Аах (Ях) — лунное божество
Аах — бог Луны и лунного календаря Аах (Ях) – древнеегипетский бог Луны, отвечающий за лунный год (12×30 дней), почитался в Фивах. Первоначально слово «Аах» означало Луну как спутника Земли, в астрономическом смысле.
Поскольку вначале по древнеегипетскому календарю продолжительность года равнялась 360 дням, а Луна играла важную роль в хозяйственно-астрономических прогнозах, лунный бог приобрел большую популярность в Древнем Египте.
Популярный в эпоху Среднего царства
Культ Ааха (Яха) достиг максимума в период Среднего царства. Некоторые исследователи считают, что имя фараонов Яхмос (XVIII и XXVI династии) связано с этим божеством. Если такое предположение верно, то это говорит о значительном влиянии этого бога в отдельные периоды истории Древнего Египта.
Однако со временем древнеегипетские жрецы, заметив несовпадение календарного и реального года, произвели календарную реформу, добавив к 360 дням еще 5 дней. Мифы, освящающие божественную необходимость такой реформы, рассказывают о том, что бог мудрости Тот выиграл именно у Ааха в игре в кости по 1/72 сияния Луны в каждый день, и таким образом за год получилось пять дополнительных дней.
После этого культ Ааха постепенно начал терять популярность, хотя в одном из вариантов «Книги мертвых» он упоминается и говорит: «Я, лунный бог Аах, обитающий среди богов…».
Теории проиcхождения Ааха (Яха)
Подробности культа данного бога сейчас неизвестны. Также невелико и количество его изображений. Аах обычно изображался в антропоморфном виде с нарождающимся полумесяцем на голове, иногда подобно другим лунным богам — Тоту и Хонсу — имел голову ибиса или сокола. Также иногда изображался в виде полумесяца, опирающегося на столб Тота (джед), стоящий в лодке.
Существуют теории, согласно которым культ Ааха связан с появлением в Египте большого числа выходцев из Западной Азии (в том числе гиксосов), а сам Аах отождествляется с сирийскими и даже месопотамскими лунными божествами.
Обращают внимание и на схожесть имени Ааха (Яха) с еврейским Яхве, но точка в дискуссиях, насколько это совпадение является случайным, еще не поставлена.
Источник
Шумерский бог Луны Бог Луны у египтян
Религиозный мир, как и все прочие стороны человеческой жизнедеятельности, в наше время имеет тенденцию к быстрому развитию. Обратная сторона прогресса связана с ломкой устоявшихся традиций, активным взаимовлиянием различных культур и, как следствие, бурным ростом новых религиозных движений синкретического характера. Относительная стабильность религиозной сферы прежних периодов истории ушла в прошлое. Кроме того, сегодня наблюдается устойчивая тенденция к росту спроса на дохристианское наследие, преимущественно языческого содержания. Всплески неопаганизма наблюдаются по всему миру, быстро растет число их приверженцев. Это обстоятельство делает актуальным, более того — остро необходимым, детальное и глубокое изучение древних культов, их мифологии, вероучения и практики.
Мужское и женское начало в язычестве
Последователи современного паганизма и реконструкторы-энтузиасты языческих культов, вдохновляясь древними образами, воссоздают систему почитания природы, описывая ее на языке мифологии как комплекс сложных взаимоотношений между различными силами мироздания и человеком. Ортодоксальными и универсальными в большинстве этих построений являются типологические фигуры бога солнца — архетипического божественного Отца Вселенной — и богини земли — Великой Матери. Последнюю чаще всего также ассоциируют с луной, что обуславливает в различных контекстах появление устойчивой пары солнце-земля или солнце-луна как мужского и женского проявления высшего божественного принципа. Истоки этих образов чрезвычайно древние, насчитывающие не менее десятка тысяч лет и уходящие корнями в седые времена матриархата. В целом они представляют собой канонические образы в западной культуре, хотя также имеют прототипы во многих религиозных традициях мира. Тем не менее, существуют и обратные примеры. Так, например, божественная египетская сизигия Геб и Нут представляют собой инверсию универсального архетипа. Богиня Нут — является богиней Неба, а бог Геб заведует землей. Аналогично и лунная символика иногда присваивается мужским персонажам. Так дело обстоит, например, в тенгризме — шаманской религиозной системе, в том же Египте (в лице богов Тота и Яаха), в ведической культуре (под ликом бога Сомы). К ним же относится и Син — бог луны древнего Шумера.
Шумерский культ Луны. Бог Нанна
Фрагментарные и разрозненные сведения о культе небесных светил, которые до нас донесла шумерская культура, сообщает нам два имени — Син (Шин) и Нанна. Из этих двух персонажей второй — самый древний бог Луны этого региона. Согласно мифологии, он являлся сыном бога Энлиля, внуком верховного бога неба Ану. Соответственно, Нанна — брат Нинурты и Ишкура. Кроме того, он произвел на свет двух детей-близнецов — знаменитую богиню Иштар и бога Шамаша.
Мифологический образ Нанна
Имя Нанна означает «властелин неба». Но господин неба — это не бог Солнца и бог Луны. В данном случае этот эпитет устойчиво связан только с ночным светилом. Нанна традиционно представлялся путешественником по небесному океану на ладье, в качестве которой выступал полумесяц. Отсюда его прозвище «Магур», что означает «корабль».
Распространение культа Нанна
Особых подвигов, согласно имеющимся данным, Нанна не совершал, на поприще войны и любви тоже не отличился. Тем не менее, среди населения Шумера он снискал огромное почитание и признание. Изначально, будучи божеством-покровителем города Ура, культ Нанна завоевал Харран, а затем стал господствующим и в Ниппуре — религиозной столице Шумера. Таким образом, бог луны стал лидером по числу приверженцев и почитателей в шумерском обществе.
Развитие культа Нанна
Религии древних народов при появлении военных или торговых связей начинали взаимно влиять друг на друга, а схожие архетипические образы зачастую сливались в одно целое. Вследствие этих процессов шумерский бог Луны Нанна слился в единое лицо с вавилонским лунным богом Сином, отпечатав в культуре региона целостный образ божества ночного светила, прошедший через века.
Другой яркий пример мужских божеств, связанных со спутником Земли, нам дает Египет.
Бог Луны у Египтян
Если говорить более точно, то египетская традиция знает не одного, а, как минимум, трех мужских лунных богов — Тота, Яаха и Хонсу. Обусловлено это тем, что в древнем Египте всю его историю не было единой религии. Хотя и делались попытки ее навязать, каждый ном, каждый город оставался верен своим собственным богам. Конечно, среди них были и общенациональные божества, однако их мифологическая роль, родословная, функции и практика культа могли значительно разниться от одного центра почитания к другому.
Египтяне имели лишь общую культуру, в рамках которой теплилось множество независимых религиозных школ. Поэтому и бог Луны у каждого крупного города был свой.
Бог Тот
Самым известным и наиболее ярким из известных лунных божеств Египта является, без сомнения, Тот. Его образ настолько впечатлителен, что даже в наше время мало кто не слышал его имени. Более того, под знаменами герметизма культ бога Тота дожил до наших дней. Это единственный древнеегипетский бог, которого в этом отношении пощадила судьба.
Но вообще-то в юрисдикцию этого персонажа входило не только ночное светило. Поэтому в первую очередь Тот — не только бог луны, но покровитель знаний и искусств, источник мудрости, изобретатель письменности, вестник богов. Он провожал душу умершего в Царство Мертвых и в качестве писца присутствовал на ее суде Осирисом.
Центром почитания Тота был город Гермополь. Традиционно этот бог Луны у египтян изображался с головой Ибиса, который считался его священным животным. А женой божественного мудреца была богиня Маат — покровительница истины и всяческого порядка.
Бог Яах
Вероятно, Яах — это самый древний лунный бог египетского пантеона. Первоначально его культ зародился в Фивах, где ему поклонялись просто как Луне, как явлению астрономического характера. Собственно, само имя «Яах» означает просто «луна» или «месяц».
Культ Яаха быстро расцвел, а потом столь же быстро пришел в упадок, оказавшись не способным конкурировать с другими лунными божествами. Тем не менее, узкий круг почитателей у Яаха всегда сохранялся. Об этом говорят распространенные, хотя и редкие изображения этого божества, а также древнеегипетские ритуальные тексты. Из последних самым главным свидетельством важной роли Яаха является небезызвестная Книга Мертвых.
О мифологии и прочих деталях жизни и почитания этого божества известно очень мало. На сегодняшний день культ Яаха остается одним из наименее исследованных аспектов древнеегипетской религиозности. Некоторые ученые, однако, предполагают, что у него и у еврейского бога Яхве имелся единый прототип, связующий оба божества и послуживший источником возникновения их почитания.
