Меню

До восхода солнца это твой сын что это

Король Лев. Знаменитые фразы из мультфильма

Все, на что падают лучи солнца — это наше королевство.

— Твой сын проснулся.
— До рассвета это твой сын.

В семье не без урода — в моей даже двое.

— Дядя Шрам, а кем ты станешь, когда я буду королём?
— Травоядным.

— Друзья остаются друг с другом до конца.

— Это не мой отец. Это всего лишь мое отражение.
— Посмотри внимательней. Видишь? Он живет в тебе.

— Перемены — это хорошо.
— Да, но это нелегко.

— Я знаю, что я должен вернуться туда. Но это означает, что я должен встретиться со своим прошлым. Я так долго убегал от него.
— Да, прошлое может причинять боль. Можно или убегать от него, или научиться чему-то.

— Послушай, что однажды сказал мне мой отец: «Посмотри на звезды. Великие короли прошлого смотрят на нас с этих звезд. И если тебе будет очень одиноко — помни, они всегда будут там, чтобы указать тебе путь. И я тоже буду с ними».

Я смелый только тогда, когда нужно. Быть смелым — ещё не значит, что нужно специально искать неприятности.

— А я думал, что король может делать все, что захочет.
— Быть королем — это нечто большее.

— Выпустите меня отсюда!
— Впустите меня сюда!

