Меню

Днем солнце не поразит тебя ни луна ночью

Псалом Давида 120

Не все псалмы в Псалтири принадлежат руке царя Давида, но каждый из них является достоянием еврейского избранного народа, а сегодня каждого христианина, исповедующего веру в Иисуса Христа и Святую Троицу. Псалом 120 является гимном надежды на Творца, когда человек во всеуслышание заявляется, что полагается только на небесного Отца и не на кого более.

История написания

Точной информации об истории написания данного текста не существует.

Предписание, которое сделано в начале «Песнь восхождения» — это общая подпись, которая в синодальном переводе также встречается у ряда псалмов 119 — 133 (в европейских языках 120 — 134), которые имеют единый смысл и главную мысль читаются подряд во время богослужения у евреев.

Псалом 120 предположительно был написан во время плена евреев Вавилоном (они молились такими словами) или же во время их возвращения на родину. Есть и другая теория происхождения, поскольку в некоторых источниках песня подписана как «Псалом воина».

Другие псалмы царя Давида:

Исследователи считают, что гимн мог быть написан Давидом во время сражения с врагами, когда он положился на Всевышнего и был спасен. Другие исследователи склоняются к идее, что текст был создан во время пути, поскольку в нем нет ни слова о войне. Они считают, что Давид написал его для совершения дальних поездок и читал перед и во время далекого путешествия.

Важно! Но независимо от теории происхождения текста, ее смысл в том, что человек четко обозначает, что его единственная надежда на спасение — это Господь. Автор заверяет себя в том, что Господь поможет ему и пытается убедить в этом и остальных.

Толкование псалма

Предписание перед текстом «Песнь восхождения» означает, что текст читали при возвращении из плена, при восхождении на Иерусалимскую гору и в особых богослужениях. Толковать его можно по частям:

  1. Стихи 1-2: евреи полагались на Бога как на Единственный источник Силы и Утешения. Христианам также следует придерживаться этой позиции. Человек не должен надеяться на другого человека, на счастливое стечение обстоятельств или на удачу. Следует почаще смотреть на небо, понимая, что только оттуда может прийти помощь верующему. Люди должны чаще доверяться Творцу, даже в тяжёлых испытаниях, если Он не поможет, то никто не сможет спасти человека.
  2. Стихи 3-4: идет речь о постоянной заботе и контроле Богом человека и Земли. Бог не спит, Он не просыпает свое дежурство — Он всегда рядом и всегда помогает человеку. Люди должны настойчиво просить Творца об избавлении, помня, что только Отец Небесный способен помочь. Часто встречаются слова «возвожу очи» — это связано с еврейской традицией молиться в сторону храмовой горы или горы Сион, где по обетованию пребывает Господь.
  3. Стихи 5-6: характеризуются черты Господа — Он хранитель и сень, т.е. тень и сила. Именно постоянное присутствие Бога в жизни помогает человеку справляться со всеми трудностями. Бог пытается облегчить судьбу, дает силы совершать все поступки. Пребывает рядом в любое время «днем и ночью», т.е. в счастливое время жизни и во время трудностей.

Правила чтения

В иудейских богослужениях песня поется и читается во время поста, когда на землю наступает засуха, а также при обряде на благословение новой луны (ежемесячно). В христианстве ранее текст был частью древнего чинопоследовании вечери Господней, эту традицию до сих пор соблюдает армянская церковь.

Ещё статьи о христианстве:

Псалом 120 читается во время православного церковного богослужения полуночницы на церковнославянском:

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, Сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет Храняй Израиля. Господь сохранит тя, Господь Покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит Тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века.

Эта служба в основании имеет притчу об Иисусе как о Женихе, который пришел внезапно ночью, а 10 дев ждали его. Притча говорит о том, что человек всегда должен быть готов к встрече с Господом, а псалом 120 является гимном надежды верующих на Бога Творца.

Читать текст можно дома на русском языке:

1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.

2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;

4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.

5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.

6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь].

8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.

Данные слова помогут укрепиться духом в Господе и прославить Его, а также вернуть надежду в то, что Бог есть наш Спаситель.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 120:6

Свт. Иоанн Златоуст

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

Это было тогда, когда они выходили из Египта и странствовали в пустыне. Здесь он выражает великую без­опасность. Впрочем, может быть и тогда, при возвращении (из Вавилона), они удостоились подобного чуда каким-нибудь другим образом. Поэтому, желая показать особенное промыш­ление Божие, пророк прибавляет, что Бог не только избавит их от бедствий, но и от того, что обыкновенно бывает с людьми, – потому что щедродательна милость Его, неизреченно человеколюбие, не по мере нужды нашей Он подает нам по­мощь Свою, но превышает дарами Своими и сами прошения наши.

Беседы на псалмы. На псалом 120.

