Меню

До чего сегодня день прелестный солнце

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » русский язык » Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (упр 153-160) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (упр 153-160) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

153

Прочитайте выразительно.

До чего ж сегодня день прелес т ный,
Солнце в небе празднично горит.
Освещает мес т ность и окрес т ность
И теплом своим сердца бодрит.

  • Какое из выделенных слов имеет значение:
    1) местность, окружающее пространство;
  • 2) место, участок земной поверхности.
  • Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
  • Поработайте в парах: подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

прелестный — прелесть, солнце — солнышко, празднично — празден, местность — место, окрестность — окрест, сердца — сердечный.

154

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

доблестный, честный день, площадка
звёздное, праздничный поступок, небо
лестничная, прелестный цветок, воин

  • Образуйте словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного. Запишите их:

Доблестный воин, честный поступок, звёздное небо, праздничный день, лестничная площадка, прелестный цветок.

  • Разберите выделенные слова по составу.

Доблестный — корень доблест-, суффикс /н\, окончание [ый].

Звёздное — корень звёзд-, суффикс /н\, окончание [ое].

Площадка — корень площад-, суффикс /к\, окончание [а].

Цветок — корень цвет-, суффикс /ок\, окончание [ ].

155

  • Прочитайте. Определите, в каких словах есть непроизносимый согласный звук.

ПозДний, чудесный, опасный, месТность, интересный, уздцы, извесТный, сердце, вкусный, яросТный, капусТный, свисТнуть, прекрасный.

  • Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
  • Подберите к каждому слову проверочное слово, которое ясно покажет, есть в слове непроизносимый согласный звук или его нет.

(Опоздать) поздний, (чудесен) чудесный, (опасен) опасный, (место) местность, (интересен) интересный, (узда) уздцы, (известие) известный, (сердечный) сердце, (вкусен) вкусный, (ярость) яростный, (капуста) капустный, (свистеть) свистнуть, (прекрасен) прекрасный.

156

грусть — грус Т ный
небеса — небесный
область — облас Т ной
честь — чес Т ный
гигант — гиган Т ский
власть — влас Т ный
счастье — счас Т ливый
звезда — звёз Д ный
радость — радос Т ный
ужас — ужасный

  • Подберите к каждому слову и запишите однокоренное имя прилагательное.
  • Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.

157

  • Прочитайте. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Здрá в ствуйте, лéс т ница, чý в ство.

  • Запишите слова в алфавитном порядке. Обозначьте в них ударение.

158

  • Прочитайте. Замените каждое словосочетание одним словом. Запишите его.

Издать свист-свист-нуть, издать хруст-хруст-нуть.

  • Выделите корень в однокоренных словах.

159

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Чертёж, редкостный, чувствовать, лепестки, лестница, сковородка, окрестность, таблетка, повестка, хлестнуть, шоколадка, бумажка, завистливый, местность, участник, скрипка, ненастный, жалостливый, винтовка, гвоздь.

  • Выполните одно из заданий:

1. Определите, в какие группы по написанию можно распределить данные слова.

Парный по глухости/звонкости согласный: чертё Ж , реДкостный, лепес Т ки, сковоро Д ка, табле Т ка, повес Т ка, шоколаДка, бума Ж ка, скри П ка, винто В ка, гвозДь.
Непроизносимый согласный: редкос Т ный, чу В ствовать, лес Т ница, окрес Т ность, хлес Т нуть, завис Т ливый, мес Т ность, учас Т ник, ненас Т ный, жалос Т ливый.

2. Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук в корне слов.

Чертёж, редкос т ный, чу в ствовать, лепестки, лес т ница, сковородка, окрес т ность, таблетка, повестка, хлес т нуть, шоколадка, бумажка, завис т ливый, мес т ность, учас т ник, скрипка, ненас т ный, жалос т ливый, винтовка, гвоздь.

Читайте также:  Солнце соединение вертекс синастрия

3. Выпишите выделенные слова, разберите их по составу.