Источник

Слова матери притча

В одном селе жила женщина, которая безумно любила своего единственного ребёнка. Она готова была для него свою жизнь отдать. Никто и никогда, не посмел обидеть её сына , сначала в детском садике, а потом в школе, потому, что уже сталкивались с ней поэтому поводу, и знали, что она любому выцарапает глаза. Не смотря на безграничную любовь к сыну, у неё был один недостаток в характере, от которого она ни как не могла избавиться. Достаточно было ей рассердиться на сына, она сразу начинала кричать на него, а если тот с первого раза не понимал, то она в ход впускала несколько фраз:
— Чтоб твоё место было пусто ! Чтоб тебя в крови видела!
А успокоившись, всегда обнимала сына и просила прощения. Каждый раз в душе сама себе обещала , что больше никогда не повториться подобного. Годы шли,сын вырос. Давно она перестала использовать те ужасные фразы, и даже позабыла, что когда -то говорила их. Между матерью и сыном была крепкая связь, они друг без друга не могли жить. Ещё пару лет, и сын запретил матери работать, все семейные вопросы по-мужской части взяв на свои плечи. У матери не было границ радости, когда сын стал домой приносить хорошую зарплату. Он стал баловать свою маму всякими нужными подарками.
— Мама,- обнимая её, говорил он,- мне без тебя жизни не будет! Я так тебя люблю, что готов свою жизнь подарить тебя, лишь бы ты жила вечно!
Все вокруг завидовали, глядя на них! В каждом доме их ставили в пример.
Однажды, сын намного дольше задержался на работе. Она не могла место себя найти. Еда уже на столе стала остывать, а сына нет и нет. Она, как раненный зверь ходила из комнаты, в комнату, заглядывая в окно, через которое кроме темноты, ничего не было видно. Вдруг, в какой-то момент, она услышала, как кошка царапается в дверь. Она пошла, чтобы кошку впустить домой. Когда дверь открыла, то от ужаса закричала.
Возле порога, весь в крови, лежал сын, который из последних сил пытался дотронуться до дверей.
— Сынок! сынок! Помогите-е!- стала кричать она.
На её крики прибежали соседи. Сына увезли в больницу, где ровно восемь часов врачи боролись за его жизнь. Не передать горе матери, которая сходила с ума от боли в душе. Она только понимала одно, если с сыном что-то случиться, то ляжет рядом и всё. Всё время, пока он был в реанимации, врачи никак не могли её уговорить, чтобы она ушла домой отдыхать,для всех у неё был один ответ:
— Пока я не увижу сына собственными глазами, пока с ним не поговорю , ни на шаг не ступлю ногой отсюда!
Через неделю его перевели в палату, и ей разрешили повидаться с сыном. Она обняла сына и стала целовать лоб,глаза, щёки, руки.
— Мама, мама милая, успокойся,- слабым голосом просил он,- у меня всё нормально радость моя!
Через час, сын уснул спокойным сном. Она опустилась на колени у кровати сына, взяла его руку в свою, голову наклонила на край кровати, и через несколько минут, сама заснула крепким сном.
Она проснулась от какого-то непонятного чувства. Глаза открыла, и вздрогнула. Над головой сына стоял ангел с раскрытыми крыльями.
— О! Господи,- в страхе стала она креститься.
— Пришел день, чтобы были исполнены все твои слова,- сказал ангел!
— Какие слова? — в ужасе и в страхе спросила она.
— Всё, что Вы говорите , ничего не забывается! Когда приходит время, всё с точностью мы исполняем!
— Ничего не могу понять,- прошептала она.
— Когда твой сын был маленьким, а потом подростком, ты же всегда сердясь говорила, что хочешь видеть его в крови, верно? Вот и напали на твоего сына, чуть не убили, и ты видела его в крови! Ведь этого ты сама хотела, повторяя каждый раз в гневе!
— Нет! Нет! О Боже!- Вырвалась крик из её души.
— А сегодня я пришёл за его душой, чтобы завершить твои слова, ты увидишь его место пустым не только в своём доме, но и в своей жизни.
Она вскочила на ноги, подбежала к ангелу, упала перед ним на колени и стала рыдать.
— Прости меня, прости о справедливый ангел! Я сойду с ума без моего сына! Прошу тебя, не делай этого, не лишай мои глаза света, умоляю! Я поняла свою ошибку! О, Господи! Прости всех молодых матерей, которые в гневе не следят за языком!
— Встань! — Услышала она голос ангела,- встань!
Она встала, но не посмела посмотреть ему в глаза.
— Сей урок держи в душе и передай всем живущим на земле, что мы исполняем все Ваши слова, о чём бы Вы не говорили! Но мы всё выполняем именно в тот миг, когда Вы обо всём забыли! Мы просто Вам напоминаем, что мы никогда ничего не забываем! В этот раз, Бог сжалился над тобой, и благословил жизнь твоего сына, чтобы ты проходя этот путь, вразумила всех вокруг себя.
Она не успела ничего сказать, ангел исчез.
— Мама,- тут же проснулся сын , — что случилось? Почему ты такая бледная?
— Сынок, родной, прошу у тебя прошения, что когда-то сердясь на тебя, говорила ненужные слова.
— Ты о чём говоришь мама?
Она подошла к нему , наклонилась, поцеловала в лоб.
Они молча поняли друг друга.
— Я даже и не помню мама,- улыбался он.
Скоро его выписали из больницы, и счастливая жизнь радовала их дом, уважением и взаимопониманием, грея их очаг. Сын обеспечивал спокойные дни матери, а она, своими советами помогала тысячам женщин, чтобы их дети выросли в безопасности и в радости.

Источник

Дом с колодцем-журавлем. Осиновый кол (продолжение 27)

Андрей вернулся во двор своего наследного дома на восходе солнца. Мысли о волке-оборотне не отпускали его ни на миг. Молодой человек был уверен, что событие прошлой ночи — всего лишь предвестник тяжелой борьбы. Но в то утро ему тяжело думалось о том, что предпримет биологический дед в следующую ночь.

— Теперь мне понятно, почему бабушка Ангелина выставила своего брата со двора, а потом долго молилась у колодца. И я сейчас постою рядом с журавликом, может, какие-то дельные мысли придут в мою голову, — подумал Андрей и в очередной раз вспомнил глаза и оскал оборотня.

Диск солнца уже искрился над лесом, подступающем почти к огороду, на котором бабушка Ангелина выращивала овощи. Молодой человек даже представил, как она их сажала, обрабатывала, собирала. А затем перерабатывала и опускала в погреб на хранение. Так продолжалось ровно столько времени, сколько она здесь жила.