Блж. Феодорит Кирский

«Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию». Говорят, что луна не только влажна, но и горяча, и подобно солнцу сожигает тела; Пророк же сказует, что, ночью и днем пользуясь промышлением Его, сохранишься невредимым. Напоминает им и древнее сказание. Ибо когда освободились от египетскаго рабства, осеняемые облаком, не испытали солнечнаго зноя.

Евфимий Зигабен

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

Бог, продолжает, покажет о тебе, брат, столь великий промысл если ты будешь ходить путем добродетели, что и солнцу не позволит жечь тебя днем, как делал и прежде израильтянам, и месяцу не велит разогревать тебя и расслаблять твое тело ночью, каковыми словами Давид открывает величайшее попечение, по словам Златоуста, о добродетельном. Почему, по словам того же святителя, и евреям надлежало пользоваться и чувственно особенною милостью Божией, и гораздо больше надлежит получить оную другам Божиим теперь. По замечанию Феодорита, естествоиспытатели говорят, что и луна жжет тела; так как она не только влажна, но и горяча, и следовательно, и орошает и согревает и расслабляет тела. Или, не ожжет, поставлено вместо: не сделает тебе вреда солнце и луна.

Слова божественного Максима: Когда солнце правды вознесется и чрез нас посредством добрых дел, тогда и наше естество, хотя оно теперь непостоянно и переменчиво (как луна), получит постоянное устройство. Нисского: Во второй песни восхождений упоминается солнце, каковым именем названо наводимое врагом искушение. А благословение над имеющим помощь от Господа, поставляет в том, когда он днем не опаляется от солнца. Итак, солнце сие вредит, когда не заграждается исходящей из него пламень облаком Духа, который распростер над таковыми Господь в покров им. А равно и месяцем называется враждебная сила, имеющая не свой, но поддельный свет. Ибо не будучи Богом, сатана показался безумцам богом века сего, преобразуясь в светлого ангела. Оригена: Поелику солнце имеет свойство не только освещать, но и жечь, а Бог есть для праведников свет, а для грешников огонь; то можешь принять сии слова и в отношении к Нему. Ибо солнце правды освещает тех, которыми оказывается милость, а сожигает подвергающихся гневу Божии. То же самое иногда делает и пребывающая в Нем святая церковь, благодетельствуя или изъявляя негодование свое вместе с Ним. Златословесного Так как помощь даруется Богом изобильно, то, желая показать яснее, что промысл Божий не только освобождает от бедствий, но даже не допускает подвергнуться человеческим немощам, он присовокупил сие. Феодорита: Ночью, говорит, и днем наслаждаясь Его промыслом, ты не испытаешь вреда.

Лопухин А.П.

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

«Господь сохранит от всяких бедствий» — солнце не сожжет днем, а луна — ночью. Луна здесь считается источником часто жгучего на востоке ночного холода (ср. Быт XXX:40).

Толковая Библия.

Источник

Толкование на Псалтирь 120:6

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 120:6 / Пс 120:6

Иоанн Златоуст (

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

Это было тогда, когда они выходили из Египта и странствовали в пустыне. Здесь он выражает великую без­опасность. Впрочем, может быть и тогда, при возвращении (из Вавилона), они удостоились подобного чуда каким-нибудь другим образом. Поэтому, желая показать особенное промыш­ление Божие, пророк прибавляет, что Бог не только избавит их от бедствий, но и от того, что обыкновенно бывает с людьми, — потому что щедродательна милость Его, неизреченно человеколюбие, не по мере нужды нашей Он подает нам по­мощь Свою, но превышает дарами Своими и сами прошения наши.

Источник: Беседы на псалмы. На псалом 120.

Феодорит Кирский (386/93−

«Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию». Говорят, что луна не только влажна, но и горяча, и подобно солнцу сожигает тела; Пророк же сказует, что, ночью и днем пользуясь промышлением Его, сохранишься невредимым. Напоминает им и древнее сказание. Ибо когда освободились от египетскаго рабства, осеняемые облаком, не испытали солнечнаго зноя.

Евфимий Зигабен (

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

Бог, продолжает, покажет о тебе, брат, столь великий промысл если ты будешь ходить путем добродетели, что и солнцу не позволит жечь тебя днем, как делал и прежде израильтянам, и месяцу не велит разогревать тебя и расслаблять твое тело ночью, каковыми словами Давид открывает величайшее попечение, по словам Златоуста, о добродетельном. Почему, по словам того же святителя, и евреям надлежало пользоваться и чувственно особенною милостью Божией, и гораздо больше надлежит получить оную другам Божиим теперь. По замечанию Феодорита, естествоиспытатели говорят, что и луна жжет тела; так как она не только влажна, но и горяча, и следовательно, и орошает и согревает и расслабляет тела. Или, не ожжет, поставлено вместо: не сделает тебе вреда солнце и луна.