Бог Хонсу
Хонсу — еще один бог Луны Египта. Однако символика, ассоциируемая с ним, акцентирована, в отличие от Тота и Яаха, на циклическом течении жизни. Само имя Хонсу означает «проходящий». Соответственно, это бог календаря, управитель времени. Отсюда его большое значение, ведь именно по лунным циклам египтяне вычисляли года, времена года, разливы Нила, время посева и сбора урожая.
Мифологическая родословная вменяет роль родителей Хонсу богу Амону и богине Мут. Изображался повелитель времени в образе мальчика или юноши с лунным диском на голове. И в силу этого иконографического родства иногда его соотносили с Гарпократом — поздним синкретическим богом молчания и тишины.
Синтез лунных божеств в Египте
Как и шумерский бог Луны Нанна-Син, лунные боги египтян также сливались в единые образы, причем в различных комбинациях. В разное время и в разных местах известны синтетические образы Тота-Яаха, Тота-Хонсу и Яахя-Хонсу.
Так или иначе, бог Луны в древнем мире являлся весьма важным божеством. Связано это с важной ролью спутника земли в общественной, сельскохозяйственной, биологической жизни человечества и природы в целом.
Источник
Тот | 10 интересных фактов о египетском боге
Тот был древним египетским богом луны, мудрости, письма, магии, суждения, баланса и мертвых. Он был одним из первых и наиболее важных египетских божеств, почитаемых с додинастического периода до последней династической эпохи Древнего Египта. Египетское имя Тота, Джехути, определяется как «Тот, кто подобен Ибису». Птица Ибис считалась священной в Древнем Египте и ассоциировалась с мудростью. Тота чаще всего изображают как человека с головой ибиса. Существует несколько мифов о том, как произошло рождение Тота. Среди прочего, он считался рожденным из уст Бога Ра и ото лба Сета Бога. Тот также играет важную роль в мифе об Осирисе, самом влиятельном сюжете древнеегипетской мифологии. В мифе Тот был судьей в битве между Гором и Сетом за трон Египта. Узнайте больше о древнеегипетском боге Тоте из этих 10 интересных фактов.
Тот был одним из самых важных божеств Древнего Египта
Первоначально Тоту поклонялись как лунному богу. Циклы Луны играли важную роль в древнеегипетской астрономии и астрологии. Многие из самых важных ритуалов и событий в Древнем Египте были организованы в соответствии с лунными циклами. Таким образом, с древнейших времен Тота можно считать важным египетским богом. Поклонение Тоту началось в Нижнем Египте, скорее всего, в додинастический период, то есть примерно с 6000 г. до н.э. до 3150 г. до н.э. Поклонение ему продолжалось в период Птолемеев, последний династический период Древнего Египта примерно с 323 г. до н.э. до 30 г. до н.э. Это делает почитание Тота одним из самых продолжительных для любого египетского божества или любого божества любой цивилизации. За этот долгий период Тоту было приписано множество других ролей. Среди прочего, он стал богом мудрости, письма, магии, науки, искусства, суда и смерти. Хотя Тот — его наиболее распространенное имя, в разных регионах Египта он также известен как Техути, Течу, Тету, Тахути, Зехути и Джехути. В то время как Тоту поклонялись по всему Египту, культ его был сосредоточен в Гермополисе. На самом деле Гермополис был назван так из-за связи Тота с греческим богом Гермесом.
Храм Тота в Гермополисе
Тот часто изображается как человек с головой ибиса
Египетское имя Тота, Джехути, определяется как «Тот, кто подобен Ибису». Птица Ибис была священным животным в Древнем Египте и ассоциировалась с мудростью. Такое определение Тота имеет смысл, поскольку быть богом мудрости было основной ролью Тота. Таким образом, в древнеегипетском искусстве Тот чаще всего изображается как человек с головой ибиса. Еще одним священным животным для Тота был бабуин. В своей форме Аана, бога равновесия, Тот изображается как павиан с собачьим лицом или человек с головой павиана. Ибисы и павианы, символы Тота, мумифицировались. Мумии этих животных были найдены в раскопках. В соответствии с его ролью лунного бога, Тот также иногда изображается с лунным диском над головой. Греки связывали Тота с Гермесом, своим богом-посланником. В Греции его называли Гермес Трисмесгистос («Тот, трижды великий»). Он был покровителем писцов и авторов. Считается, что книжники в Древнем Египте вылили одну каплю чернил в честь Тота перед тем, как начать свою работу.
