Решебник по астрономии 11 класс на урок №15 (рабочая тетрадь) — Луна. Спутники планет
вкл. 28 Ноябрь 2016 .
Решебник по астрономии 11 класс на урок №15 (рабочая тетрадь) — Луна. Спутники планет
1. Какие гипотезы образования Луны вам известны? Кратко изложите их суть.
Луна образовалась вместе с Землёй из одной планетезимали; Земля могла разделиться на две части; при объединении небольших камешков; при «косом» столкновении с крупным небесным телом.
2. На следующие вопросы дайте односложные ответы — «да» или «нет».
- Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? (да)
- Имеется ли на Луне атмосфера? (нет)
- Ступала ли на Луну нога человека? (да)
- Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? (нет)
- Характерны ли для Луны резкие смены температур? (да)
- Похоже ли Лунное вещество на вулканические земные породы — базальты? (да)
- Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? (нет)
- Верно ли утверждение, что возраст лунных пород составляет около 4.5 млрд лет? (да)
- Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? (да)
- Имеется ли в лунных морях вода? (нет)
- Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? (да)
- Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? (да)
- Можно ли изучать внутреннее строение Луны по записям сотрясений от ударов метеоритов по её поверхности? (да)
- Ось вращения Луны почти перпендикулярна плоскости её орбиты. Будет ли на небе Луны α Малой Медведицы играть роль Полярной звезды? (нет)
3. Дополните рисунок и на его основе объясните механизм явления приливов и отливов на Земле.
Через какие промежутки времени в среднем должны наступать приливы и отливы в каждом определённом месте на Земле?
В среднем дважды в сутки, т. к. на ближней к Луне стороне Земли вода притягивается сильнее, чем сама Земля. Поэтому происходит прилив. На дальней стороне Земли всё наоборот: Земля притягивается к Луне сильнее, чем вода. Происходит ещё один прилив.
4. Используя карту Луны, найдите и подпишите следующие объекты: моря (Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия), горные хребты (Альпы, Кавказ), кратеры (Архимед, Аристотель).
- Море Облаков
- Море Кризисов
- Море Изобилия
- Море Спокойствия
- Горный хребет Альпы
- Горный хребет Кавказ
- Кратер Архимед
- Кратер Аристотель
5. Море Москвы, расположенное на невидимой стороне Луны, имеет поперечник D ≈ 300 км. Можно ли было бы увидеть его с Земли невооружённым глазом, если бы оно находилось на обращённом к Земле полушарии Луны? Ответ обоснуйте, принимая во внимание, что разрешающая способность глаза α = 1′.
Минимальный размер d объекта, видимого невооружённым глазом, определим по формуле. Так как D > d, Море Москвы можно было бы увидеть невооружённым глазом.
6. На краю лунного диска видна гора, выступающая над ним на α = 0.03′. С учётом того, что линейный диаметр Луны D ≈ 3480 км, а угловой диаметр φ = 30′, найдите высоту этой горы в километрах.
Обозначим буквой S расстояние до Луны.
7.* Где на «лунном небе» космонавт увидит Земли, если он будет находиться в центре видимого для нас полушария Луны?
Если космонавт будет находится в центре видимого для нас полушария Луны, то на «лунном небе» он увидит Землю в зените.
8.* Пользуясь справочником, заполните таблицу, в которую необходимо внести сведения о крупных спутниках планет.
Спутник | Планета | Диаметр | Масса | Плотность |
Ганимед | Юпитер | 5268 | 14,9 | 1930 |
Титан | Сатурн | 5150 | 13,5 | 1900 |
Каллисто | Юпитер | 4806 | 10,8 | 1830 |
Ио | Юпитер | 3640 | 8,92 | 3550 |
Луна | Земля | 3475 | 7,35 | 3340 |
Европа | Юпитер | 3130 | 4,85 | 3040 |
Тритон | Нептун | 2700 | 2,15 | 2100 |
9. Среди спутников Луна, Европа, Титан, Ио, Ганимед и Фобос укажите те, которые соответствуют следующим утверждениям.
Спутник, на котором обнаружены действующие вулканы: Ио.
Самый большой спутник в Солнечной системе: Ганимед.
Спутник с мощной азотной атмосферой: Титан.
Спутник, на котором побывали люди: Луна.
Спутник, обращающийся вокруг планеты в три раза быстрее вращения самой планеты вокруг оси: Фобос.
Спутник, ледяную оболочку которого пересекает сеть светлых и тёмных узких полос: Европа.
Источник
Урок 15
Луна образовалась вместе с Землёй из одной планетезимали; Земля могла разделиться на две части; при объединении небольших камешков; при «косом» столкновении с крупным небесным телом.
- Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? (да)
- Имеется ли на Луне атмосфера? (нет)
- Ступала ли на Луну нога человека? (да)
- Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? (нет)
- Характерны ли для Луны резкие смены температур? (да)
- Похоже ли Лунное вещество на вулканические земные породы — базальты? (да)
- Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? (нет)
- Верно ли утверждение, что возраст лунных пород составляет около 4.5 млрд лет? (да)
- Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? (да)
- Имеется ли в лунных морях вода? (нет)
- Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? (да)
- Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? (да)
- Можно ли изучать внутреннее строение Луны по записям сотрясений от ударов метеоритов по её поверхности? (да)
- Ось вращения Луны почти перпендикулярна плоскости её орбиты. Будет ли на небе Луны α Малой Медведицы играть роль Полярной звезды? (нет)
Через какие промежутки времени в среднем должны наступать приливы и отливы в каждом определённом месте на Земле?
В среднем дважды в сутки, т. к. на ближней к Луне стороне Земли вода притягивается сильнее, чем сама Земля. Поэтому происходит прилив. На дальней стороне Земли всё наоборот: Земля притягивается к Луне сильнее, чем вода. Происходит ещё один прилив.
- Море Облаков
- Море Кризисов
- Море Изобилия
- Море Спокойствия
- Горный хребет Альпы
- Горный хребет Кавказ
- Кратер Архимед
- Кратер Аристотель
Минимальный размер d объекта, видимого невооружённым глазом, определим по формуле. Так как D > d, Море Москвы можно было бы увидеть невооружённым глазом.
Обозначим буквой S расстояние до Луны.
Если космонавт будет находится в центре видимого для нас полушария Луны, то на «лунном небе» он увидит Землю в зените.
Источник
Урок «Система Солнце — Луна»
Саранчина Наталья Анатольевна, МАОУ СОШ № 89 города Тюмени Урок по теме: Система Земля – Луна. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Изучение темы через исследовательскую работу. Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения: Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный. Цели урока: развитие знаний по астрономии, формирование представления о Солнечной системе и о связи Земля-Луна, об уникальности системы Земля-Луна, о Луне как части Вселенной; продолжить развивать исследовательские учебные действия. Оборудование к уроку: цифровой проектор, экран, компьютеры для учащихся. 2. Ориентировочно-мотивационный этап. 3.Поисково – исследовательский этап урока. 5. Домашнее задание. 6. Рефлексивно – оценочный этап I. Организационный этап. II. Ориентировочно-мотивационный этап. Стихотворение Юлии Мицар Под сводами звёздного храма Союз двух миров слишком прочен, Открой мне свой мир потаённый, Мы сегодня с вами будем говорить о Земле и ее спутнике Луне, нередко их называют двойной планетой. Так как они имеют редкое для планет соотношение масс центрального тела и спутника, а также общность происхождения. Слайд 3 Гипотезы о происхождении Земли и Луны Гипотеза возникновения Луны состоит в том, что на орбите пояса астероидов (между Юпитером и Марсом) возможно была ещё одна планета Фаэтон («охваченная огнём»), столкнувшаяся с крупной кометой или с одним из спутников Юпитера. Предположительно диаметром Фаэтон был даже больше Земли, но от сильного удара — раскололся. Так как он находился на нестабильной орбите, то видимо такая катастрофа была неизбежна. Крупные осколки устремились к Солнцу, один из них мог столкнуться с Землёй. В результате наша планета была тоже близка к гибели, но всё же смогла стабилизировать своё гравитационное равновесие, образовав систему со спутником — Луна. Согласно другой гипотезе — ядро Фаэтона не разрушилось, а лишь изменило свою орбиту — теперь это планета Венера, а Луна — это бывший спутник Фаэтона захваченый Землёй при изменении своей орбиты.. Видео о происхождении Земли и Луны. Это только одна из гипотез происхождения. III. Поисково – исследовательский этап Слайд 4 В ходе обсуждения вырабатываются критерии анализа любой планеты Солнечной системы. Строение (особенности строения оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы) Физические характеристики планеты (температура на поверхности, масса, радиус, продолжи-тельность суток, сидерический период). Характеристика рельефа планеты. Химический состав поверхности планеты. Особенности исследования планеты космическими автоматическими аппаратами/астронавтами (для Луны). Работа в группах (используя учебник, интернет) Группа 1. Охарактеризовать Землю как одну из планет Солнечной системы, используя представленный план (Строение (особенности строения оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы); физические характеристики планеты (температура на поверхности, масса, радиус, продолжительность суток, сидерический период). Группа 2. Охарактеризовать Землю как одну из планет Солнечной системы, используя представленный план (характеристика рельефа планеты; химический состав поверхности планеты; Группа 3. Охарактеризовать Луну – ближайшее к Земле планетоидное тело Солнечной системы. (Строение; физические характеристики (температура на поверхности, масса, радиус, продолжительность суток, сидерический период) Группа 2. Охарактеризовать Луну – ближайшее к Земле планетоидное тело Солнечной системы. (характеристика рельефа; химический состав поверхности; Выступление представителей групп Планета Земля состоит из 3-х основных оболочек: твердая (Литосфера), воздушная (Атмосфера), водная (Гидросфера). Твердая оболочка Земли — литосфера. Ее можно сравнить со скорлупой, охватывающей всю поверхность Земли. Данные о внутреннем строение Земли получены благодаря геофизике и сейсмологии. Состав Земли: Внутреннее ядро радиусом около 1 300 км, в котором вещество находится в твёрдом состоянии. Температура порядка 8 000 – 9 000 К, давление 350 Гпа, плотность около 12 000 кг/; Внешнее ядро с внешним радиусом примерно 3 400 км. Толщина слоя 2 100км, вещество находится в жидком состоянии; Оболочка или мантия, толщиной около 2 900 км, состоит из расплавленных базальтов и силикатов; Кора простирается от мантии до поверхности Земли. Её толщина под океаном достигает 6–10 км, а под материками – 35-70 км Гидросфера – это жидкая водная оболочка Земли, покрывающая почти 70% её поверхности. Вода на 97% сосредоточена в бассейнах океанов. Мощные океанические течения переносят тепло от экваториальных областей к полярным, тем самым регулируя климат на Земле. По современным представлениям наличие больших водоёмов сыграло решающую роль в возникновении жизни на Земле. Часть воды на Земле находится в твёрдом состоянии в виде льда и снега. Атмосфера – это оболочка, состоящая из смеси различных газов: азот- 78%, кислород — 21%, смесь других газов — 1% (из них углекислый газ — 0,045%.) Атмосфера рассеивает и поглощает солнечное излучение, определяет тепловой баланс планеты благодаря так называемому парниковому эффекту. Атмосфера прозрачна для солнечных лучей, поэтому они проникают к поверхности Земли и нагревают её и нижние слои воздуха. Тепловое инфракрасное излучение этими газами вверх не пропускается, поэтому тепло удерживается в приземном слое, тем самым повышая его температуру. Если бы в атмосфере не было углекислого газа и водяных паров, то температура на Земле была бы почти на 40° ниже. Основная масса атмосферы сосредоточена в приземном слое толщиной около 8 км, дальше плотность её постепенно уменьшается, но прослеживается она до высоты в сотни километров. Физические характеристики Земли: Температура на поверхности — По данным NASA, средняя температура на поверхности Земли составляет 15° C. Самая высокая температура за всю историю на нашей планете была 70.7 °C в пустыне Лут, Иран в 2005 году. На другом конце спектра самая холодная температура, зарегистрированная на Земле, была в Востоке, Антарктида — 89.2 C. Масса — 5,98*1024 кг. Экваториальный радиус — 6378,140 