— Стоп, я ведь еще ни разу не спускался в подвал, — почему-то вспомнил Андрей. — Как-то он не попал в зону моих действий. Видимо потому, что в силу сложившихся обстоятельств я позабыл о его существовании.

Молодой человек стоял у колодца и чувствовал, что к нему вернулась способность анализировать. В его голове созревал план, который был нужен для защиты от биологического деда-оборотня.

— Итак, по совету бабушки я надел крест. Видимо, он мне и дал силы не растеряться. И еще помог совет Валерии. Когда я перекрестил волка, он испугался, начал от нас пятиться. А сейчас мне нужно полистать толстую тетрадь, где бабушкиной рукой написаны молитвы. Найти бы ту, с которой вурдалака можно встречать, — решил Андрей.

— Она на первой странице, и сила ее велика. При свете луны достань из подвала осиновый кол, — услышал он за своей спиной голос бабушки Ангелины.

Вопрос ей внучатый племянник задать не успел, потому что в следующий момент скрипнула входная дверь дома. Андрей оглянулся и увидел отца. Станислав Андреевич стоял на крыльце и, щурившись под лучами утреннего яркого солнца, смотрел на сына.

Читайте также:  Отекли глаза после солнца

— Ты этой ночью даже спать не ложился? — спросил он. — Некогда было?

— Пока не ложился. А ночь была действительно тяжелой, если честно, — ответил Андрей.

Отец внимательно выслушал рассказ сына о встрече со странным волком, о мерзком раскатистом хохоте невидимого человека и о подсказке бабушки Ангелины о молитве и осиновом коле.

— Кажется, мы с мамой видели эту палку, заостренную с одного конца, когда спускались в подвал. Мы еще удивились, зачем она там висит на гвозде, но трогать не стали. Мама сказала, что этот дом ее откровенно пугает, — заметил Станислав Андреевич.

— Почему? — спросил сын.

— Да потому что ее единственного сына здесь на каждом шагу подстерегает опасность. Тебе бы сейчас о личной жизни подумать или с Виктором отправиться куда-нибудь на байдарках сплавляться. А ты, вместо этого, борешься с моим биологическим отцом, оказавшимся каким-то волколаком, — вздохнул отец. — А я из-за этого чувствую вину и перед тобой, и перед ней, — добавил он.

— Пап, ты ни в чем не виноват, просто так сложились обстоятельства, — улыбнулся Андрей. — К тому же, этот дом строил хороший человек — твой прадед. Бабушке Ангелине стоило больших сил его выкупить у людей, которые здесь жили. А тебе бы понравилось, чтобы усилия твоих многолетних трудов остались никому не нужными? — спросил он.

— Сын, я понимаю, что когда-то сам тебе говорил о том, чтобы ты не был Иваном, не помнящим своего родства. И, тем не менее, береги себя. И скажи мне, чем я могу тебе помочь? — спросил Станислав Андреевич.

— Пап, твоя главная задача — отвлечь маму. А я буду справляться с помощью бабушки Ангелины. Думаю, что она меня не оставит в сложный момент, — улыбнулся Андрей. — А с простыми человеческими наездами мне поможет разобраться Виктор. Но от твоих житейских советов не откажусь, — спохватился он.

— Спасибо и на этом, — улыбнулся в ответ Станислав Андреевич.

— А по поводу моей личной жизни вы с мамой можете не переживать. Кажется, я уже понял, кто мне нужен, — сообщил Андрей.

— Если это Лера, то я не против, — хитро прищурился отец.

— Поживем-увидим, — поспешил перевести разговор в другое русло сын. — Для начала надо разобраться со всем этим, — показал он рукой на дом и участок.

— Это с чем вы собрались тут разбираться? — спросила тихо подошедшая к ним Ольга Михайловна. — Ангелина Матвеевна содержала дом в порядке, хочу я вам заметить, — улыбнулась она.

— Мам, а что у нас сегодня на завтрак? — весело спросил Андрей, стараясь поменять тему разговора.

