Дос это расшифровка космос
Первый этап — орбитальные станции 1-го поколения.
В мае 1970 г. Центр подготовки космонавтов ВВС и ЦКБЭМ согласовали составы четырех экипажей для подготовки по программе полетов на ДОС «Салют». В марте 1971 г. в Центре подготовки космонавтов начались комплексные тренировки экипажей на тренажере корабля 7К-Т. Чуть позже прошли занятия на Байконуре в МИКе 2-й площадки, где два транспортных корабля 7К-Т и станция ДОС проходили электрические испытания.
На ДОС второго поколения должны были летать длительные основные экспедиции и кратковременные экспедиции посещения, поэтому было принято решение готовить космонавтов в ЦПК в разных группах по разным программам. В 1975 г. были сформированы четыре экипажа основных экспедиций, которые начали подготовку в составе группы. В 1976 г. Совет «Интеркосмос» принял предложение СССР о полетах представителей социалистических стран – членов «Интеркосмоса» на советских кораблях и станциях в 1977-1982 гг.
Долговременная орбитальная станция (ДОС), получившая обозначение 17К, начала разрабатываться в ЦКБЭМ (ныне НПО «Энергия») под руководством Главного конструктора В.П. Мишина в конце 1969 года. При этом приступили к изготовлению сразу двух станций — ДОС-1 и ДОС-2, а позже были изготовлены еще две станции — ДОС-3 и ДОС-4, которые несколько отличались от первых станций. Все четыре станции создавались на базе корпусов орбитальной пилотируемой станции «Алмаз», доставленных из ЦКБМ (ныне НПО Машиностроения).
Станции ДОС-1-4 массой около 20 тонн имели один стыковочный узел. Продолжительность полета станций ограничивалась ресурсом системы жизнеобеспечения и бортовым запасом топлива. Данные станции относились к первому поколению орбитальных станций.
ДОС-1 и ДОС-2 предназначались для орбитальных полетов 2-3 экипажей из трех космонавтов длительностью до месяца и проведения научно-технических экспериментов, медицинских и астрофизических исследований.
19 апреля 1971 года была запущена ДОС-1, получившая название «Салют». Единственным экипажем, работавшим на станции, был экипаж космического корабля «Союз-11» (экипаж погиб при посадке корабля).
29 июля 1972 года состоялся запуск ДОС-2, но из-за аварии ракеты-носителя «Протон» станция на орбиту не вышла.
Усовершенствованная станция ДОС
- транспортный корабль 7К-Т;
- антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла»;
- отсек научной аппаратуры (ОНА);
- поворачивающаяся панель солнечных батарей
ДОС-3 и ДОС-4 предназначались для орбитальных полетов длительностью до 2-х месяцев двух-трех экипажей из двух космонавтов с целью проведения научно-технических, астрофизических и медицинских экспериментов и исследований.
ДОС-3 была выведена на орбиту 11 мая 1973 года. Сразу после выведения на компенсацию возникших автоколебаний станции системой управления был израсходован весь бортовой запас топлива двигателей ориентации. Станция продолжала неориентированный полет, поэтому в пилотируемом режиме использоваться не могла и получила название «Космос-557».
ДОС-4 была выведена на орбиту 26 декабря 1974 года и получила название «Салют-4». На станции работали два экипажа.
Второй этап — орбитальные станции 2-го поколения.
Станции ДОС-5 и ДОС-5-2 были созданы на базе предыдущих станций ДОС в 1970-х годах в НПО «Энергия» под руководством генерального конструктора В.П. Глушко.
Конструкция ДОС была доработана, обновлена бортовая и научная аппаратура. Станции оснащались двумя стыковочными узлами и относились ко второму поколению орбитальных станций.
В дополнение к пилотируемым транспортным кораблям «Союз» в систему обеспечения станций были введены специально созданные для этого автоматические транспортные грузовые корабли (ТКГ) «Прогресс», которые позволяли периодически пополнять на станциях запасы расходуемых материалов (топлива, компонентов системы жизнеобеспечения, продуктов питания, воды и других материалов), заменять по мере необходимости часть научного оборудования, проводить коррекцию траектории движения станции. Кроме того, появилась возможность пристыковывать к станциям второй пилотируемый транспортный корабль для доставки экипажей посещения, или, в случае необходимости, пристыковывать корабль-спасатель для эвакуации основного экипажа.
В итоге, резко увеличились сроки эксплуатации станций и продолжительность полетов экипажей на них.
