Меню

Для чего вселенной нужна жизнь

Почему существует Вселенная? Философ и писатель Джим Холт о тайнах бытия

Почему существует мир, почему в нём есть мы, почему вообще что-то есть вместо пустоты? Артур Шопенгауэр сказал, что те, кому неинтересен вопрос бытия, страдают слабоумием. Довольно категоричное заявление, но нас-то вопрос интересует, так ведь?

Философ и писатель Джим Холт, задумавшись над этой задачей, рассмотрел различные варианты ответов, составил уравнения, разоблачил элегантную Вселенную и рассказал о плюсах и минусах посредственной реальности. О своих выводах он рассказал на конференции TED.

Выступление Джима Холта с лекцией «Почему существует Вселенная?» с русскими субтитрами (ниже стенограмма):

Почему существует Вселенная? Почему. Ладно, ладно. Это же загадка мироздания. Давайте посерьёзнее. Почему существует мир, почему в нём есть мы, почему вообще что-то есть вместо пустоты? Это же наиглавнейшее «почему».

Я буду говорить о тайне бытия, о загадке бытия, о том, к чему мы в этом вопросе пришли, и почему вам должно быть не всё равно, – ведь вам не всё равно, я надеюсь. Философ Артур Шопенгауэр сказал, что те, кому не интересен вопрос бытия, вопрос мирового бытия, страдают слабоумием. Довольно сурово, но тем не менее. Это называют самой величайшей и грандиозной тайной, самым глубоким и масштабным вопросом, стоящим перед нами. Над ним бились великие мыслители. Людвиг Витгенштейн, возможно, величайший философ XX века, был поражён тем, что мир вообще существует. В своём «Логико-Философском Трактате», в положении 6.44, он писал: «Мистическое не то, как мир есть, но то, что он есть». Если вам не нравятся сентенции философов, возьмите учёного. Джон Арчибальд Уилер, один из величайших физиков XX века, научный руководитель Ричарда Фейнмана, создатель термина «чёрная дыра», сказал: «Я хочу знать, почему квант, почему Вселенная, почему бытие?» А мой друг Мартин Эмис – простите, я сегодня буду часто бросаться громкими именами, придётся вам привыкнуть – так вот, мой добрый друг Мартин Эмис сказал однажды, что нам понадобится ещё пять Эйнштейнов для разгадки тайны происхождения Вселенной. Не сомневаюсь, что среди вас сегодня есть пять Эйнштейнов. Есть хоть один? Отзовитесь. Нет? Никого? Ну ладно.

Вопросом, почему существует нечто вместо ничто, – этим великим вопросом – стали задаваться довольно поздно в истории философской мысли. В конце XVII века его задал философ Лейбниц. Лейбниц – умный парень, придумавший математический анализ независимо от Ньютона и практически одновременно с ним. Но для Лейбница ответ на этот вопрос не был великой загадкой. Он либо притворялся, либо действительно был ортодоксальным христианином в своих взглядах на метафизику. Он сказал, что причина существования мира очевидна: его создал Бог. А Бог творил из ничего. Настолько уж он всемогущ. Ему не нужны никакие подручные материалы для такого созидания. Он может сотворить мир из пустого места, совсем из ничего. Кстати сказать, именно в это сегодня верят большинство американцев. Для них нет загадки бытия. Всё сделал Бог.

Давайте составим уравнение. У меня нет слайдов, поэтому я всё буду изображать руками. Включите фантазию. Итак, Бог + ничто = мир. Так? Вот такое уравнение. Возможно, вы не верите в Бога. Может быть, вы научный атеист или ненаучный атеист, и вы не верите в Бога, и вам это не нравится. Кстати, даже с этим уравнением, Бог + ничто = мир, у нас уже возникает проблема. Почему есть Бог? Существование Бога нельзя объяснить логически, если вы не сторонник онтологического аргумента, а я надеюсь, что нет, так как он нас не устраивает. Вероятно, если бы Бог существовал, он бы подумал: «Я вечен, я всемогущ, но откуда же я взялся?» Отколь же я? Бог ведь изъясняется более возвышенно. По одной версии, Богу так наскучило размышлять над загадкой своего бытия, что он сотворил мир, чтобы как-то отвлечься. Хорошо, давайте забудем о Боге. Уберём Бога из уравнения: _________ + ничто = мир. Если вы буддист, на этом можно остановиться, потому что вы получаете ничто = мир, что тождественно мир = ничто. Верно? Для буддиста мир – одно сплошное ничто. Большая космическая пустота. Нам же кажется, что есть нечто, но только потому, что мы рабы своих желаний. Если мы отпустим свои желания, мы увидим истинный мир – пустоту, ничто. Мы погрузимся в блаженную нирвану, которую определяют так: «жить ровно настолько, чтобы наслаждаться нежизнью».

