Доброта — солнце души
(статья заняла 5 место в конкурсе)
Доброта, где ты притаилась? Покажись. Мы, люди, так грустим о тебе.
Что видим мы вокруг себя изо дня в день? Жестокость, зло, эгоизм, злорадство, насмешки. Неужели мы такие? Или это эпидемия, вирус, поразивший мир – и все постепенно сходят с ума?
А может, как в сказке(помните… «одеяло убежало, улетела простыня…»?), мы это заслужили своими поступками, и доброта закрыла дверь с обратной стороны, оставив нас выживать на гиблой планете, которую мы сами подвели на край бездны.
Не надо думать, что зло находится во вне. Оно прямо здесь, внутри каждого из нас. Мы впустили его в свой внутренний мир, можно сказать, встретили «хлебом и солью».
Так что же мешает просто остановиться в потоке жизни, сбросить скорость и задать себе вопрос: хочу ли я быть таким?
Ну да. В голове столько более важных проблем – деньги, власть, карьера, недвижимость, бизнес.
Что еще?
А действительно … зачем нужна доброта? Может, продолжать дальше вести борьбу против всех, пробивая дорогу к цели? Вы помните, какая эйфория охватывает, когда достигается одна из таких целей? В этом есть что-то демоническое.
И все-таки, даже в самом, казалось бы, плохом человеке где-то глубоко-глубоко пребывает в спячке доброта.
Почему она уснула, ведь сердце каждого ребенка изначально хранило ее? Что послужило тем самым снотворным?
Быть может, зло гуляет по свету и, встречая человека, стучится к нему в душу. Кто-то отворачивается или обходит его стороной. А кто-то принимает обещанные дары (ценности материального мира) и соглашается стать его слугой.
Зло говорит ему:
Я дам тебе все, человек.
Ты будешь царем над людьми.
Так властвуй, покуда живешь,
Потом в землю ляжешь костьми.
Забудь, что такое любовь.
Она лишь мешает, поверь.
Впусти в свое сердце меня
И будешь силен ты, как зверь.
Но мы ведь не поддадимся на такие искушения, правда? Мы ведь добрые (помните? Глубоко в душе спит доброта).
Давайте скажем злу “прощай!» и помашем ручкой. А впустим в сердца любовь, доброту и сострадание.
А как думаете, что чувствует он, брошенный, забытый, нелюбимый, ненужный?
Эта история поможет вам понять его боль.
Плач одинокого котенка
Здравствуйте, люди! Простите, что я встретился вам на пути; за то, что вам пришлось смотреть на мой ужасный вид. Я бы очень хотел не быть на этом свете, но так уж вышло. Пожалуйста, простите, что я родился и что я живу.
Проходите, проходите, я отойду в сторонку. Но если можете, бросьте мне кусочек хлеба. Только прошу вас, не надо бросать больше камни, песок и палки. У меня еще от прошлого раза лапки болят.
Ладно. Не надо хлеба. Просто не бейте.
Вот я иду дальше. Солнце так резко врезается светом в глаза. Правда, я его плохо вижу через пелену моих больных зрачков. Что-то устал. Может, лягу отдохну, подремлю… Нет, здесь дремать нельзя, нужно сойти с дороги, а то могу и не проснуться. Вдруг меня заметят мальчишки, которые здесь катаются на велосипедах. И опять наклеят скотча на шерсть и привяжут банку к хвосту.
Нет. Нет. Нельзя спать. Нужно успеть к вечеру найти место ночлега. Деревень нигде не видно. Поля, леса кругом. Нужно идти. А то здесь опасно – собаки дикие гуляют.
Что-то меня озноб берет. Заболел что ли? Только не это! Мне нельзя болеть. На голодный желудок болеть ну совсем нехорошо. Силы почти нет. Да и ветер поднимается.
Хорошо, что еще осень. То-то будет зимой. Хотя не стоит мне думать о зиме. Скорее всего, я уже не увижу первого снега. Слабость все сильнее, не ел двое суток.
