Проблемы и перспективы освоения космоса
Применение потенциальных возможностей космонавтики в сфере энергетики, физики и географии. Решение проблемы очищения околоземных орбит. Перспективы индустриальной волны освоения и использования космического пространства на благо всему человечеству.
Рубрика | Астрономия и космонавтика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.06.2011 |
Размер файла | 8,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Злободневность постановки этой проблемы достаточно очевидна. Полеты человека на околоземных орбитах помогли нам составить истинную картину поверхности Земли, многих планет, земной тверди и океанских просторов. Они дали новое представление о земном шаре как очаге жизни и понимание того, что человек и природа — неразрывное целое. Космонавтика предоставила реальную возможность для решения важных народнохозяйственных задач: совершенствование международных систем связи, долгосрочное прогнозирование погоды, развитие навигации морского и воздушного транспорта.
Вместе с тем у космонавтики остаются и большие потенциальные возможности. По мнению многих ученых, космонавтика в состоянии помочь при решении глобальной энергетической проблемы путем создания космических устройств, принимающих и перерабатывающих солнечную энергию, а также посредством выноса в космос слишком энергоемких производств. Космонавтика открывает немалые возможности для построения глобальной геофизической информационной системы, с помощью которой можно разработать модель Земли и общую теорию процессов, происходящих на ее поверхности, в атмосфере и околоземном пространстве. Существуют и многие другие заманчивые сферы применения достижений космонавтики.
Ряд авторитетных в области космонавтики ученых ратуют за немедленное «обживание» космоса. При этом в качестве аргумента они напоминают, что существованию нашей планеты угрожает множество астероидов и комет, снующих вокруг Земли.
Важной составляющей глобальной проблемы освоения космоса является наличие в околоземном пространстве обломков спутников и ракетоносителей, угрожающих не только космическим полетам, но и в случае их падения на Землю, ее обитателям. До сих пор международное право, предусматривающее свободное использование всеми государствами космического пространства, никак не регулирует проблему засорения космоса.
В результате сегодня «низкие» орбиты (между 150 и 2000 км), на которых ведется наблюдение за Землей, и геостационарные (36 000 км), используемые для телекоммуникации, напоминают своеобразную «космическую помойку». Виноваты в этом прежде всего Соединенные Штаты Америки, за которыми (в 1994 г.) числилось 2676 предметов, Россия (2359) и Западная Европа, правда в меньшей степени (500).
Один из способов очищения околоземных орбит заключается в переводе на «запасные пути» отработавших ракет и спутников. В техническом плане возможно и их возвращение на Землю, но на данном этапе подобные операции исключены в силу их высокой стоимости. Рано или поздно все находящиеся в космосе предметы сами возвращаются на Землю. В прошлые годы несколько обломков американских и российских кораблей падали на нашу планету, к счастью, обошлось без жертв. (Известны случаи предъявления пострадавшими странами финансовых счетов хозяевам обломков.) Наконец, идет разработка особо прочных щитов, способных предохранять новые космические корабли от разных неприятностей в случае их столкновения с летающими предметами.
Перспективы освоения космоса
космонавтика околоземный орбита
Вслед за нынешней информационной волной нас ожидает индустриальная волна освоения и использование космического пространства. Осмысление этого обстоятельства, как и многих других свойств феномена космонавтики, часто приводит к возрождению и переосмыслению некоторых старых и почти забытых догадок и гипотез. Как-то на научных чтениях имени Циолковского в Калуге вспомнили о немецком экономисте и географе конца XVIII — первой половины XIX века Иоганне Генрихе фон Тюнене, который выдвинул так называемую «волновую теорию» в экономической географии. Согласно Тюнену хозяйственное освоение всякой территории идет от города-центра к периферии. Сначала проводится нечто вроде разведки, выявляются возможности и ресурсы территории, потом туда передвигается промышленность, а город остается управляющим и координирующим центром. Нечто похожее совершается и в космосе, а центром выступает вся планета Земля, которая надолго останется средоточием управления, научной мысли, передовой техники и технологии для обживания космической «периферии», сняв с себя излишнее бремя индустрии, превратившись в экологически комфортное жилище человека.
