13. Мифы Двуречья в исторической и культурной традициях
Боги в письменной традиции. Около полутора миллионов клинописных текстов – глиняных табличек – хранится сейчас в музеях мира, в том числе в Эрмитаже, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Многие из них содержат отрывки мифов, рассказы о том, каким богам поклонялись, какие в их честь совершали ритуалы, праздники, жертвоприношения. В них обнаружены списки богов, названные в порядке их «старшинства» и значимости функций; молитвенные и магические гимны и заклинания.
Верховные боги. Из текстов ясно, что в 4–1 тысячелетии до н.э. у народов Двуречья верховными богами считались Ану, Энлиль, Эа. Ану отождествлялся с небом, был его покровителем – богом небес. Некоторые народы считали его отцом богов. Он имел небесных воинов-помощников. Другие народы считали владыкой небес Энлиля. Он был добрым богом, решал судьбы людей, заботился о плодородии земли, покровительствовал городам, растительности. Считали, что именно он изобрел колесо, мотыгу и плуг – главные орудия труда земледельцев Двуречья. Бог Эа почитался как бог моря, покровитель вод. О нем знали и как о боге-покровителе заклинателей, боге тайной мудрости, которую невозможно отыскать, потому что она находится глубоко под землей. Он почитался, кроме того, как создатель письма, искусств и ремесел. Бог Эа мог сообщать свои помыслы людям через их сны.
Чтобы быть недосягаемым, чистым и непорочным, он построил себе дом мудрости в пучине океанских вод. Поэтому он особенно помогал и покровительствовал мореходам, а те дарили ему за это подарки. Так, во время одного из переходов по морю ассирийский царь преподнес Эа рыбку из золота и золотой кораблик.
Великие боги. Вслед за ними шли великие божества Шамаш, Син, Иштар. Шамашу, сыну Энлиля, поклонялись как богу солнца. Его особенно любили жители Двуречья, верили, что и сами боги его любят не меньше. Ведь он рассеивает мрак, приносит свет и радость. Его боятся воры, ночные грабители, колдуны. Слабые находят у него поддержку, больные – здоровье, путники – облегчение в пути. Шамаш считался верховным судьей – земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество. Бог Шамаш изображался с пальмовой ветвью в руке, рядом с ним – супруга на колеснице, запряженной могучими конями. Син был богом луны, его армией считались звезды. Син изображался с двумя рогами, и носил имя «Могучий бык».
Иштар называли госпожой, царицей. В разных городах Месопотамии она считалась покровительницей разных явлений и видов деятельности человека. В городе Урук она считалась богиней неба, звезд, природы, войны. Как богиню звезд ее изображали с восьмиконечной звездой или в сопровождении планеты Венеры. Отсюда, кстати, она считалась еще и богиней любви. Как богиню войны ее изображали со стрелами и луком; как богиню охоты – стоящей на мчащемся леопарде с колчаном, полным стрел; как богиню любви – без одежды и с ребенком в руках.
Позже к ним добавился Мардук – главный бог Древнего Вавилона. Он считался сыном Эа. Всего в Двуречье почиталось около двух-трех тысяч богов, около пятидесяти из них имели свои храмы и культы. У каждого города был свой главный бог. В известном нам Уруке – это Ану. Был обожествлен и легендарный царь Урука Гильгамеш, который считался сыном Ану.
Храмы и культы великих богов. Древние жители Двуречья считали, что боги живут на небе, и лишь по просьбе людей спускаются на землю. Поэтому для них строили храмы и башни. Первым мощным сооружением Шумера конца 4 тысячелетия до н.э. был так называемый «Белый храм». Даже по сохранившимся развалинам видно, что это было строгое и величественное здание. В глубине святилища помещалась статуя почитаемого божества.
Со временем стали строить специальные жилища богов – зиккураты (обычно возле храма главного местного божества). Лучше других сохранился трехступенчатый зиккурат высотой 21 метр в городе Уре, сооруженный в XXII–XXI вв. до н.э. Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до семи. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и, иногда, золоченого стола. Святилище считалось жилищем бога, который, как думали жители Двуречья, почивал в нем по ночам.
Число уступов зиккурата соответствовало представлению древних о небе и космосе. Скажем, семь ступеней были для них символом мирового пространства, семи планет, которых связывали с главными богами. Каждый этаж окрашивался в цвет «своей» планеты: первый – черный, второй – красный, третий – светло-красный, четвертый – голубой, пятый – светло-желтый, шестой – серебряный, седьмой – золотой. (Эти святилища использовались жрецами для астрономических наблюдений и впоследствии превратились в главные храмы, центры науки).
Угощение богов. Храмы и зиккураты строили цари. Они же приносили главные жертвы богам. В Двуречье богов регулярно кормили и поили. Богам дважды в день – утром и вечером – преподносились напитки, плоды и мясо. Для этого в храм отсылались самые лучшие продукты и самые откормленные коровы, овцы, козы. Вначале вносили стол и ставили перед изображением божества, потом в чаше подавали воду для омовения рук, потом – в определенном порядке – еду. Считалось, что бог поглощал пищу лишь глядя на нее. Поэтому каждое блюдо медленно и торжественно проносилось перед самыми глазами изображения. Стол, на котором помещалась пища, как и само изображение бога, огораживался полотняными занавесами, которые скрывали божество. Играла музыка, статую и все помещение окуривали благовониями. Потом все блюда отсылали царю на стол, ведь пища считалась благословенной.
Новогодний праздник в честь Мардука. Глиняные таблички сохранили описание новогоднего праздника в честь бога Мардука. Вначале читалась табличка о сотворении мира Мардуком с одновременным изображением в лицах главнейших моментов этой поэмы. Мардука изображал сам царь. В конце праздника статую Мардука в сопровождении статуй всех других богов несли в торжественной процессии в так называемую «палату судеб», находившуюся в особом храме, построенном в его честь. Там инсценировалось собрание богов. После этого происходил выход Мардука из этого храма и шествие процессии через город и за город. И здесь опять участвовал царь. В это время на бога с почтением и робостью смотрели и все остальные люди, потому что в обычные дни они к нему не допускались.
Мифологические темы в искусстве. Особую роль в жизни древних обитателей Двуречья играли изображения богов. Считалось, что божество присутствует в своем изображении. Поэтому они делались из ценных пород дерева, их фигуры покрывались золотыми пластинами. У богов были неподвижные глаза из драгоценных камней (они казались совсем живыми). Богов облачали в пышные одежды особого вида, поверх которых надевались нагрудные украшения, на голову им водружали короны и покрывала. Вид и размеры богов всегда соответствовали человеческому образу.
Статуи божеств и правителей, созданные в странах Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью значительности и внутренней cилы.
Особый интерес представляет группа мраморных статуэток из Тель-Асмара (первая половина 3 тысячелетия до н.э., Багдад, Иракский музей). Высота самой большой – 30 сантиметров. Это изображения богов, жрецов и молящихся. Тела их и длинные облачения поданы схематично, поэтому внимание целиком сосредотачивается на лицах, точнее масках – таких нереальных, фантастических и островыразительных. Ясно одно: каждая фигурка геометрически построена так, чтобы зрителя сразу же поражал взгляд ее огромных глаз из цветных камней.
При царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединяет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит по всему миру. Хаммурапи написал знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. Фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти – жезл и магическое кольцо, стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции.
Печати. Большое распространение получили резные цилиндрические печати. На них чаще всего изображались боги и герои сказания о Гильгамеше. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они оставляли очень глубокий и прочный оттиск, сохранявшийся в глине навсегда. Например, в Британском музее Лондона хранится оттиск печати, которой больше 4,5 тысяч лет. На нем изображены Шамаш, Иштар и другие боги. Оттиск, примерно того же времени, на котором изображено поклонение богу Ану, хранится в национальном музее в Дамаске.
Александр Македонский и Мардук. В Двуречье один из величайших городов древности – Вавилон, «дожил» до времен Александра Македонского. Великий полководец разбив персов, в одном из очередных сражений при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н.э. в Вавилон, где короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра, Вавилон должен был стать одной из столиц его империи; в Вавилоне он и умер через несколько лет, 13 июня 323 г. до н.э., вернувшись из восточного похода.
Но еще большую известность приобрели найденные в Двуречье глиняные таблицы, стелы и рельефы, рассказывающие нам о том, какую жизнь получили в искусстве и истории мифологические боги шумеров и аккадцев, а также более поздних обитателей этих древних мест.
► Читайте также другие темы главы II «Двуречье»:
► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока
Источник
Пантеон богов Двуречья
Пантеон богов Двуречья
Шумеро-аккадская «религия» отличалась довольно устойчивым спектром основных концепций и ритуалов. Шумеры, первопроходцы цивилизации в Двуречье, почитали множество богов, которые перешли «по наследству» к сменившим их аккадцам. Как и во многих других мифологиях Западной Евразии, в пантеоне Шумера и всего Двуречья предусматривалось два «царя богов». Первое место по старшинству занимал бог неба, «царь богов» Ан (аккад. Ану). Но он был слишком высок, чтобы обременять себя делами земли, а поэтому царствовал, но не управлял. Реальной же властью пользовался его сын — тоже «царь богов» — бог воздуха, ветра, дыхания и жизни Энлиль (шумер. «Господин воздуха, дыхания»). Аккадцы звали его Элл иль и Бел, т. е. по-аккадски «Господин», что, вероятно, являлось эпитетом изначального верховного бога аккадцев до расселения среди шумеров, позднее его отождествили с Энлилем. Энлилю поклонялись в главном культовом центре Шумера — городе Ниппуре. Он и осуществлял верховное управление и Вселенной, и миром (аналогичные роли играли Ил Отцовский и Ил у западных семитов, Бог Неба и Бог Грома у ранних индоевропейцев). Нельзя не угадать здесь отражение распространенной в первобытности практики раздела полномочий между сакральным и военным вождями человеческого сообщества.
Столицы крупных государств Двуречья выдвигали на престол «царя богов» собственного городского бога-покровителя. По вавилонскому мифу, собрание богов принуждено было провозгласить своим царем Мардука, чтобы тот избавил мир от хаоса, исходящего от чудовища Тиамат. Аналогично в Ассирии «царем всех богов» выступал Ашшур.
За Энлилем по старшинству следовал Энки (аккад. Эа) — владыка пресных вод, хранитель высшей мудрости и полезных житейских знаний, особенно благосклоннный к человеку, Инанна (аккад. Иштар) — богиня плородия, любви и войны, круговорота жизни и смерти, бог Солнца и социального порядка, хранитель справедливости Уту (аккадск. Шамаш, доел. «Солнце»), бог Луны Нанна (аккад. Син) и другие. В мифологии существенную роль играла Нинхурсаг — «мать всего живого». Выделялись также две большие группы богов: небесные Игиги (или «великие князья») и подземные и земные Ануннаки («семя князя», т. е. младшие потомки Пану). Семью великими игигами в Вавилонии считались Ан, Энлиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук (бог-покровитель Вавилона, выдвинувшийся затем на первое место в пантеоне) и Иштар.
У аккадцев большим почетом пользовался бог Луны Син и бог писцового искусства и ученых знаний Набу. Типично сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности — умирающего и воскресающего Думузи (аккад. Таммуз). Подземным миром правили богиня Эрешкигаль и ее супруг бог смерти Нергал. Их страшились даже остальные божества. Близок к ним по функциям бог чумы Эрра. Боги-воители, бог бури, грома и молний Адад и бог войны и охоты Ни ну рта, выдвигаются в связи с созданием военных держав, их особенно почитали воинственные цари.
Месопотамские боги отождествлялись с небесными светилами, но в отличие от египетских обычно имели человеческий облик. Иные образы встречались редко: например, Энки изображали с рыбьим хвостом. Отличительными приметами богов были рогатые тиары и окружающий их тела устрашающий смертоносный блеск.
