Меню

Диктант море низкое солнце ослепительно било

Диктант море низкое солнце ослепительно било

Низкое солнце ослепительно било в глаза. Серебряные кусты дикой маслины дрожали над пропастью. Крутая дорожка вела зигзагами вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. Матросский воротник развевался. Мальчик делал страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы и вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный песчаный берег. Вязкий и глубокий песок с ямками вчерашних бесформенных следов напоминал манную крупу самого первого сорта.

Чудеснейший в мире пляж казался диким в этот ранний час. Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. Но теперь это было совсем не детское, а гордое и мужественное одиночество Робинзона на необитаемом острове.

Вдруг Петя увидел отца и стал взбираться наверх. (По В. Катаеву.)

(105 слов. Правописание полных прилагательных, н и нн в суффиксах прилагательных, суффиксов -к- и -ск-, правописание частицы не с прилагательными. Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.)

1. Озаглавьте текст.

2. Выпишите два качественных прилагательных и образуйте от них краткую форму (I вариант), два относительных прилагательных и укажите через словосочетание тип отношения (II вариант).

3. Образуйте от прилагательных мужественный (I вариант), сухой (II вариант) все степени сравнения.

4. Укажите синонимы и антонимы к прилагательному в словосочетании с новой силой (I вариант), холодный берег (II вариант).

5. Укажите грамматические основы предложений Вязкий и глубокий песок. (I вариант), Чудеснейший в мире пляж. (II вариант).

Не проходит и дня, чтобы на карте не появился отмечающий очередную находку геологов значок. Неутомимые геологи — это и проходчики, и географы, и геодезисты — все, кого именуют почетным старинным словом «изыскатель».

Изыскатели одолевают непроходимые таежные дебри и болотистые просторы тундры, работают в сыпучих барханах пустынь. Постепенно испещряются значками их карты лесов и пустынь, равнин и гор.

За каждым значком на карте стоит отнюдь не легкий, а иногда героический труд. Он сопряжен с далеко не малыми опасностями, ведь геологи — искатели сокровищ. Стоит вспомнить известные рассказы о разведчиках якутских алмазов, редких чукотских металлов, ненецкого золота.

(92 слова. Правописание суффиксов и окончаний прилагательных, безударных гласных в корне, не с прилагательными и другими частями речи. Знаки препинания при однородных членах, в том числе с обобщающим словом, в сложном предложении, тире между подлежащим и сказуемым.)

1. Озаглавьте текст.

2. Произведите синтаксический разбор предложений Изыскатели одолевают. (I вариант), Стоит вспомнить. (II вариант).

3. Произведите разбор прилагательных чукотских, неутомимых (I вариант), якутских, непроходимые (II вариант).

4. Произведите морфологический разбор слов старинным, опасностями (I вариант), легкий, работают (II вариант).

Туман легким прозрачно-светлым дымком поднимается с поверхности озера. Он колышется и образует причудливые изгибы. Будто в медленном танце движутся на зеркале озера не цветы, а нимфы.

В древнегреческой мифологии водяная лилия была символом красоты и красноречия. В средневековый период верили, что семь лилий на щите или знамени делают рыцаря непобедимым. По легенде североамериканских индейцев, кувшинка появилась из упавших в черную воду искр Полярной звезды.

У славян кувшинка считалась русалочьим, колдуньим цветком, одолень-травой против нечистой силы. Необычный желто-белый цветок с пятнистым, как змеиный хвост, корневищем народная фантазия превратила в русалку — прекрасную и несчастную девушку с рыбьим хвостом. Подумайте, как много небезынтересного в самом простом растении. (По Н. Верзилину.)

(104 слова. Правописание сложных прилагательных, суффиксов с н и нн, окончаний прилагательных и существительных, приставок, разделительного ъ. Знаки препинания в осложненном простом и сложном предложениях, при вводных словах.)

1. Произведите орфографический разбор слов в 1-м предложении (I вариант), во 2-м предложении (II вариант).

2. Выпишите из 2-го абзаца сложное прилагательное и произведите его морфемный разбор (I вариант). Выпишите из 3-го абзаца притяжательное прилагательное в начальной форме и разберите его по составу (II вариант).

