Досократики космос как природа
Эстетика — это учение о прекрасном. В чем сущность прекрасного, как его понимали древние греки?
Для них самым главным в жизни были «не личность и не общество, как мы думаем теперь, не история, не человек и не природа, а именно тело», тело человека, живое и красивое. Именно оно — мерило всего, идеальный образец, по которому строится мироздание.
Но раз это так, то все должно согласовываться с этим телом, быть с ним в гармонии, естественном равновесии. Тело, согласно древним грекам, состоит из четырех стихий — огня, воздуха, воды и земли. Прекрасное существует там, где эти четыре стихии находятся в полном соответствии, т. е. в гармонии между собой. Всеобщая красота, понятая как живое человеческое тело, есть античный бог. И таких богов — множество. Так, например, Зевс есть красивое человеческое тело как прообраз неба; Посейдон (Нептун) — красивое человеческое тело как прообраз воды и моря, Венера — любви и т. д.
Боги (как идеальные человеческие тела) обладают всеми человеческими страстями, пороками, ошибками. Они творят и добро, и зло, являются и силой, и бессилием. Эти боги суть именно боги, т. е. совершенные, всесильные, абсолютно мудрые, идеальные существа. Но в то же время они телесны, а поэтому — страстны, порочны, непостоянны — как люди, и даже больше, чем люди. Вот что такое красота в представлении древних греков, как ее описывает А. Ф. Лосев.
ПИФАГОРЕЙСТВО. Основатель пифагорейства — древнегреческий мыслитель Пифагор (2-я пол. VI в. — нач. V в. до н. э.). Отсюда его название. Он учил, что душа есть число; все тела — это числа, а числа — телесны; человек, природа, весь мир есть совокупность чисел. А красота существует только там, где есть числовая гармония. Мы говорим с вами о пифагорейском дионисизме (культе бога Диониса). Дионис — это божество рождающейся природы, переживающей экстаз от собственного рождения. Это оргиазм, от слова «оргия», буйный и бурный восторг. Природа в таком понимании есть бесконечная мощь, творческое изобилие и полнота жизни. Все это и есть красота.
Число есть душа гармонии. А что такое гармония? Это одно из основных понятий эстетики пифагорейцев. Это наиболее прекрасное. Она возникает из противоположностей. Это — «согласие разногласного». Это очень широкий термин. Гармония — не только в прекрасном, это и добродетель, и здоровье, и всякое благо, и даже бог. Все возникло из гармонии. Понятие гармонии как числовой структуры применялось пифагорейцами везде, начиная от богов, небес и космоса в целом, минуя природу и человеческие души и кончая арифметикой, геометрией и музыкой.
ГЕРАКЛИТ. Расцвет его творчества приходится на 504-501 гг. до н. э. Главная идея его учения о прекрасном — это совпадение противоположностей. Космос Гераклита есть вечный хаос (беспорядок в отличие от космоса — порядка, красоты, гармонии) бурлящих противоположностей. У него «дана вечно тревожная, все определяющая музыка бытия. Тут все сурово, гордо, красиво, неприступно». Повсюду царит прекрасная безысходность. Бытие и жизнь, как бы прекрасны они ни были, есть «случайная куча сору». И это понимается интимно и глубоко.
Но космос — не просто куча мусора. Это еще и красота. А что такое красота для Гераклита? Красота есть космический огонь («весь мир есть огонь, мерами возгорающий, мерами потухающий», — говорит философ). Красота есть мысль, мышление, мудрость. Красота — это море бытия. Это гармония противоположностей (жизнь есть смерть, мир есть война, юность есть старость и т. п.). Красота есть вечность, космический ритм, блеск души; это символ, рождающийся в душе. А также время, необходимость, боги и судьба.
Есть несколько прямых афоризмов у Гераклита, иллюстрирующих его понимание прекрасного: «Расходящееся сходится, и из различных тонов образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу». «Расходящееся есть возвращающаяся к себе гармония» и т. п.
Поэтому для Гераклита мир — не куча сора, рассыпанного как попало. Философ говорит о «прекраснейшем строе мира», и для него во всех живых существах есть «нечто естественное и прекрасное».
