Меню

До восхода солнца спектакль

Афиша

«Наш новый спектакль, как мне кажется, должен найти отклик в душе многих зрителей. К сожалению, сейчас в медийном пространстве очень много фальшивого – поддельных чувств, эмоций, ситуаций. Все это с удовольствием смакуется, повторяется и отражается как в кривом зеркале. Настоящие чувства и жизнь – за стенами телевидения: когда рвутся сердца, когда приходит истинная любовь и, к сожалению, ведет к трагедии. Пьеса Гауптмана — это история о взаимной любви молодой женщины и пожилого человека, о том, как меркантильные интересы детей влияют, перечеркивают жизнь и их отца и того человека, который мог бы стать ему опорой в старости. Деньги и алчность побеждают любовь. Наш спектакль – это романтическая трагедия о жизни двух чистых и порядочных людей» (режиссер-постановщик спектакля народный артист России Владимир Бейлис).

Режиссёр-постановщик — народный артист России, лауреат Премии Правительства России Владимир Бейлис

Художник-постановщик — народный художник России, лауреат Государственных премий России Борис Мессерер

Композитор — Эдуард Глейзер

Художник по свету — Айвар Салихов

Балетмейстер — Петр Казьмирук

Режиссер — заслуженная артистка России Елена Оленина

Ассистент режиссера — заслуженный работник культуры России Владимир Егоров

Суфлер — заслуженный работник культуры России Лариса Меркулова

Продолжительность спектакля — 3 часа 30 минут.

Премьера — 3 марта 2019 года.

12+

Информационные партнеры спектакля:

Драма в 2-х актах
Спектакль идет с одним антрактом
Перевод В.И.Леденева

Источник

Перед заходом солнца (1974)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме-спектакле

По одноименной Г.Гауптмана в постановке Государственного академического Малого театра Союза ССР. Режиссер Л.Хейфец.

У пьесы «Перед заходом солнца» мистически интересная сценическая судьба. Написанная в начале 1930-х, на родине драматурга пьеса увидела свет рампы накануне прихода Гитлера к власти. У нас Сушкевич сыграл Клаузена незадолго до начала войны, Астангов — в год смерти Сталина, Симонов — за год до смещения Хрущева.
«Перед заходом солнца» — одна из немногих пьес XX века, которую и по тематике, и по уровню ее художественного осмысления можно сопоставить с творениями таких титанов, как Шекспир и Гете. Прямая генетическая связь с «Королем Лиром» здесь очевидна. Еще более ощутимо влияние Гете с его фаустовской темой горделивого бунта свободной личности против неумолимых законов бытия.

Источник

До восхода солнца спектакль

Лучшие отзывы о спектакле «Перед заходом солнца»

Первый раз я видел эту работу Малого еще лет сорок назад, в семидесятых с Великим Царевым. Эпигонская парабола Гауптмана, была тогда естественно политизирована, упор делался не на социально-психологические срезы, а на классовую, так сказать, сущность происходящего. Акцент был на наступающий на Веймарскую республику нацизм и его лицом был зять. Помню всех поразило то, что в перерывах между картинами, играли нацистские марши и Эрих Клармот просто стоял перед занавесом с циничной усмешкой, что производило неизгладимый эффект. Интересное надо сказать решение.

Так что на современную версию я шел с определенным волнением.

Спектакль был дневной и в будни, но тем не менее был аншлаг. Что впрочем, для Малого театра, скорее данность, нежели исключение. Театр как известно начинается с вешалки а спектакль с декораций, и как всегда декорации порадовали, впрочем как и художники с костюмерами, но это тоже стандарт для этого театра. Ну и не смотря на волнение, я чувствовал что спектакль обязательно меня чем-нибудь поразит. В чем не ошибся.

Читайте также:  Солнце это гормон счастья

Режиссер, Народный артист, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Владимир Михайлович Бейлис , естественно не стал ударяться в политику, но самое главное он убрал Гауптмановский классический надрыв. Ведь канонический Герхардт Гауптман в достаточной мере по тевтонски мрачен и режиссер заменил эту мрачность, жизненностью. Нам показали не Германию, и даже не социальную параболу среза общества. Режиссер показал зрителям, просто Трагедию Семьи и Трагедию человеческих отношений, отчего персонажи и пьеса, заиграли гораздо ярче.

Безусловно, на сцене царил Народный артист России Борис Клюев, его Маттиас Клаузен был поистине великолепен, контраст между харизматичным Тайным советником, магнатом, генералом Рейхсвера и уничтоженным, униженным и преданым своим детьми Королем Лиром, был настолько резким, что некоторые зрительницы заплакали, когда в конце спектакля он в рубище вышел на сцену.

Очень фактурно сыграли свои роли второго плана (но не последние по смыслу) Народный артист России

Владимир Дубровский ( доктор Штайниц) и Заслуженный артист России Василий Зотов (адвокат Ганефельдт).

