Общегерманский пантеон
Германские божества были прежде всего богами природы. Как уже отмечалось, Тацит выделял среди богов германцев триаду наиболее почитаемых, называя их римскими именами: Меркурий, Марс, Геркулес. По мнению одних исследователей, этими богами были Вотан, Тиваз и Тор, другие считают, что, кроме Вотана и Тиваза, в триаду входил Фрейр.
Из разных источников нам известны имена многих богов. Каждое племя или народ имели своего главного бога: так, швабы назывались циувари (слуги Циу), фризы почитали Форсеша, как хранителя права в их народе. Во многих случаях эти боги в то же время являлись и предками княжеских родов. Тем не менее за более чем тысячелетие, отделяющее эпоху Тацита от времени исследователя шведского язычества Адама Бременского и исландского писателя Снорри Стурлусона, только имена трех-четырех божеств упоминаются таким образом, как будто в них заключен весь германский божественный мир. Наиболее часто упоминаются двое: бог бури Вотан, которого в Скандинавии называли Один, и бог грома Тор (южногерманский Донар).
Древняя вышивка. В центре Тор с молотом Мьелльниром, справа от него Фрейр
В более ранний период важную роль играл Тиваз, бог законности, но у северогерманских народов его потомок Тир переместился на второй план. Одновременно более видную роль стал играть бог плодородия Фрейр, вместе со своим женским аналогом Фрейей или без нее. С распространением отдельных богов в германском мире мы знакомимся главным образом из названий мест. Так, известно, например, что Тор был главным богом Норвегии, Фрейр – Швеции. К этому этнографическому распределению богов, вероятно, относится также упоминавшаяся противоположность между асами и ванами.
Образ бога Вотана (Вуогана), которого Тацит называет Меркурием, в Южной Германии почти не встречается, но в англосаксонских родословных именах он фигурирует на первом плане, так же как и в племенном сказании лангобардов. Вотан считался божеством бури, вихря. Одновременно он являлся богом умерших, владыкой подземного царства, впрочем, эти две стороны не исключают одна другую. С Вотаном было связано и поныне существующее в Германии предание о «дикой охоте» – разъезжающей в воздухе или проносящейся вихрем по небу толпе мертвецов, которая первоначально не имела никакого отношения к Вотану, но потом стала считаться его свитой.
Ф. фон Штассен. Ваны следуют в Асгард
Вероятно, в более поздний период частых межплеменных войн Вотан (скандинавский Один) выдвинулся на ведущую роль среди богов. В северогерманской мифологии культ Одина исповедовали настоящие викинги, вожди и воины. Один царствует в Валгалле, огромном светлом доме, стены которого сложены из щитов, а крыша – из копий:
«На плечах Одина сидят, вцепившись когтями в его синий плащ, два черных ворона… Каждое утро они пролетают над миром и сообщают Одину, где плывут драккары викингов, где начинается битва, а Один посылает туда валькирий. За спиной Одина бьет всеми восемью копытами конь Слейпнир, что значит «скользящий». В мгновение ока восьминогий Слейпнир переносит Одина на землю. Там он время от времени сходит с коня, закутывается в свой синий плащ, надвигает на лоб широкополую шляпу и стучится в какой-нибудь дом. Горе тому хозяину, который нарушит закон гостеприимства. Вот почему по всей Скандинавии путники смело входят в чужие дома. Они знают: им дадут кров, пищу, питье и место для сна, а утром с миром отпустят в дальнейший путь».
Один – бог-воин, решающий судьбу сражений. Посланные им валькирии – воинственные девы, дающие победу, – собирали павших в бою героев в Валгаллу, где дни проводятся в битвах, а ночи в пирах. У Одина только один глаз (второй он отдал за глоток из источника мудрости и понимания); девять дней и ночей он провисел на всемирном дереве – ясене Иггдрасиль, чтобы научиться читать спрятанные руны. Как видно, Один был не только воителем, но и рассудительным и мудрым волшебником, странствующим в разных видах, знатоком рун, богом скальдов. С ним был связан целый цикл преданий о поэтичности, героических подвигах, перемене облика и даже смерти.
О главном боге грома, Торе, рассказывается во многих песнях Эдды. Первоначально его почитали в Норвегии и Исландии, но известен он был также и немцам под именем Донара. Его символом был молот, который применялся в свадебных обрядах и в качестве защитного знака, подобно тому как христиане использовали знак креста.
Археологические памятники свидетельствуют, что во многие языческие могилы клали молот. Тор был полон энергии и неизмеримой силы. И если правители и знать считали своим покровителем Одина, то простым людям приятнее была защита Тора. Он оберегал богов и людей от козней великанов и злых черных карликов. Тор был вооружен боевым молотом Мьелльниром:
«Этот молот Тор выковал себе сам. Великаны не раз пытались похитить грозное оружие, но молот имел чудесное свойство всегда возвращаться к хозяину. Так что победить Тора невозможно. Тор редко передвигался пешком, потому что предпочитал ездить в повозке, запряженной козлами. Козлы были тоже чудесные. Вечером хозяин сдирал с них шкуры, варил мясо в котле и плотно ужинал, один или в компании с людьми, бросал кости на шкуры, а потом ложился спать. К утру кости становились на свои места, шкуры сворачивались и козлы как ни в чем не бывало стояли в упряжке, поджидая бога для дальнейшего путешествия»[10].