Это представления буддистов. Но я человек западный, поэтому меня волнует загадка бытия, и поэтому у меня ______ + – сейчас всё станет серьёзно – _______ + ничто = мир. Что вместо пробела? Как насчёт науки? Наука – наш лучший проводник в природу реальности, а самая фундаментальная из наук – физика. Она раскрывает нам реальность, показывает нам то, что я называю истинным и наивысшим содержимым Вселенной. Может быть, физики заполнят этот пробел? И действительно, примерно с конца 60-х или где-то в 1970 году физики задались целью дать чисто научное объяснение тому, как Вселенная вдруг появилась на пустом месте, из квантовой флуктуации вакуума. Один из этих физиков – Стивен Хокинг, чуть позднее был Александр Виленкин. Эти изыскания были популяризованы другим прекрасным физиком и моим другом Лоуренсом Крауссом, написавшим книгу «Вселенная из ничего». Лоуренс считает, что у него получилось. Он, кстати, воинствующий атеист, и Бога он со сцены убрал совсем. Законы теории квантового поля – последнее достижение физики – показывают, как из пустоты, в отсутствие пространства, времени, материи, может зародиться крупица ложного вакуума и посредством чудесного расширения взорваться и превратиться в огромный и разнообразный космос, который нас окружает.

Что ж, это весьма оригинальный сценарий. Очень умозрительный. Захватывающий. Но я в нём вижу большую проблему, она состоит вот в чём: этот взгляд псевдорелигиозен. Лоуренс считает себя атеистом, но он всё ещё в плену религиозного мировоззрения. Законы физики для него как божьи заповеди. Законы теории квантового поля – как изречение «Да будет свет». Они имеют некую онтологическую силу, или власть, наделяющую их способностью сотворить бездну, наполненную материей. Они могут создать мир из ничего. Но это очень примитивный взгляд на сущность законов физики, да? Нам известно, что физические законы – обобщённые описания структур и закономерностей мира. Они не существуют вне этого мира. У них нет собственной сущности. Они не могут сотворить мир из ничего. Это очень примитивный взгляд на научные законы. И если вы не верите мне, послушайте Стивена Хокинга, который предложил самодостаточную модель космоса, не требующую внешнего источника или создателя. И даже предложив эту модель, Хокинг признавал, что он всё ещё в тупике. Он сказал, что эта модель – всего лишь уравнения. Что вдыхает жизнь в уравнения и создаёт описываемый ими мир? Он терялся в догадках. Сами уравнения не творят волшебства, не могут разрешить загадку бытия. К тому же, даже если законы и могли бы это сделать, почему именно эти законы? Почему теория квантового поля должна описывать Вселенную с помощью набора полей, частиц и так далее? Почему не какие-нибудь другие законы? Существует огромное множество законов, подходящих математически. Зачем вообще законы? Почему не обойтись одной пустотой?

Верите или нет, над этой проблемой бьются склонные к размышлениям физики, и на данный момент они склоняются к метафизике. Возможно, система законов, описывающих Вселенную, – это система законов, которая описывает одну часть реальности. Может быть, любой подходящий набор законов описывает другую часть реальности. Фактически, всевозможные физические миры существуют на самом деле, они есть. Мы видим всего лишь крошечную часть реальности, описываемую законами теории квантового поля, но есть множество других миров, реальность, которая описывается совершенно непохожими теориями, невообразимо отличающимися и непостижимо причудливыми. Стивен Вайнберг, основатель стандартной модели физики элементарных частиц, тоже носился с идеей о том, что существуют всевозможные другие реальности. Физик из молодого поколения Макс Тегмарк считает, что существуют всевозможные математические структуры, а математическая сущность – то же самое, что и физическая сущность. Есть чрезвычайно разнообразная мультивселенная, заключающая в себе всё, что логически вероятно.

Обращаясь к такому метафизическому подходу, эти физики и философы возвращаются к очень старой идее, высказанной ещё Платоном. Это принцип полноты, или изобилия, великая цепь бытия: реальность полна настолько, насколько это возможно. Она так удалена от небытия, как это только возможно.

Итак, у нас есть две противоположности. С одной стороны, небытие, с другой – реальность, вмещающая все возможные миры. Всеобъемлющая реальность и небытие, самая простая реальность. Что лежит между этими двумя крайностями? Всевозможные промежуточные реальности, включающие одно и исключающие другое. Одна из промежуточных реальностей, скажем, самая элегантная математически, исключает всё неидеальное, всю безобразную асимметрию и тому подобное. Некоторые физики скажут вам, что мы живём в самой элегантной реальности. Думаю, в зале находится Брайан Грин, который написал книгу «Элегантная Вселенная». Он утверждает, что наша Вселенная математически очень элегантна. Не верьте ему. Это тщетная надежда. Жаль, что это не так. Недавно он признался мне, что Вселенная-то на самом деле скверная. Она бездарно сконструирована, в ней слишком много произвольных постоянных взаимодействия, отношений масс, избыточное число семейств элементарных частиц, и что, чёрт возьми, такое эта тёмная энергия? Это ерунда на палочке какая-то, а не элегантная Вселенная. А ещё есть лучший из всех миров, с этической точки зрения. Здесь посерьёзнее. В этом мире разумные существа не страдают напрасно, там нет таких вещей, как рак у детей или Холокост. Это этическая концепция. Между ничем и самой полной реальностью существуют особенные реальности. Ничто тоже особенно. Самая простая реальность. Есть самая элегантная реальность. Она тоже особенная. Самая всеобъемлющая реальность – особенная.

