Меню

Дракон лун с головой

Дракон лун с головой

Главой китайских драконов считался хозяин стихии воды — Лун-ван (царь драконов).
Согласно древним текстам, Лун-ван имел размер около полукилометра в длину. Иероглиф Лун изображал животное, с длинным телом и головой, увенчанной рогами или гребнем. Уже в 14 веке до нашей эры (эпоха Инь) его изображения встречались на гадальных табличках.
С Луном связано одна очень любопытная загадка, беспокоящая издавна маггловских религоведов. Дело в том, что дракон считался тотемом ряда древних китайских племен. И вроде бы ничего удивительного в этом нет, однако во всем мире тотемным зверем всегда было реальное существо, и только в Древнем Китае оказался вымышленный дракон. Конечно, любой маг может объяснить, что дракон — вовсе никакое не вымышленное существо, но магглы никогда не видели драконов. Вместо этого они предполагают, что тотем дракон заменил целый ряд других тотемов — змею, ящерицу, крокодила…

В эпоху Инь Лун был очень силен. Это времена расцвета его магии. На одном бронзовом блюде того времени изображены два дракона: на дне — безногий, покрытый чешуйками, каждая из которых имеет рисунок спирали-молнии, а по краю — дракон с лапами, а также птица и рыба. Второй дракон — это наш Лун, который олицетворяет всю землю (птица — небо, рыба — воду). Об этом записано и в великой «Ицзине» («Книге Перемен»). В это времяь Лун еще связывает ян и инь (мужское и женские начала в китайской мифологии), а живет под землей, в колодцах и стережет там клады. А может жить рядом с «земными жилами» и охранять их. Если герой или даже обычный человек попадал в подземелье, Лун мог помочь ему выбраться оттуда.
Кровь Луна была цвета сюаньхуан (черно-желтой) и означала союз неба и земли (сюань — черный цвет — цвет неба и хуан — желтый — цвет земли. Кстати, название крупнейшей китайской реки Хуанхэ означает просто «желтая река».)

Шло время. Лун взрослел, и ближе к началу нашей эры стал просто царем драконов и владыкой морей (или четырех главных рек Китая). Одновременно он был воплощением светлой, небесной мужской силы ян и утратил связь с землей как воплощением темного женского начала инь (учтите, что темное у китайцев не означало «плохого», как это часто было у европейцев. Никакого отрицательного оттенка в этом слове нет).
Место жительства Луна тоже сменилось — теперь он летом живет в небесах, а осенью возвращается в море. Зимой же попросту спит под землей.

В более позднее время роста своей мудрости, Лун-ван стал владыкой всех стихий, ему подчинены бог грома Лэй-гун, богиня молнии Дянь-му, бог ветра Фэн-бо и хозяин дождя Юй-ши. Он — символ силы ян и небесного начала. Его часто видят парящим в облаках или плывущим в волнах и объятым языками пламени.
Примерно с 4 в. до н. э. В Китае распространилось учение о пяти первоэлементах и их цветах. И это сразу сказалось на жизни Луна. (Или, может быть, сам Лун претерпел изменения и сообщил об этом людям? Кто знает. ) А произошло вот что. Постепенно владения Луна расширились настолько, что один он уже не успевал всюду и разделился на пять братьев — лунов, старший из которых был Гуан-дэ или Цин-Лун. Жили братья в пяти звездных дворцах-гунах. Дворцы соотносятся с символами направлений сторон света:
Тай-и — срединный,
Цин-лун — восточный,
Чжу-цяо — южный,
Бай-ху — западный,
Сюань-у — северный.
А драконы теперь могут быть всех пяти основных цветов и стерегут за весь мир:
хуанлун — желтый дракон (связанный с землей и центром),
цинлун — зеленые,
чилун — красные,
байлун -белые и
сюаньлун — черные.
Луны теперь различались и по внешнему виду:
цзяо — чешуйчатые,
ин — крылатые,
цю — рогатые,
чи — безрогие.
Древний исследователь Ван Чун в своей книге „Лунь хэн» („Критические суждения»), 1 в. сообщает, что художники его времени изображали Луна с головой коня и хвостом змеи. В некоторых древних преданиях есть упоминание о лунма („коне-драконе»), живущем в воде, и о превращении Луна в коней и быков.

Про этих драконов мы поговорим на следующем уроке, а пока вернемся к Лун-вану.