— Заказывайте, пока я добрая. Да, и не забудьте поинтересоваться желаниями Виктора, — напомнила мать.

— Например, от твоих блинов он точно не откажется, — заверил ее Андрей. — Но на всякий случай сейчас спрошу, — произнес он и поспешно ретировался в дом.

— Ты так и не ложился спать? — сонным голосом спросил Виктор. — Слушай, ты сейчас в состоянии сходить на речку?

— В состоянии. Ты пока собирайся, а я тут кое-что посмотрю, — ответил Андрей и подошел к угольнику.

Тетрадь лежала на прежнем месте, но почему-то открытой на первой странице. Молодой человек сразу же увидел молитву, о которой сказала бабушка Ангелина. А когда начал читать ее текст, то решил, что должен его выучить к сегодняшнему вечеру.

— Да, это не стихотворение к уроку литературы выучить. Похоже, в этом случае будет намного сложнее. Церковно-славянский все-таки понимать надо, — вздохнул Андрей. — А еще сила молитвы зависит от степени веры, — вдруг вспомнил он слова одного из своих преподавателей в вузе. — А насколько верующим могу считать себя я?

— Вот ночью и придет к тебе ответ, — услышал он тихий голос бабушки Ангелины.

Все предыдущие главы рассказа и другие истории читайте ЗДЕСЬ

Друзья, буду очень рада вашим комментариям, подпискам, лайкам и репостам)

Источник

Временные границы молитв (намазов)

Основной и самый достоверный хадис по данной теме

«Ангел Джабраил (Гавриил) пришел [однажды][1] к Пророку и воскликнул: «Встань же и соверши молитву!» Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: «Встань и соверши молитву!» Посланник Всевышнего совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: «Встань и соверши молитву!» Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета.

На следующий день в полуденное время ангел опять пришел, и Пророк помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) произнес: «Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]»[2]. Во всех этих молитвах-намазах имамом для пророка Мухаммада был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв[3].

В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари[4].

Временные границы молитв

Мнение мусульманских ученых едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее»[6].

Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка[7].

1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца.

Начало времени намаза. При определении начала времени утренней молитвы очень важно принять во внимание ценное назидание, содержащееся в пророческом Предании: «Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]», – говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)[8]. В этих словах Пророка речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – «истинном» и «ложном» рассветах. «Ложный» рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту.

Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.

Окончание времени намаза наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце»[9]. С восходом солнца время именно своевременного (ада’) выполнения утренней молитвы завершается, и если она не была совершена в данном промежутке, тогда она становится уже долговой (када’, каза-намазэ).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто успеет совершить один ракяат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее»[10]. Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими[11], включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен[12]. В своей книге «Гыйбадате исламия», написанной в начале прошлого века, известный татарский ученый и богослов Ахмадхади Максуди (1868–1941), касаясь данного вопроса, пишет, что «утренняя молитва нарушается, если во время ее совершения начнет восходить солнце»[13]. Данные слова необходимо понимать в контексте вышеприведенного хадиса и его богословского толкования: восход солнца во время утренней молитвы нарушает ее только в том случае, если молящийся не успел завершить (или начать совершать) ее первый ракяат.

В заключение заметим, что такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время.

Предпочтения. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца .

2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого[15]. Наступление времени молитвы. Как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе. Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт.

Читайте также:  Солнце сияешь черными лучами

Предпочтения. От начала ее временного промежутка и до того, «пока не наступит время послеполуденной».

3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчёт. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца[17].

Наступление времени молитвы. С завершением временного промежутка полуденной (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср). Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто успеет совершить один ракяат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву»[18]. Предпочтения. Желательно совершить ее до того, как солнце «начнет желтеть» и терять свою яркость[19]. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно.

Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки][20]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракяата, не упоминая Господа, кроме как незначительно»[21].

4. Вечерняя молитва (Магриб) – начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари.