ДЕМОКРИТ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.). Согласно его учению весь мир состоит из атомов — микроскопических неделимых частиц, непохожих одна на другую. А. Ф. Лосев так описывает эстетику Демокрита: находясь в вечном и непрерывном движении, атомы то сходятся, то расходятся, превращая бытие в вечно подвижную узорчатую ткань. Это «вечный калейдоскоп жизни; здесь нет ничего устойчивого, ничего крепкого и неподвижного, кроме нерушимости самих атомов». Это есть, по терминологии Лосева, своеобразный «узорчатый геометризм».
Каждый атом максимально свободен в своих действиях. Однако вместе с тем этот космический танец атомов направляется какой-то неведомой силой и необходимостью, т. е. судьбой. Это вечный танец направляемых неизвестно кем атомов. Это «космический балет совершенно свободных и независимых друг от друга пляшущих атомов, за которыми кроется некий таинственный постановщик. Но оказывается, что этот постановщик — сами атомы и объемлющая их пустота, и больше — ничего».
Приведем несколько характерных для Демокрита эстетических высказываний: «Прекрасное есть во всем равномерное, избыток и недостаток мне не нравится». «Красота тела звероподобна, если под ней нет ума». «Великие наслаждения получаются от созерцания прекрасных произведений». «Имеет право на существование та любовь, которая стремится к красоте бескорыстно». «Постоянно размышлять о прекрасном свойственно божественному уму». Цель жизни — это наслаждение прекрасным.
ВЫВОД. Кто такие досократики? Мы рассмотрели эстетику пифагорейцев, Гераклита и Демокрита. Все они — досократики, т. е. мыслители, жившие и творившие до философа Сократа. В чем же принципиальное отличие философии искусства этих авторов от философии искусства более позднего периода? Дело в том, что для досократиков объектом искусства была именно природа и космос в целом, тогда как для Сократа интересна уже не природа, взятая сама по себе, но ее венец, завершение и высшее творение — сам человек. Если для досократиков космос был главным сосредоточием красоты и искусства, то для более поздних греков это положение несколько меняется. Рассмотрим эстетику Сократа.
Источник
Космоцентризм в философии «досократиков».
Этапы становления греческой философии
Историю зарождения и становления философии Древней Греции с разных точек зрения делят на три или четыре периода. Наиболее ценными представляются первые два этапа.
Первый период охватывает время VII – V веков до нашей эры. В современной литературе данный период принято называть досократовской философией. В основу философии первого этапа были положены учения Фалеса и его последователей – Анаксимандра и Анаксимена. Фалес выдвинул первые предположения относительности строения мира, явился основоположником математики и ряда других наук. Анаксимандр пытался установить, что является первичной материей, Анаксимен считал, что воздух является источником порождения всех вещей. Представители рабовладельческой аристократии, вступая в противоборство с такими научными течениями, основали собственное направление – философский идеализм. Первым его представителем стал Пифагор.
Классическая философия Древней Греции составляет второй этап зарождения древнегреческой философии и включает в себя время между V – IV веками до нашей эры. Наиболее выдающимися философами этого периода выступают Сократ, Аристотель и Платон. В Древней Греции усиливается развитие и влияние материалистической философии, кроме того, возникают публицистика и политические теории, что явилось следствием жестокой классовой борьбы в древнем государстве. Платон основой бытия представил идеи, которым отводилось ключевое место в мире вещей, так как именно идеи могли существовать вечно. Аристотель в противовес ему назвал материю основой всякого бытия, а в основе каждого явления лежала определенная причина. Платон выдвигал идею, что на вопрос критериев истины вполне возможно дать положительный ответ. Истина рождается в споре – теория, которую создал Сократ и пришел к выводу, что человек, в споре отстаивающий свою точку зрения, незаметным образом внушает ее смысл своему оппоненту.
Жизнь и деятельность философов-софистов дала толчок к продолжению, развитию философских течений и школ. В завершении рассматриваемого периода зародилось такое течение, как натурфилософия Древней Греции. Основной идеей натурфилософии именно древнегреческого мира проходит ориентир на толкование исследуемых понятий и явлений о природе, противопоставляя их учениям о человеке.
Космоцентризм в философии «досократиков».
Это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия.
И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.
Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.
Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального.
Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.
Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.
Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.
Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.
Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.
Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.
Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.
Впервые термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал в своей книге «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.
Наиболее известны следующие досократики: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский, Ксенофан, Пифагор Самосский, Парменид из Элеи, Эмпедокл из Агригента, Анаксагор из Клазомен, Левкипп, Демокрит, Кратил
Школы
Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда к досократикам ошибочно причисляют и софистов, но это не совсем корректно, так как большинство софистов были современниками Сократа и он с ними активно спорил. Кроме того, учение софистов сильно отличается от учения досократиков.
Источник
Космогония и космология «досократиков» Досократики
«Досократики» – термин историко-философской науки Нового времени для обозначения ранних греческих философов VI – V вв. до н.э., а также их ближайших преемников в IV в. до н.э., не затронутых влиянием новой, классической («сократической») философской традиции.
Философия досократиков развивалась как на востоке Эллады – в ионийских городах Малой Азии, так и в западной ее части – в греческих колониях Южной Италии и Сицилии (в «Великой Греции»).
В центре внимания всей философии досократиков – Космос, Мир. Под Космосом понималась структурно организованная совокупность и упорядоченная целостность вещей. Космос имеет начало во времени, рождаясь из предшествующего Хаоса.
Коренная проблема ранней греческой философии – проблема нахождения первоосновы сущего, т.е. чего-то неизменного, устойчивого, постоянного, что служит источником, или субстратом, всех вещей, но скрыто под внешней оболочкой изменчивого мира явлений. Другая характерная черта философии досократиков – отсутствие четкого различения материального и идеального. Космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов.
Большинство досократиков было непосредственно связано с жизнью родного полиса. Среди них – государственные деятели (Фалес, Пифагор, Эмпедокл), законодатели (Парменид), основатели колоний (Анаксимандр), флотоводцы (Мелисс).
Милетская школа
Милет – крупнейший торгово-ремесленный и культурный центр Ионии, расположенной на западном берегу полуострова Малая Азия (VI в. до н.э.).
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) была преимущественно естественно-научной. Она ставила целью описывать и объяснять мироздание в его эволюционной динамике: от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Космос произошел произвольно из правещества – вечного и бесконечного в пространстве. Милетская школа положила начало геометрии, физики, географии, метеорологии, астрономии, биологии.
Фалес Милетский (ок. 640 – ок. 546 до н.Э.)
Все произошло из воды. Земля плавает на воде подобно куску дерева. В этом заключается причина землетрясений. Все в мире одушевлено. По утверждению древних, Фалес приписывал душу магниту, который притягивает железо. Быть значит жить. Все, что существует, – живет. Жизнь предполагает дыхание и питание. Первую функцию выполняет душа, вторую ‒ вода (материя). Предание изображает Фалеса купцом и предпринимателем, изобретателем и инженером, мудрым политиком и дипломатом, математиком и астрономом. Согласно легенде, Фалес впервые предсказал полное солнечное затмение (28 мая 585 г. до н.э.). Согласно другой легенде, он первым из греков начал доказывать геометрические теоремы.
Анаксимандр (ок. 610 – ок. 540 до н.Э.)
Источник всех существующих вещей – áпейрон (греч. α – отрицательная частица, πειρας ‒ конец, предел) ‒ вечное и беспредельное начало, среднее между воздухом и огнем, которое всем управляет. Космос возникает следующим образом. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, в котором холодное и влажное ядро оказывается окруженным огненной оболочкой. Под воздействием ее жара влажное ядро постепенно высыхает. Выделяющиеся пары раздувают оболочку. Она лопается и распадается на ряд колец. Так образуется плотная Земля. Она имеет форму цилиндра, высота которого равна трети диаметра. Этот цилиндр не имеет опоры и покоится в центре космической сферы.
Живые существа образовались во влажном иле, который некогда покрывал землю. Первые люди произошли от рыбообразных существ.
Возникновение и развитие мира – периодически повторяющийся процесс. Через определенные промежутки времени влажное и холодное мировое ядро полностью высыхает, и космос поглощается окружающим его беспредельным началом. Одновременно сосуществует бесчисленное множество миров.
По свидетельству древних, Анаксимандр был первым из греков, кто начертил на медной табличке географическую карту Земли, на которой вся ойкумена (греч. oikoymenē – букв. «обжитая людьми территория») распадалась на две примерно равные части – Европу и Азию.
Источник