Дождь закончился, и выглянуло солнце.
○ Связывает простые предложения в составе сложного.
○ Имеет морфологические признаки.
■ сочинительный, соединительный, простой
○ Не является членом предложения.
● И – союз, неизм. слово, сочинит., соединит., простой, связывает простые предложения в составе сложного, не является членом предложения.
3)Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 [12] декабря 1766, Знаменское, Симбирская губерния, Российская империя [6] —22 мая [3 июня] 1826, Санкт-Петербург, Российская империя) — историк, крупнейший русский литератор эпохисентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).
Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» [7]
1)Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым.
2)
3)Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин ( 26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта.
«Всенародный акын земли» — так называл Пушкина великий акын казахской степи Жамбыл.
Гений Пушкина удивительно многогранен. Выражая в своих творениях сущность «русского духа», он вместе с тем выражал и общечеловеческое. Больше того, пушкинский гений обладал удивительным , поистине редкостным даром: он умел проникнуться духом другого народа. «Песни западных славян», «Подражание Корану», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан» — яркое тому подтверждение. Он был открыт всему миру, и весь мир отвечает ему взаимностью, не считая его чужим и чуждым. Имя Пушкина так же дорого и близко казахам, как и другим народам.
В 2009 г. исполнилось 210 лет со дня рождения А.С. Пушкина, выдающегося русского поэта 19 века.
2006 г. был объявлен Годом Пушкина в Казахстане, в России — Годом Абая. Имена этих гениев стали визитными карточками двух великих культур, двух народов, исторически и объективно живущих в добром соседстве, в дружбе и мире
1)Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?
Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (два, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один) исобирательные (оба, двое, пятеро) — отвечают на вопрос сколько?, порядковые — отвечают на вопрос который? (первый, второй, сотый),дробные (одна пятая, три целых, две седьмых). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые — неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительныенесколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.
2)ПЛАН РАЗБОРА ЧАСТИЦЫ
1. Часть речи и общее лексико-грамматическое значение.
2. Морфологические признаки.
Разряд по значению, по происхождению и по составу.
3. Синтаксическая роль.
ОБРАЗЦЫ РАЗБОРОВ ЧАСТИЦ
Вам БЫ в повара пойти.
1. БЫ — частица, так как служит для образования условного наклонения глагола «пойти».
2. Формообразующая, производная, простая.
3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого — пойти бы.
ПУСКАЙ попробует себя в каком-нибудь деле.
1. ПУСКАЙ — частица, так как служит для образования повелительного наклонения глагола «попробует».
2. Формообразующая, производная, простая.
3. Не является членом предложения, но входит в состав сказуемого — пускай попробует.
3)Гринев Петр Андреевич — главный герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Русский провинциальный дворянин, от имени которого ведётся повествование об эпохе пугачевского бунта.
Емельян Пугачев — один из главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», вождь антидворянского восстания, захватчик крепости, в которой находятся главные герои повести.
Швабрин Алексей Иванович — второстепенный герой повести Пушкина «Капитанская дочка», антагонист главного героя.
Маша, Мария Кузьминична Миронова- главный женский персонаж повести, та самая капитанская дочка, из-за которой повесть носит такое название.
Иван Кузмич Миронов — капитан крепости, в которой разворачиваются события повести Пушкина «Капитанская дочка». Это второстепенный персонаж, отец главной героини. По сюжету его крепость захватывают бунтовщики под предводительством Пугачева.
1)Наре́чие (термин образован ка́лькой с лат. adverbium) — неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, качества или другого признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.
Процесс образования наречий называется адвербиализацией.
2)
3)Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой: 2
Нет, не покинул я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?
Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?
Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.
1)В простом предложении содержится одна грамматическая основа, выраженная подлежащим и сказуемым или одним из этих членов. В сложном предложении выделяют две или несколько грамматических основ.
Между частями сложного предложения устанавливается бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь. В простом связаны не части предложения, а его члены; способ связи – согласование, управление или примыкание.
По составу грамматической основы только простое предложение может быть односоставным или двусоставным. В сложных предложениях такая классификация отсутствует.
2)
3)Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов [8] (3 [15] октября 1814, Москва — 15 [27] июля 1841, Пятигорск) — русскийпоэт, прозаик, драматург, художник.Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями [9] .
1)Сложноподчинённое предложе́ние — вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную ипридаточную. Подчинительная связь в таком предложении от одной части к другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения. Например: «Я не знаю, кто это сделал». Обе части сложноподчинённого предложения связываются союзами и союзными словами. В данном примере имеет место союзное слово кто. Придаточная часть может находиться перед главной, внутри неё или следовать за ней. Иногда в сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон (например, Он воображает, что завтра уедет довольно на долгое время).
Сложноподчиненное предложение характеризуется подчинительной связью между простыми предложения в составе сложного. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая.
2)Схема разбора простого предложения
1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.
2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).
5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.
7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.
Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.
3)Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский;20 марта (1 апреля) 1809 года, Сорочинцы, Миргородский уезд, Полтавская губерния — 21 февраля(4 марта) 1852 года, Москва) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы [8] [9] . Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.
1)Придаточные обстоятельственные— придаточные, которые отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства.
В центре обстоятельственных сложноподчиненных предложений находятся предложения, значение которых так или иначе связано с отношениями причины и следствия. Это предложения с придаточными причины, следствия, уступки, условия, цели. В силу известной близости значений их легко перепутать друг с другом. Однако каждая из этих разновидностей характеризуется своими союзами (придаточное следствия — союзом так что, цели— союзом чтобы и т.д.).
Каждая из этих разновидностей сложноподчиненного предложения имеет и свои отличия в значении.
Так, сложноподчиненное предложение с придаточным причины выражает отношение двух событий, одно из которых (с точки зрения говорящего) закономерно порождает другое.
Например: Машина засветила фары, потому что в лесу уже стемнело (Г. Николаева).
Сложноподчиненные предложения следствия передают те же отношения, но причина в них выражена в главной, а не в придаточной части: В лесу уже стемнело, так что машина засветила фары. То, что было главным предложением в первом случае, здесь стало придаточным.
Уступительные сложноподчиненные предложения также по смыслу связаны с причинными. Но следствие здесь прямо противоположно по смыслу тому, что закономерно вытекает из содержания придаточного.
Например: Хотя в лесу уже стемнело, машина не засветила фары. Говорящий ждет закономерного следствия придаточного (машина засветила фары), но оно не осуществляется.
Обстоятельственные придаточные цели также близки к причинным, но в качестве причины здесь выступает желание деятеля в главном предложении, чтобы осуществилось действие придаточного.
Например: Он приехал в Ростов, чтобы поступать в институт.
Сравните: Он приехал в Ростов, так как хотел поступить в институт.
Обстоятельственные придаточные условия тоже передают причину, но такую, в осуществлении которой не уверен говорящий.
Например: Если брат поступил в институт, он скоро нам об этом напишет.
Сравните: Так как брат поступил в институт, он скоро нам об этом напишет.
Кроме того, к обстоятельственным относятся придаточные времени, сравнения, образа действия.
Теоретические сведения Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию. Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия. Придаточные образа действия и степени обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы: как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так; полное прилагательное + такой; полное прилагательное + существительное + такой; присоединяются союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др. В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др. Например: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки. (А. Чехов). Придаточные места обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: где? куда? откуда?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами: где, куда, откуда. В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др. Например: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща, белели березы. Придаточные времени обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова:тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др. Например: Пока он пел, кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев). Придаточные условия обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: при каком условии? в каком случае?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами: если, раз, коли, коль, когда (в значении «если«), как (в значении «если«) и др. Например: Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (И. Крылов). Придаточные причины обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др. Например: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов). Придаточные цели обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы: зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами: чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др. Например: Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин). Придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения; отвечают на вопрос: подобно чему?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются сравнительными союзами: как, будто, как будто, точно, чем (тем) и др. Например: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев). Придаточные уступки обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему?; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями: что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др. Например: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно, да не голодно(Пословица). Куда ни кинь, всюду клин (Пословица). Придаточные следствия обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы: что из этого следует?; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами: следствия так что, поэтому. Например: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев). Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени. Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины(придаточное образа действия и степени) 2) |
3)Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Подольская губерния,Российская империя — 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) — русский поэт, писатель ипублицист, классик русской литературы [3] [4] . С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник» , с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки». По взглядам его причисляют к «революционным демократам» [5] [6]
Личные нравственные качества поэта, ввиду нескольких неоднозначных поступков, были спорны для современников и остаются предметом споров [7] .
1)Местоиме́ние (лат. pronomen) — часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
1. Общее грамматическое значение – указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
2. Морфологические признаки:
○ Начальная форма: Именительный падеж, ед.ч.
Источник