Редкостный — корень редк-, суффикс /ост\ и /н\, окончание [ый].

Шоколадка — корень шоколад-, суффикс /к\, окончание [а].

Жалостливый — корень жалост-, суффикс /лив\, окончание [ый].

160

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Запишите заголовок.

Это было тихое лесное озеро. По берегам его стояли дубы-великаны. Деревья охраняли водную гладь озера.
У самой воды рос тростник. Возле него любили отдыхать утки, а на берегу жили мыши. Только иногда они нарушали лесную тишину, и тогда тростник сердился на них и ворчливо шумел.
Жили на озере и чудесные лебеди. Они медленно плавали вдали от камышей. Лебеди любовались белой лилией, низко склоняли перед ней головы.

  • Подчеркните в третьем предложении главные члены предложения.

У самой воды рос тростник. Тростник — подлежащее, рос — сказуемое.

  • Поработайте в парах: проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задания.
  • Устно составьте продолжение данного текста. Подготовьтесь его рассказать.

При появлении первых признаков зимы озёрная гладь покрывалась тонким льдом, а белые птицы улетали на тёплый юг. Лишь один лебедь с подбитым крылом не мог этого сделать. Зимой о нём заботились ребята. Их белый друг с тоской смотрел то на небо, то на лесное озеро, где когда-то лебеди любовались прекрасной белой лилией.

Источник

Непроизносимые согласные

Русский язык. Дидактический материал

Собранные нашим региональным методистом материалы позволят педагогам организовать работу по теме «Непроизносимые согласные» интересно и занимательно.
Общеизвестно, что для развития орфографической зоркости у учащихся требуется четко ограниченное словарное пространство темы или базовый словарный минимум. Это позволяет ученикам накапливать в памяти набор «ошибкоопасных» слов и формирует автоматизм действий по их узнаванию и способу проверки.

I. Пословицы, поговорки, приметы

1. Словарные слова:

Без пирогов не праздник.

Будет и на нашей улице праздник.

Ленивый праздник знает, а будней не помнит.

Праздник придет – гостей приведет.

Без кота мышам праздник.

Рукам работа – душе праздник.

Ленивому всегда праздник.

По чужим словам, что по лестнице, идет.

И тот вор, кто лестницу вору подставляет.

2. Проверяемые слова:

Сердце матери греет лучше солнца.

Работа сердце веселит.

Москва далека, да сердцу мила.

У вора заячье сердце – и спит, да боится.

Сердце не камень – тает.

И у курицы сердце есть.

Солнце встает, так и день настает.

Солнце в мешок не поймать.

Худо лето, когда солнца нету.

Солнце – на лето, зима – на мороз.

При солнце тепло, при матери добро.

Человек трудолюбивый – самый счастливый.

Счастливый радостно живет.

Ранние ласточки – к счастливому году.

Радостная жизнь веселит сердце.

Худые вести вестника опережают.

Сей в ненастную погоду, а собирай в хорошую.

Поздний листопад – на тяжелый год.

Не из-за одной звезды небо звездное.

II. Частушки

1. Словарные слова:

Осень щедрая такая,
Всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая
Принесли ее плоды.

Мы на праздник Урожая
Натащили овощей.
После выставки наш повар
На год нам наварит щей.

Наливайте все в бокал
«Пепси», «Колу» и «Байкал».
Бьет нам в нос веселый газ,
Нынче праздник – высший класс!

Зимний праздник Новогодний,
Больше всех тебя люблю!
Бой курантов долгожданный
Ни за что я не просплю!

Ах, сегодня праздник в доме,
Пироги капустные:
Петя выучил уроки –
Все, и даже устные.

2. Проверяемые слова:

Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
Отчего же он дрожит?

В синих шариках, ура,
Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый!

День рожденья – день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на «отлично»
Всем учиться в школе!

III. Веселые стихи

До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.