Слова божественного Максима: Когда солнце правды вознесется и чрез нас посредством добрых дел, тогда и наше естество, хотя оно теперь непостоянно и переменчиво (как луна), получит постоянное устройство. Нисского: Во второй песни восхождений упоминается солнце, каковым именем названо наводимое врагом искушение. А благословение над имеющим помощь от Господа, поставляет в том, когда он днем не опаляется от солнца. Итак, солнце сие вредит, когда не заграждается исходящей из него пламень облаком Духа, который распростер над таковыми Господь в покров им. А равно и месяцем называется враждебная сила, имеющая не свой, но поддельный свет. Ибо не будучи Богом, сатана показался безумцам богом века сего, преобразуясь в светлого ангела. Оригена: Поелику солнце имеет свойство не только освещать, но и жечь, а Бог есть для праведников свет, а для грешников огонь; то можешь принять сии слова и в отношении к Нему. Ибо солнце правды освещает тех, которыми оказывается милость, а сожигает подвергающихся гневу Божии. То же самое иногда делает и пребывающая в Нем святая церковь, благодетельствуя или изъявляя негодование свое вместе с Ним. Златословесного Так как помощь даруется Богом изобильно, то, желая показать яснее, что промысл Божий не только освобождает от бедствий, но даже не допускает подвергнуться человеческим немощам, он присовокупил сие. Феодорита: Ночью, говорит, и днем наслаждаясь Его промыслом, ты не испытаешь вреда.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

«Господь сохранит от всяких бедствий» — солнце не сожжет днем, а луна — ночью. Луна здесь считается источником часто жгучего на востоке ночного холода (ср. Быт XXX:40).

Источник

Псалом 120

Псалмы – удивительные произведения, которые входят в сборник Псалтырь. Псалом 120 является особой песнью, которая восхваляет и благодарит за добрые деяния Господа.

Текст молитвы псалом 120

В Православном богослужении текст псалма 120 зачитывается на церковнославянском. Дома многие праведники используют текст молитвы псалом 120 на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

1 Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́.

2 По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю.

3 Не даждь во смяте́ние ноги́ твоея́, ниже́ воздре́млет храня́й тя,

4 се не воздре́млет, ниже́ у́снет храня́й Изра́иля.

5 Госпо́дь сохрани́т тя, Госпо́дь покро́в твой на ру́ку десну́ю твою́.

6 Во дни со́лнце не ожже́т тебе́, ниже́ луна́ но́щию.

7 Госпо́дь сохрани́т тя от вся́каго зла, сохрани́т ду́шу твою́ Госпо́дь.

8 Госпо́дь сохрани́т вхожде́ние твое́ и исхожде́ние твое́, отны́не и до ве́ка.

На русском языке

1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.

2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;

4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.

5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.

6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь.

8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.

История написания

Определенной даты написания молитвы нет. Имеет свое название «Песнь восхождения». Некоторые из псалмов также носят подобное имя. Все эти песни несут в себе похожий текст и главную мысль – восхваление Господа. Считается, что молитва написана в тяжелые времена плена еврейского народа вавилонянами. В некоторых писаниях эту песнь называют «Песней воина».

Некоторые толкователи утверждают, что текст написан в то время, когда Давид вел борьбу с врагами. Тогда войны были привычным делом.

Для чего читают псалом 120?

Праведники читают текст по многим причинам. Одними из них являются:

  • Благодарность Господа за доброту;
  • Восхваление его деяний;
  • Вернуть надежду и веру;
  • Получить поддержку Всевышнего;
  • Быть уверенным в защите от врагов.

Толкование псалма 120

Толкование текста начинается именно с рассказа о восхождении на иерусалимскую гору прежних пленников.

Стихи 1-2: Утешение можно найти только в Господе. Даже в трудные минуты нужно найти силы бороться. Опираться нужно только на себя и на свою веру. Доверие к Богу – главная идея строк.

Стихи 3-4: Бог контролирует все то, что происходит на земле. Всевышний не дремлет. Он готов помочь всем, кто поистине верит и почитает его.

Стихи 5-6: Автор вносит характеристики Творца. Человек может справиться со всеми трудностями благодаря вере в Господа. Ведь он облегчает непростую судьбу простого человека.

Стихи 7-8: Господь всегда рядом. Он не позволит себе оставить свой народ в беде.

Правила чтения

В Иудаизме зачитывается текст в момент поста, а также каждый месяц во время благословения луны. В Православии священнослужители читают молитву на церковнославянском во время богослужения полуночницы. В домашних условиях многие верующие читают псалом 120 на русском языке, который более понятен.

Источник

Читайте также:  Fata morgana исполнитель луна
Adblock
detector