Лунван
Лунван (кит. 龍王, Лунван), в китайской мифологии глава драконов-лун, повелитель вод. Он гораздо больше других драконов, его длина — около пятисот метров. У каждого моря есть свой лун-ван, все они — братья черепахи Ао.
Согласно ранним текстам, Лунван — существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами — около 1 ли то есть примерно полкилометра в длину. Образ Лунвана сложился в первых веках нашей эры. Распространение получила даосская классификация — представление о Лунване, как о верховном драконе четырёх морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гуан-дэ («увеличивающий добродетель») — Лунван Восточного моря, Гуан-ли («увеличивающий богатство») — Южного, Гуан-жун («увеличивающий благосклонность») — Западного и Гуан-цзэ («увеличивающий щедрость») — также Западного. Все они считаются братьями, из которых старший — Гуан-дэ. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая.
В народных сказках и преданиях обычно фигурирует просто Лунван или Дунхай Лунван («царь драконов
Восточного моря»). В поздних народных верованиях Лунван нередко рассматривается как владыка стихий,
которому подчинены бог грома, богиня молнии, бог ветра и хозяин дождя. В поздней народной
синкретической мифологической системе Лунван подчинён верховному владыке Юйди. Лунван, царь
драконов, приносящий дождь, имел свое воинство, состоящее из морских обитателей: черепах, каракатиц и
иных обитателей глубин. Заступничества этого царя драконов, дарующего дождь, просили земледельцы,
моряки, рыбаки и водоносы. Культ Лунвана был чрезвычайно популярен в старом Китае. Храмы,
посвященные ему, были в каждом городе, каждой деревне. Считалось, что Лунван приносит дождь.
Источник
Китайские драконы – история возникновения, виды и классификация драконов
Жители Поднебесной почитают дракона как доброе, мудрое и милостивое к людям существо, в этой стране его называют Лун. Народ поклоняется в Китае этому мифическому животному с давних лет.
Китайские драконы по легенде были прародителями драконовидных существ, обитавших в странах Европы, но отличаются от них нравом. Все европейские особи представлены злыми и кровожадными, в китайской философии – дракон символ энергии Ян.
Дракон – это существо мифологическое и фантастическое, он ключевая фигура и герой преданий, легенд, сказок, и мифов разных народностей мира. Название этого существа во всех языках этимологически выводится из греческого, в переводе означает «остроглазый».
Драконов относят к роду пресмыкающихся. Внешний вид существа в разных мифологиях немного отличаются, но общее описание их примерно такое: туловище пресмыкающегося длинное, в образ входят части тела разных животных, и обязательно есть хвост, они могут летать, передвигаться по земле, плавать.
У некоторых видов драконов имеется несколько голов, хвостов, ног, они могут быть разумны и мудры, обладать огненным дыханием, пестрой яркой окраской с металлическим блеском. Образ дракона людям современности знаком по фэнтези, восточным гороскопам и популярной системе (науке) фэншуй , но отношение в разных религиях к ним не однозначное и отличается. Мифология Востока китайским драконам отводит главное место.
Когда в Китае появились драконы?
Китайские легенды гласят: Лун родился в эпох у династии Ся, его местом обитания были озера, реки или моря, но также он был способен летать в небесах. Именно к этим врем енам относят первые его изображения. Змей-лун в Китае ассоциировался с богом, повелевающим влагой , он непременно связывался с культом плодородия. Китайцы вызывали дождь с VI века до н.э. только с изображением дракона.
Китайцы верят не только в хороших, мудрых драконов, но и в злых, которые живут в горах. Именно они насылают все несчастья и славятся сверхъестественной силой.
Облик дракона за всю историю существования претерпевал различную интерпретацию: его голова напоминала голову верблюда, его глаза могли быть похожи на кроличьи, на голове находились коровьи уши, туловище имело сходство с телом змеи, лапы были тигра, а когти – орла. На некоторых рисунках его голова изображалась как у лошади, образ дополнялся крыльями, хвостом змеи и четырьмя лапами с когтями.
Существовали и особи, у которых на голове (макушке) был нарост, он награждал своего обладателя магическим умением без участия крыльев летать. Максимально размеры китайского дракона могли достигать 300 метров . Самки его обладали способностью откладывать яйца, но рождение детенышей могло наступать не скоро, а даже спустя 1000 лет , обычно это явление сопровождалось всегда природными явлениями разрушительной силы: мощными ливнями с градом, грозой или метеорным дождем .
Виды китайских драконов
Мифология Востока выделяет и рассматривает трех драконов благородных кровей:
- Лунг , он самый могущественный среди всех, обитает на небе. У него множество разновидностей и типов: без крыльев, безрогие, без чешуи, с рогами.