Каждая из данных станций предназначалась для длительных полетов на ней до пяти основных экипажей из двух космонавтов и кратковременных полетов экипажей посещения также из двух космонавтов. На станции ДОС-5-2 в основной экипаж и экипаж посещения могли входить по три космонавта. На борту станций проводились научные, биомедицинские, технологические эксперименты и исследования, а также полеты иностранных космонавтов по программе «Интеркосмос».
ДОС-5, получившая название «Салют-6», была запущена 29 сентября 1977 года.
За время эксплуатации станции к ней пристыковывались 16 пилотируемых космических кораблей «Союз» и «Союз Т», которые доставили 5 основных экипажей и 11 экипажей посещения. На борту станции работали 27 космонавтов: 19 советских и 8 иностранных. 6 советских космонавтов побывали на станции дважды. К станции пристыковывались 12 ТКГ «Прогресс».
Орбитальная станция «Салют-6»
|
|
ДОС-5-2 под названием «Салют-7» была запущена 19 апреля 1982 года.
К станции пристыковывались 10 пилотируемых кораблей «Союз Т», на которых было доставлено 5 основных экипажей и 5 экипажей посещения. Всего на борту станции работали 21 космонавт: 19 советских и 2 иностранных. Трое советских космонавтов побывали на станции дважды, космонавт В.А. Джанибеков — трижды. К станции пристыковывались 13 ТКГ «Прогресс». Кроме того, к станции пристыковывались два беспилотных ТКС «Космос-1443» и «Космос-1686».
После завершения эксплуатации станции в пилотируемом режиме она вместе с пристыкованным к ней ТКС «Космос-1686» была переведена 22 августа 1986 года на высокую круговую орбиту высотой 480 км. В дальнейшем предполагалось возвратить станцию на Землю в грузовом отсеке корабля «Буран». В связи с высокой активностью Солнца и повышенной плотностью атмосферы станция вместе с ТКС сошла с орбиты раньше расчетного срока (7 февраля 1991 года).
Орбитальная станция «Салют-7»
|
|
Все шесть станций ДОС выводились на орбиту трехступенчатыми РН «Протон» (УР500К).
Источник
Дос это расшифровка космос
46 лет назад, 19 апреля 1971 года, ракетой-носителем «Протон-К» на орбиту Земли с космодрома БАЙКОНУР была запущена первая в мире долговременная орбитальная станция (ДОС) «Салют-1».
Поначалу станцию планировали назвать «Заря» и именно это слово было написано на ее борту. Но уже на БАЙКОНУРЕ выяснилось, что примерное значение имеет название запущенного в 1970 году первого китайского спутника, и станцию решили переименовать. По другой версии, название «Заря» можно было перепутать с радиопозывным Земли. Так или иначе, «Заря» стала «Салютом», а потом это название унаследовали и большинство других орбитальных станций этой серии.
Станция «Салют-1» состояла из трех отсеков: два герметичных (переходной и рабочий) и один негерметичный (агрегатный). Переходный отсек (ПхО) был выполнен в виде цилиндрической оболочки, переходящей в коническую проставку, соединяющуюся с рабочим отсеком (РО). Внутри ПхО была установлена аппаратура и оборудование систем жизнеобеспечения и терморегулирования, пост с пультом управления ультрафиолетовым телескопом «Орион», а также шлюзовая камера для транспортировки фотокассет телескопа. На боковой поверхности ПхО размещался люк диаметром 80 см для выхода космонавтов в открытый космос. Снаружи отсека — две жестко закрепленные панели солнечных батарей, антенны системы сближения и стыковки «Игла», солнечные и ионные датчики системы ориентации, агрегаты системы терморегулирования и баллоны со сжатым воздухом системы наддува ПхО.
Рабочий отсек — основное помещение станции, где должны были работать и жить космонавты, конструктивно был выполнен в виде двух цилиндров, соединенных коническим переходником. В зоне малого диаметра РО у люка для перехода в ПхО размещался центральный пост управления станцией с пультами и бортовой цифровой вычислительной машиной. В этой же части отсека располагались два поста для проведения астроориентации, приборы системы ориентации, иллюминаторы, а также стол для работы и приема пищи, бак с питьевой водой, подогреватель еды, бортовая документация, магнитофон и другие бытовые предметы. В зону большого диаметра РО сбоку был встроен негерметический отсек научной аппаратуры в виде конуса до потолка станции. В нем размещался орбитальный солнечный телескоп ОСТ-1 и другие научные приборы. Здесь же располагались три поста для работы с научно-исследовательской аппаратурой. Также в зоне большого диаметра рабочего отсека находились спальные места космонавтов, тренажеры («бегущая дорожка» и велоэргометр), холодильники с запасом продуктов и емкости с водой.