Были у Лун-Вана и человеческие дети — сын и дочь. Сам Лун являлся людям в виде старца с посохом, набалдашник которого украшен головой дракона. О них мало известно. До нас дошла одна легенда, которая гласит, что сын Лун-Вана попал однажды в беду и спас его обычный человеческий юноша. Сын Лун-Вана пригласил его в гости во дворец отца и объяснил, какой подарок он должен просить у Лун-Вана перед возвращением на землю. По разным версиям это был чудесный предмет, заключающий сокровища, или тыква-горлянка, дающая еду, или даже дочь Лун-Вана, которая выходит замуж за героя, но, родив ему детей, по прошествии определенного количества лет возвращается обратно в подводное царство.

Читайте также:  Имя обратной стороны луны

Китайский дракон Лун-Ван благорасположен к людям, которые по некоторым легендам все — его дети. Впрочем, не только люди. Лун-ван породил всех зверей и птиц на Земле, поэтому он не мог быть злобным по отношению к ним. Лун часто поднимал людей в небо на себе верхом. И даже в средние века его покровительством еще пользовались разные герои.
В это время уже широко распространяются книги и до нас дошло описание Луна. В „Бэньцао ган му» („Основные сведения по фармакологии», 16 в.) Ли Ши-чжэня со ссылкой на Ван Фу (1-2 вв.) о Луне говорится так: „Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапа, как у тигра… На спине 81 шип, полностью девятью девять, как подобает силе ян… Голос дракона звучит подобно удару гонга. По бокам пасти имеются усы. Под подбородком у дракона чешуи располагаются в противоположном большинству прочих направлений. Они выступают на двенадцать дюймов и способны насмерть поразить человека. Под подбородком светящаяся жемчужина, а на голове гора Бошань“. (Бошань; по-видимому, означает некий нарост в центре лба Луна, именуемый также чиму (букв. «плотницкий аршин») и являющийся магическим знаком Луна, благодаря которому он имеет возможность подыматься в небо).

Он даже позволял людям бранить его, ругать и даже наказывать, если мольбы к нему не помогали от засухи. Существовал обряд бичевания дракона»: по вылепленному из глины или другого материала дракону наносили удары плетью или бамбуковой палкой, а бумажных или матерчатых драконов разрывали на куски. Известен даже случай, когда император Цзя-Цин в начале XIX века подверг драконьего владыку суду и приказал выслать его в Илийский округ — дальнюю захолустную провинцию Хэйлунцзян («Река Черного Дракона», Амур). Путешествие дощечки с надписью «дракон» к месту ссылки началось в сезон большой жары и под палящим солнцем — пусть на себе испытает, что такое зной. Чем дальше удалялась от Пекина дощечка, тем становилось жарче и душнее. Наконец, после того как было преодолено значительное расстояние, дракон раскаялся и послал дождь. Просьбы перепуганных подданных смягчили императора, и Лун-ван был с дороги „возвращен» в Пекин.
Точно также было и во время наводнений. Российский этнограф Л.М.Яковлев во время большого харбинского наводнения 1932 года наблюдал как изображения Лун-Вана вынесли из храма и торжественно зарыли на полузатопленном островке, так что голова чуть-чуть возвышалась над поверхностью воды; стоило уровню реки лишь немного повыситься, как дракон утонул бы. Лун-вану явно намекали: не хочешь думать о нас, подумай о собственной судьбе! Этнограф отмечает, что наводнение прекратилось.
Впрочем, в эти времена сам Лун-Ван, похоже, был уже мертв, а от его имени действовал кто-то из других драконов. Возможно даже, что все истории о Лун-Ване — это просто цепочка историй о действиях все новых и новых Царей драконов, каждый из которых, как и их отражения — земные властители — вел свою политику, то удачную, то не очень.
Кстати, всех земных царей и императоров тоже породил Лун-Ван. Причем некоторые легенды гласили, что для того, чтобы женщина родила правителя, ей достаточно было взглянуть на Луна или увидеть его во сне. Дракон непременно появлялся в небе над домом, где рождался герой. Если хоть капля его крови попадала на человека или женщину (кстати, в Китае различались эти два понятия ;)), то человек становился героем, а женщина — рождала героя. Определить же будущего властителя тоже было проще простого — у него должна была быть драконовая мета (лун янь) на челе. И все древние государи Китая непременно ее имели.