Читайте также:  Философия глобальная эволюция вселенной

Про что мы ещё не сказали? Есть также просто жалкие, заурядные реальности, которые ничем не примечательны и вроде как случайны. Они бесконечно далеки от пустоты, и совершенно недотягивают до всеобъемлющей полноты. Это смешение хаоса и порядка, математической элегантности и безобразия. Я бы описал такие реальности как бесконечный, посредственный, недоделанный бардак, усреднённую реальность, что-то вроде космической свалки. Существует ли в этих реальностях некое божество? Возможно. Но это не идеальное божество, как в традиции иудеохристианства. Это божество не всеблагое и не всесильное. Наоборот, оно может быть совершенно зловредным, но могущественным только на 80%, что в общем-то отражает окружающий нас мир. Я предлагаю считать, что разгадка тайны бытия в том, что реальность, в которой мы существуем, – одна из посредственных реальностей. Реальность должна быть хоть какой-нибудь. Она может оказаться ничем, или всем, или чем-то посередине. Если у неё есть какая-то особенность, например, элегантность, полнота или простота, как у небытия, это потребует некоего объяснения. Но если это всего лишь случайная, банальная реальность, дальнейших объяснений не требуется. Я бы сказал, что мы живём как раз в такой реальности. Так нам говорит наука. В начале этой недели появились захватывающие новости о теории инфляции, указывающей на большую, бесконечную, беспорядочную, бессмысленную реальность. Похожая на пенистое шампанское, бесконечно фонтанирующее из бутылки, наша огромная Вселенная – это пустырь с горсткой приятных, мирных и упорядоченных зон. Эта инфляционная модель была подтверждена с помощью наблюдений, сделанных радиотелескопами в Антарктике. Они наблюдали за реликтовыми гравитационными волнами, возникшими прямо перед Большим взрывом. Уверен, вы всё об этом знаете. Думаю, существуют некие свидетельства, подтверждающие, что мы застряли именно в такой реальности.

Так почему же вам должно быть не всё равно? Ну. Вопрос «Почему существует мир?», этот вселенский вопрос, перекликается с более личными. Почему я существую? Почему вы существуете? Наше существование может показаться совершенно маловероятным, потому что число комбинаций человеческих генов колоссально. Если взглянуть на число генов, аллелей и так далее, простой расчёт на бумажке скажет вам, что существует 10 в 10-тысячной степени возможных комбинаций. Это между числами гугол и гуголплекс. Реальное же число людей, когда-либо живших, – 100, или, может, 50 миллиардов. Это ничтожный процент. Все мы – победители в удивительной космической лотерее. И вот мы здесь.

В какой же реальности мы хотим жить? Хотим ли мы жить в особенной реальности? Что, если бы мы жили в самой элегантной? Представьте себе это экзистенциальное давление: соответствовать, быть элегантными, не уронить планку. Что было бы, живи мы в самой полной реальности? Наше существование было бы предрешённым, потому что всё возможное в ней уже существует. Наш выбор не имел бы смысла. Если я страдаю душевно, мучаюсь и решаю поступить правильно, разницы бы не было: ведь существует бесконечное число версий меня, тоже поступающих правильно и бесконечное число версий, поступающих неверно. Мой выбор не имел бы смысла. Не хотелось бы жить в такой реальности. Живи мы в реальности небытия – этого разговора у нас бы не состоялось. Поэтому, я думаю, в посредственной реальности есть свои плюсы и минусы. Мы могли бы приумножить хорошее и сократить плохое – именно это и даёт нам некую цель в жизни. Вселенная абсурдна, но мы всё же умудряемся находить цель, и весьма неплохую. Вся заурядность реальности хорошо перекликается с заурядностью, которую мы все ощущаем глубоко внутри нас самих. Я знаю, что вы её ощущаете. Я знаю, вы уникальны, но вместе с тем втайне посредственны, разве я не прав?

Вы можете сказать, что эта загадка, эта тайна бытия – лишь нагнетание таинственности. Вас не поражает существование Вселенной – и вы в хорошей компании. Бертран Рассел сказал: «Я бы сказал, Вселенная просто есть, и всё». Просто суровый факт. А мой профессор в Колумбийском университете, Сидней Моргенбессер, великий остряк, в ответ на моё: «Профессор, почему есть нечто вместо ничто?» ответил: «Если бы ничего не было, вас бы это всё равно не устроило».

