Древние образы в народном искусстве – наше наследие
В школьной программе важное место в изучении национальной культуры занимают древние образы в народном искусстве. ИЗО (изобразительное искусство) начинают преподавать с начальных классов, и одна из первых тем посвящена символам, которые наши далекие предки вышивали на одежде, вырезали на деревянной утвари, изображали на украшениях и глиняных чугунках. Эти образы служили не только украшением – они несли сакральный смысл.
Одухотворение образов
Закодированные в архитектурных композициях, предметах быта, художественных произведениях и фольклорных текстах древние образы в народном искусстве отражают представления наших предков об окружающем мире. Выдающийся ученый Николай Костомаров считал древние символы образным проявлением нравственных идей с помощью предметов физической природы, наделенных духовными свойствами.
Академик Вернадский отмечал, что в произведениях народного искусства проявляется жизнь данной эпохи и данного народа, и благодаря этому можно изучать и понимать душу народа. Он признавал глубокий символизм художественного творчества, которое дарует нам Космос, проходя сквозь сознание живого существа.
Основные образы
Примеры сакральных символов и их значение точно в доступной форме представлены в школьной теме «Древние образы в народном искусстве» (5 класс, Изобразительное искусство). Это геометрический орнамент, образы солнца, яйца, Древа Жизни, неба, воды, матери-земли, изображения животных и другие.
- Солнце олицетворяло лоно Вселенной.
- Древо Жизни – центр мироздания, иерархическая структура бытия.
- Яйцо – символ жизни, небесная сфера, из которой возникают звезды, планеты.
- Образ Земли ассоциировался с образом матери-кормилицы.
- С помощью орнаментов изображались небо, земля, вода, животные и растения, огонь, проявления природы (ветер, дождь, снег и т.д.).
Солнце
Это самый древний образ в народном искусстве. Солнце считалось центром мира и источником жизни, символизировало небесную духовность, часто приобретая образ отдельных богов. Культ Солнца был всемирным. В Ипатьевской Летописи 1114 года указывается, что «Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог». По другим источникам, богом солнца считался Сварог.
Солнце – это «Око Божье», которое наделяется эпитетами «святое», «праведное», «ясное», «красное», «прекрасное». Позже Солнце занимает особое место в небесной иерархии рядом со Всевышним: ясный месяц, светлое солнышко и Бог Небесный. Вспомним поучение Владимира Мономаха, который указывал на необходимость отдавать «утреннюю Похвалу Богу, а затем восходящему солнцу».
В школьном учебнике про древние образы в народном искусстве (5 класс) сказано, что Солнце обозначалось нашими предками иносказательно в виде ромбов, круглых розеток и даже лошадей (символизируют приход весны). Им украшали женские головные уборы, пояса, бусы, выпечку, свадебный каравай, яйца-писанки, керамику и т.д.
Древо Жизни
Это не менее древний образ в народном искусстве, чем Солнце. Древо Жизни символизирует триединство мира, мировое дерево, мифическую птицу – создателя Сущего. Оно объединяет небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). Также Древо означает род – отсюда название «родовое древо», «корни рода», «родные корни».
Изображение Древа Жизни имеет, пожалуй, самую сложную орнаментальную структуру. Это причудливый узор, изображающий раскидистое дерево, с листьями, крупными плодами и цветами. Часто верхушки дерева-орнамента венчают изображения волшебных птиц-хранителей (отсюда выражения «синяя птица», «птица счастья»). Канонически Древо изображается растущим из чаши (сосуда), указывая тем на истоки своих корней от священного лона (вместилища мира, вселенной). Известный фольклорист Ксенофонт Сосенко отмечал, что идея Мирового Дерева «считается народом как первый миротворческий фактор».
Мать-Земля
Земля всегда ассоциировалась с женским образом матери, ведь Земля – это кормилица. Богиня плодородия встречается во многих мировых культурах. Древние образы в народном искусстве матери-Земли олицетворялись с большегрудой женщиной. Она может и детей родить, и урожай «родить». До сих пор археологи находят фигуры деревянных истуканов женского пола, установленных в полях.
На орнаментальных изображениях мать-Земля почти всегда стоит с воздетыми к небу руками, а вместо головы может быть изображен ромб – один из символов Солнца. Тем самым подчеркивается зависимость урожая от солнечного тепла и неба (дождя).
