Меню

Дополни таблицу объекты луна земля

Решебник по астрономии 11 класс на урок №15 (рабочая тетрадь) — Луна. Спутники планет

вкл. 28 Ноябрь 2016 .

Решебник по астрономии 11 класс на урок №15 (рабочая тетрадь) — Луна. Спутники планет

1. Какие гипотезы образования Луны вам известны? Кратко изложите их суть.

Луна образовалась вместе с Землёй из одной планетезимали; Земля могла разделиться на две части; при объединении небольших камешков; при «косом» столкновении с крупным небесным телом.

2. На следующие вопросы дайте односложные ответы — «да» или «нет».

  1. Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? (да)
  2. Имеется ли на Луне атмосфера? (нет)
  3. Ступала ли на Луну нога человека? (да)
  4. Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? (нет)
  5. Характерны ли для Луны резкие смены температур? (да)
  6. Похоже ли Лунное вещество на вулканические земные породы — базальты? (да)
  7. Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? (нет)
  8. Верно ли утверждение, что возраст лунных пород составляет около 4.5 млрд лет? (да)
  9. Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? (да)
  10. Имеется ли в лунных морях вода? (нет)
  11. Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? (да)
  12. Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? (да)
  13. Можно ли изучать внутреннее строение Луны по записям сотрясений от ударов метеоритов по её поверхности? (да)
  14. Ось вращения Луны почти перпендикулярна плоскости её орбиты. Будет ли на небе Луны α Малой Медведицы играть роль Полярной звезды? (нет)

3. Дополните рисунок и на его основе объясните механизм явления приливов и отливов на Земле.

Через какие промежутки времени в среднем должны наступать приливы и отливы в каждом определённом месте на Земле?

В среднем дважды в сутки, т. к. на ближней к Луне стороне Земли вода притягивается сильнее, чем сама Земля. Поэтому происходит прилив. На дальней стороне Земли всё наоборот: Земля притягивается к Луне сильнее, чем вода. Происходит ещё один прилив.

4. Используя карту Луны, найдите и подпишите следующие объекты: моря (Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия), горные хребты (Альпы, Кавказ), кратеры (Архимед, Аристотель).

  1. Море Облаков
  2. Море Кризисов
  3. Море Изобилия
  4. Море Спокойствия
  5. Горный хребет Альпы
  6. Горный хребет Кавказ
  7. Кратер Архимед
  8. Кратер Аристотель

5. Море Москвы, расположенное на невидимой стороне Луны, имеет поперечник D ≈ 300 км. Можно ли было бы увидеть его с Земли невооружённым глазом, если бы оно находилось на обращённом к Земле полушарии Луны? Ответ обоснуйте, принимая во внимание, что разрешающая способность глаза α = 1′.

Минимальный размер d объекта, видимого невооружённым глазом, определим по формуле. Так как D > d, Море Москвы можно было бы увидеть невооружённым глазом.

6. На краю лунного диска видна гора, выступающая над ним на α = 0.03′. С учётом того, что линейный диаметр Луны D ≈ 3480 км, а угловой диаметр φ = 30′, найдите высоту этой горы в километрах.

Обозначим буквой S расстояние до Луны.

7.* Где на «лунном небе» космонавт увидит Земли, если он будет находиться в центре видимого для нас полушария Луны?

Если космонавт будет находится в центре видимого для нас полушария Луны, то на «лунном небе» он увидит Землю в зените.

8.* Пользуясь справочником, заполните таблицу, в которую необходимо внести сведения о крупных спутниках планет.

Спутник Планета Диаметр Масса Плотность
Ганимед Юпитер 5268 14,9 1930
Титан Сатурн 5150 13,5 1900
Каллисто Юпитер 4806 10,8 1830
Ио Юпитер 3640 8,92 3550
Луна Земля 3475 7,35 3340
Европа Юпитер 3130 4,85 3040
Тритон Нептун 2700 2,15 2100

9. Среди спутников Луна, Европа, Титан, Ио, Ганимед и Фобос укажите те, которые соответствуют следующим утверждениям.

Спутник, на котором обнаружены действующие вулканы: Ио.
Самый большой спутник в Солнечной системе: Ганимед.
Спутник с мощной азотной атмосферой: Титан.
Спутник, на котором побывали люди: Луна.
Спутник, обращающийся вокруг планеты в три раза быстрее вращения самой планеты вокруг оси: Фобос.
Спутник, ледяную оболочку которого пересекает сеть светлых и тёмных узких полос: Европа.