Вот так. Итак, вы не поражены. Не важно. Но в заключение, я скажу вам что-то, что гарантированно вас поразит, потому что это поразило всех блестящих, чудесных людей, встреченных мной на TED. Вот что я вам скажу: у меня никогда в жизни не было мобильного телефона. Спасибо.

Превью: галактика по соседству — Андромеда, в ультрафиолетовых лучах, NASA.

Источник

Для чего вселенной нужна жизнь

Общая астрономия. Зачем Вселенной жизнь?

Карта сайта

Астрономия
древнейшая из наук
Античная астрономия
Хронология астрономии
Современная астрономия
Основы астрономии
Начала астрономии
Время и небесная сфера
Созвездия
Движение небесных тел
Астроприборы
Астрофизика
Обзоры астрооборудования
Астрономические наблюдения

Общая астрономия
Солнечная система
Звезды
Наша Галактика
Внегалактическая астрономия
Внеземные цивилизации
Астрономы мира и знаменательные даты
Дополнительно
Форумы Astrogalaxy.ru
Астрономия для детей
Планетарии России
Это интересно
Новости астрономии
О проекте

Внеземные цивилизации. Зачем Вселенной жизнь?

Мы тут, в означенном «летящем» месте.

В настоящей статье будут упоминаться два космических объекта, имеющие интерес для рассматриваемой темы — Вселенная и Земля.

Вселенная — понятие, означающее всё, что находится в пределах доступности оптических или радиотелескопов, а не то, до чего «дописались» шаловливые или бесноватые математики.

Земля — третья от Солнца планета, на поверхности которой копошится весьма агрессивная плесень (др.-слав. плеснь от индоевроп. корня pel в значении серый, блеклый, пестрый), которая высокопарно называет себя человечеством. Др.-слав. человекъ — дитя рода, потомок семьи от двух индоевроп. корней: kuel в значении род, клан, стая + ueik, uoik в значении жизненная сила.

Солнце в составе галактики Млечный Путь не шибко быстро, но уверенно (со скоростью примерно 20 км/с) движется по направлению к точке (апексу), находящейся на границе созвездий Лиры и Геркулеса.

Галактика Млечный Путь — это блин из звезд, плавающий внутри сферической капли (гало), представляющей собой жидкую кашицу из смеси неведомой «темной материи» и разреженного горячего газа. По современным оценкам количество звезд в нашей галактике составляет от 200 до 400 миллиардов. Сколько звезд обладают планетами и какие из них заражены жизнью, усиленно гадают все, кто ни попадя.

Как понимают жизнь ученые представители планеты Земля.

В настоящее время существуют четыре концепции возникновения жизни на так называемой «белковой» основе:

  • 1) жизнь на Земле создана Творцом в определённое время (креационизм);
  • 2) жизнь существовала всегда, т.е. она вечна*, как сама Вселенная (материализм);
  • 3) жизнь возникает самопроизвольно из неживого вещества на космических объектах, обладающих подходящими физическими условиями (материализм);
  • 4) однажды где-то и каким-то образом возникнув (это самый загадочный момент. ), жизнь разносится по Вселенной и обосновывается там, где этому способствуют подходящие физические условия (панспермия).

Увы, истории науки известна закономерность, что если какой-нибудь ученый добился успехов в конкретной области, то он обязательно постарается приспособить свои достижения непременно ко всей Вселенной и объяснить всё и вся на белом свете своим узкокалиберным способом.

В зависимости от того, какое наиболее фундаментальное свойство живого исследуется и преобладает в конкретном научном направлении (вещество, информация, энергия), все современные гипотезы о происхождения жизни на Земле условно можно разделить на:

1) гипотеза субстратного происхождения. Ее придерживаются биохимики во главе с Александром Ивановичем Опариным (1894-1980);

2) гипотеза энергетического происхождения. Её разрабатывали синергетики Илья Романович Пригожин (Ilya Prigogine, 1917-2003) и Манфред Эйген (Manfred Eigen, 1927 г.р.);

3) гипотеза информационного происхождения. Ее развивали математики Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987), Алексей Андреевич Ляпунов (1911-1973), Дмитрий Сергеевич Чернавский (1926 г.р.);

4) гипотеза генного происхождения. Автор — американский генетик Герман Меллер (Hermann Joseph Muller, 1890-1967);

5) ряд комбинированных гипотез, имеющих такое же мизерный интерес, как объединительные теории физических взаимодействий. В частности, гипотеза биоэнергоинформационного происхождения, которую с 1989 года проповедует доктор технических наук Владимир Никитич Волченко (1927 г.р.).

Жизнь на планете Земля.