Один на своем престоле
Ф. фон Штассен. Похищение Фрейи
Во многих легендах Тор ассоциируется с Локи, странным, одновременно притягательным и отталкивающим хитрецом и обманщиком. Локи (и его двойник Лодур) был богом огня; имя его значит «оканчивающий». Именно коварство Локи привело к смерти Бальдра, сына Одина, прекраснейшего из богов, считавшегося богом солнца. На это указывает его эпитет «лучезарный». Само же имя Бальдр значит «господин».
Первоначально главным богом у германцев был, вероятно, бог неба Циу, или Тиу, Тиваз, с образом которого мы позднее опять встречаемся под именами Ирмина, Эра или Сакснота. В северной мифологии он сильно отодвинут на задний план; здесь он – бог меча, Тир, однорукий ас. Среди остальных образов северной мифологии некоторые, по-видимому, первоначально играли более важную роль, чем впоследствии. Таков Хемдалль – сияющее божество света, страж богов, который ежедневно сражается с Локи. Таков также Генир, прежде, наверное, бывший одним из главных богов, вероятно, близкий к Хемдаллю.
Существование культа Бальдра, Хемдалля, Локи и некоторых других богов почти не доказано. Главными богами германского культа были Вотан (Один), Тор (Донар) и на севере также Фрейр. Последний, повелитель дождя и солнца, почитался как бог плодородия. Отцом его скандинавы называли могущественного Ньерда, владыку ветра и моря.
Германские богини так мало индивидуализированы, что их всех вместе долгое время считали формами одной богини земли. Однако это предположение не соответствует действительности. Например, Фрейя (Фригг), сестра Фрейра и супруга Одина, несомненно, является преимущественно богиней воздуха или неба. В своих главных функциях и в отношениях к рождению и смерти, к посеву и жатве, к прядению и ткачеству богини так же или совсем не являются богинями земли, или являются таковыми только очень косвенно. Во всяком случае, при их ничтожном индивидуализировании очень трудно решить, представляют ли Ринда, Герда, Менглод в Эдде, немецкие богини Перхта, Гольда и многие другие самостоятельные образы или же это побочные формы, имена одной или немногих главных богинь. Более всего индивидуализирована северная Фрейя; но она, вероятно, представляет собой образ, созданный скальдами, которые придумали женскую фигуру, соответствующую Фрейру, и перенесли на нее все то, что первоначально относилось к другим богиням.
Л. Уар. Наказание Локи
Формирование общего пантеона богов у германцев, как и у других народов, стало отражением, а отчасти и средством объединения племен. Но, начиная с середины I тыс. н. э., традиционные языческие верования стали отступать под натиском монотеистического христианства. Первыми германцами, принявшими христианство, были готы (вторая половина IV в.). В V в. приняли христианство бургунды и франки, в 600 г. – англосаксы, затем постепенно другие немецкие народы и позднее всего – уже в IX в. – саксы. Скандинавы сделали первый решительный шаг только около 1000 г. благодаря Кнуту в Дании и вследствие постановления исландского альтинга в 1000 г. Швеция же приняла христианство только в начале XII в.
Тем не менее новообращенные народы сохраняли в своих легендах, преданиях и нравах так много языческого, что христианская церковь вынуждена была пойти на уступки и узаконить некоторые старые обряды, придав им христианский внешний вид. Пережитки традиционных верований сохранились в фольклоре германских народов, в преданиях о троллях, гномах, ундинах и разных чудовищах. Любопытно, что боязливость эльфов, о бегстве которых рассказывают некоторые сказки, отдельные исследователи пытались объяснить сознанием того, что с принятием христианства их царство должно окончиться.
Древние языческие верования германцев были частью подсознательного процесса формирования современной Европы и иногда всплывали на поверхность – как в случае, когда немецкие национал-социалисты искусственно реанимировали мифологию, придав ей новый, совершенно другой смысл.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Пантеон богов
Пантеон богов У славянских племен было много богов, которым следовало приносить определенные жертвы, регулярно проводить обряды, чтобы боги не забывали о людях и помогали им. Многие обряды проводили непосредственно дома или в овине перед небольшими «образами» богов и
Пантеон даосизма
Пантеон даосизма Включивший в себя со временем все древние культы и суеверия, верования и обряды, всех божеств и духов, героев и бессмертных, эклектичный и неразборчивый даосизм легко удовлетворял самые разнообразные потребности населения. В его пантеон наряду с главами
Всекитайский пантеон
Всекитайский пантеон Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской структуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. На высшем ее ярусе находились общегосударственные культы Неба и Земли, отправлявшиеся в их полном объеме лишь самим императором в
Пантеон ламаизма
Пантеон ламаизма Мир будд и бодисатв, святых и героев, ставший весьма многонаселенным уже в буддизме Махаяны, продолжал расти и упорядочиваться в ламаизме. Иерархия всех этих божественных персон сложна и запутанна. Возглавляют ее и выше всего почитаются некоторые будды
«Пантеон Владимира»
«Пантеон Владимира» Говоря о манере работы академика Б. А. Рыбакова, я уже отмечал, что летописные рассказы об установке языческих кумиров в Киеве и о крещении новгородцев нельзя воспринимать так, как если бы это были сообщения очевидцев событий. Нужна критика источников,
Пантеон достойных
Пантеон достойных Отстаивайте же Севастополь! Предсмертные слова вице-адмирала В. Корнилова В 1953 году началась Крымская война. Вскоре на стороне Турции против России выступили Англия и Франция. В сентябре 1854 года в Крымы высадились англо-французские войска. После
Пантеон
Пантеон Во главе пантеона в течение трех тысячелетий существования шумеро-аккадской религии стоял бог Ану (шумерский Ан). Это была довольно-таки мрачная фигура. Его основной характеристикой была царственность, и в первую очередь от него человечество и отдельные
Римский Пантеон
Римский Пантеон Свой Пантеон римляне называли «храмом всех богов», поскольку считали это грандиозное сооружение посвящением всему Космосу, всей Вселенной, а стало быть, и вечности, постоянно живущей будущностью. Первый камень в фундамент святилища был заложен еще при
Пантеон
Пантеон Пантеон балтских богов был довольно разнообразен, но основные божества, почитавшиеся всеми балтами выделить несложно. Отмечают наличие некоего высшего божества, Бога Богов, которого обычно называли просто Бог (лат. Dievs) или Верховный Бог (лит. Anadievas). Он считался
Пантеон
Пантеон Важным этапом всего этого процесса является построенный Адрианом в 115–126 годах Пантеон (рис. 220–228). Уже то, что это здание — с известной точки зрения вершина римской архитектуры — является храмом, можно объяснить только из растущего в Риме религиозного движения.
Пантеон героев
Пантеон героев 1989 год. На здании Пантеона героев, посвященном памяти погибших в Чакской войне, справа от входа в 1989 году установлена бронзовая доска с православным крестом. На ней выгравированы имена 6 (шести) русских героев, погибших в Чакской войне, бессмертных в нашей
Кельтский пантеон
Кельтский пантеон Как уже говорилось, Цезарь, описывая Галлию, отмечал, что кельты поклоняются тем же богам, что и римляне, только под другими именами. Поэтому он называл кельтских богов привычными для римлян именами: Аполлон, Марс, Юпитер, Минерва. Римские названия должны
Синтоистский пантеон
Синтоистский пантеон Для синтоизма характерен огромный пантеон, причем его увеличение, как это случилось и в индуизме или даосизме, никто не контролировал и не ограничивал[28]. И сегодня в синтоизме можно обнаружить влияния древних культов, во многом определивших лицо
Германский миф и пантеон
Германский миф и пантеон Как и у многих протоевропейских народов, у древних германцев «святыми» были объекты, посвящённые божествам, переданные “во владение” какому-либо божеству. Античные историки сообщают о посвящённых богам природных объектах, в первую очередь —
Бог и древнерусский пантеон
Бог и древнерусский пантеон Ещё в глубокую прарусскую эпоху в религиозном обиходе и языке существовало общее понятие бог. Сравнительное изучение древнерусского бог и родственных слов из других индоевропейских языков (санскрит — bhagah — «податель, господин»; персидский
Источник
Пантеон германских и скандинавских богов
Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога – Бури; от него пошел род небесных богов – асов, главным из которых почитался Один, бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьёлльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников-башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками. Затем боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов и гномов. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети. На небесах боги решили построить город для себя – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за один год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина – Фрейя. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы не дать выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу года. Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу; однажды в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фрейей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года. Ермунганд опутал всю землю и кусал свой собственный хвост. В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли.
Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к волку, заявляя, что хотят испытать его силу и просят надеть на него цепь. Волк согласился, цепь была наброшена на него, но волк с легкостью разорвал ее. Боги пришли в еще больший страх. Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но во втором испытании Фенрир снова порвал ее. Боги были в панике, и им помогла Фрейя (по другой версии — Фригг), жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и прочих вещей. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя. У Одина и Фрейи (по иной версии — Фригг) был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрейя не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью.
Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость. И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Жена Локи пыталась облегчить страдания супруга, она собирала яд в чашу, но когда она отворачивалась, чтобы вылить из полной чаши яд, ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги.
Таким образом, после конца света, гибели богов наступило воскресение. Затем последовал последний суд, и все праведные последовали в Муспельгейм, а все грешные – в Нифльгейм. Идеи эсхатологии, воскресения и загробного суда древних германцев предвосхитили христианские идеи, и это обстоятельство объясняет предрасположенность германцев к христианству.
Источник