Согласно древним верованиям, Небо представлялось стержнем мироздания, символом космоса, то есть порядка и гармонии, источником жизни. Семантика слова «небо» у многих народов означает «число», «гармония», «середина», «порядок», «пуп», «жизнь» (в частности в латинском, английском, латышском, хеттской, ирландской, валлийском языках). Древние образы в народном искусстве наделяли Небо особой силой: часто интерпретация слова «небо» созвучна понятию «Бог».
Наши далекие предки считали, что Небо — это река, по которой путешествует яркое солнце. Иногда с Небом отождествлялась корова, которая считалась небожителем и называлась «небесной коровой». Людям Небо представлялось полусферой, куполом, крышкой, сосудом, которые защищали их. Образы неба обозначались на расписных яйцах, рубашках, полотенцах, коврах и т.д.
Орнамент
Издревле гончарные, тканые, вышитые, рисованные, плетеные, резные деревянные и каменные предметы быта украшались различными орнаментами. Узоры имели мировоззренческую семантику и композиционно состояли из простых элементов: точек, зигзагов, завитков, прямых и спиральных линий, кругов, крестов и других. Среди основных групп и видов орнаментов (геометрического, растительного, зооморфного и антропоморфного) исследователи выделяют группу символов небесных тел (солнца, луны, звезд и т.д.).
Именно в виде орнаментов чаще всего изображались древние образы в народном искусстве. Центральное место в таких композициях обычно занимали астральные знаки небесного огня, звезд, солнца и месяца. Позднее эти обожествленные элементы трансформировались в цветочный орнамент.
Вывод
Солнце, Древо Жизни, мать-Земля, Небо, Месяц – это основные древние образы в народном искусстве. Обсуждение их значений и на школьном уроке, и среди ученых перерастает в увлекательную полемику. Достаточно представить себя на месте давнего предка, чтобы понять, какое неизгладимое впечатление производят величественный восход Солнца и бездонная глубина небесного свода над головой, буйство стихии и умиротворяющий огонь очага. Всю эту красоту, величие, необузданность наши прародители запечатлели доступными им способами для грядущих поколений.
Источник
Древние образы в народном искусстве
Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, дишу ковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?
Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная— воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет. Узоры на нем расположились в три пояса и как бы рисуют картину мира. Вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущееся солнце и косые линии — дождевые струи. Внизу две параллельные линии — это земля. Этим орнаментом наш древний предок как бы говорил: «Пусть пойдет дождь».
Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.
Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.
Глиняный сосуд и рисунок с него.
Шайка бондарная. Русский Север, 18 в.
«Солнцеворот». Вышивка на переднике. Тульская губерния. Начало 20 в.
Прялка с росписью. Русский Север, 19 в.
Сундук с символами солнца. Архангельская губ., 19 в.
Фрагмент подзора. Вышивка. Тверская губ., 19 в.
Символы солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке.
Двойное солнце в окружении солярных знаков и растительных мотивов. Конец полотенца. Орловская губ., 19 в.
Сундук с символами солнца. Вологодская губ., начало 20 в.
Сундук с символами дождя. Горьковская губ., начало 20 в.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо»,— говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами — символами солнца!
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода.
Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.
И. и Е. Дружинины. Баба с птицами. Глина. 1947 г.
Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губ., 19 в.
Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы,— тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Древо жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губ., 19 в.
Древо жизни. Роспись в избе. 19 в.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Пряничные доски. Птица. Конь. 19 в.
Ковш-наливка. Вологодская губ., 18 в.
Ковш-черпак. Поволжье, 19 в. (внизу).
Птица-лава. Фрагмент полотенца. Вышивка. Архангельская область, 1950 г.
Пряник. Нижегородская область, 1926 г.
Полотенце с птицей. Вышивка. Ярославская губ., 19 в.
В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.
Взгляни, какие разные птицы. До чего же хороши собой! Словно все светом наполнили вокруг себя. Вот торжественно нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом на вышитом полотенце. Она напоминает волшебную жар-птицу, вся будто проросла весенними веточками. Настоящая птица света!
В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны — выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями-заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.
Как видишь, все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землей и небом.
Детские работы. Мешковина, гуашь
Задание
Выполни рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Работая над образами древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца, постарайся сохранить в рисунке обобщенную форму, исключая ненужные подробности. Смело украшай, фантазируй.
Создавая образ в вышивке или росписи, активно включай в работу цвет. Использовать можно гуашь, восковые мелки и акварель, цветные мелки и фломастеры. Создавая образ в резьбе, воспользуйся сангиной и углем. Эти материалы помогут передать теплоту дерева.
Источник