- Чиа-дракон , обитающий в горах или иногда в болотах, обладает телом покрытым чешуей (имеет внешнее сходство со змеей) передвигается на 4 лапах, у него маленькая безрогая голова. Цвет груди его – ярко красный, бока – желтого цвета, а на спине – зеленые полосы.
- Ли-дракон , житель океана, он безрогий у него на голове нет рогов, называют его еще «дракон моря». Различают четырех драконов, они все управляют морями и носят названия соответствующие сторонам света.
Классификация драконов
Весомая роль в Поднебесной отводилась дракону Лун-Ван, он властвует над стихией воды и позиционируется здесь как Царь над всеми драконами. Царь сочетает в себе символ мира и благополучия и в его обладании бесчисленные богатства. Кроме него в водных глубинах обитают еще 5 драконов.
Размер Лун-вана был в длину около 500 метров , его изображали с головой, на которой красовался гребень или оленьи рога. Глазки его были заячьими, уши – коровьими, шея- змеиной. Хребет туловища украшался 81 шипом и чешуей карпа. Лапы существа были похожи на тигриные, а когти на них – на ястреба. Голос дракона – звучал как гонг . Под его подбородком чешуя немного выступала (на 12 дюймов) и росла в обратном направлении. Этого было достаточно, чтобы сразить человека. На голове у Луна прямо на лбу был некий нарост (гора Бошань), а под подбородком блестела жемчужина.
История Лун-ван
Дракон Лун, проживавший во времена Инь, служил олицетворением всей земли целиком и являл собой единение неба и воды. Согласно легендам Лун жил в колодцах и обитал около «земных жил», которые защищал и охранял. Также он сторожил клады. Когда Лун повзрослел, он стал владыкой морей и поднялся на престол царя, управляющего всеми драконами.
В китайской философии Лун воплощал небесную мужскую силу Ян, его связь с землей и женским началом Инь была безвозвратно утрачена.
Место обитания Луна со временем тоже менялось: летом он парил в небе, осенью перебирался в море, а в зимний период – спал под землей. Иногда Лун-вана можно увидеть парящим в небе в белоснежных облаках, объятым оранжевыми языками пламени и плывущим на лазурных волнах океана.
Еще чуть позднее Лун-ван обрел могущественную силу и подчинил себе несколько богов: Лэй-гун (владыку грома), Фэн-бо (властелина ветра) и непревзойденную богиню Дянь-му (владычицу молний) и Юй-ши (бога дождя).
После появления учения о взаимосвязи цветов и пяти элементов (начало 4 века до н. э.), владения Луна увеличились, но он не смог успевать везде, из-за этого Лун разделился на 5 братьев.
Они проживали в 5 звездных дворцах, которые имели название согласно сторонам света:
- Сюань-у – северный дворец
- Цин-лун – восточный дворец
- Бай-ху – дворец западный
- Чжу-цяо – дворец южный
- Тай-и – серединный.
Во дворцах соответственно проживали драконы всех 5 цветов, они и защищали весь мир:
- черных драконов звали Сюаньлун ;
- зеленых – Цинлун ;
- красных – Чилун ;
- белых – Байлун ;
- желтых, отвечающих за землю и ее центр – Хуанлун .
По внешнему виду у драконов тоже существовали различия:
- чешуйчатые существа носили имя – цзяо
- драконы крылатые звались – ин
- безрогие существа – чи
- рогатые – цю
Другие виды драконов
В мифологии Китая существовали и другие виды драконов, в древних китайских текстах говорится более чем о 100 видах лун. Среди них выделялись некоторые породы драконов:
- Фуцанлун– это дракон скрытых подземных сокровищ , охраняет он драгоценные камни и металлы, находящиеся под землей, может содрогать землю вулканами. Проживает он очень глубоко под землей. Изображается под подбородком или во рту с магической жемчужиной, символ богатства и высшей мудрости. Вдоль его спины тянется зубчатый гребень. Когда она взлетает в небо – в горах просыпаются вулканы. Когда он выгибает свою спину – вырастают новые холмы.
- Тяньлун– Небесный дракон , защищает владения богов, сопровождает их и возит богов на колесницах. Признан самым сильным среди драконов. Камни от его прикосновения превращаются в золото, дыхание его – вызывает языки пламени или завихрения облаков. Является символом могущества и власти.
- Инлун– Божественный крылатый дракон , влияет на погоду, от него зависит дождь, ливни, наводнения.
- Дилун– Земляной дракон , он властвует над водной стихией, подчиняя себе моря, реки, озера и другие источники воды. Живет в воде на большой глубине во дворце. Драконы иногда совокуплялись с земными женщинами и от этой связи рождались – полудраконы, полулюди.