Два полюса из ареала Маттиаса Клаузена, ярко прорисованные представители Добра и Зла.

Очень понравился секретарь Винтер (Заслуженный артист России Василий Дахненко), эдакий молодой Берримор.

Прекрасно сыграл своего Эриха Кламрота, Заслуженный артист России Алексей Фаддеев. Бонвиван, практически жиголо, человек думающий только о наживе, но отнюдь не лишенный некоего отрицательного обаяния. Очень ярко сыгранный персонаж.

И конечно Беттина… Когда я прочитал, что ее играет Народная артистка России Елена Харитонова, я испытал некоторый когнитивный диссонанс. Куртуазная женственность мадам Поповой, лукавая и элегантная красота Маргариты, и вдруг… Беттина, синий чулок, хромоножка, старая дева…

Но Елена Харитонова с честью справилась со сверхзадачей.

Ее Беттина не была канонической жертвой своей фанатичной псевдо-любви к отцу. Актриса трактовала свою героиню, неким Демиургом. Строгая и элегантная бизнес леди, с явно заметной женственной харизмой, вела свою работу, целью которой было соответствие Маттиаса Клаузена данному Ареалу, где шаг влево, шаг вправо, это попытка побега, которая должна жестко караться. Судя по реакции зрителей, это был тот самый случай, когда вроде бы отрицательный персонаж, вызывает даже большее внимание зала, нежели иные действующие лица.

Вполне уверенно скажу, что новая версия спектакля, мне понравилась больше старой.

И напоследок хочу добавить, что мне очень понравился Швейцарский антураж, с Тирольским баром и танцорами. Очень оттенило драматичность общего действия.

С конца прошлого сезона все премьеры Малого театра преимущественно драмы. В феврале я так и не дождались премьеры «Дальше — тишина», так что начинаю 2019 в Малом премьерой по драме Гауптмана «Перед заходом солнца». Вечер воскресенья, а значит на исторической на спектакль помогает настроить оркестр в музыкальном фойе. Так заслушались, что не услышали даже второй звонок!
У Гауптмана изначально выстроено всё на символах и образах: свет-тьма, добро-зло, жизнь-смерь-смерть, солнце и цвета. Происходит смена поколений и эпох, ценностей тех, кто прошёл Первую мировую войну на те, кто идёт к войне новой. Живёт семейство Клаузенов, с уважаемым во всём городе отцом семейства, который несколько лет назад потерям жену. На его юбилее собрались гости, кажется, что в его семействе полное согласие и любовь, но только кажется, все дети абсолютно зависимы от отца и его денег. В постановке В. Бейлиса Матиас Клаузен показан очень сильным человеком, дети на его фоне людьми, имеющими хоть какое-то влияние в доме не выглядят. С самого начала все их лица выглядят, как маски. У других персонажей они живые и спокойные, а здесь нервная маска холодного расчёта, поверить, что кто-то из них способен искренне любить отца невозможно, одни мысли о себе и холодный расчет. Отец влюблен в девушку Инкен, и это, наверное, их единственный шанс хоть как-то сохранить свой взгляд на мир, свою душу в общении друг с другом. Но силы неравны. С одной стороны,хочешь верить, что герои Б. Клюева и И. Леоновой найдут способ избежать преследования этой стаи, с другой — их много, у них есть адвокат, предприятие Клаузена фактически в руках его зятя. Все 3,5 часа идёт борьба двух лагерей — «вечных ценностей» и торгашей. И всё слабее и слабее силы первых. Игорь Петренко и Ирина Леонова на одной сцене не стояли наверное со времён «Горя от ума», тем радостнее для зрителей возвращение актёров такого уровня в любимый театр. Очень идут такие «зловещие» роли и Петренко и Елене Харитоновой (хотелось бы обязательно отметить ее игру, очень редко ее вижу на сцене). Если уж они играют злодеев, то это на 100% убедительно. И какой как всегда очаровательный негодяй вышел у Василия Зотова)) (адвокат). Адвокат Ганефельдт , пожалуй, единственный в стане противников, кто прежде, чем сотворить пакость, сначала включает мозги, и делает это изящно. Единственный, кто в семье не пошел против отца — сын Эгмонт, и то из-за возраста, прошло бы время, женился, занялся бизнесом, стал таким же, как и остальные члены клана. Вдвойне печальный конец, предсказуемый, и вечная неудовлетворенность: что же надо сделать добру, чтобы победить зло. Актёрский ансамбль точной выбор Бейлиса на каждую роль (без дублёров!) И это очень режиссёрский спектакль

Читайте также:  Снова засияло над садом солнце разбор предложения 3 класс образец оформления