Маша испекла пирог капустный.
Только вид у мамы грустный:
После Машиной стряпни
Столько матери возни!
В тесте все ножи и ложки,
У стола четыре ножки,
Кружки, блюдца, миски,
Даже хвост у бедной киски!

– Примите, милый Кактус,
От нас сегодня в дар
Прекрасный-распрекрасный
Большой воздушный шар!

IV. Антонимы и синонимы

1) солнце – луна
грустный – веселый
известный – неизвестный
ненастный – ясный
поздний – ранний
прелестный – отвратительный
радостный – грустный
счастливый – несчастный
интересный – скучный
опасный – безопасный
прекрасный – безобразный
ясный – неясный

2) вестник – глашатай
грустный – печальный
известный – знаменитый
местность – край
ненастный – пасмурный, хмурый
поздний – запоздалый
прелестный – очаровательный
радостный – ликующий
счастливый – удачный
интересный – занимательный
опасный – угрожающий
прекрасный – красивый
чудесный – изумительный
ясный – понятный

V. Коллективные игры

1. Хлопни в ладоши (игра на узнавание слов по теме)

Учитель произносит ряд слов. Дети хлопают в ладоши, когда будет названо слово с непроизносимой согласной или с сочетанием -сн-.

2. Эхо (игра на хоровое орфографическое проговаривание слов по теме)

Учитель произносит слово по теме орфоэпически (например, [грусный]), а дети хором произносят это слово орфографически (грустный).

3. Да – нет (игра с использованием частично-поискового метода)

Учитель задает вопрос, дети хором отвечают на него «да» или «нет» (можно использовать двусторонние сигнальные карточки «Да» – «Нет»).

Можно ли слово сердце проверить словом сердца? А словом сердечко?

Нужно ли в слове прекрасный писать букву т? А в слове прелестный?

Слово праздник – это словарное слово? А слово вестник?

4. Проверяй-ка (игра на подбор проверочных слов; слова даются в зарифмованных примерах)

Учитель произносит слово по теме, дети хором называют проверочное слово (в рифму).

Тростник – трость. Костный – кость.
Честный – честь. Лестный – лесть.
Известный – весть.
Окрестный – крест (окрест).
Радостный – радость.
Яростный – ярость.
Счастливый – счастье.
Ненастный – ненастье.
Звездный – звезда. Устный – уста.
Опасный – опасен. Ужасный – ужасен.
Прекрасный – прекрасен. Ясный – ясен.

5. Передай другому (игра на декламацию правил по теме или правил-шуток)

Дети по цепочке вслух воспроизводят текст правила по теме или правила-шутки (один ученик – одно слово), передавая при этом друг другу флажок (или иной эстафетный предмет). У кого цепочка не прервется?

6. Поймай свое словечко (игра на разграничение слов с непроизносимыми согласными и сочетанием -сн-)

Учитель произносит слова по теме, а дети поднимают руки так: девочки – слова с непроизносимой согласной, а мальчики – слова с сочетанием -сн-.

Вариант игры: учитель произносит слова только с непроизносимой согласной т и сочетанием -сн-. Если в слове есть буква т, дети поднимают руки, сложив их в виде буквы т (или поднимают сигнальную карточку).

VI. Тексты для списывания с заданием

То дождь проливной,
То слякоть ужасная.
Всем надоела
Погода . (ненастная).

Возит этот груз чудесный
Шофер Петров, нам всем . (известный).

От дождей верхушками поник
И шумит у берега . (тростник).

Чудо-гриб нашел Василий,
Он теперь такой . (счастливый)!

Заяц лист грызет капустный,
Заяц сытый и не . (грустный).

Мне купили шарик красный.
Он воздушный, он . (прекрасный).

У светофора глаз зажегся красный.
Стой, пешеход! Твой путь . (опасный).

Мы по . (лестнице) бежим,
Мы считаем этажи.
Летом погода прекрасная,
Солнце на небе . (ясное).