3. Произведите морфологический разбор слов в словосочетаниях в медленном танце (I вариант), с пятнистым корневищем (II вариант). Установите вид словосочетаний.

Источник

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ — ДИКТАНТЫ

По дороге к морю

Низкое солнце ослепительно било в глаза. 4 Море под ним во всю ширину горело, как магний. Серебряные кусты дикой маслины, окружённые кипящим воздухом, дрожали над пропастью.

Читайте также:  Предложение осложнено обращением еще до восхода солнца просыпаются начиная радостно петь птицы

Крутая дорожка вела зигзагами вниз. 4 Петя привык бегать по ней босиком. Ботинки стесняли мальчика. Ноги бежали сами собой.

До первого поворота мальчик ещё кое-как боролся с силой земного притяжения. Он подворачивал каблуки 3 и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. Но гнилые корни рвались. Из-под каблуков сыпалась глина. Мальчик был окружён облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.

Пыль набивалась в нос, в горле 3 першило. Пете это надоело. Он закричал во всё горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.

(107 слов) (По В. Катаеву)

1. Напишите текст под диктовку.

2. Выпишите из текста фразеологический оборот, объясните его значение.

3. Найдите в тексте несклоняемое существительное. Определите его падеж и надпишите сверху.

4. Выполните по вариантам морфологический разбор имени существительного и синтаксический разбор предложения.

5. Подчеркните примеры употребления образных средств, надпишите названия тропов.

Чудеснейший в мире пляж 1 , растянувшийся до границы Румынии, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час.

Чувство одиночества с новой силой охватило Петю. Мальчик первым делом стал присматриваться к следам. У него был опытный, проницательный глаз 1 искателя приключений. Он был окружён следами.

Чёрное пятно на стене обрыва и серые уголья говорили о том, что ночью к берегу кто-то приставал на лодке и варил на костре пищу. Лучевидные следы чаек свидетельствовали о штиле и обилии возле берега мелкой рыбёшки. Длинная пробка с французским клеймом и побелевший в воде ломтик лимона, выброшенный волной на песок, не оставляли никаких сомнений в том, что несколько дней назад в открытом море прошёл какой-то иностранный корабль.

(111 слов) (По В. Катаеву)

1. Напишите текст под диктовку.

2. Найдите в тексте сложное прилагательное. Определите, каким способом оно образовано.

3. В первом абзаце найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

4. Надпишите над прилагательными разряд, падеж, число и род.

5. В последнем предложении подчеркните местоимения как члены предложения, надпишите над ними разряд, падеж, число (если есть), род (если есть).

6. Выполните по вариантам фонетический разбор слова.

Затейливой грамотой звериных и птичьих следов исписана поверхность сугробов.

Между деревьями тянется лёгкий следок белки. Цепляясь по сучьям, упала к ногам обглоданная шишка. Подняв голову, вижу, как закачалась 3 , освободившись от тяжести, ветка. В густой вершине затаилась лесная проказница.

Зайцы-русаки ночами бегают 3 по полям, откапывают хлебную озимь, оставляют 2 на снегу путаные следы.

На краю леса можно увидеть чёрных тетеревов, сидящих на берёзах. Бродя по снегу, собирают они чёрные ягоды можжевельника. Крестообразными следами тетеревиных лап разрисована между кустами поверхность снега. В студёные дни тетерева, падая с берёз, зарываются 2 в снег. Счастливому лыжнику иногда удаётся поднять тетеревов, спрятавшихся в снежных лунках. В алмазной снежной пыли вылета ют птицы из снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем.

(110 слов) (По И. Соколову-Микитову)

1. Напишите текст под диктовку.

2. Подчеркните в тексте деепричастия как члены предложения. Выделите суффиксы деепричастий. Надпишите над деепричастиями вид.

3. Выделите графически причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся.

4. Выполните по вариантам морфемный и морфологический разбор глаголов.

5. В первом предложении подчеркните как члены предложения прилагательные, определите их разряд.

Весной наступает особенный, торжественный 2 час в русской природе. Как бы до самого 3 неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки пролётных птиц. От тёплого юга до студёного моря будут слышны их 3 весенние весёлые голоса.

Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озёрами летят птицы, возвращаясь на свою родину. Высоко в небе, распахнув белые крылья, пролетают на север прекрасные лебеди, стройными косяками тянут гуси, курлыкают журавли. На реках и озёрах, наполненных вешней водою, отдыхают и кормятся дикие утки.

Множество птиц пролетает даже над шумными многолюдными 2 городами. Выйди на берег реки и хорошенько послушай! Чуткое ухо услышит в освещённом заревом городском небе свист бесчисленных 2 крыльев, далёкие птичьи голоса.

(108 слов) (По И. Соколову-Микитову)

1. Напишите текст под диктовку.

2. Определите способ образования имён прилагательных, отмеченных индексом 2.

3. Подчеркните в тексте деепричастия как члены предложения. Выделите суффиксы деепричастий. Надпишите над деепричастиями вид.

Читайте также:  Два солнца как это понять

4. Выделите графически причастный оборот и определяемое слово, к которому он относится.

5. Найдите глаголы в форме повелительного наклонения. Надпишите над ними другие непостоянные признаки.

6. Выполните по вариантам морфологический разбор местоимения.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Всероссийская проверочная работа по русскому языку, 6 класс. Вариант 5

Всероссийская проверочная работа по русскому языку 6 класс Вариант 5 Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга

1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Ни(з,с)кое со..нце ослепительно било в глаза. Серебря(н,нн)ые кусты дикой малины др..жали над пропастью.(4) Крутая дорога в..ла вниз. Ноги Пети б..жали (по)ней сами собой. Его матро(с,сс)кий воротник развевался на ветру. Мальчик делал большие пры..ки по громадным ступеням десницы и вдруг со всего маху выл..тел на п..сок. Песок напоминал ма(н,нн)ую крупу самого первого сорта на нём были видны ямки вч..рашних бе(з,с)форме(н,нн)ых сл..дов. Пляж.. к..зался дик..м в этот ра(н,нн)ий час. Чу..ство одиночества с новой силой охв..тило мальчика. Но теперь это бы-ло вовсе (не)детское а гордое и мужестве(н,нн)ое(2) одиночество (Р,р)обинзона на (не)обитаемом острове. Вдруг Петя(3) увидел отца и стал в(з,с)б..раться наверх.

2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор

3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 4 Поставьте знак ударения в следующих словах. Начал, языковая (колбаса), изобретение, инструмент.

5 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. У кромки воды сидели две коричневые лягушки с большими глазами. 6 Найдите и исправьте ошибку(ошибки в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слова). 1)В девятистах километрах 2)Вкусное салями (салями — колбаса) 3)Самый умный 4)У обоих сестёр

7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Ветер выл за окном и обрывал ветви деревьев. 2)Тиха украинская ночь. 3)Эфиопский Даллоп самое жаркое место на Земле. 4)Разговор получился долгий и серьёзный.

8 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Русский алфавит произошёл от старославянского. 2)Жаркие лучи солнца пронизывали завесу дождя и опускались на землю. 3)Собака услышала шорохи прыгнула к калитке залаяла. 4)Ешь ты досыта бурёнушка моя!

Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)Очарование охватывает вас, когда вы приезжаете в маленький городок Тарусу. (2)Болыпинство зданий здесь одноэтажные, построены ещё в XIX веке. (З)Благодаря своему уникально сохранившемуся облику и сегодня город имеет статус природно-архитектурного заповедника, внесён в перечень исторических городов России. (4)С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности Константина Георгиевича Паустовского. (5)Дом, в котором он жил, одноэтажный, аккуратно рубленный, с голубыми стенами, недалеко от центра города, в тупике коротенькой улицы, возле берегов Тарусы при впадении её в Оку. (6)Дом обычный для Тарусы. (7)В доме скромно и просто. (8)Никакой роскоши, только необходимое.