Читайте также
ЛЕГЕНДАРНАЯ БАШНЯ. ЗИККУРАТЫ ДВУРЕЧЬЯ
ЛЕГЕНДАРНАЯ БАШНЯ. ЗИККУРАТЫ ДВУРЕЧЬЯ Древние греки и римляне сошлись на том, что чудес света – семь. Семь самых знаменитых сооружений человеческих рук.Начиная со знаменитого географа Геродота эти чудеса перечислялись в разных трудах древних знатоков.Чаще всего в их
Пантеон богов древних славян
Пантеон богов древних славян Славяне имеют многотысячелетнюю историю, однако их пантеон богов и языческие мифы не так хорошо известны, как пантеон Древней Греции, Древнего Рима или Древнего Египта. И связано это не только с борьбой между христианством и язычеством, а в
Пантеон богов
Пантеон богов У славянских племен было много богов, которым следовало приносить определенные жертвы, регулярно проводить обряды, чтобы боги не забывали о людях и помогали им. Многие обряды проводили непосредственно дома или в овине перед небольшими «образами» богов и
Древнейшее население Двуречья
Древнейшее население Двуречья Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали осёдлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также
Пантеон богов князя Владимира
Пантеон богов князя Владимира Следует вспомнить о таких языческих богах, которые стояли на горе Киевской рядом с Перуном, как Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Это могли быть боги различных племен и местностей Древней Руси.Хорс и Даждьбог считались богами солнца.
Литература и культура Двуречья
Литература и культура Двуречья Первая литература Двуречья, бесспорно, принадлежит шумерам. Хотя, как отмечают, основное количество шумерских литературных памятников дошло от периода между 2000 и 1800 годами до н. э., когда язык шумер перестал быть разговорным. Основная
ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ
ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ДВУРЕЧЬЯ Данные археологии говорят о том, что в VI и V тысячелетиях до н. э. сначала в Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения, жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством, но также
Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения
Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения Ничего нет странного в том, что приход Рюрика на Русь и его борьба за власть и добычу
Пантеон богов Шумера и Аккада
Пантеон богов Шумера и Аккада В представлении древнего жителя Месопотамии мир был населен добрыми и злыми духами, а также могущественными божествами, управляющими всеми силами природы. Каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, иногда
Религия и мифология Двуречья
Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем
Литература Двуречья
Литература Двуречья До нашего времени сохранилось большое количество памятников шумерской литературы. Главным образом они сохранились в копиях, которые переписывались уже после падения III династии Ура и хранились в храмовой библиотеке в городе Ниппуре.Необходимо
У колыбели культуры Двуречья
У колыбели культуры Двуречья Кутии, «драконы гор», персы, амореи, касситы, мидяне, ассирийцы, эламиты, хурриты, луллубеи и множество других «диких» кочевых и полукочевых племен, так же как и народов, имевших свою собственную, уже сложившуюся культуру, вторгались в земли
ПАНТЕОН БОГОВ СЛАВЯНСКИХ
ПАНТЕОН БОГОВ СЛАВЯНСКИХ Перун Перун — начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги
Зодчество и скульптура Двуречья
Зодчество и скульптура Двуречья Искусство Месопотамии запоминается прежде всего скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых «шеду», рельефы), фресками из Мари и ассирийских столиц и архитектурой. Особенную известность приобрели
Ашшур в контексте цивилизаций Двуречья
Ашшур в контексте цивилизаций Двуречья Рассматриваемую нами область шумерские тексты III тысячелетия до н. э. называют «Су-бир». Аккадские тексты III и II тысячелетий до н. э. называют ее «Субарту» или «Шубарту», потому местное население называют субарийцами
Глава 3. Истоки славянского ПравоСлавия и пантеон богов
Глава 3. Истоки славянского ПравоСлавия и пантеон богов С детских лет можно слышать словосочетание «Православное Христианство» и ни разу не взглянуть на первую или последнюю страницу Библии, где написано: Russian Orthodoks Bibl. Если взять словарь греческого языка и попытаться
Источник