Все это так. Но мы забыли сказать еще об одной космической отрасли, о которой, откровенно говоря, хотелось бы не упоминать вообще и особенно в этой главе, посвященной грандиозному, поистине космическому созиданию, — о военной промышленности, о милитаризации космического пространства. В 30-е годы жители нескольких городов США однажды в панике бросились из своих домов в пригороды и сельскую местность, забив шоссейные и железные дороги. Они приняли всерьез радиопостановку режиссера Орсона Уэллеса по роману Герберта Уэллса «Война миров» — о нашествии на Землю спрутообразных марсиан. Теперь все знают, что на Марсе нет не только воинственных разумных существ, но, по-видимому, даже простейших бактерий. Угроза из космоса исходит от самих землян.
В те же годы, на склоне жизни, писал свои небольшие философские эссе (сохранившиеся в рукописи) Циолковский, которого по праву можно назвать первым гуманистом космоса. По его глубокому убеждению успешное и плодотворное освоение Вселенной невозможно без солидарности и взаимопомощи людей — и выходящих в космос, и остающихся на Земле.
Исследованный к настоящему времени космос оказался безжизненным. Но он уже открывает человеку множество своих богатств — энергетических, вещественных, пространственных. Он труден для освоения, но и многообещающ. Цивилизация второго типа, о которой мы упоминали, то есть вполне развитая космическая цивилизация, каковой призвано быть человечество XXI века, несовместима с его собственными внутренними антагонизмами. Разобщенных социальных сил не хватит для овладения силами Вселенной. Мы хотели бы верить, что раскрытие грандиозности задач и возможностей, открываемых перед человечеством космической наукой и техникой, космонавтикой, будет способствовать социальному единению жителей планеты Земля на принципах гуманизма, разума, справедливости, то есть тех качеств, которые единственно достойны Homo sapiens, превращающегося в Homo cosmicus.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Выгоды от освоения космоса. Опасности выходов в открытый космос. Программа развития российской космонавтики на период до 2040 года. Луна как объект, обладающий уникальными природными условиями и база для решения многих задач во благо земной цивилизации.
реферат [36,1 K], добавлен 01.12.2010
Исследование космического пространства при помощи автоматических и пилотируемых космических аппаратов. Первые экспериментальные суборбитальные космические полёты. Высадка американских астронавтов на Луну. Падение на Землю космического тела (астероида).
презентация [571,3 K], добавлен 03.02.2011
Основоположники космонавтики, которые положили начало освоению космоса — К. Циолковский и С. Королев. Юрий Гагарин — человек, который первым полетел в космос. Экипаж космического корабля Аполлон 11 (Армстронг, Олдрин и Коллинз) — первые люди на Луне.
презентация [1,4 M], добавлен 23.11.2014
К.Э. Циолковский как основоположник космонавтики в России. Важнейшие этапы освоения космоса. Запуск первого искусственного спутника Земли Спутник-1. Первый отряд космонавтов СССР. Первый полёт человека в космос. Исторические слова Юрия Гагарина.
презентация [3,3 M], добавлен 11.04.2012
Первые идеи реактивного движения, зарождение ракетной техники. Вклад Н.И. Тихомирова в проектирование реактивных снарядов. Идеи И. Граве по совершенствованию ракетной техники в СССР. Значение космических исследований и освоения космического пространства.
презентация [2,0 M], добавлен 20.02.2011
Роль освоения космоса для человечества. День космонавтики – праздник, который по решению Генеральной ассамблеи ООН, отмечается во всемирном масштабе. Ю. Гагарин — первый человек, который преодолел земное притяжение и положил начало новой космической эры.