В честь Победы пушки бьют,
В небе . (праздничный) салют.

Стоит ясный зимний денек. Яркое солнце освещает грустный лес. Солнечные зайчики весело прыгают по стволам деревьев. Вся местность стала радостной.
Вот на березку села прекрасная синичка. На ее головке чудесная шапочка, а на грудке – желтые перышки. Вдруг синичка увидела на ветке кусочек сала. Туда его привязал лесник. Будет у птички праздничный обед!

1. Подчеркни в тексте все слова с непроизносимыми согласными.
2. Подчеркни в тексте все слова с сочетанием -сн-.
3. Выпиши из текста два слова с непроизносимыми согласными и два слова с сочетанием -сн-.
4. Выпиши (подчеркни) из текста только слова с непроизносимой согласной т.

VII. Диктанты

1. Выборочный диктант

а) Широкая каменная лестница спускалась к морю.
Вся лестница была забрызгана грязью.
Здравствуй, мой любимый край!
Здравствуй, зимушка-зима!
Здравствуй, звонкое лето!
Весь класс готовится к празднику.
Чувство радости охватило меня.

б) Грач – первый вестник весны. Небо было звездное. Весна в этом году поздняя. День был ненастный. Мне известна эта сказка. Лодку мы спрятали в тростнике. У меня радостно забилось сердце. Мне грустно прощаться с друзьями. Я живу в сельской местности. Восход солнца мы встречали в горах. Грустные ивы склонились к пруду. У нас в школе был известный писатель. Окрестности деревни – это сады и березовые рощи. Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Прелестный малыш бегал по лужайке. Весь берег зарос густым тростником. Мчатся в космос звездные корабли.

в) У зайца много опасных врагов. Мы смотрели чудесный фильм о бабочках. Был прекрасный летний день. Был ясный зимний денек. Дети слушали интересный рассказ.

2. Мини-диктанты

Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце весело греет. Птицы запели радостные песни. Вся местность ожила. Зацвели чудесные ландыши. Здравствуй, прекрасная пора!

У нас красивая местность. Здесь прекрасные рощи и чудесные озера. Мы часто ходим к лесному озеру. Берег зарос тростником. На воде качаются прелестные кувшинки. Весь день мы ловим щук, а поздним вечером идем домой. У нас радостное настроение и хороший улов.

Ребята готовились к празднику. В зале поставили прекрасную елочку. Ее украсили чудесными игрушками. Лестницу в зал увили гирляндами. У всех радостное настроение и чувство ожидания праздника. Здравствуй, Новый год!

3. Диктанты-загадки

а) Крутая гора – что ни шаг, то нора. (Лестница.)

б) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене –
Найдется сразу дело мне. (Лестница.)

в) Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается.
А улыбки-лучи очень горячи. (Солнце.)

г) Без него плачемся, а как появится, от него же и прячемся. (Солнце.)

д) На улице рубашка, в избе рукава. (Лучи солнца.)

е) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру – нет ничего. (Звездное небо.)

ж) Живет в речке, а не рыбка,
Играет, а не скрипка. (Тростник.)

з) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
Называют тебя . (Солнце.)

и) В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит. (Солнце.)

к) Доброе, хорошее на людей глядит.
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)

4. Обучающие диктанты

Поздняя осень – самое печальное время года. Дни стоят ненастные. Окрестности окутаны туманом. Солнце закрыто тучами. День и ночь льет холодный дождь. Мокрыми и грустными стали сады, поля и леса. Зверьки забились в теплые норки. Не поют свои радостные песни птицы.
Скоро придет зима. Станет вся природа чудесной и прекрасной.

ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ

Конец ноября – самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит огонь. Но вот засияло яркое солнце. Пришел первый зимний день с легким морозом. Мы спустились по лестнице к лесному озеру. Вокруг рос тростник. Озеро покрылось тонким слоем льда.

Источник

Adblock
detector