Три знаковых (реперных) определения жизни, превратившихся в «фундаментальные» и на которые предлагается ориентироваться тем, кто стремится к дипломам об усредненном образовании или к каким-либо научным званиям: Немецкий философ Фридрих Энгельс (Friedrich Engels, 1820-1895) дал классическое и любезное сердцу каждого традиционного материалиста определение жизни, расплодившейся на планете Земля: «Жизнь – это форма существования белковых тел, существенным моментом, которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой и которая прекращается вместе с прекращением этого обмена веществ, ведя за собой разложение белка*» (Примечание *: И у неорганических тел может происходить подобный обмен веществ, который и происходит фактически повсюду, потому что повсюду происходят, хотя очень медленным образом, химические действия. Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования)» [1, стр.29].

Примерно через 30 лет после публикации классического труда советский биофизик Михаил Владимирович Волькенштейн (1912-1992) предложил обновленную формулировку понятия жизнь, учитывающую свежие достижения естествознания, а главное доказывающую, что советская наука не стоит на месте [2]: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот». Все авторы, пользующиеся данной формулировкой, как один, передирают друг у друга следующую за ней чью-то фразу, намекающую на вселенское обобщение: «Это определение не отрицает наличие жизни и на других планетах космического пространства» [Лень искать автора этой фразы].

Ещё через 45 лет другой советский биофизик Генрих Романович Иваницкий (1936 г.р.) выделил главные «признаки живой материи [3]:

  • 1) Живые организмы характеризуются упорядоченной иерархической структурой.
  • 2) Живые организмы являются открытыми системами и получают энергию из окружающей среды, используя её для поддержания своей высокой упорядоченности.
  • 3) Способность реагировать на внешнее воздействие (рецепция) — универсальное свойство всех живых систем.
  • 4) Способность запоминать информацию о предыдущих состояниях и адаптироваться к изменению внешних условий.
  • 5) Живые организмы изменяются и усложняются.
  • 6) Всё живое размножается.
  • 7) Живое способно к саморегуляции и регенерации повреждений.
  • 8) Живые объекты осуществляют обмен веществ с окружающей средой с целью размножения и экспансии.
  • 9) Живые объекты обладают направленной подвижностью.
  • 10) Живым объектам свойственна неравновесность состояния».

«Итак, развернутое определение жизни, основанное на перечислении признаков, которые характерны для живых систем (и не только для живых, как было показано выше), следующее:

Жизнь — это единая система (биосфера), для которой характерна память, способность к направленной подвижности, самовоспроизведению, обмену веществ, регулируемому потоку энергии и размножению.

Краткое определение жизни с точки зрения физики: жизнь — это результат процесса игры при взаимодействии части системы со своим окружением. В игре у этой части системы появилось свойство запоминать вероятности появления удач и неудач в предыдущих раундах, что дало ей шанс на существование в последующих раундах».

Популярные отклонения от «стандартного» определения жизни.

Австрийский физик Эрвин Шрёдингер (Schrodinger Erwin Rudolf Josef Alexander, 1887-1961) в 1945 году попытался дать ответ на вопрос: «Как могут физика и химия объяснить те явления в пространстве и времени, которые имеют место внутри живого организма?» В своем нашумевшем труде «Что такое жизнь с точки зрения физика?» он написал [4, стр.70]: «Жизнь — это упорядоченное и закономерное поведение материи, основанное не только на одной тенденции переходить от упорядоченности к неупорядоченности, но и частично на существовании упорядоченности, которая поддерживается все время.

Для физика (и только для него) я надеюсь пояснить свою точку зрения такими словами: живой организм представляется макроскопической системой, частично приближающейся в своих проявлениях к чисто механическому (по контрасту с термодинамическим) поведению, к которому стремятся все системы, когда температура приближается к абсолютному нулю и молекулярная неупорядоченность снимается».

И далее [4, стр.71]: «Что является характерной особенностью жизни? Когда мы считаем материю живой? Тогда, когда она продолжает «делать что-либо», двигаться, участвовать в обмене веществ с окружающей средой и т.д., — все это в течение более длительного отрезка времени, чем, по нашим ожиданиям, могла бы делать неодушевленная материя в подобных условиях. Если неживую систему изолировать или поместить в однородные условия, всякое движение обычно очень скоро прекращается в результате различного рода трения; разность электрических или химических потенциалов выравнивается, вещества, которые имеют тенденцию образовывать химические соединения, образуют их, температура выравнивается вследствие теплопроводности. Затем система в целом угасает, превращается в мертвую инертную массу материи. Достигается состояние, при котором не происходит никаких заметных событий. Физик называет это состояние термодинамическим равновесием, или состоянием максимальной энтропии».

Не менее путано пытается приспособить всё физическое к определению жизни беглый синергетик Илья Романович Пригожин (Ilya Prigogine, 1917-2003) [5, стр.55]: «Разумеется, проблема происхождения жизни по-прежнему остается весьма трудной, и мы не ожидаем в ближайшем будущем сколько-нибудь простого ее решения. Тем не менее при нашем подходе жизнь перестает противостоять «обычным» законам физики, бороться против них, чтобы избежать предуготованной ей судьбы — гибели. Наоборот, жизнь предстает перед нами как своеобразное проявление тех самых условий, в которых находится наша биосфера, в том числе нелинейности химических реакций и сильно неравновесных условий, налагаемых на биосферу солнечной радиацией».