К торцевой части РО большого диаметра примыкал агрегатный отсек (АО). Он был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 4.15 м и длиной 1.4 м, соединенной через конический переходник с цилиндрической оболочкой диаметром 2.1 м и длиной 1.8 м. Эта часть представляла собой корпус агрегатного отсека корабля 7К-ОК, в котором была установлена корректирующая двигательная установка.
24 апреля 1971 года к станции стартовал корабль «Союз-10», пилотируемый командиром Владимиром ШАТАЛОВЫМ, бортинженером Алексеем ЕЛИСЕЕВЫМ и инженером-испытателем Николаем РУКАВИШНИКОВЫМ. 24 апреля корабль произвел стыковку со станцией, однако из-за неисправности стыковочного узла корабля перейти экипажу на станцию не удалось. Пробыв в состыкованном состоянии более 5 часов, корабль удалось отстыковать от станции. Так и не начав работу на станции экипаж «Союза-10», 25 апреля вернулся на Землю.
6 июня 1971 года стартовал корабль «Союз-11», пилотируемый командиром Георгием ДОБРОВОЛЬСКИМ, бортинженером Владиславом ВОЛКОВЫМ и инженером-испытателем Виктором ПАЦАЕВЫМ. 7 июня корабль успешно состыковался со станцией. Пробыв на станции до 29 июня, спускаемый аппарат «Союза-11» 30 июня совершил посадку на Землю. К несчастью, при спуске на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата в верхних слоях атмосферы. Экипаж погиб.
11 октября 1971 года орбитальная станция по командам ЦУПа была сведена с орбиты и вошла в плотные слои атмосферы. Несгоревшие обломки упали в Тихий океан.
Источник
Дос это расшифровка космос
Даже при нашей примитивной технике было возможно организовать оперативную службу управления полетом, и на опыте предыдущих космических пусков мы этому научились. Теперь же была допущена еще одна, может быть последняя, роковая ошибка в трагической цепочке, которая привела к гибели ДОСа N3. После выхода на орбиту Госкомиссия получила доклад с НИП-3 (Сары-Шаган) , что все элементы конструкции и солнечные батареи раскрыты. Через 12 минут после старта уссурийский НИП-15 передал на «борт» команду о включении режима ионной ориентации с использованием режима большой тяги двигателей в системе исполнительных органов. Последующее расследование показало, что в документации, имевшейся на НИП-15, предусматривалась выдача команды для режима ориентации на двигателях малой тяги. Прилетевший в Евпаторию теоретик по управлению движением из ОКБ-1 обнаружил, что в расписании команд предусмотрен режим на малой тяге. Перед самым вылетом он вместе со своим шефом проводил в лаборатории моделирование процесса ориентации в режимах малой и максимальной тяги. Для моделирования они получили от разработчиков ионной системы исходные данные по величинам помехи, которая может возникнуть при малой и максимальной тяге. На модели при заданной помехе в обоих режимах процесс протекал нормально. Однако ориентация на малой тяге требовала такого времени, что коррекция на втором витке могла быть сорвана. Этот теоретик по управлению движением отправил в ОКБ-1 своему шефу телеграмму с предложением начать режим ионной ориентации сразу на двигателях большой тяги. Его шеф был первокласным специалистом по теории и динамике управления. Он доверял исходным данным, которые получил от разработчиков ионной системы, и согласился с предложением своего сотрудника. Свое согласие подтвердил телеграммой в Евпаторийский ЦУП. Получив телеграмму, инициатор предложения обратился к руководителю полета. Тот принял предложение, и в Уссурийск телеграммой было передано изменение расписания команд, которые следует выдать на «борт» в первом сеансе связи. Зона радиовидимости Уссурийска составляла около десяти минут. Этого было вполне достаточно, чтобы оценить характер процесса ориентации. Однако единственный специалист, который способен был это сделать, был изолирован от информации до тех пор, пока телеметристы- военные, находившиеся в другом помещении, ее не обработали, зарегистрировали, доложили начальству. И только тогда ему был разрешен к ней доступ. Он сразу увидел, что вместо одиночных двигателей в системе исполнительных органов (СИО) работают по три, что противоречило имевшейся у него документации. Угловая скорость вращения станции в десять раз превосходила ожидаемую! Процесс напоминал поведение собаки, которая вертится, пытаясь поймать собственный хвост. Однако собака вертится в одной плоскости, а станция качалась вокруг своего центра масс сразу в двух плоскостях! Двигатели тройной тяги травили драгоценное топливо с необяснимым усердием. Надо немедленно сообщать в ЦУП. Вместо простой телефонной, разговорной, связи порядок требовал отправки телеграммы. Сначала пишется текст. Текст идет на подпись начальнику пункта. Телеграмма шифруется и поступает в группу связи для передачи в Евпаторию. Там принимается, печатается, и полоски наклеиваются на бумажный бланк, как в почтовых отделениях связи. На все это ушло столько времени, что ДОС N 3 успел облететь Землю и войти в зону радиовидимости НИП-16. ЦУП обязан был по расписанию в этом первом для него сеансе связи выдать на «борт» команду о запуске программы маневра для подъема орбиты. Вначале здесь все шло по своему расписанию.