(9)Самое интересное здесь — рабочий кабинет писателя с окном в сад. (10)Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застеклённая беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. (11)В беседке Константин Георгиевич любил работать. (12)В ней уютно, тихо. (13)Только чуть слышно, как журчит вода на каменистых перекатах. (9)Самое интересное здесь — рабочий кабинет писателя с окном в сад. (10)Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застеклённая беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. (11)В беседке Константин Георгиевич любил работать. (12)В ней уютно, тихо. (13)Только чуть слышно, как журчит вода на каменистых перекатах. (14)3десь, над береговым обрывом, жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг. (15)Отсюда ранним утром уходил он на рыбалку. (16)Рыбная ловля была для писателя не только приятным отдыхом. (17)В эти часы у него появлялось вдохновение, рождались новые мысли и темы. (18)В окрестностях Тарусы писатель нашёл то, что он любил больше всего, к чему тянулся душой: простую, милую сердцу среднерусскую природу. (19)О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.

Читайте также:  Отношения солнца с сатурном

9 Определите и запишите основную мысль текста. 10 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11 Почему Паустовский любил окрестности Тарусы? 12 Определите и запишите лексическое значение слова «отзывался» из предложения 19 . Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13 Определите стилистическую принадлежность слова «крохотный» из предложения 10, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. 13 Определите стилистическую принадлежность слова «крохотный» из предложения 10, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. 14 Объясните значение фразеологизма «на краю света», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответы: Низкое солнце ослепительно било в глаза. Серебряные кусты дикой малины дрожали над пропастью. Крутая дорога вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. Его матросский воротник развевался на ветру. Мальчик делал большие прыжки по громадным ступеням лестницы и вдруг со всего маху вылетел на песок. Песок напоминал манную крупу самого первого сорта, на нём были видны ямки вчерашних бесформенных следов. Пляж казался диким в этот ранний час. Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. Но теперь это было вовсе не детское, а гордое и мужественное одиночество Робинзона на необитаемом острове. Вдруг Петя увидел отца и стал взбираться наверх.

Морфемный разбор Мужественное. мужественное ← мужество (суффиксальный способ)

Морфологический разбор Петя. 1.(Кто?) Петя — имя существительное, н. ф. — Петя. 2.Пост. — собств., одуш., м. р., 1-го скл. Непост. — в им. п., ед. ч 3.В предложении является подлежащим.

Синтаксический разбор Серебряные кусты дикой малины дрожали над пропастью. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: кусты — подлежащее, выражено именем существительным, дрожали- сказуемое, выражено глаголом. Второстепенные члены предложения: (кусты) малины — дополнение (определение), выражено именем существительным; (малины) дикой — определение, выражено прилагательным; (кусты) серебряные — определение, выражено прилагательным, (дрожали) над пропастью — обстоятельство, выражено именем существительным.

3 чувство; 3 чувство; В слове 7 букв, 6 звуков. Буква ’в’ не обозначает звука. 4 На́чал, языко́вая (колбаса), изобрете́ние, инструме́нт. 5 У(пред.) кромки(сущ.) воды(сущ.) сидели(гл.) две(числ.) коричневые(прил.)лягушки(сущ.) с(пред.) большими(прил.) глазами(сущ.).

6 Вкусная салями, у обеих сестёр. 6 Вкусная салями, у обеих сестёр. 7 Эфиопский Даллоп самое жаркое место на Земле; В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п. ИЛИ сущ., им.п. сущ., им.п. Эфиопский Даллоп -самое жаркое место на Земле.

8 Собака услышала шорохи, 8 Собака услышала шорохи, прыгнула к калитке, залаяла; Это предложение с однородными членами. 9 В маленьком городке Тарусе подолгу жил К. Г. Паустовский. С этим городом связаны многие страницы его жизни и творчества.

10 1. Маленький городок Таруса. 2. Дом Паустовского. 3. Природа Тарусы вдохновляла писателя. 10 1. Маленький городок Таруса. 2. Дом Паустовского. 3. Природа Тарусы вдохновляла писателя. 11 В окрестностях Тарусы Паустовский нашёл то, к чему стремился всю жизнь: простую среднерусскую природу. 12 Отзывался — говорил, рассказывал. Всё случившееся долго отзывалось в его душе.

13 Стилистическая принадлежность: Крохотный 13 Стилистическая принадлежность: Крохотный — разговорное. Синоним: крохотный — маленький, крошечный. 14 фразеологизм: На краю света — далеко. Приятель стал объяснять мне, как добраться до его дома. Говорил очень долго. Я понял, что дом находится на краю света.

Источник

Adblock
detector