презентация [7,5 M], добавлен 21.09.2011
Экологические проблемы от эксплуатации космической техники. Загрязнение атмосферы продуктами сгорания спутников. Воздействие радиоизлучений и запусков ракет и на околоземное пространство. Разрушение озонового слоя. Падение метеорита в Челябинской области.
презентация [1,2 M], добавлен 30.10.2013
Источник
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
Введение
1. Современное состояние Российской космонавтики
2. Перспективы развития Российской космонавтики
Заключение
Список используемых источников
Введение
- Герои и смельчаки проложат
- первые воздушные тропы трасс:
- Земля — орбита Луны, Земля — орбита Марса
- и еще далее:Москва— Луна, Калуга — Марс
- Циолковский К. Э.
53 года назад началась космическая эра человечества. 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли.
Официально «Спутник-1» Советский Союз запускал в соответствии с принятыми на себя обязательствами по Международному геофизическому году. Спутник излучал радиоволны на двух частотах, это позволяло изучать верхние слои ионосферы. Вместе с тем это событие имело гораздо большее политическое значение. Полет увидел весь мир, и это шло вразрез с американской пропагандой о сильной технической отсталости Советского Союза. По престижу США был нанесен большой удар.
На встрече с молодыми учеными и.о. вице-премьера Сергей Иванов отметил, что не исключает возможности, что в России может появиться еще один национальный проект – космонавтика.
За 50 лет пройден огромный путь. Сотни тысяч людей внесли очень достойный вклад в развитие мировой космонавтики. Жаль, что долгое время это была закрытая секретная тема и шло параллельное развитие. Зачастую приходилось изобретать велосипед по обе стороны океана. Сейчас космическая область становится областью международного сотрудничества. Конечно, российские ученые, техники и космонавты будут продолжать вносить очень важный вклад в развитие космоса.
1. Современное состояние Российской космонавтики
Наши космодромы Капустин Яр, Байконур, Плесецк в сумме по количеству пусков вывели Россию на первое место в мире в 2009 году. Надо отдать должное Космическим войскам, РВСН, Роскосмосу: они не только прикрывают страну, но и активно поддерживают российскую космонавтику. Несмотря на проблемы, российская космонавтика остается ведущей силой в отечественной экономике.
2009 год подтвердил, что российский оборонно-промышленный комплекс способен создавать самые современные технологически сложные системы. Этот комплекс был и остается реальной производственной базой для прогресса нашей космонавтики. Но при этом нужно признать, что все приоритетные достижения космонавтики в XXI веке пока базируются на открытиях и достижениях науки и техники ХХ века. Так, 20 января 2010 года председатель Правительства В.В. Путин поздравил ветеранов и работников ракетной отрасли с 50-летием принятия на вооружение первой стратегической межконтинентальной ракеты Р-7. Модификации этой ракеты под индексом «Союз» до сих пор остаются самыми надежными космическими носителями. Живут научные и конструкторские производственные предприятия, основанные Королевым, Челомеем, Глушко, Янгелем, Исаевым, Макеевым, Пилюгиным, Барминым, Рязанским, Козловым, Решетневым, Надирадзе, Конопатовым, Семихатовым. Современная научная база создавалась Келдышем, Петровым, Тюлиным, Мозжориным, Охоцимским. Однако надо признать, что за последние годы российская космонавтика катастрофически отстала от американской и европейской в части прямых фундаментальных научных исследований. У нас нет ни одного научного космического аппарата. Десять лет никак не долетим до Фобоса. «Коронас» то работает, то «чихает». В то же время российские олигархи создают роскошные яхты, каждая из которых по стоимости соизмерима с научным космическим аппаратом. Вот и получается, что у нас яхты, а у американцев — почти вся мировая космическая наука. США сделали крупнейшие открытия в области астрономии, астрофизики, вообще очень далеко продвинули знания человека о нашей Вселенной с помощью специальных научных космических аппаратов. Как сказал один из героев любимого космонавтами фильма: «За державу обидно».