Однако, еще позже, Лун-ван оказался подчинен Верховному Владыке Юй-ди. В знак уважения Лун-Ван являлся в его дворец (считалось, что в это время идут сильные дожди). Это время старости Луна. И смены его места жительства. Теперь Лун-живет в хрустальном подводном дворце лунгун. Вот как выглядел этот дворец, расположенный на дне Восточного моря:
„Это огромное сооружение с длинными аркадами, загнутой по углам крышей, причудливыми крытыми переходами и круглыми окнами и дверьми. Все его залы наполнены такими богатствами, о которых на земле и понятия не имеют: золотые резные двери художественной работы, украшенные драгоценными камнями, коралловые решетки, мозаичные картины из редких камней; стены, испещренные жемчугом и бирюзой; яшмовые полы, — всюду соединение блеска, красоты и достатка. В задних комнатах лежали груды драгоценностей, ссыпанные прямо на пол; в кладовых — неисчерпаемые запасы чрезвычайно вкусных кушаний и отличных вин».

Читайте также:  Йога приветствие солнцу приветствие луне

Лун-Ван имеет и свое морское воинство: черепах, каракатиц, креветок и других морских обитателей. Его подготовку к сражению описывает одна из легенд:
„По всем направлениям мчались курьеры — самые быстроходные рыбы, — развозя приказанья. Все светящиеся морские рыбы и животные зажгли свои фонари, и при их свете шли приготовления к предстоящему выступлению в поход: мечи- и пилы-рыбы оттачивали свое оружие, молоты-рыбы обновляли обивку на обеих сторонах своих палиц, крабы подновляли бугорки своих клешней…»

Умер уже совсем древний Лун Ван в средние века битве с царем обезьян Сунь У-куном. Об этом рассказано в романе У Чэн-зня „Путешествие на Запад»:
„Дракон-старик не знает, как тут быть,
От страха у него язык отнялся…
В припадке бьются младшие драконы,
Иные мечутся, что в клетке звери,
Слышны повсюду крики, вопли, стоны,
Разбиты окна, высажены двери,
Поломаны запоры и заслоны…»*
* (Перевод А. Эфрон)

Битва была долгой и кровавой. Наконец Сунь У-кун изловчился и ударом железного посоха размождил Лун-вану череп. А на месте битвы по велению императора воздвигли монастырь с такой вывеской над воротами: „Учрежденный по указу государя монастырь Охраняющий государство и ниспровергающий драконов».

    Итак, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
  1. Объясните мне, почему магглы никогда-никогда не видят драконов?
  2. Что помогает дракону подниматься в небо? И что это «что-то» — источник магии или, скажем, амулет?
  3. Как вы думаете — это Лун Ван жил так долго, или каждый следующий дракон назывался Лун Ван?
  4. Самый сложный вопрос — какой из цветных пяти драконов за какую часть света отвечает и почему? (коротко!)
  5. Найдите мне какую-нибудь еще историю о Лун Ване.
  6. Что общего между всеми драконами, которых вы уже изучали?

Сегодня почту будет доставлять один из Лунов. И кто знает — каким путем?

Когда-то давно я читала свои лекции в Хогвартсе Сириуса, но те времена давно прошли. Желающие пройти мой курс драконологии, представляющий собой курс мировой мифологии, могут обращаться на е-мэйл.

Источник

Китайские драконы-луны — Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Китайские драконы-луны

Четыре дракона-императора – божественные правители четырех морей

В китайской мифологии немаловажную роль играют драконы. Например, известные еще из преданий глубокой старины четыре дракона-императора – божественные правители четырех морей: Гуан-дэ Восточного моря, Гуан-ли – Южного, Гуан-жун– Западного и Гуан-цзэ– также Западного. Они были братьями. Для них , как и для большинства других драконов, было характерно оборотничество, в результате которого они могли принимать форму человека. Драконы-императоры жили в «хрустальных» дворцах, которые охранялись креветками-солдатами и крабами-генералами.

Вот как, согласно приводимому в ряде современных работ описанию (подлинный источник мне неизвестен), выглядел подводный дворец Гуан-дэ, расположенный на дне Восточного моря: «Это огромное сооружение с длинными аркадами, загнутой по углам крышей, причудливыми крытыми переходами и круглыми окнами и дверьми. Все его залы наполнены такими богатствами, о которых на земле и понятия не имеют: золотые резные двери художественной работы, украшенные драгоценными камнями, коралловые решетки, мозаичные картины из редких камней; стены, испещренные жемчугом и бирюзой; яшмовые полы, — всюду соединение блеска, красоты и достатка. В задних комнатах лежали груды драгоценностей, ссыпанные прямо на пол; в кладовых — неисчерпаемые запасы чрезвычайно вкусных кушаний и отличных вин».