Неожиданно с места впервые используемой автоматической быстрой обработки телеинформации поступил доклад о большом расходе топлива.
«Не надо пугать начальство, — решили в группе анализа. — Это ошибка в программе новой системы телеметрической обработки». Но специалист по СИО не был таким легковерным. Нарушая дисциплину, он побежал в здание телеметрии, чтобы самому посмотреть на ленты первичной информации. Не выдержал и один из управленцев. Он тоже сорвался с места, к которому был прикреплен, и, нарушая расписание, побежал к телеметристам. Первая реакция после того, что он увидел на ленте, — крикнуть по телефону руководителю полета:
«Выключите борт!» Но бутерброд, как известно, падает маслом вниз. Телефон в этой комнате не работал. И он побежал из здания телеметрии в другое, на втором этаже которого находился зал управления, как он уверял потом, со спринтерской скоростью. Специалист по СИО успел его опередить и уже докладывал руководству о необходимости немедленной передачи на «борт» команды на выключение системы ориентации.
Надо понять и руководителя полета. На него свалилась ответственность за судьбу ДОСа. Вместо команды на подъем орбиты двое молодых инженеров требуют немедленно выключить систему управления, прекратить процесс ориентации. Через сколько же витков теперь будет возможна попытка подъема? А не «зароется» ли за это время ДОС в атмосферу так, что его потом и вытащить не удастся? Главный конструктор, председатель Госкомиссии, министр и главный проектант на полигоне рассаживаются по машинам, чтобы ехать на аэродром. Они будут в Евпатории не раньше чем часов через шесть. Бегут бесценные секунды. ДОС уже пронесся над Евпаторией, и приказ о выдаче на «борт» команды на выключение надо передавать Уссурийску. Может быть, излучение его антены еще успеет догнать уходящий за радиогоризонт ДОС. Тут уместно вспомнить слова из песни знаменитого фильма: «Не думай о секундах свысока. Свистят они, как пули у виска. Мгновения. мгновения. мгновения. «
— Выключить режим ориентации, — принимает, наконец, решение управляющий полетом.
— Поздно! — подсказывает ему заместитель. — Уже две минуты, как объект ушел из зоны нашего командно-измерительного комплекса. Теперь появились минуты, чтобы разобраться с первым предупреждением из Уссурийска и со своей собственной телеметрией. Было очевидно, что режим полной ориентации вследствие активного воздействия двигателей протекает с раскачкой по курсу и тангажу в поисках ионного потока, который заблокирован мощной помехой. Катастрофический расход рабочего тела соответствовал командам, которые выдавала система управления на двигатели большой тяги, пытаясь найти свой законный поток ионов. Минут через сорок ДОС появится в зоне НИП-16 с пустыми баками, и уже никакой режим ориентации его не спасет. Если бы сразу, в начале зоны НИП-16, система ориентации была выключена, то еще оставались бы шансы на следующем витке, пользуясь режимом «ИКВ плюс ИО» на двигателях малой тяги, сделать попытку ориентации и подъема орбиты.
Министр, Госкомиссия и проектанты, авторы программы ошибок, прилетели в Крым и добрались до Евпатории через восемь часов после старта. Когда еще летели в самолете, уже стало известно о большом расходе топлива, но еще теплилась надежда, что станцию можно спасти. На месте стало ясно, что все кончено. ТАСС передал сообщение, что состоялся запуск очередного Космоса-557 . Без всяких сообщений ТАСС ДОС N3 через неделю самостоятельно вошел в плотные слои атмосферы и затонул в океане.
Источник