У современной отечественной космонавтики возникли неведомые ранее проблемы. Например, наш легендарный носитель «Союз» лишился производства перекиси водорода на территории России — рабочего тела для турбонасосного агрегата. Покупаем за рубежом. 50 лет назад такое трудно было представить. Сейчас найти квалифицированного рабочего для работы на современных станках труднее, чем после войны, когда с фронта не вернулись миллионы.
Легендарное продвижение космонавтики, которое мы наблюдали в 60-70-е годы, очень серьезно замедлилось, и с тех пор у нас не было принципиально новых прорывов. По многим причинам. Если раньше это был политический вопрос, то сейчас такие проекты переходят в область коммерции. В отличие от американцев, мы не умели использовать в народном хозяйстве те технологии, которые были разработаны. И у нас образовался застой в 70-80-е годы в космонавтике, то есть мы, в принципе, ничего нового не придумали. У нас не было серьезных программ. Что касается тех разработок, которые остались, они, конечно, еще и сейчас как бы актуальны, но весь вопрос заключается в том, можем ли мы действительно сделать это нацпроектом, кто этим будет заниматься и какие цели мы будем ставить. Раньше это было: первыми в космос, первого человека, первые на Луну и так далее и тому подобное, а сейчас такой вот национальной идеи нет, а значит, мы будем буксовать. И область космоса стала не столь привлекательной, какой она была раньше. Всего в истекшем году в космос было выведено 80 космических аппаратов. Из них порядка 30 — с российских космодромов. Но наши носители в большинстве своем выводили в космос чужие полезные нагрузки, то есть это были коммерческие пуски. И это неудивительно: запуск иностранного спутника связи надежными российскими носителями «Союз» и «Протон» обходится в полтора раза дешевле, чем американскими.
Для серьезного развития космонавтики нашему государству необходимо оздоровление всей экономики страны. Для сохранения России в числе ведущих космических держав необходимы принципиально новые технологические и научные позиции.
2. Перспективы развития Российской космонавтики
Перспективы российской космонавтики XXI в. напрямую связаны с ведущими тенденциями и факторами развития мировой космонавтики, выполнением международных обязательств России в области освоения космоса, а также сохранением космического потенциала страны и его приоритетным развитием.
В рамках программы развития российской пилотируемой космонавтики на ближайшие 25 лет должны быть реализованы следующие фазы:
- промышленное освоение околоземного пространства на базе развития Российского сегмента МКС и его потребительских свойств,
создание экономически эффективной транспортной космической системы «Клипер»,
реализация лунной программы, которая положит начало промышленного освоения Луны,
осуществление пилотируемой исследовательской экспедиции на Марс.
Все эти фазы между собой связаны, так как каждая предыдущая закладывает технологическую основу для последующих.
Дальнейшее строительство Российского сегмента МКС должно обеспечить максимальную технико-экономическую эффективность его возможностей. Это надо делать, начиная с многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ), который планируется запустить в конце 2008 года. С этой целью на модуле должно быть использовано современное оборудование систем служебного борта и обеспечена оптимизация компоновки с размещением на борту универсальных рабочих мест под научные и прикладные эксперименты. Это позволит получить в будущем существенный доход от услуг предоставляемых российским и, прежде всего, зарубежным пользователям по проведению экспериментов и исследований, что в свою очередь позволит обеспечить создание новых модулей на внебюджетной финансовой основе. Стыковаться МЛМ должен к российскому служебному модулю МКС, чтобы обеспечить эффективное техническое и экономическое развитие российского сегмента в будущем.
Такая схема организации работ по развитию Российского сегмента МКС должна придать ему статус полноценного промышленного объекта в космосе.
Создание экономически эффективной транспортной системы предусматривает две составляющие: модернизацию космических кораблей «Союз» и «Прогресс» в период до 2010 года, параллельную разработку и ввод в штатную эксплуатацию многоразовой транспортной космической системы «Клипер» до 2015 года.
Модернизация кораблей «Союз» и «Прогресс» связана с необходимостью перехода на современную элементную базу и дальнейшего совершенствования цифрового бортового комплекса управления. Это позволит провести летную квалификацию бортовых систем, которые будут использованы в проекте «Клипер».
Многоразовая космическая система «Клипер» должна интегрироваться в существующую наземную космическую инфраструктуру эксплуатируемой сегодня транспортной системы как технологически, опираясь на существующие производственные мощности по изготовлению кораблей «Союз» и «Прогресс», так и организационно, включая использование стартовых комплексов модернизированной ракеты «Союз 2-3» и перспективной ракеты «Ангара», существующего наземного комплекса управления, аэродромного посадочного комплекса орбитального корабля «Бурана» и инфраструктуры средств подготовки космонавтов.
В результате предусматривается построить флот многоразовых пилотируемых кораблей «Клипер» для полетов как на МКС, так и для реализации автономных задач с возможностью полетов как с космодрома Байконур, так и с Плесецка.
Именно проект «Клипер» должен в полной мере обеспечить окупаемость пилотируемой космонавтики.
Первый этап пилотируемой лунной программы эффективно осуществлять с использованием кораблей «Союз», серийных ракет-носителей и разгонных блоков типа ДМ. Российский сегмент МКС при этом должен использоваться как сборочная площадка для межорбитального космического комплекса перед его полетом к Луне. Экипаж космонавтов от Луны будет возвращаться непосредственно на Землю со второй космической скоростью. Такой подход позволит уже в ближайшее время реализовать высадку первых экспедиций на Луну и отработать в полной мере организационно-технические принципы полетов к Луне, что значительно снизит технические и экономические риски.
На втором этапе лунной программы должна быть создана постоянно действующая многоразовая лунная транспортная система. В ее составе: пилотируемые космические корабли, созданные на базе корабля «Клипер» и межорбитальные буксиры с жидкостными реактивными двигателями для организации перелетов пилотируемых кораблей между околоземной и окололунной орбитальными станциями, а также буксиры с электрореактивными двигательными установками и крупногабаритными солнечными батареями для «медленной» транспортировки больших грузов. На этом этапе должна быть создана постоянная лунная орбитальная станция как космический порт (по аналогии с околоземной орбитальной станцией) с базирующимся на ней многоразовым лунным взлетно-посадочным модулем, который обеспечивает транспортировку людей и грузов между ней и поверхностью Луны.
На следующем, третьем, этапе должна быть создана постоянная база на Луне с целью начала промышленного освоения поверхности Луны.
Пилотируемая экспедиция на Марс консолидирует технологии, созданные на предыдущих фазах, включая долговременные орбитальные модули, межорбитальные буксиры на электрореактивной тяге и корабли «Клипер». Сама экспедиция будет реализована в три этапа. Первый — это отработка марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) на ближних расстояниях при полете к Луне, во время перехода его на окололунную орбиту и возврата на околоземную орбиту. Второй этап — полет МЭК на околомарсианскую орбиту с экипажем космонавтов, но без их высадки на поверхность планеты. На этом этапе должна быть осуществлена с борта МЭК посадка автоматов на поверхность Марса с целью более детального изучения планеты и отработки принципов возврата экипажа с поверхности планеты на МЭК. На третьем этапе может быть осуществлена высадка космонавтов на Марс.
Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке — политической, экономической, юридической. В основу ее организации должен быть положен программно-целевой подход, основанный на выделении приоритетных целей космической деятельности и разработке программы их достижения, определяющей главные цели и задачи космической деятельности Российской Федерации, порядок, сроки выполнения и объемы финансирования работ по созданию и производству космической техники в интересах социально-экономической сферы, науки, обороны и международного сотрудничества с учетом сложившихся на современном этапе условий ведения космической деятельности (в варианте среднесрочного плана на сегодня это Федеральная космическая программа).
и т.д.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Источник
➤ Adblockdetector