Источник

Перед заходом солнца

Государственный академический Малый театр России. Основная сцена

«Перед заходом солнца» — одна из не многих пьес XX века, которую и по тематике, и по уровню ее художественного осмысления можно сопоставить с творениями Шекспира. И прежде всего, в силу трагедийной масштабности образа главного героя — тайного советника Маттиаса Клаузена. Подобно шекспировскому Королю Лиру, Клаузен на склоне лет сталкивается с предательством собственных детей. Отказав отцу в свободе принятия решения, в праве до конца дней самому строить свою судьбу, повзрослевшие дети готовы на все, чтобы отстоять семейную собственность. Причиной надвигающейся катастрофы кажется им любовь Клаузена к юной Инкен Петерс. Для Маттиаса же эта любовь — последняя попытка обрести свободу и счастье. И вот этот-то своеобразный бунт подлинной личности против неумолимых внешних законов роднит пьесу Гауптмана и гетевским «Фаустом».

Театральная судьба этой пьесы, в центре которой — мощный образ Маттиаса Клаузена, как правило, связана с масштабными актерскими работами. Конечно, поводов для ее постановки может быть много, но очевидно одно: спектакля не будет, если в труппе театра нет актера такой силы и мощи, которому был бы подвластен этот объемный трагедийный образ. У Малого театра был Михаил Царев.

Актер с самого начала спектакля уже играет человека прозревшего, для которого нет секрета в поступках и характеров окружающих его людей да и явлений. Его окружает красота, но он видит, что осталась от нее лишь оболочка. В этом смысле ему не грозят никакие разочарования. Он не хочет принимать участие в общей игре и уходит отдел. Но вот тут-то и настигает его трагедия — «уйти» от жизни не получается, она настигает. И здесь накатывает второе прозрение. На этот раз убийственное.

Читайте также:  Масса коричневого карлика относительно солнца

Михаил Царев в этой роли, кажется, играет всю свою театральную жизнь, весь свой театральный опыт. Крайности, в которые бросает его творимый им образ, завораживают и высвобождают такую актерскую мощь, что порой становится страшно. Оттого-то на контрасте слабее выглядит Наталья Вилькина, чья Инкер кажется лишь бледной тенью того идеала, к которому так стремится душа нового Лира…

Интересно, что очень часто при всей многонаселенности пьесы Гауптмана в театральной интерпретации она становится именно бенефисом одного актера — «портретом на фоне». В Малом же театре фон начинает пульсировать и из него проступают очень разные лица детей Маттиаса, в которые словно бы вглядываются режиссер и актеры, нащупывая в их поступках крайне неоднородную мотивацию.

Так старшему сыну Вольфгангу (Никита Подгорный) важны не только уходящие из семьи деньги, но и честь этой самой семьи (пусть и превратно понятая) и желания супруги. Младшая Оттилия (Лилия Юдина) слишком подчинена мужу, чтобы иметь собственное мнение. Младший Эгмон (Юрий Васильев) слишком слабохарактерен, чтобы идти наперекор большинству. А Беттине (Муза Седова) не нужно ничего — только сам отец, но в полную и безраздельную собственность.

Написанная Герхартом Гауптманом накануне прихода нацистов к власти эта пьеса не могла не стать текстом-предостережением, текстом-предвидением. И эти мотивы не могут исчезнуть, пожалуй, ни при какой трактовке — трагическое предвидение грядущей беды не для отдельно взятого старого человека, а для всего человечества, где гуманизм и культура уступают диктату. Будь то на уровне семьи, или даже целой страны.

В этом смысле показательно наглядное деление героев пьесы на два мира, точно очерченное режиссером. С одной стороны здесь — романтическая устремленность возвышенных, но беззащитных иллюзий Маттиаса Клаузена и хрупкая, почти призрачная гармония двух любящих существ (совсем в духе классической немецкой философии достигших единения с Абсолютом). А с другой — низменная кутерьма обывателей, выстраивающий целый заговор против Инкен и Маттиаса; обывателей, для которых честь и долг — лишь удобная ширма, за которой так комфортно и с пользой для себя можно укрыться. Сообразно с этим разделением предложено и музыкальное оформление (композитор В. Дашкевич). Если первому миру соответствует торжественная и стройная, почти неземная хоральная музыка; миру второму свойственны совсем иные мотивы — полувоенные разухабистые марши, что горланят за окнами этого аристократического дома. Увы, в спектакле Малого театра в который раз последнее слово остается за миром вторым.

Чуть в глубине сцены — двое: мертвый Маттиас и Инкен — еще живая. Впереди — знакомые, родственники с венками, чья скорбь далеко не всегда искренна. И впереди всех — торжествующий Эрих Кламрот, время которого придет совсем скоро, и вот тогда станет по-настоящему страшно.

Но как послевкусие остается все-таки свет. Свет, затушить который так и не удастся ни тогда — в грядущие 30-ые и 40-ые, ни сегодня.

Источник

Adblock
detector