«Раннее зарождение жизни, несомненно, является аргументом в пользу идеи о том, что жизнь — результат спонтанной самоорганизации, происходящей при благоприятных условиях. Нельзя не признать, однако, что до количественной теории нам еще очень далеко» [5, стр.234].

Все известные сочинители вариантов определения понятия «жизнь» прямо или косвенно вальсируют на тесненьком пятачке, центр которого обозначил Фридрих Энгельс ещё в конце XIX века. Столкновения идут главным образом из-за уточнения смысла отдельных слов или добавления свойств, учитывающих достижения вновь созданных научных направлений. Прошу обратить внимание на маленькую тонкость: чем дальше от Энгельса, тем реже упоминается слово «белковая». Претендовать на вселенский масштаб предлагаемое определение жизни может только отстранившись от её земного («белкового») варианта. Но неупоминание вовсе не означает обобщение более высокого уровня, как бы диалектический скачок в новое качество!

Итак, наиболее признаваемой на сегодняшний день является третья концепция: «жизнь возникает самопроизвольно из неживого вещества на космических объектах, обладающих подходящими физическими условиями». В 1945 году родилась, как наука, астроботаника. Первым астроботаником можно назвать советского астронома Гавриила Адриановича Тихова (1875-1960), увлеченного поиском жизни на планетах Солнечной системы и в первую очередь на Марсе. Он же первым ввел термины «астроботаника» (название книги, вышедшей в 1949 году) и «астробиология» (название журнальной статьи, вышедшей в 1952 году).

В 1988 году канадцы Б.Кэмпбелл (Bruce Campbell), Г.Уолкер (Gordon Walker) и С.Янг (Stephenson Yang) впервые обнаружили у оранжевого субгиганта Гамма Цефея A планету. С этого момента астрономы начали активный поиск экзопланет (внесолнечных планет), в томлении ожидая, что на какой-нибудь из них физические условия окажутся похожими на земные! На сегодня число находок перевалило за 470 штук.

Почему ученое сословие не желает рассматривать всерьез несколько иную трактовку всё той же третьей концепции: — жизнь на космических объектах (как минимум, на планетах) возникает самопроизвольно из неживого вещества в любом случае; — жизнь на объекте образуется из имеющихся в наличии материалов; — жизнь приспосабливается к существующим физическим условиям. Для того, чтобы пойти в этом направлении, надо прежде всего откреститься от «белковой» формы, а потом задать простой вопрос: зачем Вселенной жизнь? Более правильно вопрос может озвучить так: какую роль в природе выполняет такая форма движения материи, как «организм», про которую Энгельс сказал: «здесь я пока не пускаюсь ни в какую диалектику».

Если принять во внимание, что жизнь, неважно на какой основе, является обиталищем разума, то ход дальнейших рассуждений очевиден [6]. Ни для чего иного жизнь не нужна! Ведь не для того же, чтобы «оттягиваться со вкусом» и тупо отдыхать («Кто не знает — тот отдыхает. Кто знает — тот наливает») вместе с костлявыми щучками («Все мальчики хотят. Все девочки тоже»).

В данном случае есть смысл прислушаться к словам американского физика Фримена Дайсона (Freeman Dyson, 1923 г.р.), отошедшим достаточной далеко от «белковой» штамповки [7]: «Вполне возможно, однако, что жизнь играет более важную роль, чем принято думать. Возможно, что жизни суждено выстоять против всех невзгод, преобразуя мир для собственных целей. И структура неодушевленного мира может оказаться не столь уж далекой от потенциальностей жизни и разума, как имеют обыкновение полагать ученые XX в.»

История фантазий о внеземных формах жизни.

Первым, кто высказал догадки о возможности существования неантропоморфных внеземных формах жизни и разума, был итальянский философ Джордано Бруно (Giordano Bruno, 1548-1600). По его словам: «Невозможно пытливому и живому уму вообразить себе, чтобы все бесчисленные миры были лишены обитателей, подобных нашим, или даже лучших, чем мы. Глупо и нелепо считать, будто не могут существовать иные ощущения, иные виды разума, нежели те, что доступны нашим чувствам. Каждый из множества миров с необходимостью слагается из четырех главных элементов, как и Земля, и там есть моря, реки, горы, пропасти, деревья».

В повести «Les xipehuz» («Ксипехузы», 1887; рус. 1967) французский литератор Жозеф-Анри Бёкс (Joseph Henri Воех, 1856-1940), публиковавшийся под псевдонимом Жозеф Рони-старший, рассказал о первобытных племенах землян, воюющих с кристаллической внеземной формой жизни — ксипехузами.