км. Полярный радиус — 6356 км. Средний радиус — 6371,004 км. Продолжительность суток – 24 ч Сидерический период — 365 дн. 6 ч. 9 мин. 10 сек. 2 группа Слайд 10 — 12 Характеристика рельефа Земли. Площадь поверхности Земли 510,073 млн. км2, из них суша составляет соответственно 29,2% (148,94 млн. км²) и образует шесть материков и острова. Она поднимается над уровнем моря в среднем на 875 м; наибольшая высота вершина горы Эверест в 8848 м. Химический состав поверхности Земли Она состоит в основном из железа (32,1 %), кислорода (30,1 %), кремния (15,1 %), магния (13,9 %), серы (2,9 %), никеля (1,8 %), кальция (1,5 %) и алюминия (1,4 %); на остальные элементы приходится 1,2 %. Из-за сегрегации по массе область ядра, предположительно, состоит из железа (88,8 %), небольшого количества никеля (5,8 %), серы (4,5 %) и около 1 % других элементов. Примечательно, что углерода , являющегося основой жизни, в земной коре всего 0,1 %. (3) 5. Отличительные особенности Земли: — оптимальный температурный режим для существования жизни; — наличие атмосферы, в которой есть кислород (для дыхания живых существ) и углекислый газ (для питания растений); 3 группа Слайд 13 — 15 Луна — силикатный планетоид, спутник планеты Земля. Кора толщиной 60 км на видимой и 100 км на обратной стороне Луны. Верхняя мантия толщиной до 250 км. Средняя мантия на глубинах 300-800 км. Нижняя мантия толщиной от 200 до 500 км. Металлическое (Fe, Fe-FeS) ядро диаметром до 320-420 километров. Астеносфера (внутренняя мантия и ядро Луны) находятся в частично расплавленном состоянии при температуре до 1800 К. Гидросфера – на поверхности Луны нет воды, т.к. она испаряется под воздействием солнечного света и затем рассеивается в космическом пространстве. Но под поверхностным слоем пород некоторых кратеров существуют немалые запасы льда. Атмосфера – Крайне разреженная — в 1013 раз по сравнению с земной — газовая оболочка Луны состоит из атомов и ионов водорода, гелия, неона, аргона, натрия, калия и кислорода. Физические характеристики Луны: Температура на лунном экваторе колеблется от +1300 С в полдень до -1700 С ночью. Масса — 7,348× 1022 кг. Экваториальный радиус: 1738,1 км Полярный радиус: 1736,0 км Синодический период: 29,53 дней (смена лунных фаз) 4 группа Слайд 16 — 17 Характеристика рельефа Луны. Площадь поверхности Луны — 37, 9 млн. км2. Светлые области лунных «материков» занимают 60 % поверхности лунного диска. Древние материковые районы Луны сложены преимущественно светлыми горными породами — анортозитами, почти целиком состоящими из плагиоклазов с примесью пироксена, оливина, магнетита, титаномагнетита. Лунные горные хребты, названные по аналогии с земными Кавказом, Альпами, Карпатами и т. д. имеют средние высоты 6-7 км. Темные «моря» занимают 40 % поверхности Луны и представляют собой равнинные области, наполненные темным веществом — базальтами, сложенными в основном минералами плагиоклазами и моноклинными пироксенами (авгитами). Основной формой лунного рельефа являются кратеры. Только на видимом полушарии Луны насчитывается свыше 300000 кратеров диаметром свыше 1 км. Их кольцевые валы высотой до несколько километров окружают большие круглые впадины диаметром до 200 км. Всем крупным кратерам даны названия в честь ученых и выдающихся деятелей. Химический состав поверхности Луны Образцы верхнего слоя лунного грунта — реголита, взятые космическими аппаратами и астронавтами, показали, что на поверхность Луны выходят магматические породы основного состава — базальты и анортозиты. Первые характерны для «морей», вторые — для «материков». По химическому составу лунные породы близки к земным и характеризуются следующими показателями (%): SiO2 — 49,1 — 46,1; MgO — 6,6-7,0; FeO — 12,1-2,5; А12О3 — 14,7-22,3; CaO -12,9- 18,3; Na2O — 0,6-0,7; ТiO2 — 3,5-0,1 (первые цифры для грунта лунных «морей», вторые — для материкового грунта) 5. Отличительные особенности Луны: — самая значимая особенность — многочисленные кратеры; — наличие ровных поверхностей, которые называются моря. IV. Этап первичного закрепления Заполнение таблицы. (заполняется во время выступления представителей групп) Источник ➤ Adblockdetector |