А может, и не надо мне никуда идти, тратить силы. Ведь все равно нет конечного пункта.
Знаете, какую фразу я никогда не произносил за свою жизнь? Я ни разу не произнес: «Пора домой». Потому что у меня никогда не было дома.
Я помню свой день рождения. У меня была мама и брат. Но недолго. Потом помню темноту, несли куда-то и вдруг – бах! – и мы на земле.
Осмотрелся – поле. Брат мой слабый совсем был, умер на второй день. А я выжил. Боже, зачем! Иногда я думаю, что зря я родился котенком. Лучше бы я был деревом…нет …оно тоже живое …ну тогда камнем или облаком. У них нет души. Им не нужна мама, любовь, доброта, ласка.
А может, и им нужна. Наверное, доброта всем нужна.
Голова что-то кружится. Не могу идти. Надо поспать. Говорят, у животных, в отличие от людей, души смертные. Значит, завтра меня уже не будет. Совсем не будет.
Куда во снах летит душа?
И что ее туда так манит?
Быть может, крыльями шурша,
Она несчастья разгоняет.
В тиши на острове добра
Душа спокойствие находит.
И за собою до утра
Она мечту по следу водит.
Но снова нежится рассвет-
И мир иллюзий исчезает.
Душа глядит на белый свет.
О сказке снов она мечтает.
Реальность страх в себе таит.
И хочется скорей укрыться.
Но человек все победит.
А ночью вновь ему приснится
То остров счастья и добра,
Любви, надежды, состраданья,
Где волшебство и красота
Наполнят смысл существованья.
Все глубже в сны бежит душа.
Зачем забвенья она ищет?
И от бессилия дрожа.
Она кричит – ее не слышат.
О люди, как же мы живем!
За что так мучаем друг друга!
И каждый день в войне с собой
Бессмысленно идем по кругу.
Так пусть растают чары сна,
Открыв сердца навстречу свету.
Возьмет корону доброта
И коронует всю планету.
Подвести итог хочется подборкой афоризмов.
Пусть через метафору сердце каждого из нас откроется навстречу свету и наполнится всеми самыми лучшими качествами, которые даны нам от Бога.
И тогда мир откроет нам свое истинное лицо – красоту. Ведь мир был создан добрым и прекрасным. Просто мы разучились это замечать, надели черные очки.
Снимите очки, и пусть доброта пребудет с вами!
Источник
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека»
Ольга Яворская
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека»
Цель: воспитание доброты, человечности и внимательного отношения друг к другу.
Определение понятия добра в процессе общения.
Расширить знания детей о доброте, о её роли в жизни человека.
Вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции.
Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание придти на помощь взрослым и сверстникам.
Цветок «цветик — семицветик» с заданиями на лепестках.
Карточки с пословицами.
Солнце.
Музыкальное сопровождение — песня «Барбарики-доброта», песня «Ты, да я, да мы с тобой», песня «Давайте друзья всегда друг другу желать добра».
Выставка детских рисунков на тему «Добрые дела».
Ход занятия:
Звучит музыка. Дети входят в зал и садятся на стульчики. (песня «Ты, да я, да мы с тобой»)
Педагог:— Давайте встанем вместе в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок пройдет очень весело и хорошо.
— Сегодня ко мне в гости приходила Фея Добра и оставила цветок, который называется «Доброта», (на доске цветок с семью разноцветными лепестками).
— На каждом лепестке Фея написала задания. А чтобы выполнить эти задания потребуется ваша доброта, любовь, доверие, улыбки.
II. Лепесток первый. Прослушивание сказки и ответить на вопросы.
Сказка В. А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла». Название сказки не произносится.
КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
— Почему это ты, Дятел, плачешь?
— Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
В. А. Сухомлинский
Вопросы для анализа:
— Какое чувство у вас возникло к героям сказки?
— Почему радуются Белочка и бельчата?
— Какое дело совершила Белка?
-Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось? — А как вы оказываете помощь друзьям?
Учитель: Доброта, милосердие и переживание за других создают основу человеческого счастья.
— Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости».
Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря. На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки — нежные и ласковые. Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся. Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они — настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые.
III. Лепесток второй. Цитата урока
«Доброта — это солнце, которое согревает душу человека».
— Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина?
— Злой человек может стать добрым?
— Опишите, как выглядит недобрый человек.
— Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как, на ваш взгляд, она выглядит?
Какие пословицы о доброте вы знаете?
«Пословицы о добре»
За добро — добром платят.
Добрый человек — добру и учит.
Доброго держись, а худого сторонись.
Тому тяжело — кто не помнит добро.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.В народе говорят: «Слово лечит, слово – ранит». Какие «волшебные» слова вы знаете? (Ответы детей)
Молодцы, много волшебных слов вы знаете.
Я начну стихи читать,
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте!
Растет даже ледяная глыба
От слова теплого…
Зазеленеет даже пень,
Дети: добрый день.
Если больше есть не в силах,
Когда нас бранят за шалости,
Дети: простите, пожалуйста.
Воспитатель. Первые слова, которыми мы начинаем день, — это здравствуйте, доброе утро. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день был у них светлым и радостным.
— Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
— Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
— Добрый день, тебе сказали.
— Добрый день! – ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
IV. Лепесток третий «Подружимся с улыбкой»
Педагог: — Я думаю,вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой. Давайте встанем в круг. Один из участников передает мяч другому, называя его ласково по имени и улыбается.Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок передает следующему. Последний игрок должен снова передать улыбку и мяч первому игроку.
Разминочка «День и ночь»
— А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминочку, которая называется «День и ночь».Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать?
— А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны.
Педагог: — Ребята, давайте говорить друг другу комплименты.
Дети сидят, взявшись за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала,говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.
Лепесток четвёртый «Добрые сказки»
Педагог: — Ребята, вы все знаете много сказок. Сказок о добре и зле. Давайте, вспомним злых героев сказок. (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник)
— А теперь назовите добрых героев сказок. (Василиса Премудрая, Варвара-краса — длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница.)
Лепесток пятый.Педагог: — Молодцы. А теперь ребята прочитают нам стихи о доброте.
1. И если кому – то поможет,
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
2. Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
3. Добрым быть совсем — совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
4. Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
5. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
если доброта как солнце светит
радуются взрослые и дети.
6. Добрым быть совсем — совсем непросто
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
VI. Творческая деятельность «Планета доброты»
— Выразите цветом ваше представление об этой планете на белых кругах.
Учащиеся раскрашивают свои круги и прикрепляют их к большому ватману, помещенному на доске.
— Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая планета!
— Как мы ее назовем?
— Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планете Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой?
Каждый должен не забыть —
За добро добром платить.
Мой совет возьми с собой,
Окружи всех добротой,
Ведь отзывчивость всегда
Людям доброту несла!
Педагог: — Если солнце большое — оно на небе. А есть маленькое солнце — оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь — согревают нас самих, как солнце. Доброта — это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого — одно удовольствие, честное слово.
VIII. Круг «От сердца к сердцу» (Музыка «Добрый жук»)
Мы самые добрые!
Мы знаем, что мы добрые!
Наши друзья знают, что мы добрые!
Весь мир узнает, что мы добрые!
1. Дементьев, А. Д. Стихотворения / А. Д. Дементьев – М., 1988. – 288 с.
2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Соболев А. И. – М., 1983. – 335 с.
3. Майборода, Т. Н. Если добрый ты – это хорошо! / Т. Н. Майборода // Педсовет. – 2008. — № 5. – С. 6.
4. Семенака С. И. Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет. Армавир 1999.
5. Е. А. Юзбекова. Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2006. – 128с
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дорогою добра» Цель: воспитание доброты, человечности и внимательного отношения друг к другу. Задачи: определение понятия добра в процессе общения, учить.
Утро радостных встреч Введение групповой традиции «Утро радостных встреч» способствовало формированию внимательного отношения детей друг к другу, повышению эмоционального.
Источник