Немецкий писатель-эзотерик Рудольф Штейнер (Rudolf Steiner, 1861-1925) в книге «Wie erlangt man Erkenntnisse der hoheren Welten?» («Как достигнуть познаний высших миров», 1904) описал гипотетические «термические существа» — скопления тепла и холода. Согласно мнению Штейнера, человечество в Сатурнову эпоху было слепым, глухим и неосязаемым скоплением тепла и холода в разных пропорциях. Духи огня и архангелы вселяли жизнь в тела тех «людей» и они тогда начинали сверкать и сиять.

В 1909 году в «Chemical Abstracts» опубликована заметка, посвященной Джону Рейнольдсу (John E. Reynolds): «Доклад, прочитанный перед Королевским институтом, не содержит ничего нового. Автор выдвигает спекулятивную теорию о возможности существования высокотемпературной протоплазмы, содержащей кремний вместо углерода и фосфор вместо азота, и указывает, что кремний, найденный в некоторых животных и растительных клетках, может действительно входить в состав протоплазмы таких клеток». Позже английский астроном-любитель Вальдемар Фирсов (Valdemar Axel Firsoff, 1910-1981), швед по происхождению, посвятил проблеме жизни на основе кремния свой труд «Life beyond the Earth» («Жизнь вне Земли», 1963; рус. 1966).

Русский академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945) обосновал гипотезу о кремниевой форме жизни, в дальнейшем получившей подтверждение и развитие. Американский профессор астрономии Том Голд (Thomas Gold, 1920-2004) также высказал убеждение в том, что внутри Земли могла зародиться жизнь, основанная на кремнии и ничего общего не имеющая с привычными для нас формами живых организмов.

В 1957 года английский астрофизик Фредерик Хойл (Frederick Hoyle, 1915-2001) издал научно-фантастический роман «The Black Cloud» («Черное облако», 1957; рус. 1966), где описал появление вблизи Земли гигантского межзвездного облака, наделенного разумом, способностью к целеустремленному движению и бессмертием. Процессы жизнедеятельности в облаке (как и в нашем организме) определяются в конечном счете электромагнитными силами, а мыслит оно, посылая радиосигналы от одной своей части к другой.

В ноябре 1961 года в радио-обсерватории в Грин-Бэнке (Green Bank, штат Западная Виргиния, США), состоялась первая конференция в истории науки на тему SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence — Поиск внеземного разума).

В 1964 году американский писатель-фантаст Роджер Желязны (Roger Joseph Zelazny, 1937-1995) сочинил рассказ «Collector’s Fever» («Одержимость коллекционера» или «Страсть к коллекционированию», пер. на рус. в 1972 г.) о неведомой планете под названием Сквернида, где обитают разумные Камни. Камни постепенно растут, набирая массу и коллекционируя набор различных атомов. Достигнув критического размера, они «вздибливаются» (взрываются), рождая новые мелкие Камни.

В 1965 году американский писатель Клифорд Саймак (Clifford Donald Simak, 1904-1988) написал роман «All Flesh Is Grass» («Вся плоть — трава», 1965; рус. 1968), где люди сталкиваются с носителями разума в виде растений. Через пространственно-временную брешь в провинциальной американский городок проникают разумные цветы. Они надеются на понимание и помощь землян.

06-11 сентября 1971 года на Бюраканской астрофизической обсерватории АН Армянской ССР состоялась первый советско-американский симпозиум по проблеме CETI (Communication with Extraterrestrial Intelligence — Связь с внеземным разумом). Именно здесь к гаданиям на кофейной гуще подключились физики, поднаторевшие в МЧС**. В частности, Виталий Лазаревич Гинзбург (1916-2009) сделал предположение: «. уже известной физике никак не противоречит возможность того, что на других планетах живые существа в значительной своей части состоят из сверхпроводящих веществ, созданных в результате биологической эволюции. Подчеркну, что это не более чем гипотеза, лишь не противоречащая современным представлениям физике твердого тела».

В 1975 году французский астрофизик Жан Шнейдер (Schneider Jean из группы релятивистской астрофизики Медонской обсерватории) опубликовал работу под названием «Can life exist inside neutron stars?» («Может ли жизнь существовать в нейтронных звездах?»), в которой он проанализировал возможность существования даже «ядерной жизни».

В 1980 году химик Нью-Йоркского университета и специалист по ДНК Роберт Шапиро (Shapiro Robert Y., 1935 г.р.) издал книгу «Life beyond Earth: the intelligent earthling’s guide to life in the universe» («Жизнь вне Земли: руководство для разумного землянина по жизни во Вселенной»), в которой предложил следующую классификацию возможных форм жизни в космосе:

— плазмоиды — существуют в звездных атмосферах, образуются за счет магнитных сил, связанных с группами подвижных электрических зарядов;

— радиобы — живут в межзвездных облаках, представляют собой сложные агрегаты атомов, находящихся в состоянии возбуждения;

— лавобы (магмобы) — организованные структуры из кремния, живущие в озерах расплавленной лавы, на очень горячих планетах;

— водоробы — амебообразные формы, плавающие в жидком метане и извлекающие энергию из превращений ортоводорода в параводород;

— термофаги — вид космической жизни, извлекающей энергию из градиента температур в атмосфере или океанах планеты.