- Шэньлун – повелитель грома , изображается с головой человека на теле и большим круглым животом. Обитает дракон на небе, имеет синий цвет, повелевает облаками и ветром, от них зависит урожай. Если шеньлун обиделся и разозлился – жди плохой погоды, неурожай, наводнения или засухи.
Китайские драконы Земляной и Божественный в народе ассоциируются с царями драконов, они похожи на человека, но голова у него была – дракона. Проживали они в водах морей, океана и озер в великолепных дворцах на дне водоема: в Южно-Китайском море, в водах Индийского океана, Восточно-Китайского моря, и водной глубине озера Байкал. Едой драконам служат драгоценные опалы и жемчуг.
По поверьям китайцев контролировать и отпугивать драконов может зелень кельрейтерии метельчатой (ее еще называют мелия иранская), железо, воск, пятицветная нить шелковая, или многоножка.
Во все времена драконов по всему Китаю почитали и считали царем над животными, он соответственно являлся и неприкосновенным символом Императорского могущества и власти. Существует поверье, что настоящий император обязательно имеет на теле родинку похожую на дракона. В одном из китайских мифов рассказывается о Желтом императоре, который в конце своей земной жизни обернулся драконом и поднялся высоко в небеса.
Значение драконов в Китае
На протяжении почти всей истории существования Китая драконов почитали в каждом населенном пункте, деревне и городе, в честь царя-дракона ставили кумирню, возжигали благовония, делали жертвоприношения божеству.
Значение этого мифического существа в жизни китайского народа велико, это доказывает и то, что к 7 веку до нашей эры изображения драконов встречалось на всех одеждах, музыкальных инструментах, воротах, рукоятке мечей, посуде, воротах и других архитектурных сооружениях.
Великое влияние драконов на китайскую культуру, менталитет и воспитание доказывает множество народных поговорок с участием этих существ, более того, народ всегда говорил о своем императоре с добавлением слова «лун», это касалось и личных вещей правителя, и его потомства и некоторых личностных качеств .
Практически во всех династиях императорский трон назывался «драконьим престолом», а герб государства украшало изображение дракона. За ношение простолюдином одежды с изображением этого великого существа он подлежал смертной казни.
Во времена легендарного правителя Фуси в Китае были введены чины и ранги с присвоением каждому драконьего покровителя. Высшие чиновники (7 ранг) носили халаты и одеяния украшенные золотыми драконами лун с 5 когтями на лапах. На одеянии более низких чинов красовался дракон манн с четырьмя когтями. В те времена иерархия драконов зависела от числа когтей на лапах и способности летать. На высшей ступени стояли летающие драконы, у них в подчинении были духи-драконы, далее земные, они некогда летали, но способность эту потеряли. Список замыкали подземные существа, им вменялась обязанность охраны кладов.
Мифологические существа драконы оказали влияние и на китайскую зоологию, а точнее на происхождение многих видов земноводных.
Утверждалось: что более 10 тысяч существ произошли от драконов , в том числе пернатые, чешуйчатые, покрытые шерстью, панцирные и другие. Каждый житель Поднебесной четко представлял характер и повадки драконов, он знал, что это длинное чешуйчатое существо может скрываться и быть невидимым, оно взлетает в небо в дни весеннего равноденствия, и ныряет в бездну в дни равноденствия осенью. Зимой дракон впадает в спячку .
В современном китайском обществе влияние дракона на народ немного ослабло, но до сих пор, китайцы почитают и любят его изображение, оно встречает в быту и искусстве, образ этого могущественного существа по сей день внушает жителям некий благоговейный страх. В существование драконов в Китае верили все, не только простолюдины, но и императоры, полководцы, мандарины, художники, писатели и даже серьезные ученые.
По преданиям в Китае существовало бесчисленное множество драконов от крошечных до гигантских.
Дракон в китайской культуре
Все китайцы верят, что драконы их прародители , и китайцы произошли от них в буквальном смысле. По поверью именно драконы – основоположники цивилизации на Земле и ее первые разумные существа. Некоторое время они населяли землю, а потом ушли в другой мир.
Некоторая часть этих разумных существ осталась на Земле для защиты и обучения людей наукам и ремеслам.
В настоящее время они проживают в ином мире и благополучно там обитают, в их власти возможность появляться среди людей, если они этого захотят сами или их позовут.
Китайские драконы – священное мифологическое существо Востока , дыхание которых – космическая чистая энергия, им придают большое значение и древняя наука Фен-Шуй. Она основана на притяжении космической божественной энергии и силы дракона в мир человека.
В Китае каждый год устраиваются великие празднества и карнавалы в честь дракона, на праздник люди надевают маски драконов и танцуют. Считается, что своим танцем они отпугивают злых духов, которые могут помешать их успеху и благополучию. Дракон – символ китайской нации , а лазурный дракон еще и предвестник хороших перемен и защитник Востока.
Источник