Помимо исполнения своей основной функции – управления океанами и морями, четыре брата-дракона повелевали облаками и дождями и могли насылать потопы. Главным среди них считался старший брат Гуан-дэ, которого также звали Лунван. Ему подчинялись бог грома Лэйгун, богиня молнии Дянь-му, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая. В поздней народной мифологической системе Лунван был подчинен верховному владыке Юю.
Лунван, царь драконов, имел свое воинство, состоящее из черепах, каракатиц и прочих обитателей глубин. Заступничества этого царя, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Культ Лунвана был чрезвычайно широко распространен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе и деревне, у каждого озера и даже колодца.
Представление о драконах четырех морей получило развитие в даосской мифологии. В буддийской мифологии их число стало равным восьми (в китайском переводе сутры «Садхарма пундарика) или десяти (в других буддийских сочинениях), а слово «Лунван», по мнению известного французского китаеведа Анри Мосперо, отождествлялось с буддийским Нагараджей или «Царем змей» (см. наги).

Существуют многочисленные легенды о поедании мяса драконов и разведении драконов подобно домашним животным при дворах некоторых легендарных правителей Китая, а также не менее многочисленные предания о рождении мифических первопредков и государей от связи женщины с драконом, взгляда дракона, видения во дракона сне или появления дракона в небе над домом, где должен был родиться герой. Не менее широко распространены мифологические сюжеты о существовании драконовой меты (лун янь) на челе древних государей. В средневековом Китае Лун был символом императора, его изображали на троне, на халате государя.

Класификация драконов — лунов

Кроме Лунвана и его братьев существовало бесчисленное множество других драконов:
— стражи востока (Цин-Лун), юга (Чжуняо), севера (Сюань-ю) и запада (Бай-ху);
— небесные драконы Тин-Луны – защитники богов и императора, жившие на вершинах гор и никогда не участвовавшие в битвах; обычно они были желтого цвета с огромной, золотистой гривой;
— Фу-Тсан-Луны – драконы богатства и подземного мира, хранители полезных ископаемых и металлов;
— двукрылый дракон Ин-Лун, служивший Небесному владыке и ведавший дождями, а также помогавший устранять последствия потопов;
— Шен-Луны, управлявшие ветром, тучами и дождем; у них не было крыльев, а сами они были похожи на огромных змей с красными и голубыми полосами;

— Тай-Луны – драконы Земли, властвующие над реками и водой на земле;
— Чанг-Луны – великие драконы, повелители рек. Это были кроваво-красные змеи, чья грива достигала невероятных размеров;

— Пан-Луны – стражники потаенных мест, охранявшие сокрытые в земных недрах драгоценные каменья и металлы. Они были похожи на змей и так же, как и змеи, сбрасывали кожу. Эти драконы не любили мяса и ели исключительно овощи и фрукты;
— Тун-Ми-Луны – драконы уничтожения, которых связывали с разрушительными силами воздуха и воды. Они обитали на морском дне;
— Цзяо-луны – чешуйчатые водяные чудовища. Это были редкие для Китая злые драконы, пожиравшие людей.

Согласно описанию, данному в древней книге «Перечень деревьев и трав»: «Цзяо относится к драконам. Длиной более чжана [3,2 метра]. Похож на змею, но имеет четыре ноги. Маленькая голова и тонкая шея. На горле белое ожерелье. Передняя часть груди красного цвета. На спине темные пятна. На боках как будто узоры. На голове – рога. Зубы выдаются из-за губ. Яйца, которые он откладывает, очень велики».

Внешний вид драконов-лунов

Луны различались по своему виду. Среди них были цзяо – чешуйчатые, ин – крылатые, цю – рогатые, чи – безрогие. Ван Чун в «Лунь хэн» («Критические суждения», I в.) сообщал, что художники его времени изображали Луна с головой коня и хвостом змеи. В некоторых старинных преданиях есть упоминание о лунме – коне-драконе, жившем в воде, и о превращении лунов в коней и быков.
В раннесредневековых преданиях герои нередко поднимались в небо верхом на Лунах. Ли Ши-чжэнь в «Бэньцао ган му» («Основные сведения по фармакологии», XVIв.) со ссылкой на Ван Фу (IIIвв.) говорил о Луне следующее: «голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапа, как у тигра… На спине 81 шип, полностью девятью девять, как подобает силе ян… под подбородком светящаяся жемчужина, а на голове гора Бошань». В средневековой традиции Лун рассматривался как прародитель всех зверей и птиц, от которого пошли «пернатые, покрытые шерстью, чешуйчатые и панцирные».
Луны обычно считались добрыми существами, хотя в древних мифах встречаются упоминания и о борьбе со злыми Лунами. Образ Луна очень популярен в изобразительном и прикладном искусстве Китая.

Источник

Adblock
detector