22-27 июня 1987 года в венгерском городе Балатонфюред на коллоквиуме «Биоастрономия — ближайшие шаги», организованном Международным астрономическим союзом и Международной академией астронавтики, профессор Шапиро отличился особо, заявив, что гипотеза об универсальности водно-углеродной жизни является одной из вредных догм (Хоть один человек оказался думающим по-настоящему).

В 2005 году Крис Маккей (Chris McKay) из Научно-исследовательского центра Эймса (США) и Хизер Смит (Heather Smith) из Международного космического университета (Франция) опубликовали в международном научном журнале «Icarus», посвященном вопросам исследования Солнечной системы, свои расчёты, из которых следовало, что микробы могут поддерживать существование, поглощая ацетилен и водород. Маккей: «Мы считаем, что находящийся в атмосфере Титана [спутник Сатурна] водород используется биологическими формами аналогично тому, как на Земле живые организмы дышат кислородом».

26 января 2010 года в Лондоне на международной конференции, посвященной проблеме поиска внеземной жизни и приуроченной к 350-летию Королевского общества Великобритании американский профессор британского происхождения Пол Дэвис (Paul Charles William Davis, 1946 г.р.) заявил, что внеземная жизнь уже вполне может быть на Земле. И возможно, что ее просто не там ищут. По мнению ученого внеземные бактерии вполне могли встроиться в биосферу Земли и растворится среди земных (или ранее прилетевших) видов: найти их без пристального изучения практически нереально. Кроме того, Дэвис не исключает и того, что земная жизнь могла зарождаться не один, а несколько раз подряд – в какой-нибудь замкнутой экосистеме на большой глубине под поверхностью планеты вполне могут обнаружиться хоть и «свои», но возникшие независимо от наземных организмов бактерии. Инопланетную жизнь стоит искать прежде всего там, где условия для жизни земной наиболее неблагоприятны.

Боковое ответвление: гипотезы о сверхорганизме.

Гораздо больший интерес представляет разработка идеи о сверхорганизме. Американский энтомолог и этолог Уильям Уилер (William Morton Wheeler, 1865-1937) стал об этом думать еще в начале нынешнего века, изучая таких социальных насекомых, как муравьи и термиты. Группы этих существ, действуя сообща, составляли то, что Уилер в 1911 году назвал «сверхорганизмом». Через два десятилетия он сказал, что в природе существует непонятная «социальная» тенденция объединения одного целого с другим целым, чтобы образовать целое еще более высшего порядка. Атомы образовывали молекулы, молекулы — клетки, а клетки — организмы. Организмы же, взаимодействуя друг с другом, образовывали общества.

Вслед за Уиллером, указанную тему развил советский писатель-фантаст Север Феликсович Гансовский (1918-1990), опубликовавший в 1962 году рассказ «Хозяин бухты» [альманах «Мир приключений» № 7, М.: Детгиз, 1962, стр. 253-263]: Бухта на острове в Папуа. Животное, состоящее из отдельных микрочастиц, взвешенных в воде, объединяется в огромного монстра в момент охоты – сплющивает жертвы, выжимая кровь и соки, мгновенно распределяет добычу и вновь распадается на микрочасти.

В 1961 году польский писатель-фантаст Станислав Лем (Stanislaw Lem, 1921-2006) написал роман «Solaris» («Солярис», 1961; рус. 1963): Разумный океан, который является одиночным организмом, покрывающим всю поверхность планеты Солярис, насылал морок на исследовавших его людей, материализуя их ночные кошмары, фантазии и воспоминания.

В 1979 году английский химик Джеймс Ловлок (James Ephraim Lovelock, 1919 г.р.) разработал гипотезу Геи, взятую на вооружение некоторыми экофилософами. Согласно этого взгляда Земля представляет целостный, живущий организм, а не инертную планету с обитающими на ней системами. В человеке Земля имеет эквивалент центральной нервной системы и осознание себя и остальной Вселенной.

Без каких признаков (свойств) жизнь — не жизнь.

Английский физик Пол Дэвис (Paul Charles William Davies, 1946 г.р.) в 2008 году заявил [8]: «У исследователей нет единого мнения в вопросе: «Что такое жизнь?». Но большинство из них сходятся в том, что всё живое должно обладать по крайней мере двумя признаками: способностью к метаболизму (поглощению из окружающей среды питательных веществ, извлечению из них энергии и выведению продуктов жизнедеятельности) и к самовоспроизведению».

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector