего Ривера. По государственной художественной программе он вместе с другими художниками, вдохновленными идеей революции, начал расписывать общественные строения фресками, которые отображали достижения страны.

В это время Диего выработал собственный уникальный почерк в монументальной живописи: обобщенный реализм. В этом стиле он выполняет серию фресок в Национальном дворце в Мехико. В этих настенных росписях свое отражение нашла многовековая история страны, в которой переплелись судьбы давно исчезнувших и нынче проживающих народов. Мастер соединил воедино реальность бытия и фантазию, археологические и этнографические детали, народные сказки, людей и божественных созданий.

Фреска «Индустрия Детройта»

К началу 30-х годов Диего Ривера стал известнейшим художником-муралистом Мексики, который всем своим творчеством открыто заявлял о своей принадлежности к борцам за права пролетариата.

Но несмотря на политические взгляды Риверы, он был приглашен в США промышленным магнатом Генри Фордом для монументальных росписей в Детройте. Своей настенной фреской «Индустрия Детройта», а в частности ее фрагментом — «Вакцинация», муралист спровоцировал бурю протеста прессы и церквей. Так как затронул аллюзии на традиционную иконографию Рождества Христова. Скандал подогрел интерес публики и в первый день открытия на нее пришло посмотреть около десяти тысяч человек. В итоге это резонансное событие принесло Детройту немалую славу.

Фреска, которой не суждено было существовать

Следующий крупный заказ Диего Риверы в США — роспись главного вестибюля центрального здания Рокфеллеровского комплекса в Нью-Йорке. Его конкурентами по разработке этого проекта были Анри Матисс и Пабло Пикассо. Но эскиз монументальной композиции Риверы под названием «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего» вызвал больший интерес у заказчика. По задумке художника центральной фигурой должен был быть человек, контролирующий все стихии.

Читайте также:  Избрание темучина чингисханом правителем вселенной год

Но в процессе работы Диего свою мураль превратил в перенасыщенную образами систему миропорядка, где. » два полюса — мир капиталистический и социалистический — разделены эллипсами, заполненные изображениями. В правой части мурали особое место занимает революционная триада: фигуры солдата, крестьянина и рабочего. Рядом изображение праздничной демонстрации на Красной площади, фигуры спортсменок, обилие красных флагов. В противовес сценам, демонстрирующим процветающую социалистическую действительность, в левой части композиции — иная картина. Мир капитализма у Риверы полон бедствий: войны, химическое оружие, разврат, болезни, голод и безработица.»

За неделю до торжественного открытия, назначенного на 1 мая 1933 года, в прессе появляется скандальная статья под заголовком: «Ривера рисует коммунистические сцены, и Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет», взбудоражившая общественность Нью Йорка. В ответ на обвинения прессы Диего перевоплощает одну из фигур композиции в образ В.И.Ленина. После чего конфликт достиг апогея: изображение вождя русской революции в центре капиталистического мира — это было нечто невообразимое.

Все переговоры между Риверой и заказчиком ни к чему не привели. Тогда Нельсон Рокфеллер распорядился насильно отстранить художника от работы, выплатить ему часть гонорара в размере 14 тысяч долларов, а саму фреску закрыть защитным экраном, судьба которой решалась почти год. А в феврале 1934 года фреска была уничтожена: стерта в порошок. Но именно в тот момент это творение выдающегося муралиста приобрело символическое бессмертие.

Люсьен Блош, одна из помощниц Риверы, изловчившись успела сфотографировать фреску в том состоянии, в каком ее оставили в мае 1933 года. Это те кадры, по которым сегодня можно оценить ее композицию, сюжет и содержание.
На этом карьера Диего Риверы в США закончилась.

В том же 1934 году Ривера заключил договор с правительством Мексики на создание фрески во Дворце изящных искусств в Мехико, где художник воссоздал нью-йоркскую работу, лишь добавив изображения Маркса, Энгельса, Троцкого, Лавстона.

Конфликты, возникавшие вокруг произведений Риверы, в большей части провоцировались и управлялись самим скандальным художником. «Я хочу, чтобы мое искусство стало оружием », — говорил художник.
Неуемная энергичность и работоспособность Риверы вызывали восхищение. Он находил силы и время и на воплощение грандиозных творческих проектов, и на общественную деятельность, и на педагогическую работу, и на бурную личную жизнь.

Об драматической истории любви экспрессивной художницы Фриды Кало и эксцентричного монументалиста Диего Риверы до сих ходят легенды.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Диего Ривера — Человек на распутье (1933) (Уничтожена в 1934 году)

Часто бывает, что, услышав случайно какую-то историю, не придаешь ей никакого значения, так как она кажется чем-то совершенно далеким и неинтересным. Но только до того момента, пока ты не остановишься и не прислушаешься повнимательнее. Именно такой может показаться история создания и уничтожения в RCA Building самого знаменитого мурала Диего Риверы «Человек на распутье».

Не каждый знает, что такое RCA Building, но все помнят фотографию «Обед на небоскребе», на которой запечатлены строители RCA Building, обедающие, сидя на балке, на высоте в 260 метров над землей. Не все знают Диего Риверу, а ведь именно он помимо внушительного вклада в искусство, остался в истории как муж Фриды Кало и как коммунист, приютивший Троцкого в Мексике в 1939 году. И даже слово «мурал», уверен, многих поставит в тупик, а ведь это те самые монументальные изображения на стенах зданий и иных сооружений, которые так часто оживляют городской ландшафт. Иногда их путают с граффити (тем более что разница между этими двумя понятиями все больше и больше стирается), но именно муралы Диего Риверы были тем импульсом, в результате которого появились наиболее качественные произведения современного стрит-арта.

Читайте также:  Что бесконечно вселенная или галактика

История создания фрески «Человек на распутье» с самого начала может показаться невероятной: Джон Рокфеллер Младший, являвший из себя олицетворение капитализма, попросил известно коммуниста Диего Риверу создать в лобби строящегося центрального небоскреба Рокфеллер центра (Нью-Йорк) монументальную фреску площадью почти в 100 квадратных метров на тему «Человек на распутье, смотрящий с надеждой и предвосхищением на выбор нового и лучшего будущего». История становится не такой странной, если учесть, что за год до этого Ривера создал серию великолепных фресок для компании Форда в Детройте, а Рокфеллеры были не только капиталистами, но и известными ценителями искусства. Кроме того, за несколько лет до этого Ривера был исключен из коммунистической партии, правда, не за нелюбовь к коммунистам, а за любовь к Троцкому.

Когда Рокфеллер выбирал тему для изображения, он хотел, чтобы посетители могли остановиться перед фреской и спокойно поразмышлять о ее значении. С этой точки зрения выбор Риверы в качестве автора был вполне оправдан. Причем Рокфеллера даже не смутил тот факт, что Ривера с самого начала хотел противопоставить на фреске мир капитализма и мир социализма, тем более что оба мира были представлены с включением противоречивых элементов, призывающих, скорее, задуматься, чем сделать выбор. А кроме того, перед подписанием контракта Ривера предоставил эскиз будущей работы, от которого он по условиям контракта отступать был не вправе. Но не таков он – настоящий художник!

На одобренном эскизе в центре композиции стояло три человека, взявшись за руки: рабочий, солдат и, конечно, крестьянин. В том варианте, который Ривера начал наносить на стену, в центре картины остался только один рабочий, но взявшихся за руку Ривера все же включил: он добавил в правой части центральной композиции Ленина, объединяющего руки людей разных рас и возрастов. Самое смешное, что бывшие соратники по коммунистической партии отнеслись к включению Ленина в композицию как к плевку в сторону Сталина (а где же Сталин спрашивается?), но для Рокфеллеров это было слишком.

Счастливые первомайские демонстрации в правой части, олицетворяющей социализм, против угрюмых протестов рабочих в левой части – хорошо; серп и молот с мавзолеем – ну допустим; распитие алкоголя в капиталистической части при не отмененном Сухом законе – куда ни шло; но Ленин! Торжественное открытие нового здания, запланированное на 1 мая 1933 года, было срочно перенесено.

Источник

Adblock
detector