Наступление времени молитвы. Сразу после захода солнца, когда диск солнца полностью уйдет за горизонт. Окончание времени молитвы наступает «с исчезновением вечерней зари»[22].

Предпочтения. Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что предпочтение в данной молитве отдано самому началу ее временного промежутка[23]. Пророк Мухаммад говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд»[24].

5. Ночная молитва (‘Иша’). Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

Наступление времени молитвы – с исчезновением вечернего зарева.

Окончание времени молитвы – с появлением признаков утреннего рассвета.

Предпочтения. Желательно совершить данную молитву «до истечения первой половины ночи»[25], в первую треть или половину ночи[26]. В одном из хадисов упоминается: «Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи». Было несколько случаев, когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал пятую молитву со значительной задержкой. Некоторые хадисы, указывающие на желательность этого:

– «пророк [порой] оставлял пятую молитву на более позднее время»[27];

– «пятую молитву совершали во временном промежутке между исчезновением зари и истечением трети ночи»[28];

– «пророк Мухаммад порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время»[29].

Имам ан-Навави говорил: «Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи»[30]. Некоторые ученые высказывали мнение о желательности (мустахаб) совершения пятой молитвы немного позднее начала ее времени[31].

Если вы спросите: «А что лучше: совершить ее сразу по наступлении времени или позднее?», то по этому поводу имеется два основных мнения:

1. Лучше совершать немного позднее. Утверждавшие это аргументировали свое мнение несколькими хадисами, где упоминается о том, что Пророк несколько раз совершал пятую молитву значительно позднее начала ее времени. Некоторые сподвижники дожидались его и затем совершали молитву вместе с Пророком. В некоторых хадисах подчеркивается желательность этого;

2. Лучше, если есть такая возможность, совершать молитву в начале ее времени, так как основным правилом, которого придерживался посланник Всевышнего, было совершение обязательных молитв в начале их временных промежутков.

Те же случаи, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы позднее, были лишь указанием на то, что это возможно[32]. В общем-то, хадисы о желательности более позднего совершения пятой молитвы есть, но в них говорится о первой трети ночи и половине ее, то есть беспричинное оставление совершения пятой молитвы на более позднее время становится уже нежелательным (макрух). Общий временной промежуток пятой обязательной молитвы начинается с исчезновением вечерней зари и завершается появлением рассвета, то есть началом утренней молитвы Фаджр, о чем упоминается в хадисах[33]. Предпочтительно совершать молитву ‘Иша’ с наступлением ее времени, а также в первую треть ночи или до завершения половины ночи. В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.

Время, запретное для совершения молитвы

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, в течение которых совершение молитв запрещено. ‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

– во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[34];

– в то время, когда солнце находится в зените;

– во время заката солнца»[35].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом»[36]. Также в Сунне имеются повествования о нежелательности сна, когда время приближается к заходу солнца и во время восхода солнца. Однако это не должно дезориентировать человека в регулировании своих биоритмов с учетом разных факторов жизни. Каноническая нежелательность аннулируется при наличии объективной необходимости, а тем более – вынужденности.

Трудности с определением времени намаза

Что касается ритуальной практики в северных широтах, где бывает полярная ночь, то время молитв в такой местности устанавливается по расписанию молитв ближайшего города или области, где есть разделительная черта между днем и ночью, или – по мекканскому расписанию молитв[37]. В затруднительных случаях (нет данных о текущем времени; сложные метеоусловия, отсутствие солнца), когда нет возможности точного определения времени молитв, они совершаются примерно, ориентировочно. При этом желательным является совершение с некоторой задержкой полуденной (Зухр) и вечерней (Магриб) молитв, а вслед – безотлагательное совершение послеполуденной (‘Аср) и ночной (‘Иша’) молитв. Тем самым происходит своеобразное сближение-объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами, что допускается в исключительных ситуациях[38].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

[2]Хадис от Джабира ибн ‘Абдуллы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 241, хадис № 90, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 68, хадис № 150, «хасан, сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 335, хадис № 1472, «хасан, сахих», «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 322, хадис № 418. Подробнее см., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 239, хадис № 88 (от Ибн ‘Аббаса), «хасан», по мнению некоторых – «сахих»; там же хадис № 89 (от Абу Са‘ида аль-Худри); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 516–521, хадисы № 581–583.

[3]См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 522, хадис № 584; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 324.

[4]См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 68; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1. Ч. 2. С. 241; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 322; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 663.

[5]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя [б. г.]. Т. 1. С. 256.

[6]Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима вместо «в начале времени ее» сказано «вовремя». См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 338, 339, хадисы № 1474, 1475, оба «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 265, хадис № 158; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 75, раздел «Вера» (китаб аль-иман), хадис № 59. Подробнее по теме см., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38–40; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–254; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 69–75, хадисы № 151–173.

Читайте также:  Там светит два солнца

[7]Подробнее см., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

[8]Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ибн Хузэймы и аль-Хакима, по утверждению которых хадис достоверен, «сахих». См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 263, 264, хадис № 156/19.

[9]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 337, хадис № 1473, «сахих». Обычно в расписаниях молитв после графы «Фаджр» стоит графа «Шурук», то есть время восхода солнца, чтобы человек знал, когда завершается временной промежуток утренней молитвы (Фаджр).

[10]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 350, хадис № 1484, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 51, хадис № 186, «сахих». Также см., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 164, 165; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 257.

[11]Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что достаточным минимумом в данной ситуации является «такбир» в начале молитвы (такбиратуль-ихрам). Слова «кто совершит один ракяат» они истолковывают в значении «кто начнет совершать один ракяат». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 674.

[12]См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, 72; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 517; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 62, 63.

[13]Максуди А. Гыйбадате исламия [Исламская ритуальная практика]. Казань: Татарстан китап нашрияты, 1990. С. 58 (на татар. яз.).

[14]См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124, пояснение к хадису № (622) 195.

[15]Мнение относительно того, что время завершения полуденной молитвы (Зухр) и начала послеполуденной (‘Аср) наступает тогда, когда тень предмета станет в два раза длиннее его самого, является недостаточно верным. Среди богословов-ханафитов об этом высказался лишь Абу Ханифа и только в одном из двух своих суждений по данному вопросу. Согласованное же мнение ученых ханафитского мазхаба (мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, а также одно из мнений Абу Ханифы) полностью совпадает с мнением ученых остальных мазхабов, согласно которому время полуденной молитвы завершается, а послеполуденной начинается тогда, когда тень предмета станет длиннее его самого. См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 38, 39; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 41; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 5. С. 42; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 32, 33.

[16]См., хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

[17]Время молитвы (‘Аср) можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.

[18]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 71, хадис № 579.

[19]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174. Там же. С. 121, 122, хадис № (621) 192 и пояснение к нему.

[20]См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 124; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329.

[21]Хадис от Анаса; св. х. Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 123, хадис № (622) 195; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 1. С. 329, хадис № 426.

[22]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

[23]Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 667, 668.

[24]Хадис от Айюба, ‘Укбы ибн ‘Амира и аль-‘Аббаса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 579, хадис № 9772, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 70, хадис № 418.

[25]См. хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 109–113, хадисы № (612) 171–174.

[26]См. хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 535, хадис № 611; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 47, хадис № 167, «хасан, сахих».

[27] Хадис от Джабира ибн Самра; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 454. Такой же хадис в св. х. аль-Бухари от Абу Барза. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, гл. № 9, раздел № 20; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т 4. С. 211, 213, 214; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 235, а также с. 239, хадис № 567.

[28] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 12, хадис № 455.

[29] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 13, хадис № 457; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 187, хадис № 565; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 4. С. 213; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 238, хадис № 565.

[30] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 13. [31] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 240.

[32] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 240.

[33] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 511.

[34]Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 519.

[35]Св. х. имама Муслима. См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 167, хадис № 151.

[36]Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа; и хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».

[37]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 664.

[38]См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 673.

Источник

Adblock
detector