Источник

Урок 15

Луна образовалась вместе с Землёй из одной планетезимали; Земля могла разделиться на две части; при объединении небольших камешков; при «косом» столкновении с крупным небесным телом.

  1. Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? (да)
  2. Имеется ли на Луне атмосфера? (нет)
  3. Ступала ли на Луну нога человека? (да)
  4. Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? (нет)
  5. Характерны ли для Луны резкие смены температур? (да)
  6. Похоже ли Лунное вещество на вулканические земные породы — базальты? (да)
  7. Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? (нет)
  8. Верно ли утверждение, что возраст лунных пород составляет около 4.5 млрд лет? (да)
  9. Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? (да)
  10. Имеется ли в лунных морях вода? (нет)
  11. Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? (да)
  12. Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? (да)
  13. Можно ли изучать внутреннее строение Луны по записям сотрясений от ударов метеоритов по её поверхности? (да)
  14. Ось вращения Луны почти перпендикулярна плоскости её орбиты. Будет ли на небе Луны α Малой Медведицы играть роль Полярной звезды? (нет)

Через какие промежутки времени в среднем должны наступать приливы и отливы в каждом определённом месте на Земле?

Читайте также:  Что будет если удалить луну

В среднем дважды в сутки, т. к. на ближней к Луне стороне Земли вода притягивается сильнее, чем сама Земля. Поэтому происходит прилив. На дальней стороне Земли всё наоборот: Земля притягивается к Луне сильнее, чем вода. Происходит ещё один прилив.

  1. Море Облаков
  2. Море Кризисов
  3. Море Изобилия
  4. Море Спокойствия
  5. Горный хребет Альпы
  6. Горный хребет Кавказ
  7. Кратер Архимед
  8. Кратер Аристотель

Минимальный размер d объекта, видимого невооружённым глазом, определим по формуле. Так как D > d, Море Москвы можно было бы увидеть невооружённым глазом.

Обозначим буквой S расстояние до Луны.

Если космонавт будет находится в центре видимого для нас полушария Луны, то на «лунном небе» он увидит Землю в зените.

Источник

Урок «Система Солнце — Луна»

Саранчина Наталья Анатольевна, МАОУ СОШ № 89 города Тюмени

Урок по теме: Система Земля – Луна.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Изучение темы через исследовательскую работу.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Цели урока: развитие знаний по астрономии, формирование представления о Солнечной системе и о связи Земля-Луна, об уникальности системы Земля-Луна, о Луне как части Вселенной; продолжить развивать исследовательские учебные действия.

Оборудование к уроку: цифровой проектор, экран, компьютеры для учащихся.

2. Ориентировочно-мотивационный этап.

3.Поисково – исследовательский этап урока.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексивно – оценочный этап

I. Организационный этап.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

Стихотворение Юлии Мицар

Под сводами звёздного храма
Земля обвенчалась с Луной,
Земной жизни связана драма
С таинственной лунной страной.

Союз двух миров слишком прочен,
И власть его слишком сильна,
Чтоб нежной поэзией ночИ
Нас не чаровала Луна.

Открой мне свой мир потаённый,
Ведь я его светом зажглась,
С Луной, в Землю пылко влюблённой,
Познав безграничную связь.

Мы сегодня с вами будем говорить о Земле и ее спутнике Луне, нередко их называют двойной планетой. Так как они имеют редкое для планет соотношение масс центрального тела и спутника, а также общность происхождения.

Слайд 3 Гипотезы о происхождении Земли и Луны

Гипотеза возникновения Луны состоит в том, что на орбите пояса астероидов (между Юпитером и Марсом) возможно была ещё одна планета Фаэтон («охваченная огнём»), столкнувшаяся с крупной кометой или с одним из спутников Юпитера. Предположительно диаметром Фаэтон был даже больше Земли, но от сильного удара — раскололся. Так как он находился на нестабильной орбите, то видимо такая катастрофа была неизбежна. Крупные осколки устремились к Солнцу, один из них мог столкнуться с Землёй. В результате наша планета была тоже близка к гибели, но всё же смогла стабилизировать своё гравитационное равновесие, образовав систему со спутником — Луна. Согласно другой гипотезе — ядро Фаэтона не разрушилось, а лишь изменило свою орбиту — теперь это планета Венера, а Луна — это бывший спутник Фаэтона захваченый Землёй при изменении своей орбиты..
Согласно третьей, ещё более удивительной гипотезе — Луна и есть остывшее ядро Фаэтона, а осколки его внешних слоёв теперь составляют пояс астероидов.. После столкновения Фаэтона свои орбиты могли изменить и другие планеты. Так Земля и Венера приблизились к Солнцу, а Марс, наоборот, удалился. Венера стала горячей, а Марс — холодным. И лишь на Земле условия стали практически идеальными для развития жизни и разума.

Видео о происхождении Земли и Луны.

Это только одна из гипотез происхождения.

III. Поисково – исследовательский этап

Слайд 4 В ходе обсуждения вырабатываются критерии анализа любой планеты Солнечной системы.

Строение (особенности строения оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы)

Физические характеристики планеты (температура на поверхности, масса, радиус, продолжи-тельность суток, сидерический период).

Характеристика рельефа планеты.

Химический состав поверхности планеты.

Особенности исследования планеты космическими автоматическими аппаратами/астронавтами (для Луны).

Работа в группах (используя учебник, интернет)

Группа 1. Охарактеризовать Землю как одну из планет Солнечной системы, используя представленный план (Строение (особенности строения оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы); физические характеристики планеты (температура на поверхности, масса, радиус, продолжительность суток, сидерический период).

Группа 2. Охарактеризовать Землю как одну из планет Солнечной системы, используя представленный план (характеристика рельефа планеты; химический состав поверхности планеты;

Группа 3. Охарактеризовать Луну – ближайшее к Земле планетоидное тело Солнечной системы. (Строение; физические характеристики (температура на поверхности, масса, радиус, продолжительность суток, сидерический период)

Группа 2. Охарактеризовать Луну – ближайшее к Земле планетоидное тело Солнечной системы. (характеристика рельефа; химический состав поверхности;

Выступление представителей групп

Планета Земля состоит из 3-х основных оболочек: твердая (Литосфера), воздушная (Атмосфера), водная (Гидросфера).

Твердая оболочка Земли — литосфера. Ее можно сравнить со скорлупой, охватывающей всю поверхность Земли. Данные о внутреннем строение Земли получены благодаря геофизике и сейсмологии. Состав Земли:

Внутреннее ядро радиусом около 1 300 км, в котором вещество находится в твёрдом состоянии. Температура порядка 8 000 – 9 000 К, давление 350 Гпа, плотность около 12 000 кг/;

Внешнее ядро с внешним радиусом примерно 3 400 км. Толщина слоя 2 100км, вещество находится в жидком состоянии;

Оболочка или мантия, толщиной около 2 900 км, состоит из расплавленных базальтов и силикатов;

Кора простирается от мантии до поверхности Земли. Её толщина под океаном достигает 6–10 км, а под материками – 35-70 км

Гидросфера – это жидкая водная оболочка Земли, покрывающая почти 70% её поверхности. Вода на 97% сосредоточена в бассейнах океанов. Мощные океанические течения переносят тепло от экваториальных областей к полярным, тем самым регулируя климат на Земле. По современным представлениям наличие больших водоёмов сыграло решающую роль в возникновении жизни на Земле. Часть воды на Земле находится в твёрдом состоянии в виде льда и снега.

Атмосфера – это оболочка, состоящая из смеси различных газов: азот- 78%, кислород — 21%, смесь других газов — 1% (из них углекислый газ — 0,045%.)

Атмосфера рассеивает и поглощает солнечное излучение, определяет тепловой баланс планеты благодаря так называемому парниковому эффекту. Атмосфера прозрачна для солнечных лучей, поэтому они проникают к поверхности Земли и нагревают её и нижние слои воздуха. Тепловое инфракрасное излучение этими газами вверх не пропускается, поэтому тепло удерживается в приземном слое, тем самым повышая его температуру. Если бы в атмосфере не было углекислого газа и водяных паров, то температура на Земле была бы почти на 40° ниже.

Основная масса атмосферы сосредоточена в приземном слое толщиной около 8 км, дальше плотность её постепенно уменьшается, но прослеживается она до высоты в сотни километров.

Физические характеристики Земли:

Температура на поверхности — По данным NASA, средняя температура на поверхности Земли составляет 15° C. Самая высокая температура за всю историю на нашей планете была 70.7 °C в пустыне Лут, Иран в 2005 году. На другом конце спектра самая холодная температура, зарегистрированная на Земле, была в Востоке, Антарктида — 89.2 C.

Масса — 5,98*1024 кг.

Экваториальный радиус — 6378,140 км.

Полярный радиус — 6356 км.

Средний радиус — 6371,004 км.

Продолжительность суток – 24 ч

Сидерический период — 365 дн. 6 ч. 9 мин. 10 сек.

2 группа Слайд 10 — 12

Характеристика рельефа Земли.