Тот как человек с головой ибиса
Тот играет ключевую роль в рождении первых пяти египетских божеств
Есть несколько мифов, связанных с рождением Тота. Согласно одному из мифов, он считается рожденным из уст Бога Ра, который считается высшей силой в космической вселенной. В другом мифе рождение Тота не имеет ничего общего с другими богами или богинями. Считается, что Тот был создан самим собой в начале времен. Согласно этому мифу, Тот становится ибисом и откладывает яйца, которые затем становятся держателями всех творений. Важный миф о Тоте заключается в том, что он сыграл важную роль в рождении пяти изначальных древнеегипетских богов и богинь. Ра, верховный Бог, правил миром, но боялся, что его трон займет кто-то другой. Когда он узнал, что его дочь Нут, жена Геба, беременна; он приказал, чтобы Нут не смогла родить ни в один день в году. В связи с этим приказом Тот сыграл с Богом Луны Иа и выиграл пять дней лунного света. Таким образом, Нут смогла за эти дополнительные дни родить своих пятерых детей. Ее дети были первыми пятью богами; а именно Осирис, Исида, Гор Старший, Сет и Нефтида В конце концов Ра осознал свою ошибку и воздал должное Тоту за его мудрость, чтобы обойти проклятие.
Выдающиеся божества Древнего Египта
Тот играет важную роль в мифе Осириса
Миф Осириса является наиболее важной, а также знаменитой историей в древнеегипетской мифологии. Согласно мифу, Осирис и его сестра-жена Исида были правителями мира вскоре после его создания. Сет, младший брат Осириса, стал завидовать власти Осириса. Он обманом заставил Осириса лечь в гроб, запер его и бросил в реку Нил. Когда Исида узнала об этом, она решила найти гроб, чтобы вернуть к жизни своего мужа. Сет узнал об этом плане, разрезал тело Осириса и бросил различные части на землю и в реку Нил. Исида собрала различные части тела своего мужа, чтобы собрать их вместе и воскресить Осириса. Тот помог Исиде в решении этой задачи и пообещал ей, что Осирис будет воскрешен из мертвых. Затем он помог ей зачать ребенка от Осириса. Так родился Гор Младший. Гор боролся со своим дядей Сетом за трон Египта. Тот контролировал бой и увидел, что один из соперников имеет неоспоримое преимущество. Во время битвы Гор потерял глаз и именно Тот дал ему мудрость, необходимую для восстановления глаза. В конечном итоге битву выиграл Гор, заняв законное место царя Египта.
Согласно мифу Тот был рожден от лба Сета
Есть еще одна популярная версия о рождении Тота. Египетский манускрипт «Сражения Гора и Сета», датированный 1190 г. до н.э. — 1077 г. до н.э., описывает рождение Тота в результате упомянутой выше битвы между двумя богами, Гором и Сетом. Пока два бога боролись за свое право на власть, Сет случайно проглотил семя Хоруса, и таким образом Тот родился изо лба Сета. Будучи сыном двух божеств: Гора, который представляет порядок; и Сета, олицетворяющего хаос; Тот считается равновесием между ними и известен как Бог равновесия. Сразу после своего рождения Тот стал посредником в битве между двумя богами, Гором и Сетом. Будучи Богом Равновесия, его долгом было гарантировать, что битва между Хорусом и Сетом всегда будет на равных. Используя свои исцеляющие способности в разных точках боя, Тот убедился, что ни один из них не имеет чрезмерного преимущества перед другим. Он делает обе стороны одинаково способными и помогает поддерживать состязание между двумя богами, справедливым и равным.
Изображение Тота в Бруклинском музее, Нью-Йорк
Тот является мужским аналогом богини баланса
Тот также тесно связан с божественным балансом и богиней Маат, которая его олицетворяла. Маат изображается в виде высокой женщины, которая является египетской богиней истины, баланса, порядка, закона, справедливости и смертности. Ее корону украшает огромное страусиное перо, которое представляет собой белое перо истины. Согласно Принципу Маат, человек должен следовать гармонии на протяжении всей своей жизни, понимать, что его действия могут влиять на других людей, а также должен стремиться поддерживать баланс в жизни. Уважая Принцип Маат, человек может присоединиться к божественности и освободиться от тьмы и хаоса после смерти. Тот рассматривается как мужской двойник Маат, а в некоторых мифах Маат — жена Тота. Согласно известному египетскому мифу, бог Ра плыл по небу днем в своей лодке, которую египтяне назвали «Баржей миллионов лет». Тот и Маат стояли по обе стороны от солнечной баржи Ра. Ра удостоил Тота этой чести за его роль в помощи Нут в рождении ее детей.
Он председательствует на суде души в зале Истины
Древние египтяне верили, что в путешествии по подземному миру человек попадал в «Зал Маат», где его сердце измерялось на шкале напротив «пера истины» Маат. Если сердце при взвешивании оказывалось легче, чем перо, то душа соединялась со светом и истиной и продолжало свое путешествие в вечность. Однако, если оно оказывалось тяжелее, то египетская демоница Аммут проглатывала сердце и это означало конец загробной жизни человека. Тот председательствовал на суде мертвых с Осирисом в зале Истины в то время как Бог Анубис взвешивал сердце умершего человека. В Зале Тот также являлся писцом, который вел учет душ умерших и следил за белым пером истины.
В загробной жизни Особняк Тота — это место, где души умерших отдыхали и готовились к нелегкому путешествию в рай. Они получали магические заклинания от Тота, помогавшие им бороться с демонами, стоящими на пути в подземный мир. В загробной жизни магия Тота также наделяла души заклинаниями, которые могли вернуть их из загробной жизни и воскресить. Считается, что Тот написал эти магические заклинания в различных книгах и эти книги очень надежно спрятаны.
Анубис выполняет взвешивание сердца, а Тот (справа) записывает результат.
Тот помог Ра вернуть сбежавшее Око
Известный египетский миф об Отдаленном Боге гласит, что Око Ра, являющееся солнечным божеством и женским аналогом Бог Ра, убегает от своего отца Ра. В этом мифе Око оставляет Ра, чтобы отправиться в далекую страну из-за разногласий между ними. Ра, которому нужно, чтобы Око всегда было рядом с ним, требует, чтобы оно вернулось, но не может вернуть из-за его силы и воли. Затем Ра посылает Тота вернуть Око, используя не силу, но мудрость, тонкость, смирение и настойчивость. Тот использовал свое мастерство над словами и свою мудрость, чтобы убедить Око Ра. Тем не менее, считается, что Тоту пришлось 1077 раз просить Богиню вернуться к Ра, прежде чем она подчинилась. В награду за возвращение Ока богиня Нехеметави была дана Тоту в качестве супруги. Нехеметави означает «Обнимающая нуждающихся» и она — богиня-защитница.
Считается, что книга Тота содержит все секреты вселенной
Тот, будучи богом письма и мудрости, считался автором таких книг, как «Книги мертвых» и «Книги дыханий», которые состояли из заклинаний, используемых в Древнем Египте. Более того, было много упоминаний о книге под названием «Книга Тота», которая, как говорят, содержит все секреты вселенной, включая как человеческие, так и божественные. Но считается, что знание этой книги проклято. Любой, кто найдет эту книгу и прочитает ее, станет самым могущественным колдуном во вселенной. Однако знания, которые он получит, станут причиной его проклятой жизни. В наше время многие люди считают, что эта книга хранится в секретной комнате и спрятана в Великой пирамиде. Существуют и другие теории, которые утверждают, что в этой книге упоминается происхождение богов, что является причиной проклятия книги. Знания Тота по различным предметам привели к тому, что его почитали как Бога, который является «Автором каждой работы во всех областях знания, человеческого и божественного». Считается, что он написал 42 книги, в которых есть все знания, которые когда-либо понадобятся человечеству.
Изображение Тота как писца
Тот, как полагают, является создателем написанного слова
В Древнем Египте считалось, что письменное слово, которое египтяне использовали для записи истории и документирования своей повседневной жизни, было дано им в дар от Тота. Существует множество версий создания письменного слова. По одной из версий, считается, что Тот сам создал письменное слово, а затем передал его человечеству. В другой версии говорится, что, хотя Тот является создателем языка и слов людей и божеств, именно его супруга Сешат передала эти слова простым людям. Сешат была богиней письма; хранительницей книг и богиней-покровительницей библиотек и библиотекарей. По еще одной версии, считается, что именно Осирис и его жена-сестра Исида дали человечеству способность писать. Однако во всех различных версиях создания письменного слова Тот был тем, кто создал письменное слово для использования всем человечеством. Поэтому Тот также известен как хранитель записей всего, что происходит в мире. Он вел учет количества дней и лет, а также внес свой вклад в составление календаря .
Источник