Площадь поверхности Земли 510,073 млн. км2, из них суша составляет соответственно 29,2% (148,94 млн. км²) и образует шесть материков и острова. Она поднимается над уровнем моря в среднем на 875 м; наибольшая высота вершина горы Эверест в 8848 м.
Горы занимают свыше 1/3 поверхности суши. Пустыни покрывают около 20% поверхности суши, саванны и редколесья —около 20%, леса —около 30%, ледники —свыше 10 %

Химический состав поверхности Земли

Она состоит в основном из железа (32,1 %), кислорода (30,1 %), кремния (15,1 %), магния (13,9 %), серы (2,9 %), никеля (1,8 %), кальция (1,5 %) и алюминия (1,4 %); на остальные элементы приходится 1,2 %. Из-за сегрегации по массе область ядра, предположительно, состоит из железа (88,8 %), небольшого количества никеля (5,8 %), серы (4,5 %) и около 1 % других элементов. Примечательно, что углерода , являющегося основой жизни, в земной коре всего 0,1 %. (3)

5. Отличительные особенности Земли:

оптимальный температурный режим для существования жизни;

— наличие атмосферы, в которой есть кислород (для дыхания живых существ) и углекислый газ (для питания растений);

3 группа Слайд 13 — 15

Луна — силикатный планетоид, спутник планеты Земля.

Кора толщиной 60 км на видимой и 100 км на обратной стороне Луны.

Верхняя мантия толщиной до 250 км.

Средняя мантия на глубинах 300-800 км.

Нижняя мантия толщиной от 200 до 500 км.

Металлическое (Fe, Fe-FeS) ядро диаметром до 320-420 километров.

Астеносфера (внутренняя мантия и ядро Луны) находятся в частично расплавленном состоянии при температуре до 1800 К.

Гидросфера – на поверхности Луны нет воды, т.к. она испаряется под воздействием солнечного света и затем рассеивается в космическом пространстве. Но под поверхностным слоем пород некоторых кратеров существуют немалые запасы льда.

Атмосфера – Крайне разреженная — в 1013 раз по сравнению с земной — газовая оболочка Луны состоит из атомов и ионов водорода, гелия, неона, аргона, натрия, калия и кислорода.

Физические характеристики Луны:

Температура на лунном экваторе колеблется от +1300 С в полдень до -1700 С ночью.

Масса — 7,348× 1022 кг.

Экваториальный радиус: 1738,1 км

Полярный радиус: 1736,0 км

Синодический период: 29,53 дней (смена лунных фаз)

4 группа Слайд 16 — 17

Характеристика рельефа Луны.

Площадь поверхности Луны — 37, 9 млн. км2. Светлые области лунных «материков» занимают 60 % поверхности лунного диска. Древние материковые районы Луны сложены преимущественно светлыми горными породами — анортозитами, почти целиком состоящими из плагиоклазов с примесью пироксена, оливина, магнетита, титаномагнетита. Лунные горные хребты, названные по аналогии с земными Кавказом, Альпами, Карпатами и т. д. имеют средние высоты 6-7 км. Темные «моря» занимают 40 % поверхности Луны и представляют собой равнинные области, наполненные темным веществом — базальтами, сложенными в основном минералами плагиоклазами и моноклинными пироксенами (авгитами). Основной формой лунного рельефа являются кратеры. Только на видимом полушарии Луны насчитывается свыше 300000 кратеров диаметром свыше 1 км. Их кольцевые валы высотой до несколько километров окружают большие круглые впадины диаметром до 200 км. Всем крупным кратерам даны названия в честь ученых и выдающихся деятелей.

Химический состав поверхности Луны

Образцы верхнего слоя лунного грунта — реголита, взятые космическими аппаратами и астронавтами, показали, что на поверхность Луны выходят магматические породы основного состава — базальты и анортозиты. Первые характерны для «морей», вторые — для «материков». По химическому составу лунные породы близки к земным и характеризуются следующими показателями (%): SiO2 — 49,1 — 46,1; MgO — 6,6-7,0; FeO — 12,1-2,5; А12О3 — 14,7-22,3; CaO -12,9- 18,3; Na2O — 0,6-0,7; ТiO2 — 3,5-0,1 (первые цифры для грунта лунных «морей», вторые — для материкового грунта)

5. Отличительные особенности Луны:

самая значимая особенность — многочисленные кратеры;

— наличие ровных поверхностей, которые называются моря.

IV. Этап первичного закрепления

Заполнение таблицы. (заполняется во время выступления представителей групп)

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector